Презентация "лепка глиной с детьми дошкольного возраста. Мастер-класс по лепке из глины дымковской игрушки «Индюк» для детей старшей группы Лепка из глины для детей 6 7

Полимерная глина – яркий, мягкий материал для лепки. Из него получаются очень красивые поделки. Дети лепят из полимерной глины с огромным удовольствием, т.к. в отличии от пластилина, для того, чтобы что-то слепить, не надо прикладывать много физических усилий. Раскатать детали из полимерной глины под силу даже 2-х летним детям. Процесс лепки никого не оставит равнодушным!

Лепка из полимерной глины - весьма полезное занятие. Она развивает мелкую моторику; творческое, образное, пространственное мышление; а также воображение, усидчивость и трудолюбие, причем, что не маловажно, в игровой форме.

Плюсы лепки из полимерной глины:

1. Это безопасный для здоровья материал, который не страшно давать детям в руки;

2. Из полимерной глины получаются удивительно красивые поделки;

3. Доступность материала;

4. Материал совершенно не токсичен;

5. Полимерная глина не оставляет грязных разводов на руках так, как это делает обычный пластилин.

6. Поделки из полимерной глины могут стать украшением квартиры или елочными украшениями.

Для вдохновения Любопытный мир приготовил для вас несколько примеров с подробными инструкциями, поделок из полимерной глины.

Немо

Мышонок в колпаке

Розовая сова

Йоркширский терьер

Мудрый Йода

Бегемотик

Хомячок с вишней

Черепаха

В этой книге описаны различные виды глины, приемы работы с ней, рассказано, как правильно подготовить глину к лепке, какие инструменты используются при работе с этим природным материалом. А также дано подробное описание технологии изготовления игрушек и поделок, настенных панно, различных видов посуды, свистулек. Весь материал изложен просто и доступно. Книга предназначена для родителей детей дошкольного и школьного возраста.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову (С. Ю. Ращупкина, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Развитие ребенка при работе с глиной

Лепка из глины и развитие речи


Этапы формирования речи ребенка часто повторяют этапы развития речи человечества в целом: жестикуляция, появление возгласов, отдельных слов, словесная речь с остатками жестикуляции.

Так же, как труд оказал большое влияние на появление и развитие речи всего человечества, речь ребенка зависит от его деятельности. Все понятия и представления, которые малыш получает в процессе манипулирования с предметами, отражаются на его речи. Если игра ребенка ограничивается, то объем понятий сужается и его словарь беднеет.

Развитие речи – это сложный процесс, который у всех детей протекает по-разному. У одного ребенка первые слова появляются рано, а речь совершенствуется довольно быстро. Речевую активность такого малыша не следует форсировать, чтобы уберечь от нежелательных последствий. Если же развитие речи отстает, то ребенка, напротив, надо побуждать к разговору, знакомить с новыми словами, учить правильно строить фразы. Однако при этом нельзя перенапрягать его нервную систему повышенными нагрузками.

Общение со взрослыми является основным двигателем развития речи. Ученые доказали, что формирование речевых областей в коре головного мозга зависит от влияния импульсов от пальцев, а участок коры головного мозга, курирующий речь человека, расположен рядом с зоной, ответственной за развитие тонкой моторики рук. Поэтому лепка не только совершенствует мелкую моторику, но и речь. Если движения пальчиков задерживаются, то даже при нормальной общей физической активности, происходит отставание в речевой деятельности.

Функции руки и речи развиваются параллельно. Сначала малыш овладевает тонкими движениями рук, затем в его речи появляются первые слоги. Последующее формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка. Если трех– или пятилетний малыш с удовольствием играет в пальчиковые игры, которые развивают тонкую моторику, то старшие дошкольники часто отказываются от этого.

Тем не менее в этом возрасте необходимо тренировать пальчики и стимулировать речевое развитие, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе, поэтому занятия лепкой являются эффективной заменой пальчиковым играм.

