Технология оценки качества дошкольного образования. Организация системы оценки качества образования в доу. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Процедуры оценки качества дошкольного образования

В настоящее время в сфере образования нормативными правовыми документами установлены различные процедуры оценки качества дошкольного образования: внутренняя оценка качества дошкольного образования, лицензирование, аттестация, государственный надзор и контроль, самообследование, мониторинг качества образования, рейтингование и т.д. Каждая процедура представляет собой регламент (набор правил и последовательность действий при оценке качества образования).

Такие процедуры, как лицензирование, подробно описан в законодательстве. Порядок государственного контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, наоборот, еще не установлен. В связи с этим рассмотрим следующие процедуры оценки качества:

  • Система внутренней оценки качества дошкольного образования;
  • Самообследование;
  • Мониторинг;
  • Независимая оценка качества;
  • Ранжирование (рейтиногование).

Внутренняя оценка качества образования

В соответствии с подп.13 п. 3 ст.28 Закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. У данной процедуры были предшественники – внутренний мониторинг качества, а также внутренний контроль качества. Эти процедуры были направлены на анализ деятельности организации с целью определения проблем, не позволяющих достигать запланированных результатов, и, соответственно, на последующее решение этих проблем. В то же время внутренняя система оценки качества имеет принципиальные отличия от предшествовавших ей контрольных процедур.

В первую очередь, эти отличия касаются набора показателей и критериев оценки качества. Раньше показатели внутреннего контроля качества определялись произвольно на основе научно-методических рекомендаций и (или) собственных представлений руководителя об организации контроля.

Теперь помимо показателей, определяемых организацией самостоятельно, в систему внутренней оценки качества включаются показатели, которые закреплены нормативными актами в качестве обязательных, и показатели, которые используются субъектами внешней оценки деятельности организации (учредителями, надзорными органами, профессиональными и общественными экспертами).

Составными частями внутренней системы оценки качества являются управленческий контроль и самообследование образовательной организации. В связи с этим показатели внутренней системы оценки качества должны содержать показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утв. Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013. №1324.

Необходимость включения в систему внутренней оценки показателей качества, используемых субъектами внешней оценки, объясняется логикой управленческой деятельности: зачем дожидаться отрицательной внешней оценки, если можно предупредить ее появление соответствующей организацией работы?

Процедуру (процедуры) внутренней оценки качества образовательная организация разрабатывает самостоятельно и описывает ее в локальных актах.

Анализ функционирования внутренней системы оценки качества в обязательном порядке проводится в процессе самообследования образовательной организации.

Самообследование организации выделено в самостоятельную оценочную процедуру с целью обеспечения доступности и открытости информации о работе образовательных организаций.

Понятие "самообследование" и "самооценка" в настоящее время в научной литературе не разделяются: в одних источниках оба понятия употребляются как синонимы, в других используется одно из понятий. В качестве синонима понятия "самообследование" нередко используется термин "самоанализ", хорошо знакомый работникам системы дошкольного образования по опыту процедуры аккредитации учреждений.

В сущности, при использовании разной терминологии практически во всех научных исследованиях речь идет об одной и той же процедуре - контроле качества образования, который образовательная организация должна осуществлять самостоятельно, с привлечением работников организации.

Согласно национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 9004-2010 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества", утв.приказомРосстандарта от 23.11.2010 №501-ст (далее - ГОСТ Р ИСО 9004-2010), самооценка представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности организации и ее результатов по сравнению с выбранным эталоном . Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени зрелости ее системы менеджмента. Она также способна помочь в выявлении областей, требующих совершенствования и (или) инновационного подхода, и в установлении очередности осуществления последующих действий. Самооценка образовательной организации также используется для сравнительного анализа ее результатов с внешней оценкой качества, с достижениями других образовательных организаций.

