Технология ситуация конспекты старшая группа. Конспект занятия игровая технология в доу. Логическая основа образовательной ситуации

Барынина Ирина
Конспект занятия в технологии «Ситуация» в старшей группе

Тема : «Почему желтеют листья?» (познавательная)

Возрастная группа : подготовительная к школе(6-7лет)

Цель :

1) Развивать представления детей о признаках осени.

2) Учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года.

3) Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

4)Закрепить знания о форме листьев, значении их для дерева.

5) В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

6)Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).

Упражнять в умении делать аппликацию из листьев.

Воспитывать любознательность, желание изучать природу.

Ход образовательной ситуации:

Играет музыка леса….

Воспитатель : Ребята, давайте представим, что мы сейчас отправимся в лес.

Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

Воспитатель : Правильно мы попали в осенний лес (слайд - лес) .

Давайте послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса» ).

Актуализация знаний и умений.

-Представьте : шелестят под ногами сухие листья, дует ветер, листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев.

Почему много листьев? (начался листопад) Что такое листопад? (ответы детей) .

Осень - очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.

Воспитатель : какие приметы осени вы знаете?

-Дети : птицы улетают в теплые края; часто идут дожди, пасмурно, холодно; люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки) ; осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее; с деревьев опадают листья, начинается листопад.

Воспитатель : Молодцы!

До сильных морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Листья начинают желтеть (слайд-жёлтый лист) .

А вы, знаете, почему желтеют листья? Как наступает листопад? Зачем деревья сбрасывают листву и как они падают? А хотели бы узнать? (ответы детей)

Открытие нового знания.

1)Исследование строения листа с помощью лупы.

Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором - лупой.

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка» . Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод : У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество (слайд-зелёный лист) .

2) Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Оно называется – хлорофилл. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений) . С приходом осени становится холоднее, всё меньше воды поступает в листья, меньше солнечного света, зелёное вещество- хлорофилл перестаёт вырабатываться и листья меняют окраску.

Физкультминутка.

«Мы листики осенние»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели (Побежали)

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели (Побежали)

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам) .

3) Как наступает листопад? (слайд- листопад) .

Одной из причин того, почему происходит осенний листопад, является подготовка растения к холодному периоду года. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком.

Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

Дети берут лупу и рассматривают черешок.

Вывод : осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки (слайд) .

4) Игра «Как листья опадают» .

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте

Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте : быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Включение нового знания в систему знаний и умений.

Коллективная аппликация «Ранняя осень» .

Перед детьми лежат листочки разных цветов и изображения деревьев без листьев.

Куда вы приклеите зелёные листья? (на дерево)

Почему? (потому что его черешок ещё крепко крепится к ветке)

А куда вы приклеите жёлтые и красные листья? (на землю, в воздух, изображая листопад) .

Почему? (жёлтые листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки).

Осмысление.

Воспитатель собирает детей около себя.

– Где вы сегодня побывали?

– Что полезное сделали и узнали?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они хорошо прогулялись по осеннему лесу, побывали настоящими исследователями, научились ставить настоящие опыты и узнали, как устроен лист, почему он желтеет и опадает осенью.

Публикации по теме:

Разработка сценария в технологии «Ситуация» по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Рисование медведя» Разработка сценария в технологии «Ситуация» по художественно – эстетическому развитию в средней группе по теме «Рисование медведя» Выполнила:.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием игровой технологии «В поисках Золотого ключика» МБДОУ Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым. Конспект интегрированного.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе в технологии «Ситуация» тренировочного типа «Подарок для Максима» Составила воспитатель.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в технологии «Ситуация» в старшей группе «Ярмарка расписных игрушек» Тип ситуации: открытие нового знания. Тема: «Ярмарка расписных игрушек» Цель: формировать умение расписывать объёмную форму элементами дымковской.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на основе технологии «Ситуация». Ф. И. О. педагога Слепченко Евгения Анатольевн Дошкольная организация МБДОУ Д/С 7 «Ивушка» Тема: «Число 10» (Познавательное развитие) Возрастная.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Спасти заколдованную принцессу» Цель: развитие связной речи Задачи: - учить детей целенаправленному, последовательному рассматриванию отдельных эпизодов картины; -развивать.

