Архангельский собор в кремле. Московский Кремль: Архангельский собор Архангельский собор 1505 1508

Архангельский собор

Архангельский собор 1505–1508

Алевиз Новый (конец XV - начало XVI века) Архангельский собор 1505–1508. Северный фасад

Архангельский собор в XIV–XVIII веках служил храмом-усыпальницей московских государей. При князе Иване Калите здесь в 1333 построили небольшой белокаменный храм, в котором он позднее был похоронен. Существующее здание возведено в 1505–1508 по заказу великого князя Ивана III итальянским мастером из Венеции, прозванным в России Алевизом Новым. Построенный им крупный пятиглавый шестистолпный крестово-купольный храм, имеющий позакомарное покрытие помимо древнерусских черт несет на себе печать итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Фасады собора подчиняются принципу ордерного членения. Деление их профилированным карнизом на два яруса не соответствует, однако, организации внутреннего пространства собора. Обильную декорацию фасадов дополняют расположенные с севера и запада белокаменные резные порталы и вставленные в полукружия закомар изящные раковины. До середины XVIII века закомары были увенчаны декоративными столбиками - фиалами, а центральная глава имела, как и все остальные, шлемовидное покрытие. Со временем изменилась окраска собора. Первоначально на фоне небеленых краснокирпичных стен четко выделялись белокаменные детали. После революции 1917 в храме, ставшем музеем, богослужения прекратились и возобновились только в 1990-е.

Усыпальница Архангельского собора

В Московском Кремле традиционную для Средневековья функцию храма-усыпальницы выполнял Архангельский собор. Первым, в 1340, в недавно построенном им храме был похоронен Иван Калита. К моменту начала сооружения нового собора в 1505 здесь уже существовало двадцать три гробницы. Поскольку каменные саркофаги стояли прямо на полу, в период строительства их вынесли в расположенную рядом церковь Иоанна Лествичника. Через четыре года их вернули обратно, но в соборе уже был погребен его заказчик - великий князь Иван III. С этого времени захоронения осуществлялись под полом храма. С 1340 по 1730, пока существовал царственный кремлевский некрополь, в Архангельском соборе были похоронены пятьдесят четыре человека - это правящие монархи двух династий (Рюриковичей и Романовых) и их близкие по мужской линии. Кроме того, в центре храма находятся надгробные плиты, отмечающие место захоронения двух принявших православие представителей татарской знати. Последним здесь погребен Петр II (внук Петра Великого), единственный покоящийся здесь император. Существующие ныне сорок четыре надгробия, выполненные в 1630-е, сооружены из кирпича и облицованы белокаменными плитами, на которых помещены имена и даты жизни усопших великих и удельных князей, царей и их близких. В начале XX века они были прикрыты остекленными латунными чехлами.

Интерьер Архангельского собора

Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном Роспись на южной стене. 1652–1666

Первая известная роспись Архангельского собора относится ко времени правления Ивана Грозного. Ее программа являлась отражением сложных богословских идей, связанных с представлением о «богоизбранности» рода первого русского царя и покровительстве ему небесных сил. Все основные особенности ее композиции были повторены в стенописи, исполненной при царе Алексее Михайловиче в 1652–1666. К созданию росписи привлекли большую группу иконописцев из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов России. Артель, в которой трудились такие знаменитые мастера, как Иосиф Владимиров, Федор Зубов, Сидор Поспеев, возглавлял лучший царский изограф - Симон Ушаков.

Посвящение собора определило особое место в его росписи композициям, иллюстрирующим деяния архангела Михаила, который считался небесным покровителем московских князей-воинов. Эти сцены располагаются на северной и южной стенах собора и занимают четыре яруса из пяти. Многие из них являются символическим отражением реальных событий, связанных с борьбой Московского государства с внешними врагами.

Одна из таких композиций - «Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном» - посвящена известному эпизоду Священной истории, когда малыми силами с Божьей помощью была одержана победа над многочисленным врагом. Это событие ассоциировалось у современников Ивана Грозного с его победами над Казанским и Астраханским ханствами. Против татар, которые считались в то время потомками мадианитян, царь выступал, словно новый Гедеон, под покровительством архангела Михаила.

В левой части композиции Гедеон со смирением склонился перед стоящим в величественной позе архангелом, диктующим ему волю Бога. В правой части сидящий на коне предводитель «сынов израилевых» в присутствии архистратига Божия, обнажившего свой грозный меч, стремительно несется навстречу смешавшимся в кучу и уже обращенным вспять врагам. Мастеру-иконописцу удалось передать и торжественный момент предстояния, и динамичную сцену атаки. Склоненные копья мадианитян, их опадающий стяг, поверженные наземь людские и конские фигуры свидетельствуют о скорой победе.

Рака царевича Дмитрия 1813

Среди многочисленных захоронений в Архангельском соборе выделяется одна гробница, размещенная в центральном нефе. Здесь покоятся останки младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Как известно, после смерти отца двухлетний Дмитрий был отправлен удельным князем в город Углич, где прожил около шести лет и загадочным образом погиб при невыясненных до сих пор обстоятельствах. По одной из версий, его убили люди, подосланные Борисом Годуновым, правителем при немощном царе Федоре Ивановиче.

В начале XVII века именем царевича воспользовался самозванец, который даже занял царский трон. После его свержения останки подлинного Дмитрия доставили в Москву, и он был канонизирован. Представители новой династии Романовых признали его своим святым покровителем. Над захоронением царевича в Архангельском соборе соорудили белокаменную резную сень, а вскоре кремлевские мастера под руководством Гаврилы Овдокимова выполнили серебряную раку. Во время наполеоновского нашествия ее похитили и переплавили, сохранилась только спрятанная в тайнике крышка с изображением царевича, которая сейчас демонстрируется в Оружейной палате. По заказу московского митрополита Августина создана новая рака, хранящаяся в соборе до сих пор.

Надгробные портреты князей. Великие князья Иван Данилович Калита и Семен Иванович Гордый Роспись на южной стене. 1652–1666

Уникальной особенностью росписи Архангельского собора, программа которой была разработана в период правления царя Ивана Грозного, является наличие на гранях четырех столпов собора большого числа (около шестидесяти) изображений русских князей, многие из которых причислены к лику святых. Здесь представлены киевские князья Ольга и Владимир, князья владимирские Андрей Боголюбский и Александр Невский, первый московский князь Даниил Александрович и некоторые другие. Это являлось свидетельством законности правящей в Москве династии, преемственности ее власти от великих князей Киева и Владимира.

