О причащении детей и соборовании человека без сознания

Что такое соборование? Елеосвящение (его же называют соборованием) - это Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
По установлениям Церкви, при совершении Таинства должен действовать «собор пресвитеров». Семь священников назначаются потому, что при Елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Однако в современных условиях это не всегда возможно. Поэтому допускается совершение Таинства двумя и тремя пресвитерами, в крайнем случае, одним, с тем, однако, чтобы он совершал его от лица собора священников, произносил все молитвы, сколько их есть, и. совершал семь помазаний.
Богослужение Таинства Елеосвящения состоит из трех частей: молебного пения (молебна), освящения елея и помазания елеем. В чинопоследовании Таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов, и как следствие этого, исцеление от болезней.
Следует помнить, что любая болезнь - следствие греховности человеческой природы, и Елеосвящение - духовное врачевство, с которого следует начинать лечение всякого недуга. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь в той мере, которая, по смотрению Божию, необходима для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных для врачевания наших болезней.

Правда ли, что?..
К сожалению, приходится признавать, что с соборованием связано множество предрассудков. Например, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда нельзя употреблять мясную пищу, что он не может иметь супружеских отношений, не должен ходить в баню и т. п. Эти суеверия приносят огромный вред: не дают обратиться к Таинству тем, кому оно жизненно необходимо.
Вопреки распространенному и глубоко ошибочному мнению, Таинство Елеосвящения - это не «один из последних обрядов», открывающих человеку безопасный переход в вечность; и не полезное «дополнение» к медицине. Абсолютно недопустимо считать, что Елеосвящение совершается только над умирающим как «последнее напутствие» и не может быть повторяемо.

Кто может прибегнуть к Таинству Елеосвящения?
Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания, страдающими телесными или душевными болезнями. Под таковыми можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, в том числе и не осознаваемые самим человеком. Следовательно, Таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции, такое общее Соборование обычно совершают в течение Рождественского и Великого постов.
Таинство обычно совершается в храме, но, при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием одним елеем.

Как подготовиться к соборованию?
Человек, над которым совершается Таинство Елеосвящения, приготовляется к нему покаянием и исповедью и, после или прежде соборования, приобщается святых Тайн, испросив благословение у священника.

Что необходимо подготовить для совершения Таинства дома?
Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады или просто чистый стаканчик для освящения елея (собственно «веществом» Таинства является лишь освященный во время него елей, поэтому и зерна, и вино, если их нет времени приготовить, могут отсутствовать). В пшеницу водружают семь свечей.
В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое или подсолнечное масло) и немного красного вина. На тот же стол полагаются святое Евангелие и Распятие.

Почему при совершении этого Таинства используется елей?
Елей (масло растительного происхождения) занимает в природе особое место, обладая целым набором свойств, отличающих его от других веществ. Он легче воды и потому никогда с ней не смешивается, а поднимается над ней и «усмиряет волнение морское». Огонь, питаемый елеем, дает тихий свет. С древности известны его лечебные свойства: елей действует смягчающе, утоляющим страдания образом.

Возможно ли получить отпущение грехов в Таинстве соборования, не прибегая к исповеди?
Нет, это Таинство не «замещает» собой Таинство исповеди, а служит как бы восполнением его, ведь зачастую наше покаяние бывает несовершенным: какие-то грехи мы не осознаем, какие-то забываем, какие-то не можем правильно назвать.

Можно ли соборовать больного, находящегося без сознания?
Над больным человеком, находящимся в бессознательном состоянии, Таинство Елеосвящения можно совершать только в том случае, если он выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках.

Еще о соборовании:
«У нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по соборовании елеем выздоравливают и живут еще долго».

Преподобный Макарий Оптинский

«Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование необязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда дается, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное - всегда подается».

