Логопедические игры для автоматизации звука ш. Постановка и автоматизация звука Ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики. Игры на закрепление звука

Мария Артемова
Игры для дифференциации звуков [с]-[ш]

У детей дошкольного возраста часто наблюдается смешение в речи звуков С – Ш . Основной причиной этого является нарушение фонематического восприятия. Дети плохо различают данные звуки на слух и затрудняются сделать правильный выбор звука при произнесении . Устранению этого дефекта достойное место отводится на логопедических занятиях. Но и воспитатели могут помочь детям в разрешении данной проблемы.

Прежде всего, необходимо выявить, чем различаются звуки С и Ш . Предложим детям произнести (перед зеркалом) звуки С и Ш и сравнить их . Заметим, что при произнесении звука С губы растянуты в улыбке, а при произнесении звука Ш губы округлены бубликом и выдвинуты вперед. Когда произносим звук С , язык находится в низу ротовой полости, за нижними зубами, а когда произносим звук Ш , язык поднимается вверх, за верхние зубы. И наконец, при произнесении звука С изо рта выходит холодная струя воздуха, а при произнесении звука Ш – теплая . Это можно ощутить тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. Акустически звук С похож на свист , он свистящий, а звук Ш похож на шипение , он шипящий.

Научить детей дифференцировать звуки С-Ш помогут следующие игры и игровые упражнения.

«Угадай-ка»

У детей карточки со схематичным изображением улыбки и бублика. Карточка с улыбкой обозначает звук С , так как при его произнесении губы растягиваются в улыбке. Карточка с кружочком-бубликом – это звук Ш , так как губы при его произнесении округлены.

Воспитатель произносит звуки С и Ш попеременно , дети поднимают нужные карточки.

Можно сыграть и наоборот : педагог поднимает поочередно карточки с изображениями, а дети угадывают и называют соответствующие звуки .

Аналогична игра «Солнышко-снежинка» . Звук С обозначает снежинка (при произнесении звука С струя воздуха холодная, звук Ш – солнышко (струя воздуха теплая) .

«Не ошибись»

Воспитатель то поднимает кисть руки вверх, то опускает её вниз. Если кисть руки поднимается верх, то дети произносят звук Ш (кончик языка вверху, если кисть руки опускается вниз, то произносят звук С (кончик языка внизу) .

Можно и наоборот, педагог называет звуки С , Ш вперемешку, а дети то поднимают, то опускают кисти рук.

«Свистит – шипит»

Педагог кладет перед собой картинки и говорит : «Я буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук , которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести С-С-С. Насос : С-С-С… Гусь : Ш-Ш-Ш… Соловей : С-С-С… Змея : Ш-Ш-Ш… и т. д.

«Прогулка на велосипедах»

Воспитатель говорит : «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом : С-С-С… (Дети, имитируя насос, произносят : С-С-С) Хорошо накачали шины, только слышим : воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети : Ш-Ш-Ш) Заклеим дырочку и ещё раз накачаем шину. (Дети : С-С-С)

Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины? (Дети : Ш-Ш-Ш)

«В лесу»

Воспитатель :

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья : Ш-Ш-Ш… (Дети быстро шевелят пальчиками и произносят : Ш-Ш-Ш)

- Подул холодный ветер : С-С-С, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками, произнося : С-С-С)

Ветер затих – больше не шевелятся ни листочки, ни ветки. (Дети расслабляются)

Снова подул холодный ветер : С-С-С… (Дети вновь покачиваются и машут руками, произнося : С-С-С…Затем опять расслабляются)

«Ловишки»

Педагог произносит слоги : СА, ША, СО, ШО, ШУ, СУ, СЫ, ШИ, ШЕ, СЭ…А дети должны хлопнуть в ладоши, ели услышат слог со звуком Ш .

Аналогично играем со словами.

«Упрямый ослик»

Игра с мячом

Воспитатель :

Ослик хоть и научился произносить звук С , но упрямо продолжает заменять его звуком Ш . Ему говорят : «СА» . А он в ответ : «ША» .