Продолжает линию вереница «воображаемых» портретов представителей московского княжеского дома, помещенных в нижнем ярусе росписи стен непосредственно над их захоронениями. Рядом с каждой фигурой, показанной в молитвенной позе фронтально или в трехчетвертном развороте, нанесены надписи, раскрывающие имена князей и их святых покровителей, изображения которых в круглых медальонах располагаются ярусом выше. Подобно святым, все князья с нимбами обращены в большинстве своем к востоку, в сторону алтаря. Такая постановка фигур и их атрибуты должны были, по мнению авторов программы росписи, обосновывать «богоизбранность» рода Ивана Калиты, фигурой которого открывается шествие.

Иконостас Архангельского собора 1679–1681

О первоначальном иконостасе Архангельского собора сохранились лишь скудные сведения. Известно, что он поновлялся при царе Иване Грозном. Из него, по-видимому, происходят иконы «Благовещение Устюжское», «Никола Можайский» и «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни» (две последние под записью XVII века). Самой древней иконой собора является главный храмовый образ - «Архангел Михаил, с деяниями ангелов», расположенный на втором месте справа от царских врат. Он, скорее всего, был написан в конце XIV века, находился в первоначальном белокаменном соборе (1333) и мог быть связан с мастерами круга знаменитого иконописца Феофана Грека.

Ныне существующий иконостас и большинство его икон созданы в 1679–1681 по заказу царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Над его резной рамой работало более семидесяти мастеров, среди которых Мокей Ильин, Герасим Окулов и другие. Среди авторов икон - известные изографы Федор Зубов и Михаил Милютин. Иконостас имеет только четыре яруса: пророческий, деисусный, праздничный и местный и завершается резным Распятием. Царские врата, заменившие первоначальные, были выполнены в 1770-е. По обе стороны от них расположены иконы «Спас Великий Архиерей» и «Богоматерь Благодатное Небо», написанные в годы создания иконостаса. К этому же времени относится патрональная царская икона «Федор Стратилат».

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги автора

Софийский собор «Неужели где-то там, за этими стенами, - двадцать первый век? Неужели в нескольких десятках метров живет своей жизнью, бурлит двухмиллионный город, шуршат шинами по широким мостовым автомобили, гудят корабли на Днепре, заходят на посадку самолеты?!»

Из книги автора

Почему Архангельский собор в Москве считается главным собором Кремля? В 1504 году по приглашению великого князя Ивана III в Москву прибыл итальянский архитектор Алевизио Нуово (Фрязин). Именно он в 1505–1508 годах на месте храма XIV века построил в Московском Кремле собор,

Из книги автора

Глава 16 Беломорский, Архангельский, Северный, Ленинградский ордена Ленина (с 1968 г.) военные округа в 1944-1992

Из книги автора

Архангельский собор Архангельский собор 1505–1508 Алевиз Новый (конец XV - начало XVI века) Архангельский собор 1505–1508. Северный фасадАрхангельский собор в XIV–XVIII веках служил храмом-усыпальницей московских государей. При князе Иване Калите здесь в 1333 построили небольшой

Его Величество-Московский Кремль.Часть 5.Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор)

Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался "церковью Св. Михаила на площади".

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых - у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.



Панорама Кремля в Москве.Гайтнер

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги - раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Первый каменный Архангельский собор, на месте деревянного, был заложен в 1333 году великим князем Иваном Калитой в благодарность за избавление от великого голода 1332 года. Этот голод был назван "рослой рожью" - сжатый хлеб пророс в копнах и от беспрерывных дождей весь погиб на полях.

Народ же прожил тогда довольно "безбедно", что сочли подлинным чудом и в память о том заложили большой каменный храм. В тот же год он был окончен и освящен митрополитом Феогностом.



Каменный собор был построен точно на месте прежде существовавшего деревянного Архангельского храма. О времени его появления среди специалистов существует две версии. Согласно первой, деревянный храм был построен очень давно - в конце XI - начале XII столетий, когда молодая Москва, как и всякий город, должна была иметь свой храм во имя Начальника Небесных Сил, издавна считавшегося покровителем русских князей-воинов.


Архангел Михаил в Писании именуется "князем", "вождем воинства Господня"

Другие относят появление деревянного храма к первой половине XIII века, ко времени правления первого известного в истории города удельного московского князя Михаила Хоробрита, брата Александра Невского. Он и заложил в Москве храм во имя своего небесного хранителя, и произошло это за 20 лет до начала правления князя Даниила Московского.
К числу сторонников этой "поздней" версии, которую считают более достоверной, принадлежал и знаменитый дореволюционный историк Москвы, Иван Забелин.



Согласно его исчислениям, каменный Архангельский храм был пятым по счету из заложенных Калитой в Кремле после Успенского собора, церкви Иоанна Лествичника, несохранившегося Петроверигского храма и церкви Спаса на Бору. Тогда Калита, получивший ярлык на великое княжение, застраивал и обустраивал Кремль. Именно в его времена появилось само это слово - Кремль.

Иоанн Лествичник. Мерная икона в окладе. Мастерские Московского Кремля. 1554 г. Икона принадлежала старшему сыну Ивана Грозного и Анастасии - царевичу Ивану Ивановичу (1554-1582). Музеи Московского Кремля

В древности на месте его златоглавых соборов и зубчатых стен шумел сосновый бор, и поэтому холм, на котором возвели первые деревянные крепостные стены города, назвали Боровицким. Они появились уже в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого.

Слово же "Кремль" или "Кремник", как называли московскую крепость в летописях, появилось впервые в 1339-40-х годах - тогда, когда Калита повелел возвести новые городские стены из прочного дуба


Возможно, слово "кремль" произошло от древнегреческого"кремнос" - "твердый", но более вероятно, что в основе лежит славянское слово "крем", "кремник", означавшее "бор" или "лес". Это название сохранилось и после того, как в XV веке был построен новый Кремль из красного кирпича.


