История крестного знамения. Курс «Библейские открытия

Крещение

Один Господь, одна вера, одно крещение…

С начала третьего столетия и вплоть до наших дней, мы встречаем в христианских церквах множество разных определений сущности крещения.

Обратимся, поэтому, к первоисточнику. Посмотрим, что говорит о таинстве крещения Священное Писание и откуда произошли, связанные с этим вопросом, заблуждения.

Что такое крещение?

Слово «крестить» в греческом оригинале означает «погружать» или «хоронить в воде».

Крещение, по словам Священного Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего. Со Христом крещаемый умер для греха и воскрес с Ним для «обновленной жизни». Поэтому, ап. Павел пишет: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим.6,3–5).

Крещение - прообраз омытия наших грехов в жертвенной Крови непорочного и чистого Агнца и возрождения от Духа Святого: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол.2,13).

Крещение - наше публичное свидетельство пред людьми и пред Богом о том, что в смерти Христа мы нашли спасение: ибо «подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Петр. 3, 21).

Крестящийся, актом крещения исповедует, что он чрез веру вступил в тесное общение со Христом и получил от Него прощение грехов: «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним…. дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6,6). Ибо «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» и «уже не я живу, но живёт во мне Христос», ибо «я сораспялся Христу» (Гал.2,19–20; 3,27). Крестящийся, как бы говорит: «я не возлагаю никакой надежды на мою плоть, я ей не доверяю. Я даже не допускаю мысли о возможности исправления своей ветхой, греховной натуры, а поэтому я отдаю её на смерть, перехожу на сторону Христа и выступаю против самого себя» (Рим.7,18–19; 6,11–14; 8,1,9).

Спасает ли крещение?

Крещение никого не спасает. Спасает Христос Своей пречистой Кровью (Откр. 1, 5; 1Иоан.1,7). Крещение является, как бы подтверждением того, что дар спасения нами уже принят, что Голгофская жертва и Дух Святой уже совершили дело спасения в нашем сердце, что мы уже приняли дарованную нам жизнь во Христе и наслаждаемся ею. Запомним же, что не крещение приводит к спасению и новой жизни, а новая жизнь приводит к крещению. Там, где Дух Святой не произвёл ещё перемены в жизни, там крещение лишено всякого основания. Предварительным условием истинного крещения является сознательная вера во Христа, покаяние и обращение к Богу, ибо только тот, «кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мк.16,16). Заметьте, что не креститься сначала, а потом веровать, но сначала уверовать, а затем уже креститься. Такой порядок установлен Самим Богом, и как много вреда причинило христианству искажение этой Божественной последовательности.

Господь дал людям ясное повеление, говоря: «Идите, научите все народы, крестя их» (Мф.28,19). Сначала надо научить, а потом уже крестить. Так крестил Иоанн Креститель (Мф.3,6). Так, исполняя всякую правду, крестился Сам Господь (Мк. 1,9). Так были крещены Его ученики (Иоан.3,22–26; 4,1). Так крестить заповедано апостолам (Мф.28,19). Так апостолы и совершали крещение (Деян.2,38–41; 8,12,36–38; 9,18–19; 10,47). Так крестились все верующие древне-апостольской церкви. Они, услышав Слово Спасения, каялись, принимали Христа в сердце, и затем крестились (Деян. 10,32–34,45-47; 16,14–15; 18,8; 19,5–7).

Заметим также, что для совершения крещения требовалось «много воды», настолько много, чтобы крещаемый мог «скрыться под водою» (Иоан.3,23).

Крещение есть личное повеление Господа, данное: проповедникам Евангелия - крестить: «крестя их» (Мф.28,19), а верующим в Евангелие - креститься: «и да крестится каждый из вас» (Деян.2,38; 9,10–18).

Ведёт ли обычай крещения детей своё начало от апостолов?

