Коррекционная работа психолога в школе. Презентация на тему "как преодолеть страхи" Скачать презентация на тему страх

«Подростковые страхи»

Выполнила: студентка 3 курса 1 группы ППО

Кужугет А.Х.


  • это состояние и личностная черта, готовность во всем (или в чем-то) видеть страшное и бояться;
  • не вполне адекватные переживания и реакции страха в конкретной ситуации: детский страх темноты , страх пауков, страх полета .

Младший подростковый возраст

  • Сильное возрастание общей тревожности, усиление старых страхов и появление новых

Это вызвано частичной эмоциональной регрессией подростков к детским проблемам.

Как отмечает Зигмунд Фрейд, на поверхность выходят не полностью разрешенные ранее внутренние конфликты.


  • Общая тревожность снижается, однако усиливается страх смерти, который теперь внешне никак не проявляется: подростки не сообщают о нем взрослым и даже отрицают его.
  • Подростки пребывают в ситуации сильнейшего внутреннего напряжения, боятся окружающего мира, ожидают от него агрессивных действий.
  • Одним из наиболее частных вариантов борьбы со страхом смерти является стремление подростка различного рода рискованному поведению. Через риск подросток, доказывает свою способность его преодолеть.

  • Подростковые инициации- обряды, которые существовали в древности для того, чтобы помочь подросткам достойно пройти столь важный для них период быстрых качественных изменений.
  • Современным подросткам общество не оказывает помощи в обретении взрослого «Я», понимании себя, своих прав, обязанностей, сил и возможностей посредством инициации. Они достигают этого самостоятельно, часто путем довольно трудной внутренней работы.

  • Страх не соответствовать ожиданиям значимых людей, как правило, родителей (боятся получить плохую отметку, испытывают постоянное напряжение, которое ведет к нарушению внимания, памяти и т.п.)
  • Страх взросления, который проявляется в наличии инфантильного отношения к жизни: нежелания принимать ответственность, совершать самостоятельные выборы.


  • Хухлаева, О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160с.

1 слайд

2 слайд

Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

3 слайд

Страх - это естественная реакция, обусловленная окружением. Первое время после рождения человек практически лишен страхов и фобий. По крайней мере младенец может бояться лишь громких звуков или падения с высоты

4 слайд

Все люди чего-то боятся! Это психологический факт. Не стоит из-за этого переживать, это совершенно нормальная ситуация. Но это не значит, что надо сидеть и ничего с этим не делать. Со страхами надо бороться, чтобы они не мешали жить.

5 слайд

Психологи выделяют несколько советов в борьбе со страхами: 1) Понять причину страхов. Нужно вспомнить или догадаться, из-за чего появился в жизни тот или страх. Вспомнить конкретную жизненную ситуацию, с которой напрямую связан страх или фобия. Возможно страх связан с ней косвенно.

6 слайд

7 слайд

Чтобы бороться со страхом, важно признать, что он существует! Используя выше перечисленные советы, можно спокойно избавиться от него. И не нужно торопиться с результатом, если грамотно все сделать, то страх исчезнет. Главное, не лениться и не стыдиться. Нет ничего зазорного в том, что человек признается себе в том, что у него есть страх и он чего-то боится.

8 слайд

Каждый сталкивался с такой эмоцией, как страх. Это естественное чувство, которого не стоит стесняться. Не бойтесь, что люди сочтут вас трусом. Если есть возможность избежать драки, используйте ее, не рискуйте здоровьем. Если же драка неизбежна, придется перебороть свой страх. Драка

9 слайд

10 слайд

1 Вначале оцените обстановку. Если противников несколько и они сильнее вас, драки не будет. Вас просто хотят избить. В этом случае используйте любую возможность убежать. Когда шансов на побег нет, начните вести себя странно. Кричите, размахивайте руками, прыгайте. Это введет противников в ступор и заставит посторонних людей обратить на вас внимание. Собственно этого вы и хотели. Инструкция в драке:

11 слайд

2 Если выполнять любое дело большое количество раз, оно становится простым и привычным. Если же беретесь за дело впервые, то боитесь совершить ошибку. Так же произойдет и в драке. Вы боитесь драться, потому что мало практиковались. Запишитесь на занятия по боксу, кикбоксингу, дзюдо обучайтесь приемам и тренируйтесь. Если не можете записаться на уроки, практикуйтесь в драке с друзьями.

12 слайд

3 Не нападайте сами, ждите таких действий от противника. Когда будете драться, думайте обо всем негативном, что вызывает у вас агрессию. Тогда ваши кулаки сожмутся сами, и вы наброситесь на противника в порыве ярости, не ощущая при этом ни малейшего страха.