Педагог кидает ребенку мячик и произносит слог со звуком С . Ребенок заменяет С на Ш, произносит новый слог и возвращает мячик.

«Волшебники»

Игра с мячом

Воспитатель :

Дети, вы можете стать настоящими волшебниками и превратить один предмет в совершенно другой. Чудо произойдет, если звук Ш в слове вы замените звуком С .

Педагог кидает ребенку мячик и произносит слово со звуком Ш . Ребенок заменяет его звуком С , произносит новый слово и возвращает мячик.

Примерные слова : шутки - … (сутки, шок - (сок, шитый -, мишка -, кашка -, башня -, Машка -, уши -, ваш - …шуметь -, пашу -, шкала -, каша -, крыша -, шалить - ….

«Помогите игрушкам»

На столике лежат картинки, в названиях которых есть звук С или Ш , и игрушки : мишка и кукла. Воспитатель говорит :

Кукла Соня и мишка играли и перепутали картинки. Помогите игрушкам : Соне соберите картинки со звуком С в названии , а мишке – со звуком Ш .

Дети по очереди подходят к столику, выбирают картинку, называют её и отдают Соне или мишке, обосновывая свой выбор.

«Магазин»

На столике лежат предметы, в названиях которых есть звук С или Ш (шашки, воздушный шар, карандаши, игрушки : мишка, мышка, лиса, слон, совок, сова и др.) У детей кружочки-монетки с буквами С и Ш. У столика воспитатель в роли продавца. Дети подходят к столику, выбирают товар и оплачивают нужной монетой. Продавец уточняет, какой товар выбран, какой монетой оплачен и почему.

«Звуки заблудились »

Воспитатель читает детям двустишия, выясняет, что не так, предлагает исправить ошибки.

Положили кашу в МИШКУ,

Угостили мёдом МИСКУ.

Прочитали в книге БАШНЮ,

А из снега строим БАСНЮ.

Мой братишка любит СУТКИ,

День и ночь всё вместе ШУТКИ.

Вот поэт нас насмешил!

Он, наверно, поспешил.

Ты поправь его, дружок,

Скажи правильно стишок.

«Путаница»

Игра аналогична предыдущей.

Послушайте, что натворил злой волшебник. Он всё запутал.

Положили в плошку … КАСКУ.

Надевал пожарный … КАШКУ.

Сочинял писатель … БАШНЮ.

Рисовал художник … БАСНЮ.

Сладко спит в берлоге … МИСКА.

На столе с салатом … МИШКА.

В поле землю я … ПАСУ.

На лугу коров … ПАШУ.

На лицо надета … МАШКА.

Имя нашей кошки … МАСКА.

Как нам хочется … ШУМЕТЬ

Спать спокойно, не … СУМЕТЬ.

- Расколдуйте стихи : закончите строчки правильными словами.

«Мышеловка»

Часть детей составляет круг (мышеловку) . Они стоят, держась за руки, высоко подняв их. Остальные дети – мыши. Дети, стоящие в кругу, тихо говорят :

Все спят –

Детки спят.

Волк в лесу спит.

Кукла Настя спит.

Только мыши не спят,

Они кушать хотят,

В мышеловку глядят.

После этих слов мышки начинают бегать, тихо пищать : С-С-С, вбегать в круг, выбегать из круга. По сигналу педагога (удар барабана, бубна, колокольчик) мышеловка захлопывается – дети опускают руки. Часть детей оказывается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мыши не будут переловлены.

Использованная литература

1. Игры в логопедической работе с детьми : пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под редакцией В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: ил. – (Коррекционная педагогика) .

3. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. – СПб.: КАРО, Дельта +, 2004. – 336 с. – (Популярная логопедия)

4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) . – М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

5. Школьник Ю. А. Логопедия – Ил. Ю. Школьник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 96 с., ил.