Как показывает практика, довольно часто первоклассникам очень трудно овладеть навыками письма: они быстро устают, им тяжело писать, в кистях появляются дрожь и боль, от этого они начинают нервничать и плакать. Дело в том, что руками ребенок выполняет большую часть работы при различных видах деятельности. Именно от способности производить мелкие и точные движения, а не от навыка владения карандашом, кисточкой или ножницами, зависит уровень его интеллекта

Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Глина, как и любой другой пластичный материал, помогает развивать самые разные стороны личности малыша. Лепкой из нее лучше начать заниматься с ребенком в 5 лет. В этом возрасте его пальчики уже достаточно окрепли для работы с таким материалом. В принципе простейшие изделия можно лепить и с детьми младше 5 лет.

Во время работы с глиной у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук.

Если у ребенка есть проблемы с речью, попробуйте с ним лепить скульптуры. Это можно делать двумя способами: конструктивным, т. е. изготавливая отдельные детали и скрепляя их в одно целое, и пластическим, лепя их из целого куска глины. Второй способ более сложный, так как для лепки из целого куска необходимы хороший глазомер, точные движения и отчетливое представление формы предмета.

Можно проводить занятия лепкой так, чтобы они одновременно были и уроками по развитию речи. Для этого в процессе работы попросите малыша рассказать о своих действиях. Предварительно можно побеседовать с ребенком о том, что он собирается вылепить, какой формы и величины должно быть его изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность малыша.

Кроме того, в беседе ребенок усваивает много новых слов. Следовательно, лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника. Для занятий следует подбирать сюжеты, которые уже хорошо ему знакомы. Это позволит уточнить и расширить его знания, поможет ему проанализировать данную ситуацию и сделать обобщение. Например, предложите ему воплотить в глине сюжет знакомой сказки, при этом обязательно обсудите всех персонажей, ситуации, в которые им суждено попасть и т. д.

После окончания лепки попросите ребенка проанализировать свою работу, дать оценку работе товарища. Можно предложить ему придумать рассказ о своем изделии. Во время занятий лепкой можно прочитать стихотворения о животном, которое в данный момент делает ваш сын или дочка, придумать ему ласковое имя, например Лисичка-сестричка, Мишутка и т. д. Все это также благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Следует отметить, что лепка имеет еще и психотерапевтическую направленность. Малыш изготавливает из глины различных сказочных персонажей и обыгрывает ситуации и взаимоотношения с ними.

С вылепленными предметами ребенок может просто играть, не боясь, что они разобьются или сломаются. Кроме того, малыш обычно трепетно относится вещи, сделанной своими руками, а значит, она учит его бережному отношению к игрушкам.

Группе детей можно предложить сделать несколько игрушек, с которыми в дальнейшем поставить и разыграть спектакль. При совместном выполнении какой-нибудь модели дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, правильно выражать свои мысли, объяснять задуманное. Помимо этого, такая работа благотворно скажется на их развитии, ведь умение трудиться в коллективе очень важно для будущего школьника.

Влияние работы с глиной на развитие психических процессов ребенка

Художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, работа с природным материалом и т. д.) имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Эти занятия помогают малышу ощутить радость познания, творчества.

Лепка, как и любой другой вид изобразительного искусства, должна носить творческий характер, ведь малыш в своих работах образно отражает действительность и свои впечатления от окружающего мира. Кроме того, во время лепки ребенок приобретает разнообразные знания, его представления об окружающем мире уточняются и углубляются. Дошкольник в процессе работы осмысливает качества предметов, их характерные особенности. Во время занятий с глиной малыш может воспринять целостность формы предмета, так как работать надо сразу двумя руками.

Своими изделиями ребенок старается передать то, что ему запомнилось, что взволновало и вызвало интерес, поэтому лепка оказывает довольно большое влияние на умственное развитие малыша. Прежде всего она учит дошкольника наблюдать, ведь, перед тем как вылепить предмет, с ним надо хорошо познакомиться, определить и запомнить его величину, форму, конструкцию, расположение частей. Малыш лепит то, что он уже знает, с чем встречался раньше, по представлению или по памяти. Таким образом, у него развивается и воображение.

Очень часто идеи ребенка оказываются практичными и даже немного прагматичными. Это можно увидеть в его работах, как только он научится точно воплощать свои фантазии.

