Сценарий мероприятия по культуре речи. Мероприятия в международный день родного языка в библиотеках. «Русской речи государь…»

КВН по русскому языку

Подготовила: Камяк Е.В., учитель начальных классов ГУО СОШ №212 г. Минска.

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Проводилось в рамках Недели русского языка, посвящённой культуре речи современного школьника.

Цель:


  • развивать познавательный интерес к русскому языку;

  • закреплять знания и умения, полученные на уроках;
Задачи:

  • - повысить общую языковую культуру;

  • - работать над обогащением словарного запаса учащихся фразеологизмами;

  • - помочь уч-ся расширить и закрепить знания по русскому языку,

  • - стимулировать желание читать книги
Оборудование:

  • компьютер, мультимедийные презентации

  • эмблемы для каждого члена команды,

  • большая эмблема каждой команды,

  • карточки с фразеологизмами

  • карточки с текстами для исправления ошибок
Ход игры:

Звучит мелодия “Мы начинаем КВН”. Выходят ведущие. Включается мультимедийная презентация. (Слайд1)

1-ведущий:

Друзья! Сегодня нашу сцену,

Предоставляем Ка-Вэ-Эну! 2-й ведущий.

Дорог у КВНов много…

У нашего одна дорога.

У нас сегодня КВН для тех, кто любознательный!

У нас сегодня КВН не только развлекательный!

Вместе:

Итак, КВН начинается.

Великому и могучему русскому языку посвящается!

Под музыку выходят чтецы.

В уставе нашего КВНа записаны заповеди: (слайды 2-3)

1.Надо быть веселым,

Надо быть находчивым.

2. Сначала подумай – потом говори,

Иначе пощады не жди от жюри!

3.Проиграл- не расстраивайся.

В следующий раз выиграешь!

4. Выиграл- не обольщайся:

В следующий раз проиграешь.

5. Не отдавай противнику ничего,

Кроме своего восхищения.

6.Не рой яму другому - пусть сами поработают.

7.Начинаем! Начинаем наш любимый КВН!

Ожидаем, ожидаем жарких схваток, ярких сцен!

И уверены мы лично

Ка-Вэ-эн пройдет отлично!

Ведущий:

приглашаем команды на сцену! (Звучит музыка КВН) Команды, представьтесь!

1-я команда «Поиск».

Наш девиз: «Никогда не унывать, всё разведать, всё узнать!»

2-я команда «Знатоки»

Наш девиз ««Мы хотим всегда всё знать, сочинять и размышлять»

3-я команда «Мудрецы»

Наш девиз « Мы ребята – молодцы! В нашей школе мудрецы!»

4-я команда «Академики »

Наш девиз « Шутить, учиться и искать, побольше нового узнать!»

(Капитаны отдают большие эмблемы команд жюри) Эмблемы могут быть примерно такие:

Ведущая: Предоставляем СЛОВО КОМАНДАМ!

1-я команда.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

2-я команда
2. Мы веселые ребята
И не любим мы скучать,
С удовольствием сегодня
В КВН будем играть.

И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.

3-я команда.
Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден.

Что ни говори.
Нам доверено с тобою
Провести удачно бой,
Чтоб, находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты наш друг,
И в это все мы будем верить.

4-я команда

Не смотрите так, ребята,

Мы не заволнуемся.

Мы поучимся на славу и посоревнуемся.

Нам не страшны любые запятые,

И не боимся точек и тире

Слова напишем правильно любые

И победим сегодня мы в игре!

Ведущий

К сражению всё уже готово.

Передаю ведущей слово,

представить грозное жюри!

Ведущая

Жюри, как видите, у нас

достойно уваженья!

Им приходилось - и не раз –

оценивать сраженья!

Сегодня судят нашу игру: (представляют жюри)

Вместе команды: Жюри мы доверяем - свою судьбу вручаем!

Член жюри:

Верим, хорошая будет игра.

Командам пожелаем:

«Ни пуха, ни пера!»

Команды отвечают: К чёрту. (Уходят готовиться)

Ведущий

Болельщиков предупреждаем,

Что встреча будет горяча!

Ведущая

И им от всей души желаем

Болеть без вызова врача!

Конкурс №1. АЗБУКА - К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА.

Выступление команды «Академики». Мультимедийная презентация №2.

Азбука - к мудрости ступенька.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам о возникновении азбуки и о великих славянских просветителях. А звали их Кирилл и Мефодий. (Презентация№2. Слайд1)


  • Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Солуни (ныне Солоники в Греции)
(Презентация. Слайд2)

  • Кирилл, хорошо знавший не только греческий, но и язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией.

  • Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки.
(Презентация. Слайд3)

  • Первым помощником Кирилла стал старший брат Мефодий. Он освоил новую азбуку, составленную братом, и приступил к переводу церковных книг на язык славян.
(Презентация. Слайд4)

  • Буквицы - заглавные буквы славянского алфавита
(Презентация. Слайд5)

  • А читались буквы так Аз, буки, веди, глаголь… Азбука называлась КИРИЛЛИЦА.
(Дети вертятся, не слушаются). Ах так, повернём колесо истории назад и посмотрим как Кирилл и Мефодий правила придумывали.

(Выходят с одной стороны Кирилл и Мефодий, с другой- Царь).

Ц: Здорорво, Кирилл. Здорово Мефодий.

КиМ : Здорово царь-батюшка.

К: Ты пошто такой невесёлый? Аль хворь приключилась?

Ц: Да нет. Вот в школе был. Да смотрю отроки шалят. Совсем от рук отбились. Маловато у них уроков. Окромя труда и физкультуры и занятий то нету. Придумайте им науку, да посложнее!

А называться оный предмет будет русский…кулак? Нет!РУССКИЙ ЯЗЫК!

К: Хорошо, царь-батюшка. Устроим мы ребятне сладкую жизнь.

М: А пусть ЖИ ШИ пишется с буквой И. Прикольно ЖИЗНЬ, ПИШИ. (хохочет)

К: А пусть тогда и ЧА ЩА с буквой А пишут, а ЧУ ЩУ с У.

Ц: Мало! Дети это враз освоят! лехко!

М: А пусть они лехко пишут с Г посередине. леГко!

К: Ой, умора. Тогда и сонце пусть с Л будет. соЛнце. (хохочет)

К: А давайте придумаем знаки препинания. ТОЧКУ, ЗАПЯТУЮ.

М: И вместе- точку с запятой. (хохочет)

Ц: Любо мне, любо. А ещё?

К: А ещё КАВЫЧКИ!

Ц: Ой, кавычки. Молодец!

М: А тогда пусть эти Кавычки открываются и закрываются! (хохочет)

Ц: Ух, ты!!!

КиМ: . Осторожно, кавычки открываются! Осторожно, кавычки закрываются!

Царь. (Хохочет) Ну,добейте меня своим юмором!

К: А тогда давайте каждый год пусть тетради по новому подписывают.

Царь: Это как?

К: А пусть города Минска то в одну строчку пишут, то в две!!!

Царь: Вот это любо!

М: А тогда пусть и учителя журналы каждый год по-разному подписывают, чтоб не привыкали! (Все хохочут)

Кирилл, Мефодий: Пусть ещё и сменную обувь в школу носят!

Кирилл, Мефодий и Царь: В полотняных мешочках!!!

(Колесо вертится обратно)

Все участники:

Нам не страшны образованья перегибы

Мы верим в знанья, как в святую Богородицу.

Кириллу за кириллицу спасибо,
Мефодию спасибо за мефодицу!

Ведущий: Спасибо ребятам за яркие выступления!

Ведущая: А сейчас время для первых оценок. Слово многоуважаемому жюри.

(выступление жюри)

Конкурс №2. Разминка

Презентация №1 (Слайд 6)

Ведущая: А знаешь, Алесь, что Лев Толстой говорил о русском языке? Послушай: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня,меткий, как стрелы, певучий и задушевный, как песня над колыбелью».

Слайд (по щелчку 6)

Ведущий: Согласен. «Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой».

Ведущая : Вот мы и проверим, как ребята знают устойчивые обороты русского языка.

(Слайд7) Конкурс №2. Разминка.

На сцену приглашаются по 4 человека от каждой команды. Участникам нужно будет дописать фразеологизмы. Для этого в левой колонке нужно поставить цифру, которая соответствует началу фразеологизма.

(Приложение 1. Красным цветом помечены правильные ответы.)

А пока команды работают - болельщикам предлагаем самим вспомнить фразеологизмы со словом язык. Внимание на экран!

(Слайды 8-15). Притча

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости - Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» - «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах - ничего нет лучше языка!» - «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» - «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну - ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

Вспомните фразеологизмы со словом ЯЗЫК .

(Команды выполняют задание - отдают жюри). Жюри подводят итоги.

(Слаид 16)

Пора бы нам немного отдохнуть. Физкультминутка. Учитель танцев.

Конкурс №3. Капитанский.

Ведущая:

Писатель Максим Горький считал:

«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».

Ведущий:

На сцену приглашаются КАПИТАНЫ команд.

Ведущая: За 3 минуты вы должны исправить ошибки в тексте. Сколько ошибок исправите - столько баллов и принесёте своей команде.

(Слайды 18-20. Приложение 2)

Болельщикам

Попробуем отгадать загадки про сказочных героев.
Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали… (Буратино – Дуремар).
В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали песика… (Тотошка – Шарик).

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали… (Чебурашка – Колобок).
Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это доктор… (Айболит – Карабас).

И красива, и мила,
Только очень уж мала
Стройная фигурочка,
А зовут… (Снегурочка –Дюймовочка).
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали… (Колобок – Иван-царевич).
Все узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее… (Яга – Шапокляк).

Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его… (Незнайка – Карлсон).

Потерял он как- то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок,

Этот грустный… (Пятачок – ослик Иа).

С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка – актриса,
И зовут ее… (Алиса – Мальвина).
Конкурс №4 Домашнее задание. Что за прелесть эти сказки»

Ведущий:

Мы подошли к заключительному конкурсу «Что за прелесть эти сказки».

Ведущая:

Вашему вниманию будут предоставлены четыре выступления. Встречайте участников аплодисментами!

Выступление команды «Академики» 3 «Г» класс

СКАЗКА КВН

(Выбегают журналисты. В руках микрофоны, газеты)

2. Интернет заменяет живое общение! У сказочных героев кризис!

3. Карлсон вывозит варенье в Россию!

4. Баба Яга ушла в фотомодели!

5. Кощей открыл свой банк!

6. Караул!!! Спасайте сказки!!!

Ученица Оля:

Надоели эти сказки про людей и про зверей,
Про волшебные подсказки всяких гномиков и фей!
Покажите мне лягушку, что красавицей была!
Где найдете вы избушку, чтоб вертелась, как юла?
Бабка в ступе не летала, леший зелье не варил,
Соловья разок слыхала - не разбойник это был!

Кирилл (кот учёный)

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Надоели эти сказки про царевен-лебедей,
Эти выдумки-раскраски для детсадовских детей!

(Хлопает книгой о землю. Мелодия «В гостях у сказки»)

Куда я попала? Ничего не понимаю...

А чего тут понимать? Книжку на пол бросила, сказок не любишь, не читаешь. Вот и угодила, куда следует.

А куда куда следует?

Куда-куда, раскудахталась, как курочка с золотым яичком! В сказочную историю ты попала - на перевоспитание. Сказки на полках залежались и герои разбежались! Вернуться домой ты сможешь только тогда, когда вернёшь сказочных героев обратно в свои сказки!

Присматриваются.

У лукоморья дуб зелёный.

Есть Интернет на дубе том

и колобок с лисой учёной

в «контру» играют день за днём.

Оля: Кощей там СМС ки пишет.

Яга на гугле что-то ищет.

Царевна там В КОНТАКТЕ чахнет.

А сказками здесь и не пахнет!

(Звучит музыка «Бабя Яга» гр. Комбинация»)

Эх, вернуть бы мне года,
Я б в модели подалась…
Не была б теперь Яга.
В общем, жизнь не задалась.

Оля: Вот видишь, Бабушка Яга. А в сказке очень ты нужна!

(Под музыку выходит колобок. За ним - Лиса и Сказочница.)

Глазам не верю! Боже мой! Ведь это он передо мной!
Какой смешной, ни рук, ни ног, ну сразу видно, Колобок!

КОЛОБОК:

Я Колобок печеный, на ветерке стуженый,
Я парень современный, во мне рецепт отменный.
Я абсолютно свеженький, со всех боков прилежненький.
Вы не смотрите, что я мал, зато я вкусен и удал.

Сказочница:

Со старой этой сказкой всяк знаком,
она милее множества историй.
Лисица подавилась колобком,
когда узнала, сколько в нём калорий!

(Лиса отталкивает колобка. Оля берёт его за руку, приговаривает)

Оля: Катись, катись ты наш герой, в родную сказочку домой.
Без остановки, день и ночь, спеши скорей из леса прочь.

(Звучит музыка. «Нигилист» группы Ляпис Трубецкой. Выходят два охранника, затем банкир Кощей)

Охранник 1
Рот широко разевает
Каждый, кто сюда зашел,
Весь брильянтами сверкает
И искрит громадный холл!
Охранник 2
А Кощей теперь банкир

Знаменитый на весь мир.

В ярко-красном пиджаке,
И с мобильником в руке,
Кощей

Здрасьте, гости-господа,
Долго ль ездили, куда?
И каким же это ветром
Всех вас занесло сюда?

Я цыганка молодая

Дай, тебе я погадаю!

Банк твой скоро разорится

лопнет он и испарится. (Охрана переглянулась и ушла)

Так что с бизнесом прощайся

Быстро в сказку возвращайся!

Кощей. (Оглядывается. Охраны нет! Пугается.)

Караул! Быстрее в сказку! Там я Бессмертный, мне ничего не страшно!!! (Убегает)

Кирилл: Вот и вернули героев в свои сказки, пора и нам домой!

Но прежде чем домой вернуться,
хочу ребятам пожелать:
Еще раз в сказку окунуться,
И книжки добрые читать! (Музыка: Верка Сердючка «Всё будет хорошо». Все герои выбегают на сцену)

ВСЕ: бойтесь дети лени,

как дурной привычки.

И читайте в сутки,

вы хоть по страничке!

