Варлаам чикойский, пустынник, преподобный. Преподобный варлаам чикойский Жизнь в Чикойской пустыни не замирала в ожидании административного решения. Отшельники продолжали труды во славу Божию. В часовне, для которой уже и колокола были пожертвованы кяхтин

Смерть Канонизирован В лике

преподобных

Главная святыня

Варлаам Чикойский (в миру Василий Федотович Надежин ; - 23 января ) - игумен Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря . Святой Русской церкви , почитается в лике преподобных , память совершается (по юлианскому календарю): 23 января (день смерти), 10 июня (Собор Сибирских святых), 8 августа (годовщина обретения мощей в 2002 году), 5 октября (годовщина монашеского пострига).

Василий родился в селе Марееве Нижегородской губернии в крестьянской семье, по настоянию родителей женился. Брак был бездетным и Василий в 1811 году отправился в паломничество в Киево-Печерскую лавру . Как беспаспортный был арестован за бродяжничество и сослан в Сибирь . Начал странствовать, в 1814 году дошёл до Иркутска , а в 1820 году пришёл на склоны Чикоконского хребта и близ Урлука устроил себе келью , став отшельником . Вскоре к нему присоединились другие люди и образовалась братия будущего Чикойского монастыря.

Варлаам скончался в 1846 году и был погребён с южной стороны алтаря придела в честь иконы «Всех скорбящих Радость » Иоанно-Предтеченского храма основанного им монастыря. Вскоре после смерти ему стали приписывать чудотворения и в конце XIX века Варлаам был прославлен как местночтимый святой . Житие преподобного Варлаама написал святитель Мелетий (Якимов) .

Напишите отзыв о статье "Варлаам Чикойский"

Ссылки

  • // Православная энциклопедия
  • (на сайте Читинской и Краснокаменской епархии)

Отрывок, характеризующий Варлаам Чикойский

M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья. Варлаам Чикойский ( - ), преподобный (мест. Сибир.)

В миру Василий Надежин, родился в году в семье крепостных дворовых крестьян. Исполняя родительскую волю, женился, но, видя в своей бездетности особый Божий Промысл, в году ушёл подвизаться в Киево-Печерскую Лавру .

Не имея паспорта, Надежин был признан бродягою и сослан в Сибирь .

С посвящением его в году в сан игумена начинается расцвет основанного им Иоанно-Предтеченского монастыря : строятся монастырские храмы, организуется подсобное хозяйство, ведется просветительская деятельность среди местного населения и миссионерская работа среди раскольников и иноверцев.

Скончался в году. Был погребен напротив алтарного окна с южной стороны придела иконы Всех скорбящих Радость Иоанно-Предтеченского храма обители.

Почитание

После кончины игумена Варлаама, по его молитвам стали совершаться различные чудеса. Через полвека он начал почитаться в лике местночтимых святых. На протяжении всех лет советской власти в уже полуразрушенный Чикойский монастырь стекались жители близлежащих сел, прося у угодника Божия исцелений от болезней и разрешения жизненных проблем.

В году возрос интерес к истории Иоанно-Предтеченского монастыря и его основателю пустынножителю Варлааму, в Чикойских горах неоднократно проводились археологические раскопки. В июле года состоялись выездные Иннокентьевские чтения, чьи участники во главе с епископом Читинским Иннокентием посетили развалины монастыря и изложили мнения по поводу нахождения мощей преподобного. В июне года на руины отправилась экспедиция в составе настоятеля Улан-Удэнского Троицкого храма священника Евгения Старцева и краеведов А. Д. Жалсараева и А. Д. Тиваненко, которые отыскали место погребения обозначенное в жизнеописании пустынника Варлаама составленном святителем Мелетием Рязанским. После получения Патриаршего благословения, 21 августа того же года к монастырю отправилась экспедиция во главе с епископом Читинским Евстафием . Раскопки растянутся далеко за полночь. Под молитвенное пение уже глубокой ночью были обретены мощи преподобного вместе с его деревянным настоятельским крестом. Впоследствии мощи были положены в Читинском Казанском кафедральном соборе , в приделе благоверного князя Александра Невского.

