Демоны китая. Главные мифические существа китая Мифологические существа китая

Китай одна из самых древних и загадочных стран мира. Её культура, верования и религии хранят множество тайн. Мистические и религиозные знания этой страны отличаются своей сложностью и многообразностью. Они переплетаются, порождая порой весьма необычные и уникальные взгляды на многие сферы жизни и восприятия ряда вещей.

Несомненно, это верно и для мистических знаний о потустороннем мире и его обитателях. Китайский мир демонов весьма богат и разнообразен. Здесь имеются и местные злые духи, и интерпретация демонических существ пришедших из других религий.

Для начала давайте поговорим о самом взгляде жителей Китая на и плавно перейдём к повествованию о некоторых его обитателях.

В традиционной китайской мифологии их нижний мир называется Дийю. Чаще всего он изображается в форме подземного лабиринта. В этих лабиринтах находятся камеры, где содержат души грешников.

Кроме того, там есть площадки, в которых проходит суд над ними и приводится в исполнение наказаний. Для каждого уровня Дийю действует свой судья. К слову, по разным версиям уровней от 3 до 18-ти. И каждый из них предусмотрен для определённых грехов.

Души мучаются в аду пока не искупят свою вину, проходя ужасные пытки. Но после отбывания наказания они вновь перерождаются. Интересно что у Дийю есть столица и жёсткое административное деление. В целом подземный, равно как и небесный миры, жёстко структурированы и роль чиновников в них ключевая.

Собственно, многие божества и их прислужники которые находятся в Дийю порой и рассматриваются как демоны. Впрочем, не только они. Тут мы приведём ряд наиболее известных демонов Китая.

Начнём с Лунвана, его можно отнести и к божеству, и к демону. Он владыка водной стихии. Ему служило три божества:

  1. бог грома Лэйгун;
  2. бог дождя Юйши;
  3. бог ветра Фэнбо.

Чаще всего Лунван проявлялся в форме дракона и отличался огромными размерами.

Согласно ранним текстам, Лунван — существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами.

ЖоШуй — особая река под горой Куньлунь, она отделяло царства живых от царства мертвых. Не удивляйтесь каждая река в Китае имела своего духа воплощение. Так что её можно считать живым существом.

У этой реки, к слову, жила хозяйка снадобья бессмертия, Си Ванму, она же была правительницей западного рая.

ЧжанТяньши — по мнению жителей древнего Китая был главным магом и повелевал бесами. Кроме того, являлся небесным наставником.

Владыкой демонов признавался ЧжунКуй, он же считался верховным судьёй подземного мира.

Ещё один из владык подземного мира Яньван он же главный следователь подземного царства. В его задачи входило изучение земной жизнь мертвых. После завершения расследования он определял в какое из десяти судилищ следует направить душу для суда.

Интересно что наказывали Цари-судьи не все. Восемь занимались установкой наказания, а вот двое давали тела, в которые души реинкарнировали.

Следует также упомянуть о следующих демонических существах Китая:

Конечно же, приведённый список не полон и может дополняться ещё очень долго. Но по крайней мере он отображает часть мира демонов и духов Китая.

Предисловие. Вера в духов и демонов в Китае – это один из тех аспектов жизни, который невозможно выкинуть или изменить. Это огромный пласт культуры и мировоззрения китайцев. Как мы знаем, их мир состоит из двух начал: Инь и Ян. Эти начала как породили мир, так и наполнили его всем тем, что мы сейчас имеем. Ян соотносилась Небу и являлась главным управляющим над духами и демонами. Без разрешения Ян даже самый мелкий призрак не имел права пакостить человеку.

Ожившие неодушевленные предметы.
Не удивляйтесь, но предметы в Китае могут оживать, и для этого вовсе не нужна волшебная палочка или умысел темного мага.
У каждой китайского вещи есть душа, которая может покидать свой предмет и превращаться в человека или животное или вовсе «входить» в другой предмет и манипулировать им, например в картину или в статую. Такой предмет-призрак называют «Цзин», а их приход/явление «Цзин гуань». Обычно духи вещей проявляют себя негативно: предметы двигаются, скрипят, разваливаются, падают. Это своеобразный сигнал о наступающей беде, но не о какой-то неизвестной, а о беде, которая последует от этой вещи, если её не уничтожить. Беда может быть любой: болезнь человека, смерть, пропажа ребенка и прочее, до чего додумается сама вещь.
Древние книги рассказывают такую историю…
Однажды (а конкретно в 836-841 годах), в семью отличного лучника Ши Цзуна У пришла большая беда - неизвестная заразная болезнь одолела всех членов его семьи. Каждую ночь в дом приходил странный человек, от тела которого исходил свет. Больные люди, увидев его, тут же начинали кричать и плакать, будто это он причинял им боль. Вначале, Ши Цзун У обращался к врачам, но те не могли излечить больных. Тогда мужчина взял свой лук, и когда странный человек вновь зашел в дом – он выстрелил в него. Тут же стрела, попавшая в призрака, вспыхнула, и загоревший призрак разлетелся на мелкие кусочки. Когда Ши осмотрел то место, где погиб призрак, то он нашел старый подсвечник из камфорного дерева, которым пользовались в его семье уже много лет. Когда мужчина разрубил, сжег и выбросил в реку пепел предмета-призрака – все больные быстро пошли на поправку.
Вторая история еще хлеще. К некому Лю Сюаню в один прекрасный вечер явилось непонятное существо, одетое в черные штаны и черный плащ. Лю присмотрелся к существу и увидел, что у того нет «семи отверстий» на лице (как я поняла - 2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и рот). Утром мужчина отправился к предсказателю, который, погадав на бамбуковых палках, сказал: «Эта вещь принадлежала твоим предкам; если она будет продолжать существовать, то станет демоном и начнет убивать людей. Но раз у неё нет глаз, ты можешь с ней справиться». В тот же вечер китаец накинулся на существо, связал его и начал бить мечом. Существо долго не сопротивлялось и «сдалось», превратившись в подушку, которая принадлежала еще деду Лю.
Можно привести еще массу историй про «ожившие» предметы. На всякий случай приведу несколько примеров и способов избавления. Если ночью на вас напала целая ватага призраков, не пугайтесь, возможно это всего то «ожившие» листья с деревьев. Летающая крышка гроба, избивающая до полусмерти? Не беда, если найдете сам гроб и сожжете его, то уверяю вас - крышка отстанет! Кажется, что по ночам кто-то тихо переговаривается в комнате? Тьфу, сжигайте каждую ночь один-два предмета из этой комнаты. Методом проб и ошибок вы обязательно вычислите предметы-призраки.
P.S. Совет – начинайте сожжение со старинных предметов, статуй и картин, потому что они входят в призрачную категорию риска.