Законом №273-ФЗ самообследование отнесено к одной из компетенций образовательных организаций (подп. 13 ч.3, ст.28). Эта процедура проводится с целью обеспечения открытости и доступности информации о деятельности организации. Порядок проведения самообследования образовательной организации утвержден приказом Минобрнауки России от 14.06.2013. №462. Процедура самообследования включает в себя несколько этапов. В Порядке проведения самообследования указано (п.6), что в процессе самообследования оцениваются:

  • образовательная деятельность
  • система управления организацией
  • содержание и качество подготовки обучающихся;
  • организация учебного процесса;
  • востребованность выпускников;
  • качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы;
  • функционирование внутренней системы оценки качества образования.

Методика проведения самообследования дошкольной организации в настоящее время не установлена. Руководитель должен разработать ее самостоятельно.

Мониторинг системы образования

В качестве одного из способов управленческого контроля мониторинг используется в системе образования более двух десятков лет. В настоящее время мониторинг выделен в отдельную процедуру контроля качества, которую проводят органы управления образованием в соответствии с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утв.постановлениемПравиительства РФ от 05.08.2013. №662 (далее - Правила).

Согласно Правилам мониторинг призван обеспечить:

  • информационную поддержку государственной политики в сфере образования;
  • системный анализ и оценку состояния и перспектив развития отрасли;
  • повышения качества управленческих решений;
  • выявление нарушений требований законодательства об образовании.

Мониторинг проводится не реже одного раза в год в отношении всех организаций, реализующих образовательные программы, независимо от формы собственности. Показатели мониторинга системы образования рассчитываются и представляются на основе данных государственных статистических отчетов, социологических и иных исследований. Для мониторинга также используется информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций, опубликованная в средствах массовой информации, поступившая от граждан и организаций.

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества образования является одной из форм общественного контроля и осуществляется с целью информирования участников образовательных отношений (в первую очередь потребителей услуг) о качестве образования, которое обеспечивает та или иная образовательная организация. В Законе №273-ФЗ выделено два вида такой оценки:

1. Оценка качества подготовки обучающихся.

2. Оценка качества образовательной деятельности.

В отношении дошкольных образовательных организаций осуществляется только оценка качества образовательной деятельности.

В ч.3 ст.95 Закона №273-ФЗ установлено, что независимая оценка качества осуществляется юридическими лицами, выполняющие конкретные виды такой оценки. Любое рейтинговое агентство, общественная, коммерческая, некоммерческая организация могут разместить в сети Интернет информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования. Результаты такой оценки могут быть направлены в органы управления образованием, где они в течение месяца подлежат обязательному рассмотрению для учета в дальнейшей работе с образовательными организациями.

Законодательством также предусмотрена специально организованная процедура независимой оценки качества образовательной деятельности, которая проводится общественными советами с привлечением организаций-операторов (ст.95.2 Закона №273-ФЗ).

Процедура независимой оценки качества образования сложная, состоит из нескольких этапов.

1 этап. Формирование общественных советов.

2 этап. Отбор организации - оператора независимой оценки качества.

3 этап. Проведение оценки качества.

4 этап. Обнародование результатов оценки.

Рейтинги представляют собой порядковые шкалы, в которых выставлены результаты измерения. При оценке качества социальных явлений рейтинг используется как форма представления результатов оценивания, а также как вариативный ряд критериев оценки, которая проводится на основе сравнения со значениями показателей, достигнутых в других организациях.

То или иное место образовательной организации в рейтинге чаще всего рассматривается потребителями услуг как достоверный показатель качества и потому является мощным стимулом или, наоборот, тормозом для достижения образовательной организацией успеха на рынке образовательных услуг.

Однако производителями образовательных услуг информация о качестве, которая доводится до потребителя при помощи рейтингов, нередко расценивается как недостаточная, тенденционная или вовсе ложная. Изучающие данную проблему российские исследователи отмечают, что основной недостаток рейтингов - их субъективность вследствие недостаточной научной проработанности как показателей деятельности, так и измерительного инструментария.