Молитвы

Тропарь, глас 3

Ангельски на земли поживши и со ангельскими лики на небеси ныне присно ликующих святых, в Земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, преподобне отче Варлааме, подвиги твоими, яко звезды, тьму полунощных стран озаривый, ты моли о нас предвечнаго Бога .

День памяти:

10.06 ст.с.т/23.06 н.ст.

Преподобный Варлаам Чикойский – пустынник, подвизавшийся в середине XIX века в чикойских горах, игумен Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Преподобный Варлаам Чикойский (Надежин Василий Федотович) родился в 1774 году в селе Марееве Нижегородской губернии в крестьянской семье. Грамоте Василий выучился сам. Женился по настоянию родителей, но детей у супругов не было, и они принимали на воспитание сирот.

В 1811 году Василий отправился в паломничество в Киево-Печерскую лавру, но из-за отсутствия паспорта был арестован за бродяжничество и сослан в Сибирь.

По прибытии в Иркутск он направился в Вознесенскую обитель, к мощам святителя Иннокентия. В Иркутске он пробыл недолго и уже через месяц продолжил путь за Байкал, в село Малокударинское Урлукской волости, куда был приписан на поселение.

Здесь будущий подвижник старался приютиться под сенью храмов, чтобы беспрепятственно предаваться молитве и работать Богу. С этой целью он нанимался сторожем в Урлукскую Богородице-Казанскую церковь, потом в Верхнекудринскую Покровскую, затем в Троицкий собор города Троицкосавска, и, наконец, в Воскресенскую церковь Кяхтинской торговой слободы. Всюду он исполнял свои обязанности старательно и добросовестно, так что положительно был отмечен кяхтинскими гражданами. В Кяхте Господь послал ему духовником известного на всю слободу священника отца Аетия Разсохина, который и благословил Василия оставить мир ради трудов во славу Божию на поприще пустынножительства.

В 1820 году Василий пришел на склоны Чикоконского хребта и близ Урлука устроил себе келью, став отшельником. По прошествии нескольких лет отшельнической жизни Бог наградил Василия даром слова, и никто из приходящих не уходил от него неутешенным, а некоторые оставались, чтобы не покидать его более. Через 5 лет к нему присоединились еще 9 человек. В пустыньке были построены кельи и часовня во имя Иоанна Предтечи, в которой ежедневно читались монашеское правило, Псалтирь, акафист.

Поскольку подвижник числился ссыльным, в 1827 году он был арестован земской полицией и увезен в острог, затем в Иркутскую духовную консисторию. После беседы с Василием Иркутский архиепископ Михаил (Бурдуков) предложил ему принять постриг и преобразовать скит в миссионерскую обитель для обращения в Православие бурят и монголов.

В 1828 году настоятель Селенгинского Троицкого монастыря иеромонах Израиль постриг Василия в монашество с именем Варлаам, и основанная им община была приписана к обители как скит во имя Иоанна Предтечи.

В 1830 году Варлаам был рукоположен во иеродиакона, а затем – во иеромонаха. Архиепископ Михаил выдал Варлааму инструкцию для миссионерской деятельности.

Расположенный среди языческого и старообрядческого населения Чикойский скит стал миссионерским центром Забайкалья. В 1831 году Варлаам освятил в скиту Предтеченскую церковь, в которой совершал весь суточный круг церковных служб. Благочестивая жизнь преподобного привлекала в обитель местное население: монголы, буряты, татары стали принимать Православие. Варлаам часто посещал окрестные селения, чем заслужил любовь и уважение жителей. Вскоре в обители был построен двухэтажный келейный корпус.

В 1839 году Варлаам был возведен в сан игумена основанного им Иоанно-Предтеченского монастыря, и с этого момента начинается расцвет обители: строятся монастырские храмы, организуется подсобное хозяйство, ведется просветительская деятельность среди местного населения и миссионерская работа среди раскольников и иноверцев.

Щедро расточая духовные дары, которыми награжден был от Господа отец Варлаам, он обращал к вере людей разных наций, различных званий. Были среди обращенных и сосланные в Сибирь образованные неверы, были и язычники, а также мусульмане и иудеи. Часто обращения в православную веру сопровождались явленными чудесами над крещаемыми.