Новый Архангельский собор, заложенный Калитой, по мысли своего основателя и устроителя должен был стать ему последним прибежищем. Он и был погребен в нем первым - в апреле 1340 года. С тех пор всех правителей Москвы и России до Петра I хоронили здесь.

Архангельский собор. Вид торцов надгробий Вел. кн. Ивана Даниловича Калиты (ум.1340) Симеона Ивановича Гордого (1316-1353)и кн. Георгия Васильевича (1533-1563) Надгробия в первом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева

Лишь двое из них упокоены за пределами этой кремлевской усыпальницы. Мученик стольного московского града князь Юрий Данилович, брат Ивана Калиты, убитый в Орде Тверским князем Дмитрием в борьбе за ханский ярлык, был похоронен в Успенском соборе. И еще отец его князь Даниил Московский обрел последний приют в стенах Даниловского монастыря.



Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее - возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году Храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.


21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме.

Василий III Иванович

И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын, великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени. За это правитель удостоился особого почета: его изображение в росписи храма поместили на самое лучшее место - на столпе против главного входа в храм.

Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Фрязин, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль.

АЛЕВИЗ ФРЯЗИН Новый (наст Алоиз (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна) — итальянский архитектор конца 15 — начала 16 века, с 1504 года работал в Москве. В 1499 году послы Ивана III Ралев и Карачаров во время пребывания в Италии пригласили архитектора Алоиза Ламберти да Монтаньяна на русскую службу. В следующем году вместе с посольством он направился в Москву, куда прибыл только в 1503 году. Три года он провел при дворе крымского хана Менгли-Гирея, где всего за 15 месяцев построил для него дворец в Бахчисарае (сохранился только резной каменный портал).

В Москве он получил известность как Алевиз Фрязин

Алевиз построил традиционный для древнего русского православия крестово-купольный собор, но с элементами итальянского зодчества - например, украшение закомар - декоративные раковины с жемчужинами. Один старинный знаток Москвы и вовсе оценивал храм как здание "смелой готической архитектуры, с греческой древней смешанной".


В него перенесли мощи "прародителей государевых", начиная с Ивана Калиты. И в престольный праздник, 8 ноября 1508 года новый собор был освящен во имя Архистратига Михаила, Чиноначальника небесных сил - чтобы первый хранитель душ человеческих при жизни стал бы и хранителем их тел.


Архангельский собор. Вид торцов надгробий царя Василия Ивановича Шуйского (1557-1613), князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569), Василия Владимировича (ок. 1552 г.-ок. 1574) и Андрея Ивановича (1490-1536). Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.

Погребение совершали на Руси до заката, чтобы покойник мог проститься с солнцем до Воскресения из мертвых. Гроб накрывали каменной плитой, и возлагали на него загашенные после отпевания свечи - в знак погашения всякой вражды. Перед гробницами всегда теплились лампады и горели свечи: в своих духовных завещаниях князья наказывали своим детям соблюдать, "чтобы память о родителях не преставала и свеча бы их на гробах родительских не угасла".


Архангельский собор. Общий вид надгробия имп. Петра II сбоку, на заднем плане часть северо-западного столба. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.

И над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещались икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

Эти надгробницы мы и видим сейчас в Архангельском соборе - все захоронения находятся под полом. В 1636-1637 г.г. древние надгробия заменены новыми кирпичными с резными белокаменными стенками, а в 1903 году они были покрыты бронзовыми футлярами.


И еще в Архангельском соборе с 1599 г. и до 1765 г. были "отдельные архиереи", предназначенные служить панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ - князей и царей. Такого учреждения больше не было ни в одной московской церкви.


В этой раке, расположенной в часовне мч. Уара у алтарной стены Архангельского собора московского Кремля находятся честные мощи Св. Евфросинии Московской


Богоматерь Благодатное Небо

Внутри храма слева от Царских Врат в местном чине находится икона Божией Матери "Благодатное небо" - по преданию, она была принесена в Москву в конце XV века супругой вел. кн. Василия II Софьей Витовтовной, дочерью Литовского князя.


Впервые стенописью Архангельский собор был украшен в царствование Ивана Грозного в 1564-1565 гг. В начале XVII столетия во время польско-шведского разорения живопись храма основательно пострадала. Было принято решение о ее возобновлении. Работа над росписью продолжалась с 1652 по 1666 гг.

Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа

Согласно распоряжению царя Алексея Михайловича новая стенопись должна была в точности повторить древнюю. До начала работ мастер Оружейной Палаты Степан Резанец с помощниками составляли описания сохранившихся в храме изображений с указанием того, где они расположены. Решение царя ясно говорит о том, что идеи, положенные в основу программы росписи собора оставались актуальными в царствование Романовых.

Св. Даниил Московский. Фреска Кремлевского Архангельского собора Московского Кремля. XVII в.

Над созданием новой росписи трудилась большая артель мастеров из разных городов России - Ярославля, Ростова, Костромы, Вологды и др. Возглавлял артель знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Рука об руку с Симоном Ушаковым трудились такие талантливые мастера, как Федор Зубов, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Иосиф Владимиров и др. Они привнесли в древние композиционные схемы изощренный динамичный рисунок, сложное и энергичное архитектурное обрамление композиций, яркий, праздничный колорит, построенный на сочетании интенсивных тонов синего, вишневого, желтой охры с нежными тонами белого, розового, фисташкового.


В содержании программы декорации ансамбля идеи "политического богословия" времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и покаяния. "Эпиграфом" ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в храм лоджии, которые представляют собой "иллюстрации" к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается композиция "София Премудрость Божия" в сопровождении многочисленных изображений русских церковных иерархов.



Фреска центрального купола Архангельского собора.
1652-1666 гг

В центральном куполе представлена композиция, получившая название "Отечество". Западную стену и часть сводов храма занимает цикл композиций, раскрывающих содержание Символа веры (краткое изложение основных догматов христианской религии). Он продолжает тему выбора веры, начатую в лоджии, и служит напоминанием о том, что защита веры - святой долг княжеской и царской власти. Составной частью цикла "Символа веры" является композиция "Страшный Суд", занимающая часть западной стены.


