Судьба линкора «Парижская Коммуна. Линкор 'Парижская коммуна' Команда на 1941 г линкора парижская коммуна

В конце 1941 года на южно-украинском фронте развернулась ожесточенная битва за главную базу Черноморского флота, Севастополь, которая расположена на юго-западе Крымского полуострова и представляет собой уникальную гавань.

Севастопольская бухта состоит из 30 глубоководных незамерзающих заливов, которые могут принимать корабли любого водоизмещения и любой осадки. Верховное командование вермахта хорошо понимало стратегическое значение Севастополя. Через Крым - самый короткий путь на Кавказ, но до тех пор, пока здесь находился советский военно-морской флот, самый сильный на Черном море, немцы не могли захватить нефтяные месторождения Грозного и Баку.

Осенью воинские части Вермахта вторглись в Крым, но попытка захватить Севастополь с ходу провалилась. В декабре подтянув резервы с группы армии «Юг» немцы снова пошли в наступление. Главный удар наносился в северном секторе по направлению Севастопольской бухты. Здесь находились стоянки кораблей Черноморского флота. Сюда морем доставлялось подкрепление, боевая техника и боеприпасы для защитников города.

Утром 29 декабря 1941 года передовые подразделения 22-й немецкой пехотной дивизии готовились к атаке. До Севастопольской бухты оставалось всего 2 км. Последний бросок штурмовых батальонов и цель наступления достигнута - Черноморский флот лишится базы и крепость падет.

По переднему краю двигался дивизион самоходных орудий, разворачивались артиллерийские батареи. Внезапно со стороны Севастопольской бухты донесся низкий гудящий звук. Это была корабельная сирена ревун. Спустя мгновение немецкие позиции накрыл уничтожающий шквал снарядов огромной разрушительной силы. Пехотинцев засыпала волна песка и камней, штурмовые орудия взлетали вверх и переворачивались как игрушки. Этот сокрушительный удар нанесла артиллерия линкора «Парижская Коммуна ». Орудия главного калибра буквально в упор с дистанции 30 км расстреляли немецкие части. Обстрел велся прямо из центра города от здания «холодильника» в Южной бухте. Декабрьский генеральный штурм города закончился крахом.

судьба линкора «Парижская Коммуна»

Самый крупный и самый мощный среди надводных кораблей. Сложнейшее техническое сооружение размером в два футбольных поля и высотой с многоэтажный дом. Главное оружие линкора крупнокалиберная дальнобойная двуствольная артиллерия, а броневая защита делает линкор плавучей крепостью. В бою такой корабль способен уничтожить любой плавучий объект противника, при этом самому остаться неуязвим. Накануне Великой Отечественной войны Советский Союз имел три линкора «Марат », «Октябрьская Революция » несшие службу на Балтике, и линкор «Парижская Коммуна » - на Черном море. Все они были построены еще до революции по единому проекту. В основе проекта корабля лежало несколько революционных решений. Например, в качестве силовой установки вместо паровой машины была выбрана более легкая и более экономные четыре паровые турбины, общей мощностью 61000 л.с. Впервые в мире башни главного калибра были оснащены тремя, а не двумя орудиями и располагались в линию. Это позволяло вести огонь сразу из 12 стволов любого борта. Головной корабль серии, будущий линкор «Парижская Коммуна » назывался «Севастополь ». Линкор водоизмещением 23300 тонн нес на своем борту 12 орудий 305 мм в трех башнях и 16 орудий 120 мм в бортовых казематах. Дальность плавания составляла 3000 миль при экономичном ходу 24 узла. Служило на военном корабле 1220 матросов и офицеров. Строительство этого гиганта обошлось императорской казне в 40 миллионов рублей (по ценам 1914 года 30 тонн золотом). Большие пушки этого линкора стреляли дальше и точнее всех в мире. Рациональная компоновка башен главного калибра позволяла артиллеристам линкора производить по два залпа в минуту. 105 мм орудие стреляло на 24 км снарядами весом 470 кг. Для работы с такими тяжелыми боеприпасами мускульной силы было недостаточно, поэтому в механизмах подачи и заряжания использовались электрические и гидравлические приводы. Казематные 120 мм пушки линкора также были лучшими в мире. Они позволяли стрелять 32 кг снарядами на 14 км. После революции линкор «Севастополь» вошел в состав Рабоче-крестьянского Красного флота. В 1921 году вспыхнул Кронштадтский мятеж. Экипажи линкоров «Петропавловский» и «Севастополь» выступили против большевиков под лозунгом «Власть советам». На борьбу с мятежниками были направлены части Красной армии под командованием Михаила Тухачевского. В результате восстание было подавлено. Экипажи линкоров заменили, а корабли получили новые наименования «Петропавловск » назвали «Маратом », «Севастополь » - «Парижская Коммуна ». До 1930 года линкор «Парижская Коммуна» служил на Балтике, но затем был направлен на Черное море. В конце 1930 годов корабль прошел полную модернизацию на Севастопольском морском заводе. В первую очередь было заменено электропитание силовой установки. Прежде паровые котлы корабля работали на «черносливе», так моряки шутливо называли каменный уголь. Перед каждым выходом в море экипаж корабля вручную загружал его в угольные ямы - 2000 тонн, а затем с помощью тряпок, воды и мыла матросы убирали липкую угольную пыль. Этой тяжелой работой на протяжении суток занимался весь личный состав. Также линкор имел так называемое авиационное вооружение. На третьей башне была размещена катапульта, с которой взлетал самолет разведчик. Но позже от нее отказались, так как в условиях реального боя она только мешала стрельбе из орудий главного калибра. Водоизмещение модернизированного линкора увеличилось до 31000 тонн, а экипаж до 1730 человек. Это привело к ухудшению бытовых условий на линкоре. В некоторых кубриках на одного матроса приходились меньше 1 кв. метра жилого пространства. Но, несмотря на бытовые трудности, моряки гордились службой на линейном корабле, который называли «парижанкой».