Мы, русские, принявшие христианство, спустя девять веков после его основания, унаследовали его от Греции уже тогда, когда христианство было сильно засорено, испытало на себе влияние различных государственных систем и пропиталось Византийским язычеством. Приняв христианство не из первоисточника, а как бы, из вторых рук, мы приобщились ко всем его «готовым» вековым наслоениям и заблуждениям. Вместе с этими отступлениями от Священного Писания мы приняли и учение о крещении детей. Этот исторический проверенный факт лишает нас, русских, права пользоваться всеми излюбленной фразой: «православие ведёт своё начало от апостолов…».

О крещении детей в первоапостольской церкви нигде нет ни малейшего упоминания. Мы не встречаем случая детокрещения ни в одной книге Священного Писания. Исследуя церковную историю, мы находим, что первым, кто упоминает о крещении детей, был епископ Лионский Ириней (около 200 года по Р.Х.). Но было бы ошибкой допустить, что к этому именно времени учение о крещении детей вылилось в форму церковного догмата. Напротив, ещё в IV веке крещение взрослых было обычным церковным правилом. Лишь в VI веке, когда господствующее положение государственной церкви утвердилось, крещение младенцев стало явлением распространённым, общепринятым и даже обязательным.

Для тех, кто любит ссылаться, в вопросе крещения детей, на отцов церкви, не лишним будет напомнить, что Иоанн Златоуст, живший в IV веке и родившийся от родителей-христиан, был крещен 20-летним юношей. Григорий Богослов, живший в IV веке, сын христианина-проповедника, был крещен только в 24-х летнем возрасте. Василий Великий, живший также в IV веке и родившийся в христианской семье, принял крещение, когда ему было уже 30 лет. Августин Блаженный, мать которого Моника была христианкой и даже причислена к лику святых, крестился также 30-ти лет. Киприан крестился будучи 45 лет от роду. Многие другие христианские подвижники и мученики приняли крещение также в зрелом возрасте.

Как и почему возник обряд крещения детей?

Детокрещение оказалось выгодным для государства, на службу к которому церковь попала, лишившись своей самостоятельности. Детокрещение доставляло государству подходящий элемент в лице людей, крещенных в детстве, но бессознательных и пассивных, готовых на послушание не только добру, но и злу, если таковое облечено в «благородные» и «возвышенные» идеи. Поддержанию такого учения содействовали и соответствующие правительственные указы. В кодексе Юстиниана сказано: «Родители, как скоро сами они крещены, обязуются под страхом тяжких наказаний, крестить и своих детей» (Алмазов, 592 стр.). Закреплению и узаконению этой ереси помогли знатные и влиятельные прихожане, так называемые «благотворители церкви». Император Лев Философ повелел крестить детей до истечения 40 дней после рождения. Были и другие государственные указы, направленные к закреплению этой ереси, перечислять которые считаем излишним.

Второй причиной к отступлению послужило то, что духовенство государственной церкви, переходя из рода в род, стало пополняться лицами не апостольского призвания. Появились люди «церковной профессии». Таким пастырям-профессионалам выгодно было умножать количество пасомых процентным ростом населения и при том, без всякой проповеди Евангелия, даже без катихизации и оглашения.

Евангелие, с течением времени, всё больше и больше заслонялось ложными человеческими учениями, как то: учением гностиков о магической силе таинств, языческими суевериями, традициями, постановлениями отцов церкви, вселенских соборов, всегда действовавших под известным давлением светской власти. Вековые заблуждения принимались сменявшимися поколениями безоговорочно, ибо заблуждения эти выдавались за истину кристальнейшей чистоты, не требующую доказательств, а всякий, кто имел смелость усомниться в подлинности догматов и верности учения, объявлялся церковью еретиком и отступником. Обсуждать и проверять правильность православных догматов веры? Да нужно ли это?

В России такой вопрос никогда не поднимался ни в церковной, ни в светской литературе. Церковная цензура никогда бы ничего подобного в печать не пропустила. Ожидать решения этого вопроса в общецерковном масштабе - не приходится. Те, кто прозрел духовно, решают его в личном порядке.

Что говорит о крещении детей Слово Божие?

Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что «таковых есть Царствие Божие» (Лук. 18,16) и ограничивается благословением их. В другом месте Христос говорит, что «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). Спаситель неоднократно подчёркивает, что если мы, взрослые, не обратимся и не станем как дети, «не сможем войти в Царство Небесное» (Мф.18,3).

Ап. Павел говорит, что дети освящаются родителями - христианами (1Кор. 7, 14) и, как таковые, не нуждаются в таинствах, пока - дети.

Крещение, ни в коем случае, не является «новозаветным обрезанием», иначе младенцам и взрослым женского пола не надо было бы креститься, вообще, как не надо им было обрезываться в Ветхом Завете. Галатам, признававшим ветхозаветное обрезание, ап. Павел не говорит, что оно заменено в Новом Завете крещением, но, напротив, (Гал.5,6-11 и 6,15), решительно разграничивает эти два понятия, открывая истинный смысл того и другого.

Для всякого уверовавшего в Иисуса Христа, крещение является сознательным вступлением в новый союз (Новый Завет) с Богом. Сознательная вера в Христа, как личного Спасителя, приводит грешника к возрождению. Там, где отсутствует такая вера, не может быть рождения свыше, а раз так, то недопустимо тогда и само крещение. В подобном случае оно окажется лишь лжесвидетельством о спасении, которого он, крещаемый, от Бога не получил.

Защитники крещения детей часто ссылаются на случай, где после проповеди ап. Петра крестился сотник Корнилий и «весь дом его», а там могли оказаться и дети. Но «могли быть» не значит «были», а если бы и были, то и тогда выражение «весь дом» относится лишь к тем, кто мог «внимать тому, что говорил Пётр», т. е. к людям, способным веровать. Говоря, «мобилизован весь дом» для работы в поле, мы подразумеваем, что принимают участие все способные к труду, а, отнюдь, не младенцы.

Крещение должны принимать не младенцы, не взрослые, а только уверовавшие, независимо от их пола и возраста. Но способны ли веровать младенцы?

Крещение - это единственная дверь к вступлению покаявшегося грешника в общение с видимой церковью Христовой: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч» (Деян.2,41).

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28,19–20).

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть II автора Малиновский Николай Платонович

§ 142. Необходимость крещения для всех. Крещение младенцев. Крещение кровью. Неповторяемость крещения. I. «Веруем, что крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Св. Троицы, необходимо. И без него никто не может спастись, как говорит Господь: аще кто не

Из книги О Библии и о Евангелии автора Волкославский Ростислав Николаевич

14. КРЕЩЕНИЕ Посредством акта крещения мы исповедуем нашу веру в смерть и воскресение Иисуса Христа, а также свидетельствуем о нашей смерти для греха и о нашем стремлении ходить в обновленной жизни. Таким образом, мы признаем Христа Господом и Спасителем, становимся Его

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

А. Крещение 1. Что ему предшествовало, и как оно возникло Возможно, внешняя форма крещения ведет начало либо от иудейского крещения прозелитов, либо от обряда, совершавшегося Иоанном Крестителем. В обоих случаях предполагается разрыв с прежней жизнью и принятие новой.

Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов автора Кривошеин Василий

I. Крещение При изучении темы крещения очень важно опираться на библейское учение, которое лежит в его основе. Необходимо учитывать также и практические аспекты этого обряда, а также историю крещения на протяжении многих

Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022) автора (Кривошеин) Василий

А. Крещение 1. Значение священнодействий «Таинства крещения и Вечери Господней являются двумя монументальными столпами, один из которых внутри и один вне Церкви. В этих таинствах Христос начертал имя истинного Бога» (Евангелизм, с. 273). «Крещение - это самый священный и

Из книги Учение и жизнь ранней церкви автора Холл Стюарт Дж.