Призраки самоубийц.
Возвращаясь к мировоззрению Китая, душа человека, который умер не своей смертью (например повесился, утонул в реке, или его съел тигр) не может успокоится, и алчет найти новую жертву, которая обязана погибнуть такой же смертью, как и призрак. Именно по этой причине существует поверье о «цикличности» смертей в домах, где когда-то умер самоубийца. Однако, возвращаясь к тому же китайскому мировоззрению, можно узнать, как пресечь эту кровавую череду смертей. Помните духов, о которых я писала в Предисловии? У человека было их два, Шень и Гуй. После смерти, Шень человека возносился на Небо, а вот Гуй и По оставались. «По человека – это нечто похожее на пшеничные отруби, находящееся под повешенным. Если её немедленно выкопать, то её можно разрушить, но, если этим пренебречь, то она будет погружаться все глубже в землю, и, пока не будет уничтожена, самоубийства не прекратятся». Таким образом, если место под убийцей очистить (чем быстрей, тем лучше), то вполне можно избавиться и от духа самоубийцы. А вот если этого не сделать… Расскажу немного позднее.
Вернемся к призракам самоубийц. Этот вид призраков часто можно отличить по тем предметам, которые они носят с собой. Это может быть балка или веревка, на которой, собственно, и оборвалась жизнь несчастного.
Одному мужчине как-то не повезло идти через кладбище и заметить, как некто пытается перетащить балку через стену одного из домов. Думая, что это действует вор, мужчина незаметно прокрался в дом и предупредил о беде хозяев. Те обыскали весь дом, но ничего подозрительно не нашли, кроме того, что случайно наткнулись на женщину, которая уже готова была повеситься на стропилах крыши. Женщину спасли, а мужчину поблагодарили и отправили обратно восвояси. Довольный как пряник, мужчина вернулся к себе домой и все рассказал своей жене. Тут ему не повезло второй раз, так как жена у него оказалась дурой. Она тут же потребовала от мужа показать ей, как же вешалась женщина. Мужчине не повезло в третий и последний раз. Он залез на стул, обмотался шнурком, перекинул его через балку и… Добрый призрак выбил у него из-под ног стул. В этот момент все несчастья мужчины кончились, как и всё остальное.
Вот таким образом призрак все-таки добился чего хотел, кто-то все-таки умер его смертью, а значит эстафетная палочка передана и можно отдыхать. Хотя стойте, не палочка, а веревочка. Если эту веревочку или балку у призрака отобрать, то он станет беспомощен как младенец и скорее всего отстанет от вас. Ну или заставит вас повеситься на отобранной вещице.
В одну семью скоро должен был прийти гость, однако угощать его было нечем, поэтому хозяин дома втихую взял дорогую заколку жены и ушел на рынок, чтобы продать её и купить вина (угостить гостя). Когда жена обнаружила пропажу заколки, она сильно расстроилась и…
Вариант 1. Дух самоубийцы начал нашептывать ей всякие гадости. Мол, муж в игорный дом пошел, женщин ублажать (а не гостю подарки брать). А это такое горе, что лучше повеситься.
Вариант 2. Дух просто появился в доме и, накидывая на женщину свою призрачную веревку, спровоцировал ее на повешенье.
Что в первом, что во втором случае, призрак самоубийцы появился не просто так, он был приманен упадническим, депрессивным состоянием несчастной. Но это, как говорится, исключение. Обычно такие призраки не приманиваются, а ищут себе жертву наобум. Накидывая веревку на шею, они вызывают в человеке внезапно желание покончить жизнь самоубийством. Это своего рода помутнение, порыв, и если «будущего самоубийцу» не остановить, то он исполнит задуманное, даже не осознавая, что творит.
Когда уже женщина накинула на себя веревку и собиралась умереть, в комнату зашел гость. Он увидел призрака, отнял у него веревку и спас хозяйку дома.

Материальные призраки.
Да-да, есть еще и такие. В Китае представляли призраков не как бесформенный полупрозрачный сгусток, а наоборот, старались придать им форму и наделить способностями влиять на людей и предметы материально. Особенно интересны те призраки, которые появились после смерти человека, но не уходили далеко от тела и костей умершего. Такие призраки были особенно опасны. Во-первых, обретенное тело (не обязательно целое; это может быть только один палец или кости нижней челюсти) давало подпитку злым силам, а во-вторых, оно служило материальным «оружием».
Вот теперь я вам расскажу обещанную историю.
В году Юнтаи, недалеко от монастыря Сяо-ганьсы, жил человек по фамилии Ван. Однажды ночью он сильно напился, и когда лег на кровать и заснул, его рука свесилась на пол. Обеспокоенная жена Вана хотела поднять его руку, как внезапно из земли появилась другая рука, и, схватив мужчину, стащила с кровати. Испуганная жена кинулась к Вану и попыталась поднять мужа, но того начало засасывать в пол, будто в зыбучий песок. Кое- как, всей семьей, Вана умудрились вытащить из поглощающего пола и уложить обратно на кровать. На следующий день дырку в полу начали раскапывать и на глубине двух чжанов нашли скелет, возраст которого был более двух столетий.
Вот что оказывается может случится, если вовремя не избавиться от вредного По.
Расскажу вам вторую историю, ради которой я и просила вас не кушать перед прочтением.
Жил некий Сунь Цзюнь, и был этот Сунь противным человеком с омерзительным характером. Он не чтил добрых духов, терпеть не мог злых, и вообще «крыша» наверное его покинула. Однажды он прогуливался по горам, и приспичило ему по большой нужде. Не долго думая, сел он возле старой могилы и (пардон) испражнился на лежавший возле могилы череп. Мало того, ему хватило ума сказать «Ешь, разве это не вкусно?». Но череп был не так прост, как казался на первый взгляд, и ответил: «Да, очень». Перепуганный Сунь вскочил и, толком не успев одеть портки, помчался домой. Всю дорогу за ним катился череп, пока парень не добежал до моста. Череп не смог закатиться на мост и покатился обратно на могилу, а Цзюнь побрел домой, где сразу же заболел. Он подносил ко рту свои испражнения и пожирал их, говоря: «Ешь, разве это не вкусно?» После чего опорожнялся и вновь поедал их. Через три дня китаец не выдержал и умер.