(Музыка: Верка Сердючка «Всё будет хорошо». Все герои убегают со сцены)

Ведущий: Команды – на сцену! Пусть звучит ГИМН КВНа!!!

Под музыку Е. Шаинского «Ты, да я, да мы с тобой» все поют гимн.

Ты да я, да мы с тобой…
Ты да я, да мы с тобой…
Есть теперь команда классная у нас.
Будем мы шутить и смеяться,

Песни вам дарить, улыбаться,

Только не судите очень строго нас!

Ты да я, да мы с тобой…
Ты да я, да мы с тобой…
Нас не разлучит никто и никогда.

Даже если вырастаем,
То командой взрослою станем,
Будет КВН на свете жить всегда

Слово для подведения итога игры предоставляем жюри.

Командам вручаются дипломы.

омандам вручаются дипломы.ge/3/м ЯЗЫК.ощейа руку, приговаривает)Используемые материалы:

2.http://aforizm.bardadym.ru/aphorism-by

3. http://aphorism-citation.ru/inde

Приложения.


Дуется, как … на крупу

10

комар

Брать … за рога

6

селёдки

Смотреть, как … на новые ворота

14

рыба

Писать, как …лапой

7

кота

Желторотый…

2

быка

Набито, как…в бочке

9

медведя

Купить … в мешке

16

соловьём

Сесть на любимого …

15

муха

Делить шкуру неубитого……..

8

конька

.носа не подточит

4

курица

Кишит, как …гнездо

13

мышиная

Льёт … слезы

3

баран

возня

12

крокодиловы

Нем как…

11

осиное

Слышно, как …пролетит

1

мышь

16

Заливаться

5

птенец

№2

Найди и исправь ошибки.

Друзъя природы

Прероду надо охронять. Друк не портит диревья влису,

не режет кару, не ламает ветки, не топчет цвиты. Хароший челавек не разрушает птичьи гнёсда, не разоряет муровейники.

Настоящие друзья природы помагают пцицам и зверям. они биригут Родные лиса и паля

Охранять природу – значит охранять свою Родину!

«За культуру речи!».

Цель: 1. развивать правильное произношение,

Употребление слов в речи;

2. прививать любовь к русскому языку;

3. воспитывать у учащихся культуру речи и

Поведения.

Оборудование: 1. плакаты

2. рисунки

3. названия станций

Нет мысли,которую нельзя было бы высказать просто и ясно.

А.И.Герцен

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,-

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Ф.И.Тютчев

Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль.

К.Д.Ушинский

Язык народа и богат и точен,

Но есть,увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

И.Рыленков

Язык особенно требует тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть, ясного, звучного, и дальнейшего любовного развития этого лучшего.

М.Горький

Вед.1 Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек

Осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для

Всего на ней живущего. Происходит глобальное понимание связи

Всего со всем, взаимозависимости и взаимовлияний, о которых не

Думали ещё совсем недавно. Широко развивается наука экология,

Обсуждаются последствия вмешательства человека в природу. При-

Шла пора поговорить и об экологии общения, поскольку часто обща-

Емся мы неумело, плохо, невразумительно, порой нанося друг другу

Почти смертельные раны!

Вед.2 Человек рождается,растёт и очень быстро овладевает языком, не зная

Его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как ус-

Троен язык, из чего состоит и как функционирует. Если же человека

Этому не учить, в его осмыслении, понимании культуры вообще, и

Своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние.

Вед.1 Ребята! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в

Огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть

Языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в

Которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно?

Вед.2 Нельзя думать, что существует рецепт, который поможет правильно

Высказать свою мысль во всех случаях жизни. Язык-море необъятных

Размеров, со множеством рифов и мелей, во многом неизвестных

Течений и глубин. Всеобщей лоцманской карты этого моря ещё не

Существует, но на ней уже нанесены многочисленные маршруты.Надо

Непременно знать их, чтобы как можно меньше ошибаться в речи.

Мы хотим вас познакомить с отдельными маршрутами,которые

Ведут к точности и выразительности общения.

Ученик 1. Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово, мой друг,

Подумай- не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень лёд зимой расплавить,

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит и ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Вед.1 Ребята, как бы вы определили искусство общения?

Все почти считают, что общение –это умение общаться с людьми, а

Дар общения - это умение пользоваться речью(вести беседу, спо –

Рить, пользоваться формулами речевого этикета). Мы исходим из

Того, что язык- главное средство общения.

Вед.2 Но общаться можно не только с помощью языка, поэтому мы пред-

Лагаем вам посетить 1 станцию:

ЖЕСТЫ И МИМИКА

Жесты и мимика точнее позволяют передать содержание высказы-

Вания, они тесно связаны со словом, но и предупреждают слово.

Вед.1 (конкурсная работа с иллюстрациями).

