Старообрядческие православные крестики разновидности. Основные отличия от новообрядческого храма

К концу 19 столетия старообрядческие мастерские производили огромное количество меднолитых изделий: икон, складней и крестов самых разных размеров. Обладающие своеобразной эстетикой, к тому же прочные, практичные и доступные, они привлекали внимание не только ревнителей «древлего благочестия». Как отмечалось в одном из документов 1846 г., «употребление сих крестов и икон… есть повсеместное по всей России». В публикуемом отрывке из статьи протоиерея Михаила Воробьева рассказывается об изображениях, титлах и надписаниях на наиболее распространенных старообрядческих крестах, имеющихся сейчас едва ли не в каждом православном храме.

Разнообразные старообрядческие кресты при всём сходстве между собой (на первый взгляд кажется, что они отличаются только по размеру) различаются, прежде всего, своей принадлежностью к разным старообрядческим согласиям. Это различие определяется типом навершия, в котором иногда размещается Нерукотворный Образ Спасителя, а иногда изображение Господа Саваофа.

Как известно, стаpообpядчество очень недолго представляло собой единое движение и очень скоро раскололось на несколько десятков толков и согласий, часто враждующих друг с другом. Поэтому и литые кресты, о которых идет речь, имеют некоторые различия. Так, на крестах старообрядцев поморского согласия никогда не обнаруживается изображение Святого Духа «в виде голубине». На поморских крестах и крестах, имевших также хождение в среде близких по идеологии к поморцам стаpообpядцев-федосеевцев, изображение Господа Вседержителя заменяется Неpукотвоpным Образом Спасителя и никогда не присутствует надписание IНЦИ – Iсус Назоpей, Царь Иудейский.

Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена «пилатова надпись», возникли в старообрядчестве с самого начала раскола. Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, автор нескольких распространенных в старообрядчестве полемических сочинений, в Челобитной царю Алексею Михайловичу, а затем в книге «Писание священнодиакона Соловецкаго Игнатия на отступники никонияны обличительно о написании титлы на кресте Господни» категорически отвергал форму надписи IНЦИ. Игнатий требовал писать на крестах буквы IХЦС (Iсус Христос Царь Славы). Не разворачивая аргументации по содержанию надписи, Игнатий приводил многочисленные примеры крестов, содержащих предлагаемое им титло.

Противником Игнатия выступил Соловецкий иеромонах Геронтий, не менее авторитетный публицист и апологет «старой веры». Он изложил свои возражения в своем «Ответе священноинока Геронтия к востязающим мя…»

В результате конфликта Игнатий вынужден был покинуть Соловецкий монастырь. С 1666–1667 г. начинаются его двадцатилетние странствия по Русскому Северу, закончившиеся гибелью в знаменитой Палеостровской гари.

После ухода Игнатия в обители оставались его сторонники. В марте 1669 г. один из самых радикальных лидеров соловецкого восстания Фаддей Бородин возглавил уничтожение крестов с надписанием IНЦИ.

Долгое время защищали «пилатовы титла» последователи другого дьякона Феодосия Васильева, составившие особое согласие федосеевцев; известны полемические сочинения известных деятелей этого согласия Игнатия Трофимова и Алексея Самойлова, защищавших титла.

В течение многих десятилетий вопрос о пилатовом титле обсуждался в старообрядчестве, главным образом, среди беспоповцев, пока федосеевцы не согласились вслед за поморцами и филипповцами отложить поклонение Кресту с пилатовым титлом. Поповцы исторически мало участвовали в этой дискуссии, они считали приемлемыми оба варианта титла, не находя ни в одном из них никакой ереси.

К концу 18 столетия большая часть федосеецев согласилась с поморцами в отрицании «пилатова надписания». Меньшая часть, верная основателю толка Феодосию Васильеву, признает только кресты с титлом IНЦI; эти оставшиеся в меньшинстве последовательные федосеевцы образовали обособленное согласие, названное титловщиной.

Pассмотpим титла и надписания с их тpадиционным стаpообpядческим истолкованием, находящиеся на наиболее pаспpостpаненных кpестах, котоpые теперь имеются едва ли не в каждом православном храме. На веpхней попеpечной пеpекладине кpеста, котоpая по смыслу изобpажает дощечку с надписью Пилата, в большинстве случаев нанесено титло IНЦИ. Означает оно вину Pаспятого Спасителя – Иисус Назоpей (или Назаpянин), Цаpь Иудейский. Отвергая «пилатово титло», поморцы были увеpены, что эта четыpехбуквенная надпись «взлезла на кpест» только при патpиаpхе Никоне, котоpый «нового бога выдумал» и толкуют ее так: Iнаго Цаpя Никон Исповеда.

Следующая надпись, котоpую некотоpые знатоки толкуют по-своему, помещена в кpестчатом нимбе Pаспятого Спасителя. Эта надпись ООН (пеpвая буква – гpеческая омега, пpевpатившаяся в славянскую от) – по-гpечески написанное Имя Божие, откpытое Моисею (Исх. 3, 14), то есть – Сый, Сущий. Наши домоpощенные толкователи изъясняют ее как: Он Отец Наш или Он ОТ Отца Нисшел, или пpостpаннее: ОТ небес сошед Господь наш Iсус Хpистос и пpишед к iудеом, Они же его непpияша, На кpесте pаспяша.

Заметим, что Византия не знала таких буквенных знаков на кpестчатом нимбе Спасителя. На pусских иконах и фpесках они появляются с 14 столетия.

Похожим образом, помещаемые на богородичных иконах титла МP ФY (третья буква не феpт, а фита) любители витиеватых толкований объясняют как: Маpия Pоди Фарисеев Учителя, в то вpемя как это простое сокращение греческих слов МАТЕP ФЕY, то есть Матерь Божия.

В навершии поморских крестов всегда изображается Нерукотворный Образ Спасителя с соответствующим надписанием, ниже которого находятся изображения двух Ангелов с покрывалами в руках, которые как бы спускаются к Распятому Христу. Ниже Ангелов обычно располагается надпись ЦАРЬ СЛАВЫ.