Демоны-мертвецы.
Демоны–мертвецы или Цзян Ши по-китайски - это демоны, родившиеся от лунного или солнечного света, который попал на гроб с находящимся в нем телом. Особенно часто мертвые становятся Цзян Ши, если их долго не погребают, ведь это означает небрежность к покойному, а значит - вызывает гнев духов.
Не смотря на то, что Цзян Ши питаются людьми и пьют кровь, вампирами их назвать сложно. Ведь эти демоны не могут превращаться в летучих мышей, да и с отрубленными руками они прекрасно могут удержать свою жертву. Также Цзян не боятся чеснока и осинового кола, взамен остерегаясь плодов жужуба, вбитых себе в хребет, и огня (как и любые китайские призраки/демоны).
Для того, чтобы уничтожить вампира Цзяна, надо:
- Спереть или уничтожить крышку гроба, чтобы останки тела окончательно сгнили и утратили свою силу.
- Разбросать вокруг пустого гроба (пока мертвец вышел погулять) рис, красный горох и кусочки железа. Вернувшись, демон не сможет лечь в гроб и, побродив возле него, должен навсегда «откинуться». Главное не забыть его потом сжечь, так, на всякий случай.
Обращаясь опять к китайскому мировоззрению, хочу добавить, что в призраках-мертвецах находятся две души. «По» – грубая и неразумная сила земли, и «хунь» - светлая душа. Иногда эта светлая душа берет вверх, и демон может кого-то спасти или просто помочь, однако обольщаться не стоит. Демон - он и в Африке демон. Секундная заминка или рассеянность может стоит вам жизни.
В деревне Вэйнани жила женщина с ребенком. В одну из ночей ребенок долго не мог заснуть, маялся, чего-то боялся. Когда пробили третью стражу (вероятно, три ночи), дверь дома открылась, и зашел старик в белой одежде с двумя клыками во рту. Старик накинулся на лежавшую в соседней кровати служанку и в мгновение ока обглодал ее, оставив лишь скелет. Когда старик поднял скелет, чтобы высосать все внутренности, ребенок женщины заплакал, и старик исчез. Правда, служанка так и осталась лежать обглоданным скелетом.
В заключение мне хотелось бы рассказать такую интересную вещь. Пожирание для китайский духов, это не только не убавление пищи, но порой и прибавление ее. То есть если в ритуальной миске для духов еды не убавляется – то все нормально. Правда, нельзя сказать тоже самое про тела усопших.
У одного парня умерла девушка. Почти всю ночь он сидел рядом с трупом, а когда взошла луна, появились три демона. Парень спрятался за занавеску и увидел, что демоны пожирают его любимую. На утро тело было таким, как и прежде, правда потолок был весь в крови и непонятных следах.

Шэньнун ("божественный земледелец"), в древнекитайской мифологии бог земледелия. Считалось, что у него змеиное тело, человечье лицо, бычья голова и нос тигра; цвет кожи - зеленый (цвет растительности). Когда Шэньнун родился, в земле вдруг появились 9 колодцев, а с неба дождем выпало просо.

Бог земледелия Шэньнун в Древнем Китае признан первым врачевателем - он готовил отвары из целебных трав и считался бессмертным. Умер Шэньнун, проглотив стоножку, каждая нога которой превратилась в огромного червя. По преданию, они и разорвали тело бога

Юйди ("нефритовый государь"), в китайской мифологии верховный владыка, которому подчинялась вся вселенная: небеса, земля и подземный мир, все божества и духи. Древние представляли его себе сидящим на троне в великолепном императорском халате с вышитыми драконами, в царском головном уборе, с непременной нефритовой дощечкой в руке.

Дворец императора находился на самом высоком, 36 небе, откуда он и управлял всем сущим, а у ворот дворца в качестве привратника стоял святой Ван Лингуань. Считалось, что супругой императора была богиня шелководства Матоднянь; его дочь Цигунянь ("седьмая девица") была весьма популярным персонажем сказок и верований. Например, ее дух девушки вызывали, гадая на суженого. В Древнем Китае Юйди, великому государю, который обладал даром перевоплощаться и менять свой облик 72 способами, было посвящено множество храмов.

Лунван

Лунван, в китайской мифологии хозяин водной стихии; ему подчинялись бог грома Лэйгун, владыка дождя Юйши и бог ветра Фэнбо. Согласно ранним текстам, Лунван - существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами - около 1 ли то есть примерно полкилометра в длину. Образ Лунвана сложился в первых веках нашей эры.

Распространение получила даосская классификация - представление о Лунване, как о верховном драконе четырёх морей (в соответствии с древнекитайской космогонией): Гуан-дэ ("увеличивающий добродетель") - Лунван Восточного моря, Гуан-ли ("увеличивающий богатство") - Южного, Гуан-жун ("увеличивающий благосклонность") - Западного и Гуан-цзэ ("увеличивающий щедрость") - также Западного. Все они считаются братьями, из которых старший - Гуан-дэ. Существовало представление и о Лунване четырёх главных рек Китая.

В народных сказках и преданиях обычно фигурирует просто Лунван или Дунхай Лунван ("царь драконов Восточного моря"). В поздних народных верованиях Лунван нередко рассматривается как владыка стихий, которому подчинены бог грома, богиня молнии, бог ветра и хозяин дождя. В поздней народной синкретической мифологической системе Лунван подчинён верховному владыке Юйди. Лунван, царь драконов, приносящий дождь, имел свое воинство, состоящее из морских обитателей: черепах, каракатиц и иных обитателей глубин. Заступничества этого царя драконов, дарующего дождь, просили земледельцы, моряки, рыбаки и водоносы. Культ Лунвана был чрезвычайно популярен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были в каждом городе, каждой деревне. Считалось, что Лунван приносит дождь.