На северной и южной стенах храма - композиции, повествующие о чудесах Архангела Михаила, верховного ангела, проводника в мир воли Бога. На Руси он почитался как патрон великого князя и как ангел, сопровождающий души усопших к престолу Бога. Тема прославления самодержавной власти находит свое развитие в изображениях святых князей - царских сродников и святых воинов, их покровителей. Среди них - Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, князь Михаил Черниговский и его боярин Федор.



Уникальная особенность росписи Архангельского собора - цикл надгробных портретов князей московской династии. Они располагаются непосредственно над княжескими гробницами. Фресками украшена и усыпальница Ивана Грозного.



Фрески с изображением московских князей над их гробами в Архангельском соборе

Внижнем ярусе росписи, над гробницами выполнены "воображаемые" портреты князей, погребенных в соборе. Место портрета в чреде княжеских изображений обусловлено расположением его гробницы. Князья представлены в светских одеждах фронтально или в трехчетвертном повороте к востоку с молитвенными жестами рук, в торжественном предстоянии пред алтарем храма. Вверху, рядом с каждой княжеской фигурой в медальонах помещены изображения святых покровителей князей, чьи имена они носили. Надгробные портреты князей наиболее точно следуют первоначальной росписи собора XVI в.



Надгробия в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре надгробие Дмитрия Донского)

О композиционной основе XVI столетия говорят неподвижные, монотонно повторяющиеся позы изображенных, контуры фигур, очерченных прямыми строгими линиями. XVI веку принадлежит и типология княжеского костюма. На московских князьях орнаментированные шубы и длинные платья с жемчужными воротниками и золочеными поясами.

По сравнению с портретами на столпах храма, более парадных и репрезентативных, княжеские портреты надгробного цикла - камерные. В позах князей, в их жестах, ликах выявлено состояние личной молитвы о спасении. Все князья московского дома изображены с нимбами как святые. Вместе с праведниками, представленными в большой композиции "Страшный Суд" (западная стена), они наследуют жизнь вечную и предстательствуют перед Богом за своих потомков.

На столпах изображены князья Владимиро-Суздальской Руси - предки московских князей, как бы олицетворяющие предысторию Московского государства.



Надгробия великих князей Василия III, Ивана III и Василия II в Архангельском соборе Московского Кремля

Когда заключались грамоты между великим князем и удельными князьями на верность и о военном союзе против общего неприятеля, то "для вящего утверждения" они давали друг другу присягу именно в Архангельском соборе и целовали там крест на гробах своих отцов.



Надгробие царя Василия Шуйского (слева) и старицких князей Владимира Андреевича и Василия Владимировича (справа) в Архангельском соборе Московского Кремля

Отсюда произошел еще один древний обычай, существовавший в допетровской Москве - класть челобитные государю на царские гробницы. Никто не мог препятствовать просителю войти в собор и оставить там свою просьбу, которая оттуда доходила до царя и попадала прямо в его руки. Этот обычай был отменен Петром I.



Архангельский собор. Надгробие кн. Андрея Радонежского у северной стены. Фото И.Ф. Барщевского 1895 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер: МРА 2498.


Портрет царя Ивана V, Музеи Московского кремля -Иоанн (Иван) V Алексеевич (27 августа (6 сентября) 1666, Москва — 29 января (8 февраля) 1696, там же) — русский царь в1682—1696, из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урождённойМилославской. Отец Анны Иоанновны, императрицы Российской империи

Как известно, последним погребением в истории кремлевского храма стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий.




Единственным исключением стал юный Петр II, приехавший в Москву на свою свадьбу в 1730 году и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания. И еще под сводами Архангельского храма в феврале 1826 года три дня находилось тело почившего императора Александра I. Его привезли сюда из Таганрога, где умер государь, по пути в Петербург.



Другим исключением стал Борис Годунов. Он тоже сначала был похоронен в Предтеченском приделе Архангельского собора, но в 1606 году повелением Лжедмитрия I тело его было вырыто и перезахоронено в Троице-Сергиевой Лавре.




Крышка раки царевича Дмитрия. Москва. Серебряная палата. 1628-1630. Вклад царя Михаила Федоровича в Архангельский собор.

В Архангельском соборе похоронен св. царевич Дмитрий в серебряной раке. Здесь же хранилась его тафья, унизанная жемчугом и яхонтами - в собор ее прислал Петр I.



Строго говоря, в Архангельском соборе хоронили не только великих князей Москвы. При Иване Грозном здесь были погребены свв. мученики Черниговские - князь Михаил и его боярин Феодор, замученные в Орде в 1242 году и только в XVI веке привезенные в Москву по желанию царя.



Архангельский собор. Торцы надгробий Вел. князей Василия II Темного (1415-1462), Ивана III (1440-1505) и Василия III (1479-1533) и царевича Дмитрия (1552-1553). Фотография К.А. Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.

Здесь же был похоронен любимый народный герой Смутного времени, полководец князь Михаил Скопин-Шуйский. Он участвовал в подавлении восстания известного И. Болотникова и в 1610 году освободил Москву от осады Тушинского вора - Лжедмитрия II.



Праздничное богослужение в день престольного праздника Архангельского собора Московского Кремля в год 500-летия собора

Князь умер внезапно 23 апреля 1610 года, и народ приписал его смерть отраве, подозревая в убийстве дядю полководца, царя Василия Шуйского. Говорили, что героя отравила из своих рук дочь Малюты Скуратова, которая приводилась ему кумой:
Ох, ты гой еси, матушка моя родимая, Сколько я по пирам не езжал, А таков еще пьян не бывал: Съела меня кума крестовая, Дочь Малюты Скуратова.
И слышны были в Архангельском соборе "шум и гласы и плач" - о Смуте великой времени и о разорении царства Московского.


Известна история основания кремлевского Чудова монастыря, когда святитель митрополит Алексий, в 1357 году призванный в Орду лечить ослепшую жену хана Тайдулу, перед отбытием отслужил в Успенском соборе молебен перед гробницей св. митрополита Петра и было чудо: там сама собой возгорелась свеча. С этой свечой поехал святитель в Орду и исцелил Тайдулу, которая в благодарность подарила ему в Кремле место для устроения Чудовой обители - во имя Чуда св. Михаила-Архангела в Хонех.