Отгадайте, какие жесты изображены на плакатах:

1.высунут язык (жест-дразнилка)

2. стукнуть по лбу (жест-воспоминание)

3. грозить кулаком (жест-угроза)

4. поднять брови (жест-удивление)

5. обхватить голову руками (жест-испуг)

Ученик 2 Многие жесты имеют свою историю и связаны с националь-

Ными особенностями. Вам,без сомнения, знаком такой жест:

Палец, пОднятый или опущенный вниз, как знак одобрения или

Неодобрения, подводил итог поединка гладиатора: таким

Образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиато-

Рам или нет.

Ученик 3. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест

Сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена,

Здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим

Жестом оратор приветствует слушателей.

Ученик 4 При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой,

Левую прикладывают за ухо, да ещё высовывают язык. Это озна-

Чает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Но вряд

Ли стоит пользоваться этим жестом,если вы не в Тибете.

Ученик 5 А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг

Друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Вед.2 Владимир Левин, известный психолог, определил искусство

Общения,как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того

Человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать.

Конкурс.

(приглашаются желающие 3-4 чел.)

1. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец;

Собака своему хозяину; кот на солнышке; мать –младенцу.

2. Не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаме-

Национной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино,

Наездница на лошади, побитая собака.

Ученик 6 О языке.

Я с ученицей был знаком:

Выписывая цифры,

Она водила языком,

Как обезьяна в цирке.

Нельзя об этом промолчать,

Ведь это очень грустно!

Нам дан язык, чтоб отвечать,

Не письменно, а устно.

(Ю. Поринец)

Вед.2. Продолжаем путешествие. Следующая станция

СТРАНА «ОШИБЛИКА».

Вед.1 Это новое государство предоставляет убежище всем ошибкам.

В этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной

Полноценной жизнью. По улицам Ошиблики ходят она-девочка, оно-

«девочко», он-«девочк».В столовой можно купить то вкусный

Компот, то невкусную компоту, то непонятно какое «компото».

Вед.2 Добро пожаловать в Ошиблику! Здесь вы встретитесь со многими

Своими ошибками-живыми и здоровыми, даже процветающими.

Только должны предупредить: как раз из-за этого много в стране

Странного и загадочного, много невероятного. Но очень надеемся,

Что вы во всём разберётесь.

Вед.1 Вот первое, что вы можете увидеть,подъезжая к Ошиблике:

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Пёсик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит

Запятая!

(Б.Заходер)

Вед.1 Интересно, а при чём тут запятая?(ответы учащихся).

Как все нормальные люди, жители этой страны любят домашних

Животных, ухаживают за ними, кормят. О своих заботах по этому

Поводу Стёпа Непонимайлов рассказывает вот что:

Ученик 7 Мне с постели вставать неохота:

Я боюсь наступить на КАВОТА,-

У меня под кроватью живёт

Симпатичнейший в мире КАВОТ.

И ещё с ним такая забота:

Накормить невозможно КАВОТА,

Так как каждый кусок почему-то

Попадает в желудок КАМУТА.

(Б. Заходер)

Вед.1 Почему КАВОТА и КАМУТА так зовут?

(ответы уч-ся)

Вед.2 Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне

Человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаём об

Их мыслях, чувствах, но и получаем сведения об общем развитии, гра-

Мотности, начитанности.

Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Доста-

Точно услышать «У меня ухи болят» или «бежи к ихнему дому»,что-

Бы составить самое неблагоприятное мнение о культуре человека.

Вед.1 Одно из требований,которое предъявляется к устной речи- это

Правильное литературное произношение. Поэтому следующая наша

Станция «РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ И
УДАРЕНИЕ».

Ученик 8 Рассказ школьного портфеля.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже 12-ть лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор»,а «колидор».

«Дилектор» входит в кабинет…»

«Закрой магАзин на обед….»

«Хозяйка моет стаканЫ…»

«Секёт свеклу…»

«Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:

Портфель он пОртфелем зовёт.

Но мне не зря родную речь

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут ПетЯ.

ПетЯ!- несётся со двора,-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, ПетЯ!

Ведь ты большой,а он дитя!

ПетЯ обижен на ребят:

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Ю.Тимянский)

Ученик 9 Чтобы овладеть литературным произношением, надо внима-

Тельно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио и телеви-

Почаще заглядывать в словарь.

Ученик 10 Ну, вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод, что необхо-

Димо понимаете, обращаться,так сказать, за помощью, понимаете

Ну и того,значит, за справками, ну вот,к этому…к словарю. Что

Вы,знаете ли, на меня, так сказать странно смотрите? Может быть,

Я так сказать, говорю неправду?

Ученик 11 Беда в том, что из 30-ти сказанных слов достаточно было 9-ти,

Чтобы сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за

Справками к словарю», а остальные слова лишние, слова-

Вед.2 Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы

Всякий вас мог понять и не было у вас во рту каши, какая была у

Саши.

Ученик 12 Сашина каша.

Живёт на свете Саша.

Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши-

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно-

Как люди говорят,-

Но Саша так корёжит,

Что сам понять не может.

Произнесёт словечко-

И сам тому не рад!

Он скажет: «До свидания!»

А слышится: «До знания!»

Он спросит: «Где калоши?»

А слышно: «Это лошадь!»

Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва;

И буквы он глотает, и целые слова.

Он так спешит с налёта

Прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать…

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить.

Сценка. Несуразные вещи.

Здравствуй!

Привет!

Что ты несёшь?

Несу разные вещи.

Несуразные?! Почему они несуразные?

Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные!

Понял? Вот несу мел.

Что не сумел?

Отстань.

Да ведь говоришь: «Не сумел? Что не сумел?»

Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несёшь?

Какая жена? Это у Мишки жена? Ах, ты,шутник. Я сказал: «Ему же

Надо будет. Понадобится значит.

Вот оно что…

А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, кото-

Рую он давно искал.

Тамарка?

Ага.

И ничего, симпатичная?

Красивая, зелёная такая…

То есть как?

Зелёного цвета.

Постой-постой… Это что же у ней волосы что ли зелёные стали?

У кого волосы?

Да у Тамарки-то.

Что?

Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка!»

Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая,которую Миша давно ищет

Понял? Зелёная такая… Там арка нарисована.

Ага, всё-таки нарисована Тамарка. На марке,значит,Тамарка, нари-

Сована,да? Так бы и говорил.

Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова. Там арка

Нарисована.Арка!!! Неужели ты даже этого понять не можешь?

Прощай, некогда мне.

Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

А, ну тебя…

Да,стой, стой!

Ну что ещё?

Привет передавай.

Кому?

Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Вед.1 Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков

Современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться

К родному языку.

Вед.2 Говорить правильно, красиво- это значит не только соблюдать прави-

Ла произношения, но и умело строить предложения, подбирать

Нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать

Свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, которой болел Петя

Крутилкин.

Сценка. (на сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор

Жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив).

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только делов, что в роте что-то

Пухнет и в горлу дерёт.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. (ставит Пете термометр)

А в каком классе учитесь, молодой человек?

Петя: В 8-м «Бы»

Доктор: В 8 –м «Бы». Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в

Своём классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…

Доктор: Жутко и весело! Да… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут… Их учитель-

Ница в пух и прах хвалит…

Доктор: Порядочек… Железно… (берёт у Пети термометр) .Ну-ка,

Открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык).Я так и

Знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет.

Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший

Рецепт. Вот он. (извлекает из стола и показывает грамматику

Русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.

(доктор и Петя уходят).

Вед.1 Ясность и точность мысли нарушается при неправильном выборе

Слов или неудачном сочетании их. Нелепо звучат сочетания слов

« ужасно дружно», «жутко весело»,которые употреблял Петя. Слова

« ужасно, страшно, жутко» обозначают тяжёлые, гнетущие чувства,

И их нельзя использовать для оценки положительных явлений.

Вед.2 Какие же отрицательные привычки, связанные с культурой пове-

Дения, мы особенно часто наблюдаем у школьников,не только

Младших, но и старших классов. Прислушаемся прежде всего к речи

Некоторых подростков.

Сценка. – Петька, экзамен сдал?

Запросто.

А что у тебя за книга?

Железно.

Вед.1 Какое ужасное коверкание нашего чудесного русского языка мы,

К сожалению, нередко слышим из уст школьника. Некоторые пере-

Сыпают свою речь бранными словами, усиленно жестикулируют,

Громко смеются, толкаются, друг друга перебивают. Всё это очень

Дурные привычки, демонстрирующие отсутствие культуры.

Вед.2 Большой вред наносят слова-сорняки. Они делают речь смешной и

Бессмысленной. Это ярко показал А.П.Чехов в пьесе «Предложения».

Помещик ЧубукОв встречает гостя такими словами: «Голубушка моя!

Я так рад и прочее, вот именно и тому подобное» Упавшему в об-

Морок гостю он пытался дать воды и восклицает: «Выпейте!», «Нет,

Не пьёт … Значит, умер и тому подобное».

Ученик 13. Слова бывают разные.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело стоит за каждым словом.

(С.Баруздин)

Сценка Сильное кино.

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд.

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

Брат Они ползут, а он им- раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им- раз!

Они ей- раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с неё заодно.

Ух, сильное кино!

Сестра Нет, видно я ещё мала,

Я ничего не поняла.

Вед.1 Наше путешествие продолжается,отправляемся в страну

«Вежливость».

Вед.2 Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обык-

Новенные слова могут стать грубыми и обидными.

Ученик 14 Горят,как жар слова.

Горят,как жар, слова

Иль стынут,словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час
Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

(Н. Рыленков)

Вед.1 Очень важно умение употреблять в речи местоимение ВЫ как форму

Вежливого обращения к одному лицу. Послушайте историю упот-

Ребления в русском языке местоимений ВЫ и ТЫ.