Эти представления формируются в процессе непосредственного изучения объекта во время прогулки, игры или специально организованного наблюдения. Кругозор ребенка расширяется и при ознакомлении с художественной литературой. Во время лепки знания малыша о качествах и свойствах предмета уточняются и расширяются. В этом ему помогают осязание, зрение и движения рук.

Для умственного развития ребенка очень важно, чтобы знания о разнообразии форм, положении предметов в пространстве, величине, цветах и оттенках постоянно пополнялись. Всегда следует обращать внимание малыша на изменчивость величины, формы (щенок и собака), цветов (цвет спелых и незрелых плодов), на разное положение самих предметов и их частей (птица сидит, клюет зернышки, летает).

Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок узнает различные материалы, знакомится с их свойствами и возможностями, учится работать с ними. Во время лепки из глины формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. При обследовании предметов малыш должен определить форму предмета и его частей, величину, цвет, положение в пространстве. Если же он составляет композицию, то ему необходимо сравнить предметы и найти различия.

Таким образом, ребенок учится сопоставлять предметы, находить у них общие и отличительные признаки, объединять их по одному или двум одинаковым из них. Определив, допустим, форму предмета, он сможет правильно выбрать способ его изготовления (например, для вишни, цыпленка, неваляшки или яблока кусочки глины надо скатать в шарик).

Постепенно ребенок учится различать не только самые простые признаки, но и более тонкие, те, что труднее уловить. Научившись обобщать одинаковые признаки и качества, в дальнейшем он легко узнает их в других предметах.

На занятиях лепкой у детей формируются такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, умственная активность, кроме того, ребенок учится планировать свои действия и доводить их до конца.

При предметной лепке ребенок учится правильно изображать животных и людей, выделяя их характерные признаки.

Занимаясь сюжетной лепкой дети не только изображают форму, но и располагают предметы в пространстве, связывая их между собой действием. Малыш пробует выделять основное в сюжете, задумывая композицию, творчески подходить к решению этого вопроса, используя все свои знания и наблюдения. При этом во время лепки сюжетной композиции ребенок должен пользоваться различными приемами изготовления.

Ребенок сможет самостоятельно сделать какое-либо изделие только в том случае, если его работа будет внутренне мотивирована, поэтому необходимо перед лепкой заинтересовать малыша, показав ему керамические фигурки разных мастеров.

При декоративной лепке дети учатся обдумывать сюжет, рисовать эскизы, применять различные виды лепки, пользоваться специальными инструментами, правильно и красиво заполнять все пространство.

Надо отметить, что детская лепка имеет еще и общественную направленность. Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. Ему хочется, чтобы его изделие узнали. Он очень чутко реагирует на оценку взрослого и замечания товарищей. Критические высказывания могут понизить его самооценку, и, наоборот, похвала взрослого влияет на нее положительным образом. Кроме того, общественную направленность можно увидеть и в том, что в своей работе малыш отражает явления общественной жизни (например, выступления спортсменов, полеты в космос, различные праздники и др.)

В лепке сочетаются два вида деятельности умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п.

При изготовлении коллективных работ дети учатся договариваться друг с другом о выполнении общей работы, объединяться, помогать напарнику. Кроме того, оценка коллективного труда воспитывает у ребенка внимание, чувства такта, доброжелательность, справедливость, умение радоваться не только своему, но и общему или чужому успеху.

Участие ребенка в подготовке рабочего места и уборке его после лепки способствует формированию навыков самообслуживания, поэтому так важно приучить малыша к тому, что он сам должен делать это, ведь в школе это ему очень пригодится, так как там это будет исключительно его обязанностью.

Лепка – одно из средств эстетического воспитания, поэтому необходимо предлагать малышу только красивые образцы, например можно дать уже готовую керамическую фигурку.

Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, расположение в пространстве), ребенок развивает чувство цвета, формы, ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства.

Эстетическое восприятие прежде всего следует направлять на предмет в целом – красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей и т. д. Затем надо обратить внимание ребенка на отдельные свойства, которые необходимо будет передать в работе. В конце рассматривания и анализа предмета важно вновь вернуться к целостному восприятию.