Преподобный Никон Оптинский

«Просьбу о молитве выполняю. Но ты и сама должна потрудиться в молитвенном обращении ко Господу, ибо молитва от болезнующей души - это вопль, прорезающий небеса. Хорошо бы тебе каждый пост собороваться и причащаться хотя бы на дому. Твоя болезнь призывает тебя ко спасению. Соборное масло непременно пей по чайной ложке утром вместе с просфорой и святой водой. Ко Господу надо принести нашу немощь, а у Него и здоровья, и сил на всех предостаточно. Умудряйся, после соборования и врачи умудрятся на помощь тебе».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Каким бы прискорбным ни было это событие, я склонен на своем опыте воспринимать некоей остановкой, передышкой от рабочих и домашних обязанностей, временем подумать над всей жизнью, переоценить приоритеты, переосмыслить себя самого. Человек, оказавшийся на больничной койке, не только физически слаб, но чувствует себя слабым и духовно. Часто, не имея достаточного духовного опыта, он бывает не в состоянии проанализировать причины, приведшие его к заболеванию, иногда обвиняя Самого Бога.

– За что мне цирроз печени?! – восклицает человек, употреблявший алкоголь не всегда в дозах, рекомендованных святителем Иоанном Златоустом. – Почему Господь так меня наказал?

– А откуда у меня гастрит, нервное истощение и сахарный диабет? – спрашивает другой у священника, которого в данный момент рассматривает как адвоката Божия.

И тут при беседе выясняется, что не Христос первого уговаривал злоупотреблять вином; и не Он настаивал на нарушении режима питания вторым и его несмирении перед начальством. Отсутствует в Нагорной проповеди и заповедь об отстаивании личных амбиций перед ближними.

Всякий знает, что нарушение гигиены, пренебрежение профилактикой болезней, да и вообще нездоровый образ жизни как минимум не приносит ничего хорошего. Кого, скажите, мне обвинить в том, что я, не имея привычки смотреть под ноги, наступил на банановую кожуру, упал и сильно ушибся? Неужели Господа Иисуса?

Вот когда больному нужна особая благодатная помощь, ведь именно она может привести человека к вере и примирить его с Богом. И дело священника и его помощниц – сестер милосердия – оказать именно такую помощь.

В духовной поддержке нуждаются не только больные и их родственники, но и врачи и весь медперсонал больниц, ведь они принимают на себя ответственность за физическое оздоровление больных. Но невозможно помочь излечиться человеку физически без духовного оздоровления. Важнейшую задачу священнику и сестрам милосердия в работе с врачами нужно видеть в том, чтобы изменить сознание медиков, по-другому расставить их приоритеты.

Многие из врачей и медработников разного уровня проявляют себя как настоящие христиане, регулярно посещая храмы, принимая церковные Таинства, соблюдая посты, стараясь не нарушать Божиих заповедей, в молитвах прося у Бога прощения за себя, своих близких и друзей. Многие из них, исполняя свой лекарский долг, еще и молятся за каждого пациента, услышав однажды проповедь об этом. Вы, батюшка, еще не успели сказать такую проповедь? Спешите, ведь нивы уже побелели!

Необходимо учитывать, чтобы совершение Таинств по своему времени не совпадало с больничными обходами

Переходя к практическим рекомендациям (уж простите), я бы хотел заметить, что в больничном служении сестре милосердия необходимо учитывать, чтобы совершение Таинств по своему времени не совпадало с больничными обходами. Представьте: врачу пришло время лично побеседовать с больным, совершить какие-то медицинские манипуляции или обследование, а тут в палате священник с сестрой милосердия. В таких случаях могут возникать и конфликты, а этого следует всячески избегать ради пользы всего служения Церкви в больнице. Сестре и священнику также необходимо знать и особенности болезней. Научно-популярной литературы на эту тему полно.

Проведению теоретических и практических занятий для сестер милосердия надо бы уделить особо пристальное внимание, так как без хорошо подготовленных кадров, полно владеющих навыками катехизаторской работы, имеющих необходимый уровень духовных знаний и знаний в области православной психологии, невозможно больничное служение. Ведь если ты станешь сеять пшеницу вместе с чертополохом, доброго урожая к жатве не жди. Поэтому каждой сестре желательно хорошо знать Закон Божий, Священную историю, церковную историю, катехизис, догматику и литургику.