На крестах других старообрядческих согласий на месте Нерукотворного Образа находится поясное изображение Господа Вседержителя в звездчатом нимбе и с надписанием ГДЬ САВАОФ, окруженное облаками. Ниже средней перекладины креста обычно записывается тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Надписание НИКА, находящееся обычно у ног Спасителя, означает по-гpечески Победа, ибо Господь Своим Pаспятием и Воскpесением являет победу над абсолютной властью диавола, греха и смерти над человеческим pодом. Стаpообpядческим мудрецам такое пpостое объяснение неинтеpесно. Оно толкуют слово НИКА как титло: Нас Искупил Кpовию Адама. Сие мудpеное измышление никак уже не согласуется с учением Хpистианской Цеpкви, ибо искупил нас Своею Кpовию Сам Господь Иисус Христос, а кpовь Адама здесь совеpшенно ни пpи чём.

По бокам Pаспятого обычно изображаются орудия казни с соответствующими буквенными обозначениями: К – копие, Т – тpость, Г – губа, смоченная уксусом.

Ноги Иисуса пригвождены к подножию, косой перекладине креста. На древних крестах эта нижняя перекладина часто бывала строго горизонтальной. С середины 17-го столетия она становится наклонной, так что левый (со стороны зрителя) ее конец слегка приподнят, а нижний опущен. Такой наклон, по мнению иных знатоков иконографии, указывает на разбойников, распятых вместе со Спасителем. Считается (хотя Евангелия ничего об этом не сообщают), что по правую сторону от Христа был распят благоразумный разбойник, который, покаявшись, был прощен и оказался в раю. Неблагоразумный же разбойник отправился в преисподнюю, которой надлежит быть «ниже нижнего». По другому толкованию, приподнятый левый конец изображает участь оправданных на Страшном Суде людей, которые стояли «одесную» Престола Божия; другой, опущенный, конец перекладины указывает на участь осужденных грешников.

В нижней части креста обычно отливается рельефное изображение Иерусалима. Трудно сказать что это: исторический Иерусалим, где совершилось распятие Сына Божия, или символический Иерусалим Небесный, который открывается спасенному человечеству Крестной Смертью Спасителя.

У подножия кpеста часто pасполагаются еще четыpе буква МЛ и PБ, что должно pасшифpовываться как выpажение: Место Лобное Pай Бысть (то есть pаем стало), иногда PБ толкуется как Pаспят Бысть. Еще ниже находятся две буквы ГГ, означающие Голгофу.

В самом подножии кpеста изобpажается человеческий чеpеп – голова Адама с соответствующими буквами ГА.

Разумное истолкование этого символического изображения состоит в том, что Распятый Христос побеждает смерть. Но наши доморощенные богословы предпочитали обращаться к отpеченным «Болгаpским басням» и объясняли изображение черепа преданием о том, что Адам был погребен на Голгофе, там, где был впоследствии распят Христос.

На большинстве меднолитых крестов ниже адамовой головы находится изображение некоего куста, который должен изображать то самое трехсоставное древо, из которого был изготовлен Животворящий Крест. На лучших поморских крестах это древо превращается в цветок, окруженный яркими многоцветными эмалями. Вероятно, это изображение древа познания добра и зла, которое, как известно, было «хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно».

Протоиерей Михаил Воробьев

В середине XVII столетия Никоновская реформа расколола Русскую православную церковь. С этого времени между никоновцами и сторонниками старого обряда наблюдаются существенные отличия во внешней атрибутике, коснулись они и нательного креста.

Кресту, как одному из главных символов веры, староверами всегда придавалось особое значение. После Никоновской реформы для них принципиальным было сохранить его традиционную форму – восьмиконечный крест, иногда вписанный в четырехконечный. При этом женские нательные кресты у староверов, согласно традиции, отличались от мужских: они не имели резко очерченной формы и скорее напоминали лепестки цветов. На обратной стороне старообрядческого креста были всегда записаны слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Впрочем, будет несправедливо утверждать, что восьмиконечная форма креста – отличительная особенность исключительно старообрядчества. Такие кресты встречаются и в Русской, и Сербской православных церквях. Другое дело, что современная Православная церковь допускает шести– и четырехконечные кресты, которые староверы считают неполноценными. Они обращают внимание на то, что четырехконечный крест – это сугубо католическая традиция (старообрядцы называют его «крыж латынски»).

В этом они ревностно следуют преданию, согласно которому царица Елена, мать римского императора Константина I, в IV веке при раскопках на Голгофе обнаружила восьмиконечный крест – именно на нем был распят Спаситель. Любопытно, что восьмиконечный крест с середины XVI столетия размещался на гербе Российского государства, однако в 1625 году правительство решило заменить его на третью корону.

Что же символизирует восьмиконечный крест? Кроме большой перекладины, к которой были прибиты руки Христа, там есть также верхняя и нижняя планки. Верхняя отождествляется с табличкой, на которой содержалась надпись: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». В Евангелие по этому поводу сказано: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19:19-22).

В старообрядческой среде по поводу этой надписи всегда шли споры: многие считали святотатством размещать на нательном кресте слова того, кто подверг Христа поруганию и отправил его на смерть. Среди них выделялись представители поморского и федосеевского толка. Один из идеологов старообрядчества, архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, даже подал челобитную царю Алексею Михайловичу, чтобы тот запретил «пилатову надпись». В подавляющем большинстве случаев всего этой надписи на крестах староверов нет, но иногда она заменена аббревиатурой ИНЦИ или INRI (на латыни).

Еще одна перекладина – нижняя – была предназначена для ног Иисуса. У нее тоже своя история. По устоявшейся церковной традиции ее считают своеобразным «мерилом праведности». Неслучайно одна сторона этой планки поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, казненного вместе с Христом, другая соответственно направлена вниз и указывает на преступника, не принявшего обещанную Иисусом благодать.

Старообрядцы всегда считали, что нательный крест, который выдается при крещении, снимать ни в коем случае нельзя. Это относится даже к посещению врача или бани. Впрочем, если же верующему по каким-либо причинам пришлось снять свой нательный крест, необходимо прочесть специальную молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя силою Креста Живоноснаго Ти».

До XVII века православные нательные кресты были лишены изображения распятого Спасителя (такая традиция была свойственная Католической церкви), однако после Раскола у сторонников патриарха Никона стали появляться нательники с образом Христа. Приверженцы старого обряда продолжали носить традиционные кресты, считая новый обычай неканоническим. Такая тенденция характерна и для настоящего времени.