Шан-ди - в китайской мифологии верховное божество эпохи Инь.

Инари

восемь бессмертных

Последний бессмертный из даосского пантеона – Лань Цайхэ. Его изображают очень красивым юношей, одетым в синий халат и держащим в руках хризантемы или деревянные трещотки и флейту. Иногда в его руках бамбуковая корзина с хризантемами. (Лань также означает корзину и синий цвет). Он покровитель торговцев цветами и садовников, а также музыкантов.

Лань Цайхэ описан во многих средневековых трактатах. В «Продолжении житий бессмертных» Шэнь Фэня он – юродивый. Лань Цайхэ был очень своеобразным юродивым. Он носил рваный синий халат с широким поясом, с бляхами из черного дерева. На одной ноге – сапог, а другая босая. Летом он утеплял халат ватой, а зимой спал на снегу. Он постоянно был весел, и его веселье распространялось на всех окружающих. Также он любил выпить, и однажды он напоил всех бессмертных. После этого они, в поисках бессмертия, перешли от внешней алхимии к внутренним силам.

Лань бродил по городским базарам, распевая песни, которых он знал великое множество, и часто сам их сочинял, зарабатывая тем самым на пропитание. Деньги, которые ему давали, он раздавал встречным беднякам или нанизывал на длинный шнур и таскал его за собой по земле, не замечая, что они рассыпались.

Однажды, когда он пел и плясал возле озера Хаолян, в облаках показался журавль, послышались звуки тростниковой свирели и флейты, и пение святых даосов. В тот же миг Лань бесшумно поднялся на небо – его подхватило облако. Лань Цайхэ сбросил вниз сапог, халат и пояс. Облако взвилось ввысь, становясь все меньше и меньше, и, наконец, исчезло. С тех пор никто больше уже на земле не слышал про Лань Цайхэ.

Легенды о восьми бессмертных сложились в 1 тысячелетии нашей эры, но канонизировали святых не ранее 11 века. Все последующие века эта тема активно разрабатывалась в различных литературных произведениях поэтов и писателей Китая.

Существует множество рассказов о совместной деятельности бессмертных. Эти легенды сформировались к 16 веку и были использованы писателем У Юнь Таем в его романе «Путешествие восьми бессмертных на Восток». В нем рассказывалось, как восемь бессмертных были приглашены к владычице запада богине Си Ванму и как они решили преподнести ей свиток с дарственной надписью самого Лао Цзы. После пира у Си Ванму они отправились через Восточное море к владыке Востока Дун Ван Гуну, и тут каждый из них проявил свое чудесное искусство.

Ли Те Гуай поплыл на своем железном посохе, Чжун Ли Цуань – на веере, Чжан Го Лао – на бумажном осле, Хань Сян Цзы – в корзине с цветами, Люй Дун Бинь - на бамбуковой ручке от мухогонки, Цао Го Цзю – с помощью деревянных кастаньет пайбань, Хэ Сянь Гу – на плоской бамбуковой корзиночке, а Лань Цай Хэ встал на нефритовую пластинку, инкрустированную чудесными камнями, излучающими свет.
Плывущая по морю сверкающая пластинка привлекла внимание сына Лун Вана -царя драконов Восточного моря. Воины Лун Вана отняли пластинку, а Ланя утащили в подводный дворец. Люй Дун Бинь отправился вызволять и поджег море. Царь драконов был вынужден отпустить Ланя, но все же не вернул пластинку. Тогда Люй Дун Бинь и Хэ Сянь Гу вновь пришли к берегу моря, где и произошло грандиозное сражение, в котором был убит сын царя драконов, а второй его сын умер от ран. Лун Ван попытался отомстить бессмертным, но снова потерпел поражение. В ходе битвы бессмертные сбросили в море гору, которая разрушила дворец Лун Вана.

Только вмешательство Нефритового императора Юй Ди привело к установлению мира на земле и в подводном царстве.
Вот и все о восьми бессмертных. Когда-то они на самом деле жили в разных провинциях великой страны. Все они были немного странными, владели различными магиями и старались делать людям добро, наверное, поэтому рассказы о них слушались чаще других, передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Восемь бессмертных

Небесный повелитель. Рельеф эпохи Сун

Дерево денег. Китайская народная картина.

Нюйва, держащая солнце. Рельеф из Сычуани. Эпоха Хань.

Образ Нюйва и связанные с ним мифологические сюжеты заставляют предполагать в этом персонаже древнюю богиню плодородия, богиню-мать, подобную античным Рее и Кибеле. «Материнские» качества Нюйва по отношению к мирозданию в целом и людям в частности подтверждаются сообщениями о почитании этой богини как Великой свахи и учредительницы и покровительницы брачных союзов - Гаомэй: «Нюйва принесла жертвы с молениями богу и превратилась в сваху… Ее сделали богиней-свахой, учредили ей жертвоприношения…» По замечанию Э. М. Яншиной, «отдельные черты Нюйва дают в своей совокупности комплекс, характерный для образа древней матери-прародительницы - божества плодородия в той его стадии, когда культ предков сливался еще с культом природы. Дошедшие до нас версии мифов о Нюйва совмещают в себе различные исторические напластования и свидетельствуют о том, что в устной традиции существовали различные варианты сюжетов об этой богине. Но, изменяясь и варьируясь, космогонические темы продолжают группироваться вокруг Нюйва - одной из крупнейших фигур космогонических мифов древнейшего Китая».

Усилиями конфуцианцев культ Нюйва был оттеснен в историческое время на задний план и подчинен культу Фуси, а затем и вовсе предан забвению. Других древних богов во многом постигла та же участь. Однако реконструкция мифов позволяет до известной степени восстановить древнекитайский пантеон, характерной особенностью которого было отсутствие «групповых» божеств, подобных Олимпийцам греков, асам и ванам скандинавов, дева, адитьям и асурам индийцев, Амеша Спента древних иранцев. Боги Древнего Китая были сугубо индивидуальны, что, возможно, объясняется разобщенностью племен.

Фуси и Нюйва, держащие солнце и луну. Рельеф из Сычуани. Эпоха Хань.

