Трансформация гендерного порядка в современном мире и его влияние на социализацию молодежи. Трансформация гендерных ролей в современной семье Семья как зона комфорта

*Публикация подготовлена в рамках выполнения студенческого научного проекта ИНДИГО, мероприятие 1.2 «Реализация междисциплинарного медиа-проекта «ШКОЛА МАСТЕРОВ» на основе социологических исследований потребностей студентов в уникальном образовательном контенте»

Время – меняет человека Время – меняет чувство Время – меняет ситуацию Время – меняет мечты и мысли… Но… Единственное, что оно не может изменить, это прошедшие моменты, воспоминание и прошлое…

Человек владеет прекрасным даром – разумом с его пытливым полётом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем.Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Многие не раз задумывались о том, возможно ли изменение сознания?! Может ли когда-нибудь сознание развиваться в совершенно другом направлении?! И чего же можно ждать от него?! Попытаюсь разобраться в этом столь тяжелом и непредсказуемом деле.
Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Сознание это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно – осознание природы.

Так уж издавна устроен мир, что все в нем распределено: каждому свое. Женщины – это хранительницы очага, они всегда должны быть робкими, трепетными, ранимыми и отчасти покорными, мужчины же наоборот – сильные, мужественные, волевые. И такие стереотипы существовали на протяжение многих веков. Но если сейчас взглянуть на реальность, то можно заметить совсем иное.

Совсем недавно я наблюдала такую ситуацию: довольно-таки пожилую женщину провожали, как я поняла, в дальнюю дорогу, ее дети: молодой парень лет 22-23 и девушка, которой на вид около 20 лет. Женщина стояла вся в слезах, прижимая к груди небольшую сумочку, ее глаза были опухшими от слез, было видно, как тяжело ее уезжать, как тяжело надолго оставлять своих детей, семью, но, не зная куда и зачем она уезжала, можно было по увиденной картине все понять. Так вот, в чем смысл всего этого повествования, стоя там, на перроне, парень и девушка, совершенно по-разному реагировали на отъезд мамы. Девушка стояла молча, на ее лице лишь слегка была видна небольшая улыбка, она даже и не думала плакать или что-то в этом роде, чтобы я не сказала о парне. Мне было его даже немного жаль, потому что его глаза были такими же опухшие: он плакал, и повторял несколько раз одну и ту же фразу: « Мам, может, ты и не надолго там останешься, может все обойдется, и нам не придется, не видеть тебя так долго». Девушка же лишь только покачивала головой и говорила без какой либо тревоги в голосе: « Все будет хорошо. Мы справимся мам». Спустя пару минут они проводили ее в вагон, и спустя те же пару минут поезд тронулся….

Анализируя эту ситуацию, каждый сам найдет свое объяснение происходящему. Кто-то скажет: « Да просто такой вот «маменькин сыночек», не умеющий ничего делать, и вот теперь не знающий, как прожить без мамы», а кто-то наоборот будет уверен в том, что девушка просто рада отъезду мамы, появиться большая возможность действий. Как по мне так все не так просто.

Некоторые люди научились забывать что-то ненужное и переключаться на другое. Поэтому объясняется то, почему одному человеку так просто уйти с одной работы, от одного коллектива к другому, и быть и там таким же активным и общительным, или забыть человека который не отвечает взаимностью на чувства, или становится неинтересным. Другие же наоборот: расставание с любимым человеком для них равносильно смерти, а переход в новый коллектив так это совсем как каторга. Кто-то умеет приспосабливаться к так называемой «новой жизни», а кто-то боится и совсем не может.

Вышеуказанная ситуация, по моему мнению, это не то, что многие бы сказали: «Слабак, а не мужчина». А вот и нет слабак, это не такой человек! Просто стереотип того, что мужчины никогда не плачут, делает свое дело, а ведь время и действительность все меняет! Эта ситуация просто один из фрагментов изменения жизни человека, в данном случае молодого человека, ведь он может сменить работу и быть и там «своим», а вот в плане чего-то родного, близкого, чего всегда будет не хватать, тут уже очень тяжело.

Человеческий разум так уж устроен, что позволяет нам забыть что-то, дабы не угнетать себя этим в дальнейшем и не мешать жить, а иногда сам заставляет нас помнить обо всем, что дорого нашей душе. Но человеческий ли разум делает все, человеческое ли сознание?! Думаю, нет. Сам человек может контролировать и управлять собой, он сам может создавать для себя комфортные условия. Для этого у него все есть: воля, память, эмоции, стремление, желание чего-либо, цель.

И вот еще вопрос, почему сейчас женщины и мужчины поменялись ролями?! Может причина всем этим изменениям – время?! Может это оно решает поменять ход вещей?!

Если отвечать на все эти вопросы, то ответ приходит один и тот же – да, вся причина во времени. Именно время дает сбой нашему сознанию, именно оно меняет нас. История государства Российского достаточно велика, и много было войн, битв, сражений. И тогда, в эти нелегкие времена, было все равно, кто ты: женщина, мужчина, мать или отец, сражались все…. А что сейчас?! Многим мужчинам присущ женский образ жизни, женские черты, а женщинам наоборот – мужские качества. И все уже привыкли к этому, как будто, так и надо. Никто не реагирует на то, что мужчина ведет себя как женщина, а женщина же наоборот рада проявить себя в тяжелом и поныне мужском труде. Очень трудно привыкнуть к изменчивости нашего мира, изменению людей, и до сих пор многие пугаются всех этих изменений, пытаются всеми силами вернуть то, до боли родное и привычное.