Всего за время миссионерских трудов отцом Варлаамом было обращено до пяти тысяч душ и устроено несколько единоверческих церквей. Во многом этому способствовала его личная подвижническая жизнь, простота его убеждений.

В 1845 году преподобный был награжден Святейшим Синодом золотым наперсным крестом.

В том же 1845 году старец Варлаам почувствовал в себе крайний упадок сил, но продолжал трудиться. В январе следующего года он еще успел совершить поездку по селениям Урлукской волости, но это скорее походило на прощание с паствой собранных им воедино под управление Господне. В обитель из поездки он вернулся больным.

В 1846 году, на семьдесят первом году жизни, напутствованный Святыми Таинами, преподобный предал дух свой в руце Божии на глазах у чикойской братии. По отпевании его тело было погребено с южной стороны алтаря придела в честь иконы «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского храма.

В конце XIX века он был прославлен как местночтимый святой.

Преподобный Исайя-отшельник сказал: «Слава святых подобна сиянию звезд, из которых одна светит очень ярко, другая тускнее, иная - едва приметно; но эти звезды все - на одном небе». Такой яркой звездой для Забайкалья является святой преподобный Варлаам Чикойский. Святой Варлаам - единственный из святых подвижников, стяжавший святость, живя непосредственно в Забайкалье. Великим Божиим благоволением можно считать то, что Господь не только открыл имя этого пустынника, подвизавшегося в середине XIX века в чикойских горах, недалеко от селения Урлук, но и сподобил всех нас быть свидетелями обретения мощей преподобного Варлаама.

Родился будущий подвижник (в миру Василий Федотович Надежин) в с Маресево Нижегородской губернии.

По происхождению он был из дворовых крестьян Петра Ивановича Воронцова. По достижению совершеннолетия Василий Федотович вступил в законный брак с Дарьей Алексеевой, тоже крепостной Воронцовых, но они были бездетны. Видя в бездетности промысел Божий, они брали на воспитание сирот и не только заменяли им родителей, но и устраивали их жизнь в дальнейшем. Девочкам готовили приданое и выдавали замуж за благочестивых мужей. О том, что это была не сиюминутная прихоть и не попытка заменить родительские инстинкты и потребности, а духовный подвиг, может говорить одна фраза Дарьи Алексеевны из письма своему мужу, уже монаху Варлааму в Сибирь: «Взяла я снова сироту, ради спасения своей души». Подвиг взращивания и определения в обществе сирот Дарья Алексеевна пронесла, через всю жизнь, только из ее писем мы узнаем, что она одна вырастила и выдала замуж трех девочек сирот.

Стремление к подвижничеству другого рода сначала выливалось в то, что Василий совершал паломничества в различные обители. В одно из таких богомолий он посетил св. преподобного Серафима Саровского, который наставил его на новый путь. Также в числе его духовных наставников была игуменья Казанского монастыря г. Касимова Елпидифора. Под влиянием писем и бесед с этими духовными руководителями, Василий Надежин твердо решил стать на путь иноческого жития.

В 1810 Василий Феодотович находился на богомолье в Киево-Печерской Лавре и хотел здесь пожить, но начальство Лавры, узнав, что у него нет паспорта, выдало его светским властям. Надежин был признан «бродягою», и по приговору был осужден без наказания к ссылке в Сибирь на поселение. Видя в этом Промысел Божий, Василий Надежин, не обращаясь за помощью ни к Воронцовым, ни к родным, отправляется в неведомую Сибирь.

В три года растянулся путь до Иркутска, где он получил первое духовное утешение – Вознесенском монастыре у мощей Св.Иннокентия Иркутского.