6. САКРАМЕНТАЛЬНОЕ КРЕЩЕНИЕ И КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ Среди высоких духовных состояний христианина, шествующего по пути к совершенству, мы хотели бы отметить еще одно, часто упоминаемое пр. Симеоном. Он называет его крещением Духа и отличает от сакраментального крещения. Излишне

Из книги Мы будем утешены автора Селахварзи Хризостом

6. Сакраментальное крещение и крещение Духом Среди высоких духовных состояний христианина, шествующего по пути к совершенству, мы хотели бы отметить еще одно, часто упоминаемое пр. Симеоном. Он называет его крещением Духа и отличает от сакраментального крещения. Излишне

Из книги Стеклянные глаза Индии автора Сербский Николай Велимирович

Крещение Ознакомившись с основами морали и важнейшими частями Библии, слушатели могли, при условии безупречного поведения, просить о крещении. Описание церемонии прошения в 200 г. н. э. сохранилось у Ипполита, римского богослова. Всех оглашенных проверяли, чтобы узнать,

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Мое крещение …Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Мы пришли в церковь около пяти часов в Рождественский Сочельник 1998 года. Большую купель, которую заказала Евгения, поставили в маленьком приделе, и дьякон

Из книги Единство и многообразие в Новом Завете Исследование природы первоначального христианства автора Данн Джеймс Д.

Крещение Какое прекрасное имя ты носишь, Теодул, слуга Божий! Тебе могут позавидовать тысячи людей с бессмысленными и глупыми именами. А твое имя прекрасно. У нас, сербов, первое имя дается на знамении, при рождении. Но его меняет крестный отец при крещении, давая ребенку

Из книги Главный дар вашему ребенку автора Гиппиус Анна

3. Крещение Таинство Крещения получило свое установление от Господа Иисуса Христа. В Евангелии повествуется о том, как по воскресении Господь являлся Своим ученикам–апостолам. Во время одного такого явления Он сказал им: «Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли, шедше

Из книги Догматы Христианства автора Кадри Абдулу Хамиду

§ 39. Крещение 39.1. Происхождение крещения. Относительно того, откуда пошло христианское крещение, ученые высказывали разные гипотезы. Его непосредственными предшественниками называли иудейские обрядовые омовения и кумранские ритуалы очищения, омовение прозелитов и

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

КРЕЩЕНИЕ

Из книги Уроки священного писания. Теория абстрагирования автора Зулумханов Давуд

Крещение Крещение - это ритуал, при котором все Принимающие христианство трижды погружаются в воду, чтобы очиститься от грехов. Считается, что это средство возрождения и рождения заново, и христиане верят, что после крещения, сбросив с себя все бремя грехов, человек

Из книги автора

65. КРЕЩЕНИЕ Существовавший с незапамятных времен и повсеместно символизм погружения в воду ради очищения и возрождения был воспринят христианством и обогащен новым религиозным смыслом. Св. Иоанн Предтеча крестил не для исцеления от телесных недугов, но для искупления

Из книги автора

Крещение Чтобы увидеть что-то, нужно различить его границы. Если человек не различает границы Мира, то он втягивается в него, поглощается им, сливается с Миром и Ничто опять в единое Бытие (первичную воду, рис. 1).Если до появления света все было только вода, и человек

Внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь ; при этом осеняющий выражает внутреннюю во ; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к , надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на .

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ .

Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением ( , святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Валентина Кирикова

О чем свидетельствует история крестного знамения

Мало кто даже из воцерковленных христиан знает, какова история крестного знамения . Как верующие крестились в древности? Как сложилась эта традиция?

Крестное знамение, которым мы осеняем себя, не всегда было в точности таким, как сейчас. Уже в первом веке, когда христианские общины возглавляли апостолы и их ученики, формировались основные элементы обрядов, которые позже получили свое развитие и дальнейшее осмысление. В начале III в. церковный учитель Тертуллиан так писал: «Путешествуя и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь — при всем, что мы делаем, мы должны осенять свой лоб крестом» . Отговаривая христианку выходить замуж за язычника, он увещевает: «Сможешь ли ты тайком крестить постель и свое тело?» Эти и подобные им упоминания и письменные свидетельства проливают свет на начало истории крестного знамения . В памятниках древней христианской письменности не встречается споров на данную тему. Это говорит о том, что обычай осенять себя знамением и крестить что-либо уже был распространен у христиан того времени, и является частью Священного Предания Церкви.