Конспект занятия в старшей группе с использованием технологии Воскобовича «Как у паучка появился парашют». Цель: создание условий для развития умения придумывать, конструировать и называть контуры предметов, рассказывать о них; выкладывать контур.

Конспект занятия в технологии «Ситуация» в старшей группе «Незнайка в гостях у ребят. ПДД» Конспект занятия в технологии «Ситуация» старшей группы

Лариса Беляева
Конспект занятия по рисованию «Пушистые зайчики» (технология деятельностного метода по Л. Г. Петерсон) (средняя группа)

Конспект занятия по образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование )

Тема : «Пушистые зайчики »

Цель :

1) учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти;

2) закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет; доводить предмет до нужного образа с помощью жесткой кисточки;

3) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;

4) развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу;

5) воспитывать в детях чувство дружбы.

Материалы : игрушка Зайчика (из пушистого меха , аудиозапись песни «От улыбки…» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, гуашь густая, лист бумаги с нарисованным контуром зайчика , кисточка, банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка.

Ход образовательной ситуации :

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи : заинтересовать детей на включение в игровую деятельность .

Воспитатель собирает около себя детей.

– Ребята! Посмотрите кто это там спрятался и сидит тихо под елочкой? Давайте посмотрим.

Дети подходят к елке, за которой сидит зайчик .

– Кто это? (Зайка) . Ребята, зайка говорит, что у него нет друзей и ему не с кем играть. Давайте превратимся в зайчиков и поиграем с ним . Зайка любит играть в игру «Волк и зайцы» . Мы с вами знаем эту игру. Давайте вспомним правила, что нельзя делать? (Нельзя кричать, толкаться во время игры) .

Описание игры :

У каждого зайчика свой домик (стульчик) . Дети-зайцы сидят на стульях. В стороне находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя : "Волк идет!" - зайцы убегают и садятся на стульчик. Волк пытается догнать их.

Зайки скачут : скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

(Игра повторяется 2-3 раза) .

– А сейчас пришло время зайчику возвращаться домой , в лес. Но ему так не хочется расставаться с вами! Что можно сделать, чтобы зайчику не было без вас скучно и одиноко? (Можно на память сделать ему наши портреты, нарисовать самих себя ).

– Ой, как здорово! Зайчик так обрадовался ! Только он просит, чтобы вы нарисовали себя красивых и обязательно пушистых , чтобы портреты были на вас похожи. Сможете нарисовать ? (Ответы детей) .

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи : актуализировать знания детей о внешнем виде пушистого зайчика ; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение; развивать внимание, речь.

Игра «Какой?»

Дети подходят к столу, на котором находится мягкая игрушка зайчика .

– Как выглядит зайчонок ? Какой он? (Маленький, серый, пушистый , у него длинные ушки, короткий хвостик, черные глаза).

– Нарисуйте маленького, серого и пушистого зайчика .

Практическая работа детей (им предоставляется возможность нарисовать зайчика . Дети рисуют знакомым способом : закрашивание краской предмета).

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи : сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; развивать речь.

Воспитатель хвалит детей за красивых зайчат и спрашивает :

– Смогли вы нарисовать маленького серого зайчика ? (Ответы детей : «Да, смогли» ). А получился ли он у вас пушистым ? (Нет) .

– Почему? (Не знаем, как рисовать пушистого зайчика ) .

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи : познакомить детей с приёмом рисования ; сформировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает» .

– Если вы не знаете, как надо поступить или вообще чего – то не знаешь, а хочешь узнать, то что можно сделать? (Надо спросить у того, кто знает) .