линкор «Парижская Коммуна» фото

Южный театр военных действий занимал важное место в предвоенных планах советского командования. Военно-морской флот должен был уничтожить любого противника и обеспечить господство на Черном море. На первый взгляд эта задача выглядела вполне реальной, ведь в состав Советского Черноморского флота входили кроме линкора «Парижская Коммуна » еще 5 крейсеров, 19 лидеров эскадренных миноносцев и 47 подводных лодок. Потенциальный противник Германия по международным договоренностям и экономическим условиям не могла ввести корабли в Черное море. Турция имела в составе своего флота лишь один мощный корабль. Действительно серьезным противником являлась другая союзная Гитлеру страна - Италия. На вооружении флота Муссолини имелось 4 современных линкора, 22 крейсера, 59 эсминцев и 110 подводных лодок. В случае военного конфликта был возможен прорыв крупной итальянско-германской эскадры через проливы Дарданеллы и Босфор в Черное море. Здесь противников встречал передовой отряд советского Черноморского флота во главе с линкором «Парижская Коммуна ». Исход противостояния решался в артиллерийском сражении между эскадрами. Именно таким видели сценарий будущей войны в Черном море советские военные моряки.

22 июня 1941 года линкор «Парижская Коммуна » встретил на рейде Севастополя. В полночь начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Елисеев получил приказ наркома Кузнецова перевести линкор в боевую готовность №1, который разрешал открывать огонь по нарушителям воздушного пространства.

В 03:00 ночи смотрящие услышали шум авиационных моторов. Со стороны моря на небольшой высоте к Севастополю приближалась группа немецких бомбардировщиков. Зенитная артиллерия корабля отбила налет вражеской авиации. Так для линкора «Парижская Коммуна » началась война.

Советский флот в первые дни Великой Отечественной войны не потерял ни одного боевого корабля. Это произошло благодаря четко отработанной системе оперативных готовностей и своевременно отданному приказу адмирала Кузнецова. Однако в дальнейшем все складывалось, не так как ожидали в штабе Черноморского флота. Турция сохраняла нейтралитет. Румынские и болгарские боевые корабли стояли в своих базах. Германия и Италия крупные надводные корабли в Черное море не направляли.

На сухопутных фронтах Красная армия отступала. Вместо дальних морских походов кораблям Черноморского флота приходилось эвакуировать базу за базой и отходить все дальше в тыл. Главным противником советских моряков стали не линкоры и крейсеры, а самолеты.

В ходе модернизации линкор «Парижская Коммуна » получил более серьезное вооружение. Для борьбы с высотными целями, были смонтированы 6 зенитных орудий калибром 76 мм, по три над кормовой и носовой боевыми рубками. По низколетящим целям работали 12 зенитных автоматов калибра 37 мм по три на крышах всех четырех башен главного калибра. Их дополняли 12 крупнокалиберных пулеметов ДШК по шесть в носовой и кормовой частях корабля. Одним словом линкор «Парижская Коммуна » самый мощный артиллерийский корабль на Черном море представлял серьезную военную силу. Неудивительно немцы бросили на его уничтожение лучшие авиационные части. Судьба корабля теперь зависели от мужества, отваги и выучки зенитчиков корабля. С первого до последнего дня войны ни днем, ни ночью они не покидали своих батарей. Из 1730 человек личного состава погибли только 16, почти все они были зенитчиками.

Отступление Красной армии на восток летом и осенью 1941 года поставило Черноморский флот в тяжелое положение. Линкору «Парижская Коммуна » пришлось не только помогать войскам в прибрежных районах, но и защищать от нападения со стороны суши военно-морские базы. В ноябре немецкие войска прорвались в Крым. Возникла угроза потери главной базы ЧФ. 28 ноября 1941 года линкор «Парижская Коммуна » впервые открыл огонь главным калибром по немецким позициям на подступах к Севастополю, а это более 500 снарядов. 29 декабря в критический момент обороны Севастополя орудия линкора «заговорили» вновь. Корабль направился на огневую позицию в Южную бухту. При входе рядом с бортом взметнулись водные столбы. Это стреляла немецкая дальнобойная артиллерия, но корабль благополучно ошвартовался и открыл огонь по скоплению вражеских войск в Бельбекской долине. Обстрел фашистских позиций продолжался 14 часов. Линкор выпустил более 400 снарядов общим весом 100 тонн. Тогда гитлеровская армия не имела таких мобильных орудий как на «парижанке», поэтому все их попытки захватить город провалились.

Эффективность такого огня для поддержки сухопутных войск была очень высокой. Удары снарядов главного калибра намного сильнее любых других видов огневого воздействия, включая бомбардировку с воздуха. Дело в том, что скорость падающей авиабомбы составляет 150-200 м/с, а снаряд, выпущенный с корабельного 12-дюймового орудия, за 1 секунду преодолевает 1000 метров, а эта скорость придает снаряду огромную разрушительную силу.

Такие огневые возможности боевого корабля сделали линкор «Парижская Коммуна » «главным калибром Черноморского флота». В январе 1942 года линкор трижды открывал огонь по немецким укреплениям в Крыму. Огневые налеты были такими сокрушительными и внезапными, что противник не мог организовать никакого противодействия. Немецкие и румынские войска понесли тяжелые потери и были спешно отброшены в тыл для переформирования.

В конце февраля линкор «Парижская Коммуна » обстрелял причалы порта Феодосия, где по данным разведки стали базироваться немецкие торпедные катера. Вместе с линкором обстрел укреплений противника вели эсминцы «Безупречный » и «Бойкий ». В результате Феодосийский порт надолго вышел из строя. В ночь с 21 на 22 марта, зайдя в Керченский пролив, линкор произвел два огневых налета. Во время стрельбы от стволов орудий отлетали осколки металла, что говорило о предельном износе вооружения корабля. Ресурс, который составлял 250 боевых выстрелов, был исчерпан. У шести орудий главного калибра стволы треснули в районе дульных срезов, у трех вообще были оторваны. Линкор ушел в порт Поти и встал на ремонт, где замену выполнили в рекордный срок - 16 суток, но участие в боевых походах корабль больше не принимал. И основания были весомыми, к тому времени весь мир знал, какую угрозу для крупных надводных кораблей представляла авиация. Политические последствия потери линкора «Парижская Коммуна » в условиях господства на море Германская авиация оказались бы слишком тяжелыми. Но, даже находясь в базе, линкор продолжал воевать. Более 500 членов экипажа сошли на берег, чтобы сражаться в частях морской пехоты. После войны линкор прожил долгую жизнь. Несколько поколений молодых моряков прошли подготовку на его палубах и боевых постах. Последний советский линкор спустил флаг 30 января 1957 года, с его уходом закончилась целая эпоха советского флота - эпоха больших артиллерийских кораблей.