Духи Западных гор. Иллюстрация к «Каталогу гор и морей».

Предок. Бронза (II тысячелетие до н. э.).

Синтянь, враждовавший с Желтым предком. Иллюстрация к «Каталогу гор и морей».

Мудрый правитель Шунь. Рисунок эпохи Хань.

Шунь был избран Яо за свою добродетельность, поскольку собственный сын правителя - Даньчжу - отличался крайней непочтительностью. У Сыма Цяня читаем: «Приближенные сказали: „Есть одинокий человек, живущий среди народа, зовут его юйский Шунь“. Яо сказал: „Да, я слышал о нем. Каков же он?“ Советники ответили: „[Он] - сын слепого, отец [его] склонен к порокам, мать - сварлива, младший брат - заносчив, но [Шунь] своей сыновней почтительностью умеет поддерживать [среди них] согласие, постепенно направляя [их] к добру, так что они не дошли до преступления“. Яо воскликнул: „Я испытаю его!“ После чего отдал [Шуню] в жены двух своих дочерей, [чтобы] посмотреть, как [повлияют] его добродетели на двух женщин.

Шунь приказал поселить женщин на реке Гуй-жуй, и они [строго] блюли обязанности жен. Яо одобрил это и приказал тогда Шуню со старанием привести в гармонию пять отношений с тем, чтобы им можно было следовать. Так [пять отношений] проникли в среду чиновников, и все чиновники вовремя стали исполнять свои дела.

[Шунь] принимал приезжающих у четырех ворот, и у ворот царил строгий порядок, а владетельные князья и прибывающие из дальних мест гости все держались с почтением. Затем Яо послал Шуня в горы, поросшие лесом, и в низины, пересеченные реками. Там свирепствовали ураганы и сильные грозы, но Шунь не сбился с пути. Яо стал считать Шуня совершенномудрым и, призвав его, сказал: „Три года твои планы были совершенны, а слова приводили к успеху. Ты вступишь на императорский престол“. Шунь стал отказываться, уступая [более] добродетельным и не выразив радости. [Однако] в первый день первой луны Шунь принял дела управления».

В правление Шуня были придуманы многие мелодии (в китайской традиции музыка - «закодированное» знание предков), в том числе мелодия сяншао, которую спускались послушать даже фениксы. Наследовал Шуню усмиритель потопа Юй.

Наряду с потомками Хуанди, выступавшими в качестве совершенномудрых правителей, китайская мифология знает и его «дубликаты» - персонажей со сходными и даже аналогичными функциями, причисляемых к первопредкам. Это Дицзюнь (Предок Выдающийся в русском переводе «Каталога»), Шэньнун и Фуси.

Дицзюню поклонялись восточные иньцы, о чем свидетельствуют надписи на гадательных костях. После завоевания царства Инь чжоусцами культ Дицзюня как верховного божества был вытеснен культом Хуанди, однако отзвуки этого культа сохранялись долгое время. В «Каталоге гор и морей» говорится, что жена Дицзюня родила двенадцать лун, что Дицзюнь был отцом бога огня Чжужуна и бога проса Хоуцзи, что другие сыновья Дицзюня «первыми создали песни и танцы».

Рельефы мифологического содержания из храма У Ляна: верхний мир, бог грома и богиня дождя, обряд изгнания, подготовка к жертвоприношению предкам.

Нижний мир. Похоронный стяг из раскопок Мавандуя. Шелк (середина II в. до н. э.).

Даосский святой на облаках. Настенная роспись из храма Юнлэгун.

Схема взаимного преобразования Беспредельного и Великого Предела. Рисунок из средневекового даосского трактата.

Божества даосов (XV в.).

Диаграмма восхождения и нисхождения жизненной энергии в человеческом теле, представленном как гора. Гравюра (XIII в.).

Чудотворные духи рек. Китайская народная картина из коллекции академика В. М. Алексеева. Вверху в центре - владыка драконов Цзунтун Хэшень-чжи лунван, крайний справа - царь драконов Лунван. Внизу - божества вод.

Дворец небожителей. Картина на шелке (XII в.).

Цилинь-китайское существо

Цилини населяли леса Китая, но они могли появляться перед людьми на полянах, на берегу реки, а иногда даже во дворцах.
Знаки, скопированные императором Фу Си со спины единорога, называются Па Ку, или восемь триграмм. Каждый из этих восьми символов состоит из трех горизонтальных линий, и эти линии или сплошные, или прерывистые.
Император Хуан-Ди, к которому являлся единорог, совершил много благодеяний для китайского народа, он прекратил войны между племенами, изобрел топор, лук и стрелы, платья и туфли, музыкальные инструменты, научил людей делать телеги и лодки.
По легенде, в VI веке до нашей эры единорог явился матери китайского философа Конфуция и предсказал грядущее рождение её великого сына.
Последним цилиня видел китайский император У-Ди (140-87 гг. до нашей эры) который почтил это животное, устроив в своем дворце комнату, посвященную единорогу.

Некоторые цилини изображаются покрытыми твердыми зелеными чешуйками. У цилиня особенно величественный рог, у некоторых видов он достигает в длину пять с половиной метров. Цилинь не обижает никого из живых существ и ходит так осторожно, что его копыта не примнут ни единой травинки и не раздавят ни одной букашки. Тело цилиня может принимать вид козла, лани, оленя и даже дракона.
Волшебный цилинь, везущий пылающую колесницу, - это могущественный символ как в древнем, так и в современном китайском обществе. У этого единорога голова козла, тело дракона и хвост льва. Единороги являлись многим китайским императорам. Например, император Хуан-Ди видел, как цилинь бродил по его дворцу в 2697 году до нашей эры, а когда император умер, единорог унес его душу на небо. Цилиня считали символом удачи, он появлялся во время мира и процветания.

Известная в Китае история про стрелка по имени И

Мифы древнего Китая имеют очень разнообразную тематику. Но в большинстве мифов рассказывается о постигших землю природных бедствиях и героях, спасших мир. Очень известная в Китае история про стрелка по имени И. Когда однажды на небе появилось сразу десять солнц, в виде «солнечных птиц», мир стал погибать от жары. Тогда смелый стрелок И сразил своими стрелами все десять солнц. После убийства солнц, стрелок продолжил борьбу с чудищами, все еще населявшими землю и вредившие людям. Завершив свои героические деяния, он предался забавам и увеселениям, и по одной из версий, был убит завистниками.

