Литература раннего средневековья кратко. Литература раннего Средневековья (ХII-ХIII вв.). Средневековье на Востоке

Эпоха средних веков в Западной Европе делится на следующие периоды: VI-X века — раннее средневековье, это период разложения античности, победы христианства, формирования феодальных государств; XI-XIII века — зрелое средневековье, период развитого феодализма; XIV-рубеж XVI-XVII веков — позднее средневековье, или Возрождение, когда идет разложение феодализма, зарождаются капиталистические отношения, складывается светская гуманистическая идеология, но еще при господстве религиозного сознания.

Как и античность, средневековая культура относится к традиционалистскому типу, направленному на воспроизведение готовых образцов и норм, но на смену образцам и нормам языческой античности — политическим, общественным, нравственным, эстетическим — пришли куда более строгие, ответственные нормы христианства.

Христианская церковь уверенно руководила всеми сторонами жизни Западной Европы. Христианство — религия значительно более требовательная к моральному облику человека, чем религии древности. Христианское сознание рассматривает земную жизнь как временную, как подготовку к истинной, вечной загробной жизни. Земная жизнь христианина регулируется страхом перед Страшным судом, когда душа предстанет перед непогрешимым и окончательным Божьим судом. От того, как прожита земная жизнь, зависит место души в жизни вечной: праведники обретут спокойствие в раю, а грешники, в зависимости от степени прегрешений, отправятся либо в чистилище, либо на муки в ад.

В средние века церковь была главной цивилизующей, международной и политической силой. Эта сила заключалась в строгой иерархии ее устройства, в твердости вероучения, в гибкости идеологии и пропаганды. Церковь не признавала над собой власти государей и светского суда; власть наместника Бога на земле, Папы Римского, стояла над властью земных правителей, королей и князей. Церковь не только боролась с язычниками и насаждала христианство, но в христианских странах своим авторитетом и богатством освящала троны, способствовала внутригосударственному устройству, а на повседневном уровне выработала гибкую систему контроля над душами верующих.

Средневековый человек воспринимал мир как проявление единой божественной воли, как свидетельство всеблагого божественного замысла. В каждом предмете, в каждом явлении запечатлены следы Творения, то есть Бог проявляется в любом своем творении, повсеместно свидетельствует о себе. Христианский Бог един и всеблаг, суров, справедлив и одновременно безгранично милосерден; его совершенство умонепостижимо, в Бога можно только верить. Поэтому средневековый человек, стремясь постичь Бога, приблизиться к нему, должен был полагаться не столько на рациональный анализ (чистый ум, не согретый верой, с религиозной точки зрения, верный путь к греху гордыни, самовозвеличения), сколько на интуитивное проникновение в божественный замысел, а для этого требовался универсальный, всеохватный подход к миру. Творение надо было понять как законченное всеединство, а в научных понятиях, в поэтических образах, в линиях и красках, в музыке выразить это понимание.

Поэтому главные свойства средневекового мышления, пронизывающие все средневековое искусство, — универсализм и символизм, и наиболее наглядное выражение они нашли в главных памятниках средневековой культуры, в соборах. Характерный для зрелого средневековья готический собор — своего рода энциклопедия в камне, он заменял неграмотному средневековому крестьянину книгу и школу. Всей своей архитектурой — устремленными ввысь шпилями, узкими резными колоннами, сложной организацией громадного внутреннего пространства - собор выражал идею порыва к небу, к Богу, воспроизводил модель законченного, завершенного космоса. Внутреннее убранство собора — статуи, витражи, барельефы, фрески — отображало основные эпизоды библейской и евангельской истории, жизнь земную и небесную. Собор был не только храмом Божьим, но и центром городской жизни: кроме регулярных служб, обрядов и церковных праздников, здесь ставились театральные представления, мистерии. Собор — образ, символ мира, каждый его элемент выражает мир трансцендентный, свидетельствует о высшей реальности, о Боге.