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего показывает, как передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти.

Физминутка : «Друзья»

Этот пальчик – Олечка,

Этот пальчик – Ванечка,

Этот пальчик – Танечка,

Этот пальчик –Валечка,

Этот пальчик –Я,

Вот и все мои друзья!

Практическая работа : дети наносят «тычки» на своего зайчонка .

–Теперь вы смогли нарисовать пушистого зайчонка ? (Да) .

5. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Зайчата » .

Дидактические задачи : организовать активный отдых детей; развивать воображение.

Воспитатель предлагает поиграть с зайчиком .

–Повторяйте все за мной :

Скок-поскок, скок-поскок,

.

Зайка прыгнул на пенёк.

(Прыжки на месте на двух ногах) .

В барабан он громко бьет,

(Шагаем на месте.)

В чехарду играть зовет.

(Хлопаем в ладоши.)

Зайцу холодно сидеть,

(Присели.)

Нужно лапочки погреть.

(Хлопаем в ладоши.)

Лапки вверх, лапки вниз,

(Руки вверх- вниз.)

На носочки подтянись.

(Потянулись, подняли руки вверх.)

Лапки ставим на бочок,

(Руки на пояс.)

На носочках скок-скок-скок.

(Прыжки на месте на двух ногах.)

А затем вприсядку,

(Приседаем.)

Чтоб не мерзли лапки.

(Топаем ногами.)

Игра «Зайчонок прячется »

Дидактические задачи : тренировать умение детей пользоваться приёмом рисования «тычок жёсткой полусухой кисти» ; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение; развивать логическое мышление, речь.

Зайчонок хочет поиграть в прятки. Только куда же ему спрятаться? (Надо что-нибудь дорисовать ) .

– Что ещё таким новым способом («тычком полусухой кисти» ) рисования вы можете изобразить на ваших портретах? (Снег, сугроб, снежинки) .

Практическая работа : дети дополняют свою картину снегом, сугробами, снежинками).

6. Осмысление.

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что делали на занятии , создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

– Что мы сегодня делали? (Рисовали для зайчика наши фотографии зайчат , на память).

– Смогли вы нарисовать себя маленьких , сереньких и пушистых зайчат ? (Смогли)

– А почему это получилось у вас? Почему на ваших портретах видно, что вы не только красивые, но еще и пушистые зайчики ? (Потому что научились использовать приём рисования «тычок жёсткой полусухой кисти» ).

– Прежде, чем попрощаться с зайчиком , давайте споем ему нашу любимую песню про дружбу «От улыбки…»

Воспитатель с детьми под аудио сопровождение исполняют песню «От улыбки…» .

Публикации по теме:

Тема:Пересказывание стихотворения Б. Заходера «Собачкины огорчения». Цель:Создать условия для формирования способов действия добычи знаний.

Занятие по ФЭМП (технология деятельностного метода) «В гостях у Снежной королевы» Образовательная ситуация с дошкольниками. «В гостях у Снежной королевы». Образовательная область: Познавательное развитие. Возрастная группа:.

Конспект интегрированного занятия с использованием системно-деятельностного подхода «Музыка для малыша» С принятием ФГОС в дошкольном образовании приоритетным стал системно-деятельностный подход. Он помогает детям самим открывать новые знания,.

Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект занятия по познанию

окружающей среды

в старшей группе «Улыбка» .

Выполнила:

Свирида Елена Васильевна

г. Щелково-3

январь 2017 г.

Тема занятия: « ТЕАТРЫ И МУЗЕИ МОСКВЫ »

Цель занятия:

познакомить детей с известными в Москве, да и во всем мире, Большим театром, театром кукол им. С. В. Образцова и Государственной Третьяковской галереей;

познакомить с правилами поведения при их посещении;

приобщать детей к русской национальной культуре;

способствовать развитию эстетического вкуса.

