Классный час "тепло родного очага". Как создать уют в семье? Простые секреты Классный час создание уюта в семье

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Михайловки»

Классный час

«Тепло семейного очага»


Подготовила и провела

классный руководитель

8 Б класса

Худайкулова Н.А.

2012 г.

Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся .

А. Монтерлан

Цель классного часа : воспитание ценностного отношения к семье; формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни.

Задачи :

· способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;

· возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада;

· развитие у ребенка нормативного восприятия позитивных семейных ценностей;

· воспитание в душе ребенка гармоничного образа семьи;

· установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей.

Ход классного часа

Учитель: Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (Нет.) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.


Ребята, покажите свои ответы. Почему же семья зачастую ассоциируется со счастьем? Действительно, в семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные … Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь; это место, где нас любят, прощают, заботятся…)

Учитель: Да, ребята, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут искажены, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тогда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы – дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас. И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

1-й ведущий . Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

2-й ведущий . А еще – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом ко­торого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» – удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово – «понимание», – пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» – обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

1-й ведущий . Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать балов­ников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинув­ших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера – мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще – доброта и милосердие... Что можно еще о нем сказать с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом.

2-й ведущий . Что же держит «на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст...

Учитель: Да, и одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку.

А вот интересно, какой семье легче прожить на свете! (Ответы детей)

Учитель: Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни.

Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие? (высказывания детей)

Учитель: А вот так говорит об этом И. Молчанова в стихотворении «Семь правил»

1.Что значит для меня моя семья? Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень – очень важных.

2. Во-первых, это главное – любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно и каждый день по-разному.

3. Второе – дети. Что за дом без них? Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник, И продолженье рода. Пусть струится!

4. Потом забота. Лишь она - Очаг семейный сбережёт от ветра
Старайся, чтоб с улыбкою весна. Была всегда с тобою, а не где-то.

5. Четвёртое – терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым.

6. А пятое – ответственность и дом. В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень.

7. Шестое – уваженье. Только с ним- Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным

8. И, наконец, седьмое – чистота. Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.

Тренинг «Строим дом»

1-й ведущий . А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.

Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.

Давайте построим дом счастья. Что вы положите за основу, что для вас главное, а что второстепенное? (дети строят, по ходу объясняя, что лежит в основе хорошего дома)

Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу- крышу хорошего настроения.

2-й ведущий . Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье – наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Дети читают стихи:

Семья- это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку, и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья- это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены, родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже

На этой сказочной земле!

Учитель: К слову ДОМ придумайте прилагательные.

Д: Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.

Учитель: А теперь придумайте глаголы.

Д: Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.

Учитель: В доме уютно, а это самое главное.

1-й ведущий . Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастает в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь?

Учитель: Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых отношений.

Что можно сделать для улучшения своих взаимоотношений с родителями?

Возможные ответы ребята выписывают на доску. После того, как выполнили работу, показать запись на доске и обсудить их выводы.

Варианты ответов учащихся.

Проявлять послушание;

Быть их сторонниками;

Не огорчать их;

Ободрять их в период трудностей;

Проявлять человечность и участие ко всем членам семьи;

Оказывать необходимую помощь по дому;

Поддерживать их во всех начинаниях;

Выражать признательность и благодарность;

Проявлять понимание в принятии родителями определенных решений;

Обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели;

Ставить их в известность о том, где вы и с кем.

Учитель: "Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Петровых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

1. Родители контролируют школьные дела детей.

2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.

3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.

4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.

5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.

6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.

7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Скажите с какими правилами вы согласны? Какие вам кажутся не верными? Почему?”.

2-й ведущий . "В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем. Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель.” (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)

Учитель: Задание на дом «Тайный друг – дорогой мой человек». Инструкция для учащихся: У каждого из вас на столах лежат маленькие листочки бумаги. На каждом отдельном листочке напишите имена тех членов своей семьи, кто проживает непосредственно с вами: мама, папа, бабушка, брат Саша, сестра Катя и т. д. Сверните эти листочки, перемешайте и выберите один из них. Тот, чье имя написано на листочке, целую неделю будет для вас самым важным, самым дорогим человеком, вашим тайным другом, которому вы будете дарить свою любовь, оказывая самые разные знаки внимания. Если с этим человеком у вас размолвка, что нужно сделать? Какие знаки внимания можно оказывать самому дорогому для вас человеку? (Говорить комплименты, добрые слова, приготовить его любимый салат, сделать по своей инициативе домашние дела, хорошо себя вести, быть доброжелательным, предложить отдохнуть, подарить подарок, выполнять добросовестно все поручения и т.д.) Дома никому об этом не рассказывайте. Ровно через неделю вы откроете своим близким этот секрет. Спросите их, заметили ли они ваши проявления любви.

