Бюджетный учет материальных запасов в бюджетном учреждении. Учет и списание материальных запасов бюджетного учреждения 105 счет проводки

Вопрос аудитору

На каком счете учитывать Тосол - 105 36 или 105 33?

В соответствии со словарем финансовых и юридических терминов к ГСМ как особому виду производственных запасов относятся:

  • топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
  • смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
  • специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Определение ГСМ в словаре взято из Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом России 16.05.2005. Это ведомственный нормативный акт, который применяется только сельскохозяйственными организациями.

Тосол – торговое обозначение незамерзающей охлаждающей жидкости, ее основными компонентами являются вода и производные спирта. Состав охлаждающих жидкостей регулируется документом "ГОСТ 28084-89 (СТ СЭВ 2130-80). Государственный стандарт Союза ССР. Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия", утв. и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 30.03.1989 № 913 .

Строго говоря, Тосол и другие охлаждающие жидкости (антифризы) по своему составу ГСМ не являются. Если обратиться к данным единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 , антифризы относятся к другой номенклатурной группе, отличной от ГСМ.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) , утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, антифризам присвоен код 20.59.43.120. Они входят в группировку 20.59.4 "Материалы смазочные; присадки; антифризы", однако к смазочным материалам не относятся и учитываются под отдельным кодом.

Следовательно, Тосол можно отнести к прочим материальным запасам – продукции химической промышленности и учитывать на счете 105 06.

В то же время многие коммерческие организации и государственные (муниципальные) учреждения принимают решение об учете специальных жидкостей (тормозных и охлаждающих) в составе ГСМ. В частности, в целях планирования так сделано в МВД России (письмо МВД России от 30.11.2016 № 1/12588 "О принятых мерах по выполнению представления Счетной палаты Российской Федерации").

В силу пп. 117 , 118 инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, для учета ГСМ предназначен счет 105 03, на котором учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов – дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д. Этот перечень является открытым.

Кроме того, согласно разд. III приложения 1 распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей контролируется и рассчитывается. Это обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу того, чтобы учитывать Тосол на счете 105 03.

В связи с тем, что в отношении специальных жидкостей (тормозных и охлаждающих) нет четких ведомственных рекомендаций или дополнительных разъяснений, во избежание претензий со стороны ревизоров учреждение вправе закрепить в учетной политике наиболее приемлемый счет учета – 105 03 или 105 06.

На наш взгляд, оба варианта допустимы и не являются ошибкой. Главное, чтобы выбор счета был подтвержден документально. Принимая во внимание сложившуюся практику, рекомендуем учитывать специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) на счете 105 03 "Горюче-смазочные материалы".

В связи с проводимой в Российской Федерации бюджетной реформой с 2011 года все государственные (муниципальные) учреждения (независимо от их правового статуса) должны организовывать бухгалтерский (бюджетный) учет в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, утвердившим Единый план счетов и Инструкцию по его применению (далее — Инструкция N 157н). При этом бюджетный учет казенными учреждениями ведется на основании Инструкции N 162н*(1).

Счет 101: какие объекты учреждение может отразить в 2018 году по кадастровой стоимости

В статье рассмотрены установленные этими документами особенности организации и ведения бюджетного учета основных средств казенными учреждениями.

Учет операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам, осуществляется на счете 101 00 "Основные средства", который включен в состав счетов раздела II "Нефинансовые активы" Инструкции N 157н. Следовательно, положения указанного раздела применимы при организации учета объектов основных средств. Рассмотрим некоторые из них в части, касающейся основных средств.

Счет 101 00 предназначен для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии объектов основных средств, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением) (п. 22 Инструкции N 157н). Причем под объектами основных средств следует понимать материальные объекты имущества со сроком полезного использования более 12 месяцев (независимо от их стоимости), предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ (оказании услуг), для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), а также объекты библиотечного фонда учреждения (за исключением периодических изданий) (п. 38 Инструкции N 157н).