Материалы к занятию:

иллюстрации с изображением большого театра, кукольного театра, Государственной Третьяковской галереи; запись отрывка из оперы П.И.Чайковского «Иоланта» - «Гимн свету»; записи отрывков (танцы лебедей)» 2действие «Кода» (окончание); репродукции с картин «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкина, «Московский дворик» В.Д.Поленова.

Ход образовательной ситуации:

. 1. Введение в ситуацию .

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Ребята, кто из вас был в Москве?

Кто был в Кремле и на Красной площади?

Сегодня мы продолжим прогулку по городу. Красива Москва, много в ней интересных мест. Обо всем и не расскажешь. Мы сегодня посетим три самые известные достопримечательности Москвы.

Давайте составим план нашей экскурсии. Хотите? А сможете?

- 2. Актуализация знаний .

Дидактические задачи : актуализировать знания детей о том, что можно увидеть в театре, а что в галерее.

Мы должны определить, что и в каком месте будем смотреть.

На столе три иллюстрации: здания Большого театра, театра кукол и Третьяковской галереи. А также картинки с изображением балерин, оперы, кукол и репродукции картин.

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

создать мотивац ионную ситуацию для преодоления затруднения;

формировать опыт фиксации за-труднения и понимания его причины под руководством воспитателя.

Определите, где и что можно посмотреть.

Часть картинок дети раскладывают, с другими у них возникает затруднение.

Смогли ли вы разложить картинки и узнать, что и где можно посмотреть? Почему?

Значит что нам нужно узнать? А как мы это можем узнать? (спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в интернете и т. д.)

4. Открытие нового знания .

Дидактические задачи:

формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционально го переживания радости открытия ;

рассказать детям о кукольном театре;

прослушать отрывок из оперы;

представить себя в роли балерины;

5)организовать активный отдых детей .

В Москове много детских театров, например: кукольный театр имени С.В.Образцова. На фасаде театра - часы. Каждый час бьют они, открываются окошечки и появляются звери, играющие на музыкальных инструментах: мишка - на тарелках, поросенок - на барабане, коза - на гармошке, баран - на балалайке….(показ иллюстрации часов).

В 12 часов дня открываются все окошки, в остальные часы - по одному. В театре есть музей кукол, которых привезли сюда из многих стран мира.

Есть театры для детей, а есть и для взрослых. Их с удовольствие посещают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Повзрослев, и вы будете ходить в эти театры.

Сегодня вы узнаете об одном из самых известных в мире театров. Он находится в Москве. Это Большой театр. Запомните это красивое белое здание с высокими колоннами, наверху здания - скульптурная композиция: человек в колеснице управляет четверкой лошадей.

Большой театр - это театр оперы и балета. Представьте, в большом зрительном зале большого театра собрались зрители. Гаснет свет, звучит музыка, и занавес открывается. На сцене появляются артисты.

Весь спектакль будет звучать музыка. Весь спектакль артисты будут под нее петь.

Я предлагаю вам послушать отрывок из одной очень известной оперы. В ней рассказывается о девушке по имени Иоланта.

Иоланта жила на берегу моря в доме, похожем на дворец. Возле дома был дивный сад, в котором росли кусты прекрасных роз - белых и красных. К сожалению, видеть этой красоты Иоланта не могла - она была слепа.

……В один прекрасный день появляется юноша. Он рассказывает слепой девушке, что значит видеть. Как прекрасны «солнца блеск и звезд сиянье. Море в плеске голубом». Только при солнечном свете можно познать красу природы и насладиться ею!

Сейчас вы услышите беседу юноши с девушкой. Но в опере нет привычного для нас с вами разговора. Вы услышите музыку и пение под нее двух людей.

Итак, слушайте «Гимн свету».

Знаете ли вы, кто сочиняет музыку? (Композитор)

Музыку к опере «Иоланта» написал известный русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Заканчивается опера очень хорошо. Девушку вылечивает врач, Прозрев, она с изумлением и восторгом видит мир, узнает отца, близких и прекрасного юношу, который отныне будет ее защитником.