В завершение разговора я хотела бы прочитать небольшое стихотворение:

2-й ведущий .

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно впятером.

1-й ведущий .

Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

на этой сказочной земле.

БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни «семья ». (Фамилия.)

2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества ?

(Девичья.)

(«Дюймовочка».)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

16. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи ?

(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?

(Мать -и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?

(Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей ?

(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Классный час проводится с целью формирования культуры общения детей и родителей, укрепления толерантности и солидарности в семьях обучающихся.

Цели классного часа:

  • показать значение семьи, домашнего тепла;
  • формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
  • воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
  • формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
  • совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
  • продолжить работу по сплочению классного коллектива;
  • развивать речь, умение рассуждать.

Оборудование: презентация, детские рисунки о семье, семейные фотографии и реликвии.

Ход проведения классного часа

1. Организационный момент

Звучит запись песни “Родительский дом” в исполнении Л. Лещенко.

2. Сообщение темы классного часа

Учитель: Прочитайте тему нашего классного часа (слайд 1) . Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Как вы понимаете выражение “родной очаг”?

Дети высказывают свои мысли и чувства.

Учитель: В толковом словаре Ожегова написано (слайд 2) , что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего (слайд 2) . Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.

А что такое семья?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.

Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе (слайд 3) . Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.

Рассказ ученика о своей семье (слайд 4).

Учитель: Обратите внимание на нашу выставку рисунков, посвященных своей семье.

Учитель: Проведем небольшой конкурс “Закончи пословицу” (Задание №1: работа в паре). Пословицы разделены на две части, соедините части правильно (слайд 5) .

Учитель: Сколько пословиц мы собрали? Как вы думаете, почему “семь”? В слове “семья” есть число 7 (слайд 6).

Число 7 – необычное, это магическое число:

  • 7 - цветов радуги
  • 7 - чудес света
  • 7 - нот гаммы

Ученик читает стихотворение Золтана Зелка “Какой хороший вечер”.

Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.

Под крышей пар в кастрюльке
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.

Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо,
Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.

Учитель: Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (Задание № 2. Давайте “выбросим” слова, мешающие семье быть благополучной: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда, мир, порядок. )

Учитель: Вот ещё одна семья (дети разыгрывают сценку).

Сценка про дочку

Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.

Доченька! Доченька!
Сделай одолжение!
Покорми братика
Сливочным печеньем!

Надоело, мама, мне братом заниматься,
На качелях я хочу в парке покататься!

Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно
Горы мусора и пыли!

Если очень нужно вам – уберите сами!
Три часа уже решаю трудное заданье!

Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче
Наш котёнок плачет.

Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!
Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.

Все вместе (кроме девочки): Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель: У каждого в семье должны быть свои обязанности (слайд 7) . А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.

Учитель: Давайте поиграем в веселую игру – “Распределение обязанностей в семье”.

  • 1 ряд - мамы
  • 2 ряд - папы
  • 3 ряд – дети

Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-й ряд - встают и сразу садятся и т.д.

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9) Сделать покупки в магазине.

10) Оберегать тепло родного очага.

Учитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной (слайд 8) .

Сейчас нам представит своё генеалогическое дерево, расскажет о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться (рассказ ученика) .

Учитель: Рождаясь, человек получает имя (слайд 9) . Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

Дети рассказывают, в честь кого из родственников им было дано имя.

Учитель: Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое (слайд 10) .

Учитель: За два года жизни нашей классной семьи у нас накопилось много фотографий и наш классный альбом мы посмотрим в конце нашей встречи.

Учитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции (слайд 11) . Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить (ученики читают материал по карточкам) :

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Собирать и хранить семейные фотографии;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Учитель: А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях семьи (сообщения учащихся).