Сам праздник, как и основанный Чудов монастырь, не имеет прямого отношения к Архангельскому собору. Интересно другое, почти неизвестное: оказывается, такое "чудесное самовозжжение" свечей случалось нередко и после того. И однажды это произошло в Архангельском соборе: у гроба Дмитрия Донского " свеща сама о себе возгореся" и горела много дней, не убывая в воске. Эта свеча долго хранилась в соборе, от нее многие брали целебный воск и "от различных болезней здравие приимаху."


Снаружи южную стену Архангельского собора поддерживают каменные подпоры - контрфорсы. Эта стена треснула в конце XVIII века, когда для строительства Большого кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова был вырыт огромный котлован.


Согласно проекту именитого архитектора предполагалось разрушить многие старинные здания в Кремле, а всю кремлевскую территорию заключить, как "в футляр", во двор нового дворца.


Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.

Русское общество воспротивилось этому кощунству: по свидетельствам современников, Баженову несколько раз приходилось спасаться бегством от разгневанных москвичей. К счастью, у Екатерины II не хватило тогда средств для осуществления грандиозного строительства, и оно было прекращено, не состоявшись.

И все же беды обрушились на Архангельский собор в XIX столетии. Он сильно пострадал в 1812 году - в алтаре этого кремлевского храма была устроена походная кухня для Наполеона.

Говорят, что это сделали по совету шпионки Бонапарта, мадам Обер-Шальме, известной французской модистки с Кузнецкого моста. Она держала очень дорогой магазин шляп, в который до войны ездила вся Москва. За цены ее прозвали шельмой, а неблаговидная роль мадам во время войны только утвердила за ней это прозвище - многие даже считают, что само слово шельма произошло от ее имени.


«обер-шельма»-мадам Мари-Роз Обер-Шальме.

Когда французская армия вошла в Москву, мадам Обер-Шальме получила приглашение в Петровский дворец, где Наполеон временно устроил свою резиденцию. Там император советовался с московской француженкой, знавшей местные порядки и нравы, об освобождении русских крестьян от крепостного права


Эту "популистскую" меру он хотел провести одной из первых, надеясь обратить к себе большинство русского простонародья и тем удержать свою завоевательную политику. Наполеон спросил у мадам ее мнение по этому вопросу. "Я думаю, Ваше Величество, что одна треть из них, может быть, оценит это благодеяние, а остальные две трети не поймут, пожалуй, что Вы хотите сказать этим". - ответила модистка. Выслушав ее ответ, Наполеон понюхал табак, что он делал всегда, когда встречал какое-либо противоречие.


Восточный фасад Архангельского собора с наружными приделами: слева - Третьего обретения главы Иоанна Предтечи; справа - Покрова Богородицы (с 1848 г. - придел Мученика Уара). 1880-е гг.

И дело ограничилось кухней в кремлевском соборе, которую приписали совету французской шпионки с Кузнецкого моста. Она, кстати, сама обратилась к Наполеону с просьбой защитить ее от русских и иностранных кредиторов, которым она задолжала 300 тысяч рублей, потеряв из-за войны в России собственных 500 тысяч рублей состояния.


Икона Царевич Дмитрий в Архангельский собор в Москве. Слева: люди, глядя на его могиле./// Икона "Царевич Дмитрий", слева могила царевича.

Поблагодарил московский люд Шельму. Оклады с икон были сорваны, раки ограблены, а мощи св. царевича Дмитрия спрятал от поругания священник соседнего кремлевского монастыря Иван Яковлев. Он нашел их лежащими подле раки, обернул пеленой и унес в Вознесенскую церковь монастыря, где спрятал их в нижнем ярусе иконостаса.

Только с повреждениями собора, полученными от Наполеона, сравнимы его разрушения в ноябре 1917 года, во время обстрела Кремля. А в следующем 1918 году в связи с переездом правительства в Москву Архангельский собор, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт.


В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжен, в подклет Архангельского собора перенесли в белокаменных гробах их останки - под прах отцов, братьев и мужей.


Анастасия Романова на Памятнике "1000-летие России" в Великом Новгороде

Среди них был и гроб Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. Недавняя экспертиза обнаружила при исследовании ее останков следы ядовитого химического вещества, что подтвердило версию об отравлении царицы приближенными.
После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года в Архангельском соборе работает музей. В 80-х годах в собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата.
.


"Архангел Михаил в деяниях",

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора - "Архангел Михаил в деяниях", созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.
План-схема захоронений великих князей и царей

В Архангельском соборе захоронения русских великих и удельных князей, царей и их ближайших родственников размещались и оформлялись по таким же правилам. Все захоронения, за исключением погребений в раках, совершены под полом храма и отмечены в его интерьере высокими пустотелыми памятниками с двускатными усечёнными крышками. Застеклённые чехлы (1906 году) позволяют хорошо видеть белокаменные плиты с надписями и великолепным растительным орнаментом. В общей сложности в Архангельском соборе погребены пятьдесят шесть человек, могилы которых отмечены эпитафиями.

Первым здесь был похоронен в 1340 году великий князь Иван Калита, последним, в 1730 году, - император Пётр II. Могилы правителей Русского государства и их родственников по мужской линии располагаются в основном в южной половине храма - вдоль южной и западной стен и на солее. Только опальных князей хоронили в стороне, вдоль северной стены собора. Два погребения находятся в интерьере храма в раках - св. царевича Димитрия Угличского (ум. в 1591 году, в соборе с 1606 года) и свв. черниговских чудотворцев первой половины XIII века (в соборе с 1774 года).