В Большом театре можно посмотреть балет.

Что такое балет? Балет, как и опера, - спектакль под музыку.

На протяжении всего спектакля звучит музыка, а артисты балета под нее танцуют.

Я предлагаю вам послушать музыку из балета «Лебединое озеро». А написал ее тот же композитор - Петр Ильич Чайковский.

«Лебединое озеро» - это сказка о том, как злой колдун превратил прекрасных девушек в лебедей. Но каждую ночь его колдовство теряло силу, и лебеди снова становились девушками, а на рассвете снова превращались в лебедей. Таково начало сказки.

Как вы думаете, как выглядит балерина, исполняющая танец лебедя? Это тонкая гибкая девушка в красивом белом платье, похожем на оперение лебедя. Танцуя, балерина часто становится на цыпочки (рассматриваем репродукцию к картине «Балерина»).

Когда вы будете слушать музыку из балета, постарайтесь представить себе танцующую балерину - лебедя.

Представьте: в теннисном лесу - озеро. В голубой кладке воды отражается луна. По озеру плывут прекрасные белые лебеди. Они подплывают к берегу и превращаются в девушек. Девушки танцуют на берегу озера - грустные танцы.

Физкутминутка:

Представьте себе, что вы артисты балета.

Как бы вы станцевали под музыку, которая звучит?

Раздаю детям ленты. Дети танцуют под музыку.

Итак, мы узнали сегодня много о Большом театре. Кроме Большого, в Москве много и других театров.

Славится наш город своими музеями.

Были ли вы когда нибудь в музее?

Что Вы там видели?

В Москве много разных музеев. Я вам расскажу об одном из них. Называется он Третьяковская галерея.

Презентация «Третьяковская галерея».

Постарайтесь запомнить это красивое красно - белое здание. перед зданием мы видим скульптуру - это памятник П.М. Третьякову.

Третьяков жил давным-давно. Ему очень нравится картина русских художников- мастерам, поэтому он собирал их.

Третьяков построил большой дом и разместил в нём свою коллекцию. Он хотел. Чтобы все люди могли видеть картины и восхищаться их красотой.

В галерее много залов, в залах много картин. Чтобы увидеть их все, одного для будет мало.

Сейчас я покажу вам несколько репродукций с картинами известных русских художников, которые выставляются в Третьяковской галерее.

Сквозь высокие сосны едва-едва пробиваются первые лучики солнца. Маленькие медвежата уже вовсю резвятся на упавшем дереве. Заботливая мама-медведица наблюдает за ними. У нее очень строгий, грозный вид. Чем же не угодили ей малыши? Может быть, они сильно расшумелись? В одном из залов галереи вы сможете увидеть эту картину, она намного больше своей репродукции, а медведи на ней, как живые.

Вот как выглядел один из московских двориков более 100 лет тому назад: низенькие деревянные домишки, узенькие тропинки.

Что мы видим во дворе? -Что виднеется там, вдали?

Идет беседа по картинам, задаются вопросы детям…

Это все, что я хотела рассказать вам о Большом театре и Третьяковской галерее, которые находятся в Москве, и вам советую побывать там и видеть эту красоту своими глазами.

Мы теперь знаем где и что можно посмотреть и сможем выполнить задание. Дети раскладывают картинки и поговаривают. (В театре кукол смотрим кукольные спектакли, в Большом театре -слушаем оперу и смотрим балет, в Третьяковской галерее - картины.)

. 5. Включение нового знания в систему знаний .

Дидактические задачи:

закрепить знания детей о том, где можно увидеть картины, а где послушать оперу.

Открываем тетради по закладке и переворачиваем страницу вперёд. (Занятие 20 стр 36).

Чей портрет мы видим? Что вы можете сказать об этом человеке? Соедините портрет с галереей.

Как называется следующее здание? Что можно послушать или увидеть там? Соедините Большой театр и оперу.

Молодцы, закройте тетради.

6. Осмысление.