По убеждениям старообрядцев крест с изображением распятого Христа уподобляется иконе, которая предназначена не для ношения, а для непосредственного созерцания и молитвы. Более того, изображение распятия фактически означает то, что Спасителя распинают дважды, так как крест сам по себе уже является символом распятия.

Староверы считают крест символом, а икону образом. Получается, что, пряча икону под одеждой верующий по сути превращает ее в языческий амулет. Еще в IV веке Василий Великий с осуждением писал об этом: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Даже спустя 300 лет после церковной реформы Никона и царя Алексея Михайловича в России остались люди, исповедующие христианство по старому образцу. В быту их так и именуют – старообрядцы (или староверы). Свято почитая Господа, они крестятся двуперстием, ибо «щепотью вы соль и табак берёте – в раны Христа кладёте». А Святую Троицу у них обозначают сомкнутые воедино большой палец, безымянный и мизинец. И восьмиконечный крест у них не имеет распятия – только надписи во славу Господа.

Похороны у старообрядцев

Также как в быту староверы отличаются от прихожан православной Церкви, так и обряд похорон у них имеет свои особенности. Ниже перечислены похоронные обычаи староверов из разных волостей дореволюционной России. Во многом эти традиции архаичны и не исполняются в наши дни в полной мере. Даже в больших поселениях сейчас предпочитают не выращивать лён на подворье для похоронной одёжи, а покупать уже готовую ткань. Это же касается изготовления гроба (его теперь покупают вместо собственноручного вытёсывания колоды из цельного дерева) и транспортировки к кладбищу (используют автомобиль, а не несут вручную). В общих же чертах старообрядцы стараются придерживаться заветов своих отцов.

Накануне смерти

Исповедь считается одним из важных этапов на пути к Господу. Для неё приглашают наставника или очищают душу перед старшим членом общины. Приглашать православного священника считается верным пропуском в Ад.

Во время покаяния из-под головы убирали подушку, а к губам прикладывали святую воду. Для облегчения души умирающему задавались вопросы:

  • Не желаешь ли поведать что-то важное, выразить свою последнюю волю?
  • Нет ли желания исповедать грех, в котором ранее не было раскаяния?
  • Не хранишь ли обиду на кого из близких?

По окончанию исповеди налагалась епитимья согласно озвученных грехов. Считалось, что без покаяния нельзя представать перед Богов. По нераскаявшимся при жизни усопшим читали только молитву на отход души, без отпевания.

Плач по покойному

Во многих общинах староверов принято громко оплакивать ушедших из жизни. Причитать начинают прямо с момента констатации смерти. Часто для этих целей приглашали плакальщиц. Опытные жалобщицы могли своими причитаниями настолько растрогать присутствующих, что даже у мужчин порой катились слёзы. Считалось, что душа, услышав подобные стенания будет удовлетворена и не станет возвращаться в дом.

В других поселениях плач порицался. Его называли вытьём и другими оскорбительными словами.

Занавешивание зеркал

В обязательном порядке по всему дому занавешивались все зеркальные поверхности. Это касается зеркал, начищенных металлических створок, самоваров, а в последнее время и телевизоров, мониторов.

Омовение

Для обмывания звали уже не знающих греха пожилых староверцев одного пола с почившим. Если община немногочисленна, допускалось приглашать женщин в летах для преставившихся мужчин.

Очищение телесных покровов проводили в первые часы по кончине. В силу трудоёмкости, этим занималось 2-3 человека. Начинали с головы и заканчивали ногами. Правую сторону прежде левой. Часто для этих целей использовали «Иорданскую» воду, набранную 18-19 января.

После омовения воду не выливали в общие места. Вместе с губками, гребешком и прочими использованными принадлежностями её относили за село и прикапывали – «дабы нечистый не воспользовался».

Облачение

Похоронную одежду заготавливали заранее. Она состояла из нательного белья (рубахи), носков (у женщин - чулок) и мягких тапочек из кожи, соломы или грубой ткани. Женская рубашка достигала щиколоток, мужская – колен. Исподнее готовили белого цвета. В отдельных волостях этим и ограничивались. Но чаще поверх мужчинам надевали штаны, не заправляя, а женщинам – сарафан тёмных тонов: синего, коричневого или чёрного цветов. Вышивка или прочие украшения не допускались. Всё одеяние, как и саван, шилось без узлов, швом «иголка вперёд».

Девушке заплеталась одна коса, плетением вверх, а замужней – две и плетением вниз. На голову повязывали косынку или чепчик, а сверху ещё платок.

Саван

Готовился из длинного белого полотна. В одних губерниях он представлял собой 12 метров ткани, в которую одетого почившего крепко пеленали вместе с головой. В других отрез материи складывали пополам по длине и сшивали в верхней части. Таким образом, похоронное покрывало приобретало вид лодки, в которой усопшего отправляли странствовать по загробному миру.

Гроб

Ещё до середины прошлого века сохранился обычай вытёсывать посмертное ложе из поваленного ствола дерева. Такую домовину заготавливали заранее и она хранилась на чердаке жилого дома, ожидая хозяина. Считалось даже, что она приносит благополучие и достаток в дом.

По другим традициям гроб изготавливался только после смерти. Его сбивали из досок, без использования железных гвоздей. Их заменяли деревянные чопики или крепления боковин по типу ласточкиного хвоста. Тканью дерево не оббивали ни изнутри, ни снаружи. Крест на крышку гроба также не крепили – «ибо негоже Божий символ в могилу опускать».

При изготовлении домовины любым из способов щепу не жгли и не выбрасывали. Она служила наполнителем для подстилки и подушки.

Положение во гроб

Ранее одетое в саван тело до самих похорон укладывали на лавке, ногами к иконам. И более его не трогали. В гроб помещали практически перед самым выносом на кладбище. Сейчас этот обычай не соблюдается. Если тело остаётся в доме, то его сразу располагают в домовине.

На дно гроба укладывали оструганную щепу, берёзовые листья, хвойный лапник. В изголовье клали подушку, набитую листьями или собранными в течение всей жизни волосами умершего. Поверх клали тело, облачённое в саван. Руки располагали на груди – правую поверх левой. Пальцы правой складывали двуперстием, а на левую надевали лестовку – своего рода чётки, выполненные из дерева и напоминающие небольшую лесенку. На грудь иногда возлагали крест или икону святого. Для женщин использовали Богородицу, для мужчин – Николая Угодника. Перед самым погребением иконы и крест вынимали из гроба.