Таким образом, итог всего этого рассуждения состоит в следующем.

Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Сознание – функция сложнейшей материальной, физиологической системы – человеческого мозга.
Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
Мы можем сколько угодно пытаться изучать все феномены человеческой жизни, но не все будет подвластно нам. Я считаю, что все в нашем мире происходит наоборот. И вышеуказанные примеры этому доказательство. У каждого человека есть возможность что-то изменить в себе, помочь измениться другим, но почему-то все даже не хотят думать, о том, что правильно. Для многих правильно то, что делают они, что помогает найти им душевный покой и наслаждение. Искать ответы на все вопросы нужно искать, прежде всего, в себе. Меняемся мы, меняется мир. И как бы сильно не изучали люди уникальность каждого человека, его сознание, все это будет очень неустойчиво, независимо и непредсказуемо. Откуда мы можем знать, что произойдет в будущем, что будет с нами, что в следующий момент измениться?! Не зря существует хорошо известная всем цитата: «Время покажет». По моему мнению, именно время дает надежду на что-либо, именно оно меняет людей. Все что происходит сейчас, все проделано временем.

Но существует одно «но». Мы все разные, мы все верим во что-то свое, ждем чего-то давно забытого, мы помним старые традиции, обычаи, привычки, и, поверьте, если помнить все это очень сильно, то никакое время не сможет отнять у нас эти воспоминания.

У вас возникли проблемы с поиском определенного видеоролика? Тогда эта страничка поможет вам отыскать так необходимый вам ролик. Мы с легкостью обработаем ваши запросы и выдадим вам все результаты. Неважно чем вы интересуетесь и что вы ищете, мы запросто отыщем необходимый ролик, какой бы направленности он не был бы.


Если же у вас интересует современные новости, то мы готовы предложить вам самые актуальные на данный момент новостные сводки во всех направлениях. Результаты футбольных матчей, политические события или же мировые, глобальные проблемы. Вы всегда будете в курсе всех событий, если будете пользоваться нашим замечательным поиском. Информированность предоставляемых нами видеороликов и их качество зависит не от нас, а от тех, кто их залил в интернет просторы. Мы всего лишь снабжаем вас тем, что вы ищете и требуете. В любом случае, пользуясь нашим поиском, вы будете знать все новости в мире.


Впрочем, мировая экономика это тоже довольно интересная тема, которая волнует очень многих. От экономического состояния различных стран зависит довольно многое. Например, импорт и экспорт, каких либо продуктов питания или же техники. Тот же уровень жизни напрямую зависит от состояния страны, как и зарплаты и прочее. Чем же может быть полезна такая информация? Она поможет вам не только адаптироваться к последствиям, но и может предостеречь от поездки в ту или же иную страну. Если вы отъявленный путешественник, то обязательно воспользуйтесь нашим поиском.


Нынче очень сложно разобраться в политических интригах и для понимания ситуации нужно найти и сравнить очень много различной информации. А потому мы запросто найдем для вас различные выступления депутатов ГОСДУМЫ и их заявления за все прошедшие года. Вы сможете с легкостью разобраться в политике и в ситуации на политической арене. Политика различных стран станет вам ясна и вы запросто сможете подготовить себя к грядущим переменам или же адаптироваться уже в наших реалиях.


Впрочем вы можете найти тут не только различные новости всего мира. Вы также запросто сможете подыскать себе киноленту, которую будет приятно посмотреть вечером с бутылкой пива или же попкорна. В нашей поисковой базе существуют фильмы на любой вкус и цвет, вы без особых проблем сможете найти для себя интересную картину. Мы запросто найдем для вас даже самые старые и трудно находимые произведения, как и известную всем классику - например Звездные войны: Империя наносит ответный удар.


Если же вы просто хотите немного отдохнуть и находитесь в поиске смешных роликов, то мы можем утолить и тут вашу жажду. Мы найдем для вас миллион различных развлекательных видеороликов со всей планеты. Короткие приколы запросто поднимут вам настроение и еще целый день будут вас веселить. Пользуясь удобной системой поиска, вы сможете найти именно то, что рассмешит вас.


Как вы уже поняли, мы трудимся не покладая рук, что бы вы всегда получали именно то, что вам необходимо. Мы создали этот замечательный поиск специально для вас, что бы вам удалось найти необходимую информацию в виде видеоролика и посмотреть её на удобном плеере.

Кивайко Маргарита

студент 5 курса, кафедра культурологи, философии и социальных наук НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Гутова Светлана Георгиевна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Интерес к исследованию гендерных трансформаций, а также их последствий в современном обществе не ослабевает уже несколько десятилетий. Действительно, актуальность данного вопроса очевидна, поскольку ученые фиксируют ускоряющийся процесс изменений, совмещений и замены характеристик поведения мужчины и женщины. Гендерная роль занимает важное место в жизни каждого индивида, так как она является определяющим элементом в межличностных отношениях и влияет на представление человека о самом себе. Гендерная принадлежность во многом обуславливает поведение, мысли и чувства человека в течение всей жизни. Так же гендерная принадлежность учит человека поступать определённым образом.

Цель работы состоит в описании возможных проблем, возникающих в процессе гендерных трансформаций в современной молодёжной среде. Для достижения данной цели необходимо выявить те новые тенденции в обществе, которые непосредственно связаны с изменением гендерного сознания молодежи, охарактеризовать специфику гендерной идентификации и влияние стереотипов на поведение молодых людей, связанное с выполнением гендерных ролей. Изучение гендерных трансформаций в молодёжной среде играет важную роль, так как гендерная принадлежность каждого индивида является основным показателем специфики его поведения и так же направленности основной деятельности, поскольку общение, познание, усвоение базовых ценностей, норм складываются, прежде всего, из гендерной идентификации.