Наиболее радикальной реконструкции подвергся линкор «Парижская коммуна» Собственно говоря, он был слегка модернизирован самым первым, еще в 1928-29 гг. Но тогда модернизация заключалась все­го лишь в изменении формы передней трубы и уста­новке открытой сверху наделки в носу. Эта наделка должна была улучшить мореходность. Практика пока­зала обратное. В ноябре 1929 г. «Парижанка» отпра­вилась в плавание вокруг Европы. Поход планировал­ся без заходов в иностранные порты, загрузка топли­вом должна была происходить с советских транспор­тов в открытом море.

В Бискайском заливе линкор попал в 12-бапльный же­стокий шторм. Наделка ухудшила всходимость на вол­ну, она черпала воду, из-за чего корабль зарывался носом еще сильнее, палуба уходила под воду до пер­вой башни. Крен достигал 38 градусов, нарушилась герметичность палубных люков, через вентиляцион­ные шахты вода заливала котельные отделения. Поло­жение стало критическим. К счастью, эта конструкция под ударами волн вскоре развалилась.

С неимоверными трудностями, после двух внепла­новых заходов во французскую базу Брест, «Париж­ская коммуна» и сопровождавший его крейсер «Профинтерн» достигли Средиземноморья. Корабли нуж­дались в основательном ремонте, поэтому из Москвы был получен приказ идти в Севастополь. Так Черно­морский флот неожиданно пополнился линкором.

Осенью 1933 г. «Парижская коммуна» встал к стенке Севастопольского морского завода для модер­низации, затянувшейся на долгие годы.

После нее угол возвышения орудий ГК увеличился до 40 градусов. Дальность стрельбы 471-кг снарядом теперь составила 156 кабельтовых (29 км), в то время как у «балтийцев» она была 127 кабельтовых (23,5 км). Облегченный 314-кг снаряд образца 1928 г. летел на 240 кабельтовых (44,5 км). Усилилась зенитная артил­лерия. Новые 76-мм (6) и 45-мм (6) пушки, а также 26 пулеметов (по 4 и 2 ствола) разместили на верхних ярусах носовой и кормовой надстроек.

Сильно развитые надстройки не только увеличили перегрузку линкора, но и ухудшили его остойчивость. Но при этом не допускалось даже мысли о том, чтобы демонтировать ненужные 120-мм пушки вместе с броней казематов.

В начале 1938 г. «Парижская коммуна» вступил в строй, но через полтора года вновь стал в док для за­вершения модернизации. При этом были смонтирова­ны були. Они решали сразу две задачи: обеспечивали противоминную защиту и одновременно повышали остойчивость. Внутри були разделялись на отсеки и заполнялись запаянными отрезками труб. Ширина корпуса при этом увеличилась до 32,5 метров, полное водоизмещение перевалило за 30 тысяч тонн.

Линкор участвовал в обороне Севастополя и Кер­ченского полуострова. Последний боевой выход он со­вершил 20-22 марта 1942 г. для обстрела войск про­тивника в районе Феодосии, выпустив свыше 300 сна­рядов. Каналы стволов ГК к тому времени настолько износились, что из них вместе со снарядами вылетали выкрошившиеся куски металла. Требовалась замена, поэтому в марте линкор стал на ремонт в Поти. 31 мая 1943 г. ему вернули прежнее имя «Севастополь».

В конце войны зенитное вооружение линкора включало в себя 6-76-мм пушек, 16-37-мм автома­тов 70-К, 14-12,7-мм пулеметов (12 ДШК и 2 «вик-керса»). Экипаж по штату составил 1546 человек.

3 июня 1909 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был заложен линкор Севастополь (одновременно с тремя однотипными кораблями Петропавловск, Гангут, Полтава). А 17 ноября 1914 года Севастополь был зачислен в состав Балтийского флота.
В ходе первой мировой войны Севастополь входил в состав первой бригады линейных кораблей, правда участия в боевых действиях балтийские линкоры почти не принимали. Во время гражданской войны Севастополь участвовал в обороне Петрограда.

А в марте 1921 года на линкоре и других кораблях Балтийского флота расположенных в Кронштадте вспыхнуло антибольшевистское восстание. Севастополь вел огонь по оставшемуся верным советской власти форту Красная горка, по городам Ораниенбаум и Сестрорецк, по расположенным на северном берегу Финского залива железнодорожным станциям. Вышло так, что четыре балтийский линкора оказались по разные стороны баррикад. Гангут и Полтава находились на долговременном хранении в Петрограде, а действующие Петропавловск и Севастополь стали инициаторами мятежа.
После падения Кронштадта 18 марта 1921 года на Севастополь и Петропавловск прибыли новые экипажи. А 31 марта общее собрание матросов постановило переименовать Севастополь в Парижскую коммуну, а Петропавловск в Марат.

Тяжёлое экономическое положение молодой Советской России после гражданской войны не позволяло построить более совершенные дредноуты.

После окончания гражданской войны Х съезд партии весной 1921 года принял решение о восстановлении военного флота. К моменту принятия программы возрождения флота техническое состояние линкоров было весьма плачевным - самостоятельно мог передвигаться только один Марат. Но даже Марату требовался немедленный ремонт. К тому же балтийские дредноуты катастрофически отставали от своих зарубежных собратьев, поэтому вопрос об их скорейшей модернизации стоял особенно остро.

Модернизацию начали с Марата. За три года на линкоре полностью заменили котлы, сняли не оправдавшие себя турбины крейсерского хода, усовершенствовали системы связи и навигации, заменили дизель-генераторы и другие вспомогательные механизмы и устройства. Также существенной переделке подверглась носовая надстройка, корпус оснастили носовой наделкой с закрытым полубаком, а простую фок-мачту заменили на башнеподобную. Благодаря проведённой модернизации на испытаниях 1931 года Марат развил скорость 23,8 узла (что было очень неплохим результатом), однако броня и вооружение линкора остались прежними.

