Научно исследовательская работа школьника литературе. Темы исследовательских работ по литературе

Статья на педагогическую тематику «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках литературы»

Автор: Щёлокова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ посёлка Восход Балашовского района Саратовской области
Описание материала: Предлагаю вам статью по теме «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках литературы». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, студентам филологического факультета высших учебных заведений. Статья поможет педагогам, занимающимся исследовательской деятельностью, повысить интерес обучающихся к поисковой деятельности, сделать процесс обучения литературе более содержательным и интересным.

«Исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления», - писал литературовед, педагог М. Г. Качурин.
Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности.
Исследовательская деятельность в двадцать первом веке является одним из приоритетных направлений развития современного образования. Поэтому сегодня так актуальны проблемные уроки, уроки открытия истины, уроки - исследования. Исследовательская деятельность на уроках литературы должна мотивировать обучающихся к поиску, развивать умение самостоятельно обобщать прочитанный или анализируемый материал, приводить аргументы и делать выводы. Поиск необходимого решения проблемы способствует формированию самостоятельной позиции обучающихся, их готовности к саморазвитию и социализации.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе, начиная с 5 класса, тем более что новые стандарты образования предполагают значительные изменения в целях и задачах образования, смещение акцентов на формирование общеучебных умений, ведущее место среди которых занимает исследовательские умения. Это значит, что любое обучение должно заканчиваться выходом на поисковую, творческую работу.
Курс литературы в 5 классе предоставляет много возможностей для этого. Уже на первом занятии по теме « Роль книги в жизни человека» задаём проблемный вопрос: каково значение книги и чтения в жизни людей? Загадки о книге, выступление библиотекаря, статистические данные о читателях школы позволят обучающимся включиться в осознание проблемы и наметить пути её решения. Дети, работая со статьёй учебника, слайдами презентации, вдруг сталкиваются с проблемой: если в 20 веке наша страна была самой читающей в мире, то сегодня традиция любви к чтению стала утрачиваться.
Далее используем приём «Три вопроса»:
Что знаю о проблеме роли книги в жизни человека? Что хочу знать? Как узнать? Предметом исследования становится книга.
Организуем работу в группах. Первая группа рассказывает об анатомии книги (переплет, корешок, каптал, форзац, фронтиспис, титульный лист, книжный блок, колонцифра, ляссе, концевой титульный лист, нахзац). Вторая группа готовит сообщение «Путеводитель по книжным страницам» (титульный лист, предисловие, оглавление, справочный аппарат, иллюстрации и т.д.). Третья группа систематизирует материал по теме: «История жизни книги». Дети фиксируют результаты групповых выступлений в тетрадях и переходят к работе с высказываниями известных писателей о роли книги в жизни человека.
Цитаты на доске:
Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник. Э. Хемингуэй.
Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней - память человеческого рода, она - рупор человеческой мысли.
Мир без книги - мир дикарей... В. Розанов.
Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной. Ж. Санд.
Без книг мы теперь не можем ни жить, ни бороться, ни страдать, ни радоваться и побеждать, ни уверенно идти к тому разумному и прекрасному будущему, в какое мы непоколебимо верим. К. Паустовский.
Чтение - это один из истоков мышления и умственного
развития. В. Сухомлинский.
Книга делает человека крылатым. Ф. Гладков.
Следующий этап урока – вопросы учителя:
- Какие книги вы прочитали летом?
- Какие произведения оставили свой след в вашей душе?
- Какую роль играют книги в вашей жизни?
Обучающиеся делают выводы и подходят к заключительному этапу – рефлексии: на специально прикреплённом на доске плакате «Книги, которые выбирает 5 класс» записывают названия своих любимых книг.
Важную роль в создании ситуаций, требующих применения исследовательских умений, играет организация проблемно – диалогового взаимодействия. Среди многообразия приёмов проблемно – диалоговой технологии необходимо выделить:
- подводящий к знанию диалог (цепочка посильных для обучающихся вопросов);
- побуждающий к гипотезам диалог (Какие есть предположения? Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать? Какой план действия предлагаете? Кто думает иначе?).
Самый простой, но действенный приём на уроках открытия истины - предъявление классу противоречивых фактов. Например, проблема авторства романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» в 11 классе, факты биографии С. А. Есенина в 9 классе, судьба Андрея Соколова и советских военнопленных в годы Вов (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека», 9 класс). Продуктивны также такие уроки литературы в рамках проблемно – диалогового обучения, на которых сталкиваются разные мнения учеников в сочетании с вопросом или практическим заданием на новый материал. (Проблема воспитания в рассказе И. А. Бунина «Цифры»: потакать детским слезам или стоять на своём? Проблема отношения к главному герою: чего больше - осуждения или сочувствия заслуживает Печорин?).