13 слайд

14 слайд

1. Начните свое новое дело Есть категория людей, которые занимаются своим любимым делом или хобби, и поэтому они менее подвержены страху. Найдите себя в чем-то. В том, что вам интересно и приносит удовольствие. Ну, например, прогулка по лесу зимой подарит вам большое удовольствие, если вы любите природу, свежий воздух, который необходим нам. Сам путь поиска своего дела несет в себе много интересного и полезного, от чего ваша жизнь станет счастливее и богатой новыми идеями, мыслями или новыми знакомствами, которые перевернут вашу жизнь в хорошем смысле слова. Ведь вы пока ищете, меняете свою деятельность. А когда сердце вам подсказывает, что это ваше, так вы загораетесь как новогодняя елочка. И вы забываете о том, что такое страх, потому что становитесь бесстрашными, а достигнув своей цели - счастливыми.

15 слайд

2. Начните делать то, чего всегда боялись Начните жить так, как никогда не жили. Учитесь новому. И делайте то, чего вы больше всего боитесь на свете. Только не сразу, а маленькими шагами. В таком случае вы сами научитесь управлять своим непреодолимым страхом. И поймете его природу. Для того чтобы понять, почему мы боимся, нужно принять страх, а потом сделать первый шаг к тому, чего боитесь, и ваши страхи рассеются в действии.

Место выполнения работы : с. Троицкое,

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа им. Г.К. Жукова»

с. Троицкое, 2015г.

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………………..

Цели и задачи………………………………………………………………………….……

1. Анализ психологической литературы………………………………………………..…

1.1. Понятие и виды страхов………………………………………………………..….......

1.2. Физиология страха……………………………………………………………..……...

1.3. Сила и слабость страхов…………………………………………………………...…..

II . Основная часть…………………………………………………………………..………

2.1. Исследование подростковых страхов………………………………………….……..

2.1.1. Исследование видов подростковых страхов………………………………….……

2.1.1.2. Выявления возрастной динамики страхов………………………………………..

2.2. Результаты исследования…………………………………………………….………...

Заключение……………………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………….………

Приложения

ВВЕДЕНИЕ.

Кто из нас не испытывал чувство страха, каждым человеком он овладевал в той или иной ситуации. Страх предупреждает нас о различных проблемах, которые могут произойти, а могут и не произойти, если мы прислушаемся к страху. Но, помимо здорового, естественного страха, есть страх болезненный, преобладающий и управляющий жизнью человека. На самом деле страхи – это наши ресурсы. Благодаря им, мы можем осознавать свои границы и слабости, понимать, в каком направлении нам необходимо развиваться.

Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Цель работы: выявление и преодоление преобладающих страхов у подростков.

Задачи исследования :

Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

Изучить различные виды и причины страхов у подростков;

Выявить половые различия в степени страхи учащихся,

Ознакомить учащихся с техникой снижения страхов и тревожностей.

В результате были выдвинуты следующие гипотезы исследования: девушки более подвержены страхам, нежели юноши; психотехники помогают в преодолении страхов.

Объект исследования : подростки 14-15 лет.

Предмет исследования : страхи.

    Анализ психологической литературы.

    1. Понятие и виды страхов. /1,8,9,10/

Есть одна такая древняя восточная притча о страхе.
«Один мудрец повстречал на своем пути Чуму и спросил: «Куда ты идешь?» Она отвечает: «В большой город. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же мудрец снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек, а уморила все пятьдесят», – упрекнул он ее. «Нет, – возразила она, – я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха»...

Страх, порождённый воображением, видит опасность даже там, где её вовсе нет...

Существует множество различных понятий страха. Вот как объясняют это понятие отечественные ученые, работавшие в этом направлении:

Страх, в словаре Ожегова – очень сильный испуг, сильная боязнь. В словаре Даля, страх – страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние, от грозящего или воображаемого бедствия. Известный физиолог И.П. Павлов считал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. «Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности » – считает Л.А. Петровский. По мнению А.С. Спиваковской: «страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой уже наступившей опасностью.

Один из самых сильных человеческих страхов - это страх смерти. Не смотря на то, что страх - это негативная эмоция, одна из тех эмоций, при которых ты чувствуешь себя плохо, у страха есть как слабые, так и сильные стороны.

Исследователи выделяют две стороны страха – положительную и отрицательную. Отрицательное действие страха в том, что человек испытывает негативные эмоции, вызывающие головную боль, пассивность. Субъективные переживания страха могут выражаться в расстройстве психических познавательных процессов: снижается уровень и острота восприятия, нарушается мышление.