Учитель: У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги (слайд 12) . Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Многие принесли экспонаты для нашей выставки “Семейные реликвии”. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Сейчас ребята по очереди будут брать эти вещи и о них рассказывать.

Учитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у нас загадка. Дорогие гости, вопрос к вам - попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек (слайд 13) .

Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?

(Ответ: шесть человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Учитель: Представьте, что мы с вами, наш класс – одна большая семья. Сколько членов семьи в нашем классе?

Дети отвечают.

Учитель: Давайте построим дом для нашей семьи (слайд 14) . Подберите к слову “дом” синонимы (изба, квартира, жилище).

Чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи, а помогут нам в этом слова на карточках. Возьмите эти карточки и прикрепите их на доску.

Дети размещают на доске “бревна”, на которых написаны слова:

  • ТЕПЛО
  • ЗАБОТА
  • УВАЖЕНИЕ
  • ПОМОЩЬ
  • ПОНИМАНИЕ
  • ДОБРОТА
  • ЛЮБОВЬ
  • РАДОСТЬ
  • СЧАСТЬЕ
  • ДРУЖБА
  • ВЕРНОСТЬ
  • ТРАДИЦИИ

Учитель: В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “семья”.

Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.

Учитель: Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его. Поделитесь своим теплом друг с другом и передайте его со свечой. Давайте зажжем семейный очаг нашего класса. (Ученики передают горящую свечу друг другу).

Учитель (заключительное слово): Наша встреча подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом (слайд 15) .

Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Классный час проводится с целью формирования культуры общения детей и родителей, укрепления толерантности и солидарности в семьях обучающихся.

Цели классного часа:

  • показать значение семьи, домашнего тепла;
  • формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
  • воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
  • формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
  • совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
  • продолжить работу по сплочению классного коллектива;
  • развивать речь, умение рассуждать.

Оборудование: презентация, детские рисунки о семье, семейные фотографии и реликвии.

Ход проведения классного часа

1. Организационный момент

Звучит запись песни “Родительский дом” в исполнении Л. Лещенко.

2. Сообщение темы классного часа

Учитель: Прочитайте тему нашего классного часа (слайд 1) . Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Как вы понимаете выражение “родной очаг”?

Дети высказывают свои мысли и чувства.

Учитель: В толковом словаре Ожегова написано (слайд 2) , что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего (слайд 2) . Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.

А что такое семья?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.

Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе (слайд 3) . Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.

Рассказ ученика о своей семье (слайд 4).

Учитель: Обратите внимание на нашу выставку рисунков, посвященных своей семье.

Учитель: Проведем небольшой конкурс “Закончи пословицу” (Задание №1: работа в паре). Пословицы разделены на две части, соедините части правильно (слайд 5) .

Учитель: Сколько пословиц мы собрали? Как вы думаете, почему “семь”? В слове “семья” есть число 7 (слайд 6).

Число 7 – необычное, это магическое число:

  • 7 - цветов радуги
  • 7 - чудес света
  • 7 - нот гаммы

Ученик читает стихотворение Золтана Зелка “Какой хороший вечер”.

Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.

Под крышей пар в кастрюльке
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.

Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо,
Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.

Учитель: Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (Задание № 2. Давайте “выбросим” слова, мешающие семье быть благополучной: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда, мир, порядок. )

Учитель: Вот ещё одна семья (дети разыгрывают сценку).

Сценка про дочку

Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.

Доченька! Доченька!
Сделай одолжение!
Покорми братика
Сливочным печеньем!

Надоело, мама, мне братом заниматься,
На качелях я хочу в парке покататься!

Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно
Горы мусора и пыли!

Если очень нужно вам – уберите сами!
Три часа уже решаю трудное заданье!

Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче
Наш котёнок плачет.

Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!
Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.

Все вместе (кроме девочки): Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель: У каждого в семье должны быть свои обязанности (слайд 7) . А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.

Учитель: Давайте поиграем в веселую игру – “Распределение обязанностей в семье”.

  • 1 ряд - мамы
  • 2 ряд - папы
  • 3 ряд – дети

Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-й ряд - встают и сразу садятся и т.д.

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9) Сделать покупки в магазине.

10) Оберегать тепло родного очага.

Учитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной (слайд 8) .

Сейчас нам представит своё генеалогическое дерево, расскажет о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться (рассказ ученика) .