Содержательными и интересными делают уроки литературы разнообразные приёмы исследовательской деятельности, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся и направить её в область исследования. Результативными являются следующие формы работы:
- «Исследуем текст». Пример: «Поэтический хронотоп в балладе В. Жуковского «Светлана».
- «Разгадываем тайну слова». Пример: «Что таит в себе слово «червлёный» из «Слова о полку Игореве»? «Тайна слова «Зиждитель» в оде М. В. Ломоносова».
- «Внимание: эксперимент». Пример: «Словотворчество В. В. Маяковского: пренебрежение нормами русского языка или создание неологизмов для особого художественного эффекта?».
- «Предмет как проблема». Пример: До изучения повести Д. Дефо «Робинзон Крузо» создаётся проблемная ситуация: представьте, что вы очутились на необитаемом острове. Далее задаётся вопрос: что бы вы почувствовали, что предприняли? Учитель предлагает обратиться к произведению и посмотреть, как ведёт себя герой.
При анализе литературных произведений целесообразно также применять такой исследовательский приём, как составление кластера (условной схемы, логически связывающей между собой определённые понятия). Так, используя данный приём, в ходе урока в 7 классе по теме: «Трагизм конфликта отца и сына в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Столкновение любви и долга в душах героев», обучающиеся, разбирая сцену последней встречи Тараса и Андрия, могут раскрыть тему с максимальной точностью. Основа данного кластера – ключевые слова «патриотизм - предательство», к которым были логически подобраны другие понятия, словосочетания, отражающие основной смысл противопоставления. Использование кластера дало возможность подойти к решению проблемы столкновения любви и долга в душах Тараса Бульбы и его сыновей через антитезу «патриотизм – предательство»:
Патриотизм: путь верного воина, преданность товариществу и Отчизне, не «найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!» бесстрашная борьба против врагов отчизны, безграничная любовь и преданность отчизне, патриот - человек с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей Отчизны, живёт, как богатырь, умирает, как исполин.
Предательство: страшный грех, непростительное преступление, измена товарищам, Отчизне, христианской вере, самому себе, личный выбор, ставший трагедией, отказ от матери и Отчизны ради любви и спасения от голодной смерти прекрасной полячки. Время, в котором жил Андрий, исключало возможность проявления сильных чувств. Его душа жаждала любви, долг требовал верности Родине.
В заключение был сделан вывод о нравственных уроках повести Н. В. Гоголя: Тарас Бульба, Остап прошли через муки пыток и погибли, защищая от врагов родную землю и христианскую веру. Родина - святыня, без которых человек не может жить.
Эффективным средством, формирующим исследовательские умения обучающихся и позволяющим раскрыться каждому ученику, является работа в группах. На уроке по повести Д. Дефо «Робинзон Крузо» обучающимся 5 класса можно предложить следующую работу в группах:
Группа 1 – историки - исследователи (работают с творческой историей произведения, авторским замыслом, прототипом героя)
Группа 2 – географы – исследователи (рассказывают о месте, где мог бы расположиться выдуманный Д. Дефо остров)
Группа 3 – творцы (готовят сжатый пересказ главы текста из учебника)
Группа 4 – литературоведы (составляют викторину по произведению)
Группа 5 – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверно использованной информацией, задают вопросы по ходу выступления обучающихся)
В старших классах исследовательская деятельность на уроке литературы опирается уже на проблемный анализ. Обучающимся предлагается прочесть произведение и установить, какие проблемы в нем освещаются (философские, социальные, морально-этические), чётко сформулировать их. Учитель должен идти на урок литературы в старшие классы не с темой, а проблемой, которую необходимо решить. Теперь литературное произведение становится средством для решения нравственных, религиозных, экологических вопросов. Пример: на заключительном уроке литературы в 10 классе по драме А. Н. Островского «Гроза» перед обучающимися ставится проблема: «Кто же Катерина Кабанова: страшная грешница, роковая женщина или цельная натура? ».
И, наконец, метод проектов, который является важнейшим фактором формирования исследовательских компетенций обучающихся. Подготовка и защита проектов с использованием справочных материалов, Интернет-ресурсов переводят изучение произведения в плоскость исследования. Создавая проекты, обучающиеся учатся “добывать ” знания, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы. Главное, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением. Так, итоговой работой в 5-9 классах могут стать проекты: «Памятник любимому писателю или герою», «Пугачёв – народный герой или кровожадный самозванец?», «Почему несчастны «лишние люди»?», «Победитель и побеждённый в поэме А. Пушкина «Медный всадник», «Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Образ русского офицера в романах «Герой нашего времени» и «Капитанская дочка», «Чичиков: делец – приобретатель или человек новой формации?».
Итак, исследование является одной из привлекательных форм работы на уроке литературы, она ведёт обучающихся в область самостоятельных поисков и открытий, формирует активную позицию в процессе обучения, раскрывает личный творческий потенциал детей. Умело организованная исследовательская деятельность повысит глубину понимания произведения, будет способствовать воспитанию желания чтения художественной литературы и развитию речи обучающихся, обогатит их словарь и выведет на новую ступень познания и творчества.

