Что такое бессоюзное сложное предложение. Конспект урока "бессоюзное сложное предложение" Тема: Бессоюзные сложные предложения

Конспект урока в технологии проблемного диалога по теме : «Что такое бессоюзное сложное предложение»

Цели:
1) Выяснить, чтотакое бессоюзное сложное предложение и его отличительные признаки.

2) Формировать умение видеть проблему, вырабатывать гипотезу, наблюдать, давать определения понятиям.

3) Формировать умение работать в группах.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

В молодости не научишься работать -
в старости останешься с пустыми руками…
(пословица)

Ход урока

Приставка в слове беспокойный (бес-)

Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).

Суффикс как в слове сонный (-Н-)

Окончание прилагательного в ср. роде ед. числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

Учитель: сформулируйте тему урока.

Запись нескольких предложений для наблюдения:

А.Семь раз отмерь один раз отрежь.

Б.Чин следовал ему он службу вдруг оставил. В.Молодёжь ушла в клубе стало скучно.

1.Какие записаны предложения? Докажите и графически. А знаки препинания какие?

2) Какой вывод следует? Что можно предположить?

3) Попробуйте сформулировать цель нашего урока

Помогает сформулировать цели урока.

Организует работу в группах (№1.работа с материалом учебника: стр.94-101)

Наблюдает, помогает в случае затруднения

№2. Создать таблицу о правилах постановки знаков препинания между простыми предложениями в БСП:

1 группа запятая (стр.96,упр.216,)

2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой (стр.96,упр.217)

3 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие (стр.98,упр.220)

4 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире (стр.101,упр.229)

Организует работу с данным материалом:

1.укажите номера бессоюзных сложных предложений: (1) Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. (2) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (3) Вот и лес. (4) Тень и тишина. (5) Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев)

2.расставьте знаки препинания в одном из предложений и графически докажите.

3. найти БСП в текстах ОГЭ (В№1-№4)

Приложение №1.

1. Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром.

2. Лягушки, какие только были в лужах, заволновались так сильно, что от них заволновалась вода.

3. После проливного теплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.
4. Там, на берегу, около сетей, стояло десять маленьких березок, веточки их еще были голые, без листочков.

5. Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали...

6. Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не дает ему радоваться.
7. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что пришли воры и унесли сети.
8. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди - верно, воры.
9. В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди - это за ночь березы оделись в зелень и как будто люди стоят.

    3. Развивающие

    1. Запись на доске:
      • тема урока;
      • дополнительное задание.
      • таблица
      • тренировочные упражнения
    2. Мультимедийный проектор
    3. Презентация к уроку
    4. Работа во флипчарте

    Структура урока:

    1. Организационный этап.
    2. Проверка домашнего задания
    3. Работа с эпиграфом к уроку.
    4. Подведение итогов урока.
    5. Домашнее задание

    I Ход урока

    I. Организационный этап

    1. Работа с журналом.

    Хочу узнать

    Узнал (-а)

    Из чего они состоят?

    2.Работа с эпиграфом к уроку


    Всё, на что сердце твоё откликается.
    Живи беспокойно, живи с маетой:
    С доброты человек начинается.

    Маета — собственно русское образование от существительного мая — «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.


    (С доброты человек начинается )


    Доброта

    Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

    Добро — всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).

    Подберите синонимы: доброта — отзывчивость, сердечность, душевность.

    Подберите антонимы: доброта — злость, ненависть.

    Слова — «Друзья» — слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения -от-: чистота, красота, теплота .

    — Находим «родственников»- подбираем однокоренные слова:

    Существительные

    Прилагательные

    Глаголы

    добродушный

    доброжелательность

    доброкачественный

    одобрить

    добрососедство

    добросовестный

    — Определите структуру 2 предложения и укажите знаки препинания в нем.
    (2-ое предложение — сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом)

    — Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
    (Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)

    Бессоюзное сложное предложение — это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).


    Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
    Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)

    4. Тренировочные упражнения.


    2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
    3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
    4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
    5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
    6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
    7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
    8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
    9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.


    2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
    3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
    4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
    5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
    6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
    7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
    8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
    9) Едешь на день, хлеба бери на& nbsp;неделю.
    10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.