Общественная аккредитация

В зависимости от статуса субъектов оценивания аккредитация может быть государственной или общественной. В соответствии с Законом №273-ФЗ государственная аккредитация не проводится в отношении дошкольных образовательных организаций, а вот общественная аккредитация может быть проведена по желанию образовательной организации. Цели общественной аккредитации определяются аккредитующей организацией – как правило, это подтверждение соответствия каким-либо требованиям.

Действующая в настоящее время редакция ст.96 Закона №273-ФЗ устанавливает, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получить общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Аккредитация проводится на добровольной основе и не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств государства.

По своей сути общественная организация близка к независимой оценке качества образования. Однако соотношение процедур общественной аккредитации и независимой оценки качества нормативными актами не определяется, в связи с чем у некоторой части исследователей вызывает сомнения целесообразность закрепления в законе нормы о получении общественной аккредитации.

Недостатки различных подходов при оценке качества образования

Каждый элемент оценки качества образования (систематизированный набор показателей, способы сбора информации, методика их измерения и оценки и т.д.) в той или иной степени влияет на конечный результат – оценку, которая должна быть адекватна качественным характеристикам оцениваемой системы. В этом ряду элементов ключевую, системообразующую роль играет система показателей, выделенных в нормативных и рекомендательных документах, свидетельствует о том, что системность в их подборе отсутствует.

Качество любого целостного объекта (явления) всегда обеспечивается качеством отдельных его частей и, чтобы оценить качество дошкольного образования, надо оценить качество входящих в него частей.

В Законе №273-ФЗ (ст.23) выделено два основных вида деятельности дошкольной образовательной организации:

  1. образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
  2. присмотр и уход за детьми. Данные виды деятельности, в свою очередь, делятся на следующие части:
  • подлежащие оценке требованиям ФГОС ДОк структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, к психологическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также к условиям развивающей предметно-пространственной среды;
  • нормативно установленные требования к организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • нормативно-установленные требования к охране и укреплению здоровья детей;
  • качественные характеристики, интересующие потребителей услуг. В нашем случае – родителей.

Сопоставление наборов показателей, выделенных в нормативных и рекомендательных документах, и составных частей деятельности оцениваемой системы показывает, что они мало соответствую друг другу. Какие-то части системы представлены в наборах показателей не полностью, какие-то избыточно, а какие-то и вовсе отсутствуют. Все это не позволяет говорить об адекватности оценок, которые могут быть получены по итогам проведения оценочных процедур.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций "
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. №1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Приказ Гособразования СССР от 04.-7.1989 №541 "О введении в действие Правил пожарной безопасности"
  • ГОСТ Р 52113-2003 "Услуги населению. Номенклатура показателей качества", утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 №253-ст

Статья

«Повышение качества дошкольного образования

с учетом ФГОС ДО»

Носова Лидия Ивановна,

старший воспитатель МБДОУ д/с №28 города Белгорода

Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.

Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования нашей области является: повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ;

На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

    обновление содержания дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями развития образования, с учетом федеральных государственных требований;

    активизация творческого и личностного потенциала педагогов;

    внедрение менеджмента в деятельность руководителя ДОУ.

ФГОС определяют новое представление о содержании и

организации дошкольного образования, а именно:

    Совокупность образовательных областей

    Формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность»;

    Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, является образовательная программа.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГОС ДО как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.

МБДОУ реализует основную

общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.

Цель деятельности МБДОУ по реализации основной общеобразовательной программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования:

программно- методическое обеспечение МБДОУ;

кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);

материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты, оборудование);

предметно-пространственная развивающая среда;

инновационная деятельность;

информационно-технологическое обеспечение деятельности МБДОУ.

Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.

За короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, в ДОУ работают педагоги дополнительного образования по разным направлениям, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации. Это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.

Исходя из этого, следует первое условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей. Имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать воспитательно - образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения.