Грибоедов Александр Сергеевич
Комическое и сатирическое в пьесе «Горе от ума».
Одиночество Чацкого в пьесе «Горе от ума».
Особенности поэтического языка «Горе от ума».
Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в контексте русской литературы XIX века (на примере пьесы Е.П. Ростопчиной «Возврат Чацкого», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и пьесы А.Н. Островского «Доходное место»).

Пушкин Александр Сергеевич
Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина.
Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».
Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина.
Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Влияние повести Вашингтона Ирвинга «Сонная лощина» на создание повести «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Дружба в жизни человека (на основе материала лирики А.С. Пушкина).
Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Книжные полки Онегина
Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Природа в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Мода начала XIX века в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Дуэль в жизни и творчестве Пушкина
Значение стихотворения А.С. Пушкина «Рыцарь бедный» в художественной структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
Литературные салоны пушкинской поры
Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина.
Пушкинский интертекст романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

Лермонтов Михаил Юрьевич
Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Москва в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».
Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова.
Смысл названия романа «Герой нашего времени».
Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.
Богоборческая тема в лирике М. Лермонтова

Гоголь Николай Васильевич
Поэтика «бессмыслицы» в произведениях Н.В. Гоголя.
Роль мистики в творчестве великого Н.В. Гоголя
Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России.
Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.

Островский Александр Николаевич
Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
«Бесприданница» А. Островского и «Жестокий роман» Э. Рязанова

Тютчев Фёдор Иванович
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Тютчевские размышления о космосе и хаосе.

Фет Афанасий Афанасьевич
Античные образы в поэзии А.А.Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета.

Тургенев Иван Сергеевич
Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования.
Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Цветопись как средство создания контраста в цикле «Стихотворения в прозе»
Интертекстуальность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Любовь в повести И. С. Тургенева «Ася».
Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Внешний облик «нового» человека («Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского).
Жесты и слова героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Портрет персонажа в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Повесть Толстого «Отец Сергий» и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Традиции русского и немецкого романтизма в очерке И.С. Тургенева «Призраки».