Обратите внимание! В составе объектов основных средств не учитываются предметы, служащие менее 12 месяцев (независимо от их стоимости), а также материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам*(2), находящиеся в пути, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений или готовой продукции (изделий), товаров (п. 39 Инструкции N 157н).

Переоценку стоимости объектов основных средств и капитальных вложений в них (за исключением имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну) учреждения проводят в соответствии с требованиями п. 28 Инструкции N 157н — по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Порядок переоценки устанавливается Правительством РФ. При этом переоценка основных средств, составляющих казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией.

Результаты переоценки подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно: по состоянию на первое число текущего года результаты переоценки в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года не включаются, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Согласно п. 4, 5 Инструкции N 162н для учета операций с основными средствами применяются 3 группировочных счета, подразделенных на несколько аналитических счетов. Приведем их в таблице.

Номер счета Наименование аналитического счета
Счет 101 10 000 "Основные средства — недвижимое имущество"
101 11 000 Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения
101 12 000 Нежилые помещения — недвижимое имущество учреждения
101 13 000 Сооружения — недвижимое имущество учреждения
101 15 000 Транспортные средства — недвижимое имущество учреждения
101 18 000 Прочие основные средства — недвижимое имущество учреждения
Счет 101 30 000 "Основные средства — иное движимое имущество"
101 31 000 Жилые помещения — иное движимое имущество учреждения
101 32 000 Нежилые помещения — иное движимое имущество учреждения
101 33 000 Сооружения — иное движимое имущество учреждения
101 34 000 Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения
101 35 000 Транспортные средства — иное движимое имущество учреждения
101 36 000 Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество учреждения
101 37 000 Библиотечный фонд — иное движимое имущество учреждения
101 38 000 Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения
Счет 101 40 000 "Основные средства — предметы лизинга"
101 41 000 Жилые помещения — предметы лизинга
101 42 000 Нежилые помещения — предметы лизинга
101 43 000 Сооружения — предметы лизинга
101 44 000 Машины и оборудование — предметы лизинга
101 45 000 Транспортные средства — предметы лизинга
101 46 000 Производственный и хозяйственный инвентарь — предметы лизинга
101 47 000 Библиотечный фонд — предметы лизинга
101 48 000 Прочие основные средства — предметы лизинга

Читайте также:

Уважаемые пользователи программных продуктов 1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 2.0, редакция 1.0!

В связи с применением с 1 января 2018 г. Федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н);
  • Основные средства (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 257н);
  • Аренда (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н);
  • Обесценение активов (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 259н)

31.03.2018 утверждены приказы Минфина России:

  • № 64н — о внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Приказ № 64н;
  • № 65н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 06.12.2010 N 162н;
  • № 66н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 16.12.2010 N 174н;
  • № 67н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Указанные приказы зарегистрированы Минюстом России 26 апреля 2018 г. По общему правилу, приказы вступают в силу с 8 мая 2018 г. Согласно пункту 2 указанных приказов приказы применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года.

Приказом Минфина России от 27.12.2017 № 255н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации – детализированы статьи КОСГУ по доходам и расходам.

Перечисленными выше документами в Единый план счетов бухгалтерского учета внесены существенные изменения. Изменения, в том числе, предполагают упразднение ряда синтетических счетов, применение новых синтетических счетов, изменение назначения счетов, что влечет перенос входящих остатков на новые счета.

В связи с поздним вступлением приказов в силу, помимо переноса входящих остатков, на новые счета необходим также перенос оборотов 2018 г.

В состав Плана счетов (ЕПСБУ) включены новые счета согласно приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н в редакции от 30.03.2018 № 64н, у счетов указана дата начала действия "01.01.2018". У счетов установлены признаки применения казенными, бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с приказами № 65н, 66н, 67н.

У исключенных счетов указана дата окончания действия "31.12.2017".

Внимание!

Все операции по переносу остатков и оборотов 2018 г. следует осуществлять после завершения всех операций за период трансформации данных – с 1 января 2018 г. до даты перехода.