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что они де лали, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя .

Народная мудрость гласит: «Кто в Москве не бывал. Красоты не видал».Что это значит?

В каких театрах и музеях мы сегодня побывали?

Сценарий образовательной ситуации

Ф.И.О. педагога: Блинова Ольга Алексеевна, инструктор по физической культуре.

Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»

Образовательная область: «Физическое развитие»

Возрастная группа: вторая младшая группа

Тема: «Зайчонок заблудился»

Цель: ознакомление детей с новым видом упражнений: «Метание предметов вдаль правой и левой рукой»

Задачи.

Образовательные.

1.Учить бросать мешочки (шишки) вдаль правой и левой рукой.

2. Совершенствовать умение детей ходьбе в колонне, выполняя задания воспитателя

(высоко поднимая ноги, обходить предметы «змейкой»); навыки выполнения ОРУ.

3. Закреплять умение в сохранении равновесия при ходьбе по ограниченной поверхности; умение перешагивание через бруски.

Развивающие.

Развивать основные физические качества: ловкость, координацию, выносливость, равновесие; потребность в двигательной активности; положительную эмоциональную реакцию на двигательную активность.

Воспитывающие.

Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения друг с другом, желание помогать попавшим в трудную ситуацию.

Логическая основа образовательной ситуации:

1.Основная образовательная цель. Научиться метанию вдаль правой и левой рукой.

  1. Новое знание = детское открытие - умение метать правой и левой рукой вдаль.
  2. Какие понятия способы действия необходимо актуализировать - различные виды ходьбы, упражнения в сохранении равновесия, перешагивание через бруски.

4.Причина затруднения детей - незнание способа метания правой и левой рукой вдаль.

  1. Цель деятельности детей по преодолению затруднения - научиться метать правой и левой рукой вдаль.

Материалы к занятию:

Демонстрационные: игрушка зайчонка, мамы - зайчихи, домик, корзинка с морковкой

Раздаточные: листочки разноцветные, мешочки для метания.

Оборудование: доска шириной 20 см, бруски для перешагивания, веревка, стойки, мягкие модули.

Звуковое оформление: фонограмма «плач», музыка для сопровождения продуктивной деятельности детей.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Цель. Мотивировать детей на включение в деятельность.

Дети входят в зал, инструктор по физической культуре собирает вокруг себя.

Ребята, а вы были в лесу? (Да)

А кто живет в лесу? (заяц, лиса медведь, белка и т. д.)

Ребята, я слышу, что кто - то плачет, а вы слышите? (Да)

Давайте поищем, кто плачет? (Давайте)

Становитесь за мной, идти надо тихо, чтобы не напугать.

Ходьба друг за другом в колонне по одному.

Идут и находят зайчика.

Здравствуй зайчонок! Ребята и вы поздоровайтесь с зайчиком. Зайчонок почему ты один так далеко ушел от мамы? Зайка мне рассказал, что в лесу стало трудно добывать еду. А сорока по всему лесу растрещала, что на огороде много морковки, капусты растет. Вот зайчонок и решил за овощами сбегать.

Ребята, а разве можно одному в такой дальний путь отправляться? (Нет)

И никому об этом не сказав, разрешения не спросив? (Так нельзя)

Правильно так нельзя. Зайчиха - мама места себе не находит тебя зайчонок ищет. Беги скорее домой в лес. Как ты не знаешь дорогу домой?

Ребята поможем зайчонку найти дорогу в лес? (Да)

А вы сможете? (Да)

2. Актуализация знаний

Цель. А ктуализировать умения выполнять разные виды ходьбы на носках, «змейкой», бег в колонне, выполнять ОРУ.

Ребята, так как мы идем к зайчихе - маме, а в гости принято ходит с гостинцами, я думаю, вы не будите возражать, если мы возьмем корзину с морковкой? (Да)

Становитесь все за мной.

Ходьба друг за другом.

Дорожка становиться уже.

Ходьба на носках.