    (это сложносочиненное предложение)

    2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
    (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое — знаем)


    (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

    4.Работа с учебником

    Упр.391, стр. 176 (учимся доказывать). Перепишите предложения. Докажите с помощью приведенной схемы, что все предложения — бессоюзные сложные. Назовите «приметы» бессоюзного сложного предложения.

    5.Собери пословицу.

    Получив добро — помни, сделав — забудь.
    Жизнь дана на добрые дела.
    Добрые умирают, да дела их живут.
    Добро желаешь — добро делай.
    Помогай не словами, а делом


    2. Держится мир на доброте…
    3. Хочешь изменить мир к лучшему…

    Хочу узнать

    Узнал (-а)

    Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

    Что такое сложные бессоюзные предложения?

    БСП - это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией

    Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

    Из чего они состоят?

    Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

    В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

    Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

    Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

    При помощи каких знаков в них соединяются простые?

    IV. Подведение итогов урока

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: БСП»

Тема: Бессоюзные сложные предложения.

Цель урока : Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.

Задачи :

1. Образовательные : познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

2. Воспитательные :

    формировать их личностную позицию;

    воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.

3. Развивающие : развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока (средства обучения):

    Запись на доске:

    • тема урока;

      стихотворный текст для анализа;

      дополнительное задание.

    • тренировочные упражнения

    Мультимедийный проектор

    Презентация к уроку

    Работа во флипчарте

    На рабочем столе учащихся: учебник по русскому языку; тетради, ручки и карандаши.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Проверка домашнего задания

    Сообщение темы урока и постановка целей.

    Работа с эпиграфом к уроку.

    Работа с предложениями с опорой на домашнее задание и тренировочными предложениями (флипчарт)

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание

I Ход урока

I. Организационный этап

    Подготовка учащихся к работе на уроке.

    Взаимное приветствие учителя и учащихся.

    Визуальный контроль готовности к уроку.

    Работа с журналом.

II. Проверка домашнего задания

Сделать опорный конспект по теме «Сложные предложения»; по Толковому словарю Ожегова найти значение слова доброта, подобрать к нему синонимы и антонимы; подобрать высказывания известных людей о доброте, небольшие рассказы или притчи, стихотворения.

Домашнее задание проверяется в процессе работы над темой урока.

III. Сообщение темы урока и постановка целей.

Бессоюзные сложные предложения (Тема урока записана на доске)

1. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока и заполним таблицу, которая состоит из трех столбиков.

Хочу узнать

Узнал (-а)

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Что такое сложные бессоюзные предложения?

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Из чего они состоят?

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

При помощи каких знаков в них соединяются простые?

2.Работа с эпиграфом к уроку

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

Все ли слова вам знакомы и понятны?

Маета - собственно русское образование от существительного мая - «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.

Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается )

Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь.

1. Обратите внимание на написание слова,
Доброта

2. Проникаем в тайну слова «доброта»- как вы понимаете его значение?

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Добро - всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).

Подберите синонимы: доброта - отзывчивость, сердечность, душевность.

Подберите антонимы: доброта - злость, ненависть.

3. Находим родственников и друзей:

Слова - «Друзья» - слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения -от-: чистота, красота, теплота .

Находим «родственников»- подбираем однокоренные слова:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

добродушный

доброжелательность

доброкачественный

одобрить

добрососедство

добросовестный

Определите структуру 2 предложения и укажите знаки препинания в нем.
(2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом)

Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)

3.Понятие сложного бессоюзного предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).

Примеры предложений с различной интонационной связью:

Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
Служить бы рад - прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)

4. Тренировочные упражнения.

1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.

2.Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь. Постройте схемы 1,2,10.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на& nbsp;неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.

Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.

3.Постройте схемы предложений, определите типы предложений.

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
(это сложносочиненное предложение)

2. Мы знаем: главное предназначение человека - оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое - знаем)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

4.Работа с учебником

Упр.391, стр. 176 (учимся доказывать). Перепишите предложения. Докажите с помощью приведенной схемы, что все предложения - бессоюзные сложные. Назовите «приметы» бессоюзного сложного предложения.

5.Собери пословицу.

Получив добро - помни, сделав - забудь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро желаешь - добро делай.
Помогай не словами, а делом

6. Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

1. С детских лет постигаем мы истину…
2. Держится мир на доброте…
3. Хочешь изменить мир к лучшему…

7. После данных предложений предлагается заполнить колонку «Узнал(а)», располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке «Хочу узнать».