После положения тела во гроб, последний, для крепости, могли связывать лыком или бечевой. Это же допускалось и в отношении самого тела, обёрнутого в саван. Перевязывание совершали таким образом, чтобы складывалось 3 креста: в районе грудины, живота и коленей. Данное перекрещивание напоминало восьмиугольный крест, которым осеняют себя староверы.

День захоронения

Старообрядцы хоронят на третий день. Но летом, во избежание быстрого разложения, могут и на следующий после смерти.

Отпевание

По старинным традициям было принято все три дня и три ночи без устали читать Псалтырь. Для этого созывались 3-4 человека из общины и они, сменяя друг друга произносили молитвы. В наше время ограничиваются тремя панихидами:

  • Накануне погребения.
  • Утром в день погребения.
  • Перед самым захоронением, на погосте.

Службы читаются долго. Считается, чем дольше длится отпевание – тем чище душа предстаёт перед Господом. Отпевания удостаиваются только праведно прожившие жизнь на земле. Жившие в гражданском браке, пьяницы, отступники и непокаявшиеся, могут рассчитывать только на отходную молитву.

Прощание с умершим

Прощание с умершим устраивали у порога дома. Для этого гроб выносили во двор, ногами вперёд, и устанавливали на стол или табуреты. Собравшиеся подходили к усопшему с молитвами и поклонами. Хозяева могли тут же накрыть обеденный стол. Таким образом, почивший как бы в последний раз трапезничал в кругу знакомых. В таком случае после кладбища поминки уже не справляли.

Могила

У одних народностей было принято закапывать тела как можно глубже. Другие ограничивались расстоянием «по грудь», чтобы во время всеобщего Воскресения упокоенный мог вылезти из ямы. Часто рыли своими силами, не доверяя это дело служителям некрополя.

Располагалась могила таким образом, чтобы голова покойного была ориентирована на запад, а ноги – на восток.

Похоронная процессия

Домовину с телом несли до кладбища на руках или на волоках. Лошадей для этого дела не использовали – «ибо конь нечистое животное». В качестве носильщиков были 6 человек из общины, ни в коем случае не родственников. Иногда можно встретить требование, чтобы женщин несли женщины, а мужчин – мужчины. Но эта практика давно изжила себя. Сейчас до самых ворот кладбища гроб подвозят на катафалке.

Останавливалась процессия трижды: в середине села, на краю села и перед кладбищем. Ход вели нетореной дорогой, «чтобы покойный обратно не возвратился». Домашних животных после выноса гроба прикармливали зерном и овсом – «чтобы не пошли за хозяином». За скорбящими кидался сосновый или еловый лапник – «чтобы упокоенный ноги исколол, если решит возвратиться».

Похороны

На самих похоронах проводится последняя служба – Лития. Из гроба достаются символы веры, крышка заколачивается. Захоронение происходит обычным способом. В могильную яму также опускают волокуши (при использовании) и полотенца, если те сильно загрязнились при опускании домовины.

Поминовение

Поминальными считаются 3-й, 9-й, 40-й дни и «година» (годовщина). Редко встречаются общины, где отмечают полусороковины (20-й день) и полугодовщину. Также поминовение осуществляют в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы.

На столе не должно быть выпивки (допускается только квас), чая и мяса. Некоторые общины отказываются и от картофеля. Обязательной считается кутья – отваренная пшеница в меду. Также подаются щи, рыбный, гороховый или луковый суп, каша (гречневая или рисовая), компот, кисель, мёд. Поминальный обед скромный, проводится в молчании. Основная часть его – чтение молитв.

Проводы души

По поверьям, душа упокоенного до сорокового дня обитала на полотенце, что расположено в красном углу избы (где иконы). Потому любой сквозняк считался движением усопшего. На 40-й день родственники выносили полотенце за село и трижды встряхивали его в направлении кладбища, освобождая душу. При этом произносились напутственные слова и бились поклоны.

Траур

Общины староверов по своему укладу осуждают праздность и излишние увеселения. Потому траура в общем понимании у них нет. Важно отмечать годовщины смерти своих родственников. По родителям поминовение следует проводить на протяжении 25 лет.

Отношение к самоубийцам и отступникам

Налагающие на себя руки, отступники, пьяницы и ведущие греховную жизнь в миру не достойны погребения по существующему обряду. Чаще всего их хоронили вне кладбища, без надлежащего прочтения молитв. Их даже провожать не разрешалось – «чтобы упокоенный сполна получил за свои грехи»

Умерших без покаяния, в дороге или общественном месте в царской России хоронили в убогих домах, отдельно от остальных верующих.

Отношение к кремации

Крайне негативное.

Надгробие

Восьмиугольный крест с навершием из плотных пород дерева – самый распространённый вид надгробия. Его устанавливают в ногах, чтобы восходящее с востока солнце осеняло могилу крёстным знамением. Табличка с именем и датами крепилась в самом низу, под последней перекладиной. Фотографию не ставили. Посреди креста, в месте пересечения главных перекладин, допускалась вставка иконы.

В иных областях можно встретить колодки – надгробия в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Ещё один вариант надгробия – столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.

Погребение старообрядцев православными священниками

Хотя сами староверы отрицают подобное захоронение, православные священники соглашаются присутствовать на их похоронах. При этом совершается обряд как для прочих иноверцев. В храм гроб не заносят, литию и панихиду не читают, а с песнопением «Святый Боже» облачённый в священные одежды священник провожает умершего к последней обители.

Возможно, вам будет интересно:

О нательных крестах.

Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на человека в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа ИисусаХриста: “Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах. Крест “всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидящих врагов”, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

Нательный крест, конечно, является сакральным предметом, в той мере, как и любой крест, понимаемый как христианский. Однако, поскольку в богослужении он не используется, не является объектом личной или коллективной молитвы, то и строгих канонов по отношению к нему не существует. Есть лишь традиция, следовать которой, конечно, не обязательно, но желательно.

Контур может иметь любую форму, однако на лицевой стороне непременно присутствует изображение одного из православных крестов (чаще – восьмиконечного), в виде Распятия или Креста-Голгофы, с соответствующими деталями и надписями.

(На старообрядческих нательных крестах изображение Распятия не допускается: только Крест-Голгофа и только восьмиконечный.)

На обороте обычно имеется надпись «Спаси и сохрани».