Первые годы своего пребывания в Сибири Василий Надежин проживал при храмах, исполняя послушания трапезарника, просфорника, сторожа. Также, будучи достаточно грамотным он брал на обучение детей. В г. Кяхте Василий Надежин встретился со священником Аетием Разсохиным, который отличался смирением, благочестием, делами милосердия. По благословению этого духовно опытного священника в 1820 году Василий тайно уходит в Чикойские горы, для уединенной жизни. В семи верстах от селения Урлука и остановился отшельник в чаще леса, поставил деревянный крест во освящение места и в ограждение себя от силы вражией, а рядом собственными руками срубил из дерев келию для себя. Здесь предался он богомыслию, молитве и подвигам поста и самоуничижения. В свободное время он занимался переписыванием церковных книг, молитв для своих знакомых и благодетелей. Много искушений пришлось пережить в первые годы отшельничества: тяжелые климатические условия, скудное пропитание, дикие звери были не так страшны, как враг спасения, являвшийся то в виде разбойников, то в виде родных людей. Как гласит предание, для духовной борьбы для смирения он надевал железную кольчугу, которая выполняла функцию вириг.

В 1824 году пустынник был обнаружен охотниками - вскоре молва о благочестивом старце распространилась среди местного населения. Пустынь стали посещать как живущие неподалеку староверы, так и именитые граждане из Кяхты. Молитвами Василия Надежина, трудами и средствами первых паломников была сооружена часовня, закуплены колокола, приобретены богослужебные книги.

Весть о пустыннике дошла до епархиального начальства. 5 октября по старому 1828 года по предписанию Преосвященного Михаила, епископа Иркутского, настоятель Троицкого Селенгинского монастыря иеромонах Израиль постриг в монахи основателя Чикойского скита Василия Надежина с наречением имени Варлаам в честь св. Варлаама Печерского. Незадолго до пострига будущего подвижника игуменья Казанского монастыря Елпидифора через письмо наставляла Василия Надежина: «Знаю с начала вашего бытия, сколь много было вам терпения, но вы все претерпели ради Бога и угодников. Мужайся и крепися!.. Бог вас призывает к ангельскому образу. Надо благодарить Бога и радоваться сему подвигу. Но кто ж похвалится быть достойным сему игу? Никто. Господь призывает нас из небытия в бытие. Но вот - это совершенный есть подвиг».

Архиепископ Михаил, видя духовную силу монаха Варлаама, благословил «устроение Чикойского скита на твердом основании»: соорудить в скиту храм, руководить собранной братией, проводить миссионерскую работу среди монгольского, бурятского и старообрядческого населения.

В 1835 году скит был официально признан как заштатный и назван в честь Рождества Иоанна Предтечи. Учреждение Чикойского скита было опубликовано в «Московских ведомостях» и вызвало поток пожертвований на строительство храма. Также жертвовали многочисленные паломники, благоволили и Иркутские Преосвященные. Особо почитал старца Варлаама и его скит архиепископ Нил Исаакович, который неоднократно посещал Чикойскую пустынь. Он исходатайствовал на устройство Чикойской обители из Св. Синода три тысячи рублей и сам руководил планировкой и застройкой «Забайкальского Афона». Архиепископом Нилом Варлаам был возведен в сан игумена.

В 1841 году игуменом Варлаамом был освящен главный храм обители – во имя Рождества Иоанна Предтечи, с боковыми приделами в честь Скорбящинской иконы Божией Матери и святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. По указанию преосвященного Нила, главный храм был построен в средине скита, так что прежний храм приходился при спуске от него по лестницам на востоке; влево от последнего по тротуару – настоятельский корпус, сгоревший в 1872 году и замененный новым, тоже двухэтажным корпусом. Все хозяйственные постройки были вынесены за стены монастыря, в самом монастыре находились дом для паломников, келии для братии, которые соединялись террасами, многочисленными лестницами, тротуарами.

Таинственен и непостижим путь монаха, скрыт от людского глаза, никто кроме Бога не знает, какие искушения приходится претерпевать вставшему на этот прямой путь в Царствие Небесное. Трудности и лишения, жизнь в диких местах среди людей диких нравом, несправедливости от властей - все это не сломило преподобного Варлаама. Смирением, терпением, любовью к людям, проповедью слова Божия пустынник Варлаам стяжал милость Божию и ныне пред Богом ходатайствует за весь Забайкальский край.

На сегодняшний день Чита - один из немногих городов Сибири, имеющий духовную силу, духовный щит - мощи святого преподобного Варлаама Чикойского. А как показывает многовековой опыт, монастыри и храмы России, в которых находились мощи святых, несмотря на войны, смуты, время безбожничества, сохранились и действуют до сего времени.