Далеко убежал зайчонок, долго идти. Чем ближе к лесу, тем больше деревьев. А мы их обойдем и березку, и дуб, сосну.

Ходьба «змейкой».

Что на дорожке лежит.

Вы не видите? (Нет)

Пойдемте быстрее, посмотрим что там.

Бег друг за другом. Обычная ходьба. Упражнение на восстановление дыхания.

Ребята, да это же ветер листочки на тропинку разбросал. Давайте покажем, зайчонку как мы умеем с листочками играть.

Вы согласны? (Да)

Комплекс ОРУ с листочками.

Покажем свои листочки.

И.п.: ноги вместе, руки с листочком внизу.

1 — поднять руки с листочком вверх, потянуться, посмотреть на листик;

2— и. п. (5 раз)

Листик шалунишка.

И.п.: ноги на ширине ступни, руки за спиной, листик в правой руке.

1 —руки с листочком через стороны вверх;

2— вернуться в и. п., переложить листик в другую руку. (5 раз)

Листик достань наши ножки.

И.п.: ноги на ширине плеч, листик в согнутых руках у груди.

1 — наклон к правой ноге, коснуться листочком;

2— и. п. (6 раз)

Спрячем листик.

И.п.: сидя ноги врозь, листик в согнутых руках у груди.

1 — наклон вперед положить листик, сдвинуть ноги;

2— и. п. Нет листика

3 -раздвинуть ноги, наклониться и взять листик.

4 - и. п. Вот он.

Присядем с листиком

1 — присесть листик вперед;

2— и. п. (4раза)

Попрыгаем с листиком.

И.п.: о. с., листик в согнутых руках у груди.

Прыжки на двух с поворотом ногах вокруг себя. В чередовании с ходьбой на месте. Подуем на листик. Какие молодцы ребятки, листику понравилось с нами играть, но пора в путь. Нужно спешить, а то станет скоро темно, и мы не сможем найти зайчика домик, а чтобы не сорить в лесу соберем листики в корзину.

Ходьба друг за другом.

3. Затруднение в ситуации

Цель. Организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.

Что будем делать? (Попробуем бросить)

Попробуйте, получилось? (Нет)

А почему не получилось? (Потому что мы не умеем высоко бросать через ветку)

(Потому что это упражнение незнакомо, мы его никогда не делали)

4. Открытие нового знания

Цель. Освоение упражнения «Метание на дальность правой и левой рукой», формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин, создание ситуации успеха.

А что нужно сделать, чтобы научиться бросать? (Нужно попросить того кто умеет, показать и научить как бросать)

Я с вами согласна для того чтобы научиться бросать высоко нужно чтобы показал

Тот, кто умеет.

Метание на дальность правой и левой рукой мешочков через шнур.

Возьмите шишку в правую руку. (Инструктор по физической культуре встает лицом к детям, показывает в зеркальном отражении) В правую руку.

Правую ногу - назад. Молодец Саша, правую ногу не сильно далеко назад.

Отведите правую руку назад и бросьте. Двигается только кисть, в локте руку не сгибаем. Молодцы!

При возникновении у детей индивидуальных затруднений инструктор по физической культуре помогает принять правильное исходное положение, комментирует во время выполнения упражнения действия детей.

Возьмите шишку в левую руку. (Инструктор по физической культуре встает лицом к детям, показывает в зеркальном отражении) В левую руку.

Левую ногу - назад. Молодец Лиза, левая рука прямая.

Отведите левую руку назад и бросьте. Молодцы вы постарались! Правильно принимали исходное положение (позу). Замах был сильный.

Теперь я могу быть уверена, что вы сможете сами правильно выполнить это упражнение.

ВЫВОД: - Чтобы получился бросок, надо стать правильно (принять правильное исходное положение или позу) и сильно замахнуться, руку при этом не сгибать.

5. Включение в систему знаний.