Хочу узнать

Узнал (-а)

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Что такое сложные бессоюзные предложения?

БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Из чего они состоят?

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

При помощи каких знаков в них соединяются простые?

8. Ребята, проверим ваше последнее домашнее задание. Прочитайте стихотворения, высказывания известных людей, небольшие рассказы или притчи о доброте.

IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание. Пр.17 выучить правило, упр.394

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЁЛКА ИСКРА

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Конспект

урока русского языка по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

9 класс

с аспектным анализом

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 13 п. Искра Будённовского района

Панькина Галина Борисовна

Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение»

Цели: образовательные:

Дать понятие о БСП, формирование умений устанавливать

смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;

Формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;

- употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Развивающие:

Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

- развитие умения аргументировать, доказывать;

Развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

Воспитательные:

Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;

- активизирование познавательной деятельности учащихся;

- обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Методы : диалогический, коллективный, самостоятельный.

Тип : комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин», раздаточный материал с текстом « Летний вечер»

Ход урока

1 Организационный момент

Эпиграф.

Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; так, подобны они гвоздям и клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. М.Ломоносов

2. Актуализация знаний -Сегодняшний урок мы с вами, ребята, посвящаем повторению материала о бессоюзном сложном предложении. Вспомним…

- Какие предложения называются бессоюзными сложными?

- Чем отличаются бессоюзное сложное предложение от сложносочиненного и сложноподчиненного?

- Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?

Между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражаются разные смысловые отношения: перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и т.д.

- Где используется это свойство бессоюзных сложных предложений?

3. Изучение нового материала

Анализ фрагментов из отдельных глав романа « Евгений Онегин»

Обратимся к 5 главе романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин», в частности к эпизоду « Сон Татьяны».

« И снится чудный сон Татьяне…»

Чтение данного эпизода (читает подготовленный ученик)

Какова роль сна Татьяны в структуре произведения?

Сон Татьяны реалистичен и символичен одновременно. Приоткрывая для нас внутреннюю психологическую характеристику героини, он выполняет и композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с теми трагическими событиями, которые разыграются в 6 главе.

То, что мы узнаем о будущей драме чуть раньше, характеризует Татьяну как умного, чуткого человека. Она стоит значительно выше своей среды. То зверье, увиденное во сне, напоминает соседей Лариных, только внешне похожих на людей. Увиденное во сне говорит о том, что она могла верно оценить окружающих её людей.

Анализ 11 строфы:

Ей снится, будто бы она

Идёт по снеговой поляне

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

Какой знак БСП здесь используется? (точка с запятой )

Анализ 12 строфы.

Как на досадную разлуку,

Татьяна ропщет на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей;

Но вдруг сугроб зашевелился,

И кто ж из – под него явился?

Почему и здесь Пушкин использует точку с запятой?

Анализ 14 строфы.

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

Почему точка с запятой ставятся между столь короткими предложениями?

Как называется такой прием намеренного пропуска члена предложения?

Анализ 16 строфы.

Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях;

За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах;

Не видя тут на капли толку,

Глядит она тихонько в щелку;

И что же видит? … за столом

Сидят чудовища кругом.

Один в рогах, с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Почему в этой строфе поэт ставит двоеточие?

Какой еще знак стоит в бессоюзном сложном предложении?

Сравните два эпизода: «Сон Татьяны» и « Именины Татьяны»

Кого напоминают вам гости на именинах в доме Лариных?

Чтение фрагмента письма Татьяны « Другой, …нет, никому на свете не отдала бы сердца я..»

Как называется такой прием сравнения образов?

Чем еще интересен данный отрывок?

Что достигается этим?

Анализ 18 строфы.

Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьет - все пьют и все кричат;

Он засмеется – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат.

Почему в данном фрагменте в БСП стоят тире?

Выводы.

Почему А.С.Пушкин так много использует бессоюзных сложных предложений в данных фрагментах.

Литературовед Б.В.Томашевский писал, что « у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».

4. Первичное закрепление

Мы рассмотрели случаи употребления бессоюзных сложных предложений в поэтической речи. А сейчас обратим внимание на употребление БСП в прозе. Многие русские писатели поднимали вопрос о роли прозы и поэзии в жизни человека. И. А.Бунин часто размышлял об эстетической природе разных родов словесного искусства. В 1912 году он высказался по тому вопросу на редкость убежденно: «…не признаю …деления художественной литературы на стихи и прозу. Такой взгляд мне кажется неестественным и устаревшим. Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности как в стихотворной, так и в прозаической форме». Сам художник весьма быстро достиг такого мастерства, осуществив свое же пожелание: Анализ предложения:

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и ещё долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелеста утра, до первых росинок зари.