Помогать ребенку нужно только тогда, когда он сам этого попросит. После преодоления технической трудности надо оставить его одного, чтобы он сам смог закрепить это умение и выбрать дальнейшее направление работы.

Для развития эстетического чувства очень важно при подчеркивании красоты предмета использовать образные сравнения. У маленьких детей эстетические чувства находятся в зачаточном состоянии, их привлекают яркие цвета, блестящая поверхность. Старшие же дети обращают внимание на симметрию в расположении частей, повторяемость элементов, выразительность силуэта, конструктивную стройность предмета. По мере развития восприятия и обогащение представлений детей эстетические чувства становятся более осознанными и глубокими.

Возникшее при восприятии красивого предмета непосредственное эстетическое чувство состоит из различных элементов. Одним из них является чувство цвета, которое проявляется при рассматривании красивых сочетаний цветов, например золотисто-желтых цветов среди зеленой травы.

Следующий элемент эстетического чувства – чувство ритма, формирующиеся при восприятии ритмичной стройности предмета, расположения его частей, например, у комнатных растений, гармоничности и цельности формы предмета у керамических изделий. При рассматривании построек вырабатывается чувство пропорции.

При более осознанном восприятии окружающего мира эстетические чувства становятся устойчивее, глубже и содержательнее. Ребенок учится рассуждать об эстетической стороне предметов, явлений жизни, произведений искусства, которые оценивает в целом и с точки зрения их отдельных свойств с помощью определений «изящный», «огромный», «радостный», «легкий», «живой», «праздничный» и др.

Следует научить малыша передавать при лепке не просто предметы и явления, но и изображать их выразительно. Творческий характер в работе появится только тогда, когда ребенок не просто овладеет необходимыми навыками и умениями для работы, а когда у него разовьется и эстетическое восприятие. При творческом подходе он вносит в изделие какие-то личные переживания, определенное отношения к нему, включает в свой образ то, что воспринималось в разной обстановке и разное время.

Для совсем маленьких детей лепку можно превратить в игру. Поделки для малыша – это в первую очередь игрушки. Поэтому в процессе занятия он их видоизменяет, лепит заново, добавляет какие-то детали, а иногда ломает. Лепка очень полезна детям, особенно мальчикам. Один из самых важных видов деятельности ребенка – исследование, а для всестороннего изучения предмета его надо разобрать и собрать, поэтому нет ничего страшного в том, что малыш сломает свою поделку, он всегда сможет сделать ее еще раз.

Во время занятий лепкой надо в первую очередь обсуждать, что и почему хочется сделать, а не как воплотить замысел. Любое изделие надо мотивировать. Для этого подойдут сказки, мифы, рассказы, так как дети очень любят изображать полюбившихся им героев.

На первых порах не стоит «загружать» ребенка точной технологией и высокими требованиями к конечному результату, просто дайте ему возможность отщипывать от большого куска маленькие, расплющивать их в лепешки, скатывать жгутики и разрезать их, ведь все это позволяет исследовать физический мир.

Двух-, трехлетний ребенок, начиная лепить, не имеет никакого замысла, он просто мнет глину в руках, режет, отщипывает, расплющивает, т. е. играет с ней. На вопрос о том, что он сделал, малыш отвечает спонтанно. В 3–4 года у ребенка также нет замысла, но на тот же вопрос взрослого, он уже отвечает, ассоциативно сравнивая свое изделие со знакомыми ему предметами. Пятилетние дети при лепке обращают внимание на основные внешние признаки, но вылепить детали они еще не в состоянии.

Поделки детей старшего возраста становятся все выразительнее и многообразнее. Так, они могут сразу задумать и вылепить динамичную фигуру, стараясь соблюсти основные ее пропорции. Ребенок уже обращает внимание на детали. Например, при лепке фигурки Деда Мороза, он обязательно добавит мешок с подарками, а Бабе-Яге – ступу и т. д.

Занимаясь творчеством, надо четко знать все этапы творческого развития малыша. Практически все дети до 5 лет играют с художественными материалами. На данном этапе взрослый должен показать, как можно играть с глиной, и поощрять ребенка. Таким образом, главное на первом этапе творческого развития – игра.