В современном мире происходят разнообразные трансформации гендерного сознания, в зависимости от биологической особенности, этнической принадлежности или полового воспитания человека. Важным фактором трансформации становится постиндустриализация, которая увеличила диапазон человеческой деятельности и переменила природу работы: если прежде та нуждалась в физических способностях, основанных на мужской силе, то сейчас она стала больше интеллектуальной и творческой. Социальные изменения ведут к тому, что женщины занимают руководящие должности. Общество стремиться к равным правам и возможностям женщин и мужчин во всех сферах жизни людей: социальной, политической, экономической и т.д.

Гендерная трансформация является результатом ряда социальных преобразований в обществе. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на процессы связанные с переоценкой культурных ценностей и в том числе на специфику современной молодежной культуры. Показательно, что изменения в гендерном поведении молодых людей напрямую связаны с тем, что молодежь сегодня является самой активной группой задействованной в медиа–пространстве. Это осуществляется через интернет коммуникации, такие как сети, блоги и т. д. Именно здесь молодежь может чувствовать себя наиболее свободной от сложившихся гендерных стереотипов в обществе. Эта позиция позволяет молодому поколению проявлять личную активность по разным направлениям, у них постепенно «формируется убеждение, что успеха в жизни можно достичь, только успешно преодолевая трудности реальной жизни, а также благодаря активной социальной позиции и стремлению к личностному развитию» .

Культурное пространство, в котором реализуется современная молодежь многослойно, оно имеет несколько измерений и поэтому не всегда роль, которую выполняют молодые люди, понятна и однозначна с точки зрения старшего поколения. Так, например, роль невесты, подруги или друга может восприниматься условно и не затрагивать существенных основ в их отношениях, что часто вызывает неодобрение со стороны родителей. В отличие от советского времени частая смена не только места работы, но и даже профессии не может охарактеризовать юношу или девушку как легкомысленных и ненадежных работников, напротив такая мобильность для многих работодателей имеет массу положительных моментов, поскольку, по их мнению, она способствует быстрой адаптации к темпам рыночного развития.

В качестве одной из проблем, возникающей в результате гендерных трансформаций можно рассмотреть воздействие массовой культуры и процессов глобализации, размывающих традиционные взгляды на гендерные роли. Многие идеи, продукты массовой культуры, разрабатываемые в шоу-индустрии, воспринимаются молодежью как неотъемлемая часть их жизни, часто задающая нормы в отношении друг к другу и к окружающему миру.

Важная составляющая социализации молодежи происходит именно в пространстве гендерных отношений. В процессе взросления молодые люди осуществляют поиск подходящей гендерной роли, они более склонны к инновациям и экспериментам, имеют больше возможностей для участия в каких-либо рискованных событиях, менять увлечения, пробовать себя в разных ролях, примерять разные имиджи. В тоже время в обществе все еще сохраняются представления о строгих гендерных правилах так как, большинство детей воспитываются в семьях, и эти семьи задают представления о мужской и женской нормальности, о принятых в данном обществе правильных отношениях между ними [См.: 8].

Не смотря на то, что российское общество проходит сейчас ряд существенных культурных, социальных, политических преобразований, оно все еще в гендерном вопросе довольно устойчиво и пытается сохранить в качестве базовых некоторые элементы традиционных отношений. Поэтому по-прежнему любая социальная роль соотносится с базовой идентификацией по гендерному принципу. Трансформация идентичности, ее развитие отражают формирование и изменение взглядов человека на его положения в социуме в течение всей его жизни. Вместе с тем, рассматривая вопрос о трансформации гендерной идентичности, нельзя не затронуть более общую проблему, указывающую на развитие личности. В современном социуме происходит ускорение всех процессов, поэтому, что бы сохранить психологическое здоровье, человек тоже вынужден постоянно меняться, приспосабливаться для того чтобы поддерживать равновесие между идентичностью и личными задачами развития. Однако именно в гендерном аспекте социализация не готовит человека к возможным изменениям и трансформациям [См.: 4].

Если о формировании, развитии, саморазвитии в процессе обучения и воспитания говорится постоянно, создаются условия для определенных изменений, то, в обыденном сознании все, так или иначе связанное с полом, часто выглядит как неизменное и предопределенное нашей биологической природой. Трансформация гендерной системы зависит сразу от нескольких факторов: уровня культуры и демократизации в обществе; сохранения традиций и ценностей старшего поколения; распространения религиозных взглядов и их степень влияния на общество; экономического благосостояние общества; развития прав и свобод личности; изменения информационной и коммуникационной сферы общества; развития социальной сферы; политики планирования семьи и т. д. [См.: 2].

Усвоение гендерной роли можно рассматривать как один из самых важных этапов социализации молодежи. Понимание и принятие «правильной» идентичности в современной культуре уже не представляется как ранее простым и очевидным делом. Если в традиционном обществе для этого не требовалось, прилагать каких либо особых усилий, то сегодня необходимо серьезно работать над собой, своим образом, ролью, имиджем, постоянно преодолевать препятствия на пути обретения свободы. Современное пространство, где формируется гендер очень сложное и порою даже противоречивое явление, ассоциируемое у молодых людей с нарастанием конфликтных ситуаций и проблем. Но есть и ряд преимуществ этого отрезка жизни, так как молодежь сегодня в меньшей степени зависит от взрослого контроля, она более динамична, открыта и свободна [См.: 8].