Страх смерти, как и другие витальные страхи, основанные на инстинкте самосохранения (страх высоты, грозы, болезней и т.п.), относительно редко беспокоит людей. Зато им досаждают другие опасения, казалось бы, не угрожающие непосредственно жизни и здоровью индивидуума. Это так называемые социальные страхи - ответственности, публичных выступлений и т.п. С одной стороны, подобные чувства в той или иной степени имеются почти у каждого человека, составляя некий негативный эмоциональный фон социума, а с другой, при достижении определенной интенсивности, могут перерасти в тяжелые клинические формы - фобии (от греч. фобос - страх). Особая роль среди социальных страхов отводится двум достаточно близким формам, имеющим свою специфику, - страху ответственности и страху экзаменов. Первый из них опасен своим продолжительным действием, второй, хотя и является кратким, порой достигает значительной силы.

Положительные стороны страха: могут предупреждать об опасности, помогают продлить жизнь, вырабатывается адреналин и норадреналин, что способствует приливу сил, увеличению кровяного давления, учащению дыхания, улучшается работа головного мозга. Так же, к примеру, к положительной стороне страха можно отнести страх перед экзаменом, который дает стимул учащимся ответственно подойти к подготовке к экзамену.

    1. Физиология страха. /5,7/

Поскольку страх - это древнейшая эмоция, повышающая шансы организма на выживание, то и мозговые структуры, ответственные за нее, находятся в более старых, центральных областях головного мозга - так называемой лимбической системе, к которой относятся гиппокамп, миндалины, грушевидная доля и еще несколько мозговых структур.

Отечественный нейрофизиолог В.М.Смирнов подтвердил значение миндалин в возникновении эмоций у человека. Он обнаружил, что воздействие слабым электрическим током на один отдел мозга вызывает у пациентов растерянность и недоумение, раздражение другого участка - необъяснимый страх, а раздражение третьего - немотивированную радость. Исследование американских нейрофизиологов дает основание предполагать, что чувство страха формируется в основном в правом полушарии мозга [рис. 1].

При поверхностном взгляде страх несет малоприятное ощущение - он вызывает огорчения, сковывает активность и даже может приводить к психосоматическим заболеваниям. Однако первоначально эта эмоция возникла в процессе эволюции как защита организма от всевозможных опасностей первобытной жизни. Позже, когда человек построил вокруг себя новую среду обитания (как техногенную, так и социальную), реакция страха во многих случаях перестала быть адекватной обстоятельствам. Согласно мнению антропологов, формирование Homo sapiens закончилось примерно 40-50 тыс. лет назад. Описывая предков человека, И.П.Павлов писал: “Их нервная деятельность выражалась в совершенно определенных деловых отношениях с внешней природой, с другими животными и всегда выражалась в работе мускульной системы. Им приходилось либо бежать от врага, либо бороться с ним” . Поэтому неудивительно, что в результате естественного отбора страх стал запускать в организме человека вполне определенные реакции, способствующие в первую очередь улучшению кровоснабжения мышц и мобилизации энергетических ресурсов организма.

Что же происходит в организме человека, когда его охватывает страх? Прежде всего активируется симпатическая нервная система, мобилизующая энергетические ресурсы и перестраивающая деятельность всех систем органов, подготавливая их к физической деятельности. Активизация симпатической нервной системы приводит к учащенному сердцебиению (“сердце уходит в пятки” ), расширяет зрачки (“у страха глаза велики” ), тормозит активность пищеварительных желез (“от страха во рту пересохло” ) и т.д. Параллельно включается и эндокринная система, которая в опасных ситуациях выбрасывает в кровь адреналин, или “гормон кролика” (в отличие от похожего на него норадреналина, называемого “гормоном льва”, который выделяется при гневе и ярости). Адреналин сужает сосуды кожи (“лицо посерело от страха” ) и в целом действует так же, как и симпатическая нервная система, во многом дублируя ее работу [рис. 2].

Изучение физиологии и нейрохимии страха позволило лучше понять биологические механизмы поведения человека. Но на его жизнедеятельность накладывается множество социальных и культурных установок, в свете которых генетически запрограммированные инстинкты теряют свое приспособительное значение или даже мешают жить. В этом плане страх, запускающий реакции “борьбы или бегства”, которые хорошо проявили себя в период биологической эволюции, оказывается совершенно неадекватным в современной жизни. Поэтому отрицательное значение страха проявляется значительно шире, чем положительное. Он может держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволять личности реализоваться в полную силу. Страх сковывает активность человека, в отдельных случаях буквально парализует его, а хроническое состояние тревоги и страха приводит к различным психосоматическим болезням.