До 8 лет у ребенка активно работает фантазия, поэтому следует поощрять его творческую самостоятельность, иногда можно подправлять поделку, показывать какие-то технические приемы. В этот период главное – фантазия.

Любимым занятием для малыша может стать изготовление отпечатков своих ладошек и любых других предметов. Просто раскатайте глиняное тесто в пласт и попросите ребенка прижать к нему свою ладошку. Из таких отпечатков можно составлять целые композиции.

В 12 лет ребенок выполняет свою работу, уже опираясь на общепризнанные критерии правильности и красоты. Задача взрослого заключается в тактичной оценке изделий, передаче технических умений, требовании художественной дисциплины и поддерживании памяти о предыдущем периоде. На данном этапе главное – красота.

Если на первом и втором этапах в качестве приоритета выбрать технику, то у ребенка разовьется рука, но творческая самостоятельность погибнет, он привыкнет работать только на заданную тему. Если же правильно пройти все периоды творческого развития, то уже к концу второго ребенок будет создавать яркие, самобытные вещи, в которых найдут отражения все его переживания, а по завершении третьего он сможет свободно рисовать и лепить.

Конспект занятия по лепке

Алябьева Марина Викторовна, педагог дополнительного образования детей, МБОУ ДОД ЦДОД города Димитровграда.
Описание материала: предлагаю конспект занятия по теме "Курочка в гнезде",

Проходившего в подростковом клубе "Вита", творческое объединение "Чудесная лепка", учасники педагог дополнительного образования и учащиеся творческого объединения (7-8 лет).
Данный материал будет интересен и полезен педагогам по изобразительной деятельности в общеобразовательных школах, педагогам дополнительного образования работающих с благодатным природным материалом - глина, родителям.
Работа имеет художественно-эстетическую направленность.
Раздел: «Работа с глиной».
Тема:

«Курочка в гнезде»

