Односоставные предложения упражнения. Неполные предложения Неполные предложения задания

Из урока «Неполные предложения» вы узнаете об отличиях полных предложений от неполных. Ученики научатся различать односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные синтаксические конструкции. Для закрепления нового материала вы рассмотрите наиболее яркие примеры.

Тема: Односоставные предложения

Урок: Неполные предложения

3. Русский филологический портал ().

1. Прочитайте стихотворение Олега Григорьева.

Отметьте полные и неполные предложения. Разберите их по членам предложения.

— Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Лестницу ждешь? — Жду. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова? — Цела. — Значит живой? — Живой. — Ну, я пошел домой!

2. В каждом ряду слов есть «лишнее». Определите это слово.

В рощ.., много морков.., в изложени.., во время революци...

По памят.., без лодк.., в пут.., в воздух...

Во всей суровост.., к мудрост.., в забо.., об исследовани...

На тюл.., в шампун.., передал Наталь.., о гербари...

В стремен.., на вымен.., в пламен.., на камн…

УРОК № 29

Тема. Полные и неполные предложения. Интонация неполных предложений. Тире в неполном предложении

Цель: дать учащимся представление о полных и неполных предложениях; научить детей анализировать их структуру; развивать у них умение использовать неполные предложения в речи, правильно интонировать их и ставит знаки препинания; воспитывать у школьников интерес к культурным ценностям.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают неполные предложения и осознают их роль в высказывании, анализируют их структуру, используют неполные предложения в речи, правильно интонируют их и ставят знаки препинания.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- Проверка домашнего задания.

- Практическая работа.

Спишите предложения, ставя, где необходимо, знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения, определите его вид (в том числе частей сложных структур).

Морозная тишина. Вечереет. Кто боится чего-то в лесу тот лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. (М. Пришвин) Правды не перехитришь. На сердитых воду возят. (Пословицы) И ненавидим мы и любим мы случайно. (М. Лермонтов) Спи мой мальчик птицы спят накормили львицы львят. (В. Брюсов) Плюшевые волки зайцы погремушки. Детям дарят с елки детские игрушки. (Кол. Симонов)

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Задание учащимся.

Рассмотрите языковой материал, данный ниже. Понятен ли смысл без второй части сложного предложения?

Откройте для себя этот удивительный город!

(Из журнала)

- Вопросы и задания к тексту.

Чем отличается этот текст вот вторых описанный местности, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках?

Какую роль играют в нем неполные предложения? Для чего они служат? Какой эффект создают?

Что такое обзорная экскурсия? Какова ее цель?

Прочитайте текст самостоятельно. Выберите один из пунктов прогулки и перескажите, используя неполные предложения.

Какое из описанный вам понравилось больше всего? Почему?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: - 133 (письменно); - 248 (письменно).

3. Подобрать материал к сочинению на одну из тем: «Любимый уголок Харькова», «Улица моего детства».

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Вопрос учащимся.

Каково назначение неполных предложений в речи?

Упражнение 1.


Сопоставьте предложения по их построению. Объясните постановку тире. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.

1. Яблони в белых кудрявых цветах (А. Блок). 2. Степные горы - до небосвода (А. Блок).


Упражнение 2.

Сравните варианты предложений. Какой из них более динамичен? Благодаря чему?

1) - А как звать тебя?
- Власом.
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.

(Н. Некрасов)

2) - А как звать тебя?
- Меня звать Власом.
- А какой год тебе пошёл?
- Мне миновал шестой год.

Упражнение 3.

1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.


И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...»
(А.С. Пушкин)


Упражнение 4.

Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-критической статьи. Чего достиг автор, использовав их? Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их.

Поэт Николай Старинов не бывает однообразным в своём душевном состоянии, в своем виденье мира. Его скромность граничит с резкостью, пафос с грустной улыбкой, проповедь с откровенным самораскрытием, с исповедью любящего и страдающего сердца (В. Дементьев).

Упражнение 5.

Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены.


1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои - все хуже
(М. Горький). 2. Люди получше - любили его, похуже - боялись (М. Горький). 3. Багровые листья клена и желтые - берез лежали у ног женщины (М. Горький).

Упражнение 6.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г. нцов с пальмовой веткой для извещения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Упражнение 7.

Спишите. Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.

1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек (В. Солоухин).

Упражнение 8.

Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.

1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).

Упражнение 9.

Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)

Сколько грамматических основ в последнем предложении?
- Какие члены предложения опущены в неполных предложениях?

Упражнение 10.

Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.


Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету.
(С.Жуковский)

Упражнение 11.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Упражнение 12.