Существует прямое соответствие между социальными ролями, которые закрепляются за человеком на раннем этапе жизни и его гендерным самосознанием. По словам А.А. Чекалиной, оно включает в себя осознание своего тела, своей принадлежности к определенному полу. Это в свою очередь связано с осознанием себя, своей личности, знанием гендерных стереотипов и ролей, а так же с представлением о сексуальном поведении своего пола и осознанием своего соответствия гендерным представлениям, стереотипам, ролям .

Основными факторами, определяющими гендерную социализацию личности являются: семья, СМИ, литература, язык. Существенное влияние на процесс формирования полоролевой идентичности оказывают гендерные стереотипы - это культурно и социально обусловленные представления о свойствах и нормах поведения мужчин и женщин. Стереотипы гендерных ролей - общепринятые в данном обществе взгляды на приличествующее мужчине и женщине поведение. В стереотипах мужского и женского ролевого поведения отражены определенные общественные ожидания . Гендерные роли часто ориентированы на стереотипы, которые характеризуются устойчивостью. Тем не менее, сегодня гендерные стереотипы особенно у молодежи заметно меняются, но это происходит не одинаково у разных культурных слоев общества. Например, стереотип женственности и мужественности, который сложился еще в прошлом столетии остается актуальным до сих пор .

Таким образом, гендерные стереотипы представляют собой обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Это понятие не совпадает с понятием гендерная роль, которая включает в себя набор ожидаемых образцов поведения. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины .

Молодые люди часто выражают свою приверженность к гендерным стереотипам в зависимости от социальной среды или психологического климата складывающегося в малой социальной группе. Это указывает на использование механизма уступчивости и идентификации. В то же время люди, соответствующие нормам для своего пола, особенно привержены к поведению в рамках полоролевых стандартов, т. е. чаще ориентированы на механизм одобрения . Гендерная идентичность направлена на воспроизведение соответствующих социально обусловленных ролей, поэтому изначально ее обретение зависит не столько от нашего выбора, сколько от определенных биологических и социальных факторов, но впоследствии именно человек меняет роль и модели поведения.

Дальнейшая трансформация гендерных ролей современной молодежи происходит благодаря институтам социализации, среди которых особенно значимым является СМИ. Что касается семьи, то ее роль постепенно отодвигается на второй план, поскольку старшее поколение так же как и молодежь включены в процесс трансформации, хотя часто даже не осознают этого. Заметно как происходит стирание границ между поколениями, например, когда информация перестает четко делиться в зависимости от возрастных границ. Даже потребности и интересы постепенно сближаются.

Различие в поведении и воспитании молодых людей определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами, что способствует корректировке негативных гендерных стереотипов. Поскольку стереотипы конструируются самим обществом, они постоянно меняются, при этом трансформируя общественное сознание. Современная молодежь особенно поддается такого рода изменениям, но необходимо учитывать, что она сегодня крайне неоднородна и поэтому выполнение социальных ролей может сильно отличаться в пределах разных социальных групп. «Структурная дифференциация молодежной среды делает культурную социализацию молодежи процессом крайне трудным, методически и идеологически тонким, требующим новых эффективных подходов, технологий взаимодействия властных структур, институтов гражданского общества и молодежи» . Так как гендер является социальным конструктом, он направлен на рост самосознания и формирование определенных качеств личности и поэтому государство через систему образования должно уделять особое внимание этому вопросу.

Подводя итог необходимо указать на то, что гендерная трансформация в молодежной среде происходит ускоренными темпами, но не равномерно, что в первую связано со стратификационными преобразованиями в обществе. Возможно процесс гендерного обновления может продлится еще столетие, пока не вырастит новое поколение, для которого традиции, составляющие основу гендерных ролей окончательно не превратятся в мифы. Но может появиться мощный катализатор, который ускорит процесс усваивания новых ценностей и ролей в обществе, например, наука.

Изменение гендерной системы - это изменение гендерных ролей в обществе. Переход от одних стереотипов поведения к другим, от жестких к более гибким. Это отразится, прежде всего, на социальной структуре общества, семье, морально-этической сфере культуры, демографической структуре общества, экономической и политической сфере. В этой области остается еще много вопросов, которые предстоит решать ученым. Например, можно ли назвать такие гендерные изменения кризисными? Что дает человечеству свобода в плане принятия гендерной роли? Возможно, общество должно пройти еще долгий путь, что бы быть готовым к использованию новых способов воспитания и социализации. На данном этапе в первую очередь, необходимо осознать какие факторы способны привести к стабилизации гендерной системы и что можно сделать, чтобы сгладить переход к новой системе гендерных отношений.

Список литературы:

  1. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 320 с.
  2. Головнева И.В. Гендерная идентичность: тенденции изменений: Монография. Харьков.: Изд-во НУА, 2006. - 321 с.
  3. Гутова С.Г. Особенности формирования культурной среды сельской молодежи. Сборник научных трудов Sworld. Одесса, - 2014. - Т. 17. - № 1. - С.80-86.
  4. Гутова С.Г. Проблема социальной идентификации молодежи: гендерный аспект. Сборник научных статей преподавателей и сотрудников филиала Уральской академии государственной службы, Вып. 3. Лангепас-Екатеринбург. 2009. - С. 35-43.
  5. Денисова А.А. Словарь гендерных терминов. М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.
  6. Ильин Е.П. Пол и гендер. .СПб.: Питер, 2010. - 688 с.
  7. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб, 2004. - 315 с.
  8. Омельченко Е. Гендерные отношения в молодежной среде. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.polit.ru/article/2010/07/05/gender/
  9. Чекалина А.А. Гендерная психология: учеб. пособие. М.: Ось-89, 2006. - 256 с.