В те годы корабли Балтфлота "открывали сезон" плавания в мае. В одиночку и в составе отрядов они ходили по Финскому заливу, выполняя различные эволюции, артиллерийские и торпедные стрельбы, отражая "атаки" подводных лодок и т.п. Учеба заканчивалась общефлотскими осенними маневрами. С декабря по апрель лед сковывал "Маркизову лужу". Корабли зимовали в кронштадтских гаванях или у причалов ленинградских заводов.
В 1929 году, чтобы продлить период обучения и дать экипажам хорошую морскую практику, было решено совершить длительное плавание в условиях зимних штормов. В поход шел отряд в составе линкора “Парижская коммуна” и крейсера “Профинтерн”. Командиром отряда был назначен опытный моряк Л. М. Галлер. Крейсером командовал А. А. Кузнецов. Отряд должен был пройти от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземноеморе до Неаполя и обратно. Заход планировался только в Неаполь, и кораблям предстояло несколько раз заправляться топливом с транспортов в море. Учитывая,что возвращение в Балтику может быть затруднено из-за ледовой обстановки,предусматривалась возможность возвращения отряда в Мурманск.

22 ноября корабли покинули Большой Кронштадтский рейд. Благополучно пройдя осеннюю Балтику, отряд поздно вечером 24 ноября стал на якорь в Нильской бухте. Приняв топливо с транспортов, через день продолжили поход. Бискайский залив встретил корабли жестоким штормом. 4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний рейд Бреста. А шторм всё усиливался. Даже на рейде ветер достигал 10 баллов. Стоя на двух якорях, корабли непрерывно работали турбинами“малый вперед”. Когда корабли опять вышли в Бискайский залив, шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной 100. Линкор получил тяжелые повреждения, зарываясь носом в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. Когда под ударами волн на нем разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в Брест.

10 декабря отряд вновь пришел на рейд Бреста. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта. Стоянка на якоре на открытом рейде дала лишь небольшой отдых измученным морякам. Дело в том, что местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли выезжать командиры.Через две недели ремонт линкора был закончен и корабли готовы к походу, но из-за непрекращаюшегося шторма выход отложили.
Только 26 декабря отряд покинул Брест, теперь уже окончательно. Бискайский залив остался наконец за кормой; обогнув мыс Сан-Винсент, корабли взяли курс на Гибралтар.

Встретив в море наступивший 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальярнна Сардинии. Здесь уже ждали транспорты с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег. Впервые за полтора месяца моряки могли почувствовать под ногами твердую землю. 8 января корабли покинули гостеприимный Кальяри, а на следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода.

Командование отряда понимало, что поврежденным кораблям с уставшими экипажами нелегко будет проделать обратный путь через штормовую Атлантику до Кольского полуострова. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Но ответа не было. В 10 часов 14 января корабли вышли из гавани Неаполя и взяли курс на Гибралтар, и в это время был получен долгожданный ответ из Москвы. “Добро” на заход в Севастополь было получено. Пройдены Средиземное и Эгейское моря, корабли вошли в Дарданеллы. В полдень 17 января отряд вышел в Черное море. Встреченные черноморскими эсминцами, “Парижская коммуна” и“Профинтерн” 18 января 1930 года вошли в Севастополь. Поход, показавший хорошую морскую выучку моряков молодого советского флота, завершился. За 57 суток корабли прошли 6269 миль.

Линкор и крейсер решено было не возвращать на Балтику, а включить в состав Морских сил Черного моря. Так Черноморский флот несколько неожиданно получил в своё распоряжение своего флагмана на последующие десятилетия.

Во время этого похода на линкоре Парижская коммуна служил мой прадед - Кокорин Виссарион. К сожалению, осталось лишь несколько фотокарточек

Обратите внимание, на фоновой картинке отмечен маршрут похода Кронштадт - Севастополь

Слева - Кокорин Виссарион.

Линкор Парижская коммуна прошел в Севастополе капитальный ремонт и модернизацию в 1933-1938 гг.на базе Севастопольского морского завода. Во время этого ремонта были проведены значительные работы по модернизации корабля: изменена энергетическая установка - 12 котлов большей паропроизводительности переведены только на нефтяное отопление, увеличена толщина крыш башен ГК до 152 мм, увеличена толщина броневых листов средней палубы до 75 мм, увеличена высота амбразур башен главного калибра, соответственно увеличен угол вертикального наведения орудий и дальность стрельбы, сделаны противоторпедные були, установлены новые системы связи и управления стрельбой, передней трубе был придан характерный скос назад,изменена и сделана более совершенной носовая оконечность для уменьшения заливаемости палубы на полном ходу. Помимо этого на носовой и кормовой башнях было открыто установлено шесть 76-мм зенитных пушек.

Первый день войны, 22 июня 1941 года, линкор встретил под командованием капитана 1 ранга Ф.И.Кравченко в составе эскадры в Севастополе, в 4.49 перешел в готовность №1. В течение октября 600 человек личного состава корабля плели маскировочную сеть площадью 4000 кв.м. 1 ноября, ночью, во главе отряда боевых кораблей линкор ушёл в Поти из-за угрозы ударов авиации противника с захваченных аэродромов Крыма.

08 ноября 1941 года линкор Парижская Коммуна первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем. А через месяц линкор снова подошел к Севастополю и открыл огонь по боевым порядком врага. В этот раз было уничтожено 13 танков, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты.
05 января 1942 года линкор вышел из Новороссийска и в охранении эсминца Бойкий направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии. За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного калибра.
Во второй половине марта 1942 года, зайдя в Керченский пролив в охранении лидера Ташкент, эсминцев Железняков и Бойкий, линкор в ночь на 21 и 22 марта произвел два огневых налета, выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного калибра. Во время стрельбы моряки заметили, что от стволов орудий отлетали осколки металла, что говорило о предельном износе вооружения корабля. Поэтому, возвратившись в Поти, Парижская Коммуна встал на ремонт.

12 апреля была произведена замена всех стволов главного калибра, одновременно произвели средний ремонт приборов управления стрельбой противоминного калибра, элеваторов и оптических приборов. Однако активная боевая деятельность линейного корабля Парижская Коммуна завершилась. Отчаянное положение под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом в конце мая предложить Ставке использовать линкор для переброски в Севастополь 25 танков КВ, но на это никто не пошел, и корабль до окончания военных действий не покидал Поти. Лишь однажды, 12 сентября 1942 года его перевели в Батуми, но после начала успешного наступления под Сталинградом 25 ноября вернули обратно в Поти. 31 мая 1943 года линкору было восстановлено наименование Севастополь.

