Урок по теме бессоюзное предложение. Что такое бессоюзное сложное предложение. Составить БСП по данным схемам. Записать их

Конспект урока в технологии проблемного диалога по теме : «Что такое бессоюзное сложное предложение»

Цели:
1) Выяснить, чтотакое бессоюзное сложное предложение и его отличительные признаки.

2) Формировать умение видеть проблему, вырабатывать гипотезу, наблюдать, давать определения понятиям.

3) Формировать умение работать в группах.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

В молодости не научишься работать -
в старости останешься с пустыми руками…
(пословица)

Ход урока

Приставка в слове беспокойный (бес-)

Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).

Суффикс как в слове сонный (-Н-)

Окончание прилагательного в ср. роде ед. числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

Учитель: сформулируйте тему урока.

Запись нескольких предложений для наблюдения:

А.Семь раз отмерь один раз отрежь.

Б.Чин следовал ему он службу вдруг оставил. В.Молодёжь ушла в клубе стало скучно.

1.Какие записаны предложения? Докажите и графически. А знаки препинания какие?

2) Какой вывод следует? Что можно предположить?

3) Попробуйте сформулировать цель нашего урока

Помогает сформулировать цели урока.

Организует работу в группах (№1.работа с материалом учебника: стр.94-101)

Наблюдает, помогает в случае затруднения

№2. Создать таблицу о правилах постановки знаков препинания между простыми предложениями в БСП:

1 группа запятая (стр.96,упр.216,)

2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой (стр.96,упр.217)

3 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие (стр.98,упр.220)

4 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире (стр.101,упр.229)

Организует работу с данным материалом:

1.укажите номера бессоюзных сложных предложений: (1) Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. (2) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (3) Вот и лес. (4) Тень и тишина. (5) Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев)

2.расставьте знаки препинания в одном из предложений и графически докажите.

3. найти БСП в текстах ОГЭ (В№1-№4)

Приложение №1.

1. Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром.

2. Лягушки, какие только были в лужах, заволновались так сильно, что от них заволновалась вода.

3. После проливного теплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.
4. Там, на берегу, около сетей, стояло десять маленьких березок, веточки их еще были голые, без листочков.

5. Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали...

6. Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не дает ему радоваться.
7. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что пришли воры и унесли сети.
8. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди - верно, воры.
9. В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди - это за ночь березы оделись в зелень и как будто люди стоят.

Тема урока: Понятие о бессоюзном сложном предложении. 9 кл.

Цели урока:

    Создание условий для самостоятельного поиска и «открытия» знания.

    Формирование общего понятия о бессоюзном сложном предложении.

    Ознакомление учащихся со всеми знаками препинания в сложном бессоюзном предложении (блоковое преподнесение материала)

    Включение учащихся в разные типы деятельности (предметный, деятельностный, метапредметный)

Тип урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ;

деятельностный подход с элементами мыследеятельностной педагогики (задачной формы обучения на уроке).

Форма работы: коллективная, самостоятельная индивидуальная.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Что умеют учащиеся (средства, необходимые для работы):

1. Выделять грамматические основы предложений.

2. Различать простое и сложное (союзное и бессоюзное) предложение.

3. Квалифицировать ССП и СПП.

Что должны освоить учащиеся:

1. Понятие бессоюзного сложного предложения.

2. Научиться различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

3. Выразительно произносить конструкции, уделяя значительное внимание интонации.

4. Правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

5. Работать в интерактивном режиме.

6. Самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии.

Какие способы действия осваивают учащиеся:

1. Устанавливать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения путем подстановки сочинительных и подчинительных союзов (прием сравнения с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями).

2. Усвоить, что в устной речи знаку тире соответствует интонация повышения голоса, двоеточию- предупредительная интонация, запятой- перечислительная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Мотивация.

Добрый день. Каждый урок – я на это надеюсь – дает вам радость новых открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Думаю, что сегодняшний урок не станет для вас исключением. Как вы считаете, какова главная ваша цель на данном этапе обучения? (хорошо сдать ГИА). Какие умения, на ваш взгляд, помогут вам это сделать? (умение писать сжатое изложение, сочинение-рассуждение, быть грамотным, знать теоретические вопросы). Сегодня мы продолжить формировать эти умения, но нас ожидает и новая тема, открытые которой произойдет чуть позже.

2. Актуализация знаний.

Словарно- орфографическая работа.

