5 чем прославился капитан джон смит. Невероятные приключения и несомненные достоинства капитана джона смита. Последние минуты капитана

Слёзкин Лев Юрьевич::: Легенда, утопия, быль в ранней американской истории

Индейцы, обитавшие поблизости от Джемстауна, не могли предоставить всего необходимого. Поэтому Нью­порт, сопровождаемый Смитом и Скривинером, отплыл па пиннасе во владения Паухэтана. Оттуда они верну­лись с грузом зерна, бобов и других продуктов. Это опро­вергает версию Вартона о злокозненном поведении главы индейской конфедерации, в частности о его намерении во что бы то ни стало убить Смита и напасть на форт, чему помешала Покахонтас. Она якобы, проделав немыс­лимо трудный путь через девственный лес, появилась в Джемстауне, чтобы сообщить англичанам о коварных планах своего отца.

Итак, пиннаса вернулась с продуктами. Колонисты приготовили достаточное количество груза для «Джон энд Фрэнсис». Ньюпорт оставлял Виргинию с небольшим запасом продовольствия и далеко не в лучшем состоя­нии. В этом отчасти был повинен он сам, но в первую очередь член Совета Мартин, которому показалось, что он обнаружил запасы золотой руды. Ради ее добычи забросили все прочие занятия, включая подготовку к посеву. Так как Виргинская компания давно мечтала о подобной находке, то «золотоискателем», по ироническо­му замечанию одного из колонистов, стал и Ньюпорт. По свидетельству того же колониста, Смит глубоко воз­мущался, что всю полезную работу оставили из-за погрузки на корабль «такого огромного количества позо­лоченного дерьма» (С., II, 408). Ньюпорту предстояло в этом убедиться по прибытии на родину. А пока, сняв­шись с якоря, он увозил с собой «золото» и другие плоды тяжелого труда колонистов. С ним уплывали капитап Уингфилд и капитан Арчер. Рэтклиф болел, и временно обязанности президента были возложены на Мартина.

20 апреля 1608 г. в Виргинию привел свой «Феникс» капитап Фрэнсис Нельсон, имея на борту 40 новых поселенцев (задержавшуюся часть «первого пополнения»). Как раз тогда сильно ухудшились отношения англичан с соседними индейцами, которых они пытались сделать своими постоянными данниками. Во время одного из столкновений колонисты захватили нескольких пленных. Угрожая убить их, они предъявили Паухэтану целый ряд требований. Вождь послал для переговоров одного из своих наиболее уважаемых воинов и с ним - в знак доверия и особого значения миссии - «девочку 10 лет, которая была милее всех своих соплеменников не только чертами и выражением лица, но также не имела себе равных по остроте ума и доброте» 25 . Дипломатический демарш Паухэтана достиг цели: пленных отпустили и подарили «принцессе» набор безделушек. Мир был вос­становлен.

2 июня «Феникс» поднял паруса. С ним покидал Виргинию Мартин. «Капитану Мартину,- говорится в «Общей истории»,- вечно нездоровому, бесполезному в делах и одержимому идеей добиться доверия (у правле­ния компании.- Л. С.) якобы присущим ему искусством обнаруживать золото, с удовольствием позволили вернуть­ся в Англию» (С., II, 4). Рэтклиф все еще недомогал. Смит сделался фактическим руководителем колонии. Он вспоминал: «На этот раз мы остались все здоровые и довольные, пе споря, любя друг друга и, как мы надея­лись, обеспечив длительный мир с индейцами» 26 .

Радость была преждевременной. Запасы продовольст­вия, привезенные на «Фениксе», быстро таяли. Бич Джемстауна - голод - вновь стоял у ворот.

Еще до ухода «Феникса», 2 июня 1608 г., в глубь страны отправилась продовольственная и географическая экспедиция, возглавляемая, как и прежние, капитаном Смитом. Она прошла берегом Чесапикского залива, по рекам Потомак, Патаксент и Раппаханнок. Когда 21 июля путешественники вернулись в Джемстаун, то застали его обитателей в состоянии, близком к бунгу. Рэтклиф в их отсутствие не только бездействовал и расхищал содержи­мое складов, но затеял еще строительство «президентско­го дворца». «Наши запасы, наше время, наши силы и наш труд бесполезно расходовались на исполнение его фантазий» (С., II, 412),- свидетельствовал очевидец. После бурных споров решили сместить Рэтклифа с поста президента. На его место выдвигалась кандидатура ка­питана Смита. Он согласился принять на себя управление колонией. Однако, учитывая, что Уингфилд и Мартин по прибытии в Лондон не преминут очернить его, боялся, как бы после смещения Рэтклифа правление компании действительно не посчитало его мятежником и узурпато­ром. Кроме того, Смит вновь отправлялся в поход. Поэто­му договорились, что он будет дожидаться истечения пре­зидентского срока Рэтклифа, а в его отсутствие колонией будет управлять Скривипер.