Мир средневекового человека — готовый результат божественного творения, застывшее в предметности царство ничем не нарушаемой гармонии. Это мир пространственный; жизнь в нем течет медленно, общественный и личный ритмы жизни совпадают, и в этом разном ощущении времени и отношении к нему — существенная разница между сознанием средневековым и современным, для которого мир вовсе не результат, а процесс.

Церковь же выступала в средние века своеобразной хранительницей античного наследия. Древность была единственным источником знаний, поэтому латынь была не только языком международного общения, но и языком образования. Хотя в школьном образовании использовались тексты Вергилия, перетолкованного в "христианина до Христа", Цицерона и Сенеки, античность в целом была совершенно чужда средневековому христианину, и он представлял ее себе весьма смутно, на уровне отдельных сведений, вырванных из исторического контекста. На латыни в средние века еще создавались литературные произведения, но одновременно в этот период зарождаются новые национальные литературы западноевропейских народов, и эти литературы создаются на новых языках. Все они проходят одинаковые стадии формирования национальных литератур, все они, как и литература античности, вырастают из фольклорной традиции, и на первой, доавторской стадии генетически связаны с фольклорной традицией. Литература раннего средневековья, или "темного времени", как раз и представляет эту доавторскую стадию литературного развития, и главный жанр на этой стадии — народно-героический эпос. Позже, по мере разложения эпического сознания и усложнения форм культуры, складывается литература авторская, и в эпоху высокого средневековья самым популярным из эпических жанров становится рыцарский роман, отразивший этос привилегированной верхушки общества, рыцарского сословия. Еще позже в Италии, где раньше всего в Европе зародились капиталистические отношения, возникает еще один малый эпический (уже в узком смысле "повествовательный") жанр — новелла, свидетельствующий о том, что литературы на новых национальных языках открывают для себя новую сферу, жизнь частного человека.

МАОУ СОШ №81

Слайд 2

Средневековая литература - литература, принадлежащая периоду, который начинается в поздней античности (IV-V века), а завершается в XV веке. Самыми ранними произведениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу стали христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340-397), работы Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410-428 годы), перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом Стридонским (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII-XIII веках. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в Италии в XIV веке, в других странах Западной Европы - в XV веке. Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV-XV и XVI веках.

Слайд 3

Средневековые жанрыЖанровое деление латинской литературы в целом воспроизводит античное. В «вернакулярных» литературах, напротив, идет бурный процесс жанрообразования.Стих и прозаПоявление письменной прозы ознаменовало глубокий сдвиг в традициях. Этот сдвиг можно считать границей между архаической эпохой и Новым временем.До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность. Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, - это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман.Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII-XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV-XV веках часто встречается смесь стихов и прозы - от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.

Слайд 4

Средневековая поэзияВ лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, крупнейших лирических поэтов средних веков, мы находим полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики. Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера, а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), - происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Куртуазная поэзия, как и всякое литературное направление, имеет свои жанры. Как правило, их разделяют на несколько групп: песни о крестовых походах – альба, баллада, романс, пасторела; ткацкие песни – кансона, сирвента; песни о неудачном замужестве – тенсона, плач. Теперь подробнее об этих жанрах:Альба – 1) Утренняя поэзия трубадуров. 2) Утренняя заря. 3) строфическая песня, описывающая расставание влюблённых утром, после тайного свидания. Часто А. принимает форму диалога.Пасторела – 1) В лирике трубадуров диалог рыцаря и пастушки. 2) лирическая песня изображающая встречу рыцаря и пастушки и их спор. Чаще всего П. представляет собой стихотворный диалог, которому предписано небольшое введение, описывающее встречу.Кансона – 1) Песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами, и отличающаяся изысканным и сложным строением строфы, соединяющие части стихи разной длины.Сирвента – строфическая песня, разрабатывающая политические или общественные темы, а также часто содержащие выпады поэтов против своих врагов. Тенсона – спор, разделённая игра, раздел, стихотворный спор двух поэтов, представляющий собой диспут на любовные, поэтические или философские темы.Плач – очень близок к сирвенте, выражает печаль поэта по поводу смерти важного сеньора или близкого человека. Баллада – первоначально в провансальской поэзии, небольшая незамысловатая песенка с рефреном для сопровождения танцев. Романс – небольшое лирическое стихотворение песенного типа обычно любовной тематики.