Автоматизация звука Ш с помощью игровых приемов для детей дошкольников

Цель: автоматизация звука Ш в речи.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение употреблять в своей речи этот звук правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Уважаемые коллеги предлагаю вам в этот раз игры из своей копилки на автоматизацию звука Ш. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям."Театр"
Скажи как "Весельчаков", приподнимая брови, делая шаловливое лицо: "ША-ША-ША-ША-ША-ША".
Скажи как "Грустяшкин", выражая печаль на лице: "ШУ-ШУ-ШУ-ШУ-ШУ-ШУ".
Скажи как "Боякин", сжимаясь всем телом: "ШО-ШО-ШО-ШО-ШО-ШО".
Скажи как "Спокоев", выражая спокойствие на лице: "ШИ-ШИ-ШИ-ШИ-ШИ-ШИ".

"В ладоши хлопай"
Ты, дружок, в ладоши хлопай,
Если Ш услышать сможешь.
Шапка, шубу, петушок,
Стол, лиса и малышок,
Школа, вилка, полка, кошка,
И картина, и картошка.

"Мы со слогами играем"
Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
КОШ-КОШ-КА-КА,
Получилась кошка.
МЫШ-МЫШ-КА-КА,
Получилась мышка.
И т.д.

Пальчиковая игра "Пальчики-помощники"
Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд!
Будем пальцы загибать,
Будут пальцы помогать
Слоги и слова считать!
ШУ-ШО-ША,

ШУБКА-ШОРОХ-И ЛАПША,

ШЕ-ШУ-ШИ,
Загибаем пальчики на одной руке.
ШЕЯ-ШУМ-И МАЛЫШИ.
Загибаем пальчики на другой руке.

Доскажи словечко
Взрослый начинает слово в словосочетании или в предложении, а ребенок должен его закончить, добавляя слог, затем произнося слово полностью.

Доскажи ША
Кукла Ма... (ша).
Кукла Да... (ша).
Мальчик Па... (ша).
Мальчик Ле... (ша).
Девочка Ната... (ша).
Вкусная ка... (ша).

Доскажи ШИ
Андрюша моет у... (ши).
Кошку боятся мы... (ши).
В лесу цветут душистые ланды... (ши).
В детский сад ходят малы... (ши).
Наши рисунки хоро... (ши).

Доскажи ШЕ
Мама купила шубку Ната... (ШЕ).
Мама заботится о малы... (ШЕ).
Папа купил шахматы Ле... (ШЕ).

Доскажи ШУ
Мы встретили мальчика Ле... (ШУ).
Мы проводили в школу Ната... (ШУ).
Мама уложила спать Да... (ШУ).
Нужно доесть ка... (шу).

"Помоги кукле Маше правильно говорить"

Взрослый сажает куклу и говорит, что кукла Маша очень плохо разговаривает, совсем как маленькая девочка. Взрослый говорит неправильно от имени куклы слова, заменяя звук Ш на С, и просит ребенка исправить Машины ошибки.

Сапка, мысата, лосадка, месок, пусок, суба, петусок, больсой, Мисутка и т. д.

"Все, что знаем, называем"

Семья
Когда всю семью мы вспоминаем,

То четко ШШШШ мы повторяем.
Бабушка, дедушка, братишка и я,
Загибаем пальчики.
Это все моя семья!

Одежда
Когда одежду мы называем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулак.
То четко ШШШШ всегда повторяем.
Шарф, шапка, шорты, шуба -
Загибаем пальчики.
Сказать все четко это нужно!

Домашние животные
Домашних животных мы вспоминаем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулак.
Очень ласково всех называем.
Слушай внимательно и отгадай,
Кто же здесь лишний?
А ну, называй!
Барашек, лошадка, мишутка и хрюша,
Загибаем пальчики.
Сейчас я узнаю как же ты слушал!

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ш]:

Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются , язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.

Ш-ш-ш-ш-ш…

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно

ША

ШО

ШУ

ШИ

ШЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.