Ещё один раз линкор хотели использовать для огневого обеспечения высадки войск морского десанта в районе селения Озерейка, но отсутствие господства на море вынудило заменить его на менее ценный крейсер Красный Крым. Частично корабль участвовал в Новороссийской десантной операции, когда в сентябре 1943 года с него сняли часть 120-мм орудий и установили их в качестве отдельной береговой батареи Севастополь.

Всего же за время войны линкор совершил 15 боевых походов, пройдя 7700 миль, произвел 10 артиллерийских стрельб по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове. Зенитной артиллерией корабля была отражена 21 атака авиации и сбито 3 самолета. 05 ноября 1944 года линкор под флагом командующего Черноморским флотом адмирала Ф.С.Октябрьского во главе эскадры вошел на рейд освобожденного Севастополя.

Кокорин Виссарион погиб в 1942 году в Ростовской области.

24 июля 1954 года Севастополь был переклассифицирован в учебный линейный корабль, а 17 февраля 1956 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации, 7 июля 1956 года расформирован и в1956-1957 годах разделан на базе Главвторчермета в Севастополе на металл.


Приветствую Уважаемых Коллег!
Позвольте представить Вам ещё одну модель «Севастопольской» серии: модель линейного корабля «Парижская коммуна».
Да, Вы совершенно правы: это тот же самый «Севастополь», но только уже прошедший модернизацию, и с марта 1921 года сменивший имя на «Парижскую коммуну».
Историю создания этой серии линейных кораблей я уже рассказывал.
А вот дальше судьбы кораблей сложилась совершенно по разному, поэтому остановлюсь только на судьбе корабля, который послужил прототипом для постройки моей модели.
В марте 1921 го­да (после Кронштадского мятежа), в период празднования в Советской России 50-летия Парижской коммуны, в честь этого собы­тия, а также в честь известного революционера вре­мен Великой французской революции Жана Поля Марата, линкоры «Севастополь» и «Петропавловск», приказом командующего Балтий­ским флотом И.К.Кожанова поспешно получают но­вые имена: «Севастополь» становится «Парижской коммуной»; «Петропавловск» - «Маратом». Именно с этих переименований фактически и на­чался новый, советский период воссоздания и раз­вития отечественного военно-морского флота.
А потом их начали модернизировать…..
Модернизация на­ших линкоров представляла собой растянутую на долгие годы цепь непрерывных компромиссов меж­ду тем, что надо было сделать, и тем, что сделать было можно, исходя из экономических и производ­ственных возможностей. Так, 5 августа 1927 года Реввоенсовет СССР постановил: ремонт и модернизацию линкоров начать с восстановления линкора «Фрунзе», однако уже 17 декабря 1928 года СТО это решение отменил. Первым модернизацию проходил «Марат», потом «Октябрьская револю­ция», за ней - «Парижская коммуна».
Разработку технической документации по мо­дернизации линкоров вело конструкторское бюро Балтийского завода.
Первую модернизацию «Парижской коммуны» делали зимой 1928 г. - установили полубак с "черпаком" и отогнули назад верх носовой трубы.

А в 1929 году, чтобы продлить период обучения и дать экипажам хорошую морскую практику, было решено совершить длительное плавание в условиях зимних штормов. В поход шел Практический отряд МСБМ в составе линкора “Парижская коммуна” и крейсера “Профинтерн”. Командиром отряда был назначен Л. М. Галлер. Крейсером командовал А. А. Кузнецов. Отряд должен был пройти от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно. Заход планировался только в Неаполь, и кораблям предстояло несколько раз заправляться топливом с транспортов в море. Учитывая, что возвращение в Балтику может быть затруднено из-за ледовой обстановки, предусматривалась возможность возвращения отряда в Мурманск.
22 ноября корабли покинули Большой Кронштадтский рейд. Благополучно пройдя осеннюю Балтику, отряд поздно вечером 24 ноября стал на якорь в Нильской бухте. Приняв топливо с транспортов, через день продолжили поход. Бискайский залив встретил корабли жестоким штормом. 4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний рейд Бреста. А шторм все усиливался. Даже на рейде ветер достигал 10 баллов. Стоя на двух якорях, корабли непрерывно работали турбинами “малый вперед”. Когда корабли опять вышли в Бискайский залив, шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной 100. Линкор получил тяжелые повреждения, зарываясь носом в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. Когда под ударами волн на нем разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в Брест.
10 декабря отряд вновь пришел на рейд Бреста. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта. Но местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры. Через две недели ремонт линкора был закончен и корабли готовы к походу. Был демонтирован «черпак» и устроена плоская палуба полубака, которая просуществовала до 1933 года.
26 декабря отряд покинул Брест, теперь уже окончательно. Корабли взяли курс на Гибралтар.
Встретив в море наступивший 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальярн на Сардинии. Здесь уже ждали транспорты с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег.
8 января корабли покинули Кальяри, а на следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода.
Командование отряда понимало, что поврежденным кораблям с уставшими экипажами нелегко будет проделать обратный путь через штормовую Атлантику до Кольского полуострова. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Но ответа не было. В 10 часов 14 января корабли вышли из гавани Неаполя и взяли курс на Гибралтар, и в это время был получен долгожданный ответ из Москвы.
“Добро” на заход в Севастополь было получено. Пройдены Средиземное и Эгейское моря, корабли вошли в Дарданеллы. В полдень 17 января отряд вышел в Черное море.
Встреченные черноморскими эсминцами, “Парижская коммуна” и “Профинтерн” 18 января 1930 года вошли в Севастополь. Поход продолжался 57 суток, корабли прошли 6269 миль.
Линкор и крейсер решено было не возвращать на Балтику, а включить в состав Морских сил Черного моря. Так Черноморский флот несколько неожиданно получил в своё распоряжение своего флагмана на последующие десятилетия.