Слайд 8

Омар Хайям – сочетание науки и искусства Годами жизни обладавшего поразительной мудростью и невероятным складом ума Омара Хайяма, называют промежуток времени от 18 мая 1048 г. до 04 декабря 1131 г. н. э. Родился великий поэт в небольшом городке Нишапур, расположенном в местечке Хорасан (теперешняя провинция Ирана). Помимо написания великолепных стихов, в которых Омар Хайям выступает как интересный собеседник, дающих житейские советы, поэт также был гениальным математиком, астрономом и философом своего времени. Однако на тот момент его труды не нашли практического применения, в результате чего его имя не связывают с какими-либо открытиями в данной сфере. Еще при жизни Омаром Хайямом была написана книга «Алгебра», и только значительно позже (в 19-ом веке), ученые-математики были удивлены тем, насколько точно определил поэт многие математические законы.

Слайд 9

Родоначальник поэзии эпохи Возрождения – Франческо Петрарка Великий поэт средневековья Франческо Петрарка был рожден 20 июля 1304 г. в одном из итальянских городов – Ареццо. Его отцом был флорентийский нотариус, изгнанный вместе с Алигьери в связи с приверженностью к партии «белых». Одно из великих произведений, написанных Петраркой – «Книга песен» – стала образцом европейской лирики. Главной отличительной чертой Франческо Петрарки были его способность любить и необходимость быть любимым. Помимо этого, Петрарка крайне дорожил дружбой. Вообще, современники отмечали, способность Петрарки чересчур близко воспринимать окружающую его действительность. О любви этого величайшего поэта к Лауре написано немало книг. Увидев ее впервые, Франческо Петрарка сразу же почувствовал непреодолимую тягу к ней. Впоследствии он пронес данное чувство сквозь всю свою жизнь. Пронесшаяся по Европе в 1348 году эпидемия чумы унесла жизнь возлюбленной Петрарки. Ее смерть поэт воспринял как крушение всей своей жизни

Слайд 10

Загадочный автор «Декамерона» – Джованни Боккаччо Появление на свет одного из всемирно известных итальянский писателей – Джованни Боккаччо, окутано завесой тайны. Датой его рождения считают 1313 год, датой смерти называют 1375. По одной версии Боккаччо был рожден в Париже, в результате случайных отношений между флорентийским купцом и знатной француженкой королевского происхождения. По другой версии местом его рождения называют Флоренцию или Чертальдо, где у его отца находилось собственное имение. Единственным точным фактом его рождения является то, что он был незаконнорожденным ребенком.

Слайд 11

Вечные споры о великом Франсуа Рабле Франсуа Рабле был рожден в 1494 году в маленьком городке Шиноне, что расположен в живописной долине реки Луары во Франции. О семье Рабле известно, что мать его умерла очень рано, а отец был землевладельцем и адвокатом (иные версии гласят, что отец Рабле был аптекарем или владел небольшим кабачком). В молодости Франсуа Рабле перепробовал несколько профессий. Он успел побывать и монахом, и священником, и даже врачом. Но истинное свое призвание Рабле видел в литературе. Соотечественники писателя относились к нему по-разному. Некоторые считали его непристойным и даже греховным. Но большинство все же сходилось во мнении, что Франсуа Рабле гениальный писатель, один из создателей мировой французской литературы.

Слайд 12

«Дон Кихот» своего времени – Мигель де Сервантес Сааведра Поэт и писатель с несчастливой судьбой – Мигель де Сервантес Сааведра появился на свет в 1547 г., в испанском городке, названным Алькала-де-Энарес. О раннем периоде жизни писателя мало что известно. На протяжении всего существования, Сервантес был крайне беден. Большую часть жизни он посвятил служению в армии, участвовал во многих военных компаниях и морских сражениях.

Посмотреть все слайды

Осуществлённый Иеронимом Стридонским (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.

Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества , культурным влиянием античного мира и христианством .

Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII -XIII веках . В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература , героический эпос . Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в [Италия|Италии] в XIV веке , в других странах Западной Европы - в XV веке . Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV - и XVI веках .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Средневековая литература (рус.) История средних веков.

    ✪ история #27 Средневековая литература

    ✪ Средневековая литература. История 6 класс.

    ✪ Средневековая европейская культура

    ✪ Литературоведение: Средневековье || GingerInBooks

    Субтитры

Латинская и народная литература

Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской , исландской) выражается в сказочности - красивых и авантюрных элементах куртуазной литературы. Параллельно происходит смена аффективной мотивации поступков героев на более сложную - морально-психологическую.

До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность. Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, - это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари . За прозу сразу же ухватился роман.

Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII-XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV-XV веках часто встречается смесь стихов и прозы - от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.

Средневековая поэзия

В лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери , крупнейших лирических поэтов средних веков, мы находим полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики . Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера , а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), - происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание.

Корни литературы Средневековья уходят в 4-5 столетия, в период, когда на руинах Римской империи создаются новые государственные объединения, сформированные варварскими народами. В период Средневековья зарождается новая, в сравнении с античностью, система эстетического мышления, созданию которой поспособствовало христианство, народное творчество «варварских» народов и влияние античности. Средневековое мышление отличается умением сочетать тонкую восприимчивость к разным экзотическим влияниям и систематическую разработку наследия прошлого, а также уникальное умение вновь открывать и применять древние наработки крестьянской, автохтонной культуры, сохранившиеся «под крылом» римской цивилизации.

Стоит подчеркнуть, что в Средние века на литературу очень глубокий отпечаток наложило религиозное мышление, оно также ввело в литературный оборот аллегорию и элементы символического восприятия действительности. В ассортименте литературы Средних веков было огромное количество жанров с церковным происхождением, к примеру, культовая драма, гимн, жития святых и прочее. Кроме того, с клерикальной литературой связаны зачатки историографии и обработка библейских легенд и мотивов.

В период с 11-го по 14-е столетие средневековую литературу можно связать с фольклором. Но не слишком буквально. Фольклорная песня или сказка внеличностные, в то время как главная черта литературного текста - это намеренная индивидуальность, неповторимость и четкая конкретность. Средневековые произведения того времени обладают некой двоякостью, то есть, некоторые тексты близки к литературному труду в современном понимании, а другие, такие как песни о деяниях, - ближе к фольклору. Впрочем, сам термин «фольклор» имеет способность относиться к двум различным реальностям, что зависит от того, какую социальную функцию они выполняют.

Классификация литературы Средних веков

Литературное искусство Средневековья делится на два этапа, которые связаны с характером социальных отношений, а именно: литература периода упадка родового строя и зарождения феодализма, которые припадают на 5-10-е столетия, а также литература стадии развитого феодализма в 11-15-х веках. Первый период характерен для памятников народного поэтического творчества, а второй классифицируется как литература феодально-рыцарская, народная и городская, которая появилась в двенадцатом столетии. Все выше перечисленные стихии существуют как параллельно, так и сложно переплетаясь, но все же основой для всей литературы Средних веков остаются произведения народной поэзии. Городская литература, начиная с 12-13-х веков, развивается очень быстро и стремительно и во многом впитывает в себя клерикальную литературу. В этом периоде разделение средневековой литературы становится более «размытым» и условным. Аскетическое мироощущение приглушается, а теплые тона отношения к миру становится ведущим.

В средневековой словесности отчетливо различаются три литератур-ных пласта:

    церковно-религиозная литература;

    рыцарская литература, непосредственно связанная с правящим классом феодального общества;

    городская литература.

Наиболее значительна среди них рыцарская литература, представлен-ная героическим эпосом, куртуазной лирикой и романом.

К самым ранним образцам средневекового эпоса относятся предания древних ирландцев - ирландские саги , возникшие во II - VI ве-ках и исполнявшиеся народными певцами, бардами. Особенно интересен цикл саг древнеирландского племени ýладов. Герой этих саг - богатырь Кухулин, «не имеющий равных среди смертных», который гибнет, защищая родную землю от чужеземцев.