Существует 2 способа перехода:

1. Если дата перехода 01.06.2018, то перенос можно осуществлять только после ввода всех документов и завершения всех операций с января по май включительно:

  • после окончания ввода первичных и регламентных документов за май и предшествующие ему месяцы – переносятся обороты (по НФА и счетам расчетов), проверяются результаты переноса и ставится дата запрета редактирования – 31.05.18.
  • операции за июнь вводятся в программу уже по новым счетам и КОСГУ, в случае если на дату установки нового релиза за июнь уже были введены операции – их необходимо исправить вручную.

2. Если установить дату перехода 01.01.2018, то будут сформированы только входящие остатки на начало 2018г.

Всероссийский муниципальный форум

Следует учитывать, что перепроведению подлежат также регламентные документы по закрытию месяца, а также документы, в которые вошли результаты измененных проводок, например, Принятие к учету ОС и НМА, Принятие к учету материалов и аналогичные.

Важно!

Дату перехода на применение новой редакции плана счетов и, как следствие, способ трансформации оборотов 2018 г. – изменение существующих документов в хронологическом порядке с начала года или сторнирование и ввод новых датой перехода следует согласовать с учредителем.

С уважением, отдел консультационной поддержки

ООО «Компас бухгалтера»

Страница не найдена

Непроизведенные активы представляют собой объекты, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства.

К непроизведенным активам относятся:

— водные ресурсы,

— ресурсы недр,

— лесные ресурсы,

— биологические ресурсы,

— радиочастотный спектр,

— прочие.

Для отражения в бюджетном учете не произведенных активов предназначен счет 00 103 00 000 «Непроизведенные активы».

Обратите внимание!

Для того, чтобы бюджетные учреждения могли отразить в учете используемые в их деятельности непроизведенные ресурсы, они (учреждения) должны иметь установленные и законодательно утвержденные права собственности на указанные объекты.

Применение классификации к счетам 101, 105 и 40110180

На это указывает абзац 1 пункта 29 Инструкции №25н. Минфин Российской Федерации в Письме от 26 мая 2006 года №02-14-10а/1406 дает следующие разъяснения по вопросу:

«В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и прочее) становятся объектом бюджетного учета в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот и учитываются на счете 010300000 «Непроизведенные активы».

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 20) государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества.

При этом государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету.

Таким образом, учитывая изложенное, отмечаем, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения».

Непроизведенные активы отражаются в учете по их первоначальной стоимости.

В соответствии с положениями Инструкции №25н, первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение.

Исключением являются объекты непроизведенных активов, впервые вовлекаемые в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Под текущей рыночной стоимостью (по определению, приведенному в пункте 29 Инструкции №25н) понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Каждому объекту непроизведенных активов, поставленному на баланс бюджетного учреждения, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер. Инвентарные номера непроизведенных активов используется в регистрах бюджетного учета, но не обозначается на самих объектах.

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Поступление объектов непроизведенных активов оформляется

— Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001),

— Актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031).

Пример 1.

Медицинское учреждение приобрело земельный участок для строительства нового лечебного корпуса стоимостью 500 000 рублей (Цифры в примере приведены условные, поскольку в зависимости от регионов и других условий, стоимость земли колеблется).

Операции по поступлению объектов непроизведенных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Окончание примера.

Выбытие объектов непроизведенных активов, находящихся на учете в учреждении, производится на основании

— Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003),

— Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306033).

Пример 2.

Государственное образовательное учреждение в качестве вклада в уставный капитал организации передало земельный участок стоимостью 700 000 рублей.

Эта операция будет отражаться в учете следующей записью:

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов

Изменения в план счетов бухгалтерского учета

Приказом Минфина России от 07.05.2003 N 38н были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Действует настоящий Приказ начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 г. Необходимость внесения изменений в План счетов вызвана прежде всего тем, что были приняты несколько Положений по бухгалтерскому учету:

ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы";

ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль";

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".