Какие знаки бессоюзного сложного предложения поставлены в данном предложении?

Что особенного в данном предложении?

Сравнение ночи с мягким пологом, именно мягким, а не тяжелым,

который, конечно, давил бы, а не лежал на заснувших полях.

Лексический повтор:

Ещё долго было еще много времени до первого лепета, до первых

шорохов, до первых росинок.

5. Самостоятельная работа учащихся с коллективной проверкой:

Задание : расставить недостающие знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, объяснить условия их постановки на индивидуальных листах.

Летний день .

В летние туманные дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из- под ног, тотчас же исчезнет в беловатой мгле неподвижного тумана. Всё проснулось, все молчит. Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнется: оно нежится. Вы видите длинную черную полосу и принимаете ее за близкий лес; вы подходите – лес превращается в высокую грядку полыни на меже.

Вот ветер мягко шевельнётся, и клочок бледно – голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар;

Золотисто – желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу, и опять все заволоклось. Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет торжествует, а последние волны разогретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой сияющей вышине.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. И.С.Тургенев

6. Подведение итогов урока.

    1. Какова роль тире в предложении

Высоко над нами прошумел ветер - предвестник бури.

А) разделяет подлежащее и сказуемое

Б) обозначает пропуск члена предложения

В) разделяет части бессоюзного сложного предложения

Г) отделяет приложение

2. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

Б) предложения рисуют быструю смену событий

В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие

из того, о чем говорится в первом предложении

3.Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном

предложении Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.

А) второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом

Б) второе предложение поясняет первое, раскрывает его содержание

В) второе предложение распространяет один из членов первого предложения

Домашнее задание: выписать из романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин» примеры на все случаи постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Тема урока: Понятие о бессоюзном сложном предложении. 9 кл.

Цели урока:

    Создание условий для самостоятельного поиска и «открытия» знания.

    Формирование общего понятия о бессоюзном сложном предложении.

    Ознакомление учащихся со всеми знаками препинания в сложном бессоюзном предложении (блоковое преподнесение материала)

    Включение учащихся в разные типы деятельности (предметный, деятельностный, метапредметный)

Тип урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ;

деятельностный подход с элементами мыследеятельностной педагогики (задачной формы обучения на уроке).

Форма работы: коллективная, самостоятельная индивидуальная.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Что умеют учащиеся (средства, необходимые для работы):

1. Выделять грамматические основы предложений.

2. Различать простое и сложное (союзное и бессоюзное) предложение.

3. Квалифицировать ССП и СПП.

Что должны освоить учащиеся:

1. Понятие бессоюзного сложного предложения.

2. Научиться различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

3. Выразительно произносить конструкции, уделяя значительное внимание интонации.

4. Правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

5. Работать в интерактивном режиме.

6. Самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии.

Какие способы действия осваивают учащиеся:

1. Устанавливать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения путем подстановки сочинительных и подчинительных союзов (прием сравнения с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями).

2. Усвоить, что в устной речи знаку тире соответствует интонация повышения голоса, двоеточию- предупредительная интонация, запятой- перечислительная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Мотивация.

Добрый день. Каждый урок – я на это надеюсь – дает вам радость новых открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Думаю, что сегодняшний урок не станет для вас исключением. Как вы считаете, какова главная ваша цель на данном этапе обучения? (хорошо сдать ГИА). Какие умения, на ваш взгляд, помогут вам это сделать? (умение писать сжатое изложение, сочинение-рассуждение, быть грамотным, знать теоретические вопросы). Сегодня мы продолжить формировать эти умения, но нас ожидает и новая тема, открытые которой произойдет чуть позже.

2. Актуализация знаний.

Словарно- орфографическая работа.

Выпишите слова, в которых при­ставки меняют написание в зависимо­сти от того, перед какой буквой в слове они стоят. (слайд)

Объединил друзей, оттолкнулся руками, сбиться с пути, беззвучно плачет , расстила­ется по земле , съезжает далеко, рассчиты­вать время , испечь пирог , сделать хорошо, бесшумный мотор .