В последнее время те ученые, которые придерживаются теории социальной конструкции реальности (и социальной конструкции гендера как ее варианта), приходят к выводу, что многие из существующих полоролевых стереотипов имеют социальную, а не врожденную природу, и создаются в процессе исторического развития общества, а также имеют весьма устойчивую конструкцию, что подтверждается постоянно растущей вариативностью современных норм.

Возникает весьма актуальный вопрос о том, насколько приемлемо применение полоролевых стереотипов, пришедших из прошлого, в настоящее время; как формируются новые роли и стереотипы и каково направление их развития на современном этапе и в будущем. Приведем точку зрения психолога и этнографа И.Эйбл-Эйбесфельдта: «Отрицать наличие врожденных различий между мужчиной и женщиной очень модно, это отвечает стремлению человека освободиться от всех ограничений, избавиться от своего биологического наследия. Но свобода не достигается путем игнорирования истины...».

Практика показывает, что содержание гендерных стереотипов и отношение к ним может и должно меняться в силу быстро изменяющихся условий жизни. Американский психотерапевт Джеймс О"Нил использовал метафору путешествия для описания фаз осознания личностью гендерных ролей и проблем, связанных с ними. С каждой фазой связано достаточно типизованное содержание и отношение к ней личности.

ФАЗА 1. Принятие традиционных гендерных ролей. Личность принимает стереотипы мужественности и женственности, одобряет жесткое разграничение поведения по гендерным ролям, одобряет силу, контроль, власть, ограничение эмоциональности как нормы поведения для мужчин и теплоту, экспрессивность, заботливость, пассивность как нормы поведения для женщин; плохо понимает то, как жесткие гендерные роли ограничивают возможности личности.

ФАЗА 2. Двойственное отношение к гендерным ролям. Личность испытывает неудовлетворение стереотипными представлениями о гендерных ролях, вследствие соприкосновения с новыми точками зрения начинает сомневаться в необходимости ограничений, налагаемых гендерными ролями; начинает осознавать, что гендерные роли и сексизм являются насилием над личностью; испытывает страх перед смыслом изменений в представлениях о гендерных ролях или поведении; колеблется между ощущениями безопасности стереотипного представления о гендерных ролях и тревоги перед их изменениями; чувствует смятение и отсутствие ясности относительно связи сексизма с гендерными ролями.

ФАЗА 3. Гнев. Личность испытывает и выражает отрицательные эмоции по отношению к преобладающим социальным нормам, институтам и индивидам, поддерживающим сексизм и стереотипную гендерную социализацию; испытывает ограниченность выхода отрицательным эмоциям и изоляцию; выражает отрицательные эмоции так, что порождает конфликты, тревожность, депрессию; ограничивает круг друзей только теми, кто может услышать или принять гнев.



ФАЗА 4. Активность . Личность изменяет свое собственное полоролевое поведение на менее ограничивающее и конфликтное, использует гнев против сексизма положительным образом, становится участником/участницей общественных, политических, образовательных акций, разрабатывает личные, политические и другие планы действий для того, чтобы раскрыть ограничивающую роль гендерных стереотипов и сексизма.

ФАЗА 5. Интеграция гендерных ролей . Личность испытывает новое, менее ограничивающее и менее стереотипное осознание себя и мира и удовлетворение от этого; последовательно интегрирует свой гнев против сексизма в эффективную работу; понимает путь осознания сексизма и гендерных ролей, который совершают другие люди; испытывает в личных и профессиональных взаимоотношениях большую свободу относительно гендерных ролей-продолжает активную работу по просвещению окружающих относительно насильственной природы гендерных ролей и сексизма.

Несмотря на то, что гендерные роли и стереотипы, как было показано, могут меняться, в настоящее время типичными остаются две модели половой идентичности, раскрываемые через бинарные модели следующих качеств: слабые - сильные, сензитивные - сдержанные, ориентированные на дом -ориентированные на внедомашнюю среду, подчиняемые - доминирующие, неагрессивные - агрессивные и т.п.

Таким образом, представляется очевидным, что модальность личности, социализируемой, воспитываемой в духе патриархальных ценностей, складывается благодаря усвоению традиционных образцов мужественности и женственности и отлаженному столетиями механизму социализации.

В последнее время появились новые подходы к проблемам гендерной социализации, которые объясняют своеобразность развития гендерных ролей и убеждений в современной России. Например, весьма интересная и своеобразная работа Ю.Алешиной и А.Волович убедительно показывает нестандартность и даже атипичность российских гендерных конструкций. По их мнению, из-за широкого распространения в России традиционных патриархальных идей о большей значимости мужчин мальчики испытывают большее социальное давление, чем девочки: окружающие требуют от них соответствия их половой роли, не показывая при этом, как им нужно себя вести, что усугубляется тем, что большинство взрослых, оказывающих сколько-нибудь важное влияние на мальчиков - воспитатели, врачи, учителя, -чаще всего женщины.

В результате в обычных условиях у мальчиков очень мало возможностей развить в себе традиционно мужские качества. Кроме того, по сравнению с другими странами, в России мальчики почти не занимаются спортом, не ходят в кружки, не могут найти себе интересного дела (этому немало способствует кризис системы образования, здравоохранения, физкультуры и спорта) и поэтому в большинстве случаев не могут проявить эти качества (Ю.Е. Алешина).