Охарактеризуйте неполные предложения в диалогической речи. Выделите предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

Вдруг - сигнал за поворотом, дверцу выбросил шофер, тормозит:
- Садись, пехота, щеки снегом бы натер. Далеко ль?
- На фронт обратно. Руку вылечил.
- Понятно. Не герой?
- Покамест нет.
- Доставай тогда кисет
(А. Твардовский).


Упражнение 13.

Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст?

Упражнение 14.

Составьте диалог на тему «В библиотеке». Проанализируйте структурные особенности диалога, обратите внимание на чередование полных и неполных предложений.

Упражнение 15.

Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? - Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? - Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Упражнение 16.

Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня - ноябрьская тьма (Булгаков).

Тест по теме «Неполные предложения»

1. В каком варианте дана правильная характеристика выделенного предложения?

Из-под дивана вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван .



в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

2. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

На низкой колоколенке, притулившейся под стеною семиэтажного дома, звонили к вечерне.

а) односоставное, неопределенно-личное, полное
б) односоставное, неопределенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

3. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

Надо бороться с мрачными мыслями.

а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, неопределенно-личное, полное
в) односоставное, безличное, полное
г) двусоставное, неполное

4. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

Где же ты, моя родная?

а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, определенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

5. Какое предложение является двусоставным неполным?

а) Уходи-ка отсюда!
б) Жизнь человеку дается один раз.
в) Разубедить его в чем-нибудь было трудно.
г) В десять часов вечера праздничный салют.

6. Какое предложение является односоставным, безличным, неполным?

а) Вам бы надо в цирке работать, чужие мысли отгадывать.
б) Ни брани, ни смеха, ни громких разговоров.
в) Какая чудесная ночь!
г) Щебнем завалило весь пустырь.

7. Какое предложение является неполным из-за пропуска главного члена предложения (подлежащего или сказуемого)?

а) Квартира у него большая, светлая.
б) И только слово, только слово в степи маячит под луной.
в) Писать бы тебе на литовском.
г) На полу у него во дворце - дорогие персидские ковры.

8. Какое предложение является неполным из-за пропуска второстепенного члена предложения?

а) Мой брат - лучший врач в городе.
б) За тем лесом - замечательное озеро.
в) Своих родственников я очень люблю, но редко их вижу.
г) В одном городе жил его отец, в другом - обитала теща.

Упражнение 1.

Сопоставьте предложения по их построению. Объясните постановку тире. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.
1. Яблони в белых кудрявых цветах (А. Блок). 2. Степные горы - до небосвода(А. Блок).
Упражнение 2.
Сравните варианты предложений. Какой из них более динамичен? Благодаря чему?
1) - А как звать тебя?
- Власом.
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.
(Н. Некрасов)
2) - А как звать тебя?
- Меня звать Власом.
- А какой год тебе пошёл?
- Мне миновал шестой год.
Упражнение 3.

Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.

И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин)

Упражнение 4.
Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-критической статьи. Чего достиг автор, использовав их? Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их.

Поэт Николай Старинов не бывает однообразным в своём душевном состоянии, в своем виденье мира. Его скромность граничит с резкостью, пафос с грустной улыбкой, проповедь с откровенным самораскрытием, с исповедью любящего и страдающего сердца (В. Дементьев).

Упражнение 5.

Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены.

1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои - все хуже (М. Горький). 2. Люди получше - любили его, похуже - боялись (М. Горький). 3. Багровые листья клена и желтые - берез лежали у ног женщины (М. Горький).

Упражнение 6.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г. нцов с пальмовой веткой для извещения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Упражнение 7.
Спишите. Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.

1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек (В. Солоухин).

Упражнение 8.
Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.

1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом(Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки(Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды(Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще?(Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).

Упражнение 9.
Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)

Сколько грамматических основ в последнем предложении?
- Какие члены предложения опущены в неполных предложениях?

Упражнение 10 .

Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.

Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету. (С.Жуковский)

Упражнение 11.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Упражнение 12.

Охарактеризуйте неполные предложения в диалогической речи. Выделите предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

Вдруг - сигнал за поворотом, дверцу выбросил шофер, тормозит:
- Садись, пехота, щеки снегом бы натер. Далеко ль?
- На фронт обратно. Руку вылечил.
- Понятно. Не герой?
- Покамест нет.
- Доставай тогда кисет (А. Твардовский).

Упражнение 13.

Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст?

Упражнение 14.

Составьте диалог на тему «В библиотеке». Проанализируйте структурные особенности диалога, обратите внимание на чередование полных и неполных предложений.

Упражнение 15.

Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? - Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? - Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Упражнение 16.

Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня - ноябрьская тьма (Булгаков).