К XVII веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста текст молитвы. Например, молитвы Кресту ("Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…"), или только его начало, сколько возможно уместить на крестике.

Встречаются на оборотах или по контуру крестов и тексты других молитв.

Существуют так называемые «именные» нательные кресты. Они бывают двух видов. В первом случае на обороте креста к традиционной надписи «Спаси и сохрани» добавляется имя владельца данного креста, по-церковнославянски. Во втором случае на обороте выполняется изображение тезоименитого святого, небесного покровителя владельца креста.

Различаются кресты мужские и женские. Принципиальной разницы между ними нет. Как правило, мужские кресты делаются крупнее, более строгой формы. Женские, напротив, имеют более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом может быть изображена “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).

Нательный крест - это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного материала не был сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры. Соответственно, определяющим тут является не материал, не форма и не композиция креста, сколь бы традиционными, "модернистскими", экзотическими или причудливыми они ни были, а отношение к кресту человека, его носящего.

Крест любого вида достоин почитания, коль скоро он возвещает о своем Первообразе – Кресте, на котором была принесена Голгофская Жертва.

Крест, который мы носим на себе – это и внешний знак нашей принадлежности к Церкви, и наше исповедание своей веры, и знак нашей любви ко Христу, и себе напоминание о том, что мы христиане, и о том, к чему это обязывает. А ещё здесь есть и обратная связь. Это ведь и нам самим знак от Господа, знак Его любви к нам. Знак и напоминание, что Он никогда не оставляет нас Своей благодатной помощью.

Стоит лишний раз предостеречь от отношения к нательному кресту, как некоему амулету, который помогает своему владельцу независимо от степени его веры и нравственности. Если мы не будем прикладывать максимум усилий для борьбы со своими грехами, если жизнь по заветам Христа так и не сделаем своей жизнью, то крест, который мы носим на себе, послужит нам не во благо, а только в большее осуждение.

И, конечно, христианский нательный крест должен быть освящён в храме. Традиция эта сравнительно недавняя, появившаяся в России всего лишь в XIX веке, но на сегодня укоренившаяся прочно. Тут есть, конечно, некое логическое противоречие: с ледует знать и помнить, что крест Христов уже свят по определению, так как освящен своим Первообразом. Но есть и такой резон в освящении креста: совершением этого обряда как бы подтверждается, что крест понимается его носителем именно как христианский (или конкретно - православный), что его символика не противоречит христианской (православной) традиции.

Чтобы освятить нательный крест, нужно придти в церковь к началу богослужения и попросить об этом священнослужителя. Если богослужение уже совершается, можно обратиться за помощью к церковному служителю, который поможет передать крест священнику в алтарь. При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил.

При желании, можно просить совершить освящение креста в Вашем присутствии, чтобы соучаствовать в молитве.

Можно ли дарить нательный крест? Безусловно, можно. Думается при этом, что если при вручении креста дорогому для Вас человеку Вы скажете, что ходили в церковь и уже освятили крест, ему будет вдвойне приятно. Однако, есть смысл и в том, если человек хочет освятить свой нательный крест сам, в определённом храме, или у конкретного священника.

Для большинства современников понятие «старовер» ассоциируется с чем-то очень древним, дремучим, оставшемся далеко в прошлом.

Самые известные нам староверы – это семейство Лыковых, которые в начале прошлого века ушли жить в глухие сибирские леса. О них несколько лет назад рассказывал в серии очерков «Таежный тупик» на страницах «Комсомольской правды» Василий Песков.

Мои школьные годы прошли в Нарьян-Маре, городе, основанном в 1935 году всего в 10 км от Пустозерска – места сожжения «главного старовера» России, протопопа Аввакума. По всей реке Печоре, от верховьев до устья, жили староверы, были села, где они составляли основную массу жителей, например Усть-Цильма. Жили они и в Нарьян-Маре, рядом с нами, тайком собирались в домах на молитвенные собрания, а мы ничего о них не знали. Уже став студенткой, я узнала, что у моей школьной подруги, с которой три года за одной партой сидели, мама истинная староверка, чуть ли не самая главная в их общине. И подружке немало пришлось поплакать, чтоб ей разрешили вступить в пионеры, а потом и в комсомол.

Больше я узнала о староверах, когда приехала жить в Клайпеду. Там была большая община – староверы селились в Литве с 17-18 веков, в городе имелся молитвенный дом. По нашей улице ходили длиннобородые мужчины и женщины в длинных юбках и платочках, завязанных под подбородком. Как оказалось, родители моего мужа были из староверов! Свекор, конечно, не ходил в молельный дом, не носил бороды, считал себя атеистом, курил и выпивал, как большинство мужчин, прошедших войну. А свекровь почитала себя верующей, хотя тоже нарушала предписания старой веры. У истинных староверов запрещено брить бороду, курить, нужно воздерживаться от спиртного, особенно от водки, каждый должен иметь свои кружку-миску-ложку, для посторонних должна быть отдельная посуда, и т.д.

Позднее я прочитала прекрасный роман П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», посвященный описанию жизни староверов в районе Предуралья. Так много узнала нового для себя, книга просто потрясла меня!

В чем же отличие старого православия от нового, никонианского? За что претерпели столько гонений, страданий и казней поборники старой веры?

Раскол произошел при патриархе Никоне, который предпринял церковную реформу в 1653 году. Как известно, составной частью «реформ» Никона, поддержанных «тишайшим» царем Алексеем Михайловичем Романовым, было исправление богослужебных книг по греческим образцам и ведение церковных обрядов по канонам греческой православной церкви, что и привело к церковному расколу. Тех, кто последовал за Никоном, народ стал называть «никонианами», новообрядцами. Никониане, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь единственно православной, господствующей, а несогласных нарекли оскорбительной кличкой «раскольники». На самом же деле противники Никона остались верны древним церковным обрядам, ни в чем не изменив той православной церкви, которая пришла с крещением Руси. Поэтому они называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.

Между старой и новой, никонианской верой, нет никаких различий в учении, а только чисто внешние, церемониальные. Так, староверы продолжают креститься двуперстием, а новообрядцы – тремя перстами. На старых иконах имя Христа пишется с одной буквой «и» – «Исус», на новых «Иисус». Староверы отвечают на молитву священника в честь Св. Троицы двукратным «Аллилуйя» (сугубая аллилуйя), а не троекратным, как в новом православии. Крестный ход староверы совершают по часовой стрелке, Никон же распорядился – против часовой стрелки. Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, а четырёхконечная, как заимствованная из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения. Есть разница в поклонах...