Учитель: Рождаясь, человек получает имя (слайд 9) . Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

Дети рассказывают, в честь кого из родственников им было дано имя.

Учитель: Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое (слайд 10) .

Учитель: За два года жизни нашей классной семьи у нас накопилось много фотографий и наш классный альбом мы посмотрим в конце нашей встречи.

Учитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции (слайд 11) . Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить (ученики читают материал по карточкам) :

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Собирать и хранить семейные фотографии;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Учитель: А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях семьи (сообщения учащихся).

Учитель: У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги (слайд 12) . Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Многие принесли экспонаты для нашей выставки “Семейные реликвии”. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Сейчас ребята по очереди будут брать эти вещи и о них рассказывать.

Учитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у нас загадка. Дорогие гости, вопрос к вам - попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек (слайд 13) .

Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?

(Ответ: шесть человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Учитель: Представьте, что мы с вами, наш класс – одна большая семья. Сколько членов семьи в нашем классе?

Дети отвечают.

Учитель: Давайте построим дом для нашей семьи (слайд 14) . Подберите к слову “дом” синонимы (изба, квартира, жилище).

Чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи, а помогут нам в этом слова на карточках. Возьмите эти карточки и прикрепите их на доску.

Дети размещают на доске “бревна”, на которых написаны слова:

  • ТЕПЛО
  • ЗАБОТА
  • УВАЖЕНИЕ
  • ПОМОЩЬ
  • ПОНИМАНИЕ
  • ДОБРОТА
  • ЛЮБОВЬ
  • РАДОСТЬ
  • СЧАСТЬЕ
  • ДРУЖБА
  • ВЕРНОСТЬ
  • ТРАДИЦИИ

Учитель: В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “семья”.

Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.

Учитель: Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его. Поделитесь своим теплом друг с другом и передайте его со свечой. Давайте зажжем семейный очаг нашего класса. (Ученики передают горящую свечу друг другу).

Учитель (заключительное слово): Наша встреча подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом (слайд 15) .

Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

ХОД УРОКА

  1. Вступительная беседа.

- Здравствуйте ребята,

В целях укрепления духовных, экономических и социально-культурных основ благополучия и развития семьи 2008 год Президентом Российской Федерации объявлен Годом Семьи. Поэтому наш первый урок будет посвящён этой теме: «Построим дом счастья» (слайд 1).

(слайд 2) На доске высказывание: «Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся».

А.Монтерлан

-«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - утверждал Л.Толстой. О доме родном, родимом, отцовском сложено и до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен и легенд. По своей значимости родной дом стоял в ряду таких понятий русского народа, как жизнь, совесть, Родина, земля, добро, отец и мать. Дом этот всегда отличается от других домов, хотя конструкции строительства могут быть схожи. Разница заключается в самой атмосфере семьи, семейных привычках, традициях - культуре семьи. Сегодня мы построим «Дом счастья» - дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.

2. Основная часть

1)традиции (слайд 3)

Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции» . (слайд 4)

Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, но имея за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких. Иные традиции передаются от дедов и прадедов.

Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие знаменательные даты, отмечать за дружеским застольем общенародные праздники. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь.

2) сотрудничество (слайд 5)

Многие ребята, стоящие на пороге взрослой самостоятельной семейной жизни, выступают за сотрудничество, а не за конфронтацию в семейных отношениях. Каждой семье присущ свой стиль жизни. Традиции наших предков позволяют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество» (слайд 6).

Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье психологи считают сотрудничество. Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей. Родители здесь не играют в демократию и свободу со своими детьми, а действительно считают даже самых маленьких из них личностями, заслуживающими уважения.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с общения, с задушевных бесед. Мир и лад в доме - высшая ценность. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.

Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

3) дружба (слайд 7)

Народная мудрость гласит: «маленькие дети спать не дают, а с большими сам не уснешь». В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме - кирпичик «Дружба» (слайд 8).

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Психологи отмечают как важнейшие признаки дружбы взаимопонимание, сопереживание, глубокую эмоциональную привязанность.

Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в себе, добрее и, конечно же, воспитывает бескорыстие. Вспомним древний афоризм: «То, что отдал, - твое, что взял, - потеряно». Это как бы соревнование за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь не бывает проигравших. Такая дружба обогащает и возвышает, дает каждому из нас возможность почувствовать себя счастливым.