24 июля Смит и с ним 13 человек покинули Джемс­таун. Они пробыли в пути до 7 сентября, сделав много полезных открытий. Когда путешественники вернулись, Рэтклиф сидел под арестом, обвиненный в мятеже.

Согласно легенде, настало время разумного спаситель­ного труда, военных упражнений, мирных сношений с индейцами. Тем не менее к моменту нового посещения колонии Ньюпортом - в конце сентября - она насчиты­вала в живых только 50 человек. Невозможно, правда, определить, когда умерли их товарищи: при правлении Рэтклифа или после прихода к власти Смита. Так или иначе, но упомянутая цифра омрачает радужную легенду.

Ньюпорт доставил в Джемстаун «второе пополне­ние» - 70 колонистов. Среди них были два новых члена Совета колонии (Ричард Вальдо и Питер Винн), несколь­ко ремесленников (стеклодувы, мыловары, смолокуры), две первые белые женщины Виргинии. Из Англии был получен приказ короновать Паухэтана. Таким образом, его превращали в вассала английского короля и приобре­тали формальное право требовать повиновения. В каче­стве королевского уполномоченного Ньюпорт отправился в «столицу» индейской конфедерации. Вождь принял пос­ланцев дружелюбно, но так и не понял смысла проце­дуры, превратив в фарс серьезно разыгрываемую церемо­нию. Он долго сопротивлялся возложению короны, а ког­да это удалось сделать и ему вручили другие знаки монаршей власти, он в обмен на них передал гостям снятые с ног мокасины и шкуру, покрывавшую его плечи.

В отсутствие Ньюпорта Смит продолжал руководить делами Джемстауна и одновременно составлял докумен­ты, которые намеревался отправить в Лондон: письмо казначею Виргинской компании, набросок карты Вирги­нии, «Правдивый рассказ о событиях, случившихся в Виргинии». В письме казначею Смит резко осуждал дея­тельность «болячки» Рэтклифа, предупреждая, что его возвращение и возвращение Арчера в колонию вызвало бы там «вечные раздоры». Он брал на себя смелость резко критиковать правление компании, которая жадно стремилась к тому, чтобы получать прибыли от колонии, не дав ей встать иа ноги, и тем губила людей, мешала ее нормальному развитию.

В конце 1608 г. Ньюпорт покинул Виргинию, увозя с собой Рэтклифа. В начале следующего года из всех членов Совета в живых остался один Смит - теперь неограниченный правитель Виргинии. Легенда повествует о его необычайной активности и предприимчивости. Дей­ствительно, как можно судить, кое в чем Джемстаун продвинулся вперед: наконец соорудили колодец, давший свежую чистую воду, построили несколько домов и два блокгауза, церковную крышу покрыли гонтом , расчисти­ли и засеяли маисом новое поле, наладили производство стекла. Видно, кроме энергии Смита, сказалось присут­ствие специалистов-ремесленников.

Тем не менее эти годы составляют часть «голодного времени», или «времени уныния» (так принято называть в американской и английской историографии следующий период истории колонии). Ньюпорт оставил провизии всего на два месяца. Неожиданно напавшие крысы, а также сырость нанесли продуктам непоправимый урон.

Люди по-прежнему гибли в стычках с индейцами, от гогода, переутомления и болезней. Голландцы, стремившие­ся обосноваться по соседству, стали настраивать индей­цев против англичан.

Большой радостью для колонистов стало появление небольшого корабля капитана Сэмюэла Эргалла (9 июля 1609). Он имел поручение проложить наиболее короткий путь в Виргинию и заняться ловлей осетров в устье реки Джемс. Моряк поделился с поселенцами своими запасами. С ним пришла весть о реорганизации управления Виргин­ской компании, о ликвидации колониального Совета и назначении полновластного губернатора - лорда Делавэ­ра, который должен был появиться с большой эскадрой.

Поселенцы с нетерпением ожидали ее прибытия, надеясь вырваться, наконец, из тисков голода и страха перед индейцами. Их надежды не оправдались. Семь кораблей «третьего пополнения» привезли 400 пассажи­ров, среди которых оказалось много тяжелобольных, и мизерный запас продуктов, к тому же испорченных мор­ской водой. Дело осложняли раздоры среди лидеров колонии.