Кроме того, разработаны Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н. Данные ПБУ и Методические указания предусматривают новые счета и субсчета, которых в Плане счетов не было.

С выходом ПБУ 17/02 в разд.I "Внеоборотные активы" Плана счетов введены новые субсчета: к счету 04 "Нематериальные активы" — "По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", к счету 08 — субсчет 8 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ". Те расходы, которые подлежат применению в производстве продукции или используются для управленческих нужд, списывают со счета 08 в дебет счета 04, субсчет "Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы", а затем равномерно списывают со счета 04 в дебет счетов учета затрат (счет 20 или 26).

Если же результаты работ по НИОКР невозможно использовать в производстве продукции или для управления (не дали результатов), то такие расходы списывают сразу с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В связи с изменением порядка учета расходов по НИОКР в разд.III "Затраты на производство" из счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" исключен субсчет "Научно-исследовательские и конструкторские подразделения".

Финансовые вложения

С выходом ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" в разд.V "Денежные средства" счет 58 "Финансовые вложения" дополнен субсчетами по учету долговых ценных бумаг. По долговым ценным бумагам (векселя, облигации), по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации следует разницу между первоначальной и номинальной стоимостью относить на финансовые результаты равномерно в течение всего срока их обращения по мере причитающегося по ним дохода.

Приобретенные векселя, ценные бумаги учитываются на счете 58 "Финансовые вложения" и отражаются на счетах бухгалтерского учета записями:

Дебет 58, Кредит 76 — приобретение векселя и облигации;

Дебет 76, Кредит 51 — оплачены векселя.

Разница между ценой приобретения и номинальной ценой отражается записями:

Дебет 58, Кредит 91-1 "Прочие доходы" — превышение номинальной стоимости над покупной;

Дебет 91, Кредит 58 — вексель списан по номинальной стоимости.

Проценты по векселю отражаются записью:

Дебет 76, Кредит 91 — погашение процентов по векселю.

Что касается счета 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги", то его название изменено: "Резервы под обесценение финансовых вложений". При создании резерва под обесценение финансовых вложений бухгалтер должен производить запись:

Дебет 91, Кредит 59.

При выбытии финансовых вложений или уменьшении резерва делают запись:

Дебет 59, Кредит 91.

Спецодежда и спецоснастка

Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, предусмотрены новые субсчета к счету 10 "Материалы": 10 "Специальная оснастка и спецодежда на складе", 11 "Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации". Приобретение спецодежды бухгалтеру теперь следует отражать на субсчете 10 счета 10, а при передаче ее в эксплуатацию делать запись:

Дебет 10, субсчет 11, Кредит 10, субсчет 10.

Стоимость спецодежды по истечении срока службы списывается на себестоимость продукции:

Дебет 20, Кредит 10, субсчет 11.

Изменения по налогу на прибыль (отложенные налоговые активы)

С выходом ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" возникла необходимость дополнить План счетов новыми счетами. В разд.I "Внеоборотные активы" включен счет 09 "Отложенные налоговые активы". Отложенные налоговые активы включаются в расчет чистых активов (Приказ Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз). Сумма чистых активов по окончании финансового года сравнивается с уставным капиталом организации, и в случае превышения уставного капитала над суммой чистых активов акционерные общества обязаны уменьшить уставный капитал. Кроме того, согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в том случае, если сумма чистых активов превышает 200 МРОТ, организация полежит обязательному аудиту. Неотражение отложенных налоговых обязательств по счетам бухгалтерского учета ведет к искажению данных баланса, а за искажение бухгалтерской отчетности предусмотрен штраф согласно КоАП РФ в размере 2 — 3 тыс.

Учет основных средств в бюджетных и автономных учреждениях

Отложенные налоговые активы должны найти отражение при получении не только прибыли, но и убытка. Ведь по правилам налогового учета убыток, полученный организацией в текущем году, переносится на будущее и учитывается при определении налога на прибыль в течение 10 лет. А значит, в течение этого срока организация должна вести аналитический учет и отражать по счетам бухгалтерского учета отложенные налоговые активы.