4) труд

Как и другие положительные качества, любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к трудящимся, вкус к работе, чувство долга и целый ряд других показателей, высоко ценящихся в любом обществе во все времена (слайд 9).

Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. А вот и другая подходящая к теме мудрость: ни дня без напряженного труда. С самого детства и на всю жизнь. Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд» (слайд 10).

Основа жизни семьи - честный, добросовестный общественно полезный труд. Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Каждодневный труд всех членов семьи обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие.

Дети оказывают взрослым посильную помощь. Взрослые воспринимают труд как источник благосостояния, что естественно передается детям. Справедливо заметил К.Д.Ушинский: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, - это воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

5) здоровье

Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, очевидно то, что усваивается он с раннего детства и в семье. Растущий человек очень рано задумывается над проблемами добра и зла, справедливости и несправедливости, а ответы на свои вопросы ищет, прежде всего, у старших. Настоящая любовь родителей всегда поднимает тонус жизни семьи, вызывает ощущение радости, создает благодатную обстановку для нравственного воспитания ребенка (слайд 11). Условие эмоционального здоровья семьи - подлинность чувств, когда поступок находится в гармонии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье» (слайд 12) .

Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие:

♦ высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям.

♦ уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями.

♦ стремление и умение управлять собственным здоровьем.

Ученые утверждают, что здоровье современного жителя нашей планеты преимущественно определяется его образом жизни, т.е. повседневным поведением. «Все в твоих руках!» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.

6) красота (слайд 13)

Человек не может воспринимать окружающий его мир одним лишь умом, ему необходимо подключить сюда и свое сердце, и свои чувства. Эстетика, понятие о красоте, потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота» (слайд 14) .

Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад и сразу во многих государствах и в разных частях света.

Наш дом предоставляет нам неограниченные возможности для творчества, духовного развития и самосовершенствования. Людям, любящим свой дом, он не только платит красотой и уютом, но и помогает сплотиться молодой семье, незаметно решить многие проблемы. Он приучает к творчеству, которое одаривает минутами бесценного общения с красотой.

7) чистота

Дома мы проводим значительную часть времени - отдыхаем, занимаемся учебой, любимыми делами, отмечаем семейные праздники, ведем домашнее хозяйство. Здесь растут и получают первые жизненные уроки дети; формируются внутрисемейные отношения, традиции, складывается особая семейная атмосфера домашнего очага (слайд 15). Гармоничное сочетание предметов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстановлению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик - «Чистота» (слайд 16).

Каково на дому, таково и самому», - гласит народная мудрость. Наш дом - место психологической защищенности и комфорта. Но сам по себе он таковым не становится. Чтобы было тепло и уютно в доме, помимо душевности в отношениях между близкими людьми нужен элементарный порядок. Чистота, как известно, и залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме.

Наверное, вы замечали, что порядок в доме легче поддерживать, чем наводить. А нужно-то совсем немного: каждому члену семьи убирать за собой, и тогда чистота и порядок будут в радость.

8) понимание

Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи, испытывать в семье эмоциональное благополучие (слайд 17). Определение счастья включает желание быть понятым. Стремление и умение понимать другого составляет основу здорового психологического климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание» (слайд 18).

В семье важна атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей. Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания. «Счастье - это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей, заботу о них. Но счастье - в обоюдности, а значит, в том, чтобы и родители понимали детей.

9) уважение

Что означает подготовка молодых людей к семейной жизни? Формирование чувств, воли, культуры поведения человека, создание морального и эстетического фундамента личности (слайд 19). Необходимо воспитывать мальчиков и девочек, юношей и девушек в духе подлинного уважения друг к другу.

Очень важен для строительства нашего дома кирпичик «Уважение» (слайд 20) .

Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам - ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми вообще и будущими членами семьи в частности.

В семье, где выстраиваются уважительные отношения (старших - друг к другу и к младшим, а младших - к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь, поддерживается оптимистический настрой.

10) любовь

Для воспитания нравственной личности очень важно, растет ли ребенок в семье любящих и заботящихся друг о друге и о детях родителей (слайд 21). Взаимная любовь родителей - главный воспитательный фактор. Благополучие и счастье молодой семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь» (слайд 22)

-«Тайна сия великая есть», - говорили древние о любви. Только когда в семье царит настоящая любовь, она становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Во многом счастье семьи и ее нравственный климат зависят оттого, царит ли в ней доверительная, полная любви атмосфера между супругами, между родителями и детьми. Любить, значит, понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит, жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Сент-Экзюпери: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении - вот что значит любить».