Как же именно крестились в древней Церкви? Священномученик Ипполит Римский писал в III в.: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением». В то время христиане крестили лоб одним пальцем правой руки. Примерно к IV в. они стали осенять себя широким крестом — на все тело, как и в настоящее время. С IX в. православные стали складывать вместе два пальца, чтобы подчеркнуть тем самым свою непричастность к распространенной ереси монофизитов, отрицавших вторую — человеческую — природу во Христе и крестившихся одним пальцем. По подобному мотиву с конца XIII в. восточные православные Церкви приняли троеперстие, чтобы дистанцироваться теперь уже от ереси несторианства (по-своему перетолковывающей двоеперстие) и подчеркнуть главный догмат христианства — веру в Единого Бога, в Трех Лицах поклоняемого и соединение двух природ во Христе (божественной и человеческой), о чем напоминают два пальца, пригнутые к ладони. Такова вкратце история крестного знамения в православных восточных Церквях.


В Русской Православной Церкви, принявшей веру от Константинопольской Церкви, двоеперстие сохранялось дольше, чем на православном Востоке. История крестного знамения на Руси имеет печальную страницу. Начатые патриархом Никоном в XVII в. реформы, связанные с назревшей необходимостью исправления богослужебных текстов, а также с приведением обрядовых особенностей в согласие с практикой восточных Церквей, спровоцировали церковный раскол. В результате отпавшие от Церкви раскольники-старообрядцы сохранили двоеперстие, а остальные православные с тех пор стали креститься тремя пальцами.

Что касается истории крестного знамения в Западной Церкви, то там раньше тоже крестились практически так же, как и на православном Востоке. Но после церковного раскола 1054 года у католиков практика совершения крестного знамения стала постепенно меняться. В итоге они пришли к тому, что, в отличии от православных, стали креститься всей пятерней и в другую сторону — слева направо. Сначала такой жест не считался обязательным, но с XVI века он был утвержден официальными документами римской курии. В католической церкви крещение всеми пятью пальцами ладони символизирует пять ран, которые получил Христос при распятии. Это особое внимание к ранам Христа отражает общую, чуждую православию, молитвенную практику современного католицизма, в которой большое значение придается концентрации на страстях (страданиях) Иисуса.

Так вот история крестного знамения иллюстрирует историю богословских споров, связанных с осмыслением того, Кем является Сам Богочеловек Иисус Христос.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда люди только приходят в храм, текст богослужений для них кажется совсем непонятным. «Елицы оглашенные, изыдите», - дает возглас священник. Кого он имеет в виду? Куда идти? Откуда вообще появилось такое название? Ответы на эти вопросы нужно искать в истории Церкви.

Все мы прекрасно знаем о том, какую исключительную роль играет крестное знамение в духовной жизни православного христианина. Каждый день, во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на асебя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. И это не случайно, ведь в христианстве нет более древнего обычая, чем крестное знамение, т.е. осенение себя знаком креста. В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «Путешествуя, и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всём, что мы делаем – мы должны осенять свой лоб крестом» . Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись» .

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. Однако, если мы будем честны перед самими собой, то станет абсолютно очевидно, что достаточно часто мы совершаем крестное знамение по привычке, машинально, не задумываясь о смысле этого великого христианского символа. Полагаю, что небольшой историко-литургический экскурс позволит всем нам впоследствии более осознанно, вдумчиво и благоговейно налагать на себя крестное знамение.