В нашем дошкольном образовательном учреждении разработана примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО. Воспитательно - образовательный процесс строится по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Освоение педагогами технологии по использованию игровой мотивации при проведении образовательной деятельности и стимулированию партнёрской деятельности с детьми, приёмами интеграции образовательных областей, позволяют в полном объёме строить образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Когда дети участвуют в образовательной деятельности, когда педагог становится партнёром ребёнка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняется стиль поведения взрослого, рабочее пространство за общим столом, отношение педагога к общей работе. Меняется и положение детей: появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое. Вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

Возникновение новых тенденций в образовании и в социокультурной политике приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. По-прежнему, ценным и важным фактором в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения является создание педагогом условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого ребенка дошкольника.

Качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы. В МБДОУ проведены информационно - консультативные семинары, совещания при заведующей, педагогические часы, мастер - классы, тематика которых включала вопросы реализации ФГОС ДО.

Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем материальное стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. В прошедшем учебном году наше дошкольное образовательное учреждение успешно принимало участие в международных, Всероссийских, областных и городских конкурсах. Финансирование за участие в конкурсах осуществлялось из средств МБДОУ.

Большое значение, на наш взгляд, имеет информационно - технологическое обеспечение деятельности МБДОУ, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий, для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости.

В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации на базе БелИПКППС, в других регионах по дистанционной форме, по on-line форме через Интернет.


Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Следует сделать акцент на том, что дошкольное детство - наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды - ведь наше ДОУ нетиповое (групповая комната является одновременно и игровой, и спальней), поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. Для обес­печения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изоб­разительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновле­ние материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ре­бенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя ис­следования живой природы; мини - изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, созда­телем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.

Благодаря эффективному использованию финансовых ресурсов в ДОУ, у нас есть возможность приобретения дидактических и методических пособий, пополнения развивающей среды современным оборудованием.

Дополнительное образование является составной частью образовательной системы детского сада, при этом его содержание выходит за пределы основной общеобразовательной программы. Дополнительные образовательные услуги способствуют повышению качества работы, выявлению и развитию одарённых детей, что вызывает большой интерес у родителей. Деятельность кружков расширяет возможность общения, раскрытия творческих способностей, обогащению интеллектуальной, духовной сферы жизни детей, их физическому совершенствованию. Результат успешной работы педагогов - активное участие воспитанников в мероприятиях различных уровней.

Таким образом, качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.

Людмила Кочетова
Реализация системы оценки качества образования в ДОУ

Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ ;

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество дошкольной организации?

От качества работы воспитателя ,

От отношений, которые сложились в коллективе,

От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми,

От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями :

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.);

– какие условия созданы в дошкольной организации (образовательная среда , ориентированная на самоценность дошкольного детства ; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы , творческая направленность деятельности коллектива детского сада и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)

Дошкольный стандарт - стандарт условий. Но это не означает, что при построении системы оценки качества нужно сосредотачивать внимание только на условиях.

Вице-президент, член экспертного совета по дошкольному образованию и т . д. (не буду перечислять все ее титулы) Оксана Скоролупова отмечает, что система оценки качества выстраивается не для того, чтобы кого-то назвать хорошим или плохим, а для того, чтобы все учились работать качественно , чтобы все педагоги росли, используя эти инструменты оценки качества .

Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно : оценивать не только выстроенные в детском саду условия, но и сам педагогический процесс, и его результаты. Поэтому инструментом оценки качества образования являются :

Самообследование,

Диагностика,

Мониторинг или контроль. Кстати, среди ученых нет четкого различия между этими понятиями, так как анализируется вся система , и сопоставляются факты.

Чаще всего мы используем основные распространенные формы контроля : оперативный, тематический, итоговый.

Что же нужно оценивать ?

Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса , условий и результатов дошкольного образования .

Разберем все три момента подробнее.