Корабль, на котором плыли руководители пополнения (замещавший лорда Делавэра сэр Томас Гейтс и адмирал Соммерс), не достиг Виргинии, зато благополучно добра­лись до колонии Рэтклиф, Мартин и Арчер. Они возоб­новили свои нападки на Смита и, ссылаясь на новые инструкции, настаивали на его уходе с поста президента. Капитан не уступал, отвечая, что передаст власть только губернатору (может быть, не без тайной надежды, что тот погиб) или после окончания своего президентского срока, т. е. не раньше 10 сентября 1609 г. Против него возник заговор. Согласно легенде, в нем участвовали главным образом джентльмены, не желавшие подчинять­ся худородному капитану, да еще принуждавшему их работать. «Несколько неуравновешенных юношей высо­кого происхождения, но морально испорченных, были вдохновителями этого мятежа. После того как они про­мотали свое состояние в Англии, они бежали от своих кредиторов в Виргинию. Внеся разложение в среду при­везенных ими колонистов и переманив на свою сторону ветеранов Смита, они отказались ему подчиниться» 27 ,- писал Вартон. На защиту Смита встали моряки кораблей, что решило дело в его пользу.

Объяснение Вартона звучит правдоподобно. Следует, однако, задуматься над тем, почему мятежникам удалось восстановить против Смита значительную часть колони­стов. Здесь, вероятно, сыграл роль состав последних. В колонии (кроме небольшого числа джентльменов и тех, кто оплатил свой проезд в Америку, кто поэтому занимал там до некоторой степени привилегированное положение, т. е. «фрименов» ) основную часть поселенцев составляли люди, отправленные нанявшими их частными лицами или Виргинской компанией. То были сервенты. С ними заклю­чался контракт на определенный срок (семь лет, иногда менее), в течение которого они обязывались за «доста­точно разумное» питание и «достаточное снаряжение» вы­полнять поручаемую им работу по специальности, или любую, предписанную колониальной администрацией. Будущие колонисты, нанятые частными лицами или ком­панией, рекрутировались в основном из людей, оказавших­ся в Англии без земли и занятий, главным образом в результате обезземеливания крестьян; из воепных, не не­шедших себе применения; бедняков, от которых хотел отделаться приход; неугодных членов семьи, должников и т. д. Сервентов набирали также из тех, кому отсылкой в колонию заменяли тюремное наказание.

Таким образом, значительная часть колонистов отправ­лялась в Виргинию против собственной воли или в силу крайней нужды. Ехали они в неизвестную страну с едва тлевшей надеждой на получение клочка земли по окон­чании срока контракта. Согласно тогдашнему английско­му законодательству положение сервентов мало чем отли­чалось от положения рабов. Тяжесть его усугублялась произволом руководителей колонии, которые действовали за океаном совершенно бесконтрольно, а также непомер­ными требованиями Виргинской компании.

Все это создавало горючий материал, готовый вспых­нуть по незначительному поводу. Руководитель колонии олицетворял существующие порядки. Направить рождав­шееся недовольство именно против него не составляло труда.

Хотя вспыхнувший в Виргинии мятеж удалось пода­вить, спокойствие не наступило.

Участились вооруженные столкновения с индейцами. Самое серьезное из них произошло после того как Смит отправил два крупных отряда для проведения новых гео­графических исследований. Неизвестно, что послужило причиной раздора, но враждебные действия приняли серь­езный оборот, и оба английских отряда вынуждены были вернуться под защиту стен и орудий форта. Враги Смита заявили, что агрессивность индейцев - результат его тай­ного подстрекательства.

Джон Смит, чтобы снять с себя обвинения и урегу­лировать отношения с индейцами, отправился к Паухэтану. По пути произошло таинственное и трагическое событие. Капитан спал в лодке, когда раздался взрыв. Раненный и обожженный, он бросился в реку и едва доплыл до берега. В тяжелом состоянии Смит добрался до Джемстауна. Здесь, как повествует «Общая история», Рэтклиф, Арчер и их сообщники хотели убить президента, пока он лежал в постели. Смелости, однако, не хватило. Ее достало лишь на то, чтобы, пользуясь болезнью Смита, созвать Совет и избрать нового президента. Им стал Джордж Перси.

В первой половине октября 1609 г. на одном из по­кидавших Виргинию кораблей капитан Джон Смит, еще больной, возвращался на родину.

Легенда утверждает, что с того момента началось страшное время: колония лишилась своего истинного и самого способного руководителя, как никогда свирепство­вал голод. Может быть, легенда утрирует, ибо прибли­жалась зима, которая несла с собой неизбежные трудно­сти. Но остается фактом, что период с конца осени 1609 г. до 23 мая 1610 г., когда, счастливо пережив кораблекрушение у Бермудских островов, в Виргинию прибыл Томас Гейтс,- самый мрачный в истории Джемс­тауна. Стычки с индейцами стали постоянными. Голод довел людей до каннибализма.

В Лондоне Смит не нашел приема, который подобал «герою Виргинии». Недруги оклеветали его. Но и прав­дивые вести из колонии не давали повода правлению компании восторгаться тамошними руководителями. С ка­питаном иногда советовались, использовали как горячего приверженца колонизации Америки, и только. Вернувшись на родину, он уже никогда больше не играл видной роли в истории Виргинии и Виргинской компании. Одна­ко именно это скорее всего послужило причиной того, что он стал со временем легендарным героем.