1.3. Сила и слабость страхов. /1,2,8/

Эволюционно закрепленная в наших реакциях положительная роль страха для организма. Во-первых, страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, что улучшает снабжение мышц кислородом и питательными веществами. Побледнение кожных покровов и холодок «под ложечкой» при испуге относятся к эффектам адреналина: кровь, необходимая в минуту опасности мышцам, отливает от кожи и желудка. Все остальные реакции, сопровождающие страх у человека и животных, также были изначально полезны: волосы, встававшие дыбом от ужаса на голове, должны были напугать потенциального врага.

Во-вторых, страх помогает лучше запоминать опасные или неприятные события. Изучение воспоминаний раннего детства позволило психологу П. Блонскому утверждать, что особенно хорошо запоминается то, что вызывает страдание и страх, а боль и страдание чаще всего воспроизводятся именно как страх. Анализируя этот феномен, В.К. Вилюнас писал: “Нетрудно видеть целесообразность воспроизведения боли и страдания в виде страха. Страх в отношении предметов, доставивших боль, полезен тем, что побуждает в будущем к избеганию этих предметов; переживание же при этом на основе памяти еще и самой боли просто лишало бы активность избегания всякого смысла” . Таким образом, страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, которое помогает индивиду избегать потенциально опасных ситуаций.

И наконец, третья функция страха. Когда информации недостаточно, чтобы принять всесторонне продуманное решение, страх диктует стратегию поведения. Как считает П.В.Симонов, эта эмоция развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты индивида от угрозы со стороны биологической или социальной среды. Именно в этом случае целесообразно реагировать на расширенный круг сигналов, чья полезность еще не известна. На первый взгляд, такая реакция избыточна и неэкономна, но зато она предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Согласно классической рефлекторной теории, условный стимул постепенно теряет способность вызывать реакцию, если не подкрепляется повторением безусловного стимула. Фобический синдром может длиться годами без явного внешнего подкрепления, что, однако, не противоречит условнорефлекторной теории.

Сильный страх может пробудить в тебе неведомую ранее физическую силу и выносливость. Однако, несмотря на то, что страх может разбудить сверхчеловеческие способности, никто не хотел бы пережить такие критические моменты вновь, так как слабость страха в том, что это всё же негативная эмоция.

Как говорилось выше, страх показывает области, в которых можно развиваться. Но в то же время это закрытая дверь - и пока ты её сознательно не откроешь, все, что за ней тебе недоступно. Всё это приводит к мысли о необходимости вызова противоположного страху чувства, ключа, который откроет перед тобой все двери.

II . Основная часть.

    1. Методы работы.

2.1.1. Исследование видов подростковых страхов./6/

Для изучения страхов у учащихся 15 – 16 лет, был использован опросник «Виды страха», И.П. Шкуратовой, содержащий тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы разделены на пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Респонденты должны были оценить, насколько данный фактор провоцирует у них чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:

2.1.1.2. Выявления возрастной динамики страхов./6/

Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И.П. Шкуратовой и В.В.Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?

В качестве объекта исследования выступило 28 обучающихся 8-х классов (14 юношей и 14 девушек).

2.2. Результаты исследования.

2.2.1. Исследование видов подростковых страхов.

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в [табл. №1].

Как видно из таблицы № 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (48 баллов у юношей и 46 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (9 балла у юношей и 18 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх перед вызовом отвечать у доски (22 у девушек и 11 у юношей), страх наказания родителями за неуспеваемость (12 баллов у юношей и 21 баллов у девушек); страх получить плохую оценку (14 баллов у юношей и 12 баллов у девушек).

У девушек в первую пятерку входят страх смерти близких людей (46 баллов), страх отвечать на уроке (17 баллов), страх наказания родителями за плохие оценки (12 баллов), страх отвечать у доски (12 баллов) и страх получить плохую оценку (12 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов.

Для обобщенного анализа страхов, все они были сведены в группы:

фобии; учебные; социальные страхи; криминальные; мистические страхи.

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам [табл. №2].

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные, и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

2.2.2. Выявления возрастной динамики страхов.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике.

Данные [табл. №3], показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение выраженности различных страхов у подростков, посещавших тренинги по преодолению страхов. На тренингах ребятам предлагалось, как бы «познакомиться со своим страхом и подружиться с ним»: в ыписать всё, чего боишься - и это будет указание тех областей, в которых необходимо больше всего развиваться. После занятий ребята снова отвечали на вопросы анкеты «Виды страха». Данные результаты приведены в [табл. № 4] в сравнении с результатами первого опроса.

Заключение.