1.Ярослав (Афанасий) Владимирович (ум. 1426). Удельный князь Малоярославецкий
2. Ивам Владимирович (ум. 1423). Удельный князь Серпуховской
3. Андрей Васильевич Меньшой (ум. 1481). Удельный князь Вологодский
4. Борис Васильевич (ум. 1494). Удельный князь Волоцкий и Рузский
5. Юрий Васильевич (ум. 1472). Удельный князь Дмитровский
6. Семен Иванович (ум. 1518). Удельный князь Калужский
7. Иван Васильевич (ум. 1417). Сын Василия
8. Петр Дмитриевич (ум. 1428). Удельный князь Дмитровский и Угличский
9. Андрей Дмитриевич (ум. 1432). Удельный князь Можайский, Верейский и Белозерский
10. Юрий Дмитриевич (ум. 1434). Великий князь Московский, удельный князь Звенигородский и Галичский. Василий
Юрьевич Косой (ум. 1447). Удельный князь Звенигородский. Дмитрий Юрьевич Красный (ум. 1440). Удельный князь Бежецкий и Галицкий
11. Владимир Андреевич Храбрый (ум. 1410). Удельный князь Серпуховской и Боровский
12. Андрей Иванович (ум. 1353). Удельный князь Серпуховской
13. Дмитрий Иванович (ум. 1509) . Великий князь Московский, соправитель Ивана III
14. Иван Иванович Молодой (ум. 1490). Сын Ивана III, великий князь Тверской
15. Василий I Дмитриевич (ум. 1425). Великий князь Московский
16. Дмитрий Иванович (ум. 1521). Удельный князь Угличский
17. Дмитрий Иванович Донской (ум. 1389) . Великий князь Московский
18. Иван Иванович Красный (ум 1359). Великий князь Московский
19. Юрий Васильевич (ум. 1563). Удельный князь Угличский и Калужский
20. Семен Иванович Гордый (ум.1353). Великий князь Московский

21. Иван I Данилович Калита (ум. 1340). Великий князь Владимирский и Московский
22. Василий III Иванович (ум.1533) . Великий князь Московский. Дмитрий Иванович (ум. 1553). Царевич
23. Иван III Васильевич (ум. 1505). Великий князь Московский24. Василий II Васильевич Темный (ум. 1462). Великий князь Московский
25. Федор Иванович (ум. 1598). Царь
26. Иван Иванович (ум. 1581). Царевич
27. Иван IV Васильевич Грозный (ум. 1584)
28. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (ум. 1610). Князь, полководец
29. Дмитрий Иванович (ум. 1591). Царевич, удельный князь Углический
30. Алексей Михайлович (ум. 1676). Царь
31. Алексей Алексеевич (ум. 1670). Царевич
32. Михаил Федорович (ум. 1645). Царь. Василий Михайлович (ум. 1639). Царевич
33. Иван Михайлович (ум. 1639). Царевич
34. Дмитрий Алексеевич (ум. 1649). Семен Алексеевич (ум. 1669). Царевичи
35. Илья Федорович (ум. 1681). Александр Петрович (ум. 1692). Царевичи
36. Василий Иванович Шуйский (ум. 1612). Царь
37. Владимир Андреевич (ум. 1569). Удельный князь Старицкий. Василий Владимирович (ум. 1574). Удельный князь Дмитровский
38. Андрей Иванович (ум. 1537). Удельный князь Старицкий
39. Юрий Иванович (ум. 1536). Удельный князь Дмитровский
40. Андрей Владимирович (ум. 1426). Удельный князь Радонежский
41. Андрей Васильевич Большой (ум. 1493). Удельный князь Угличский
42. Иван V Алексеевич (ум. 1696). Царь
43. Федор Алексеевич (ум. 1682). Царь
44. Петр II Алексеевич (ум. 1730). Император
45. Василий Ярославич (ум. 1483) . Удельный князь Боровский
46. Михаил Всеволодович (ум. 1246). Князь Черниговский
47. Петр (Куйдакул) (ум. 1523). Казанский царевич
48. Александр (Утемиш-Гирей) (ум. 1566). Казанский царь
49. Место первоначального захоронения царя Бориса Годунова (ум. 1605) Сноски: На саркофаге указана другая дата - 1504.
Канонизирован в 1988
. На саркофаге указана другая дата - 1534.
На саркофаге указана другая дата-1462
. Вскоре после захоронения останки царя Бориса Годунова были вынесены из собора. Захоронен в Троице- Сергиевой лавре.

Описание:

История

Достоверных данных о времени появления в Кремле храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в.

В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей.

В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня.

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени.

Архитектором собора был выбран итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери.

В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей. Первым здесь был похоронен Иван Калита, последним — Иван Алексеевич, брат Петра I. Исключение составляют святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля, а также Борис Годунов, останки которого были вынесены отсюда в 1606 году по повелению Лжедмитрия I. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Также в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от оспы. Сюда же были пенесены мощи св. мчч. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 г.

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского. Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой. До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.

В 1929 г. в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых, в 2008 г. в придел мч. Уара были перенесены мощи прп. Евфросинии Московской.

Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация и поновление иконостаса были произведены после 1812 г., т.к. во время захвата французами Москвы в алтаре храма была устроена походная кухня и склад провианта.

В 1744-1883 гг., до постройки Храма Христа Спасителя, Архангельский собор был кафедральным собором московских архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы.

В 1917 г. собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 г. закрыт.

Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. В 1955 г. в Архангельском соборе был открыт музей. В 1970-х годах осуществили реставрацию внешних стен собора, реставрация иконостаса была произведена в 1979-1980 гг.

В 1991 г. в соборе возобновились богослужения. 28 мая 1991 г. совершил богослужение над мощами св. блгв. князя Димитрия, в 1988 г. причисленного к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви.

Храм не действующий, богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля совершаются редко: в престольные праздники, дни поминовения усопших, праздники святых, чьи мощи покоятся в соборе.

Престолы

Главный престол освящен в честь Архангела Михаила, приделы — в честь Покрова Божией Матери, Иоанна Предтечи и мученика Уара.

Святыни храма

Мощи блгв. кн. Димитрия Донского, св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Феодора, св. блгв. царевича Димитрия, прп. Евфросинии Московской. Икона Михаила Архангела с житием, чудотворная икона Божией Матери «Благодатное небо» (другое название образа «Что Тя наречем», «Благодатная»).

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь Web-сайт:

Архитектурный анализ какого-либо здания – задача весьма непростая для дилетанта. Нам приходится этим заниматься и при этом использовать многочисленные архитектурные термины, малоизвестные широкой публике. Поэтому было решено пояснить, что за деталь скрывается под тем или иным понятием, тем более, что зодчие применяли подобные элементы начиная с XV века. В качестве примера возьмём Архангельский собор Московского Кремля.