Так что же символизирует и при каких обстоятельствах возникло знамение креста? Троеперстное крестное знамение, ставшее частью нашей повседневной жизни, возникло достаточно поздно, а в богослужебную жизнь Русской Православной Церкви вошло только в XVII столетии, во время небезызвестных реформ патриарха Никона. В Древней Церкви крестом осенялся только лоб. Описывая литургическую жизнь Римской Церкви в III веке, священномученик Ипполит Римский пишет: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением» . Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят затем: святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Киррский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников. Более того, это вам может показаться невероятным, но на появление крестного знамения в Христианской Церкви значительным образом повлиял иудаизм. Достаточно серьезное и компетентное исследование этого вопроса проводил современный французский богослов Жан Даниэлю. Вы все прекрасно помните описанный в книге Деяний Апостольских Собор в Иерусалиме, проходивший, приблизительно, в 50 году по Рождестве Христовом. Основной вопрос, который разбирался апостолами на Соборе, касался способа принятия в Христианскую Церковь тех людей, которые были обращены из язычества. Суть проблемы коренилась в том, что свою проповедь Господь наш Иисус Христос совершал в среде иудейского богоизбранного народа, для которого и после принятия Евангельской Вести сохранялись обязательными для исполнения все религиозно-обрядовые предписания Ветхого Завета. Когда же апостольская проповедь достигла европейского континента и первохристианская Церковь стала наполняться новообращенными греками и представителями других народов, вполне закономерным образом возник вопрос формы их принятия. В первую очередь, вопрос этот касался обрезания, т.е. необходимости для обращенных язычников принимать сперва Ветхий Завет и обрезываться, а только после этого принимать Таинство Крещения. Апостольский собор разрешил данный спор весьма мудрым решением: для иудеев ветхозаветный Закон и обрезание оставались обязательными, а для христиан из язычников иудейские обрядовые предписания отменялись. В силу данного постановления Апостольского Собора в первые века в Христианской Церкви существовали две важнейшие традиции: иудеохристианская и языкохристианская. Так, апостол Павел, постоянно подчеркивавший, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея», оставался глубоко привязанным к своему народу, к своей родине, к Израилю. Вспомним о том, как он говорит об избрании неверных: Бог избрал их для того, чтобы пробудить ревность в Израиле, чтобы Израиль признал в личности Иисуса ожидаемого им Мессию. Вспомним и о том, что уже после смерти и Воскресения Спасителя апостолы регулярно собирались в Иерусалимском храме, а свою проповедь вне пределов Палестины всегда начинали с синагоги. В этом контексте становится понятным, почему иудейская религия могла оказывать определенное влиянии на развитие внешних форм богослужения молодой первохристианской Церкви.

Так вот, возвращаясь к вопросу происхождения обычая осенять себя крестным знамением, отметим, что в иудейском синагогальном богослужении времен Христа и апостолов существовал обряд начертания имени Божия на челе. Что же это такое? В книге пророка Иезекииля (Иез. 9:4) говорится о символическом видении катастрофы, которая должна постигнуть некий город. Однако эта погибель не коснется людей благочестивых, на челах которых ангел Господень изобразит определенный знак. Описывается это следующими словами: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак » . Вслед за пророком Иезекиилем все то же начертание имени Божия на челе упоминается в книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова. Так, в Отк. 14.1 сказано: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах » . В другом месте (Отк. 22.3-4) говорится о жизни будущего века следующее: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» .

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав». Это означало, что Бог является Беспредельным и Всемогущим, Вездесущим и Вечным. Он является полнотой всех мыслимых совершенств. Поскольку человек может описать окружающий его мир при помощи слов, а слова состоят из букв, то первая и конечная буквы алфавита в написании имени Божия говорят о том, что в Нем заключена полнота бытия, Он объемлет собой все, что можно описать человеческим языком. Кстати, символическое начертание имени Божия при помощи первой и последней букв алфавита имеется и в христианстве. Помните, в книге Апокалипсис Господь говорит о себе: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец». Поскольку Апокалипсис был изначально написан на греческом языке, то для читателя становилось очевидным, что первая и последняя буквы греческого алфавита в описании имени Божия свидетельствуют о полноте Божественных совершенств. Нередко мы можем видеть и иконописные изображения Христа, в руках Которого открытая книга с надписью всего двух букв: альфа и омега.