Одну из главных ролей в древнекитайских мифах, также как и в русских народных сказках, отводится животным. Животные выступают покровителями героев или посредниками между людьми и духами. По преданию, первые цари мира имели двух драконов, на которых они могли возноситься на небо. И, к слову будет сказано, именно драконы - эти мифические животные заслуживают того, чтобы стать героями одной из наших следующих передач.

Подводя итог нашей сегодняшней передачи, хочется отметить, что мифология древнего Китая являются как бы основой культуры Китая в целом, она оказала большое влияние, как на философию страны, так и на литературу, искусство и даже на сам китайский язык.

В мифах Древнего Китая мировая гармония основывается на энергетике Инь и Янь. Мужской дух в мифах Китая имеет особое положение и представлен в виде энергии Янь, воплощенной в небесных и огненных созданиях. Даже представители энергий водных и земных стихий являются мужчинами, что напрямую указывает на превосходство мужского начала над женским на Востоке.

Мужской дух в легендах Востока

Согласно мифологии древнего Китая, мир был создан из яйца, существа называемого Хуньдунь. Чудище описывается как существо, не имеющее глазниц, рта и носовых полостей, с 3 руками и 4 крыльями. Имея добродушный нрав, оно принимало в гостях всех духов преисподней, которые решили отблагодарить хозяина необычным даром, заключающимся в ощущении материального.

Дар оказался слишком сильным для Хуньдуня, что привело к его гибели. После себя он оставил яйцо, в середине которого зародились энергии Инь и Янь. Когда скорлупа растрескалась, потоки энергии вырвались наружу и создали мир, где Инь - символ женщины, темноты и холода, а Янь - мужчины, света и мужества. Представителями энергии Янь являются птица Феникс и Дракон.

Китайские демоны

Демоны в китайской мифологии, имеющие мужское начало, являются слугами богов.

Виды демонов, имеющих женское начало, считались вредоносными и пагубными. Наиболее известных из числа мужских духов в легендах Востока всего семь.

  1. Тимиморе - демоны, живущие в диких лесах и горных массивах, часто встречаются в реках. Существа употребляют в пищу человеческие и животные полуразложившиеся тела, а живых созданий не тревожат.
  2. Чжункуй - является управителем мира мертвых, решает, куда отправить душу умершего - в рай или ад.
  3. Бочи - является морским обитателем и прислужником властелинам водной стихии Гун-гуна, имеет телосложение домашнего барана, у которого на спине имеются вторые глаза.
  4. Яогуай - это ожесточенные души умерших животных, которых убили или мучили при жизни. После смерти они становятся демонами смерти, прислужниками божеств, которые взамен на услужение дают возможность наказывать своих мучителей.
  5. Даолао - демоны, населяющие горную местность, стреляющие в путников из лука стрелами с отравой.
  6. Ню Мован - является князем демонов, человекоподобного телосложения с бычьей головой.
  7. Фу-ю - является слугой Гун-гуна и символизирует гнев. Лицо Фу-ю как у мужчины, а тело медвежье.

Боги Древнего Востока

Божества в мифах древнего Востока являются представителями мужской знати - это связано с патриархальным устройством общества, обожествлением правителей Китая. В мифологии китайское божество нередко является исторической личностью, т. к. принадлежащих к династии императоров обожествляли.

Божества древнего Китая являются покровителями лесов, морей, небес. Великие представители энергии Янь сотворили мир и жизнь в нем.

Гун-гун

Китайское божество Гун-гун является покровителем водной стихии и управляет потоками воды. Разгневавшись, дух направляет воды рек на человеческие жилища и пастбища, создавая потоп.

Миф о повелителе воды гласит, что молодой Гун-гун некогда бросил вызов своему родителю Чжу-чжуню, управляющему стихией огня, и, переоценив свои силы, проиграл, после чего в ярости ударился о высокую гору и ее осколками сотворил великий потоп.

Гун-гуна описывают как:

  • человекоподобное существо в верхней части тела;
  • вместо нижних конечностей у него хвост змея;
  • глаза бога всегда красные.

Китайское божество Шеньнун, благодетель флоры и землепашцев, он научил человека отличать травы по лекарственному составу, открыл для него вкус и целебные свойства зеленого чая.

Шеньнун по телосложению напоминает человека, тело его покрыто кожей змея и имеет зеленый оттенок. Вместо человеческого лица, божество имеет бычью морду и тигриный нос.

Чжу-жун

Является покровителем огненной стихии и управляет светом, его сын - управитель водных стихий Гун-гун. Между ними всегда идет битва за власть и силу. Дух обладает силой, мускулистым, звероподобным телосложением, с головой змеи и глазами насекомого.

Ган-ди

Олицетворением военного дела, богатства и отбора людей по статусу был бог Ган-ди. Покровитель военачальников и китайской знати.

Божество имело необычайную силу и сноровку в военном деле, образ божества - военачальник, живший во 2 в до н.э.

Фенбо

Божество, покровительствующее ветру, называется Фенбо. Выглядит повелитель ветра, как быстроногая лань, облаченная в шкуру леопарда, имеющая хвост рептилии и оленьи рога. Фенбо был слугой Дракона, который, наказывая людей, поджигал поля, а бог ветра раздувал пожар.

По легендам, верховное божество Юйди является покровителем космических энергий. В его подчинении находятся все божества и демоны. Бог восседает на огромном троне, сделанном из нефрита. и с высоты небес наблюдает за каждым жителем земли. Все проступки людей Юйди описывает на своей нефритовой доске.

Если человек проживает достойную жизнь, верховное божество поощрит его даром, но богоотступники, преступники попадают в немилость бога, который в ответ на злобу, жадность и лесть насылает на человека демонов.

Дух засухи

Китайская цивилизация считается самой древней, легенды ее берут начало еще до н. э. Издавна повелось, что великие божества Китая - мужского пола. Дух засухи в китайской мифологии - отнюдь не мужчина. Согласно легенде, это женщина по имени Ба, дочь великого правителя Хуан-ди.