Достоевский Фёдор Михайлович
Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Литературные и культурные ассоциации (цитаты, реминисценции, аллюзии) в романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
Макар Девушкин как предшественник Раскольникова.
Раскольников и «лики зла» в романе Ф.М. Достоевского.
Реформы Александра II и их отражение в романе «Преступление и наказание».
Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание»).
Что читают герои романа «Преступление и наказание»?
Лингвосоционические портреты героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Толстой Лев Николаевич
«Только эта жизнь имеет цену» (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Бальные платья начала XIX века (на материале романа «Война и мир»).
Вооружение русской и французской армии в романе «Война и мир».
Изображение военных действий в произведениях Л.Н. Толстого.
Искусство психологического анализа в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Наполеон на Поклонной горе (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Пейзаж в поздних рассказах Л.Н. Толстого (любое произведение)
Расписание дня дворянина в романе «Война и мир».
Роль сравнений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (несколько эпизодов).
Русский и французский императоры в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Своеобразие творческого метода романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Музыка в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Образ Наташи Ростовой на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Человек на войне в произведениях «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Живые и мертвые» К.М. Симонова.

Чехов Антон Павлович
Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».
Смирение: толерантность ли это (на материале рассказа А.П. Чехова «Размазня»).
Литературные места России А.П. Чехов
Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах Чехова

Бунин Иван Алексеевич
Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
Тема смерти в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Блок Александр Александрович
Символические образы в поэме А. Блока «Двенадцать»
Трансформация идеи вечной женственности В. Соловьёва в образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока
Синий цвет в поэзии А. Блока

Есенин Сергей Александрович
Образ матери в лирике С. Есенина.
Окказионализмы как средство художественной выразительности в лирике С.А. Есенина 1910-1916г.г.
Параллели творчества Сергея Есенина и Алексея Фатьянова
Сергей Есенин – поэзия в цвете

Ахматова Анна Андреевна
Образ Воронежа в стихотворениях О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой
Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой.

Марина Цветаева
Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.
Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.
Образы времени и пространства в лирике Марины Цветаевой на примере анализа стихотворения «Новогоднее».

Булгаков Михаил Афанасьевич
«Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко.
Библейские мотивы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Вечные темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Мастер и Маргарита М. Булгакова и «Фауст» И. Гёте.
Образ Маргариты в романе М. Булгакова и в сериале В. Бортко.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в оценке священнослужителей.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Тема Понтия Пилата у М.А. Булгакова и Шмитта
Экскурсия в «нехорошую квартиру» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Владимир Высоцкий
Военная тема лирики Владимира Высоцкого.
Любовная тема лирики Владимира Высоцкого.

по подготовке исследовательских работ

по литературе

    Выберите (определите), какое произведение вы хотите анализировать.

    Составьте план работы.

    Прежде, чем оформлять работу, подберите необходимый материал, с которым можно работать, на который можно опираться: цитаты из текста, цитаты исследователей, иллюстрации, терминологию, определение терминов и т.д.

    Сохраните всю собранную информацию в документе Word .

    Поэтапно проанализируйте информацию, выберите главное.

    После того, как вся информация готова, начинайте работу с программой Microsoft PowerPoint (образец приведен ниже).

    Информационная часть

    Объект и предмет исследования

    Учащийся выбирает объект своей работы – что он будет исследовать, над чем размышлять, что анализировать.

Пример:

    Произведения приключенческого жанра, а именно – «Пятнадцатилетний капитан» и «Приключения Робинзона Крузо».

    Притчи – несколько притч, которые имеют общую тему.

    Конкретное произведение определенного автора (А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

    После того, как выбран объект, необходимо определить – что именно мы будем изучать :

    доказывать свое мнение – как мы поняли это произведение;

    сравнивать два произведения определенных авторов;

    определять общие черты произведений совершенно разных по теме произведений;

    рассматривать определенное понятие (например: идею, композицию, персонажей, пейзажи, историю создания и т.д.). Можно только одно понятие (идею), можно и несколько.

Пример:

    Объект - произведение А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

    Что будет предметом исследования?

Это может быть характеристика символов в произведении и их общей роли для понимания текста (сам Маленький принц, роза, люди, которые жили на астероидах и т.д.).

Это может быть разбор одного из персонажей (подробный): портрет, значимость персонажа в нашем понимании, значимость в произведении и т.д.

То есть то, ЧТО нас ЗАИНТЕРЕСОВАЛО в выбранном произведении.

Маленькое напоминание: любое произведение - это итог размышлений определенного автора. Чтобы понять произведение, мы должны знать, что собой представляет творческая деятельность писателя, что он хотел показать в своих произведениях, что его волновало.