Выпишите слова, в которых при­ставки меняют написание в зависимо­сти от того, перед какой буквой в слове они стоят. (слайд)

Объединил друзей, оттолкнулся руками, сбиться с пути, беззвучно плачет , расстила­ется по земле , съезжает далеко, рассчиты­вать время , испечь пирог , сделать хорошо, бесшумный мотор .

Выпишите слова с чередующимися гласными: (слайд)

К..снуться , прик..аться , к..согор;

р..стет , р..сток , р..сторговать;

прил..жить , сл..жный, прилагательное ;

г. . pa , г..реть , заг..релый ;

зап..реть ; расст..лает , м..рить (друзей).

Составьте простое предложение , употребив слово с чередующейся

гласной в корне; подчеркните грамматическую основу. (слайд)

Проверка выполнения.

Прочитайте слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове стоят.

Сформулируйте правило.

Прочитайте слова с орфограммой чередующаяся гласная в корне слова, объясните правописание слов.

Прочитайте составленное предложение, назовите грамматическую основу, дайте устную характеристику предложению.

А теперь прочитайте следующие высказывания: (слайд)

1. Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений. (Джон Рокфеллер, первый долларовый миллионер

2. Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим. (Ральф Эмерсон, американский поэт и философ)

3. Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.(французский литератор Гельвеций)

4. Если я работаю по четырнадцать часов в день и семь дней в неделю, то мне определённо начинает везти. (Л.Хаммер)

5. Работа работой, но надо и что-то полезное делать. (Сатирик Хенрик Ягодзиньски й)

Какая тема объединяет эти высказывания? (чтобы достичь успеха, надо работать)

Какое из них вам понравилось?

Как выдумаете, что имел ввиду Гельвеций?

Если вы хотите сделать из себя Человека с большой буквы – знающего и умеющего, честного, доброго, самостоятельного, способного добиваться своих целей, надо настойчиво и терпеливо работать над собой

Сегодняшний наш урок не станет исключением, каждый из вас продолжит работу над собой.

Определение вида предложений.

А теперь давайте вспомним, какие виды предложений вам известны.

Какая характеристика соответствует данному виду предложений? Запишите следующим образом: 1-а, 2-б и т.д. (слайд)

Проверяем. У кого всё верно?

Определите вид предложений, представленных на слайде.

О каком виде предложений мы знаем меньше всего? (Да, второе предложение – это бессоюзное предложение)

3. Постановка учебной задачи.

Какова тема нашего урока?

Бессоюзное сложное предложение.

Какова цель урока?

Дать определение бессоюзному сложному предложению.

Узнать, какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в БСП и определить причину их постановки.

Научиться находить эти предложения в тексте.

4. «Открытие нового знания»

Запишите бессоюзное сложное предложение.

Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим.

Хотя мы еще только начинаем эту тему, у вас уже есть представление о том, что такое БСП. Что же вы знаете о БСП? Докажите, что данное предложение бессоюзное.

Давайте сравним возможности союзных и бессоюзных предложений.

(карточка)

Прочитайте. Чем различаются данные предложения? Какие предложения вам кажутся более выразительными и почему?

1. Пройдет зима холодная, и настанут дни весенние.- Пройдет зима холодная, настанут дни весенние. (И.Дрожкин) 2. Когда пашню пашут, руками не машут.- Пашню пашут- руками не машут. (Пословица) 3. Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. – Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А.Пушкин)

Какие предложения кажутся вам более выразительными?

Об этом хорошо сказал М.В.Ломоносов: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем меньше союзов.»

Выпишем в тетрадь БСП. (каждое предложение с новой строки)

Сравним предложения:

Части БСП находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В БСП ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

Пройдет зима холодная, настанут дни весенние.

Какая смысловая интонация в этом предложении? (интонация перечисления)

Перестройте это предложение в сложное союзное. (ССП с союзом и)

Пашню пашут- руками не машут.

Какая смысловая интонация в этом предложении? (интонация противопоставления)

Замените синонимичным СПП. (Когда пашню пашут, руками не машут).

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Какая смысловая интонация в этом предложении? (интонация пояснения)

Какому сложному предложению оно соответствует? (СПП с прид. изъяснит.)

Значит, как же определить, какой знак необходимо поставить в БСП?

1. Определить смысловые отношения между предложениями.

2. Определить, в какое предложение синонимичное его можно перестроить?

Прочитайте предложения (проецируются на экран, знаки препинания не расставлены). Возможна ли в них постановка разных знаков препинания?

Взойдет солнышко, все оживет.

Взойдет солнышко: все оживет.

Взойдет солнышко – все оживет.