«Предприимчивый джентльмен капитап Джон Смит, еще живущий Виргинией», как о нем писал современ­ник - знаменитый географ и издатель его трудов Сэмюэл Парчас, взялся за составление карты своих путешествий и обширпого комментария к ней. В 1612 г. в Оксфорде вышла книга под традиционно длинным названием: «Карта Виргинии с описанием страны, ее природных богатств, народа, его правительства и религии, написан­ная капитаном Смитом, который некоторое время являл­ся правителем страны... С описанием событий в тамошних колониях со времени первого отплытия поселенцев из Англии». Книга состояла из двух частей: переработанного «Правдивого рассказа» и компиляции свидетельств очевидцев. Первая часть носила в основном деловой ха­рактер, и элемент личного находился в ней явно на заднем плане. Вторая часть, как бы составленная из рассказов сторонних свидетелей деятельности капитана Смита, представляла собой резкий выпад против его врагов и являлась началом легенды о «герое Виргинии».

Собственно карта, изданная в том же году, исполнен­ная известным гравером Уильямом Хоулом, привлекала внимание прежде всего своим щедрым художественным оформлением. Кроме того, по сей день каждый пишущий о тех местах и временах стремится сделать ее иллюстра­цией или приложением к своей книге. Но эта карта не только наглядный образ отдаленной эпохи. Она - важ­ный исторический источник, до сих пор не утративший своего научного значения. Она - практическое пособие для археологов и этнографов, которые с ее помощью устанавливают место нахождения индейских деревень и племен, исчезнувших вскоре после отъезда Смита из Джемстауна.

Удел мемуариста и картографа не мог, однако, удов­летворить энергичного капитана. Он предложил свои услуги Плимутской компании, которая собиралась засе­лять принадлежавшую ей северную часть Виргинии. Однако его попытки основать там поселение (первое путе­шествие было разведкой, второе, в 1615 г.,- неудавшейся попыткой колонизации) не увенчались успехом. На пути туда он даже попал в плен к французским пиратам, которые некоторое время держали его у себя.

Тем не менее именно ему, капитану Джону Смиту, при­надлежала честь быть крестным отцом Новой Англии, как он назвал северную часть Виргинии; компания, взявшая его к себе на службу, пожаловала ему в 1615 г. звание «адмирала Новой Англии»; он предлагал буду­щим поселенцам Нового Плимута доставить их в Америку; подаренная им принцу Карлу карта Новой Англии - еще одно его достижение.

Карту Новой Англии Смит, как и карту Виргинии, прокомментировал в специальной книге «Описание Но­вой Англии» (1616), а позже - в «Путешествии в Новую Англию» (1620).

Виргиния тем временем продолжала жить. После отъ­езда Смита там произошли большие перемены. Увеличи­лось число колонистов. Они уже достаточно обжились в новой стране. В 1619 г. в колонию были ввезены первые 20 черных невольников. Через полвека негры-рабы стали главными тружениками Виргинии.

Отношения англичан с индейцами со времен Смита резко ухудшились. Руководители колонии, располагая большими силами, совсем перестали считаться с правами и нуждами своих краснокожих соседей, беззастенчиво сгоняли их с земли, убивали при всякой попытке сопро­тивления, а часто без всякого повода. 22 марта 1622 г. вспыхнуло индейское восстание. Англичане потеряли 347 человек. Только благодаря счастливой случайности не пал Джемстаун. Оправившись, колонисты перешли в наступление. Они не знали пощады, истребляли целые племена, деревни, посевы и даже собак.

Смит, узнав о том, что происходит в его любимой Виргинии, попытался убедить правление компании дать ему 100 солдат и 30 моряков. С этим отрядом он брался возродить колонию. У компании были другие заботы и собственные планы. Предложения Смита отклонили.

В 1624 г. капитан издал свою знаменитую «Общую историю Виргинии, Новой Англии и островов Соммерса: с именами акционеров, колонистов и губернаторов, от основания поселений в 1584 году до настоящего времени». Он надеялся, что этот труд вновь распахнет ему двери к деятельной жизни. Капитан предлагал, если ему предо­ставят полторы тысячи человек, «подчинить дикарей, возвести необходимые укрепления, сделать новые откры­тия, защитить и прокормить колонию» (С., II, 588, 614).

Но как раз тогда король Яков I решил ликвидировать Виргинскую компанию. Услуги Смита вновь не потребо­вались. Оставалось вернуться к письменному столу.