Модернизация линейного корабля «Парижская коммуна»
В 1930 году на крыше третьей башни ГК установили пневматическую катапульту, которую закупили в Германии.
5 ноября 1933 года линкор был передан Сева­стопольскому морскому заводу для проведения ка­питального ремонта и модернизации.
Работы, выполненные на корабле по механичес­кой (замена 25 котлов на 12 с нефтяным отоплением), корпусной и электротехнической частям, соответство­вали таковым на линкоре «Октябрьская револю­ция». Наиболее важной дополнительной работой явилась замена 25-мм настила средней палубы (по длине - между 27 и 125 шп, то есть от 1-й до 4-й ба­шни, а по ширине - между 37-мм броневыми про­дольными переборками) листами 75-мм цементи­рованной брони (изготовленными в 1914-1916 го­дах для оставшихся недостроенными крейсеров типа «Адмирал Нахимов»). Теперь корабль мог вы­держивать попадания 500-кг фугасных авиабомб, сбрасываемых пикирующими бомбардировщиками с высоты до 1000 м. Кроме того, для устранения вибрации подкрепили отдельные корпусные конструк­ции. Были установлены электрические лиф­ты в теле фок-мачты и для обслуживания командно­го санитарного пункта, а также новые 20-ти тонные кра­ны.
Была произведена и модернизация башен ГК. В результа­те ее проведения увеличились предельные углы вертикального наведения до +40° и, примерно, на 25% повысилась скорострельность. Предельная дальность стрельбы штатным снарядом возрастала до 161 кб, специальным дальнобой­ным - до 241 кб, а отрабатывавшимся для бое­комплекта нового 305-мм орудия Б-50 (разрабаты­валось для тяжелых крейсеров проекта 69 типа «Кронштадт») - до 195 кб. Толщину брони крыш башен увеличили с 76 до 152 мм.
На носовой и кор­мовой надстройках установили по два КДП2-6 (Б-22 с 6-м дальномером ДМ-6 и стереотрубой СТ-5).
Такими же дальномерами были оснащены все четыре башни главного калибра.
Схемы ПУС артиллерии противоминного калиб­ра правого и левого бортов получили по два КДП2-4 (Б-12 с дальномером ДМ-4, стереотрубой СТ-3). Вместо прежних 76,2-мм зенитных орудий Лендера над носовой и кормовой боевыми рубками установили по три новых 76,2-мм орудия 34-К, на носовой и кормовой башнях - по три 45-мм полуавтомата 21-К, а на площадках обеих мачт - по шесть 12,7-мм пулеметов ДШК. Для управления зенитным огнем установили два 3-м дальномера. Торпедное вооружение демонтирова­ли. Были обновлены средства радиосвязи и кораб­левождения, прожекторное устройство, установле­ны средства звукоподводной связи и дымовая ап­паратура. Катапульту сняли с корабля еще до начала модернизации и передали на достраивав­шийся крейсер «Красный Кавказ», другие элементы авиационного вооружения сохранялись до 1940 года. Приемный акт был подписан 9 января 1938 года, и 18 февраля на линкоре вновь подняли Военно-морской флаг.
Для повышения остойчивости и усиления подводной конструктивной защиты линкора еще 28 ав­густа 1936 года В.М.Орлов получил у К.Е.Вороши­лова санкцию на оснащение «Парижской коммуны» булями (блистерами). Однако из-за технической неготовности к реализации этого мероприятия и не­допустимости длительного нахождения корабля вне строя установка блистеров была отложена.
В летние кампании 1938 и 1939 годов линкор проводил активную боевую подготовку. При этом в 1939 году за 396 ходовых часов он прошел 4203 мили, а в мае- августе участвовал в съемках ки­нофильма «Моряки».
3 ноября 1939 года «Парижскую коммуну» по­ставили в сухой док, а в феврале 1940 года на него навесили первую секцию блистеров.
Блистер принятой конструкции представлял со­бой наделку длиной 144 м, простирающуюся от 12,5 до 132 шп., нижняя его часть состояла из камеры расширения и пространства между внутренней пе­реборкой и бортом корабля, заполняемого топли­вом или водой.
К кон­цу июня 1940 года установка заранее изготовленных Севморзаводом секций блистеров была закон­чена, и 9 июля линкор «Парижская коммуна» вы­вели из сухого дока.
В апреле 1941 года 45-мм полуавтоматы 21-К заменили на 12 одноствольных 37-мм автоматов 70-К (по три на крыше каждой из 305-мм башен).
Как и все другие наши линкоры, «Парижская коммуна» был оснащен четырьмя боевыми прожек­торами с диаметром рефлектора 90 см, восемью параванами типа К-1, а также паронефтяной ап­паратурой для постановки дымовых завес и морскими дымовыми шашками.
Совершенствование боевых и технических средств линкора сопровождалось ростом его эки­пажа, штатная численность которого в 1941 году до­стигла 1730 человек (вместо 1430 человек по первоначальному проекту модернизации). В сочетании с увеличением количества боевых постов это при­вело к ухудшению условий обитаемости (в некото­рых кубриках на человека приходилось по 0,87 м 2 площади, причем при наличии 3- и даже 4-ярус­ных коек).

Это интересно.
6 стволов орудий ГК "Севастополя" до 2002г. в прекрасном состоянии лежали на мыске перед входом в Стрелецкую бухту. А вот в Северной бухте под горой где Инкерманский маяк (створные знаки) и сейчас в прекрасном состоянии на "козлах" лежат 4 ствола с того же "Севастополя". Ещё и покрашенные...

Модель.
Модель строилась с нуля. За основу были взяты сканы бумажной модели линкора «Парижская коммуна» в 200-м масштабе имеющиеся в свободном доступе в Интернете и переведённые в мой любимый 350-й масштаб.
При строительстве модели использовалась следующая литература:
- «Главный калибр линкоров», Л. Амирханов, С. Титушкин, изд. «Гангут»;
- «Дредноуты Балтики», И. Цветков, Д. Бажанов, изд. «ИСТФЛОТ»;
- «Stalins Dickschiffe», Marine-Arsenal Sp 04, Siegfried Breyer;
- журнал «Моделист конструктор», №11 за 1987 год;
- «Rosyjskie pancerniki typu Sewastopol», Maciej S. Sobanski;
- журналы «Гангут» №№ 28, 30 и 33;
- …. и много другой литературы, кто заинтересуется, сможет сам отыскать необходимые для работы материалы.
Очень помогло при строительстве довольно большое количество фотографий линкора в разные годы его службы.
К польским же чертежам, необходимо относиться с большой осторожностью. Там имеется очень много неточностей.

Как и при постройке предыдущих моделей под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания (процедуры есть такие).
В связи с тем, что башни ГК на «Парижской коммуне» после их модернизации сильно отличались от башен на других линкорах, и требовали капитальной переделки, мною были использованы башни из пластикового набора от «Севастополя». В результате были увеличены амбразуры, и на боковые стенки башен и на крыши было навешено много дополнительного оборудования и вооружения.

Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев, за что ему огромная благодарность!

Поскольку, первым в работу был заложен корпус именно этой модели, то пошёл я путём изготовления картонных моделей: ДП из толстого пластика, набор шпангоутов также из пластика, и потом начал обшивать шпангоуты пластиком 0,25мм.
О чём очень быстро пожалел.
Для пластика методика картонщиков не подходит.
И если в начале строительства модели планировалось сделать её на более ранний временной период, то низкое качество корпуса после оклейки его пластиком, навело на мысль прикрыть получившееся безобразие булями, которые появились на линкоре в 1940 году.
Вроде бы это мне удалось.
На сегодняшний день, из всех построенных моделей, эта далась мне наиболее тяжело.
Именно поэтому на других моделях я отказался от такой технологии изготовления корпуса.
Про устройство палубы я уже рассказывал в описательной части предыдущих моделей.
Желающие более подробно ознакомиться с процессом создания модели, могут перейти по адресу:
http://сайт/forum/forum190/topic9352/

В заключение хочется выразить огромную благодарность всем участникам нашего Форума (и не только нашего, и не только Форума), которых не оставил равнодушным процесс создания данной модели.

С Уважением, Алексей Лежнев.

Великая Отечественная война застала советский флот в не самом боеспособном состоянии. Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок. Однако перед самой войной программу было решено сократить, а достроить и спустить на воду уже заложенные линкоры и тяжелые крейсера помешала война. Так получилось, что СССР вступил во Вторую мировую войну, имея лишь 3 линкора, доставшихся ему в наследство от царской России. Это были линейные корабли класса «Севастополь», постройка которых осуществлялась с 1909 по 1914 год.

Всего было построено 4 корабля: «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Все они участвовали в Первой мировой войне и благополучно пережили ее. После революции линкоры вошли в состав ВМФ СССР. «Петропавловск» был переименован в «Марат», «Севастополь» переименован в «Парижскую коммуну», «Гангут» получил имя «Октябрьская революция», а «Полтава» - «Михаил Фрунзе». На последнем в 1923 году произошел сильный пожар, причинивший кораблю значительные повреждения. Восстанавливать его посчитали нецелесообразным, часть оборудования с него использовалась для ремонта 3-х оставшихся в строю линкоров.


Линкоры типа «Севастополь» обладали корпусом характерной «мониторной» формы, с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Наибольшая длина корпуса составляла 181,2 м., ширина 27 м., осадка 8,5 м. Стандартное водоизмещение по проекту составляло около 23 тыс. тонн, на деле же на приемных испытаниях оно доходило до 24,8-25,9 тыс. тонн, изменяя осадку судна до 9,3 м. Энергетическая установка корабля включала в себя 25 водотрубных паровых котлов системы Ярроу. Топливом для котлов служил уголь, при форсированном режиме работы применялась нефть. Энергетическая установка в форсированном режиме выдавала 42 000 л.с. и обеспечивала кораблю скорость в 23 узла, дальность плавания составляла 4000 миль.

Линкор класса Севастополь 1914 г.

Основным вооружением корабля служили 12 305-мм нарезных орудий производства Обуховского завода, которые были размещены в 4-х трехорудийных башнях, расположенных линейно. Техническая скорострельность орудий составляла 1,8 выстрела в минуту, на практике же все зависело от уровня обученности команды. Противоминное вооружение корабля состояло из 16-ти 120-мм орудий конструкции «Виккерс», их скорострельность доходила до 7 выстрелов в минуту. Все 16 орудий были размещены в казематах на средней палубе. Такое размещение артиллерии имело существенные недостатки и сказывалось на эффективности ее стрельбы. Стволы 120-мм орудий оказывались всего лишь в 4,6 м. над водой, что в сочетании с низкой мореходностью линкоров, зарывавшихся в волну по первую башню уже при незначительном волнении на море, сильно усложняло их использование (особенно носовых орудий). В какой-то степени это было болезнью многих линкоров того времени, но русские выделялись в худшую сторону из-за своей мореходности и расположения всей противоминной артиллерии на средней палубе.

Перед Второй мировой войной данные линкоры прошли модернизацию. Работы по совершенствованию кораблей проходили по различным программам и в разные сроки с 1927 по 1938 год. Модернизация кораблей сильно изменила их силуэт. Корабли получили баковую надстройку, жестко скрепленную с корпусом и закрытую сверху прочным настилом. Был изменен комплекс «боевая труба – фок-мачта – носовая труба». Претерпела изменения и стала более совершенной носовая оконечность, что позволило уменьшить заливаемость палубы на полном ходу. Были заменены энергетические установки, переведенные с угля на нефть, улучшены бытовые условия для команды. Установлены новейшие средства связи, новые оптические дальномеры в башнях, изменена система управления огнем. Существенно была улучшена система ПВО.

Последним модернизацию проходил линкор «Парижская коммуна», с 1933 по 1938 год корабль стоял в доках Севастопольского морского завода. После завершения всех работ водоизмещение линкора достигло 31 275 тонн (от проектных 23 000), длина составила 184,5 м., ширина 32,5 м. (за счет установки противоторпедных булей), осадка – 9,65 м. Мощность энергетической установки достигла 61 000 л.с., максимальная скорость 23,5 узла. Корабль получил существенно усиленное противовоздушное вооружение. На носовой и кормовой башне было открыто установлено 6-ть 76-мм зенитных пушек. Помимо этого корабль получил 16-ть 37-мм артиллерийских орудий и 14-ть 12,7-мм пулеметов.

Линкор после модернизации

Линкор «Парижская коммуна»

Война застала линкор в Севастополе, где уже 14 июля 1941 года он впервые открыл огонь по самолету Ju-88. С прорывом немецких войск в Крым, корабль стал уязвим для атак с воздуха, поэтому в ночь с 30 на 31 октября линкор в сопровождении крейсера «Молотов», лидера «Ташкент» и эсминца «Сообразительный» покинул главную базу флота и отправился в Поти. С 26 по 29 ноября 1941 года линкор провел свою первую боевую операцию по поддержке обороняющих Севастополь войск. В ночь на 28 ноября, в условиях сильного шторма (ветер до 8-9 баллов) корабль подошел к мысу Фиолент и выпустил по скоплению немецких войск в селах Байдары, Павловка и Тыловое 146 фугасных 305-мм снарядов и еще 299 фугасных 120-мм снарядов. На обратном пути шторм усилился, скорость ветра достигла 11 баллов. В результате шторма за борт было смыто 3 матроса – эти матросы стали единственными за всю войну боевыми потерями на корабле.