Ученики читают предложения, пытаются уловить разную интонацию, донести разный смысл предложений. После интонирования приходят к выводу, что знаки препинания будут зависеть и от интонации, с которой читается предложение:

1-ое предложение – интонация перечислительная , она требует запятой.

2-ое предложение – предупредительная интонация с понижением голоса в первом предложении – ставится двоеточие.

3-е предложение – интонация легко повышается в первом предложении и понижается во втором – тире. (О знаках препинания сообщает учитель).

- Что же еще диктует необходимость постановки определенного знака препинания в бессоюзном сложном предложении?

+ Интонация, которая, как и пунктуация, меняется от смысловых отношений между предложениями.

(слайд)

В бессоюзном сложном предложении простые предложения соединяются только по смыслу и интонации, без участия специальных слов, поэтому смысловые отношения между его частями не так отчетливы, как в союзном предложении. Чтобы прояснить их, можно заменить бессоюзное сложное предложение синонимичным сложносочиненным или сложноподчиненным: Все крыльями машут - не все летают. -. (Ср. Все крыльями машут, но не все летают. , но.)- противопоставление.

Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по поручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. :.

(Ср. Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках, потому что по поручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. , (потому что…).)- во второй части называется причина того, о чем говорится в первой.

Смысловые связи между частями бессоюзного сложного предложения выражаются интонацией, а на письме- с помощью различных знаков препинания: запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.

5. Закрепление изученного.

Стилистический эксперимент.

Определите лексическое значение слова эксперимент.

Эксперимент (то же, что и опыт)- попытка сделать, предпринять что-то новое, ранее не испытанное.

Кто проводит эксперименты? (ученые)

Значит и мы сейчас будем в роли ученых.

Задание для эксперимента: Запишите, заменяя сложные союзные предложения бессоюзными (там, где это возможно), поставьте соответствующий знак между частями сложного предложения. Сравните данный текст и полученный в результате синонимической замены. Какой вариант текста является более экономным в использовании языковых средств и более приближается к разговорному стилю?

Представьте себе большую лужу во дворе, которая всем мешает. Как от нее избавиться?

Пророй через лужу канавку, и вода уйдет, лужа высохнет. Примерно так же работают и мелиораторы. Они прокладывают на болотистых землях каналы. Но вот беда в том, что стали осушать болота, а реки начали мелеть. Этого допускать нельзя, потому что реки, как и землю, надо беречь; высохнут они, и мы останемся без воды. А ты ведь знаешь, что без воды ни человек, ни животные, ни растения жить не могут.

Проверка выполнения:

Прочитайте БСП, какой знак поставили, объясните.

Пророй через лужу канавку, вода уйдет, лужа высохнет. (перечисление)

Но вот беда: стали осушать болота- реки начали мелеть. (пояснение, противопоставление)

Этого допускать нельзя: реки, как и землю, надо беречь; высохнут они, мы останемся без воды. (причина, перечисление)

А ты ведь знаешь: без воды ни человек, ни животные, ни растения жить не могут. (пояснение)

Сравните данный текст и полученный в результате синонимической замены. Какой вариант текста является более экономным в использовании языковых средств и более приближается к разговорному стилю?

При использовании союзных предложений ослабевает экспрессивно-выразительная сторона речи, замедляется темп.

Какие же предложения выразительнее? (БСП)

6. Рефлексия. Итог урока

- Что сегодня узнали нового на уроке?

+ Узнали о сложном бессоюзном предложении, что между его частями ставятся точка, точка с запятой, двоеточие, тире .

- Какие затруднения возникали в ходе урока?

+ Как определить, когда ставится тот или иной знак.

- Что помогло выйти из ситуации? Какой способ действия?

+ Определение смысловых отношений между частями предложения путем подстановки сочинительных и подчинительных союзов и с помощью интонации.

- Бессоюзные сложные предложения широко распространены и в художественных произведениях, и в разговорной речи. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи. В пословицах и поговорках они помогают кратко и сжато выразить различные смысловые отношения между предложениями.

7. Домашнее задание.

Для общеобразов. кл.:

Написать сочинение-рассуждение по афоризму, записанному нами в начале урока («Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим.» (Ральф Эмерсон, американский поэт и философ), приведите не менее двух доказательств.

Для коррекц. кл.:

Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, строки из стихотворений, представляющие собой бессоюзное сложное предложение. (не менее 6 предложений)

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;

Показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку на тему : "Бессоюзные сложные предложения" . 9-й класс. Вводный урок.

Цели урока:

Познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;

Показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

Тренировать внимательность;

Воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника;

Воспитывать умение работать в паре и в коллективе.