После «Общей истории», изданной трижды при его жизни, капитан составил несколько практических посо­бий для юных моряков и неопытных колонистов, а также еще одно описание своих путешествий. Но прославила Джона Смита именно «Общая история» - как своими достоинствами, так и своими недостатками.

Джон Смит скончался еще нестарым человеком (ему шел 52-й год) 31 июня 1631 г. в Лондоне. Начальные строки эпитафии (С., II, 971) на могильном камне - под изображением герба Смита и девизом «Победить - зна­чит жить» - гласили:

Почил навек здесь - побеждавший королей,

Завоевавший родине несчетное количество земель;

Мир может удивлять величие его свершений,

Но очевидность их не может вызывать сомнений.

Уходя из жизни, капитан Джон Смит не подозревал, что станет героем легенды, начало которой положил он сам, которую подхватили и приукрасили его почитатели и которую обессмертила необходимость по воспоминани­ям «героя Виргинии» восстанавливать самую раннюю историю английской колонизации Северной Америки.


В основе этой и следующей главы лежит материал монографии автора «У истоков американской истории» (М., 1979).

Имеются в виду латы, в которых изображен Смит.

Дата предположительная.

Англия жила тогда по юлианскому календарю, и все числа от­личались от современного, григорианского, на 10 дней (для XVII в.). Год начинался с 25 марта. Мы всюду указываем числа по старому стилю - за редким исключением, когда та или иная дата является особо памятной и отмечается в США как таковая в настоящее время (обозначается в скобках), а годы - по новому стилю. Григорианский календарь был введен в Англии в 1752 г.

Кроме них и проводников, погибли еще несколько человек, ос­тавшихся возле лодки.

Тот же страх в свое время, мы знаем, испытывали поселенцы «потерянной колонии».

Гонт - дощечки, используемые как кровельный материал.

Freeman - (англ.) - свободный человек: так называли горожан или членов какой-либо ассоциации, компании и т, п., пользую­щихся всеми установленными правами.

Недавно владельцы двухэтажного особняка ХIХ столетия в британском графстве Стаффордшир объявили о том, что выставляют его на продажу. Дело в том, что в доме, как утверждают супруги Нил и Луиза Боннеры, происходят загадочные события. В частности, там якобы неоднократно появлялось привидение Эдварда Джона Смита, капитана погибшего "Титаника".

Согласно источникам, некогда особняк принадлежал семье Смита. Сам Эдвард Джон Смит погиб после столкновения знаменитого лайнера с айсбергом 14 апреля 1912 года. У капитана еще был шанс спастись, но он принял мужественное решение до последней минуты не покидать капитанской рубки. По крайней мере, так гласит официальная версия событий.

После Смитов дом перешел к другим владельцам. Боннеры приобрели его в 2002 году за 32 тысячи фунтов стерлингов. Но пожилая чета не смогла найти покоя в своем новом жилище. Супруги постоянно ощущали непонятный страх и тревогу. Дважды за эти годы по непонятным причинам у них затапливало кухню. Но самое главное - время от времени оба наблюдали призрак, бродящий по дому! Боннеры не сомневаются, что это был несчастный капитан "Титаника"!

"Смит не был одет в морскую форму или что-либо подобное, однако это точно был он", - убеждены хозяева особняка.

Жить дальше в "нехороших" апартаментах Боннеры не желают. Кстати, цена, по которой особняк выставляется на продажу, составляет целых 80 тысяч фунтов. И можете не сомневаться, желающие найдутся, так как на призраках можно неплохо заработать, устраивая в здании экскурсии для туристов. Боннеров же такой бизнес, видимо, не устраивает…

Кстати, это не единственное мистическое событие, связанное с "Титаником" в настоящем. Так, на рубеже столетий внезапно возникли слухи о чудесном спасении людей с затонувшего судна, считавшихся погибшими. Говорят, они перенеслись… в будущее!

Спустя годы после гибели "Титаника" суда, курсирующие в зоне крушения корабля, будто бы неоднократно пеленговали призывы о помощи с затонувшего в начале ХХ столетия лайнера…

Рассказывают, что 14 декабря 1992 года на глазах у норвежских рыбаков, занимавшихся ловлей сельди в Северном Атлантическом океане, из пучины всплыл огромный корабль, в котором моряки узнали знаменитый "Титаник"! По палубам лайнера в панике метались пассажиры. Они звали на помощь, некоторые бросались с кормы в ледяную воду… Несколько минут спустя корабль вновь скрылся под водой. Норвежцы отбили радиограмму в штаб ВМС США. Вскоре на место происшествия прибыл американский военный корабль. Из воды подняли 13 человек в спасательных жилетах с надписью "Титаник". У всех спасенных наблюдалась потеря памяти. У них имелись при себе документы, выданные не позднее 1912 года. Внешность этих людей соответствовала возрасту, указанному в документах…

Власти Норвегии и США договорились держать эту историю в секрете. В газетах сообщили только, что спасены пассажиры с потерпевшего крушение судна, не указав даже названия корабля. Что сталось дальше со спасенными - неизвестно. Скорее всего, их поместили под наблюдение врачей и они до сих пор находятся в каком-нибудь закрытом медицинском заведении.