сюжетная лепка, сувенир.
Вид занятия: комплексное.
Место проведения: подростковый клуб «Вита».
Количество детей: восемь человек, второй год обучения, учащиеся 1 класса.
Цель: способствовать умению фантазировать и воплощать свои фантазии в работе. Приобщать к народным традициям.
Задачи:
Познакомить детей с понятием - сюжетная лепка.
Вспомнить и закрепить на практике способы лепки: примазывание, расплющивание, заглаживание, скручивание спиралей, нанесение рисунка по мокрому стекой или палочкой, оттягивание.
Обсудить свойства глины, её качество, что поможет при лепке.
Развивать фантазию и воображение детей.
Приобщать детей к народным традициям, развивать желание становится участником и творцом праздничных приготовлений.
Оборудование и материалы: несколько видов работ из глины – образцы; сюжетные картинки; аудио запись; глина, доски, стеки, вода, тряпочки, заточенные палочки с одного конца в виде закругленной лопатки, а с другого в виде острого карандаша.
Литература:
1. Послушная глина, Г.Федотов, Москва, 1998г.
2. Научитесь лепить животных, К. Дью, Москва 2002г.
3. Учимся лепить, Н Бельтюкова, С. Петров, Москва 2001г.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Добрый день ребята. Подготовьте свои рабочие места, для лепки. Что вы подготовили? (вода, стеки, тряпочки, подстилки). Скажите, а для чего нам нужны тряпочки, вода, стеки? (предполагаемые ответы детей: тряпочки для раскатывания, вода – это клей для глины и т.д.).
2.Проверочный этап.
Ребята, давайте по цепочке перечислим свойства глины: мягкая, пластичная, лопается, примазывается. Так же перечислим способы и приемы лепки, как их можно использовать во время работы (примазывание, оттягивание, скручивание, расплющивание). Молодцы!
3.Подготовительный этап.
Ребята вы знаете, что все времена и на каждом периоде развития общества, в народном творчестве искусство всегда было тесно связано с ремеслом. Чем лучше мастер овладевал своим ремеслом, тем большую художественную ценность представляло рукотворное изделие. Мне кажется, будет очень символично в преддверии праздника Пасхи слепить сувениры, а затем их расписать. Ведь подарок, выполненный своими руками источает тепло и добро. Сувениры предлагаю в дальнейшем подарить своим близким и любимым людям. В народе Пасху величают светлым праздником, сравнивают со светом души и сердечьной радости. Так и наши работы придут в дома с добром и радостью! Предлагаю выполнить сувениры в виде сюжетной композиции.
Кто из вас может пояснить, что значит сюжет (ответы детей). Затем выводим общее определение.
Сюжетная лепка – это лепка, несколько предметов, которые объединены одним сюжетом, событием, явлением. В нашем случае наш сюжет будет носить тему Пасхи, на которой главным атрибутом являются украшенные яйца. Яйцо – символ начала жизни, и можно наверное, изобразить в своей работе вылупившихся цыплят, заботливую маму – курицу и все они могут располагаться в теплом, уютном гнездышке. Лучше вылепить каждый предмет или героя в отдельности, а после высыхания собрать в общую композицию. Если в семьях есть маленькие дети, то они в дальнейшем смогут не только любоваться сувениром, но и аккуратно играть, проговаривая и сочиняя свой собственный сюжет, используя героев и их атрибутику. Вы готовы приступить к работе? Что мы должны сделать перед началом (пальчиковую гимнастику), ребята выполняют ее.
Пауки ползут, ползут Паутину плетут, плетут.
Жук упал и встать не может Ждет, ну кто ему поможет!
Прилетела стрекоза Словно пуговицы глаза Ну, а крылья вертолет В лево, право и вперед!
Теперь настроим наше внимание и глаза. Проводятся упражнения для глаз (используется бабочка на палочке, за движением которой дети следят глазами не двигая головой). Ребята какие советы вы можете дать друг другу с целью безопасности и гигиены? Предполагаемые ответы детей: не размахивать стеком, не брать глину в рот и т. д.. Предлагаю начать работу.
4. Основной этап.
Ребята, посмотрите, вы возьмете куски глины, и разделить их на части.(Дети скатывают большую толстую колбаску «лам-лам делим глину пополам», так же делится еще раз вторая часть глиняной колбаски). Из большого куска глины скатывается шар и расплющивается между мокрой тряпочкой приемом «карате», получилась основа для гнезда (лепешка толщиной 1 см).


Затем скатываем две тонкие колбаски и скручиваем между собой в виде спирали -это бортики гнезда.


Из маленьких расплющенных морковок лепим лепестки для украшения краев гнезда, примазываем их поочередно вокруг.

Наносим рисунок стеком по мокрому в виде прожилок и сухой травы в гнезде.


Теперь круговыми движениями скатываем яйца, формируем их одинаковые по величине. В одном из яиц усаживаем цыпленка слепленного из шариков с оттянутым клювом, сверху на головку примазывается скорлупка, выполненная из кусочка глины. Лепим курицу из морковок. Одна большая морковка, формируем из нее туловище, голову прищипнув гребешок, оттянув клюв, путем сгибания и расплющивания хвоста. Из шарика сплющиванием выполняем подставку, примазываем ее. Перья изображаем при помощи заточенной палочки, нанося ритмичные вдавливания по крыльям и хвосту.

На грудке и спинке наносятся ритмичные точки заостренным концом палочки. Если у вас останется время и появится желание, свой сюжет вы можете дополнить другими предметами или героями, которые будут логически связаны между собой.
Самостоятельная работа детей. Если дети затрудняются, предлагаю обращаться за советом к своим товарищам, при необходимости осуществляю показ на своем куске глины. Обращаю внимание, что изображаемые предмета группируются по содержанию сюжета, величине, компактно, связываю такую закономерность с тем, что при сушке каждый налепленый предмет или украшение тянет основу на себя и поэтому она может разорваться.
5. Итоговый этап.
Ребята, у вас получились прекрасные сувениры. А возникали ли трудности во время работы? Как вы их решали? Вы как настоящие мастера выполняли свой замысел, советовались друг с другом, именно так происходит в мастерских у ремесленников. Теперь нам нужно правильно высушить, обжечь наши работы. На следующем занятии приступим к неменее интересному – росписи. И как раз к светлому празднику Пасхи сувениры будут полностью готовы, и мы их сможем подарить нашим родным и близким! Жду вас всех на следующем занятии. До свидания.