Человек начинает бояться, как только появляется на свет, страх усиливается в несколько раз, когда человек учится мыслить, понимает противоречивость своего бытия, которое состоит в том, что природа наделила человека сознанием, оставив его при этом частью себя. Всю жизнь страхи только усиливаются; когда человек думает, что наконец-то поборол свой страх, тут же возникает новый, и он начинает искать другие средства и мероприятия против него, и, кажется, что в этом только и состоит смысл жизни.

Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать выводы:

Все виды страха более выражены у девушек по сравнению с юношами. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно молодых людей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Таким образом, гипотеза, что девушки более подвержены страхам, нежели молодые люди и с возрастом количество страхов уменьшается подтверждена.

Несмотря на свою отрицательную характеристику, страх позволяет человеку избежать угрозы, тем самым выполняя защитную функцию.

Учащиеся могут научиться побеждать свои страхи, для этого нужно учиться контролировать свои страхи посредством специальных занятий по преодолению страхов, так как п ри благоприятных обстоятельствах жизни у ребёнка страхи исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, создавая проблемы.

Список использованной литературы:

    Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск.- СПб, 2002, с.133-140.

    Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. – СПб., 1995.

    Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 2000.

    Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.

    Прихожан А.М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.

    Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. «Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий». Воронеж. Истоки. 1998.

    Щербатых Ю.В. «Психология страха». М. «Эксмо». 2002.

Интернет-ресурсы:

    https :// m . slovari . yandex . ru Страх – толковый словарь Даля – Яндекс. Словари

    ozegov . info / slovar /? ex = y & q =СТРАХ – Толковый словарь русского языка – С.И. Ожегов

Приложения:

Рисунок 1.

Схема строения лимбической системы человека.

Рисунок 2.

Регуляция потоотделения при страхе.

Словарь страхов

Аблютофобия: страх мытья и водных процедур.

Авиафобия: 1. Навязчивый страх перед птицами.2. Невротический страх перед путешествием в самолете.

Агорафобия: 1. Боязнь пространства, открытых мест, площадей, 2. Боязнь скопления людей.

Аутомизофобия: страх загрязнения, заставляющий больного беспрестанно мыться, мыть руки,

Аутофобия: навязчивый страх одиночества,

Батеофобия: боязнь высоты,

Бронтофобия: боязнь грома, молнии,

Венерофобия: страх заразиться венерической болезнью,

Герпетофобия: Боязнь змей,

Гомилофобия: боязнь общения с окружающими из-за опасения проявить свою несостоятельность, показаться им смешным или подозрительным, привлечь к себе внимание,

Демофобия: боязнь скопления людей, толпы,

Дерматопатофобия: навязчивый страх, боязнь заболеть кожной болезнью,

Динофобия: боязнь головокружения,

Зоофобия: боязнь животных, чаще определенного вида (кошек, куриц и других),

Изолофобия: боязнь одиночества в жизни,

Кардиофобия: приступообразно возникающее чувство страха, относящееся к деятельности сердца,

Кенофобия: боязнь больших незаполненных пространств, например пустого здания или безлюдной площади,

Кераунофобия: боязнь грома и молнии,

Клаустрофобия: боязнь закрытых помещений,

Лалофобия: боязнь говорить из-за возникновения заикания,

Логофобия: боязнь нарушения способности к экспрессивной речи, произнесения слов,

Мизофобия: боязнь загрязнения, стремление избежать прикосновения к окружающим предметам,

Монофобия: 1. Боязнь остаться в одиночестве. 2. Единственный вид страха, не сочетающийся с другими,

Некрофобия: боязнь трупов и похоронных принадлежностей,

Неофобия: навязчивый страх всего нового (смены работы, окружающей обстановки),

Никтофобия: боязнь наступления ночи – из-за темноты, предчувствия

мучительной бессонницы, кошмарных сновидений,

Пейрафобия: боязнь публичных выступлений (произнесения речи, сдачи экзамена),

Пирофобия: боязнь огня, пожара,

Селафобия: боязнь вспышек света,

Социофобия: страх контактов, социальных ситуаций, оценки окружающими,

Танатофобия: страх смерти,

Тафефобия: 1. Боязнь быть погребенным заживо, 2. Боязнь похорон и связанного с ним ритуала,

Топофобия: боязнь остаться одному в помещении. Страх, что не удастся спастись, если наступит пожар или землятресение, или что некому будет оказать помощь,

Эремофобия: боязнь находиться в безлюдном месте, быть в одиночестве.

Опросник: «Виды страха» (И.П. Шкуратова).

Опросник содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха.

Все эти факторы сгруппированы в пять групп:

а) фобии;

б) учебные страхи;

в) социальные страхи;

г) криминальные страхи;

д) мистические страхи.

Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха,

пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:

такого страха у меня никогда не было;

такой страх у меня был однажды;

такой страх у меня был несколько раз;

периодически такой страх у меня возникает;

этот страх меня преследует постоянно.

        1. Страх утраты любви со стороны близких. 0 1 2 3 4

  1. Страх оказаться заложником в руках бандитов. 0 1 2 3 4

    Страх предательства со стороны друзей. 0 1 2 3 4

    Страх перед потусторонними силами. 0 1 2 3 4

    Страх оказаться в толпе в момент паники. 0 1 2 3 4

    Страх быть выгнанным из класса. 0 1 2 3 4

    Страх одиночества. 0 1 2 3 4

    Страх сексуального насилия. 0 1 2 3 4

    Страх террористического взрыва. 0 1 2 3 4

    Страх сглаза или порчи. 0 1 2 3 4

    Страх попасть в транспортную аварию. 0 1 2 3 4

    Страх выглядеть смешным или жалким. 0 1 2 3 4

    Страх перед Богом. 0 1 2 3 4

    Страх полета на самолетах. 0 1 2 3 4

    Страх быть уличенным во лжи. 0 1 2 3 4

    Страх быть ограбленным на улице. 0 1 2 3 4

    Страх темноты. 0 1 2 3 4

    Страх физического насилия. 0 1 2 3 4

    Страх быть осмеянным классом. 0 1 2 3 4

    Страх не оправдать доверия со стороны близких людей. 0 1 2 3 4

    Страх животных. 0 1 2 3 4

    Страх быть высмеянным друзьями или родней. 0 1 2 3 4

    Страх закрытых помещений. 0 1 2 3 4

    Страх быть не таким, как остальные ученики. 0 1 2 3 4

    Страх болезни. 0 1 2 3 4

    Страх критики со стороны близких. 0 1 2 3 4

    Страх смерти близких людей. 0 1 2 3 4

    Страх перед вызовом родителей в школу. 0 1 2 3 4

    Страх наказания родителями за неуспеваемость. 0 1 2 3 4

    Страх перед вызовом отвечать на уроке. 0 1 2 3 4

    Страх высоты. 0 1 2 3 4

    Страх перед вызовом к директору. 0 1 2 3 4

    Страх аттракционов. 0 1 2 3 4

    Страх медицинских процедур. 0 1 2 3 4

    Страх собственной смерти. 0 1 2 3 4

    Страх получить плохую оценку. 0 1 2 3 4

Таблица №1.

Таблица степени выраженности страхов у юношей и девушек (в баллах).

Виды страхов

дев.

юн.

1

Страх утраты любви со стороны близких

0

0

2

13

5

3

15

7

4

17

4

5

21

8

6

8

2

7

Страх одиночества

14

0

8

Страх сексуального насилия

14

0

9

4

1

10

Страх сглаза или порчи

6

0

11

10

6

12

10

10

13

Страх перед Богом

8

4

14

Страх полёта на самолётах

0

0

15

Страх быть уличённым во лжи

6

5

16

4

1

17

Страх темноты

11

3

18

Страх физического насилия

7

4

19

Страх быть осмеянным классом

16

8

20

Страх не оправдать доверия со стороны близких людей

7

5

21

Страх животных

7

3

22

10

5

23

Страх закрытых помещений

12

0

24

5

0

25

Страх болезни

10

0

26

11

3

27

Страх смерти близких людей

46

48

28

10

12

29

21

12

30

22

17

31

Страх высоты

19

4

32

0

0

33

Страх аттракционов

15

0

34

Страх медицинских процедур

17

7

35

Страх собственной смерти

18

9

36

Страх получить плохую оценку

14

12

Таблица № 2.

Таблица средних значений степени выраженности страхов

Шкала

Юноши

Девушки

Всего

Фобии

6,6

13,3

19.9

Учебные

10

11

21

Социальные

5,2

12,5

17,7

Криминальные

3,9

8,7

12,6

Мистические

0

6,8

6,8

Таблица №3.

Частотный анализ видов страха в прошлом, настоящем и будущем

Виды страхов

Прошлое

Настоящее

Будущее

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Фобии

4

9

4

8

2

4

Учебные

7

11

11

22

9

16

Социальные

3

6

6

13

4

11

Криминальные

3

5

1

15

0

12

Мистические

0

11

0

5

0

9

Таблица №4.

Таблица степени выраженности страхов у юношей и девушек до и после занятий по преодолению страхов.

Виды страхов

дев

юн.

дев.

юн.

1

Страх утраты любви со стороны близких.