11) настроение (слайд 23)

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для молодой счастливой семьи называется «Хорошее настроение» . (слайд 24)

Дома должно быть интересно, и семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции - сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверенность, оптимизм - создадут то, что можно назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царит хорошее настроение.

Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье - наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят... (слайд 25)

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

Дом - это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом - это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Е. Куменко

Мы желаем каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей семьи. Будьте здоровы и счастливы!


Конспект классного часа «Украсим серые будни» для детей старшего возраста.

Ручина Ирина Юрьевна, воспитатель МБОУ «Детский дом №9», город Череповец, Вологодской области.
Описание материала: конспект классного часа для девочек (13-16) лет. Данный материал будет полезен воспитателям детских домов, работающих по теме «Формирование положительного образа семьи», педагогам дополнительного образования. Классный час помогает не только задуматься о роли женщины в семье, но и способствует творческому самовыражению детей. Дети на занятии учатся составлять букеты, сервировать стол для завтраков, обедов и романтических ужинов, украшать интерьер комнаты, самостоятельно планируют свою деятельность.
Цель: Формирование потребности в создании уютной обстановки в доме.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить создавать необычные, оригинальные букеты для сервировки стола к завтраку, обеду и романтическому ужину.
2. Совершенствовать умение сервировать стол.
3. Расширять спектр знаний воспитанниц о роли и значимости женщины-хозяйки в доме, семье.
Развивающие:
1. Активизировать и развивать мышление, восприятие через упражнение в анализе, синтезе, планировании деятельности, установлении причинно- следственных связей.
2. Активизировать речевую активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать у девочек чувство хозяйки дома.
Материалы к занятию:
Салфетки, скатерти, посуда, вазы, природный материал (колосья пшеницы, ветки, засушенные листья), искусственные цветы, крупы, вазы с букетами для выставки, вазы для составления букетов), овощи и фрукты, конфеты, инструкционные карты, компьютер.
Предварительная работа:
Экскурсия в библиотеку, на выставку «Осенние фантазии», выставку «Цветы». Рассматривание журналов, по оформлению интерьера, составлению букетов, сервировки стола, шитье и вышивка скатертей, подготовка материалов для брошюры «Складываем салфетку», практическая работа по складыванию салфеток для праздничного стола.
Оформление выставки педагога группы «Мои увлечения».
Методы и приемы: словесный (пояснение, совет, использование пословиц, рассказ).
Наглядный (фотографии, образцы букетов, инструкционные карты, выставка ваз и букетов, материалы для составления букетов).
Практический (упражнение) составление букетов, оформление и сервировка стола, интерьера комнаты), анализ, подведение итогов.
Ход классного часа:
Воспитатель: В будущем у каждой девочки появляется свой дом, семья и она становиться хозяйкой дома.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «хозяйка»?
Ответы детей:
Воспитатель:
Хозяйка – женщина, ведущая домашнее хозяйство.
Хозяйка – женщина, которая заботиться о доме, о семье, у которой в доме все в порядке, чисто, уютно, красиво.
Хозяйка – распорядительница, глава дома, семьи.
Хозяйка - хранительница домашнего очага.
Воспитатель: Как вы считаете, какими качествами характера должна обладать хозяйка?
Ответы детей: (приветливая, заботливая, добрая, внимательная, умная, доброжелательная, терпеливая, бережливая, вежливая, спокойная, аккуратная, ответственная, экономная).
Воспитатель: Что значит быть экономной хозяйкой?
Важно ли для женщины быть доброжелательной? Докажите примерами.
Воспитатель: Как вы думаете, должна ли быть хозяйка мастерицей, рукодельницей, если да, то объясните почему?
Воспитатель: В русской пословице говорится «хозяйкой дом стоит». Семья, домашняя работа требует от женщины не только тех качеств характера, которые вы перечислили, но хозяйка должна иметь богатую фантазию, проявлять, творчество, выдумку, чтобы порадовать своих близких красиво накрытым столом, вкусно приготовленным обедом, чисто прибранным и уютно оформленным домом.
Воспитатель: «Каков дом – таково и в нем» – так гласит народная мудрость. Счастье, когда родной дом радует человека, благотворно влияет на его самочувствие. Когда в нем тепло и уютно всем членам семьи, а это во многом зависит от хозяйки.
Воспитатель: К нам на занятие пришла Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования.
Воспитатель: Людмила Николаевна, мы можем сказать, что вы искусная рукодельница, мастерица, про таких как вы говорят «у нее золотые руки», в вашем доме много интересных вещей, сделанных своими руками. Поделитесь опытом, как хозяйка (рассказ педагога).