Конечно, цель, которую преследовал Никон, начиная реформу, была не только в изменении внешних атрибутов богослужений. В. Петрушко в своей статье «Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа» пишет: Церковная реформа Патриарха Никона, повлекшая за собой возникновение старообрядческого раскола, нередко воспринимается как главная цель его деятельности. На самом деле она была, скорее, средством. Во-первых, через реформу Патриарх угождал царю, чающему стать вселенским православным государем – именно с этого и началось возвышение Никона. Во-вторых, благодаря преобразованиям Никон укреплял свое положение и мог надеяться, со временем, стать таким же вселенским Патриархом», и там же: «Со стороны организации он хотел исправить церковь, но не установлением в ней соборного начала, а посредством проведения в ней строгого единовластия патриарха, независящего от царя, и посредством возвышения священства над царством». (Желающие могут прочесть всю статью: http://www.sedmitza.ru/text/436332.html).

Возвыситься над царем Никону не удалось, он возглавлял Церковь всего шесть лет, потом восемь лет жил в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, фактически на положении опального, и ещё 15 лет провел в ссылке в Ферапонтовом и Кирилловом – Белозерском монастырях.

После раскола в старообрядчестве возникло несколько ветвей. Одна из них – поповство, которая меньше всего отличается в догматике от нового православия, хотя обряды и традиции соблюдаются старинные. По некоторым данным их насчитывается на постсоветском пространстве около 1,5 миллиона человек, и они образуют две общины: Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) и Русская древлеправославная церковь (РДЦ). Вторая ветвь старообрядцев – беспоповство, возникла в XVII веке после смерти священников старого рукоположения, а новых священников принять не хотели, так как не осталось ни одного епископа, поддерживающего старую веру. Они стали именоваться как «древлеправославные христиане иже священства не приемлющие». Изначально они искали спасения от гонений в диких необжитых местах на побережье Белого моря, и потому стали называться поморами. Беспоповцы объединены в Древлеправославную поморскую церковь (ДПЦ). Сторонников ДПЦ много в Нижегородской обасти и в Карелии, встречаются они и в других местах.

Вековые преследования со стороны официальной религии и властей выработали у староверов особый, сильный характер. Ведь отстаивая свою правоту, они целыми семьями шли в огонь, подвергая себя самосожжению. По архивным данным, в XVII-XVIII веках самосожжению подвергли себя более 20 тысяч старообрядцев, особенно в годы правления Петра I. При Петре указом 1716 года староверам было разрешено жить в селениях и городах, при условии платежа двойной подати, староверы не имели права занимать общественные должности и быть свидетелями в суде против православных. Им запретили носить традиционную русскую одежду, брали налог за ношение бород, и т.д. При Екатерине II староверам было разрешено селиться в столице, но был издан указ о собирании с купцов-старообрядцев двойной подати. Видимо, обязанность платить лишние налоги способствовала воспитанию у староверов привычки к упорному труду, и староверы оказали заметное влияние на деловую и культурную жизнь России. Староверы всегда старались держаться вместе, поддерживая друг друга. Некоторые из них стали удачливыми купцами, промышленниками, меценатами – семьи Морозовых, Солдатенковых, Мамонтовых, Щукиных, Кузнецовых, Третьяковых хорошо известны большинству россиян. Знаменитый мастер-изобретатель И.Кулибин так же был выходцем из семьи староверов.

Староверы в Санкт-Петербурге

На улицах Санкт-Петербурга не часто встретишь мужчин с окладистой бородой и особой стрижкой «под горшок», как ее можно назвать, да и женщин в длиннополых юбках с платочками, завязанными под подбородком, вряд ли увидишь. Современность, естественно наложила отпечаток на внешний вид староверов. Но приверженцы старой веры есть и в Петербурге, и их немало.

Первые официальные упоминания о староверах Санкт-Петербурга появились в 1723 г. Царь Пётр, заложив новую столицу, отовсюду требовал к себе мастеровых людей, и староверы – плотники, кузнецы и другие ремесленники, исполняя царский указ, шли cтроить новый город, а селились в основном за городом, на реке Охте.

При Екатерине II староверы получили официальное разрешение селиться в столице, правда, при условии уплаты двойного налога. В 1837 году в Петербурге даже открывается старообрядческое Громовское кладбище, название которому дано по фамилии братьев Громовых – староверов и крупнейших лесопромышленников. Это позволяет сделать вывод, что староверов в Петербурге было к тому времени много. В 1844 году на этом кладбище была освящена первая старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Бурный рост старообрядчества начался после 1905 года, когда был принят Декрет о свободе совести. Николай II разрешил староверам исповедовать свою веру, предоставил им право строить новые церкви и официально регистрировать свои общины. Перед революцией 1917 года в Петербурге действовало 8 старообрядческих церквей, существовало множество внутренних закрытых моленных, созданных еще во времена преследований.

А после революции снова начались гонения. С 1932 по 1937 гг. все общины были ликвидированы властями, их здания национализированы. Взорвали Покровский собор на Громовском кладбище, который был построен и освящен только в 1912 году. В 1937 году была закрыта последняя старообрядческая церковь на Волковом кладбище. После этого староверы ушли в подполье: не осталось ни одного священника, и ни одного храма.

Выйти из «подполья» старообрядцам удалось на волне подписания Советским Союзом Хельсинских соглашений. В 1982 году, после пяти лет тяжелейшей переписки с властями, инициативной группе верующих во главе с потомственным старообрядцем Борисом Александровичем Дмитриевым удалось добиться регистрации общины Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Белокриницкого согласия. Весной 1983 года общине передали заброшенный храм на окраине города, на кладбище «Жертв 9-го января». Переданное здание находилось в полуразрушенном состоянии и требовало капитального ремонта. На призыв помочь в восстановлении храма откликнулось множество людей. Благодаря дружным усилиям, как питерских христиан, так и из других приходов, храм был восстановлен из руин всего за 9 месяцев.