Оборудование:

Технологическая карта работы.

Карточки с текстом для исследования.

Учебник.

Аудиозапись упражнения для определения вида предложений на слух.

  1. Начало урока

Слайд 1.

  1. Все, что прекрасно, нравственно. (... )
    Гюстав Флобер
  2. Вся нравственность человека заключается в его намерениях. (... )
    Жан Жак Руссо
  3. Мелких чувств на свете не бывает - мелкими бывают только души.(…)

Достоевский Ф.М

  1. Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете. (…)
  2. Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство. (... )
    Люк де Клапье Вовенарг .

Работа с предложениями, какую тему затрагивают предложения? Какой общей мыслью объединены предложения? (Темы нравственности)

Как вы понимаете нравственность? (ответы)

Слайд 2.

Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

Разбор предложений. Какие эти предложения? (простые, сложные: союзные и бессоюзные; обособленные).

Учитель знакомит учащихся с темой урока и выясняет, какие задачи они должны решить к концу урока.

II. Основная часть. Изучение нового материала

1. Учащиеся по парам составляют список того, что они знают или думают, что знают по теме (5 минут). Учащимся предлагается составить синквейн.

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока.

Учащиеся:

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.

2. Чтение нового текста (заранее распечатанного в нужном количестве), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

Слайд 3. Понятие сложного бессоюзного предложения.

Это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации . Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях , что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи - интонацией . В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Примеры предложений с различной интонационной связью:

Слайд 4.

1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)

2.Мелких чувств на свете не бывает - мелкими бывают только души . (Противопоставление.)

3.Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.)

Учитель:

Какие знаки препинания ставится в БСП?

Расстановка ЗП зависит от чего? (от значения)

Слайд 5. Знаки препинания в БСП. (Анализ предложений)

4. Тренировочные упражнения.

1. Определить на слух, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Номера бессоюзных сложных предложений записать в тетрадь. Проверить.

Слайд 6. Тренировочные упражнения

1. Пока живешь, творить добро спеши.

2.Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.

3.Не рой другому яму - сам споткнешься.

4.Добро не купишь.

5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев - сильные духом их создают.

6.Плод, полученный терпением, сахару подобен.

7.И у моря есть дно, и у терпения есть предел.

8.Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь.

9. Нынешнее усердие - завтрашнее облегчение.

10. На дне терпения оседает золото

11. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство

5. Работа с учебником. Выполнение упражнения

6..Работа с заданиями ГИА. В9

Среди предложений 26 - 31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.

Вар.11(1 гр.); Вар.17(2 гр);Вар.20(3гр);Вар.21 (4гр)

Ответы: 1гр - 27 предложение; 2 гр -26; 3 гр -22; 4 гр -32.

7. Видео-урок «Бессоюзные сложные предложения»

III. Заключительная часть. Выводы

Учитель: Давайте повторим все, с чем познакомились на уроке. Дайте определение бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение - это предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях. В бессоюзных сложных предложениях ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

Слайд 8. IV. Домашнее задание

1.Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях.

3.Задания ГИА В9 (вар5-10);

4. Упр.№195 (Выписать выделенные предложения, указать грамматические основы, определить вид по составу); Упр.194 (у)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Все, что прекрасно, нравственно. (...) Гюстав Флобер 2. Вся нравственность человека заключается в его намерениях. (...) Жан Жак Руссо 3. Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.(…) Достоевский Ф.М 4. Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете. (…) 5. Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство. (...) Люк де Клапье Вовенарг

Что же такое нравственность? - Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»

Бессоюзные сложные предложения Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме. Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Примеры предложений с различной интонационной связью: Наступил вечер, шел дождь, с севера дул сильный ветер. Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков.

Знаки препинания в БСП. Значение. Перечисление Причина Пояснение Дополнение Условие Следствие Противопоставление Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли. Пробираться сквозь чащу было трудно: колючие кусты разрослись очень густо. Мой труд совершенно особый: он хочет науку приблизить к искусству, художественному произведению… Но ведь известно: с годами трудно дружбу начинать. Раз солгал - на век лгуном стал. (Пословица) Увидел грача - весну встречай. (Пословица) Лето припасает - зима поедает. (Пословица)

1. Пока живешь, творить добро спеши. 2.Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье. 3.Не рой другому яму – сам споткнешься. 4.Добро не купишь. 5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают. 6.Плод, полученный терпением, сахару подобен. 7.И у моря есть дно, и у терпения есть предел. 8.Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь. 9. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение. 10. На дне терпения оседает золото 11. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство

Видео-урок «Бессоюзные сложные предложения»

Ответы заданий ГИА. В9. 1 группа. «Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой, но теперь все переменилось». №27 2 группа. «Детский писк становился внятнее, отчетливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы». №26 3 группа. «Выбор был велик, желающих пригреть наших оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших».№22 4 группа. «Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза…

Домашнее задание Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях. Прочитать и запомнить правила (стр.117 – 119). Задания ГИА В9 (вар5-10); Упр.№ 196(Выписать выделенные предложения, указать в них грамматические основы, определить вид по составу)


Урок русского языка в 9 классе

Тема: Бессоюзное сложное предложение

Цели:

    Изучение бессоюзного сложного предложения: смысловые отношения,

знаки препинания, средства связи в БСП.

    Развитие связной устной и письменной речи, синтаксической,

пунктуационной грамотности; умения сворачивать информацию в опорную схему, таблицу.

    Воспитание культуры речи, нравственное воспитание.

Тип урока:получение новых знаний

Методы:проблемный,поисковый,словесный

Оборудование: таблица сложных предложений,презентация

Ход урока:

    Организационный момент. Психологический настрой. Формулировка цели урока, сообщение о лексической теме урока, предусматривающей размышления: «Умение держать язык за зубами – признак культуры человека»

    Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

1) Составление схемы классификации сложного предложения (запись на доске), ее рассмотрение, обсуждение.

Сложное предложение

Союзное Бессоюзное

Учитель с подачи учащихся на доске чертит схему, по ходу задавая вопросы:

Охарактеризуйте сложное предложение.

Ответ:

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, связанных двумя способами:

1) при помощи интонации и союзов или союзных слов;

2) при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2. На какие группы делятся союзные предложения?

Союзные предложения делятся на две группы:

1) сложносочиненные;

2) сложноподчиненные.

В чем их отличие?

Какие предложения называются бессоюзными?

Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?

3. Работа над новым материалом. Исследование проблемной ситуации.

Работа с текстом

Учащимся (предварительно) раздаются листы с текстом легенды.

Чтение текста учащимся.

День был ясный, летний. Cверху пекло. Возле поскотины клони­лись к земле рябенькие кукушкины башмачки; на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, на­верное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки-граммофончики, и в го­лубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, вы­ставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой. Бере­зовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало, и сквозь это мерцание едва проглядывали красные трубы известковых печей, по­лыхающих по ту сторону реки. Тени скал лежали недвижно на воде, и светом их размывало, рвало в клочья, будто старое тряпье.

Железнодорожный мост в городе, видимый из нашего села в яс­ную погоду, колыхался тонким кружевцем, и, если долго смотреть на него, он истончался и кружевце истончалось и рвалось.

Вдруг за ближним каменным мысом защелкали по дну кованые шесты, и из-за мыса показалась лодка; трое мужиков разом выбрасыва­ли из воды шесты. Сверкнув отшлифованными наконечниками, шесты разом падали в воду, и лодка, зарывшись по края в реку, рвалась впе­ред, откидывая на стороны волны. Взмах шестов, перекидка рук, тол­чок - и лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед, к берегу.

(По В. Астафьеву)

К какому стилю речи вы относите этот текст?

Работа по плану:

    Нахождение в тексте БСП.

    Замена БСП сложными предложениями с союзами.

    Объяснение расстановки знаков препинания.

    Вывод учащихся:

Бессоюзные сложные предложения можно заменить:

А) сложносочиненными предложениями с сочинительными союзами

В) сложноподчиненными предложениями с подчинительными союзами.

    Составление схем:

БСП , сочинительные союзы и, а, но .

БСП , подчинительные союзы (так как, потому что,

поэтому, если, когда, так что).

    Работа с текстом учебника с.126, с.130, с.133

    Первичное закрепление.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Конструирование БСП, выбор знаков препинания (: или -).

Стоит жара.

День будет жаркий.

Все краски в природе поблёкли.

Дождик прошёл по садовой дорожке.

К вечеру, по-видимому, соберется гроза.

Солнце сильно палит.

Всё ожило и засмеялось.

К полудню на горизонте появились тучи.

6. Рефлексия деятельности(итог)

Какую тему мы рассмотрели сегодня?

Назовите знаки препинания в БСП.

Чем можно заменить БСП?

Какова главная мысль лексического материала?

Какие пословицы, связанные с нашей темой, вы знаете?

6 . Оценки за урок.

7. Домашнее задание п.31-33, правило с.190-191, у.193.



Похожие публикации