1. Качество образовательного процесса :

Какие вопросы его оценивают :

1.1 качество образовательной программы , методик и технологий, применяемых в образовательном процессе ;

1.2 качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых; (насколько педагог умеет организовать различную деятельность, в т. ч. и самостоятельную в течение всего времени);

1.3 качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.

Примечание : Надо помнить, что не должно быть классно-урочной формы обучения, т. е. если реализуется учебная модель , то это говорит об отсутствии качества образования , т. к. она не соответствует государственным установкам в дошкольном образовании .

В нашем ДОУ разработаны некоторые таблицы контроля, которые помогают нам в оценке качества образовательного процесса . (См. таблицы)

2. Качество образовательных условий :

В стандарте указано 5 групп требований :

Финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;

Материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;

Развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;

Психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;

Кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.

Содержание процедуры оценки включает вопросы аттестации педагогов, их готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов , участие в работе РМО, знание и использование современных педагогических методик и технологий, образовательные достижения воспитанников, участие в профессиональных конкурсах разного уровня, а также качество рабочих программ и календарно-тематического планирования. Необходимо включить вопросы для оценки свойств РППС :

Вариативность – наличие пространства для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;

Трансформируемость – возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации , интересов и возможностей детей;

Полифункциональность – возможность использования составляющих РППС в разных видах активности;

Доступность – свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;

Безопасность – соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.)

Для оценки мы используем сл . таблицы контроля. (См. таблицы)

3. Качество результатов ДО :

Динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям . Сравнение ребёнка с самим собой - насколько он развился в течение определённого периода времени;

Соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

Содержание процедуры оценки включает вопросы достижений воспитанников (включая показатели социализации, а также участие в различного уровня конкурсах, результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДО , воспитанность дошкольников (социально-нормативные характеристики, удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов и результаты педагогической диагностики (через педагогические наблюдения, портфолио дошкольника.)

Для этого используем сл. таблицы контроля, схемы учета и анализа. (См. таблицы)

Что же даёт система оценки ?

Информация

Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь . На основе этих сведений руководство детского сада анализирует результативность воспитания и обучения, принимает управленческие решения. Положительные результаты соответственно используются для стимулирования педагогов.

Мотивация педагогов

Участие в оценке качества воспитателей , заведующих, методистов и родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детской психологии и самоанализу педагогического труда.

Формирование личности ребёнка

Для полноценного формирования личности ребёнка необходимо знать сильные и слабые стороны дошкольника, что помогает отследить система оценки качества . С опорой на её итоги педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка. Такой подход положительно влияет на уровень развития детей, так как помогает педагогу не упустить из виду недостатки и трудности в воспитании личности ребёнка.

Коррекция действий

Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного.

Как оценивать ?

Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. Руководитель организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий. Разрабатывается и утверждается Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДОО .

В заключении необходимо сказать, что всем нам важно усвоить, что ребенок не оценивается в сравнении с другими, но только с самим собой. (Как изменился ребенок в течение определенного времени, насколько подрос качественно ). К результатам допускаются только педагоги, работающие непосредственно с конкретным ребенком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщенном виде – сколько детей показало низкий, средний или высокий уровень развития. Результаты конкретного ребенка не даются. (Скоролупова О.)

Тем не менее, вопросы о результатах оценки качества дошкольного образования заслушиваются на заседаниях педагогического совета, методического совета, совещаниях при заведующем. Открытость результатов оценки осуществляется через публичный доклад заведующего и размещение аналитических материалов на сайте дошкольной организации.

Возможно ли объединить основные группы в дошкольном учреждении, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС ДО и ГОСТ Р 52113–2003, в единую схему? Попробуем вместе с экспертом журнала.

Проблема повышения уровня оказываемых услуг находится в центре внимания практически всех отраслей социальной сферы. С одной стороны, это обусловлено изменением государственной политики в сфере оказания социальных услуг населению, где ключевую роль играют критерии результативности и эффективности вложения бюджетных средств. С другой стороны, имеет место общая неготовность социальной сферы предъявлять такие показатели обществу и государству, как убедительные доказательства своего постоянного совершенствования и развития.