В мифологии богиня представляет собой высокое, человекоподобное существо, имеющее глаза в верхней части спины. Ба всегда ходит нагая, она обладает огромной силой, способна наслать засуху на очень большой площади земли, тем самым обрекая людей на голодную смерть.

В Китайской Республике расположен храм, где преподаются боевые искусства, именуемый Шаолинь. Монахи издревле исповедовали там даосизм, верование в сложную иерархию божеств. Видов легендарных духов, олицетворявших мужское начало в древних учениях Китая, всего 7.

  1. Синь-тян - безголовое чудовище-великан, символ мужества. Ротовая полость чудища располагалась на животе, а глаза на грудной клетке.
  2. Дракон, именуемый Фейи, считался предвестником долгой засухи.
  3. Пулао - дракон маленьких размеров, любящий звон колокольчика. Несмотря на малые размеры, рычание Пулао очень громкое.
  4. Чжулун является драконом мрачного подземелья Ада.
  5. Хаечи - демон, имеющий тело льва и медвежий хвост.
  6. Фенхуан - огромная огненная птица с 2-метровым хвостом.
  7. Яюй является обитателем озер, питается человеческой плотью, излавливая путников, заблудших в лесной чаще.

Заключение

Мужское начало в китайских легендах обозначено огненной и небесной стихиями. Представители императорской династии по мужской линии представлены в виде божеств, а в их подчинении находятся демоны, выполняющие их приказы.

Совокупность древних народных представлений, описанных в сакральных источниках или переданных в устной форме до наших дней, занимает большую часть восточной мифологии. Она включает в себя древнекитайскую, даосскую и буддистскую системы.

Китайские мифические существа

Китайская мифология основана на двух столпах - Инь и Ян. Женская энергия Инь воплощена в Фениксе, а мужскую энергию олицетворяет Дракон. Не менее важными мифическими существами Китая считаются Черепаха Ао и Цилинь.

Дракон

Китайский дракон не имеет ничего общего со своими международными огнедышащими братьями. Главное существо в мифологии Поднебесной - повелитель водной стихии. Зимой он дремлет в застывших водах, а проснувшись по весне, вздымается ввысь и извергается дождем.

Такой дракон имеет тело змеи, покрытое золотистой чешуей (обязательно количеством 117 шт). Вдоль хребта проходит ряд острых зубьев. У него лягушачье брюхо, тигриные лапы и длинный хвост, покрытый жестким ворсом. Голову мифического существа венчают прямые рога, под ними расположены коровьи уши и красные заячьи глаза. Обязательными атрибутами китайского дракона являются усы и длинная борода.

Создание питает особую слабость к драгоценностям. Самым ценным его сокровищем является огромная жемчужина, которую дракон то глотает, то носит под бородой. В этой жемчужине аккумулирована вся сила существа. Если ее отобрать, он станет беспомощным.

Самыми известными китайскими драконами являются: Лунван, Жо Шуй, Фэнхуан, Чжан Тяньши, Чжун Куй, Чойджины, Янбван.

Китайский феникс

Это мифическая птица, которую считают предвестником знаменательных событий. Феникс не горит в огне и при полете способен переносить в лапах грузы любой тяжести. Когда заканчивается срок жизни птицы, она сгорает и тут же возрождается из пепла.

Спереди Феникс выглядит как лебедь, а сзади - как Цилинь. У птицы:

  • петушиный клюв;
  • зоб ласточки;
  • змеиная шея;
  • черепашья спина;
  • рыбий хвост.

Туловище Феникса украшено расписными узорами, а перья блестят на солнце.

Черепахи Ао

Ао - это гигантская черепаха, плавающая в море. Своими размерами она подобна острову. На спине у Ао расположены 3 горы: Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан. Согласно китайским верованиям, в этих горах живут бессмертные.

У черепахи Ао нет лап. Когда происходила Великая битва богов, 4 опоры, державшие небеса, надломились и небо зашаталось. Богиня Нюйва отрубила черепахе ноги и подперла ими небосвод.

Китайский единорог

Цилинь или китайский единорог - символ долговечности и благополучия. По преданиям, Цилинь приносил отчаявшимся родителям долгожданного наследника, поэтому он часто изображался с младенцем на спине.

В китайской мифологии Цилинь описан в виде единорога с головой дракона. Тело существа покрыто переливчатой чешуей. Кожа Цилиня имеет бирюзовый оттенок. Это существо способно прожить около 2000 лет.

Другие существа

Остальные китайские мифические существа играют второстепенную роль в китайских верованиях. В мифологической иерархии они занимают места на порядок ниже и подчинены Дракону, Фениксу, Ао и Цилиню. В мифах Китая встречаются такие второстепенные мифические существа: Цзянши, Нюйва, Кицунэ, Морë, Баку, Дзиммэндзю, Кацура-Отоко, Сëдзë, Хули-Цзин, Шанъян.