Ша-ша-ша

Шо-шо-шо

Шу-шу-шу

Ши-ши-ши

Ше-ше-ше

Ша-шо-шу

Ши-ше-ша

Шо-ше-ши

Шу-шо-ше

Ше-ша-шо

Ша - шо - шу - ши - ше
Ши - ша - шо - шу - ше
Шо - ша - шу - ши - ше
Ше - ша - шо - ши - шу
Шу - ша - шо - ши - ше

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой, тушёнка, нашёл, ушёл.

Шу: мишутка.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:

Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.

8. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

тапки -

губы -

топот -

мыло -

(пар) -

(споры) -

9. Заменить в словах последний звук на звук Ш:

дуб -

идёт -

поёт -

едет -

дышит -

падает -

10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].

11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Изба - избушка

кума -

зима -

штаны -

тётя -

дядя -

хозяйка -

солнце -

хлеб -

камень -

пятно -

дно -

окно -

дед -

12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.

14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].


16. Образовать родственные слова:

мышь - (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

лягушка - (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

Дедушкины шахматы вишнёвый компот

новая подушка тихий шаг

швейная машинка пшённая каша

шумные пташки двойной шов

дубовый шкаф бабушкина шуба

пуховая шапка новая ушанка

18. ДИ «Сосчитай до 5»:

плюшевый мишка -

плюшевый капюшон -

плюшевая шапка -

19. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено - второй абзац и т. д.)

У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка - вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки - мышата, у кошки - котята.

Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши - машинка, а у папы - машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

21. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши.

22. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

Мышонку шепчет мышь:

Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон -

Продолжаем знакомить вас с .

Представляем вам “Компьютерную игру для Автоматизации звука Ш в начале слова”

Описание игры: змея («песенка змеи» – Ш ) ползет по дорожке к своему домику. Каждый раз путь змее преграждает предмет (шапка, шуба, шкаф, шило, шайба, шина), название которого начинается на звук Ш . Ребенок должен правильно произнести название предмета, чтобы он исчез с дорожки и позволил змее двигаться дальше. Все процессы (продолжение движения змеи, исчезновение предметов и т.д.) контролируются логопедом, который при необходимости нажимает клавиши клавиатуры.

Усложненный вариант: логопед просит внимательно следить за движением змеи и предметами, которые встречаются на дорожке. При этом, можно включить звуковое сопровождение, например, шипение змеи или детскую песенку. После просмотра логопед просит ребенка назвать все предметы, которые встречались змее по дороге домой.

В следующих публикациях мы продолжим знакомство с программами для логопедической работы.

С уважением, Анна Куликова .

_____________________________________________________________________________________________

Чтобы узнавать о новых записях, подпишитесь на рассылку по или .

У вас есть интересные статьи? Присылайте их по адресу: admin[@]сайт

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

Развитие познавательных процессов
(памяти, внимания, мышления)
на логопедических занятиях
по автоматизации звуков
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Картотека дидактических игр
(на примере автоматизации звуков

[Р], [Ш], [Л])

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна

педагог-психолог

Теребилина Ольга Васильевна

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Для детей с ОНР характерными являются:

неустойчивость внимания, снижение его объема, ограниченные возможности его распределения;

снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

отставание в развитии словесно-логического мышления.

Включение в логопедические занятия заданий по коррекции и развитию познавательных процессов позволяет повысить уровень развития памяти, внимания, мышления детей с ОНР и тем самым увеличить эффективность логопедической работы.

Игры на развитие памяти:

  1. «Шапка-невидимка»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;

Оборудование: небольшие предметы, фигурки из киндер-сюрпризов, в названии которых есть звук [Ш], (мышка, кошка, карандаш, машинка, шишка и др.).

Ход игры: в течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их, правильно произнося звук [Ш].

  1. «Кто живет в зоопарке»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;

Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.).

Ход игры: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти.

  1. «Фотограф»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Ход игры: ребенок играет роль фотографа. Он внимательно рассматривает того, кого будет фотографировать (или картинку с изображением ребенка или любой предмет), потом отворачивается и дает его словесный портрет, отвечая на вопросы логопеда:

– Какая рубашка у Юры? (У Юры красная рубашка.)