    Определение темы, цели, задач и актуальности

Тема исследования – это то, что мы хотим рассмотреть (исследовать).

    Избранная тема должна быть проблематичной (иметь неоднозначные трактовки в литературе, недостаточно разработанной на практике, вызывать определенные сложности в понимании или использовании и т.д.).

    Материал должен быть подобран соответственно теме.

    Указаны и кратко проанализированы имеющиеся точки зрения по данной проблеме.

    Ученик должен аргументированно поддержать какую-либо точку зрения, либо объяснить свою точку зрения на основе сравнения имеющихся точек зрения.

    Работа должна обладать логикой в изложении материала, соответствовать научному стилю.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы дос тичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изу ченных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; выявление общих закономерностей; создание классификаций.

То есть – какие выводы мы хотим сделать своим исследованием, какое открытие мы совершили.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

    выявить...;

    установить...;

    обосновать...;

    уточнить...;

    разработать... .

Чтобы достичь цели, необходимо решить определенные задачи.

Задачи – это этапы нашей работы. Этапы идут последовательно.

Значит, мы последовательно, одну за другой, должны решить задачи.

Пример:

Я ставлю цель – выявить символическое значение персонажей произведения

( или: уточнить значимость произведения, установить взаимосвязь между персонажами, событиями и т.д.).

Как мне достичь поставленной цели? Я должна (должен) решить задачи – по определенным этапам доказывать свои взгляды, мнение по выбранной теме. Чтобы было понятнее: задачи – это пункты плана, по которому мы будем проводить исследование. Допустим, наша цель - выявить символическое значение персонажей произведения, тогда я должна решить задачи:

    Рассмотреть особенности творчества автора произведения и историю создания самого произведения.

    Рассмотреть (проанализировать, охарактеризовать) персонажи произведения.

    Определить - символом чего является конкретный персонаж.

    Сделать выводы – общее значение персонажей произведения.

Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи. В чем новизна нашей работы, почему мы заинтересовались этой темой. В качестве актуальности можно подобрать цитату, которая отобразит смысл работы.

    Работа с информацией (материалом)

    Подбирается материал, с помощью которого можно аргументировать свое мнение (доказать свою мысль).

    Вся информация располагается соответственно установленному плану, выбирается только самое необходимое – четко по задачам и поставленной цели, так как лишняя информация – это уже отход от темы и нарушение.

    Мысли и мнения должны подтверждаться цитатами из текста, если приводится высказывание – указывается, кто автор слов.

    Так как работа исследовательская, она имеет опору на научные знания – на теорию литературы. Следовательно, в работе необходимо грамотно использовать литературные термины, объяснять эти термины (давать им определение, что они значат).

    Заключение

Заключение должно отражать главную мысль выбранной темы. Только после решения задач подводится итог работы. Прописываем выводы по решенным задачам (что мы рассматривали, чего достигли, какие открытия сделали). После этого прописываем – какой цели мы достигли.

Напоминаю:

решение задач помогает достигнуть поставленной цели.

Цель – это подробное раскрытие выбранной темы.

    Пример оформления:

1 слайд

«Лицевой лист»

2 слайд:

Тема, цель, задачи

3 слайд

Актуальность

4 слайд

(решаем поставленные задачи одну за другой)

Задача 1. Ознакомиться с мировоззрением и творческими принципами Гёте

(не пишется).

5 слайд

Задача 2. Ознакомиться с историческими данными о реальном образе доктора Фауста (не пишется).

6 слайд

7 слайд

Задача 3. Рассмотреть трактовку образа Фауста в различных видах искусства

(не пишется).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Если используется литературный термин, необходимо выписать его определение.

Пример:

8 слайд и 9 слайд

Последний слайд

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ)

Удачи в творческом поиске!

Танашевич Александра Александровна

На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?

ХМАО-Югра

МКОУ «Андринская СОШ»

Опыт работы учителя русского языка и литературы

Полегешко Светланы Александровны

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Всем известно, как трудно сейчас привлечь детей к чтению, поэтому перед учителем литературы стоит важная задача: добиться того, чтобы, придя на урок, учащиеся знали и понимали, для чего они сюда пришли, чтобы хотели читать и научились читать, чтобы каждый урок помогал ученику состояться человеком, личностью.