25 декабря 1983 года состоялось торжественное освящение храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в память о разрушенном большевиками Покровском соборе Громовского кладбища. Это единственный храм РПСЦ в Петербурге и области, в котором постоянно совершаются богослужения по субботам вечером и по воскресным дням утром.
Правда, добираться до него не очень удобно, находится он на проспекте Александровской Фермы, ближе к пересечению его с Софийской улицей. При храме есть детская воскресная школа, работающая с 1995 года, занятия проводятся каждое воскресенье после службы. Здесь учат чтению и письму по-старославянски, молитвам, знаменному пению, рассказывают о богослужении и церковных таинствах.

Самая большая община староверов в Петербурге – это община Поморского согласия, входящая в Древлеправославную Поморскую церковь (ДПЦ). Сейчас эта община имеет два действующих храма. Первый – Соборный храм Знамения Пресвятой Богородицы (архитектор Д.А. Крыжановский) на Тверской улице, дом 8, недалеко от Таврического сада. Он был построен и освящен 22 декабря 1907 года, очень чтим и посещаем староверами-поморами. Но в 1933 году храм закрыли, в его стенах расположились производственные помещения. Лишь спустя 70 лет храм вернули верующим, и с 2005 года в храме на Тверской начались восстановительные работы. Строители дневали и ночевали там, выкладываясь из последних сил, чтобы успеть подготовить его к престольному празднику Знамения Пресвятой Богородицы. Мастерам удалось восстановить церковь в максимально приближенном к оригиналу виде. 10 декабря 2007 года, в день празднования Знамения Пресвятой Богородицы, спустя сто лет после первоначального открытия, в храм вновь вошли прихожане, наставники, причетники. С удивлением прихожане рассматривали трехъярусное паникадило и иконостас, в особенности его центральные врата, воссозданные по фотографиям.

И вновь, как сто лет назад, храм огласило стройное пение староверов. После молебна состоялся крестный ход. Христиане-староверы торжественно обошли храм кругом, неся хоругви. К этому храму добираться легко, на метро до станции «Чернышевская», а далее пешком через Таврический сад.

А на бывшей окраине Петербурга, в современном спальном районе Рыбацкое, на фоне многоэтажных зданий, недалеко от станции метро, можно увидеть небольшое трехэтажное здание с башенкой, похожее на крохотную крепость. За ним маленькое кладбище, точнее, остатки старейшего Казанского кладбища, и церковь. Здание-крепость как бы закрывает собой кладбище и церковь, словно защищает их. Здание имеет название – «Невская обитель». После войны группа ленинградцев, переживших блокаду, помнивших закрытие довоенных моленных, начала хлопоты по регистрации общины. В 1947 году власти согласились зарегистрировать в Ленинграде Старообрядческую Поморскую общину. Вот это здание – духовно-благотворительный центр «Невская обитель» и церковь Во имя Знамения Пресвятой Богородицы принадлежат Невской Древлеправославной Поморской общине. И строительство здания, и восстановление церкви осуществлено силами прихожан-староверов при финансовой помощи попечителей.

В здании «Невской Обители» имеются малый храм, трапезная, крестильная, кельи для исполнения треб, оранжерея, столярная мастерская, подсобные помещения. Здесь работают воскресная школа, курсы по подготовке церковных служащих, библиотека, архив, издательство газеты и церковного календаря, проводятся ежегодные слеты древлеправославной молодежи. Было приятно узнать, что в последнем слете принимали участие молодые староверы из Нарьян-Мара. И в Нарьян-Маре при содействии Невской Поморской общины сейчас достраивается староверская церковь.

В декабре 2008 года в Русском музее проводилась выставка «Образы и символы старой веры». На выставке, помимо икон старого письма, было выставлено много экспонатов, характеризующих уклад, образ жизни, традиции староверов. Здесь были выставлены вещи, более подходящие для Этнографического музея: берестяные туески-бураки, в которые собирали ягоды, прялки, расписанные конями и птицами, староверческие четки-лестовки, женские костюмы, украшенные шитьем и вышивками. Выставка помогла сделать вывод, что хотя староверы живут рядом с нами, говорят на одном с нами языке, но все же в чем-то другие, отличаются от нас. Хотя они тоже пользуются всеми современными благами технического прогресса, но более бережно относятся к старине, к своим корням, своей истории.

Старообрядческий мир и меднолитая пластика

Большой популярностью в старообрядческом мире пользовались меднолитые изделия, так как, во-первых, они более функциональны в старообрядческих скитаниях, а во-вторых, сделаны были "не погаными руками", а прошли огненное крещение. Дополнительной популярности медным иконам добавили петровские указы об их запрете (Указ Синода 1722 г. и Указ Петра I 1723 г.). После этих указов предметы художественного литья становятся необходимой принадлежностью каждого старообрядческого дома, их помещали в иконостас, их носили с собой, их можно было видеть даже на уличных воротах домов старообрядцев.

Меднолитая пластика получила наибольшее распространение среди представителей беспоповщинских толков и согласий (странников, федосеевцев, нетовцев), т.е. там, где размежевание с "антихристовым миром" было особенно строго, где велико было значение индивидуальной молитвы. "Кроме особо уважаемых святынь и своих домашних икон, [старообрядцы – А.К.] никаким и ничьим образам не молятся, – писал в 1862 году статский советник Иван Синицын, – и куда бы не отправлялись, хотя бы на короткое время и даже в моленную, всегда носят с собой свои иконы и молятся только им. По этой причине иконы и кресты их почти всегда маленькие, литые из меди, большую часть в виде складней" 1.

Старообрядческие меднолитые кресты и иконы обычно имели размер от 4 до 30 см и часто были выполнены из ярко-желтой меди, оборотная сторона иконок и складней часто обработана напильником, а фон заполнен синей, желтой, белой и зеленой эмалью. Кроме характерных для старообрядческих предметов искусства признаков (двоеперстие, титло, надписи и т.д.), на них широко был распространен растительный и геометрический орнамент.

Медные иконы, по наблюдениям потомственного мастера И.А. Голышева, разделяются на четыре категории: "Загарские (гуслицкие), Никологорские (Никологорского погоста), старинные или поморские (для раскольников поморской секты) и новые, предназначенные для православных… Этим промыслом преимущественно занимаются офени, принимая раскольничий вид, т.е. притворяясь раскольниками, офеня, торгующий с раскольниками, берет с собой в дорогу свою чашку и ложку, надевает раскольничий костюм и стрижет волосы тоже как они" 2. Специально для старообрядцев медные иконы и кресты старили. Для этого изготовленное изделие опускали на два часа в соленую воду, затем вынимали и держали над парами нашатыря, "отчего зеленая медь обращается в цвет красной меди и изображение принимает, кроме того, закоптелый старый вид".