Откроем книгу Т.В.Власовой “Архангельский собор”, где на стр.30 найдём архитектурное описание собора:

“Алевиз Новый, как истинный итальянец, “одел” фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса, все фасады собора поделены на два яруса, причём каждый ярус получил законченное оформление, что создаёт иллюзию этажности здания”.

Другими словами, Алевиз Новый, будучи представителем архитектурной школы ренессанса, применил во внешнем убранстве классическое сочетание несущих и несомых конструкций, например, пилястры с базами и капителями. Если смотреть на собор с разных сторон, то видно, что горизонтальная тяга зрительно делит собор на две части – верхнюю и нижнюю, поэтому создаётся впечатление, что храм двухэтажный.

При этом каждый ярус существует как бы независимо от другого, их архитектурное убранство различно.

“Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах служит постаментом для более лёгкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филёнками”.

Итак, нижний стен ярус Архангельского собора выше, чем верхний.


Это хорошо видно на снимке. Пряслами в архитектуре называют участки стены, разделённые пилястрами. (Участок стены может быть выделен не пилястрами, а лопатками, на внешних стенах интересующего нас собора их нет, отличие пилястр от лопаток изучим позже). Пилястра – это вертикальный плоский выступ стены. Пилястра очень похожа на колонну, в ней тоже есть база и капитель. Но только колонна – несущий элемент в архитектуре, а пилястра – декоративный. Проще говоря колонна служит опорой для находящейся сверху конструкции: антаблемента, фронтона и т.п., а пилястра – это имитация колонны, приставная деталь, ничего не несущая.


На снимке – прясло западной стены Архангельского собора. С двух сторон оно выделено пилястрами с капителями и базами.

На западной стене собора – три прясла, на южной и северной – по пять. Нижний ярус Архангельского собора украшен арками, по одной в каждом прясле. Арки украшают три стены храма – северную, западную и южную.


Нижний ярус северной стены. На снимке хорошо видны пять прясел и арки в них. Прясла разделены пилястрами.
На западной стене собора есть только три прясла.

Верхние ярусы каждой стены значительно меньше и легче. Украшения прясел верхнего яруса – филёнки. Филёнкой называется обведённая рамкой или заглублённая часть стены (или двери, или пилястры). Вот филёнка на западной стене Архангельского собора.

Грубо говоря, филёнка – это прямоугольная рамка на стене вокруг окон.

Эти филёнки-прямоугольники верхнего яруса лучше выражены на северной стене.


“Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделённые по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. Они опираются на базы, завершаются композитными капителями и несут в двух ярусах раскрепованный антаблемент, состоящий из архитрава, гладкого фриза и карниза.”

С пилястрами мы разобрались. Осталось ещё обратить внимания на то, что они не сплошные, а как и стены, разделены на верхнюю и нижнюю часть. В пилястрах выделяются базы и капители. Верхушка пилястры называется капитель, нижняя часть – база.


База пилястры
Капитель пилястры

На пилястрах лежит антаблемент.

Антаблемент – это верхняя часть здания, балка, завершение стены, которая опирается на колонны. В большинстве случаев, антаблемент состоит из трёх частей, у каждой из которых есть своё название – архитрав, фриз и карниз. Чтобы долго не объяснять, посмотрите на рисунок.

Фото с сайта http://allfacades.com/2014/02/antablement/

Обратим внимание на антаблемент южной стены собора.

На снимке ясно видно, что антаблемент покоится на капителях пилястр. Обратим на них внимание. Рисунок цветущего растения не повторяется ни на одной из 35 капителей, они все разные! Приведу снимки некоторых из них.

“По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна. Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции и акротериями (скульптурными украшениями) в виде высоких стройных сосудов – фиалов”.

Боюсь ошибиться, но, кажется, акротерии и фиалы не сохранились, поэтому рассматривать их здесь не будем.

“Неравномерная разбивка южной и северной стен на прясла и волнообразный ритм полукружий раковин, размеры которых зависят от ширины прясел, усиливают архитектурную пластику прясел.”

Осталось обратить внимание на то, что прясла южной стены (которая смотрит на реку) и северной (её видно с Соборной площади) имеют разную ширину. Соответственно, раковины в закомарах тоже разного размера. Эта особенность очень хорошо заметна на северной и южных стенах собора.


Северная стена Архангельского собора

Теперь приведу снимки с обозначением различных архитектурных деталей на стене Архангельского собора.

1 – пилястра
2 – филёнка
3 – база
4 – антаблемент
5 – капители

6 – прясло
7 – окна-медальоны (о них речь ниже).

В заключении абзац, с которого, следовало начать анализ собора:

“Конструктивную основу Архангельского собора составляет традиционный для домонгольской Руси тип шестистолпного крестовокупольного храма с каноническим пятиглавием, позакомарным покрытием и выступающими с восточной стороны полукруглыми апсидами.


На восточной стене видны сильно выдающиеся алтарные апсиды – полукружия

Стены собора, согласно древнерусскому принципу, разбиты на прясла, которым в интерьере ответствуют продольные и поперечные нефы. Однако богатый декор прясел делает почти невозможным прочтение их структуры.”

Другими словами, Алевиз Новый взял за основу типичный древнерусский храм. Но украсил его таким образом, что угадать в нём традиционную архитектуру весьма сложно. Особенно богато украшен западный фасад храма – центральная закомара прорезана круглыми окнами-медальонами (на схеме – 7). В среднем прясле второго яруса устроены два больших арочных окна.

Добавим, что в конце XVIII века юго-восточный угол храма укрепили контрфорсами (каменными подпорками).

Подчёркнуто западноевропейский облик Архангельского собора вызывал неоднозначную реакцию наших предков. Согласно преданию, митрополит Московский аж в бороду плевался, когда ему приходилось служить в этом храме. Ибо считал он его “богомерзким и богопротивным” из-за его “фрязинского”, “латинского” облика. С тех пор прошло более пятисот лет, ничего богопротивного в соборе на наблюдается. Это дивный древнерусский памятник, но… с заметным ренессансным, итальянским акцентом.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Архангельский собор замыкает ансамбль кремлевских сооружений на Боровицком холме. Северный и западный фасады его обращены на древнюю Соборную площадь, южный - на Москву-реку.