«С детства я увлекалась разными рукоделиями. И сейчас люблю вязать, шить, работать с бисером, глиной, деревом и др. материалами. Я сделала несколько фотографий уголков своего дома, чтобы показать вам (показ слайдов). Еще я давно собираю разные вырезки из газет, журналов, советы по ведению домашнего хозяйства, рукоделию, приготовлению пищи. Рецепты я записываю и раскладываю по темам в ящике. Советы по шитью, вязанию у меня размещены в папках. Еще я покупаю журналы по рукоделию, где есть полезные рекомендации для хозяйки. (Показ работ, представленных на выставке). Все это помогает мне как хозяйке дома».
Воспитатель: Ничто не впечатляет так сильно как вещи, сделанные своими руками, поэтому и мой дом украшают вышивки, букеты, сделанные из бисера, природных материалов, самодельные вазы. Также как и Людмила, Николаевна, я делаю подборки по рукоделию приготовлению блюд, советы по ведению домашнего хозяйства. Все вы можете посмотреть на выставке в группе.
Воспитатель: Украсить дом можно с помощью разных материалов, причем на изготовление некоторых вещей не потребуется ни копейки денег, лишь фантазия и мастерство рук. Душой любого дома являются детали интерьера, будь то самодельная скатерть или вышитая картина, разнообразные вазочки, букеты цветов, сделанные своими руками. Все декоративные изделия, сделанные своим трудом, а не купленные в магазине, не только отражают личный вкус, создают неповторимость, но и экономят семейные деньги.
Воспитатель: На занятиях в «Домашней мастерской» вы изготавливали изделия, которыми можно украсить свой дом.
Мы назвали наше сегодняшнее занятие «Украсим серые будни».
Воспитатель: Какое настроение чаще всего бывает у людей осенью? (тоскливое, грустное, плаксивое, ничего не хочется делать, появляется усталость, раздражительность).
Воспитатель: Как мы можем помочь себе и своим близким поднять настроение, избавиться от хандры и уныния (внести разнообразие, устроить небольшой праздник, включить веселую музыку, украсить дом, сделать красивый букет).
Воспитатель: Сегодня мы рассмотрим один из вариантов поднятия хорошего настроение и оформим столы для завтрака, обеда, и романтического ужина.
Воспитатель: Чем отличается убранство праздничного стола от каждодневного? (должна быть красивая посуда, необычно украшенная скатерть, интересно оформленные салфетки, красивый букет).
Воспитатель: Какое чувство и настроение должен вызвать внешний вид празднично накрытого стола? (веселое, радостное, у мужчин вызывает чувство влюбленности, восхищения, гордости за хозяйку).
Воспитатель: Да, действительно, убранство стола и вид приготовленных блюд может вызвать аппетит, положительные эмоции.
Оживить помещение и поднять себе настроение лучше всего с помощью веселых ярких красок.
Воспитатель: Вам было дано задание, продумать оформление стола:
Юле – к завтраку, Тамаре – к обеду, а Кристине, так как она самая старшая и возможно скоро будет встречаться с молодым человеком, нужно приготовить стол для романтического ужина.
Воспитатель: Как вы готовились?
(работали с журналами, книгами, ходили в библиотеку, подбирали посуду, материалы для оформления стола, интерьера, знакомились с вариантами оформления букетов, подбирали материалы для брошюры «Складываем салфетку».
Что у вас получилось, мы сейчас посмотрим. При оформлении стола можете пользоваться инструкционной картой.
(сервировка стола).
Воспитатель: оформление стола - особое искусство. Как бы хорошо ни был сервирован стол, праздничную завершенность ему придадут только букеты или цветочные композиции. Цветы, эффектные композиции придают особую выразительность и радуют наше сердце, позволяют придать совершенно неповторимую атмосферу любому торжеству, поэтому сейчас мы будем с вами составлять букет для вашего стола. Ваш букет должен быть выполнен в единой тональности с окружающими предметами, которые вы приготовили к занятию, и подходить к вашему столу.
Внимательно рассмотрите те предметы, которые разложены на столе.
(на столе разложены засушенные листья, миски с разными крупами, фрукты, овощи, искусственные цветы, колоски, ленточки, конфеты, ленточки).
Вопросы: Юля, что обычно готовят на завтрак? Что можно взять для составления букета для завтрака? (крупу, злаки, полевые цветы).
Тамара, чтобы ты использовала при составлении букета для обеда? Почему?
Кристина, как ты считаешь, что можно использовать при составлении твоего букета? Обоснуй свой выбор.
Воспитатель: Прежде чем вы приступите к работе, я вам напомню несколько правил по составлению букета, или композиции (демонстрацией образцов).
Чтобы составить радующую глаз композицию, нужно брать нечетное количество цветов, а количество добавлений (веток, колосков, камушков, лент, ракушек других украшений может быть разным).
Если букет расположен в центре стола, то цветы должны выглядеть со всех сторон одинаково.
Ваза с цветами будет выглядеть привлекательной, если высота букета будет выше вазы, а ширина будет равна ширине вазы.
Цветочные композиции не должны быть громоздкими, чтобы не мешать сидящим за столом.
Цветочное оформление обязательно следует сочетать с цветовой гаммой интерьера.
На столе разложены разные вазы, вы выберите себе ту, которая больше всего подойдет к вашему букету, а также выберите те предметы, из которых будете составлять букеты.
Практическая работа детей:
Воспитатель: У вас получились прекрасные букеты. Придумайте названия цветочных композиций и сервировки вашего стола, объясните, почему именно это название вы выбрали.
Воспитатель: Расскажите, как вы назвали свой стол, почему именно так вы решили украсить его, какие цвета использовали при оформлении, на чем можно сэкономить деньги, оформляя стол.
Презентация первого ребенка.
Букет «Доброе утро.