Образец эпоса скандинавских (северогерманских) народов - «Стар-шая Эдда» , с примыкающими к ней исландскими сагами и поэзией скаль-дов , скандинавских поэтов из среды дружинников.

Дошедшая до нас в рукописи XIII века «Старшая Эдда» была названа так в отличие от «Младшей Эдды», ранее найденного трактата о твор-честве скальдов. Она состоит из мифологических, героических и морально-поучительных песен, излагающих житейскую мудрость раннего Средневековья. Цикл мифологических песен повествует о богах древних сканди-навов, áсах . Главным из них является Óдин (Вóдан, Вóтан у германцев), хозяин Вальхаллы. Одину подчинены воинственные валькирии, которые уносят в Валь-халлу павших воинов.

Из героических песен «Эдды» выделяется цикл песен о нифлунгах (нибелунгах) - сказочных карликах, обладателей золотого клада. Коварный бог огня Локи отнял этот клад, в результате чего золото нифлунгов, переходя из рук в руки, становится причиной кровавой распри, смерти героев, гибели целых племен. Сюжет этого предания лег в основу средневековой немецкой поэмы «Песнь о нибелунгах».

Итак, в эпосе раннего Средневековья отразился образ жизни древ-них варварских племен, а также их мифология, более суровая и мрачная в сравнении с греческой.

Эпос зрелого Средневековья - новая ступень в истории этого жанра. Его сюжетной основой явились предания о времени великого переселения народов («Песнь о нибелунгах»), о норманнских набегах (не-мецкая «Кудруна»), о войнах Карла Великого (французский эпос), о бо-рьбе с арабским завоеванием (испанская «Песнь о моем Сиде»). Истори-ческой же почвой стала эпоха государственной консолидации, формирова-ния феодальных общественных отношений.

Если в более ранних памятни-ках прославлялся героизм людей, борющихся за интересы своего рода и племени, то в эпосе зрелого Средневековья воспет герой, сражающийся за целостность и независимость своего государства. В нем меньше фан-тастики, почти отсутствуют мифологические элементы, на место которых выдвигаются идеи, связанные с христианской религией.

Во многом типична для зрелого Средневековья «Песнь о Роланде» - памятник героического эпоса Франции. Лучшая редакция этого произве-дения относится к XI веку.

Исторической основой поэмы стал неудачный поход Карла Великого против басков. На обратном пути через Пиренейские горы один из отрядов армии Карла Великого был атакован ночью в самом опасном месте, Ронсевальском ущелье, коренными жителями, басками. В «Песне о Роланде» это событие приобрело черты величественного подвига, а кратковременный поход превратился в длительную войну против арабов-мусульман во имя христианских идеалов и «милой сладостной Франции».

Жизнь, отраженная в поэме, это жизнь воинов. Основное место среди них занимает Роланд, племянник Карла - горячий, самоотвержен-ный, отдавший жизнь за родину и короля. Рядом с Роландом поставлены его друзья, сподвижники: рассудительный Оливье, епископ Турпен, ря-довые воины. Все они своим патриотизмом противостоят предателю Ганелону, виновнику гибели Роланда и его воинов.

В XII веке одно из самых видных мест в средневековой литературе заняла куртуазная лирическая поэзия .

«Куртуазный» (от французского « cour » - двор) означает «придворный», рыцарски-учтивый. Куртуáзия (куртуáзность) как комплекс моральных и эстетических норм носила подчеркнуто светский, внецерковный характер. Она предпо-лагала учтивость обращения, изящные манеры, умение вести беседу и ухаживать за дамами, играть на музыкальных инструментах и слагать стихи. Куртуазия стала знаменем рыцарской культуры, которая родилась на юге Франции, в Провансе в конце XI века.