Чтобы в дошкольном учреждении нужны документально оформленные требования, в которых перечислены все основные качественные характеристики с конкретными значениями параметров. В производственной сфере требования установлены практически для всей продукции массового производства. В непроизводственной сфере это сделать сложно. Имеющиеся на сегодняшний день в большинстве социальных отраслей официальные требования не охватывают всего многообразия качественных характеристик объектов и явлений. Научно обоснованная система параметров оценивания качества образования в дошкольном учреждении также отсутствует.

Помимо показателей система оценивания включает такие элементы, как источники информации, субъекты, объекты и процедуры оценивания, способы и методы измерения, которые также недостаточно разработаны.

В связи с этим о системе оценивания качества образования в дошкольном учреждении можно говорить только в будущем времени. Однако многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга образовательной системы. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценивания состояния и перспектив развития образовательной системы. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательные организации обязаны проводить самообследование и обеспечивать функционирование внутренней системы оценивания качественных характеристик образовательной системы. Данный закон включает нормы по контролю качественных характеристик образовательной деятельности органами государственного надзора, по независимому оцениванию качественных характеристик образовательной деятельности с целью предоставления информации об уровне организации работы учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Внутренняя и внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении

В соответствии с нормативными документами в сфере оценки качественных характеристик образовательной деятельности выделяют две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оценка включает оценку руководителями и работниками образовательной организации своей работы, а также оценку деятельности образовательной организации родителями, являющимися потребителями услуг данной организации.

Внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении предполагает оценку надзорными органами, профессиональными сообществами, общественными и иными организациями. По своей сути любая внешняя оценка не зависит от организаций, которые подлежат оцениванию. Однако в Законе № 273-ФЗ независимая оценка качественных характеристик имеет более узкое толкование, в рамках которого устанавливаются субъекты оценки, общие критерии оценивания и другие требования. Оценка учредителя (собственника) может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя оценки - в зависимости от масштаба объекта оценивания. В табл. 1 приводятся основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении.

Таблица 1

Основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении

Элементы системы оценки качества дошкольного образования Субъекты оценки
Внутренняя оценка Внешняя и внутренняя оценка Внешняя оценка
Работники

Родители воспитан ников

Администра-ция дошкольной организации Учредитель Надзорные органы Профе-ссиональные эксперты Общественные эксперты
Процедуры оценивания Самообследование Не
установлены
Система внутренней оценки качества Контроль, мониторинг, рейтинг Лицензирование, государственный надзор Аттестация, экспертиза Независимая оценка качества
Показатели и критерии оценки Устанавливаются Минобрнауки России и дошкольной организацией Устанавливаются дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также учредителем Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами. Определяются экспертами Устанавливаются Минобрнауки России. Дополни-тельные показатели устанавливаются общественными советами
Способы оценивания Опрос Все известные способы оценки качества Ранжирование данных, имеющихся в открытом доступе

Таким образом, нормативными правовыми актами установлены некоторые оценочные процедуры (мониторинг, самообследование); утверждены отдельные перечни критериев. Однако целостная модель системы оценки образовательной деятельности на сегодняшний день не выстроена: ряд базовых понятий не имеет однозначных определений, не выделено содержание перечня показателей, не описаны способы и механизмы оценивания. Все эти вопросы адресуются руководителям образовательных организаций и органов управления образованием для самостоятельного поиска решений.

Показатели качества образования в дошкольном учреждении

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ ДОО осуществляет образовательную деятельность по дошкольным образовательным программам, а также присмотр и уход за детьми. То есть выделены два основных вида деятельности, которые должны быть положены в основу системы показателей оценки качества образования в дошкольном учреждении. При этом само понятие «качество образования» определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Образовательная деятельность детского сада регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС), который устанавливает требования:

к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и согласно специальному указанию не подлежат непосредственной оценке и не могут служить показателями при оценке качества образования.