Выпишите слова с чередующимися гласными: (слайд)

К..снуться , прик..аться , к..согор;

р..стет , р..сток , р..сторговать;

прил..жить , сл..жный, прилагательное ;

г. . pa , г..реть , заг..релый ;

зап..реть ; расст..лает , м..рить (друзей).

Составьте простое предложение , употребив слово с чередующейся

гласной в корне; подчеркните грамматическую основу. (слайд)

Проверка выполнения.

Прочитайте слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове стоят.

Сформулируйте правило.

Прочитайте слова с орфограммой чередующаяся гласная в корне слова, объясните правописание слов.

Прочитайте составленное предложение, назовите грамматическую основу, дайте устную характеристику предложению.

А теперь прочитайте следующие высказывания: (слайд)

1. Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений. (Джон Рокфеллер, первый долларовый миллионер

2. Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим. (Ральф Эмерсон, американский поэт и философ)

3. Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.(французский литератор Гельвеций)

4. Если я работаю по четырнадцать часов в день и семь дней в неделю, то мне определённо начинает везти. (Л.Хаммер)

5. Работа работой, но надо и что-то полезное делать. (Сатирик Хенрик Ягодзиньски й)

Какая тема объединяет эти высказывания? (чтобы достичь успеха, надо работать)

Какое из них вам понравилось?

Как выдумаете, что имел ввиду Гельвеций?

Если вы хотите сделать из себя Человека с большой буквы – знающего и умеющего, честного, доброго, самостоятельного, способного добиваться своих целей, надо настойчиво и терпеливо работать над собой

Сегодняшний наш урок не станет исключением, каждый из вас продолжит работу над собой.

Определение вида предложений.

А теперь давайте вспомним, какие виды предложений вам известны.

Какая характеристика соответствует данному виду предложений? Запишите следующим образом: 1-а, 2-б и т.д. (слайд)

Проверяем. У кого всё верно?

Определите вид предложений, представленных на слайде.

О каком виде предложений мы знаем меньше всего? (Да, второе предложение – это бессоюзное предложение)

3. Постановка учебной задачи.

Какова тема нашего урока?

Бессоюзное сложное предложение.

Какова цель урока?

Дать определение бессоюзному сложному предложению.

Узнать, какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в БСП и определить причину их постановки.

Научиться находить эти предложения в тексте.

4. «Открытие нового знания»

Запишите бессоюзное сложное предложение.

Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим.

Хотя мы еще только начинаем эту тему, у вас уже есть представление о том, что такое БСП. Что же вы знаете о БСП? Докажите, что данное предложение бессоюзное.

Давайте сравним возможности союзных и бессоюзных предложений.

(карточка)

Прочитайте. Чем различаются данные предложения? Какие предложения вам кажутся более выразительными и почему?

1. Пройдет зима холодная, и настанут дни весенние.- Пройдет зима холодная, настанут дни весенние. (И.Дрожкин) 2. Когда пашню пашут, руками не машут.- Пашню пашут- руками не машут. (Пословица) 3. Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. – Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А.Пушкин)

Какие предложения кажутся вам более выразительными?

Об этом хорошо сказал М.В.Ломоносов: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем меньше союзов.»

Выпишем в тетрадь БСП. (каждое предложение с новой строки)

Сравним предложения:

Части БСП находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В БСП ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

Пройдет зима холодная, настанут дни весенние.

Какая смысловая интонация в этом предложении? (интонация перечисления)

Перестройте это предложение в сложное союзное. (ССП с союзом и)

Пашню пашут- руками не машут.

Какая смысловая интонация в этом предложении? (интонация противопоставления)

Замените синонимичным СПП. (Когда пашню пашут, руками не машут).

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Какая смысловая интонация в этом предложении? (интонация пояснения)

Какому сложному предложению оно соответствует? (СПП с прид. изъяснит.)

Значит, как же определить, какой знак необходимо поставить в БСП?

1. Определить смысловые отношения между предложениями.

2. Определить, в какое предложение синонимичное его можно перестроить?

Прочитайте предложения (проецируются на экран, знаки препинания не расставлены). Возможна ли в них постановка разных знаков препинания?

Взойдет солнышко, все оживет.

Взойдет солнышко: все оживет.

Взойдет солнышко – все оживет.