Согласно цитированному выше отрывку из пророчества Иезекииля, избранные будут иметь на челе надписание имени Божия, которое ассоциировалось с буквами «алеф» и «тав». Смысл этого надписания символический – человек, имеющий на челе имя Божие – всецело отдал себя Богу, посвятил себя Ему и живет согласно Закону Божию. Только такой человек достоин спасения. Желая внешне проявить свою преданность Богу, иудеи времен Христа уже накладывали на свое чело надписание букв «алеф» и «тав». Со временем, ради упрощения этого символического действия, они стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю - постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом» .

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие — православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Более раннее и очень важное свидетельство об употреблении греками двоеперстия принадлежит несторианскому митрополиту Илии Гевери, жившему в конце IX-Х века. Желая примирить монофизитов с православными и с несторианами, он писал о том, что последние несогласны с монофизитами в изображении креста. Именно, одни знамение креста изображают одним перстом, ведя руку слева направо; другие двумя перстами, ведя, наоборот, справа налево. Монофизиты, осеняя себя одним перстом слева направо, подчеркивают этим, что веруют во единого Христа. Несториане и православные, изображая крест в знамении двумя перстами – справа налево, исповедывают тем свое верование, что на кресте человечество и божество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения.

Помимо митрополита Илии Гевери о двуперстии писал также и небезызвестный вам преподобный Иоанн Дамаскин в своей монументальной систематизации христианского вероучения, известной под названием «Точное изложение православной веры».

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Таким образом, подводя итог данному сообщению, можно отметить, что знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является не только древнейшим, но и одним из важнейших христианских символов. Его совершение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Много веков назад Иоанн Златоуст увещевал нас задумываться над этим следующими словами: «Вы должны не просто чертить крест своими пальцами, — писал он. – Вы должны делать это с верой».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • 1. Жан Даниелю. Богословие иудеохристианства // Символ. 1983. № 9. С. 15-32.
  • 2. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. СПб., 1995.
  • 3. Н. Е. Пестов. Освящение обстановки. «… Стан твой должен быть свят» (Втор. 23, 14). М., 1998.
  • 4. Скабалланович Михаил. Толковый Типикон. М., 2004.

Просмотрено: 2717 раз.

История крестного знамения начинается с того момента, когда Господь совершил наше Спасение, простирая руки на кресте. С этого времени размышление о Кресте Христовом и появляется желание, которое особенно ярко выразил апостол Павел: «Всегда носим в теле мертвого Господа Иисуса» (2 Кор 4.10). Святой Иоанн говорит нам о печати «на челах рабов Бога нашего» (Откр 7.3, 9.4, 14.1).

Знак на лбу

Жест крестного знамения на лбу латинские отцы называли «signum, signaculum, tropaeum» , а греки - συμβολον y σφραγις (этот термин использует св. Иоанн). Первые христиане полюбили этот знак, поэтому Тертуллиан уже в 211 г. наставляет: «При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одеянии и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением (signaculo frontem terimus)» («О венце воина», 3). Такое подробное описание говорит о том, что этот знак использовался ранее. Об этом свидетельствуют сочинения гностиков – деяния св. Иоанна, Фомы и Петра, которые уже во II веке обращаются к Господу, говоря: «Иисус Христос! Во Имя Твое говорю, осененный Твоим святым знаком» (Actus Petri cum Simone 5. 6 51). Из этих текстов становится ясно, что знак совершался на лбу; это подтверждают другие западные и восточные авторы, например, Ипполит: «Осеняй чело твое Крестным знамением, чтобы победить Сатану и славиться за веру твою» (Кан. Ип. 247) или Иоанн Златоуст: «Крестное знамение ежедневно начертывается на челе нашем, как бы на столбе». Знаком-жестом был именно крест: «Если скажем катехумену: «Веруешь во Христа». Отвечает: «Верую» и осеняется. Уже крест Христовый носит на челе своем и не краснеет о кресте своего Господа» (св. Августин, In epistolam Ioannis ad Parthos , 11.3 ). Августин также свидетельствует о том, что знак креста использовали во время древней Литургии. «Знаком креста освящается Тело Христово, благословляется крещальный источник, рукополагаются священники и другие служители. Освящается все то, что через обращение к Имени Иисуса должно стать святым» (Sermo 181, de tempore ).