В данном случае определить качество образования в дошкольном учреждении непросто, поскольку стандарта присмотра и ухода за детьми не существует. Однако общая содержательная характеристика этого вида деятельности приводится в п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ: присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Кроме того, Законом № 273-ФЗ отдельно выделяются требования охраны и укрепления здоровья обучающихся, которые распространяются на оба вида деятельности. Присмотр и уход и образовательная деятельность также регулируются требованиями:

СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», утв. приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности».

Объединенные требования всех указанных нормативных правовых актов могут служить основанием для определения соответствующих частей в составе системы параметров качества образования в дошкольном учреждении. Однако есть еще и другие субъекты оценивания, требования которых тоже необходимо учесть. В первую очередь, речь идет о потребителях услуг ДОО.

Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»1 (далее - ГОСТ Р 52113–2003) установлен порядок определения перечней показателей, соответствующих целям управления качественными характеристиками, где главным ориентиром выступает удовлетворенность потребителя. В этом документе определены четыре основные универсальные группы показателей качественных характеристик. Они являются общим руководством для производителей любых услуг, и потому их применение в каждой конкретной сфере, и в сфере оценки качества образования в дошкольном учреждении в том числе, требует авторской интерпретации. Первая группа: показатели назначения, где выделяются основные свойства услуги, ее совместимость с другими услугами и требованиями, условия предоставления услуги, специфические характеристики, связанные с конкретным видом услуги. Вторая группа: показатели безопасности, где выделяется 10 видов безопасности. Третья группа: показатели надежности предоставления и результатов услуги. Четвертая группа: показатели профессионального уровня персонала. Основываясь на этих четырех группах, можно представить параметры системы оценки качества образования в ДОУ с точки зрения удовлетворения требований потребителей следующим образом (см. табл. 2.)

Таблица 2

Примерные параметры системы показателей качества образования в дошкольном учреждении (на основе ГОСТ Р 52113–2003)

Наименование групп показателей качества Параметры системы показателей
Назначение услуги 1. Основные свойства услуги: удобный режим работы; наличие медицинских работников, учителей-логопедов и других узкопрофильных специалистов; наполняемость групп, количество воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; объем трудовых обязанностей персонала при осуществлении присмотра и ухода за детьми, учет дополнительных запросов семьи; размер и порядок оплаты услуг детского сада, наличие льгот и т. п. 2. Совместимость услуги: функциональная (преемственность в содержании работы с образовательными организациями другого уровня образования); информационная (соответствие объема, вида и формы предоставления информации о ребенке и оказываемых услугах требованиям родителей). 3. Качество предоставления услуги: состояние материально-технической базы; санитарно-гигиенические условия; этика общения персонала; возможность получения дополнительных услуг; наличие условий для оказания услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, другим категориям потребителей с особыми потребностями; эстетика и комфортабельность помещений
Безопасность услуги Электробезопасность. Пожарная безопасность. Санитарно-гигиеническая безопасность. Безопасность игрового оборудования, в т. ч. установленного на прогулочных участках. Безопасность озеленения интерьеров и прогулочных участков. Безопасность, создаваемая специальными защитными средствами (устройство ограждения, организация пропускного режима, оснащение аварийной сигнализацией и др.). Безопасность технологического оборудования. Специфические виды безопасности для отдельных видов услуг (обучение плаванию, проведение физиотерапевтических процедур и т. п.)
Надежность услуги Стабильность производственного графика работы детского сада, выполнение обязательств, предусмотренных договором с родителями
Профессиональный уровень персонала Общая и профильная подготовка персонала. Уровень квалификации кадров и навыки выполнения сложных работ, в т. ч. по результатам участия в конкурсах профессионального мастерства. Знание и соблюдение требований документов, регулирующих профессиональную деятельность педагогических работников (в т. ч. требований безопасности). Соблюдение профессиональной этики поведения, которая включает такие качества, как: этичность, доброжелательность, вежливость, коммуникабельность; внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями услуг; умение создать домашнюю атмосферу, проявлять терпение, выдержку, избегать конфликтных ситуаций