Оформление стола «Голубые краски утра».

Воспитатель: Юля расскажи и покажи, каким способом ты свернула салфетку.
Презентация второго ребенка.
Букет «Осенние фантазии».

Оформление стола «Осенний вальс».


Воспитатель: Тамара, на чем можно сэкономить деньги при оформлении твоего стола?
Презентация третьего ребенка.
Букет «Солнечные брызги».

Оформление стола «Девичья радость».



Воспитатель: Кристина, чем отличается оформление стола для романтического ужина от повседневного?
Воспитатель: Вы блестяще справились с заданием, проявили свое мастерство, оригинальность, выдумку, фантазию. Вы изготовили скатерти, салфетки, которые пригодятся еще не раз, вы сделали оригинальные букеты, которые в дальнейшем могут украсить нашу группу, а интересные вазы, которые вы сделали своими руками могут быть прекрасным подарком для друзей. Мы думаем, что вы поняли, что без особых затрат можно создать теплую, уютную, атмосферу, которая располагает к приятной беседе за семейным столом. Вы, как будущие хозяйки не только красиво накрыли стол, но и сэкономили семейные деньги. Вы наверно поняли, что можно сделать себе праздник и праздник для близких, поднять настроение, стоит только проявить выдумку, набраться терпения и самое главное, чтобы у вас было желание сделать так, чтобы близким людям было с вами хорошо, чтобы в вашем доме было всегда тепло, уютно, чтобы в вашем доме было больше светлых, веселых дней. Сидя за таким красиво накрытым столом, хочется общаться, говорить друг другу комплименты. А в подарок мы вам дарим небольшую брошюрку «Учимся складывать салфетки», которая пригодиться в вашей будущей жизни.
Рефлексия:
Воспитатель: На каком этапе работы вам интереснее всего было работать, когда вы подбирали материал, когда изготавливали вазы и шили салфетки, и придумывали букеты, или когда накрывали на стол?
Что с сегодняшнего занятия вы возьмете в вашу будущую семейную жизнь?
Как вы считаете, удалось ли нам украсить серые дни?

Похожие публикации