Ученики читают предложения, пытаются уловить разную интонацию, донести разный смысл предложений. После интонирования приходят к выводу, что знаки препинания будут зависеть и от интонации, с которой читается предложение:

1-ое предложение – интонация перечислительная , она требует запятой.

2-ое предложение – предупредительная интонация с понижением голоса в первом предложении – ставится двоеточие.

3-е предложение – интонация легко повышается в первом предложении и понижается во втором – тире. (О знаках препинания сообщает учитель).

- Что же еще диктует необходимость постановки определенного знака препинания в бессоюзном сложном предложении?

+ Интонация, которая, как и пунктуация, меняется от смысловых отношений между предложениями.

(слайд)

В бессоюзном сложном предложении простые предложения соединяются только по смыслу и интонации, без участия специальных слов, поэтому смысловые отношения между его частями не так отчетливы, как в союзном предложении. Чтобы прояснить их, можно заменить бессоюзное сложное предложение синонимичным сложносочиненным или сложноподчиненным: Все крыльями машут - не все летают. -. (Ср. Все крыльями машут, но не все летают. , но.)- противопоставление.

Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по поручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. :.

(Ср. Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках, потому что по поручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. , (потому что…).)- во второй части называется причина того, о чем говорится в первой.

Смысловые связи между частями бессоюзного сложного предложения выражаются интонацией, а на письме- с помощью различных знаков препинания: запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.

5. Закрепление изученного.

Стилистический эксперимент.

Определите лексическое значение слова эксперимент.

Эксперимент (то же, что и опыт)- попытка сделать, предпринять что-то новое, ранее не испытанное.

Кто проводит эксперименты? (ученые)

Значит и мы сейчас будем в роли ученых.

Задание для эксперимента: Запишите, заменяя сложные союзные предложения бессоюзными (там, где это возможно), поставьте соответствующий знак между частями сложного предложения. Сравните данный текст и полученный в результате синонимической замены. Какой вариант текста является более экономным в использовании языковых средств и более приближается к разговорному стилю?

Представьте себе большую лужу во дворе, которая всем мешает. Как от нее избавиться?

Пророй через лужу канавку, и вода уйдет, лужа высохнет. Примерно так же работают и мелиораторы. Они прокладывают на болотистых землях каналы. Но вот беда в том, что стали осушать болота, а реки начали мелеть. Этого допускать нельзя, потому что реки, как и землю, надо беречь; высохнут они, и мы останемся без воды. А ты ведь знаешь, что без воды ни человек, ни животные, ни растения жить не могут.

Проверка выполнения:

Прочитайте БСП, какой знак поставили, объясните.

Пророй через лужу канавку, вода уйдет, лужа высохнет. (перечисление)

Но вот беда: стали осушать болота- реки начали мелеть. (пояснение, противопоставление)

Этого допускать нельзя: реки, как и землю, надо беречь; высохнут они, мы останемся без воды. (причина, перечисление)

А ты ведь знаешь: без воды ни человек, ни животные, ни растения жить не могут. (пояснение)

Сравните данный текст и полученный в результате синонимической замены. Какой вариант текста является более экономным в использовании языковых средств и более приближается к разговорному стилю?

При использовании союзных предложений ослабевает экспрессивно-выразительная сторона речи, замедляется темп.

Какие же предложения выразительнее? (БСП)

6. Рефлексия. Итог урока

- Что сегодня узнали нового на уроке?

+ Узнали о сложном бессоюзном предложении, что между его частями ставятся точка, точка с запятой, двоеточие, тире .

- Какие затруднения возникали в ходе урока?

+ Как определить, когда ставится тот или иной знак.

- Что помогло выйти из ситуации? Какой способ действия?

+ Определение смысловых отношений между частями предложения путем подстановки сочинительных и подчинительных союзов и с помощью интонации.

- Бессоюзные сложные предложения широко распространены и в художественных произведениях, и в разговорной речи. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи. В пословицах и поговорках они помогают кратко и сжато выразить различные смысловые отношения между предложениями.

7. Домашнее задание.

Для общеобразов. кл.:

Написать сочинение-рассуждение по афоризму, записанному нами в начале урока («Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим.» (Ральф Эмерсон, американский поэт и философ), приведите не менее двух доказательств.

Для коррекц. кл.:

Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, строки из стихотворений, представляющие собой бессоюзное сложное предложение. (не менее 6 предложений)



Похожие публикации