Продажа основных средств с убытком также ведет к образованию отложенного налогового актива. Ведь по правилам бухгалтерского учета такой убыток сразу учитывается при определении балансовой прибыли. А в налоговом учете убыток, полученный организацией от продажи основного средства, учитывается равномерно в течение недоамортизированного срока полезного использования основного средства.

Отражается отложенный налоговый актив на счетах бухгалтерского учета записью:

Дебет 09, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль". По истечении времени при условии получения организацией прибыли отложенные налоговые активы списывают при помощи записи:

Дебет 68 "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 09 "Отложенные налоговые активы".

Налог на прибыль и отложенное налоговое обязательство

Раздел VI "Расчеты" Плана счетов дополнен счетом 77 "Отложенные налоговые обязательства" согласно ПБУ 18/02. Отложенные налоговые обязательства — это произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль. Они отражаются записью:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 77.

Уменьшение или погашение отложенных налоговых обязательств в счет начисления налога на прибыль отчетного периода отражается следующим образом:

Дебет 77, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".

В связи с введением в действие указанных документов изменения вносятся и в форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Теперь по строке 140 отражается прибыль (убыток) до налогообложения, по строке 147 — постоянное налоговое обязательство, по строке 148 — отложенный налоговый актив, по строке 149 — отложенное налоговое обязательство, по строке 150 — текущий налог на прибыль, по строке 160 — прибыль после налогообложения.

Е.Полунина

Аудиторская фирма "Консалтинг и Аудит"

Как известно, приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств. При этом в зависимости от источника финансирования применяются как бюджетный, так и налоговый учет материальных запасов. Бюджетный учет осуществляется на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), налоговый - на основании Налогового кодекса. Объекты материальных запасов являются неотъемлемой частью финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, в том числе и силовых ведомств.

В целях сокращения времени бухгалтеров, отводимого на изучение нормативных материалов, разберем в статье основные вопросы организации бюджетного учета материальных запасов и операций, связанных с их использованием.

Перечень объектов, относимых к материальным запасам, приведен в п. 51 Инструкции N 148н. При этом стоит отметить, что по сравнению с перечнем, представленным в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н), новый перечень более масштабный за счет детализации предметов, используемых в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящихся к основным средствам в соответствии с ОКОФ. К таким предметам отнесены:

Орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие) независимо от их стоимости и срока службы;

Бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее) независимо от их стоимости;

Специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства - изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п. независимо от их стоимости и срока службы;

Специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;

Форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;

Временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;

Тара для хранения товарно-материальных ценностей;

Предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;

Молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, подопытные животные;

Многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Кроме того, как и ранее, в Инструкции N 25н к материальным запасам относятся также:

Предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

Готовая продукция.

В соответствии с п. 50 Инструкции N 148н учет материальных запасов ведется на счете 105 00 000 "Материальные запасы" в разрезе счетов:

105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства";

105 02 000 "Продукты питания":

105 03 000 "Горюче-смазочные материалы";

105 04 000 "Строительные материалы";

105 05 000 "Мягкий инвентарь";

105 06 000 "Прочие материальные запасы";

105 07 000 "Готовая продукция".

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок учета ртутных термометров и документальное оформление их списания учреждению следует определить в рамках формирования учетной политики.
Операции по списанию ртутных термометров отражаются в корреспонденции со счетом 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов" или 0 109 00 272 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части расходования материальных запасов".