На следующем занятии ребята расписывали свои поделки гуашью, после чего я их покрыла лаком. Подарки получились на славу!

Светлана Кожевникова

Мастер-класс с фото.

Описание: работу можно выполнить с детьми от шести лет. Материал может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений старших дошкольных групп, педагогам дополнительного образования, учителям.

Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.

Цель: создание объёмного образа дымковского индюка из глины с последующей росписью изделия.

Задачи: - продолжать знакомство детей с техникой лепки и росписи по глине;

Научить изготовлять объёмные игрушки по мотивам дымковского промысла из глины;

Развивать мелкую моторику, глазомер; - развивать фантазию и творчество, умение самостоятельно создавать образ индюка, на основе изученного ранее материла;

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, стремление к лучшему результату творческой деятельности

Материалы и инструменты:

Для лепки: глина, дощечка для лепки, тарелочка с водой для увлажнения глины, стеки, тряпочка.

Для расписывания изделия: гуашь, кисти №5,2, баночка с водой, салфетка.


Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, а высокий гребёшок,

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг, птица важная – индюк! И. В. Кадухина

Ход мастер-класса:

Берем глину шарообразной формы и делим его пополам стекой.


Из первой половины овальной формы формируем туловище, шею, ноги путем вытягивания частей из целого. Используем пластический способ лепки. При работе с глиной руки смачиваем водой, это позволяет сгладить все неровности и шероховатости поделки.



Вторую часть глины делим пополам. Используем конструктивный и комбинированный способ лепки.


Из одной части выполняем хвост. Для этого из комка глины раскатываем шар. Расплющиваем его в лепешку, толщиной около 1 см, и прищипываем края.


Примазываем хвост – лепешку к туловищу.


Оставшуюся часть делим еще на две равных части.


Из двух овальных лепешек делаем крылья. Также прищипываем края крыльев.


Тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.



Детали лепим из дополнительного кусочка глины: бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.



Лепим гребень – соединяем три капельки глины на голове, тщательно их примазываем стекой.



Даем работе высохнуть 3-4 дня и покрываем белой гуашью.



После высыхания начинаем роспись индюка. Рисунок можно нанести предварительно простым карандашом.


Дымковский индюк хорош.

Лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой –

Вот какой весь расписной!

Попробуйте сделать такого же дымковского индюка вместе с детьми.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лепим игрушки из глины» Цели: активизировать знания детей о свойствах песка и глины, помочь сравнить, чем они отличаются; закрепить навыки лепки; развивать мелкую.

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования «Холмский.

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки» (работа с родителями) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой.

Дымковская игрушка - один из самых старинных русских народных глиняных художественных промыслов, более четырехсот лет. Возник в заречной.

Конспект НОД по коллективной лепке из глины в старшей группе «Волшебный мир животных» Методическая цель: распространение педагогического опыта среди воспитателей центра образования. Выводы и рекомендации: отзыв положительный.

Марина Ивановна Шальпова
Конспект занятия по лепке из глины для детей 5–6 лет «Сказочная птица»

МБДОУ «Старобачатский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития»

Сказочная птица

Занятие по лепке из глины

для детей 5-6 лет

Выполнил : воспитатель

Шальпова М. И.

Старобачаты 2018г.

Цель :

Учить детей создавать сказочный образ птицы с помощью приобретенных знаний и навыков лепки из глины , при минимальном вмешательстве в их личностное восприятие.

Задачи :

Дать представление о многообразии изображения птиц , их формы и строения.

Учить создавать образ сказочных птиц , используя приемы лепки из глины (раскатывание, сплющивание и т. д.)

Воспитывать творческую активности детей , через создание образа сказочной птицы .

Приобщать детей к народным промыслам через собственные работы.