Григоренко Лариса Герасимівна,
вчитель російської мови та літератури вищої категорії
Краматорської загальноосвітньої
школи I-III ступенів №25 з профільним навчанням

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с неполными предложениями, умение различать полные и неполные предложения, находить неполные предложения в тексе, использовать их в диалоге и в составе сложных предложений; правильно интонировать и оформлять неполные предложения на письме, определять их стилистическую роль; воспитывать культуру речи.

ОБРАЩЕНИЕ К УЧЕНИКУ: Дорогой друг! Сегодня ты продолжишь изучение синтаксиса. Тебе предстоит познакомиться с предложениями, которые помогают нам при составлении диалога, сложных предложений. Такие предложения характерны для разговорного стиля.

Дерзай! У тебя все получится.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

1. Изучи теоретический материал.

2. Выполни тренировочные упражнения и отправь их на проверку.

3. Сделай творческие задания.

4. Проверь себя. Пройди промежуточный тест и получи оценку. Помни, у тебя всего одна попытка!

В нашей речи, наряду с полными, употребляются и неполные предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения, главный или второстепенный. Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям или обстановке при разговоре.

Неполные предложения часто употребляются в диалоге, например:

1) Чувствуете вы теперь боль?-Теперь очень небольшую.

2) Как тебя зовут?-Меня Аночкой.

Неполные предложения встречаются и во второй части сложных предложений, например:

1) Алеша смотрел на них, а они на него (Дост.) - опущено сказуемое;

2) Если он хочет меня видеть, то подождет - опущены подлежащее и дополнение;

3) Все получали письма, а я не получал (Пауст.) - опущено дополнение

Пропуск членов предложения может в произношении быть выражен паузой, а на письме обозначен тире, например: Летом светает рано, а зимой-поздно.

Ознакомься с таблицами.

Неполные предложения

Полными и неполными могут быть двусоставные и односоставные предложения.

Двусоставные

Полные

Неполные

Трамвай идет?

Кто написал комедию Ревизор?

Идет!

Гоголь.

Односоставные

Определенно-личные

Кого ждешь?

Учителя.

Неопределенно-личные

О чем сообщили по радио?

О погоде на завтра

Безличные

Надо идти на стадион.

А мне сегодня не хочется.

Односоставные

Назывные

Густой , непроходимый лес.

Вот хвойный . Вот лиственный.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Выполни упражнения и отправь на проверку.

Упражнение 1.

Задание: Перепиши предложения. Поставь тире в неполных предложениях.

1) Оставляет ветка плод, оставляет пчелка мед, нивы золото зерна, золотой янтарь сосна, овцы тонкое руно, лозы пряное питье.

2) Потемнели сверху донизу липы, а в болотах осины и березы.

3) Весною светлый дождик брызнет, ударит гром и вслед за ним зеленым вспыхнет утро жизни и полдень ярко-золотым.

4) Береза роняет лимонные листья, осина красные с черными блестящими пятнами, ива зеленовато-желтые, дуб коричневые.

Упражнение 2.

Задание: Перестройте ответы так, чтобы они стали неполными предложениями. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1) Он ничего тебе про Катю не говорил II спросила Лида. Маня ответила II Он мне ничего про Катю не говорил.

2) Где же она будет жить II спросил Макар Макарович. Она будет жить у меня II сказала Марья Васильевна.

Упражнение 3.

Задание: Восстановите пословицы, подобрав продолжение из правой части. Спишите. Укажите, какой член предложения пропущен.

Упражнение 4. Творческая работа

Задание 1: Сопоставь русский и украинский тексты. Что общего в их построении? Что обеспечивает неполные предложения?

Привольем пахнет дикий мед,

Пыль-солнечным лучом,

Фиалкою-девичий рот,

А золото-ничем.

(А.Ахматова)

Мати наша-сивая горлиця,

Все до ії серденька гониться:

Золота бджола-намистиною,

Небо-праздничною хустиною,

Сивий дуб-прокуреним прадідом,

Білочка-мальованим пряником.

(Б.Олийнык)

Задание2: Составь и запиши диалог на тему «Работа в Интернете», целесообразно используя неполные предложения.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТЕСТ

1. Прочитайте предложения:

Как тебя зовут?

Какие члены предложения пропущены во втором предложении?

а) определение;

б) дополнение;

в) глагол.

2. Неполные предложения часто употребляются:

а) в диалоге;

б) в описании предмета

3. Укажи в предложении с пунктуационной ошибкой:

а) В одном углу лежала картошка.

б) В другом капуста.

4. Укажи неполное предложение:

а) Нина несла кашу.

б) Витя - пустую кастрюлю.

5. В неполном предложении ставится:

а) тире;

б) запятая.

6. Можно ли восстановить в неполном предложении пропущенный член:

б) да.

Ключ: 1б,в, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б. За каждый ответ – 2 балла.



Похожие публикации