Таким образом, приобретение мужественности (в позитивном смысле) дается в России очень трудно, по мнению авторов, из-за недостаточности моделей поведения взрослых мужчин, ясных примеров для подражания, а также необходимых для этого условий при постоянном требовании вести себя "как мужчина". В результате мальчики либо становятся пассивными, чтобы не принимать участия в женской деятельности, либо дают вовлечь себя в "гипермужественные" неформальные группы с преувеличенно грубоватыми представлениями о мужественности и скептическим отношением к женственности.

Ю.Алешина и А.Волович признают, что девочки тоже сталкиваются с проблемами в преобретении гендерных ролей, но утверждают, что их трудности не настолько серьезны благодаря относительно хорошим условиям социализации и большому количеству образцов. В то же время быстрое выяснение незначимости женских ролей (двойная нагрузка на работе и дома, сложности в получении престижной работы и т.д. - подробнее в гл.5) и осознание этой несправедливости является дополнительным стимулом для поощрения в себе высокой активности и желания преобладать.

Данная теория адекватно показывает, что проявления социализации и социальных условий (культурного, политического и социального кризиса) в России ведут к тому, что мальчики и девочки развивают в себе черты полового поведения, которые противоречат основным традиционным стандартам половых ролей: девочки учатся быть более активными, а мальчики становятся пассивными или, наоборот, вступают в конфликт с обществом.

Итак, традиционно мужчины и женщины считаются совершенно разными: принято говорить о мужских и женских нормах и правилах поведения, занятиях и обязанностях, особенностях психологии и, наконец, о женской и мужской логике. Половые стереотипы - часть господствующего социального сознания.

Как было показано выше, психологи начали изучать половые различия еще в конце XIX века, но вплоть до конца 1970-х гг. они большей частью занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчине и женщине. Однако понимание того, что не все особенности психики мужчин и женщин биологически детерминированы, а также использование новых инструментов изучения социального пола - гендера привело к сомнению, что такие различия действительно фундаментальны.

Один из таких инструментов - метаанализ - статистическая техника, заключающаяся в комбинации информации, полученной из нескольких исследований, с целью получения общей оценки величины различий между группами, то есть анализ результатов других анализов. После того как Дж. Холл провел метанализ гендерных различий в невербальном декодировании, эта техника достаточно быстро стала мощным инструментом изучения гендерных различий.

Метанализ сообщает нам, есть ли различие между группами по отдельной переменной, и представляет оценку того, насколько это отличие велико. До появления метаанализа ученые пользовались для проверки надежности предполагаемых гендерных различий методом «голосования», который заключался в том, чтобы, собрав как можно больше исследовательских работ по конкретной теме, подсчитать, в скольких из них гендерные отличия обнаружили, а в скольких - нет. Так, знаменитая книга Маккоби и Джеклин о гендерных различиях представляет собой не что иное, как исчерпывающий описательный обзор по данному предмету.

Однако существенным недостатком метода «голосования» является то, что отдельные исследовательские работы могут иметь малую статистическую мощность, то есть способность выявлять различия между группами. Группы обладают значимыми различиями, если различия между группами превышают внутригрупповые. Таким образом, если женщины отличаются друг от друга по данной переменной так же сильно, как они отличаются от мужчин, то мы не имеем права признать, что отличие имеет статистическую значимость для разных полов. Кроме того, малый объем выборки снижает мощность статистического критерия, в то время как при использовании метаанализа, который комбинирует данные большого числа исследований, этот показатель существенно возрастает.

Для проведения метаанализа необходимо иметь результаты всех исследований по данной теме. Значение величины отличия подсчитывается для каждого исследования путем вычитания среднего одной группы из среднего другой, после чего полученная разница делится на внутригрупповое стандартное отклонение. Можно также прибегнуть к сравнению значений величины отличия в разные периоды времени, менять возрастные и социальные группы, контекст исследования, чтобы увидеть динамику различий.

Главное достоинство метаанализа в том, что данные многочисленных исследований за один период времени можно статистически сравнить с результатами большого числа исследований за другой отрезок времени. Подобные аналитические исследования обычно показывают, что факт обнаружения гендерных различий в той или иной области очень зависит от гендерных норм, превалирующих в данное время в данном месте.

Наиболее традиционны и показательны метааналитические исследования математических способностей, агрессии, альтруизма, конформности, экспрессивности. Результаты, полученные с помощью метаанализа, говорят о том, что средние половые различия по этим показателям в настоящее время очень малы, а те, которые можно было назвать статистически значимыми 10-20 лет назад, имеют тенденцию стремительно сокращаться.

Однако общепринятые стереотипы продолжают настаивать, что гендерно-ролевые различия между мужчинами и женщинами основываются на фундаментальных отличиях полов, а не на особенностях социализации, что весьма напоминает фундаментальную ошибку атрибуции, которая показывает, как мало мы учитываем ситуационный фактор и требования социальных ролей. Кроме того, тенденция преувеличивать различия между полами скрывает от нас многочисленные сходства, которые часто просто игнорируются, следуя традиционной когнитивной схеме.

Ученые постепенно приходят к выводу о том, что половые различия создаются в сложном процессе взаимодействия природы и общества. Культура способна смягчать или усиливать биологически заложенные различия, а поскольку культура постоянно меняется, логично ожидать, что и величина гендерных различий тоже будет меняться. Безусловно, вопрос о соотношении влияния природы и общества на гендерные различия остается открытым, однако нельзя не учитывать следующие факты: во-первых, большинство обнаруженных на сегодняшний день половых отличий относительно невелико; во-вторых, исследования в разных странах экспериментально доказывают существование различных культурных ожиданий для мужчин и женщин; в-третьих, мы видим, что эти культурные ожидания со временем меняются, и соответствующие им гендерные различия сглаживаются, например, различия в математических способностях и формах выражения агрессии; в-четвертых, метааналитические работы в области гендерных различий с внушающим доверие постоянством показывают, что факт обнаружения отличия в какой-либо области определенно зависит от огромного количества факторов, таких, как методы описания и измерения, условия проведения и социальный контекст эксперимента, половая и гендерная принадлежность экспериментатора и особенности его когнитивных схем.