В течение последних лет в рамках изучения литературы в 5-9 классах я работаю по учебно-методическому комплексу В.Я. Коровиной, который, на мой взгляд, предусматривает интересный подход к изучению и преподаванию литературы, а именно: формирует представления о специфике литературы как искусства слова, развивает умение осознанного чтения, аналитическое и образное мышление, воспитывает гражданскую ответственность, духовность и культуру. В 10 классе обучение ведется по учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова, в 11 классе – по учебнику В.А. Чалмаева, С.А. Зинина. Здесь представлен золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы, являющиеся животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное развитие личности.

Работая по этим учебно-методическим комплексам, я основываюсь на индивидуально-личностном подходе к учащимся. Ведущим методом обучения и воспитания при изучении художественных произведений является исследовательская деятельность. Многолетняя практика использования данного метода показывает, что благодаря разным видам исследованиий у учащихся происходит обширная познавательная деятельность, формируются умения и навыки самостоятельной работы, развиваются творческие способности. Кроме того, исследовательская деятельность играет важную роль в нравственном и эстетическом воспитании, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию школьников. В своей работе использую идеи известного литературоведа и педагога М.Г. Качурина.

Материал, представленный в учебных пособиях – это обширное поле для исследовательской деятельности не только учащихся, но и учителя. Процесс исследовательской деятельности строю по следующему принципу: объекты исследования рассматриваются через различные виды исследования в аспекте целей и задач, которые ставлю перед собой и учащимися при изучении того или иного произведения, отсюда – к результатам исследования.

Основные цели исследовательской деятельности: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических способностей, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого, написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Исходя из этих целей, формирую определенные задачи. В первую очередь, это освоение художественного текста через личность писателя, литературную эпоху. Еще одна важная задача - развитие речи и формирование культуры речи учащихся. Здесь же развитие творческих способностей, что ведет к раскрепощению ребенка, помогает учиться владеть собой и ситуацией. Не менее важна задача по усвоению литературоведческих понятий, так как знание теории позволяет глубже проникать в художественный текст, наиболее точнее и правильнее понимать авторскую позицию, видеть мастерство писателя. На уроках часто использую музыкальное и художественное оформление, уделяю время, чтобы немного рассказать о композиторе или художнике, творчество которого помогает в освоении художественного произведения. Следовательно, организовать связь литературы с другими видами искусства – это еще одна задача моей работы.

Все эти цели и задачи, тесно взаимодействуя друг с другом, помогают в осуществлении самого важного – помочь каждому ученику сформироваться как личность. Исходя из этого, я рассматриваю предмет литературы как предмет, формирующий человека.

Остановлюсь подробно на каждом этапе работы. Главным объектом исследования является, конечно, художественное произведение, его тема, идея, поднимаемая автором проблема. Не менее важно увидеть и личность творца, ту сторону жизни, которая взрастила писателя, стала почвой его художественного мира. Поэтому в уроки включаю сообщения, доклады, презентации учащихся о личности писателя, его творческой мастерской, готовлю с ребятами литературно-музыкальные композиции о жизни и творчестве выдающихся мастеров слова. Использую такой прием исследования, когда личность писателя, его художественный мир стараемся увидеть через языковые особенности произведения. Такая работа не только формирует исследовательские умения и навыки, но и способствует совершенствованию устной и письменной речи, расширению лексикона учащихся, делает ребят свидетелями того, как из обычных слов рождается произведение художественной литературы. К примеру, это уроки по творчеству Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этом направлении разработала систему уроков-исследований (6-11 классы) «Поэтический мир Николая Рубцова», которая в старших классах завершается большой литературно-музыкальной композицией. Как результат этой исследовательской деятельности учащейся 9 класса был подготовлен проект на тему: «Образ звезды в поэзии Николая Рубцова», который она успешно защитила на научно-практической конференции. В рамках языковых особенностей произведения одной из моих учениц также была подготовлена исследовательская работа «Роль цветописи в феерии А. Грина «Алые паруса», представленная на научно-практической конференции.