Из табл. 2 видно, что используя показатели, рекомендованные ГОСТ Р 52113–2003, можно существенно расширить то представление о качественных характеристиках образовательной деятельности в ДОО, которое дает ФГОС. Например, появляются показатели, характеризующие основные свойства услуги, которые устанавливаются и контролируются учредителем (собственником). Добавляются показатели надежности и показатели совместимости, на которые ориентируются не только родители воспитанников, но и педагогические работники следующего уровня (школы).

Объединив основные группы показателей качественных характеристик, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС и ГОСТ Р 52113–2003, получим обобщенную схему системы показателей качества образования в дошкольном учреждении.

Очевидно, что показателей, которые потенциально укладываются в представленную схему, может быть настолько много, что их сбор и обработка займут значительную часть времени работников детского сада. Чтобы этого не произошло, необходимо ограничить перечень оцениваемых показателей качества образования в дошкольном учреждении, т. е. выделить отдельные ключевые (индикативные) показатели.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности»
  • ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст

1 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст. Утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 06.11.2014 № 1482-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ Р 52113–2014.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Оценка качества в системе дошкольного образования осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым.

Вопрос об оценке качества дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени.

Рассмотрим понятия, касаемые данной проблемы.

Качество - это методологическая категория, которая отражает степень соответствия результата поставленной цели.

Качество образования - понимается в педагогической науке как совокупность его свойств, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности.

Качество «образования-результата» - качества личности, фиксируемые через категории «культуры личности», социально-гражданственной зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивированности.

Качество «образования-процесса» - совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обусловливающих его приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности.

Качество дошкольного образования - это интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса; организацию и содержание образовательного процесса; результативность образования и его оценку; цену достижения результативности.

Управление качеством дошкольного образования - это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при проектировании и реализации образовательного процесса с целью установления, обеспечения и поддержания качества образования, удовлетворяющего требованиям потребителей.

Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.

Качество образования выпускников ДОУ» (до внедрения ФГОС) - обозначение уровня знаний, умений, физического, нравственного и умственного развития, достигаемого выпускниками образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения (В.М. Полонский).

Качество образования выпускников ДОУ» (по ФГОС)

  • Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования. Разработчики ФГОС предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  • Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
  • Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
  • Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Проектирование качества дошкольного образования проектируется на

нескольких уровнях, составляющих единый образовательный процесс.

1-й уровень управления – администрация детского сада.

Для руководителейэто высокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ.

2-й уровень управления – педагогический коллектив.

Для педагоговэто положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями:

3-й уровень управления – воспитанники и их родители.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе.

Когда говорят о качестве образования, обычно пытаются ответить на вопросы:

Для кого? Что и как измеряется? Кто этим занимается? Как это делается?

В процессе обсуждения качества образования нужно отметить и качества подготовки и совершенствования деятельности дошкольного учреждения:

  1. качество образовательного процесса;
  2. качество исследовательской деятельности;
  3. качество педагогических кадров;
  4. качество воспитанников;
  5. качество управления;
  6. качество воспитанников;
  7. качество образовательных программ;
  8. качество информационно-образовательной среды.

Впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989), обозначившей четыре основных принципа :

- гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

- развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

- дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

-деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В соответствии со структурой образовательного процесса качество дошкольного образования определяется следующими составляющими:

- качеством реализации образовательного процесса через уровень состояния здоровья воспитанников и их достижений в воспитательно-образовательном процессе;

Качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса);

Качеством управления ДОУ.

Проблема качества образования находится в постоянной динамике. Не существует пока еще методик определяющих качество образования в той или иной степени. Система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой.



Похожие публикации