0

3

0

0

2

Страх оказаться заложником в руках бандитов

13

5

11

2

3

Страх предательства со стороны друзей

15

7

13

7

4

Страх перед потусторонними силами

17

4

6

0

5

Страх оказаться в толпе в момент паники

21

8

18

5

6

Страх быть выгнанным из класса

8

2

6

1

7

Страх одиночества

14

0

10

0

8

Страх сексуального насилия

14

0

11

0

9

Страх террористического взрыва

4

1

4

1

10

Страх сглаза или порчи

6

0

6

0

11

Страх попасть в транспортную аварию

10

6

9

5

12

Страх выглядеть смешным или жалким

10

10

4

9

13

Страх перед Богом

8

4

5

1

14

Страх полёта на самолётах

0

0

0

0

15

Страх быть уличённым во лжи

6

5

5

5

16

Страх быть ограбленным на улице

4

1

4

1

17

Страх темноты

11

3

9

1

18

Страх физического насилия

7

4

7

3

19

Страх быть осмеянным классом

16

8

9

4

20

Страх не оправдать доверия со стороны близких

7

5

7

5

21

Страх животных

7

3

7

3

22

Страх быть высмеянным друзьями или родней

10

5

10

5

23

Страх закрытых помещений

12

0

12

0

24

Страх быть не таким, как остальные ученики

5

0

5

0

25

Страх болезни

10

0

10

0

26

Страх критики со стороны близких

11

3

11

3

27

Страх смерти близких людей

46

48

46

48

28

Страх перед вызовом родителей в школу

10

12

10

12

29

Страх наказания родителями за неуспеваемость

21

12

18

9

30

Страх перед вызовом отвечать на уроке

22

17

17

7

31

Страх высоты

19

4

8

0

32

Страх перед вызовом к директору

0

0

0

0

33

Страх аттракционов

15

0

13

0

34

Страх медицинских процедур

17

7

15

5

35

Страх собственной смерти

18

9

18

7

36

Страх получить плохую оценку

14

12

11

8

Практические методы борьбы со страхом. /3/

Если мы попробуем анализировать наши переживания, то мы перестаем их испытывать. Н. Бор.

Для устранения страха, снятия напряжения и приобретения уверенности можно предложить комплекс игровых упражнений и заданий.

Чтобы справиться со страхом высоты в можно выполнить простое упражнение на доверие, например, залезть на стол, а двое желающих должны поймать.

2. Дыхательная гимнастика от страха.

Лежа на жесткой поверхности, начинайте дышать полной грудью. Вспомните, как вы дышите, когда засыпаете или когда только проснулись. Обычно это дыхание едва заметное, очень тихое и чрезвычайно замедленное. Дышите таким сонным дыханием.

Замедляйте свое дыхание, постепенно и медленно делайте его все тише, все медленнее, пусть оно становится совсем незаметным. Замедляйте дыхание настолько, насколько сможете, пусть оно становится все реже и реже.

Уже несколько минут такого дыхания снимет ощущение беспочвенного страха и тревожности.

Почему это упражнение так полезно ? Человеку, умеющему замедлять свое дыхание почти до полной его неощутимости, уже ничего не должно быть страшно, потому что истинная, глубинная, скрытая причина почти любого страха - прекращение жизни, то есть прекращение дыхания. Заметьте, как страх буквально парализует ваше дыхание.

С точки зрения анатомии в организме замедляется дыхание, притормаживаются обменные процессы, адреналин менее активно поступает в кровь, а значит, и тревога, и волнение снижаются.

3. Упражнение “Нарисуй свой страх”

Возьмите цветные карандаши или фломастеры и лист бумаги А4.

Нарисуйте свой страх и дайте ему имя. Что изображено на рисунке? Какие ощущения у вас возникали во время рисования? Напишите или мысленно придумайте рассказ о своем страхе по имени...

Теперь вам предстоит по своему выбору:

    сжечь или порвать и выкинуть рисунок страха;

    превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок;

    украсить его, чтобы он стал симпатичным или добрым;

    либо придумать свой вариант.

А теперь ответьте для себя на следующие вопросы:

    Какой способ избавления от страха вы выбрали?

    Какой этот страх сейчас?

    Какие ощущения у вас возникали во время «избавления»?

    Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь?

4. Упражнение “Кинотеатр”

    Для начала выберите неприятный случай, страх или травмирующее воспоминание, которое вам бы хотелось нейтрализовать.

    Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Увидьте себя в черно-белом изображении на экране, выполняющим что-то нейтральное.

    Отделитесь от себя и увидьте себя, смотрящим на экран.

    Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое вы хотите "нейтрализовать".

    Закончив наблюдение за собой как участником фильма, когда все снова уладится, остановите фильм, войдите назад в свое изображение на экране, сделайте его цветным и прокрутите очень быстро фильм назад. Итак, y вас будет впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном направлении.