В тесной связи с личностью писателя идет разговор о литературной эпохе и литературно-критических статьях, опять-таки путем исследования либо через дискуссию, либо через проблемную ситуацию. Например, всегда интересно проходят уроки на темы: «Над чем смеялся бы Чехов, если бы жил в наше время?», «Кто прав?» (урок по критическим статьям Белинского и Писарева о драме А.Н. Островского «Гроза»).

У каждого читательского поколения своя интерпретация художественного произведения, поэтому очень важно донести до ребят время и эпоху, в которую было написано произведение или в которую происходят его основные события, помочь им понять то поколение, увидеть мир глазами прошлого, чтобы художественное произведение открылось. Всем известно, что без прошлого не может быть настоящего. На каждом уроке должно осуществляться воспитание мыслящего, вдумчивого читателя, должно происходить формирование культуры восприятия художественного текста. Сейчас на вопрос о том, прочитал ли то или иное произведение, от ребят можно часто слышать такие фразы: «Прочитал, но ничего не понял». Это говорит о том, что если даже дети читают, то зачастую читают чисто механически, лишь бы прочитать, не понимая смысла прочитанного. Это говорит и том, что учащиеся часто очень далеки от представленной в произведении временной эпохи, поэтому им трудно воспринимать читаемое. В связи с этим основная моя задача как учителя литературы – научить своих учеников не механической работе чтения, а сосредоточенному вниманию в процессе чтения, желанию услышать голос автора, видеть за каждым словом глубокий смысл, иначе говоря, привить интерес к чтению. Следовательно, чтение должно стать настоящим творчеством, искусством, только тогда откроется духовная ценность художественного произведения.

Важным объектом исследования, несомненно, является литературный образ – удивительное преображение героя произведения в Жилина или Тараса Бульбу, Сильвио или Чичикова. В произведении, как правило, ни один образ, а несколько, все они взаимосвязаны друг с другом и образуют систему образов. Немаловажное значение в раскрытии замысла писателя имеет и образ рассказчика. Например, рассматривая «Повести Белкина» и исследуя образ рассказчика, говорим о нем как объединяющем все повести в один цикл.

Виды исследований использую весьма разнообразные. Во главе, конечно, анализ художественного произведения, хотя существует мнение, что это форма работы себя изжила. Я думаю иначе: произведения, которые включены в школьную программу, - великие творения литературы, содержание их бесконечно, а каждое читательское поколение, как говорилось выше, воспринимает их по-своему. Следовательно, каждому поколению читателей предстоит исследовательская работа, основанная именно на анализе произведения. Анализ произведения тесно взаимодействует с такой формой работы, как дискуссия. Дискуссия нужна, когда нужно разобраться в том, что по-разному трактуется наукой, что не выяснено до конца или вообще не может иметь конечного решения. Для учащихся любого возраста как вид исследования часто использую проблемную ситуацию, так как проблема способствует глубокому проникновению в художественный текст, развитию у учащихся способностей самостоятельно мыслить, оценивать ситуацию, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Стараюсь, чтобы поставленная проблема была не только темой урока, а жгучей, злободневной, личностно-значимой. К примеру, использую такие проблемные ситуации: «Возможен ли Хлестаков в наше время?» (8 кл.), «Мог ли поступить Тарас Бульба иначе?» (7 кл.), «Что произойдет с Диной после побега Жилина?» (5 кл.), «Как сложилась бы жизнь Олеси, если бы она осталась с Иваном Тимофеевичем?» (11 кл.) и другие. Для учащихся 5 и 6 классов как форму исследования часто использую игру. Такие уроки никогда не проходят даром, они всегда становятся интересным общением, где каждый может высказать свое мнение, способствуют развитию эмоциональных чувств у учащихся.

Важным видом исследования является творческая работа, которая реализуется в урочной и внеурочной деятельности. В первую очередь, это устные или письменные развернутые ответы, отзывы, рецензии, эссе, сочинения-рассуждения – их темы также основываются на проблемных ситуациях. Это позволяет учащимся путем соприкосновения с авторским словом через глубокое проникновение в художественный текст высказать свое мнение по поставленной проблеме.