– Какие шорты у Юры? (У Юры черные шорты.)

– Что Юра держит в правой руке? (Юра держит в правой руке карандаш.)

– Что у него в другой руке? (В другой руке у него красный шар.)

  1. «Магазин»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях.

Оборудование: натуральные предметы, муляжи овощей и фруктов или предметные картинки, в названии которых есть звук [Л] (яблоки, свекла, лук, халва, халат, заколка, лупа, булавка, лодка, кукла, белка, палка, скакалка, мел, иголка, бутылка и т. д.)

Ход игры: логопед может послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 2–3 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5–7. После того как ребенок вернется из «магазина» и принесет покупки, он рассказывает логопеду, что он купил, правильно произнося звук [Л]. Например: «Я купил в магазине яблоки, клубнику и лук», или: «Я купила две свеклы и одно яблоко», или: «Я купила две заколки, одну булавку и пять вилок», или: «Я купила голубое платье и белые колготки».

  1. «Мемори»

Цели:

  • развитие и тренировка кратковременной зрительной памяти;

Оборудование: набор карточек (5 пар) с изображениями, содержащими в названии звук [Л], например: лампа, лупа, ложка, лыжи, ласточка.

Ход игры:

карточки тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Ребенок и логопед могут открыть и назвать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточек за игру.

  1. «Запомни слова»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: карточка со словами для запоминания; карточка с картинками, предъявляемыми ребенку на слух (шапка, ромашка, мышка, крыша, мишка) и «лишними» картинками.

Ход игры: логопед медленно называет слова, предназначенные для запоминания. Ряд слов предъявляется дважды. Затем логопед дает ребенку карточку с картинками. Ребенок обводит и называет картинки, названия которых нужно было запомнить.

Игры на развитие мышления

  1. «Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)

Цели:

  • развитие мышления;

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Логопед следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах:

белка – дупло, лиса –… (нора);

белка – орехи, корова – … (трава);

сачок – бабочка, удочка – … (рыба);

котенок – кошка, теленок – … (корова);

поезд – рельсы, автобус – … (дорога);

человек – дом, крот – … (нора);

молоток – гвозди, топор – … (дрова);

человек – ребенок, дрозд – … (дрозденок);

барабан – барабанщик, труба – … (трубач);

пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);

солонка – соль, сахарница – … (сахар);

лиса – нора, медведь – … (берлога);

гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);

краски – художник, лекарства – … (врач);

крановщик – кран, тракторист – … (трактор);

шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);

картина – художник, суп – … (повар);

жираф – юг, морж – … (север).

  1. «Назови одним словом»

Цели:

  • развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию);
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р].

Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).

Москва, Псков, Новгород – это… (города).

Россия, Англия, Франция – это… (страны).

Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).

Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).

Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).

Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).

Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).

Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).

Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).

  1. «Четвертый лишний»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Оборудование: предметные картинки со звуком [Ш].

Ход игры: логопед предлагает ребенку рассказать, какая из четырех картинок лишняя и почему.

  1. «Исправь ошибки»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях;

Ход игры: логопед читает ребенку предложения со смысловыми ошибками. Ребенок должен исправить ошибки и правильно произнести переделанные предложения.

(Пример: платье надело Аллу. Халва съела Володю и т. п.).

  1. «Составь предложение»

Цели:

  • развитие мышления (развитие у детей способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов);
  • автоматизация звука [Р] в предложениях.

Ход игры: детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, в названии которых есть звук [Р]. Затем дается задание: составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

Игры на развитие внимания:

  1. «Чего не стало»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р].

Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало.

  1. «Слушай и повторяй»

Цели:

  • развитие внимания;
  • автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть:

лук, лампа, свекла;

лыжи, яблоко, халва;

булка, масло, колбаса;

баклажан, мыло, пастила.

  1. Та же игра на автоматизацию звука [Р]:

рыба, радуга, арбуз;

груша, виноград, ракета;

гора, торт, бутерброд;

картошка, морковка, мухомор.



Похожие публикации