Цель: закрепление умения выполнять упражнение «метание правой и левой рукой на дальность»; создание ситуация успеха в совместной деятельности; совершенствование знакомых двигательных навыков.

Впереди поваленное дерево идите осторожно, руки в стороны. Молодец, Оля, голову не опускает, спина прямая.

Ходьба по прямой ограниченной дорожке, руки в стороны.

Да ветер наделал.… Всю дорожку завалил ветками, теперь придется переступать через них. Переходите аккуратно, не останавливайтесь, высоко поднимайте колени.

Ходьба с перешагиванием через бруски.

Молодец Ксюша, Ваня, Дима и т. д. через все веточки переступили, ни на одну не наступили.

Смотрите да вот же домик зайчонка и зайчиха - мама нас встречает. Давайте поздороваемся все дружно. Отдадим наш гостинец, морковку. Зайчиха так волновалась, что пропал ее зайчонок. Везде его искала, в домике все перевернула, такой беспорядок.

Поможем убраться зайчихи? (Да)

Игровое упражнение «Выброси мусор в мусорную корзину»

Метание на дальность правой и левой рукой.

Зайчиха - мама так нам благодарна. Предлагает поиграть в игру.

Подвижная игра «Тишина»

Ходьба в колонне по одному по залу за воспитателем и произносят слова:

Тишина, тишина,

Не колышется трава,

Не шумите кусты,

Засыпайте, малыши.

По окончании слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Через несколько секунд инструктор произносит громко «Чик- чи- рик!» - поясняет, что птички разбудили ребят, и они проснулись, поднялись и потянулись.

Я уверена, что теперь зайчонок никогда не будет далеко убегать один так далеко. Зайчиха - мама указала нам короткий путь между этих кустов и деревьев.

Ходьба «змейкой» (к исходному месту, где начиналось занятие)

  1. Осмысление.

Цель. Фиксация достижения цели и выявления условий, которые позволили е достичь.

Где вы сегодня побывали? (В лесу)

Зачем мы решили пойти в лес? (Чтобы помочь зайчонку)

Так кому вы помогли? (Зайчонку)

Вы помогли зайчонку? (Да)

Что вам помогло выполнить эту работу? (Мы научились бросать шишки)

Чему научились? (Бросать шишки)

Вам понравилось? (Да)

Вы действительно сегодня показали свою силу и ловкость, хорошую физическую подготовку. Я рада, что вы научились бросать шишки, вам это упражнение понравилось.

Молодцы ребята. Вы смогли помочь зайчонку добраться до дома, потому что научились бросать шишки высоко через ветку.

"Нельзя чему-то научить человека, можно

только помочь ему сделать для себя открытие"

Галилео Галилей

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

Этапы занятий «открытия» нового знания в технологии «Ситуация»

1. Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них. Источниками формирования ситуации могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события, происходящие в жизни группы), воображаемые события, события, описываемые в художественной литературе и пр. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Как подчеркивал Л.С. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.

Задавая вопросы в последовательности («Хотите?» – «Сможете?»), воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».

Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»).

2. Актуализация знаний и умений

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия». У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».В зависимости от программных задач, особенностей детей группы, их образовательных потребностей данный этап может быть, как локализован во времени вместе с другими этапами, так и проводиться отдельно как преддверие специально моделируемой ситуации затруднения.

3. Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным» действием. Но выполнение этого «пробного» действия опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать: «я чего-то пока не знаю (или не умею)».

Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения решения общей задачи образования – формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели, при этом она проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, следуя логике этапов технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они только что сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

4. «Открытие» нового знания (способа действий)

На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

Вначале воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу». Используя различные приемы и методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.

При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте могут использоваться вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»).

Здесь же дети приобретают первичный опыт самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников. Использование на данном этапе таких форм организации детской деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.

В зависимости от программных задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей данный этап может быть реализован в рамках одного занятия (образовательной ситуации), так и распределен во времени.

6. Осмысление

Данный этап является необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»).



Похожие публикации