А в 1994 году в Северной Атлантике якобы выловили из воды еще троих живых жертв катастрофы - самого капитана Смита и двух пассажиров - человека по имени Уинни Кутс и совершенно здоровенькую 10-месячную девочку, привязанную к спасательному кругу "Титаника". Все они числились в списках погибших 82 года назад…

Но, скорее всего, это просто предания. Ведь, пока есть надежда, люди живы… Другое дело, что те, кто погиб преждевременной и насильственной смертью, действительно нередко "возвращаются" в виде призраков к своим близким или в родные места…

Вот одна из подобных историй. Утром 7 декабря 1918 года летчик Британского Королевского воздушного корпуса Дэвид Мак-Коннел отправился в очередной рейс в Тедкастер. Его друг, лейтенант авиации Джеймс Ларкин, остался на базе в Скемптоне. Мак-Коннел на прощание сказал ему, что вернется к 17.00.

В 15 часов 25 минут Мак-Коннел появился на пороге комнаты Ларкина на авиабазе. Тот удивился, отчего Дэвид вернулся так рано. "Все в порядке, полет прошел удачно", - ответил Мак-Коннел. Они несколько минут поговорили о каких-то обыденных вещах, затем Дэвид пожелал Джеймсу всего доброго и вышел.

Ночью Ларкина разбудили его сослуживцы. Они сообщили, что самолет Мак-Коннела разбился по пути в Скемптон. Джеймс не поверил: "Как! Ведь я разговаривал с ним после полета, он сказал, что все нормально!" Этого ему никто не смог объяснить. Позже Ларкин узнал, что самолет его друга попал в полосу тумана и потерял управление. Произошло это примерно в 15.25 - в тот самый миг, когда Джеймс Ларкин увидел Дэвида в своей комнате. Парапсихологи объясняют подобные феномены тем, что в момент смерти или серьезной опасности мозг человека выбрасывает в пространство огромное количество энергии, которая долго не рассеивается в пространстве и может существовать какое-то время в виде фантомов…

Капитан Джон Смит (1580—1631) — автор первой книги, написанной в Америке, и личность, задолго до формирования нации явившая то, что теперь определяется как национальный американский характер. Джон Смит с его непоколебимой верой в гражданственную и даже божественную миссию освоения необжитых пространств материка, с его отношением к трудностям, в преодолении которых он видел основу духовного возрождения, с его убежденностью в неограниченных силах и способностях простого человека, был подлинным капитаном своей судьбы.

Сын английского фермера среднего достатка, он рано осиротел и успел получить лишь самое необходимое школьное образование. В пятнадцатилетнем возрасте Смит записался в солдаты и отправился воевать в Нидерланды. Превратности воинской жизни перебрасывали его из края в край. Германия, Испания, Австрия, Трансильвания, Румыния, Россия, Турция, Северная Африка — такова география его перемещений.

Смит завершил свою военную карьеру двадцатипятилетним командиром полка, успев к этому времени послужить в австрийской армии, спасавшей христианский мир от турков, проявить чудеса личной храбрости, получить смертельное ранение в бою и выжить, попасть в плен, быть проданным в рабство и бежать. Все, пережитое им тогда и после, он подытожил в краткой автобиографии "Истинные путешествия, приключения и наблюдения капитана Джона Смита" (1630). В Англии его ожидали почет и слава, но Смит не пожелал почивать на лаврах.

Жажда приключений заставила его в 1607 году отплыть в Северную Америку с партией колонистов, основавших затем в Виргинии первое английское поселение Джеймстаун. Эмоциональная и красочная хроника этого предприятия, опубликованная Смитом в 1608 году под названием "Правдивое описание Виргинии", и стала истоком американской литературы.

Смит, однако, был не только летописцем колонии. Он разведывал самые дальние окрестности Джеймстауна, что в те времена было небезопасно. Опытный командир, знавший о необходимости железной дисциплины в делах подобного рода, он почти в одиночку пытался сплотить ту разношерстную группу неорганизованных, неумелых и часто недовольных людей, какую представляли собой виргинские первопоселенцы. Он же с риском для жизни налаживал дипломатические и торговые отношения с индейскими племенами, земли которых заняли колонисты. В признание его заслуг, Смит был избран президентом Совета Виргинии.