27 декабря корабль вновь вышел из Поти под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Л.А.Владимирского в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый». Перед кораблями стояла та же задача – оказать артиллерийскую поддержку защитникам Севастополя. В ночь на 29 декабря линкор встал в Южной бухте и в течение 14 часов вел огонь по позициям немцев в Бельбекской долине, израсходовав 179 305-мм и 265 120-мм снарядов, огнем с линкора была подавлена открывшая по нему огонь батарея противника, сам линкор попаданий не получил. Приняв на свой Борт 1025 раненых защитников города, корабль 30 декабря прибыл в Новороссийск.

В первой половине 1942 года корабль принимал активное участие в поддержке действий 44-й армии, высадившейся в Крыму. Во время стрельб в ночь с 21 на 22 марта моряки заметили, что от орудий главного калибра отлетают осколки металла, что было сигналом предельного износа корабельных орудий. По возвращении в Поти корабль встал на ремонт. 12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, однако активная фаза боевых действий линкора на этом подошла к концу. Отчаянное положение войск под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом обратиться к Ставке с предложением использовать линкор для переброски в город 25 танков КВ, однако такого разрешения получено не было. В дальнейшем до окончания боевых действий корабль покидал Поти лишь раз. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его первоначальное имя «Севастополь».

Линкор "Севастополь" СССР


За время войны корабль совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль и выполнил 10 артиллерийских стрельб, поддерживая советские войска под Севастополем и на Керченском полуострове. Средства ПВО корабля отразили 21 налет вражеской авиации, сбив 3 самолета противника. 24.07.1954 года «Севастополь» был переведен в разряд учебных кораблей, а 17.02.1956 был исключен из состава флота.

Линкор «Марат»

Уже 22 июня линкор вступил в войну, обстреляв финский самолет-разведчик, а 9 сентября кораблю пришлось открыть огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам сначала главным, а через 6 дней и противоминным калибром. Линкор находился на боевой позиции в бассейне Ленинградского морского канала, откуда в течение 8 дней вел интенсивный огонь по гитлеровцам, израсходовав 1042 305-мм снаряда и получив 10 попаданий 150-мм полевой артиллерии, а также 3 попадания 250-кг авиабомб. В результате этого было потеряно 25 человек, вышла из строя 4-я башня, носовая батарея 37-мм пушек, кормовые дизель-генераторы. Для ликвидации повреждений 18 сентября корабль отошел в Кронштадт.

В это время Кронштадт подвергался ежедневным налетам немецкой авиации. Утром 23 сентября во время отражения 13-го по счету группового авианалета (около 40 пикирующих бомбардировщиков) в «Марат» почти одновременно попали 2 бомбы весом в 500 или 1000 кг. Обе бомбы попали в носовую часть судна и вызвали детонацию снарядных погребов первой башни. Страшной силы взрыв разрезал корпус линкора, сорвал с корабля 1-ю башню, разрушил фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу. Нос корабля отломился и лег на грунт. В результате взрыва погибли 326 членов экипажа линкора. К утру 24 сентября «Марат» принял на борт 10 000 тонн воды, большая часть его помещений ниже средней палубы была затоплена, корабль сел на грунт, над водой оставалось около 3 м. борта.

Линкор "Марат" перед войной


К концу октября морякам балтийцам удалось вернуть кораблю частичную плавучесть, под огнем противника удалось добиться всплытия кормовой части, вновь заработали 3 и 4 орудийные башни. За ноябрь и декабрь 1941 года корабль провел 97 стрельб, выпустив 407 305-мм снарядов. Все уцелевшие 120-мм орудия с линкора были сняты и отправлены на сухопутный фронт вместе с расчетами. Для повышения защиты судна от навесного огня немецкой артиллерии на палубу были уложены гранитные плиты толщиной в 40-60 см, которые были сняты с ближайшей стенки гавани.

Немцы пытались подавить поврежденный линкор, который выполнял теперь роль форта, с помощью своей артиллерии. Первоначально они использовали для его обстрела 150- и 203-мм полевые орудия, а в конце декабря подключили 280-мм орудия железнодорожного базирования. 28 декабря один из таких снарядов чуть не стал причиной вторичного затопления линкора. Снаряд, пробив весь корпус по вертикали, прошел сквозь снарядный и зарядный погреба 3 башни и застрял в трюме, не разорвавшись. В дальнейшем немцы не имели в подавлении корабля артиллерией никаких успехов. Всего за годы войны к 17 января 1944 года «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, огнем линкора было уничтожено 7 и подавлено 86 полевых батарей противника, поражено не менее 25 ед. бронетехники.

Линкор «Октябрьская революция»

Судьба данного линкора аналогична судьбе «Марата». Война застала линкор в Таллинне, откуда тот 1 июля ушел в Кронштадт, во время приближения немцев к городу «Октябрьскую революцию» включили в состав его артиллерийской обороны. Все попытки немцев потопить линкор окончились провалом, не помогли даже комбинированные удары с использованием авиации и артиллерии. Всего за годы войны линкор получил 6 попаданий авиационных бомб (из 465 сброшенных на корабль) и 19 попаданий артиллерийских снарядов. Линкор провел 126 стрельб главным калибром, выпустив по немцам 1442 снаряда. Зенитчики линкора отразили 24 авианалета, в которых участвовало 597 самолетов, и сбили 13 из них, повредив 3.

Примечателен тот факт, что самые грозные корабли российского царского, а затем и советского флотов, ни разу за время Первой и Второй мировых войн не встретились в бою с кораблями противника. Единственный морской бой линкоры типа «Севастополь» провели в Гражданскую войну. В 1919 году линкор «Петропавловск», выполняя прикрытие эсминца «Азард», осуществлявшего разведку, отразил нападение 7 британских эсминцев.

Использованы источники:
www.flot.sevastopol.info/ship/linkor/sevastopol.htm
www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/Midel/07/04.htm
www.ussrfleet.1939-45.ru/lin.php
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»



Похожие публикации