Существующий Архангельский собор построен в 1505- 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Новым. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче.

После Успенского собора это был второй по величине храм в Московском Кремле. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 г. в память избавления Москвы от сильного голода. В начале XVI в. его из-за тесноты и ветхости разобрали и освободили место для постройки более обширного храма.

Итальянский зодчий создал традиционно русский, прямоугольный в плане храм, своды которого опираются на шесть квадратных столбов. Фасады собора, имеющие три членения с севера на юг и пять членений с запада на восток, завершаются закомарами, украшенными белокаменными раковинами. Они обработаны пилястрами с капителями, карнизами и белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, а боковые покрыты белым железом. Сейчас все купола окрашены серебристой краской.

С восточной стороны к собору в конце XVI - начале XVII в. были пристроены два придела - одноглавые церковки «святого Уара» и «Иоанна Предтечи».

Северный и западный фасады собора украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения, расписанные красками и золотом.

Первоначально с трех сторон собор имел крытые галереи, которые были своеобразными трибунами для почетных гостей во время торжественных церемоний на Соборной площади. Две из них разобраны в XVIII в. Сохранилась галерея только с южной стороны, закрытая пристроенными в этом веке контрфорсами!. До 1920 г. с северной стороны собора существовал портал готического стиля, пристроенный в конце XVIII в. архитектором М. Ф. Казаковым. С западной стороны собора устроена лоджия для входа в храм и притвор, разделенный на четыре этажа. В третьем из них находятся хоры.

Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали под кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских полчищ собор восстановили в прежнем виде.

Роспись внутри собора была выполнена вскоре после его сооружения, но имена художников до нас не сохранились. Открытые в диаконнике в 1955 г. фрагменты древней росписи светлых, нежных тонов дают право полагать, что принадлежит она кисти мастеров школы Дионисия. К 1652 г. первоначальная роспись сильно обветшала и была удалена.

После этого собор расписали заново (в 1652, 1660, 1666 гг.). Роспись собора производила большая группа художников, вызванных в Москву «для государева дела» из многих русских городов - Костромы, Ярославля, Владимира, Вологды, Новгорода, Устюга и др. Во главе этих мастеров стояли царские жалованные иконописцы Степан Рязанец, Яков Казанец, Федор Козлов, Федор Зубов, Иван Филатьев. Тщательный отбор иконописцев производил выдающийся художник того времени Симон Ушаков.

Стенопись Архангельского собора в целом выполнена в одной манере, в единой колористической гамме. Она отличается необычайной красочностью и декоративностью, что очень характерно для русского искусства второй половины XVII в.

Тематика росписи в соборе носит литературно-повествовательный характер. Здесь композиции на религиозные темы прекрасно сочетаются с бытовыми, историческими и батальными сценами, ярко отражающими патриотическую борьбу русского народа за свою национальную независимость.

С огромным мастерством написаны батальные сцены, которые в иносказательной форме прославляют подвиги русских людей. Религиозная тематика в живописи отступает на второй план.

Большой интерес представляют условные портретные изображения русских князей. В них хорошо передан покрой княжеского платья, типичного для древней Руси, и разнообразие растительного и цветочного орнамента.

На юго-западном столбе собора изображен Александр Невский - герой Ледового побоища (1242 г.), на северозападном- его сын Даниил Александрович, при котором сложилось московское княжество. На южной стене помещены изображения московских князей Ивана Калиты и Димитрия Донского.

На протяжении ряда веков стенопись 1666 г. много раз прописывали масляными красками (в 1773, 1826, 1853 гг.). Впоследствии о древней росписи забыли и считали, что она не сохранилась. В 1953 г. была создана специальная комиссия, под руководством которой советские художники приступили к реставрации древней живописи. В течение двух лет проводилось тщательное укрепление штукатурного и красочного слоев, а затем расчистка стенописи. Все работы были закончены в 1955 г.

Центральную часть собора отделяет от алтаря резной деревянный золоченый иконостас 13-метровой высоты.

Он представляет собой образец резьбы по дереву XVIII- XIX вв.

В иконостасе размещены памятники древней русской иконописи XV-XVII вв., среди которых выделяется икона «Архангел Михаил», приписываемая Андрею Рублеву или его ученикам. Большая часть икон выполнена в 1680-1681 гг. художниками-иконописцами Дорофеем Ермолаевым, Золотаревым и Михаилом Малютиным.

Собор освещается девятью позолоченными паникадилами работы XVII в., реставрированными в 1953-1955 гг.

Архангельский собор еще со времени Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей, начиная с 1340 и кончая 1700 г. Первым здесь был похоронен Иван Калита, умерший в 1340 г. (его надгробие у южной стены собора). Исключением является захоронение императора Петра II, который умер в Москве от черной оспы в 1730 г.

Всего в соборе 54 погребения, над которыми 46 надгробий (под некоторыми из них по два погребения). Все надгробия украшены надписями славянской вязью и орнаментами, вырезанными на белом камне. Бронзовые покрытия надгробий сделаны в 1903 г.

В соборе похоронены Димитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы за иконостасом) и другие деятели русской истории.

У правого юго-восточного столба собора (перед алтарем) помещается рака сына Ивана Грозного - царевича Димитрия, останки которого перенесены в собор из Углича царем Василием Шуйским в 1606 г. Вскоре после этого над ракой была сделана резная белокаменная позолоченная сень. В 1955 г. ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII в. и вернули ей первоначальный вид.

Архангельский собор особо почитался великими князьями и царями, которые приходили сюда на поклонение своим предкам - после венчания на царство, при отправлении в поход, возвращении и т. д.

В собор делались богатые вклады, целыми деревнями приписывались крепостные крестьяне. Из архивных документов известно, что к Архангельскому собору было приписано 18 тыс. крепостных крестьян. Суд и расправа над неплательщиками оброка чинилась при соборе в так называемой «судной избе Архангельских вотчин», подвалы которой сохранились до наших дней с юго-западной стороны храма. В 1826 г. на месте этой избы была построена ныне существующая каменная палатка. Архангельский собор был крупной феодальной корпорацией.

В наше время Архангельский собор является выдающимся историко-художественным и архитектурным памятником Московского Кремля.



Похожие публикации