Вынужденный через год после этого, осенью 1609 уехать в Англию для поправки здоровья, он при первой же возможности вернулся в Новый Свет, приняв в 1614 году предложение Виргинской компании возглавить экспедицию по исследованию атлантического побережья Америки в северном направлении. Именно капитан Джон Смит нарек эти места "Новой Англией" и до 1617 года изучал их и картографировал. В книге "Описание Новой Англии" (1616) он подробно рассматривал особенности местного рельефа, климата, растительности, взвешивал перспективы рыбного промысла, земледелия и ведения хозяйства, всячески ратовал за колонизацию этого края.

"Что может быть честнее и почетнее, чем открывать неизвестное: возводить города, заселять страны, просвещать невежественных, исправлять неправоту, наставлять в добродетели и в итоге завоевать для нашей родины новое королевство, которое наследует ее славу!" — писал он. Возможно, из-за вдохновенного призыва адмирала Новой Англии — таков был теперь титул Джона Смита — "отцы-пилигримы" осели в Плимуте, предпочтя его уже обжитой соотечественниками Виргинии. Последние десять лет жизни Смита особенно продуктивны в литературном отношении. Главные темы его сочинений: мореходство и Америка — ее природа и ее колонизация.

Читайте также другие статьи раздела "Литература XVII века" :

  • Колонизация
    • Капитан Джон Смит. Начало американской литературы

Введение

Джон Смит (англ. John Smith ; 9 января 1580(15800109), Уиллоуби - 21 июня 1631, Лондон) - английский писатель и моряк, один из основателей и лидеров Джеймстауна - первого британского поселения на территории современных США. Известен как капитан Джон Смит или Джон Смит Джеймстаунский , американский национальный герой, особую известность получил в связи с историей о дочери индейского вождя по имени Покахонтас, изложенной в его книгах.

1. Биография

1.1. Ранние годы

Джон Смит родился 9 января 1580 года в местечке Уиллоуби (Willoughby ), поблизости от Элфорда, Линкольншир (en:Alford, Lincolnshire), Англия. Обучался в грамматической школе короля Эдуарда VI . В возрасте 13 лет осиротел и вскоре поступил в подмастерья к купцу Томасу Сэндаллу (Thomas Sendall). В 16 лет Смит оставляет обучение у Сэндалла и отправляется во Францию, сопровождая второго сына лорда Уиллоуби, которого вскоре покидает, чтобы присоединиться к борьбе за независимость Нидерландов. Через два года он нанимается на коммерческий корабль, плавающий по Средиземному морю.

В 1600 году Смит идёт в австрийскую армию, которая воюет с Османской империей. За мужество и отвагу был произведён в ранг капитана трансильванским господарем Сигизмундом Баторием. Сражался в Валахии в рядах Раду Щербана против воеводы Иеремии Мовилы, но в 1602 году в Трансильвании был серьёзно ранен и взят в плен, а затем продан в рабство в Крымское ханство. Знатный турок Богал, купивший Смита, отправил его в качестве подарка своей невесте-гречанке, которая, со слов самого капитана, якобы влюбилась в него. Позже девушка отправила пленника своему брату. Потом он был отправлен в Азов.

Убив своего нового хозяина, Смит бежал из рабства. Через Русское царство и Речь Посполитую он добрался до Священной Римской Империи. Некоторое время спустя Смит, получив заслуженные награды, покинул армию и отправился путешествовать по Европе и Северной Африке. Зимой 1604 года Джон Смит возвращается в Англию.

Существует предположение, что Смит использовал систему укрепления «палисад», с которой познакомился у донских казаков, при защите поселения в Вирджинии от индейцев; а русские бревенчатые избы стали образцом построек первых американских поселенцев, известных как «лог-кабин» .

1.2. Вирджинская экспедиция

В Англии Джон Смит присоединяется к Вирджинской компании, которая готовилась к колонизации новых земель. 20 декабря 1606 года три корабля Вирджинской компании («Сьюзан Констант», «Годспит» и «Дискавэри») отплыли из Англии. Путешествие длилось 4 месяца. В апреле 1607 года корабли экспедиции достигли земли.

Джон Смит вошёл в Совет из семи человек, выбранных руководством компании для управления новой колонией. 13 мая 1607 года было основано поселение - Джеймстаун.

1.3. Книги Смита

Основные книги Смита:

    «Истинное повествование о достопримечательных событиях в Виргинии » (1608), часто считается первым произведением американской литературы.

    «Карта Виргинии » (1612).

    The Proceedings of the English Colony in Virginia (1612)

    «Описание Новой Англии» (1616).

    New England’s Trials (1620, 1622)

    «Общая история Виргинии, Новой Англии и островов Соммерса» в 6 частях (1624), где он излагает рассказ о Покахонтас.

    An Accidence, or the Pathway to Experience Necessary for all Young Seamen (1626)

    «Морская грамматика » (ок. 1627)

    «Правдивые странствия, приключения и наблюдения капитана Джона Смита в Европе, Азии, Африке и Америке с 1593 по 1629 г. от Р. Х.» (1630).