    А теперь проверьте результат. Вспомните о случившимся. Обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.

Страх

На первый взгляд, разница между страхом и фобией небольшая. Там страшно, здесь страшно…

На самом деле, фобия – это иррациональный, панический, неконтролируемый, навязчивый, болезненный УЖАС, вынуждающий человека избегать относительно безопасных ситуаций или объектов.

Классификация страхов

Фобии следует строго отличать от бреда. При фобическом синдроме больной ясно осознает навязчивый, болезненный характер одолевающего его страха, что является отличительной особенностью невротического уровня расстройств. В случаях бреда больной

глубоко уверен в "реальности" собственного страха, критика к своему состоянию отсутствует.

Большая часть фобий является психическим отклонением и по сути они должны подлежать лечению. Серьезные и не очень, глупые и обоснованные, постоянные и периодические фобии. Все подробности должен выяснять только врач. Иначе есть риск ‘подхватить’ следующую фобию, хорошим питанием для которой будут уже существующие.

Не все фобии признаны психическим отклонением. Часть из них является лишь некоторой проблемой реакции организма от принятого стандартна. И чаще всего, причина этого находится

где-то очень недалеко, что для хорошего врача не составляет больших проблем найти ее, и исправить.

Признаки фобии

Признаками фобии можно назвать регулярное избегание ситуации, в которой возникает ощущение страха, и наступление приступов паники. Их легко распознать по следующим признакам:

чувство удушья, спазмы в горле;

учащенное сердцебиение (сердце выскакивает из груди”);

чувство слабости, оцепенение тела;

ощущение, что вот-вот наступит обморок;

обильный холодный пот;

ощущение сильного страха, ужаса;

дрожь во всем теле;

рвота или расстройство желудка;

тело кажется “не своим”, перестает слушаться;

ощущение того, что сходишь с ума.

Если есть хотя бы четыре из этих признаков, можно предположить наличие фобии.

Лечение фобий

На сегодняшний день существуют

когнитивно-поведенческая терапия. В ее основе лежит работа с психологом: причем психолог работает с механизмом страха напрямую – здесь и сейчас, что позволяет быстро достигать результатов (всего за 2-4 часа работы). Во время первого занятия Вы получаете практические навыки самостоятельного контроля своих эмоций. Т.е. психолог выступает в качестве тренера, задача которого – дать вам ключ к преодолению страха, а воспользоваться им Вы сможете сами в нужный момент.

Шкала Занга для самооценки тревоги

Шкала Занга для самооценки тревоги - тест для самооценки тревожных расстройств

(неврозов), разработанный в Университете Дьюка Вильямом Зангом.

«СТРАХ. ПРАВДА ЛИ, ЧТО ДЕВОЧКИ БОЯТСЯ БОЛЬШЕ МАЛЬЧИКОВ? МОГУ ЛИ Я ПОБЕДИТЬ СВОЙ СТРАХ?» Исполнитель: Спицина Аня Руководитель: Жизневская Н.И МБОУ ГИМНАЗИЯ 9




Что такое страх Страх является Страх является естественной реакцией человека и животного на ситуацию угрозы. Он сигнализирует о возможной опасности и придает поведению защитный характер. То есть, страх - это защитная эмоциональная реакция, побуждающая субъекта избегать опасности.


Страх - это всегда плохо? Страх – защищает человека от всевозможных опасностей жизни. Страх – защищает человека от всевозможных опасностей жизни. Страх – мобилизует силы человека для активной деятельности. Страх – мобилизует силы человека для активной деятельности. Страх – способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных моментов. Страх – способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных моментов.


Самые странные страхи Аблютофобия- боязнь принять ванну Аблютофобия- боязнь принять ванну Антрофобия опасение цветов (растительности) Антрофобия опасение цветов (растительности) Обезофобия страх потолстеть Обезофобия страх потолстеть Сколайонофобия боязнь школы Сколайонофобия боязнь школы Чайонофобия страх перед снегом Чайонофобия страх перед снегом Элерофобия страх перед кошками Элерофобия страх перед кошками












Сравнение страхов девочек и мальчиков 2"А" класса




Выводы (2) Испытывают страх все: и взрослые, и дети, и мальчики, и девочки. Испытывают страх все: и взрослые, и дети, и мальчики, и девочки. Девочки подвержены страхам больше мальчиков, но по некоторым категориям, например, боязнь заразиться, а также боязнь темноты, девочки оказались смелее. Девочки подвержены страхам больше мальчиков, но по некоторым категориям, например, боязнь заразиться, а также боязнь темноты, девочки оказались смелее.



Похожие публикации