У сестер милосердия рабочий день должен быть полный. Забежать в больницу на пару часов – не лучшая идея

У сестер милосердия рабочий день, желательно, должен быть полный. Забежать в больницу на пару часов – не лучшая идея, поверьте. Ведь главная задача сестры милосердия – это подготовка к Крещению, Исповеди, Причастию, беседы с родственниками, больными, врачами. Всё это отнимает много времени. Разве торопились апостолы за пять минут рассказать Закон Христов? Да конечно же, нет!

Весьма полезно проводить благотворительные акции с концертами по разным отделениям больницы. В детских отделениях можно осуществлять раздачу подарков на специально пожертвованные для этого средства, устраивать встречи с детьми-сиротами. Попробуйте в храме дать объявление, что вы собираете подарки больным детям, чтобы скрасить их пребывание вдали от родителей и друзей. Откликнутся многие!

Где же брать столько сотрудников? – спросит меня любой священник. Этот пробел в некоторой степени я бы посоветовал восполнять волонтерами, хотя они будут ходить нерегулярно и, как правило, имеют недостаточный уровень профессионализма. У них нет еще практики, и они работают с наставником, которому приходится постоянно контролировать волонтера, учить, а порой и отвечать за его неверные действия и слова. Чаще всего волонтеры помогают больным читать молитвенное правило к Причастию. Однако волонтеры нередко не выдерживают работы в больнице, видя страдания умирающих. Их начинает пугать одна мысль идти в палаты, а также ложный стыд и страх. Поэтому зачастую большинство добровольцев начинает искать себя на ином поприще. Не все из них готовы остаться в больнице. Но и из этого немногочисленного состава затем придется многих отсеивать…

Сестра-катехизатор должна быть не только человеком глубокой веры, регулярно исповедоваться и причащаться, но и быть разумной, рассудительной, психически здоровой (прошу обратить на это особенное внимание), уравновешенной, культурной, этичной, внимательной, доброй, знающей основы того учения, в котором была наставлена. Она должна говорить и учить о вере правильно. Вспомните притчу о плевелах.

Еще один путь пополнения кадров – сами пациенты больницы. Некоторые бывшие больные так прикрепляются к тому или иному больничному священнику или сестре милосердия, что со временем, когда утвердятся в вере, приходят трудиться на это поприще. Главное – не оттолкнуть каждого такого человека. Один умный священник однажды сказал, что самое главное в больнице – не помешать приходу больного к Христу.

Еще одна проблема душепопечения – это требование к священству. Не всякий сможет идти в больницу. Аще какой поп брезглив, или имеет боязнь крови (ну а вдруг?), или нрав впечатлительный, то да не перешагнет он порога больничного со Святыми Таинствами вовек!

А если серьезно, то пациент больницы, желающий креститься, исповедаться, причаститься или пособороваться, может оказаться плохо пахнущим (тут вам и гной, и нестираная одежда, и кровь, пот, опрелости и т.п.). Он может быть похожим на мумию, весь в бинтах и ожогах, источающих сукровицу. Он может лежать с эмалированной уткой, у него может быть калоприемник или мочеприемник. Он может оказаться полностью раздетым, едва прикрытым простыней, если это реанимация. У него может недоставать черепной пластины, рук, ног, а из разреза в животе может вываливаться петля кишечника. В конце концов, у него, как правило, повышенная раздражительность из-за болезни и стресса. И тут главное – не ответить человеку в таком же тоне.

Я знал одного священника, который в ожоговое отделение без надушенной маски даже войти не мог. Ему было очень трудно совершать духовное окормление больниц. Как можно скорее он добился перевода на обычный приход.

Само собой разумеется, что больничный священник должен быть чистоплотен. Его одежды, лицо, руки, да и все тело всегда должны быть безукоризненно чистыми. Если ты выглядишь как автомеханик после напряженного трудового дня, не жалуйся, что тебя не желает допускать до постели больного «вредный» доктор. Помни: врач наверняка знает микробиологию, даже если и пропустил пару лекций ради кружки пива в соседнем баре.