    Advertisements for the Unexperienced Planters of New England, or Anywhere (1631)

Список литературы:

    King Edward VI Grammar School Louth

    История всемирной литературы. Т.4. М., 1987. С.559

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Смит,_Джон_(капитан)

Английский морской офицер, капитан пассажирского лайнера "Титаник" Эдвард Джон Смит (Edward John Smith) родился 27 января 1850 года в городе Хэнли (Сток‑он‑Трент, графство Стаффордшир, Великобритания).
Его отец, Эдвард Смит, был гончаром, мать, Кэтрин Смит (Марш), работала в банке, а затем открыла вместе с мужем небольшой продуктовый магазин.
Отец Эдварда умер от туберкулеза в октябре 1864 года. Эдвард бросил школу и устроился на работу на фабрику Etruria Forge, большой литейный цех в Сток‑он‑Тренте, где управлял паровым молотом.
В феврале 1867 года Смит отправился в Ливерпуль, чтобы начать карьеру моряка .

В 1869 году он стал учеником на парусном судне американской постройки "Сенатор Уэбер" судовладельческой компании A. Gibson&Co в Ливерпуле, которая специализировалась на грузоперевозках .
В течение следующих лет Эдвард служил на других кораблях компании, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице: в 1871 году получил свидетельство 2‑го помощника, в 1873 году сдал экзамены на 1‑го помощника, став помощником капитана.
В 1875 году Смит получил диплом на право судовождения, через год ему доверили в управление первое судно - грузовой корабль "Лиззи Феннелл" . Следующие три года Смит служил на этом корабле, перевозя грузы между Канадой, Великобританией и США.

В марте 1880 года Смит устроился на работу в крупнейшую пароходную компанию Великобритании "Уайт Стар Лайн" (White Star Line). Компания управляла пассажирскими лайнерами, а не грузовыми судами, с которыми имел дело Смит. Поэтому ему пришлось овладевать новыми навыками и в определенном смысле начать карьеру заново. Уже к 1887 году Смит дослужился до капитана и получил в командование корабль "Рипаблик". Управлял также судами компании "Балтик", "Коптик", "Адриатик", "Германик", "Руник" и др.
В 1888 году Смит вошел в состав Резерва Королевских ВМС Великобритании (Royal Naval Reserve) и поэтому мог быть призван на службу в военное время.
В 1892 году "Уайт Стар Лайн" отправила в первый рейс свой крупнейший пароход "Маджестик", выбрав в качестве капитана Смита. С этих пор именно он руководил первыми плаваниями самых больших лайнеров компании.
Во время англо‑бурской войны (1899‑1902) "Маджестик" под командованием Смита использовался для перевозки войск, совершив два рейса к берегам Южной Африки .
За заслуги в англо‑бурской войне правительство Великобритании наградило Смита медалью Transport Medal (ею отмечали офицеров, отличившихся на транспортных судах в этой войне).
Кроме того, он был отмечен наградой Резерва Королевских ВМС Великобритании за 15 лет службы (Royal Distinction).
В 1904 году он достиг звания коммодора (предшествует званию контр‑адмирала).

С участием кораблей под управлением Смита произошло несколько происшествий. 16 февраля 1899 года пароход "Германик", капитаном которого был Смит, перевернулся в Нью‑Йоркском порту. В июне 1911 года лайнер "Олимпик" (один из трех трансатлантических лайнеров‑великанов наряду с "Титаником" и "Британиком") под управлением капитана Смита при маневрах в Нью‑Йоркском порту повредил буксир.
В сентябре того же года возвращавшийся из Америки "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хоук" в порту Саутгемптона. Компанию "Уайт Стар Лайн" и заставили выплатить компенсацию.

К 1912 году Эдвард Джон Смит проплыл уже около 2 миллионов миль, командовал 14 кораблями. Из‑за высокого ранга этих кораблей и их пассажиров его называли "капитаном миллионеров ".

Смит построил успешную карьеру: компания доверяла ему вести в первое плавание свои флагманские корабли, пассажиры и команда отзывались о нем с большим уважением, чаще его звали просто E.J. (Э.Дж.). Некоторые пассажиры соглашались отправиться в плавание через Атлантику только на корабле, которым управлял капитан Смит.
10 апреля 1912 года лайнер "Титаник", капитаном которого был Эдвард Джон Смит, вышел в свое первое и последнее трансатлантическое плавание из Европы в США.
Существует мнение, что этот трансатлантический круиз должен был стать последним в карьере капитана Смита, после него он намеревался уйти в отставку. Однако в официальном сообщении "Уайт Стар Лайн" было заявлено, что он будет работать и после возвращения "Титаника" из трансатлантического плавания.
14 апреля в 23:40 "Титаник"



Похожие публикации