На челе, на устах и на груди

Со временем знак креста начинает совершаться не только на лбу, но и на других частях тела. Об этом свидетельствует, например, «Апостольская традиция», почитаемый литургический текст III века: «Три раза осеняйте катехумена во время последнего экзорцизма: лоб, уши и нос» (Trad. Apost., 28). Римский христианский поэт Пруденций также говорит о знаке креста «на лбу и на сердце» (Cathemerinon , 131. 132). Особенно ярко пишет св. Гауденций о тройном кресте: «Пусть будет слово Божие и знак Христа в сердце, у рта и у лба» (Tractatus Vel Sermones Qui Exstant Sermo 8, De evangelii lectione primus , PL 20. 890-91). Этот жест мы совершаем и сегодня, когда читаем Евангелие во время Святой Мессы или когда осеняем себя крестом три раза большим пальцем правой руки: сначала лоб, говоря при этом: «через крестное знамение», затем губы, произнося «от врагов наших», и, наконец, грудь: «освободи нас Господи!».

Обычно одним пальцем

Любопытно, что первые христиане осеняли себя крестным знамением одним пальцем. Блаженный Иероним пишет, что преподобная Павла перед кончиной, «держа палец над устами, изобразила на них крестное знамение» (Эпистола 108, 28 (если как в цитатах из Библии, то 108.28 ). «Когда знаменуешься крестом, - говорит Златоуст, - то представляй всю знаменательность креста. Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера». Об этом также свидетельствуют блаж. Феодорит Кирский, Созомен, Григорий Двоеслов и многие другие. О каком пальце идет речь, тексты не упоминают. Но историки считают, что это был либо указательный, либо большой палец. Учитывая, что такой знак совершается большим пальцем уже на протяжении тысячелетия во время Латинской мессы, большинство исследователей соглашаются, что чаще всего крестное знамение сотворялось большим пальцем. Такой знак креста мы совершаем и сегодня, например, когда епископ преподает Миропомазание, или когда священник, родители и крестные осеняют лоб ребенка во время таинства Крещения.

Слева направо

Любопытно, как крестились первые христиане: справа налево или слева направо? Доподлинно этого не знает никто. Б.А. Успенский, крупнейший специалист в области истории и культурологии, считает, что древность обычая креститься слева направо не вызывает сомнений, поскольку во всех литургических традициях священники благословляют слева направо. Кроме того, этот обычай объединяет две ранние традиции: католиков и монофизитов (армяне, копты, эфиопы, сирийцы). Успенский предполагает, что обычай креститься справа налево относится к процессу катехизации детей, когда катехизация взрослых перестала быть обычным явлением: «Показателен в этом смысле обряд катехизации ребенка, который был некогда принят в аукситанской церкви: священник крестит большим пальцем правую руку ребенка, произнося при этом: «Передаю тебе знамение креста Господа нашего Иисуса Христа в твою правую руку…»; после этого он крестит его, т.е. ребенка, правой рукой, говоря: «Знаменую тебя знамением святого креста Господа нашего…». Таким образом, крестное знамение совершается одновременно и рукой священника, и рукой катехумена… При этом священник перемещает руку по отношению к себе слева направо , как это принято вообще (во всех традициях) при благословении, тогда как катехумен, напротив, перемещает руку по отношению к себе справа налево … (Успенский Б.А. Крестное знамение и сакральное пространство. М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 31-32).

Заключение

Ни одна современная традиция крестного знамения не совпадает с раннехристианской. Но когда мы, католики, трижды совершаем крестное знамение большим пальцем, мы можем чувствовать себя наследниками первых христиан.

отец Александр Бургос



Похожие публикации