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации должностными лицами учреждения принято решение об учете ртутных термометров в качестве материальных запасов на счете 105 31. Согласно п. 118 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), на соответствующих аналитических счетах счета 105 00 "Материальные запасы", содержащих аналитические коды вида синтетического счета, учитываются следующие объекты материалов:
- 1 "Медикаменты и перевязочные средства" - медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.д.
- 6 "Прочие материальные запасы", в том числе и материалы специального назначения, иные материальные запасы.
При этом конкретных указаний на вид объектов учета, к которому могут быть отнесены ртутные термометры, N 157н не содержит. Поэтому для принятия решения о порядке учета рассматриваемых материалов необходимо дать оценку возможности их отнесения к "медикаментам" ("лекарственным средствам"), "перевязочным средствам", исходя из определений и перечней, приведенных в нормативно-правовых документах, регулирующих данную отрасль.
В частности, могут быть применены положения следующих документов:
- Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
- п. 1 "Инструкции...", утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747.
Соотнесение ртутных термометров с определениями и перечнями, содержащимися в обозначенных документах, указывает на то, что данные объекты не могут быть отнесены к медикаментам и перевязочным средствам. Поэтому в случае принятия решения об учете ртутных термометров в качестве материальных запасов их целесообразно учитывать в качестве материалов специального назначения на счете 105 06.
В то же время в целях сопоставимости информации, отражаемой в учете и отчетности различных субъектов учета, решение об отнесении конкретных видов материальных запасов к тому или иному виду объектов учета желательно принимать на уровне органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Если же соответствующие разъяснения (рекомендации) уполномоченных органов отсутствуют и по каким-либо причинам их невозможно получить, вопрос может быть урегулирован положениями учетной политики учреждения. При этом решение должностных лиц о порядке учета тех или иных материалов должно быть основано на их профессиональном суждении.
Вместе с тем при принятии к учету нефинансовых активов, приобретенных в рамках средств программы обязательного медицинского страхования, необходимо учитывать, предусмотрены ли затраты на приобретение конкретных объектов учета соответствующим тарифным соглашением. В рассматриваемой ситуации структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Омской области на 2018 год указана в Приложении 23 к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2018 год от 22.12.2017.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденной Минфина России от 01.07.2013 N 65н, операции, отражающие уменьшение финансового результата, связанное со списанием материальных запасов (израсходованных на нужды учреждения, естественной убыли, а также пришедших в негодность в результате их использования), отражаются с применением "Расходование материальных запасов" КОСГУ.
Соответственно, списание ртутных термометров, пришедших в негодность в результате их использования, отражается по дебету счета 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов" в корреспонденции с кредитом счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (абз. 2 п. 37 Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - N 174н).
При этом если расходы, связанные с использованием материальных запасов в деятельности учреждения, формируют себестоимость готовой продукции (работ, услуг), то их списание отражается бухгалтерской записью по дебету счета 0 109 00 272 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части расходования материальных запасов " в корреспонденции с кредитом счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" ( Инструкции N 174н).
В соответствии с Инструкции N 157н выбытие материальных запасов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом, если иное не установлено й N 157н. Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых организациями государственного сектора, и Методические указания по их применению утверждены Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Указания N 52н).
Действующими нормативными актами по ведению бухгалтерского учета в учреждениях госсектора установлены лишь общие условия учета поступления, движения и списания материальных ценностей. Поэтому детально такие условия закрепляются в учетной политике учреждения. При определении в учетной политике порядка списания различных материальных запасов госучреждению желательно исходить прежде всего из того, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
- потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
- имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет предметов на балансе в течение всего времени эксплуатации позволит учреждению избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Ртутные термометры, как правило, используются в течение длительного периода и могут быть отнесены к непотребляетмым материальным запасам. Сохранность таких активов целесообразно обеспечить путем их учета в разрезе ответственных лиц на протяжении всего времени использования в учреждении. Например, они могут выдаваться сотрудникам по Ведомостям (ф. 0504210) без списания с балансового учета.
Для оформления решения о списании ртутных термометров с балансового учета применяется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), далее - Акт (ф. 0504230). В частности, может осуществляться списание:
- пришедших в негодность, неисправных термометров;
- выбывших помимо воли учреждения (вследствие недостач, хищений; уничтожения при терактах; потерь при стихийных и иных бедствиях, опасных природных явлениях, катастрофах; иных действий).
Акт о списании (ф. 0504230) составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Похожие публикации