Служение священника в больничном храме отличается от служения обычного приходского батюшки. В таком храме всё ориентировано на больных и пациентов больниц, в них практически не бывает постоянных прихожан. Люди попадают сюда лишь на короткий промежуток времени, а потом уходят. Подавляющее большинство обратившихся к Церкви за духовной помощью никогда раньше не исповедовались и не имеют никаких представлений о духовной жизни. Всех их придется учить с нуля. Всё в храме совершается для них: их встречает сестра-катехизатор, ради них служится Литургия, ради них совершается необычайно долгая исповедь. Забудьте навсегда соборную практику исповедовать 200 человек за полтора часа!

Именно в этой конкретной больнице всё зависит от того, как поведет себя сам пастырь и сестры милосердия

И, наконец, последняя проблема связана с разным пониманием у медика и священника того, что делает Церковь в и каково ее место там. Да, право пациента на «допуск к нему священнослужителя» прописано сегодня в Основах законодательства Российской Федерации. На основании этого закона даже составляются различные соглашения о сотрудничестве. Однако следует помнить: именно в этой конкретной больнице всё зависит от того, как поведет себя сам пастырь и сестры милосердия. Добрые отношения с медиками всегда будут на пользу Церкви. Качественная пастырская работа среди врачей и медсестер обязательно приведет к тому, что медики не будут смотреть на церковное служение в больнице только как на допущение или снисхождение. Помните это, батюшка, и никогда не торопитесь попасть домой пораньше, ведь вам нужно не только бросить семя, как Павел, но и не забыть привязать ростки к палочкам, как Аполлос.

Вернемся к больному, который тяжело переживает свое немощное положение. У врача не всегда есть время уделить достаточно внимания своим пациентам, выяснить их внутренние страдания. А, возможно, именно они являются причиной многих заболеваний. Сестра милосердия должна быть готова выслушать больного, разобраться в его семейных и жизненных проблемах, ответить на животрепещущие вопросы, да и просто помолиться вместе с больным. Смотришь – а больной уже обретает радость жизни, понимает смысл страданий, у него появляется желание жить. Неизлечимо больной узнаёт, что жизнь не ограничивается смертью, чувствует, что он не всеми забыт, ощущает заботу и внимание, а это для него – самое главное. Родственники больных в такой момент тоже нуждаются в поддержке Церкви. Никак нельзя забыть и о них. Пусть сестра милосердия посоветует им исповедоваться, если они давно не делали этого.

Любые болезни нуждаются во врачевании. Церковь всегда рассматривается людьми как врачебница для души, а труд священника, отпускающего грехи, сравнивается с трудом врача, с той лишь разницей, что священник врачует душу больного, а врач – его тело. И наш с вами долг, дорогие мои читатели, в том, чтобы не подвести ни людей, ни Христа, Который ждет от нас, чтобы мы сохранили для Него всякого, кого Он призвал унаследовать Царство истины.

Что такое Соборование? Для чего оно проводится? Как происходит? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в нижепредложенной статье.

Что такое Соборование?

Соборование – одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия.

Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.

После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.

Соборование: Таинство исцеления души и тела

Таинство исцеления души и тела - такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками - «собором».

С уважением, священник Антоний Скрынников.

Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек (ему 2 года) никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше.Спасибо заранее за ответ. С уважением Евгения

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Евгения!

Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста.
Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Совершение Таинства Соборовани

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой.

В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два - апостолу Иакову, по одному - святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть - совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых.

Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь - по выздоровлении или же после всеобщего воскресения (см. Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 - 38), а крест и Евангелие - на присутствие Самого Иисуса Христа. На пшеницу ставится пустой сосуд (кандило праздное), который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (см. Лк 10, 34). Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой (хлопчаткой), для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения (Требник, гл. 14) и затем, если больной еще не потерял сознания, совершается Таинство Елеосвящения, которое можно начать с ектеньи «Миром Господу помолимся…». Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны.

Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения

Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 - 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар - это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 15).

Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, - это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12), Все это больной непременно должен исполнить, ибо этого желает от людей Сам Бог.

Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?

Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» (Иак 5, 15). Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему.

Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному.

О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе - водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 - 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.
Дети, несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.

Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после Таинства Соборования, следующее.

Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому Таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же, и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено. По тому же самому часто и родственники, а также и знакомые присутствуют при соборовании больного: Нехорошо не быть, стыдно от людей!» Стало быть, ни у кого из присутствовавших при соборовании нет ни достаточной веры, ни усердного прошения. А без этого-то не бывает и выздоровления. Ибо сказано, что больного исцеляет молитва веры, то есть вера, соединенная с молитвой.

Во-вторых, иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же, человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар - выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар - отпущение грехов. Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни. Поэтому, православные христиане, не бойтесь прибегать к Таинству Елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть пособоруется не откладывая. А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание. Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь в Царстве Небесном. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.

На вопрос кома, священники отказываются Соборовать... заданный автором Искатель лучший ответ это дать попу денежку, что вы как дитя малое.

Ответ от Просолить [гуру]
Мнения священников часто отличаются от учения Христа.
Христос учил не совершать подобные обряды. Эти мероприятия являются языческой традицией.
Христос учил другому.


Ответ от Просыпаться [гуру]
Обратитесь к Католикам.


Ответ от Невролог [гуру]
А что за спешка?


Ответ от Џ лишь гость в этом мире [гуру]
Сейчас атеисты подскажут))


Ответ от Вождь ёноэнэ [гуру]
Знаю одну пожилую женщину. Очень скромный человек. В той церквушке где она молилась с ней обходились некорректно. Её сторонились. А я наоборот, потому как видел её внутреннее состояние. Однажды она мне проговорилась. -"Сколько раз было, смотрю на свою мамочку, а жизнь из неё ушла. Я давай Бога просить, верни мне мою любимую, единственную, мамочку пожалуйста! Гляжу, опять начинает дышать, и ворчит на меня, зачем мол меня тянешь обратно. " Знаю пример, когда коллективно и долго о мальчике молились более10 человек. Родился и выздоровел. А врачи его мать так долбали по поводу аборта. Знаю, как один мужчина, самоубийцу - женщину возвратил, а она потом ему мозг по частям выносила несколько лет. Если в вашем случае нет больших органических повреждений, то тогда есть смысл тащить его назад. На радость и любовь в вашем сердце он притянется обязательно.


Ответ от Артем Великий [гуру]
Вы мне написали что к вам придет священник Завтра. как священники отказываются Соборовать. может вы не правильно поняли или вас не правильно поняли Возможно священики сылаются Таинство предполагает вольное согласие человека и его сознательное (молитвенное) участие в священнодействиях. Если человек, ведущий здоровый церковный образ жизни, который подразумевает регулярную исповедь и причастие, участие в делах прихода, заболеет или травмируется, и будет пребывать в бессознательном состоянии, такого можно и пособоровать, Основанием для приведённого мною мнения служат факты ошибочного диагноза, когда врачи полагают, что больной без сознания, а дело обстоит так, что больной просто хорошенько парализован, и внимает звукам.
Тем паче, что в чине таинства соборования не предусмотрено никаких действий, которые мог бы совершать соборуемый, кроме, разве что, просьбы о благословении и прощении после отпуста. Так что в данном случае сознательное молитвенное участие - вполне субъективное понятие.


Ответ от Андрей Пяртман [гуру]
если человек находится в коме, священник только соборует его - ведь это таинство не требует от соборуемого никаких действий. Найдите номер телефона епархии и позвоните с объяснением ситуации помощнику Правящего Архирея и указанием Священника, кто отказался. Думаю, что через полчаса он сам приедет к Вам и еще будет Ваш упрашивать. чтобы Вы сами разрешили Соборование. А так Ваши молитвы.


Ответ от Єантахтера Юродивый [мастер]
Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление - это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление: в таинстве исцеляется, в первую очередь, наша душа.


Ответ от Андрей [гуру]
Так и должно быть в Русской Православной Церкви.
Это Таинство без исповеди невозможно! Если человек в таком тяжком состоянии, как кома, то как узнать, какие он имеет грехи в сердце своём! Покаяние же для такого тяжко болящего возможно только по его собственной воле. И как узнать, постился ли и молился ли этот человек до наступления комы. А именно пост и молитва очень необходимы для Таинства Елеосвящения.