Вед.2 Местоимение Вы в обращении к одному лицу появилось в русской

Речи в 18 веке и употреблялось,главным образом, среди образован-

Ных людей дворянского происхождения. К простолюдинам, кресть-

Янам, слугам обращались только на ты, как бы подчёркивая это со-

Циальное неравенство. Например, в разговоре с нищей черницей

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина моло-

Дая царевна обращается к ней только на ты:

«… бабушка, постой немножко,-

Ей кричит она в окошко,-

Прикажу сама ей псу

И кой-что тебе снесу».

Вед.1 В рассказе И.С. Тургенева «Муму» барыня ко всей прислуге обра-

Щается только на ты.

Ученик 15 – Скажи, пожалуйста, начала она, как только Гаврила, не без некоторого внутреннего трепетания, приступил порог её кабинета, -что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала!

Собака-с… Какая-с… может быть немного собака-с, -произносит он не совсем твёрдым голосом…

Чтоб её сегодня же здесь не было … Слышишь!

Слушаюсь-с…

Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.

Вед.2 Сейчас таких различий в употреблении местоимений нет, но

Всё же есть определённые правила употребления местоимений

ВЫ и ТЫ, и можно обидеть человека, если нарушить эти правила

И неоправданно использовать местоимение ТЫ вместо ВЫ.

Ученик 16 Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …а впрочем лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо, здравствуйте,простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит…

Вед.1 Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стОит

Им выйти из класса, как появляются ненужные слова, а подчас и

Грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то

Лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась. Прочти нам,

Серёжа, свое сочинение.

Сценка.

Серёжа. Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солн-

Це ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не

Выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по

Дорогам и оврагам.

(Серёжа уходит за кулисы и сразу возвращается. Шапка у него сбита

Набок, в руках расстёгнутый портфель)

Вед.2 Хорошо написал Серёжа о наступлении весны, интересно было

Слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не

Узнаете Серёжу.

Серёжа (взмахивает портфелем). Эй, Миша, да оглох ты что ли? Вали сюда!

(На сцене появляется Миша).

Миша Ну как контрольная работа прошла?

Серёжа Классно! На все пять! Ну что, Миша, махнём сегодня в кино?

Там, говорят, фильм идёт такой- блеск!

Миша Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?

Серёжа. А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей.

Гудбай! Мы отчаливаем.

(Серёжа и Миша уходят).

Ученик 17. Есть слова пострашнее,чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

(звучит музыка Б.Окуджавы «Давайте восклицать»).

Ученик 18

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся:

Взглянув им в глаза,

И робко, и тихо «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»-

Казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

(Н.Юсупов)

Вед.1 Великий писатель А.М.Горький говорил: «Я выражаю протест

Против засорения нашего языка хламом придуманных слов».

(Все участники выходят на сцену).

Ученик 1 . Л.Н.Толстой говорил: «Где нужно- нежный, трогательный, где

Нужно-строгий, серьёзный, где нужно- страстный, где нужно-

Бойкий и живой,- таков наш русский язык».

Ученик 2 Великим, могучим,правдивым и свободным называл наш рус-

Ский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка как

Святыню».

Ученик 3 Язык свободный, мудрый и простой.

Нам поколения в наследство подарили:

Ученик 4 Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Ученик 5 Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Все Овладевайте же литературным языком!

Боритесь за культуру речи!

« За культуру речи!»

Внеклассное мероприятие

По русскому языку.

Разработала учитель высшей

МКОУ «Гимназия №13»

Г. Черкесска

Ольховская Е.Н.


Муниципальное бюджетное, общеобразовательное учреждение.

Ногинская специальная (коррекционная) школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ШМО УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Беседа:

«Культура речи»

Учитель: Гвоздков Виктор Борисович.(столярное дело)

Ногинск.

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Ф.И.О. _________________________________________________________________________

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _______________________________________________________________________________

2. Используешь ли ты в своей речи бранные слова? да нет

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Как часто ты произносишь эти слова?

 очень часто часто периодически редко очень редко

4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? да нет не знаю

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? ________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? ______________________________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? __________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы дети не употребляли бранных слов? _______________________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Спасибо за ответы!

Сценарий внеклассного мероприятия в 5 классе

Тема: «Много слов на земле…»

(классный час, посвящённый культуре речи)

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Презентация к внеклассному мероприятию находится по адресу:

Анкета для проведения анкетирования среди учащихся:

Ход проведения:

Ведущий-1 : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев.

Что значит «беречь язык»?

От кого его беречь?

Разве у языка есть враги?

Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

Ведущий-1 : А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?

  1. Я торчу от этой песни – она мне нравится.
  2. Ловлю кайф – получаю удовольствие.
  3. Понтово - получаю удовольствие.
  4. Прикол - шутка.
  5. Отпад – замечательно.
  6. Тащиться – быть в восторге.
  7. Выделываться – вести себя вызывающе.

Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

Как дела?

У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

А что, там лошадь была?

Какая лошадь?

Ну-ка, давай всё сначала.

Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

Без свечки?

Без.

А что же это за фитиль?

Ну, парень длинный подкатил к шкету…

Он на чём подъехал, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета…

У какого шкета?

Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

У него что, чесалось что-нибудь?

Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

Чего, чего?

А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Ведущий-2 : Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий-3 : Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матерщинник – богохульник».

Ведущий-1: А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани».

Ведущий-2: Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы.

Ведущий-3 : На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани.

Ведущий-1 : Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.

В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Ведущий-2: Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.

Ведущий-3: Казалось бы, от растений до людей – огромная разница, но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё не разгаданным законам.

Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.

Ведущий-1: Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

А теперь давайте посмотрим, как обстоят дела у нас со сквернословием. Вам было предложено ответить честно на несколько вопросов анкеты. И вот как вы ответили на них.

Заключение: Давайте будем следить за своей речью, не будем разрушать себя и своё будущее. Помните слова И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».


22.01.2017

В Международный день родного языка, который мы отмечаем 21 февраля, прошли мероприятия в детской библиотеке №3, библиотеках-филиалах №7, №9.

«Родной язык, как ты прекрасен!»

21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка . В этот день в детской библиотеке-филиале №3 состоялся час словесности «Родной язык, как ты прекрасен!». В течение всего дня ребята знакомились со словарями русского языка, нормами речевого этикета, исправляли грамматические ошибки, отвечали на вопросы викторины, подготовленные заранее на листах, пытались закончить известные пословицы и афоризмы о книге, объясняли значение фразеологических оборотов.
Из рассказа библиотекаря ребята узнали о многообразии языков на планете, о том, что родной язык — это характер народа, его память, история, духовное могущество. Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Об этом и многом другом шла речь на мероприятии.



«Русской речи государь…»

В библиотеке-филиале №7 с учащимися 5-6-х классов провели библиотечный урок «Русской речи государь по прозванию Словарь» , посвященный Международному дню родного языка. Эпиграфом к уроку стали слова К.Г.Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Ведущая Гришина Г.И.рассказала ребятам, как восхищённо и уважительно относились к русскому языку знаменитые писатели и философы не только в России, но и за рубежом, привела примеры их высказываний. Затем ребята узнали об известных составителях словарей русского языка – В.И. Дале и С.И. Ожегове, об их неоценимом вкладе в развитие языкознания и речевой культуры нашего родного языка.

Прослушав отрывки стихотворений В. Солоухина и В. Шефнера о значимости и силе языка, ребята сделали вывод о том, что надо умело пользоваться богатством языка в устной и письменной речи, беречь его.

Ребята приняли участие в небольшой викторине «Я и словари», в которой им пришлось ответить на вопросы о назначении различных словарей, о словарном запасе человека и о том, как его пополнять. В ходе мероприятия ребята познакомились с различными видами словарей.

Вторая часть библиотечного урока была практической. Ребятам были предложены задания: с помощью толкового словаря найти значения некоторых слов, с помощью этимологического словаря узнать происхождение заданных слов, вставить пропущенные буквы в словах, проверяя себя по орфографическому словарю.

Очень интересными оказались задания на карточках. В первом надо было к иностранному слову подобрать его русский эквивалент, а в другом – к карточкам с фразеологическими оборотами подобрать соответствующую расшифровку. Все ребята справились на «отлично».

Все читатели, посетившие в этот день библиотеку, познакомились с выставкой «Язык есть исповедь народа», посвященной нашему родному русскому языку.






«Я голову пред ним склоняю снова…»

21 февраля, в Международный день родного языка, в актовом зале гимназии № 11 для обучающихся 7А и 7Б классов (56 чел.) коллектив библиотеки-филиала №9 провёл литературный лингвовечер «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!» . Целью праздника стало сохранение и поддержка русского языка как национального достояния России.

Библиотекари рассказали детям о величии и богатстве русского языка, необходимости беречь его чистоту от искажения, обеднения и засорения жаргонными, нецензурными словами, сленга, о том, что речь человека отражает уровень его развития.
Мероприятие содержало различного вида задания, игры, конкурсы, освещающие многие разделы языка. Например, «Загадки о знаках препинания», блиц-турниры: «Синонимы», «Антонимы», «Архаизмы»; конкурсы: «Знатоки пословиц», «Доскажи фразеологизм», «Говори правильно!» и др.

В ходе лингвовечера звучали цитаты, высказывания и стихотворения о русском языке выдающихся деятелей (А.С. Пушкина, Э. Роттердамского, В.И. Даля, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева), а учащиеся показали отличные знания и неподдельную заинтересованность в области родного языка.
Сопровождалось мероприятие мультимедийной презентацией.



Похожие публикации