Хочется верить, что молитвами и заступничеством святого преподобного Варлаама Чикойского Господь сохранит город Читу и Забайкалье в целом от врагов видимых и невидимых.

Юлия Биктимирова

Биктимирова Юлия

«Совершая память святого преподобного Варлаама, мы не только должны чествовать этого подвижника, но и подражать его духовнымподвигам» (епископ Читинский и Забайкальский Евстафий)

Преподобный Исайя-отшельник сказал: «Слава святых подобна сиянию звезд, из которых одна светит очень ярко, другая тусклее, иная — едва приметно; но эти звезды все — на одном небе». Такой яркой звездой для Забайкалья является святой преподобный Варлаам Чикойский. Святой Варлаам — единственный из святых подвижников, стяжавший святость, живя непосредственно в Забайкалье.

Родился будущий подвижник, в миру Василий Надежин, в 1774 г . в семье крепостных дворовых крепостных. Исполняя родительскую волю, он женился, но, видя в своей бездетнocти особый Божий промысел, в 1811 г . ушёл паломником в Киево-Печерскую лавру. Не имея паспорта, Надежин был признан бродягою и сослан в Сибирь. В 1814 г . он доходит до Иркутска, а в 1820 г . удаляется в горы близ селения Урлук в Чикойских горах, где он поставил келью, срубил деревянный кpecт, положив тем самым основание Чикойскому монастырь. Весть о необычном пустынножителе стала быcтpoраспрocтpаняться среди забайкальцев: собралась братия, желающая разделить с пустынником подвижнические труды, стали приезжать паломники, посещать пустынь именитые граждане. В 1828 году по благословению Михаила, епископа Иркутского, Василий Надежин принял монашеский постриг с именем Варлаам (в честь св. преп. Варлаама Печерского), а через два года был рукоположен во иеромонахи. С посвящением его в 1839 г . в сан игумена начинается расцвет Иоанно-Предтеченского монастыря: не смотря на многие трудности, cтpoятся монастыpcкие храмы, организуется подсобное хозяйcтвo, ведётся просветительская деятельность среди мecтнoгo населения и миссионерская работа среди раскольников и иноверцев.

После кончины игумена Варлаама в 1846 г ., по его молитвам стали совершаться различные чудеса, исцеления. В 1977 году он был прославлен Русской Православной Церковью в лике Сибирских святых.

На протяжении всех лет советской власти в уже полуразрушенный монастырь стекались жители близлежащих сёл, прося у преподобного Варлаама исцелений от болезней и разрешения жизненных проблем. В конце 90-х годов прошлого века возрос интерес к истории Иоанно-Предтеченского монастыря. Было предпринято несколько экспедиций к развалинам монастыря, но ни светские, ни церковные исследователи не могли чётко указать место упокоения Забайкальского чудотворца. Только в 2002 году после изучения православными исследователями и священнослужителями «Жизнеописания пустынника Варлаама», составленного св. Мелетием, епископом Рязанским, было определено место расположения могилы преподобного Варлаама - против алтарного окна с южной стороны придела во имя иконы «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского храма.

После получения патриаршего благословения, 21 августа 2002 г . к Иоанно-Предтеченскому монастырю отправилась экспедиция, возглавляемая епископом Читинским и Забайкальским Евстафием (Евдокимовым). Священнослужители епархии, насельницы Атамановского Всехсвятскorо женского монастыря, паломники из Москвы, Читы и Улан-Удэ, местные жители прошли Крестным ходом от посёлка Урлук до развалин монастыря. Под молитвенное пение уже глубокой ночью были обретены мощи преподобного Варлаама Чикойского.

Ныне мощи преподобного Варлаама Чикойского находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Чите. Память Варлаама Чикойского совершается в день празднования Собора Сибирских святых, 21 августа (годовщина обретения мощей в 2002 году), 18 октября (годовщина монашеского пострига), 5 февраля (преставление). В эти дни в Казанском кафедральном соборе епископом Читинским и забайкальским в сослужении собора священников Читинского и Бурятского благочиний совершается Божественная литургия, после которой крестным ходом мощи преподобного Варлаама обносят вокруг собора.



Похожие публикации