Ответ от WOLF [гуру]
только ваша молитва


Ответ от Ѐедиска [гуру]
Молитесь, заказывайте молебны о здравии, литургию, сорокоусты, а как только в себя прийдет сразу и священника можно пригласить!


Ответ от Денис ильиных [гуру]
иван грозный тож соборовался, сильно сумневаюсь, что это пошло ему на пользу, а коли ваш близкий ещё жив но не раскаян, молитесь это верней может помочь


Ответ от Іерковный сторож. [гуру]
Соборование напрямую не связано с исповедью и причастием.


Ответ от светлана растовская [гуру]
молитесь сами, жаль, что время упустили


Действует ли на младенцев таинство причащения и действует ли таинство соборования на человека, который находится без сознания или в реанимации?

- Я скажу так: вы учтите, что благодать Божья - это не птичка в клетке. А что такое птичка в клетке? Она или есть в клетке, или её нет. Сумели - поймали, она вся там. Не поймали - её вообще нет. Благодать может действовать с разной силой: может и чуть-чуть, а может и с такой силой, как у Серафима Саровского - он светился как солнце, так, что смотреть было невозможно.

Так вот и здесь, когда речь идет о причащении детей. Мы должны понять общее правило. Что говорят святые отцы? «Бог не может спасти человека без воли самого человека», то есть без меня меня спасти. «Без меня меня женили» - помните такое? Так и в спасении: если бы это было возможно, то Бог спас бы Адама, вот и всё. Но не может, такова воля человека, такова его свобода.

Что имеет ребенок? Он имеет какое-то понимание, когда его причащают? Нет. Как же быть? Вот здесь-то и возникает очень серьезный вопрос: ребенок, пока он еще младенец, является, если хотите, частью своих родителей. И поскольку ребенок не имеет этой воли, не имеет свободы, кто может ее заменить, если ребенка хотят причастить? Кто?! Родители! Они должны подготовиться. Как? Волей сознания, так, как положено к причастию, и причаститься. И ребенок тогда причастится, ребенок тогда действительно получит ту полноту благодати, которой сподобляются его родители.

В противном случае, когда нет ни воли, ни разумения, тогда что? Что будет с мышкой, которая вдруг нечаянно съела частицу Святых даров? Причастилась ли она? Так вот, оказывается, тем, кто хочет причащать детей, надо не «просто так» - от телевизора к чаше, надо самим подготовиться, если мы хотим, чтобы причастие действительно было полезным. Чтобы благодать действовала максимально, насколько это возможно, на этого ребенка, а не «просто так». Вот когда причащают «просто так» - смотрите, чуть ли не каждое воскресенье носятся, причащают. И в тринадцать-четырнадцать лет - где же они, эти дети, которые уже должны все быть во Христе? Как где? На дискотеке. Поняли? Благодать нельзя загнать, знаете ли, одним актом.

Надо не забывать, что пишет Иоанн Златоуст: Иуда причастился на Тайной Вечери, но с этим причастием вошел в него не Христос, а сатана. Мы об этом совершенно не хотим думать, нам главное - сделать. Можно и сделать, а что пишет Серафим Саровский? «На земле ты причастился, а на небе остался непричащенным». Нам этого хочется? Мы хотим, чтобы наши дети действительно причащались. Для этого, дорогие родители, потрудитесь над собой. Конечно, вы тогда не сможете каждую неделю причащать ребенка, но не беспокойтесь - он свят, этот ребенок. С ним ничего не произойдет оттого, что вы не сможете причащать его каждую неделю, а вот хотя бы раз в месяц, но подготовьтесь сами и с ним причаститесь. Вот тогда для него будет действительно великое благо, и для вас, родители, и для ребенка. Вот тогда будет польза церковная. А то только детей носят, причащают, а ребенок еще во всю противится, а его насильно причащают. Такое ощущение, что мы насильно загоним в рай. Вот до чего мы дошли.



Похожие публикации