Материалы : глина , шликер (для скрепления деталей, х/б салфетка, стеки, вода, картинки настоящих и сказочных птиц , магнитофон, аудиозапись : «Голоса птиц » , декоративная вышивка-птицы , предметы быта, где есть изображение сказочной птицы .

Ход занятия

Дети входят в изо студию

Педагог дает возможность детям послушать разные голоса птиц .

Педагог : Посмотрите, какие птицы прилетели к нам .

(педагог демонстрирует детям птиц )

Ребята, я вас приглашаю на выставку, где собраны разные птицы .

(дети рассматривают иллюстрации птиц )

Педагог : Назовите знакомых вам птиц .

Дети : Соловей, кукушка, сова.

Педагог : А вы когда-нибудь видели вот таких птиц ?

(педагог демонстрирует иллюстрации необычных сказочных птиц )

Педагог : Можно ли встретить таких птиц в лесу или в парках ?

Дети : Нет, нельзя (это сказочные птицы )

Педагог : Правильно. Таких птиц не существует , их придумали

художники.

Физ минутка.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Мы – птички» .

Педагог : Ребята, скажите, а чем отличаются сказочные птицы

от тех птиц , которых мы видим на улицах, в парках, в лесу?

Дети : Эти птицы красочные , они украшены узорами, у них

необычные формы хвостов, крыльев, хохолков.

Педагог демонстрирует детям предметы

декоративно-прикладного искусства.

(кружева с изображением птицы , разделочная доска с изображением городецкой птицей , панно с хохломской птицей )

Педагог : Кто в этих предметах сможет отыскать сказочную

птицу ?

(дети рассматривают предметы и делятся своими впечатлениями)

Педагог : Из чего можно сделать необычную птицу ?

Дети : Из бумаги, из ниток, бисера, перьев.

Педагог : Вы все назвали правильно, но в этой необычной

красивой коробке, у меня спрятан материал, который вы

не назвали.

Педагог : Отгадайте!

В земле скрывается,

В руках преображается,

Огнем закаляется,

В посуду превращается.

(глина )

Педагог достает глину из коробки .

Педагог : Как вы думаете, можно из глины сделать сказочную

птицу ?

(ответы детей )

Педагог : А давайте попробуем, сделать из глины свою

сказочную птицу .

Педагог : Где моя волшебная коробка? Она поможет нам

обычный кусочек глины превратить в сказочную птицу .

Повторяйте за мной :

Коробка, коробка повернись

Глина в птицу превратись .

Педагог достает из коробки глиняную , сказочную птицу .

Дети рассматривают птицу .

Педагог читает отрывок из стихотворения.

Педагог : Это что за чудо – птица

Красотой своей гордиться.

Похвалиться не упустит -

Перья веером распустит.

Педагог : Если каждый из вас слепит свою сказочную птицу , то у нас получится выставка необычных птиц .

Педагог предлагает приступить к работе.

В процессе работы педагог спрашивает, в какой последовательности лучше изобразить (лепить) птицу , с какой части следует начинать (с тела) .

Напомнить, как следует лепить летящую птицу (с раскрытыми крыльями, и как можно слепить два одинаковых крыла.

А какими деталями нужно украсить крылья и хвост (шарики разных размеров; колбасками разной толщены и длинны и т. д.) чтобы птица получилась нарядной (декоративной) .

Напомнить, ребятам о том, что соединение глиняных деталей производится на шликер, который используется в данном случае в качестве «клея» .

После завершения работы включается запись с пением птиц , дети выставляют свои работы.

Педагог : У нас получилась выставка сказочных птиц . Давайте

придумаем название нашей выставки.

Дети : «Птицы из сказок » , «Выставка необычных птиц » ,

«Сказочные птицы прилетели в сказку » , «Чудо – птицы » .

Педагог : Теперь наша выставка готова приять гостей. Пригласим воспитателей, детей других групп и родителей.

Ой, вы гости дорогие,

У нас птицы расписные ,

Мы лепили и старались.

Показать вам собирались.

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям!

Педагог : Ребята, вы молодцы! У нас получилась замечательная выставка. И может быть, кто – нибудь из вас, когда вырастет, станет настоящим скульптором.



Похожие публикации