Очень люблю такую форму творческой работы, которую использую в своей работе, как инсценировка. На протяжении многих лет я руководила школьной театральной студией, совместно со своими учащимися подготовила множество сценических постановок: от инсценирования отдельных эпизодов произведения до настоящих спектаклей. Здесь же и литературно-музыкальные композиции. В моей копилке спектакли по таким известным всем произведениям, как «Приключения Буратино, или Золотой ключик» (А.К. Толстой), «Двенадцать месяцев» (С.Я. Маршак), «Барышня-крестьянка» (А.С, Пушкин), «Недоросль» (Д.И. Фонвизин), «Дядюшкин сон» (Ф.М, Достоевский), с которыми мы выступали на районных конкурсах театральной деятельности. Работа эта очень трудоемкая, и идет она хорошо лишь тогда, когда к ней есть уважительное и ответственное отношение. Произведение, по которому идет постановка, нужно освоить, найти в нем что-то свое близкое. Следовательно, нужна творческая интерпретация, такое восприятие и истолкование произведения, которое становится личным. А значит, без исследования не обойтись. Дело это нелегкое, требующее времени, но это время не потерянное, так как у ребят обогащается восприятие, развивается читательская фантазия, культура речи, пробуждается творческий интерес к произведению, раскрываются актерские способности. Все это, несомненно, способствует освоению учебного материала и развивает читательский интерес. Репетиции спектакля – это тоже уроки, но уроки искусства, общения, раскрепощения, где каждый может проявить себя иногда даже с неожиданной стороны. Такие уроки – это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, на духовном равенстве.

Инсценировки или чтение по ролям практикую на уроках, это также способствует раскрытию творческих способностей ребят, развитию речи и формированию культуры речи (Рассказы А.П. Чехова, Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Алые паруса» А. Грина, «Неизвестный цветок» А. Платонова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова и др.).

Вершиной исследовательской деятельности является научная работа. Виды ее весьма разнообразны: сообщения, доклады, рефераты, проекты, которые позволяют учащимся путем глубокого анализа благодаря умению самостоятельно работать рассматривать ту или иную проблему с научной точки зрения. Обучение этой форме исследовательской деятельности начинаю с 5 класса, от класса к классу постепенно усложняя процесс работы, чтобы в итоге к старшим классам у учащихся сформировался навык оформления научной работы. Наиболее приемлемая форма работы в этом направлении – проект. К примеру, в 5,6 классах предлагаю ребятам разработать проекты при изучении лирических произведений. Например, к изучаемым стихотворениям подобрать соответствующие иллюстрации и музыкальные произведения, оформить это в виде презентации, а затем на уроке представить и прокомментировать. В 7 классе такую форму работы использую при изучении былин («Былинные богатыри в изображении русских художников»), во время изучения рассказов А.П. Чехова («Рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях»). В 8 классе темами исследовательских проектных работ могут быть «Сценическая история бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» или «Роль пословиц и поговорок в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Со своими проектными работами мои ученики ежегодно выступают на научно-практических конференциях, показывая хорошие результаты своей исследовательской деятельности. Темы работ, получившие высокую оценку экспертов: «Роль цветописи в феерии А. Грина «Алые паруса», «Образ звезды в поэзии Николая Рубцова», «Загадка Пилата» (по романам М. Булгакова и «Плаха» Ч. Айтматова, «Особенности жанра «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, «Роль пословиц и поговорок в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и др.

Использование метода исследования при изучении художественного произведения позволяет мне добиваться неплохих результатов. Большинству ребят нравятся уроки литературы, они с увлечением занимаются проектной деятельностью, подготовкой инсценировок произведений. Благодаря этому у учащихся повышается уровень культуры речи, ребята умеют отстаивать свое мнение, хорошо виден рост их умственного мышления, творческих способностей, формируется инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации и активной адаптации в обществе.

Исследование – это и дело учителя. И пока я учу, учусь сама у своих учеников. Учусь исследовать не только художественный текст, но и восприятие этого текста моими учениками. Стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были интересными и необыкновенными, чтобы урок был не просто работой, а интересным и полезным общением. Стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок поверил в себя, в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, воздействуя яркими примерами из литературных произведений.



Похожие публикации