В Мстёре торговля медными образами была настолько велика, что вытеснила производство мстерских иконописцев – их иконы "сбавились в ценах против прежнего наполовину". В 60-х гг. XIX в. в одной Мстёре работало около 10 меднолитейных заводов. А еще достаточное количество производств имелось окрест центра. Так, в Никологородском погосте, что в 25 верстах от Мстёры, меднолитейное производство было поставлено на поток. "Производят ее следующим образом: берут иконы Гуслицкие, которые отпечатывают в глину, от чего получают так называемую форму, расплавляют медь, выливают в форму, когда застынет металл, вынимают; затем, как задняя часть выходит шероховатою, то чистят подпилком и икона готова", – писал всё тот же И.А. Голышев.

В первой четверти XX в. большой и заслуженной славой в старообрядческом мире пользовалась сопыревская (д. Сопырево Красносельской волости Костромской губ.) мастерская художественного литья Петра Яковлевича Серова (1863-1946). Мастерская выпускала довольно разнообразную продукцию: кресты разной формы, складни, иконы. Самым массовым продуктом были кресты-тельники из латуни и серебра, которых ежемесячно изготавливали 6-7 пудов. Владелец московской старообрядческой типографии середской купец Г.К. Горбунов (1834 - ок. 1924) заказывал у П.Я. Серова книжные застежки и наугольники с изображением Евангелистов и средники с Распятием и Воскресением Иисуса Христа. Деятельность мастерской продолжалась до 1924 г., до запрещения производства всех видов ювелирной продукции в красносельских кустарных мастерских. После этого Петр Яковлевич распустил своих мастеров, оборудование закопал, дом поделил между сыновьями, а сам ушел странствовать по Восточной Сибири. Как сложилась его дальнейшая судьба – неизвестно3.

Разновидностью меднолитых икон являются старообрядческие складни, трех- и четырехстворчатые. "Складень-иконостас был незаменим для противников реформы, скрывавшихся от преследований, передвигавшихся в миссионерских и торговых целях на большие расстояния по бескрайним северным просторам" 4, – писала исследователь Л.А. Петрова. Типичное уголовное дело: 8 июля 1857 г. бурмистром г. Глушковых Василием Ефимовым в д. Сосунов (Юрьевецкий уезд Костромской губ.) был задержан беглый человек страннической секты Трофим Михайлов, "при нем оказались створы о двух досках, окрашенных красною краскою, в коих на одной доске врезаны медные четыре образа, а на другой врезан медный образ распятия Иисуса Христа, еще маленькие створы о трех дощечках с медною оправою, в коих три образа" 5.

Трехстворчатые складни (т.н. "девятки") несли изображение Деисуса или распятия с предстоящими. Оба сюжета были широко распространены в старообрядческом мире. Есть версия, что трехстворчатые складни произошли от Соловецких складней. Классические соловецкие "девятки" выглядели следующим образом: в центре – Иисус, Мария, Иоанн Предтеча; слева – митрополит Филипп, Никола, Иоанн Богослов; справа – ангел-хранитель и св. Зосима и Савватий Соловецкие. Оборотная сторона соловецких "девяток" была гладкой.

Четырехстворчатые складни (т.н. "четверки", Большие праздничные створы) представляли собой изображение двунадесятых праздников, еще один часто встречающийся вид поморских складней. За сходство форм и солидный вес такая форма получила неофициальное название "утюг".

Что касается старообрядческих крестов, то староверы признавали крест "осьмиконечный", "трисоставный и четырехчастный". Подразумевалось, что крест, на котором был распят Христос, по форме был восьмиконечный, состоял из трех пород дерева, и было у него четыре части: вертикаль, "плечи креста", подножие и титло с именем. Согласно другой трактовке три части креста (вертикаль, горизонталь и подножие) образуют три лица Святой Троицы. Все другие формы креста (прежде всего, четырех- и шестиконечные кресты) староверы категорически отвергали. Четырехконечный крест вообще называли крыжом, т.е. латинским крестом. Старообрядцы-рябиновцы (нетовское согласие) по-своему развили учение о кресте. Они считали, что крест нельзя украшать резьбой, изображением распятия и излишними словесами, поэтому использовали кресты гладкие без надписей. Старообрядцы-странники в качестве нательного предпочитали деревянный кипарисовый крест, обложенный оловом или жестью. На обороте креста часто вырезались слова из воскресной молитвы: "да воскреснет Богъ и разидутся врази его".

В православном мире существуют кресты трех основных видов: кресты-тельники, кресты аналойные и кресты могильные. На лицевой стороне креста обычно изображена сцена распятия (на крестах тельниках – атрибуты распятия, на аналойных крестах – распятие с предстоящими), на оборотной стороне – текст молитвы кресту. На крестах старообрядческих вместо Саваофа вверху часто помещался образ Спаса нерукотворного, на краях большого перекрестия – солнце и луна.

Большие споры в старообрядческом мире вызвало титло пилатово – сокращенная надпись на Кресте Господнем INЦI, т.е. "Иисус Назорей царь Иудейский". Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена пилатова надпись, начались в старообрядчестве сразу после собора 1666-1667 гг. Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий выступил с учением, что правильно писать титло IХЦС ("Иисус Христос Царь Славы", ср. 1. Кор. 2.8), т.к. пилатово титло носит глумливый характер и не отражает истины. Возражая ему, другие старообрядцы доказывали, что не только титло, но и сам крест, на котором был распят Христос, являлся орудием позорной смерти, что отнюдь не мешает христианам поклоняться Кресту. Мнения старообрядцев разделились. Некоторые течения в старообрядчестве (например, титловцы, толк федосеевского согласия) приняли никонианское титло "IНЦI", большинство – нет, предпочитая надпись "IХЦС" или "Царь Славы IC XC", "IC XC". Поповцы исторически мало участвовали в этой дискуссии, считая приемлемыми для себя оба варианта титла, не находя ни в одном из них никакой ереси. Титло "древлецерковного подписания", принятое поморцами, имеет следующий вид: "ЦРЬ СЛВЫ IХ СНЪ БЖIЙ НИКА".



Похожие публикации