Провансальские певцы-поэты трубадуры явились первыми куртуазными лириками Европы. В центре их творчества - влюбленный по-эт и объект его восторженного поклонения, Прекрасная Дама. Ее место в рыцарской лирике аналогично тому, какое в религиозной поэзии отво-дилось Мадонне. Она непременно хороша собой и недоступна. Как прави-ло, это замужняя женщина, поэтому куртуазная любовь - тайная, а еще тонкая, изысканная, которая проявляется в форме трепетного обожа-ния. Любовь заставляет средневекового поэта по-новому взглянуть на окружающий мир: он воспевает земную красоту, цветущую природу, а так-же воинскую доблесть, мужскую дружбу, героику крестовых походов.

Обычно трубадуры были одновременно авторами и текста, и музыки, а также исполнителями своих стихов. Они не декламировали, а пели их под аккомпанемент арфы или цитры. Если рыцарь не располагал вокальны-ми данными, он нанимал менестреля, который исполнял его песни.

Песня - кансона (канцона) - стала основной, наиболее универсаль-ной формой лирики трубадуров. Разновидностями кансоны были альба (ут-ренняя песня), серенада (вечерняя песня), баллада (плясовая песня), пасторела (о встрече рыцаря с пастушкой) и так далее. Воспевая земные чувства, средневековые поэты часто основывались на народной музыке.

Уже в середине XII века опыт трубадуров подхватили труверы северной Франции, а чуть позже немецкие миннезингеры («певцы любви»). Ведающимися представителями рыцарской поэзии были Бертран де Борн , Бернарт де Вентадорн , Джауфре Рюдель (трубадуры), Кретьен де Труа , Адам де ла Аль (труверы), Вальтер фон дер Фогельвейде , Вольфрам фон Эшенбах (миннезингеры).

Рядом с рыцарской лирикой расцвел рыцарский роман , который, как и лирическая поэзия, широко разрабатывал темы военных подвигов и любви. Главным источником рыцарских романов были кельтские народные сказания, в первую очередь, легенды о короле Артуре и рыца-рях Круглого Стола. Обычная рамка рыцарского романа - картины двора Артура как средоточия идеального рыцарства.

Издавна сложилось поэти-ческое представление о том, что нельзя сделаться совершенным рыцарем, не потрудившись при дворе короля Артура. Отсюда - паломничество всех героев к этому двору, а также включение самых разных сюжетов в общий артуровский цикл. Так, например, довольно рано в «артуриану» вошла легенда о Святом Граале, в котором видели и таинственный камень алхи-миков, и чашу, из которой ел и пил Иисус во время Тайной Вечери. Мо-тив поисков Грааля постепенно стал ведущим сюжетным компонентом артуровского романа, обогатив его христианской этической идеей.

Связана с артуровским циклом и прекрасная кельтская легенда о Тристане и Изольде, известная в большом количестве обработок, многие из которых погибли, а от других сохранились лишь небольшие отрывки. Самая замечательная из этих обработок - немецкий роман Готфрида Стра-сбургского (начало XIII века). Наряду с Готфридом Страсбургским, круп-нейшими мастерами рыцарского романа были вышедшие из среды труверов и миннезингеров Кретьен де Труа и Вольфрам фон Эшенбах (его имя прославила рыцарская поэма «Парсифаль» о чудесном рыцаре Лоэнгрине).

Начиная с XIII века, параллельно с рыцарской литературой развивает-ся литература города . В ней, как правило, отсутст-вует идеализирующий пафос, она ближе к быту. Диапазон жанров город-ской литературы простирается от своеобразного аллегорического эпоса о животных (знаменитый «Роман о Лисе», где в качестве героев выведены звери), до небольших стихотворных рассказов (французские фаблио, не-мецкие шванки и т.д.).

Лирическая поэзия города представлена творчеством вагантов (буквально - «бродячие люди»), озорных школяров, беглых мона-хов, безработных клириков, пополнивших ряды бродячих музыкантов при-мерно с XII века. В отличие от рядовых жонглеров, как правило, негра-мотных, ваганты знали латынь, и на этом ученом языке слагали свои песни, совершенно далекие от куртуазной манеры. Без всякого жеманст-ва здесь воспевалась плотская любовь, радости винопития, азартные игры, а также высмеивалась знакомая вагантам церковная среда.



Похожие публикации