Итак, мы должны помнить, что, даже если гендерные различия удается обнаружить, они недостаточно велики, чтобы считать, что мужчины и женщины «диаметрально противоположны», и тем более они не дают нам права относиться к представителям разных полов настолько по-разному, как мы нередко делаем.

Подводя итоги главы, можно сделать следующие выводы:

· во-первых, в настоящее время гендер рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества наряду с классовой принадлежностью, возрастом и другими характеристиками организующими социальную систему;

· во-вторых, несмотря на множественность подходов к пониманию гендера, большинство ученых сходятся во мнении, что это - социальная роль, определяющая возможности женщин и мужчин в рамках культурного пространства данного общества;

· в-третьих, произошла трансформация статуса гендера от переменной в анализе до аналитической категории, что открыло новые возможности для исследования общества и культуры, так как при использовании гендерного подхода оппозиция мужского и женского утрачивает биологические черты, и акцент переводится с критики мужского шовинизма на раскрытие внутренних механизмов взаимодействия полов в культурном контексте;

· в-четвертых, гендерная асимметрия является одним из основных факторов формирования традиционной культуры, и в то же время разнообразие современных социальных условий ведет к широкой вариативности гендерных конструктов; и метаанализ наглядно нам демонстрирует стремительное сокращение гендерных различий, следовательно, социальный пол конструируется, в основном, социальной практикой;

· и, наконец, в-пятых, влияние гендерных аспектов социализации, помимо оправдательной, объяснительной, регулятивной, трансляционной и прочих функций, проявляется также в установлении жестких стандартов жизненного пути человека, ограничивая тем самым развитие личности.

Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Алиева Карина Рагибовна

Трансформация гендерного порядка в современном мире и его влияние на социализацию молодежи

Аннотация

гендерный молодежь педагогический ценностный

В статье рассмотрены следствия изменения гендерного порядка в современном мире. Автором выявлено отсутствие целенаправленной педагогической деятельности в формировании ценностных ориентиров и жизненных установок молодежи и предложено решение проблемы - введение гендерного компонента в число составляющих педагогического процесса.

Социокультурные преобразования в жизни общества и человека в последние столетия привели к обновлению взглядов на мир, нравственные идеалы, ценностные ориентиры. Изменился взгляд на проблему социальной природы женщин и мужчин, их взаимодействия друг с другом. Современные мужчины и женщины, демонстрируют новые модели поведения и отношений, осваивают новые для себя виды деятельности, что сопровождается «их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения.

Рассмотрение вопроса «трансформации гендерного порядка в современном мире и его влияние на социализацию молодежи» требует уточнения понятий «пол» и «гендер». «Долгое время половая принадлежность индивида казалась унитарной и однозначной». Однако в ХХ веке выяснилось, что пол - сложная многоуровневая организация, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. С точки зрения современного биологического знания категория пола оценивается на различных уровнях, отсюда расчленение категории пола на ряд дробных понятий: генетический, гонадный, соматический, паспортный и др. Доктор психологических наук, профессор Воронцов Д.В. ставит под сомнение обоснованность жесткого разделения людей на два пола утверждая, что только на уровне гонадного пола, а точнее, на уровне генитальной подсистемы мы можем говорить о четком делении на две противоположные формы половой организации. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. «Поскольку биологические и социальные характеристики человека тесно связаны, мы никогда не можем со стопроцентной убежденностью утверждать, что различия, обнаруживаемые в мужском и женском поведении, имеют однозначно биологическое происхождение. .»

Роберт Столлер . в 1968 году предложил понятийно разделить человеческую сексуальность по двум аспектам: биологическому, за которым он предложил закрепить термин «пол», и социокультурному, за которым он предложил закрепить термин «гендер» (от англ.gender, от лат.gens-род). Т.е «гендер» это то, что стало с полом в процессе социализации.

«В настоящее время идеалы маскулинности (мужественности) /феминности (женственности) значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. .» «Вовлеченные в общественное производство и политику женщины вынуждены развивать необходимые для конкурентной борьбы «мужские» качества (настойчивость, энергичность, силу воли), а мужчины, которые уже не могут опираться главным образом на власть и силу, - вырабатывать традиционные «женские» качества - способность к компромиссу, эмпатию, умение ставить себя на место другого.»

По мнению И.С. Кона , гендерная революция необратима, чтобы вернуть патриархальный порядок, даже если бы это было возможно политически, необходимо: а) радикально изменить разделение труда, убрав женщин из общественного производства, науки и образования; б) заставить семью жить на одну мужскую зарплату; в) полностью изменить женское самосознание, побудив женщин отказаться от своих социальных притязаний и принять традиционный статус слабого пола. Первого не выдержит экономика (женщины составляют больше половины рабочей силы), второго не вынесет семейный бюджет, а о третьем даже говорить смешно.

Изменения, происходящие в обществе, требуют адекватной реакции и от системы образования. Одной из функций образования, является трансляция и распространение культуры в обществе, она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, моральных ценностей, норм и правил поведения и т.д. Содержание и методы воспитания советского периода характеризуются заданными обществом требованиями, которые осуществлялись «сверху» и по строго определенным нормативам и представляли собой набор стандартных методов и форм педагогической деятельности (политическое информирование, нравственно-эстетическое просвещение, общественное поручение, поощрение, наказание) » Современная система образования продолжает производить патриархальные установки. Сегодня, целостное воспитание, в том числе полоролевое, характерное для традиционной школы и традиционного общества, распалось, а новое общество еще не обрело свой культурно - воспитательный идеал. Образование перестает давать ответ на вопрос как жить? Социализация современной молодежи формируются стихийно, что является следствием отсутствия целенаправленной педагогической деятельности.

Решение данной проблемы мы видим во введении гендерного компонента в число составляющих педагогического процесса, что позволит обеспечить целенаправленную педагогическую деятельность, заключающуюся в формировании у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей, осознанию себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственного воспитания.

Гендерный подход в образовании опирается на следующие принципы:

1.отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний;

2.нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;

3. признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей.

4.обеспечению каждому ребенку свободы выбора, приобщение его индивидуальных интересов и предпочтений;

5.создание условий для сохранения неповторимой индивидуальности каждого.

Таким образом, логично утверждать, это модель развития и воспитания с учетом гендерного фактора предусматривает расширение возможностей выбора как для девочек/ женщин, так и для мальчиков /мужчин, а также отход от такого понимания женственности и мужественности, которое не позволяет им проявлять в полной мере все свои человеческие качества. Иными словами, гендерный подход созвучен ценностями и идеями гуманизма, толерантности к разнообразию и мировой практике ненасильственной педагогики, а также вполне адекватен тем социальным переменам, которые произошли в жизни современных женщин и мужчин.

Состояние проблемы гендерной социализации молодежи в массовой практике, позволяет констатировать факт, что несмотря на декларируемые приоритеты индивидуального подхода к развитию личности, исходя из её возможностей и потребностей, в системе образования по-прежнему реализуется традиционный полоролевой подход, не вполне отвечающий изменившимся социальным условиям функционирования современного общества, в котором женщины и мужчины вышли далеко за рамки стереотипных ролей и функций, демонстрируют как традиционно «женские», так и «мужские» качества, являющиеся на самом деле общечеловеческим.

Литература

1.Цыганкова Г.П. Психология гендерного воспитания в высшем колледже:учеб.-метод.пособие для студентов и кураторов учебных групп-Мн.:МГВРК, 2009.-76с.

2.Воронцов Д.В. Введение в гендерную психологию.

3 . A Glossary of Feminist Theory. Ed. by Sonya Andermahr, Terry Lovell and Carol Wolkowitz London: Arnold; New York: Oxford University Press, 2000. P. 102.

4. Скутнева С.В. Гендерное измерение жизненного самоопределения молодежи.Монография.Тольятти,2007,Изл.-воТГУС(Тольятти).-131с. 22.Кон.

5. И.С.Кризис бесполой педагогики. Гендерные исследования в образовании: и проблемы и перспективы: сб. научн. Ст. по итогам Междунар. научн.-практ. конф. Волгоград,15-18апр.2009г.-Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.-342 с. ISBN 978-5-9935-0086-7

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и классификация ценностей в современном мире. Молодежь как социально-демографическая группа общества. Понятие ценностных ориентаций. Молодежь и ее ценностные ориентиры. Влияние ценностей и ценностных ориентиров на социализацию личности.

    реферат , добавлен 26.05.2015

    Понятие "молодежь" и методологические подходы к социально-философскому анализу образа и ценностных установок современной молодежи. Феномен ценностей в истории философии, формирование ценностных ориентаций молодежи в современном казахстанском обществе.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2013

    Понятие семьи в социологическом смысле. Исторические изменения семьи как социального института в обществе. Типы брачных отношений. Причины семейных конфликтов, их гендерная природа. Особенности гендерного контракта. Модели гендерного разделения труда.

    доклад , добавлен 27.11.2013

    Гендерные стереотипы в представлении образа идеального мужчины и женщины. Нормативные образы проявления сексуального желания и поведения в зависимости от гендерного статуса. Влияние гендера на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций в современном обществе. Особенности динамики ценностных ориентаций в период реформирования общества.

    реферат , добавлен 17.09.2007

    Определение понятий "семья", "брак", "родительская семья". Рассмотрение роли родительской семьи в формировании брачных установок современной молодежи, характеристика ее восприятия молодежью. Выявление мнения экспертов относительно данного вопроса.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2015

    СМИ как социальный институт: понятие, виды. Процесс формирования системы ценностных ориентаций в условиях современных тенденций развития средств массовой информации. Степень влияния телевидения на молодежь и его роль в формировании ценностных ориентиров.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Изучение молодежи, как социальной группы. Возрастные критерии и индивидуальные границы молодежи. Психологические особенности молодости. Молодежная политика государства. Молодежные субкультуры. Основные жизненные цели и ценности молодежи в разных странах.

    реферат , добавлен 16.09.2014

    Теоретический анализ ценностных ориентиров. Ценностные ориентиры русского народа. Роль средств массовой информации в современном обществе. Отражение ценностных ориентиров в текстах современных СМИ. Оптимизация ценностных ориентиров.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2005

    Задачи и цели гендерного образования. Некоторые стереотипы, с которыми сталкиваются студенты, вступая во взрослую жизнь. Гендерные аспекты здравоохранения в России. Гендерное равенство и неравенство в здравоохранении. Понятие гендерного различия.



Похожие публикации