  1. Цзянши - это оживший труп, т. е. зомби. Другие названия этого персонажа - «Прыгающий призрак» или «Прыгающий вампир». Такое определение неслучайно, потому что из-за трупного окоченения тело Цзянши недвижимо. Призрак может передвигаться только прыжками с вытянутыми вперед руками. Внешний вид Цзянши зависит от биологической смерти его тела. Относительно недавний труп непримечателен в толпе, но с течением времени на теле зомби начинают проявляться следы гниения и разложения. Как и все мертвецы, Цзянши имеет бледно-зеленую заплесневелую кожу, постоянно растущие волосы и ногти. Одет монстр в плащ и носит остроконечную шляпу на голове. Ко лбу Цзянши неизменно приколот бумажный талисман. Определение «вампир» Цзянши получил за свою страсть к свежей крови. Он убивает жертву и высасывает из нее всю кровь, насыщаясь жизненной энергией человека. Живет чудовище в пещерах, где днем мирно почивает в своем гробу, а ночью выходит на охоту.
  2. Нюйва - это великая богиня Даосского пантеона, покровительница брака. Это первая китайская богиня, заключившая брак. Во всех источниках она изображена со своим мужем Фуси (который приходился ей еще и братом), с переплетенными змеиными хвостами. Выглядела богиня как змея с человечьей головой и руками. В руках Нюйва всегда держит компас, что свидетельствует о ее причастности к сотворению мира. Богиня перерождалась 70 раз, и с каждой ее реинкарнацией Вселенная становилась более совершенной. На 70-м кругу перерождения Нюйва создала человечество. Из желтой глины она вылепила правителей и знать, из глины с примесью пыли создала крестьян, а из остатков, перемешанных с грязью, сотворила рабов. Нюйва была настолько могущественна, что из ее внутренностей произошло 10 божеств, а когда произошла Великая битва богов и через пробоины в небе на людей обрушились воды и огни, Нюйва расплавила разноцветные камни и залепила ими небесные дыры.
  3. Кицунэ - это мудрая лиса, заимствованная китайцами из японской мифологии. Эта лиса рождалась с одним хвостом, но по мере приобретения жизненной мудрости у нее вырастал следующий хвост. Премудрая Кицунэ с 9-ю хвостами меняла свой рыжий окрас на серебристый (цвет мудрости) и становилась Кумихо - существом, познавшим все тайны Вселенной. Мудрость лиса собирала со своих жертв-мужчин. Кицунэ умела принимать облик красивых женщин. Она очаровывала мужчин настолько, что они теряли разум, который живо присваивала лисица. Во всех источниках Кицунэ изображена со стеклянным шаром в руках. По преданиям, в этом шаре заключалась власть над Кицунэ, завладевший им будет иметь лису за свою рабыню, поэтому Кицунэ рьяно охраняли свои шары и никогда не выпускали их из рук.
  4. Морë - это злобное китайское мифическое существо, болотный дух. Он изображался в виде 3-летнего ребенка с красивыми длинными волосами. Монстр имел красную кожу, красные горящие глаза и длинные уши. Морë промышлял тем, что воровал трупы людей и поедал их внутренности. Самыми сладкими для чудища из Китая были свежие покойники, которых он умудрялся умыкнуть прямо с похорон. Не брезговало оно и похороненными мертвецами. В древнем Китае существовало поверье, что Морë пугает дуб и тигр, поэтому на кладбищах Китая стоят статуи тигров и растут дубы.
  5. Баку - это существо, которое пожирало дурные сны. Враг кошмаров изображался китайцами в виде химеры с хоботом слона, глазами носорога, бычьим хвостом и тигриными лапами. Изображения Баку висели в спальнях древних китайцев в качестве оберега от плохих снов.
  6. Дзиммэндзю - это священное китайское дерево. Особенностью этого дерева являются его цветы и плоды. Цветы Дзиммэндзю - это недозревшие плоды в виде человеческих лиц, обрамленных лепестками. Когда плоды созревали, черты лиц становились четче, лица постоянно улыбались. Считалось, что человек, отведавший сладкий плод Дзиммэндзю, восполнит свою жизненную энергию.
  7. Кацура-Отоко - это неописуемой красоты мужчина, живущий под луной. Он всегда занимается тем, что стрижет Лунное дерево. По мере разрастания кроны меняется луна: от растущей до убывающей. Согласно китайским поверьям, прекрасный лик Кацура-Отоко манит засмотревшихся на него людей. С каждым взмахом человек теряет свою жизненную силу, из-за чего наступает смерть.
  8. Сëдзë - это доброе морское чудище, позаимствованное китайцами из японской мифологии. Сëдзë изображен в виде слегка пьяного маленького человека. На голове у него растут ярко-рыжие волосы, кожа оттенка цветущей вишни. На поясе у мифического существа постоянно болтаются водоросли, т. к. местом его обитания считаются пруды и озера. По преданиям, у Сëдзë всегда с собой есть фляжка с волшебным сакэ. Добрый человек, распивший с чудищем напиток, обретает молодость души и тела. Если сакэ попробует злодей, он тут же упадет замертво.
  9. Шанъян - это китайская птица дождя. В преддверии стихийного бедствия она залетала в дом и танцевала на одной ноге. Древние китайцы могли подготовиться к предстоящей буре.
  10. Хули-Цзин - лиса-оборотень, родственница Кицунэ. Она также перевоплощалась в писаных красавиц и изводила мужчин. В отличие от своих премудрых родственниц, Хули-Цзин собирали мужское семя и кровь для своих волшебных экспериментов, а обескровленных жертв оставляли умирать. Хули-Цзин способна на реинкарнацию. Через 50 лет жизни она принимает женский облик, через 100 - превращается в колдунью. Через 1000 лет жизни Хули-Цзин становится Небесной Лисой, постигнувшей тайны мироздания. Отличить Хули-Цзин от обычной женщины можно только с помощью ее хвоста - он не исчезает при смене облика.

Корейские мифические существа

Корейская мифология - это часть азиатской мифологии. Основные мифические существа здесь позаимствованы из китайской или японской мифологии. Это Прыгающий вампир Цзянши, пожиратель кошмаров Баку, лиса-оборотень Кицунэ и символ благополучия Цилинь.

Отдельного внимания заслуживает корейский дракон. В Корее это положительное существо. Он покровительствует дождям и рисовым полям. Описание корейского дракона полностью совпадает с описанием его китайского брата. Единственным отличием выступает наличие у корейского дракона перепончатых крыльев, благодаря которым он взлетает высоко в небо и орошает дождем рисовые поля. Обитает дракон из Кореи в больших водоемах: морях, океанах и глубоких реках.

Другие выдающиеся азиатские мифические существа

Самыми выдающимися мифическими существами азиатской мифологии также выступают: Понтианак, Мананангал, Лилит, Кали, Раху, Сурабхи.

  1. Понтианак - призрак женщины, скончавшейся при родах. Понтианак соблазняет мужчин и зверски их убивает, высасывая кровь. Призрак облачен в белый балахон, имеет длинные клыки и когти, на голове у него развиваются спутанные космы. В полете Понтианак издает продолжительный звук, напоминающий шелест листьев. Существует поверье, если в затылок призрака воткнуть гвоздь, то Понтианак превратится в прекрасную женщину, которая способна стать прекрасной женой и любящей матерью.
  2. Мананангал - это вампир-гермафродит, который сосет кровь у спящих беременных женщин. В ночи Мананангал разделяется пополам: верхняя часть расправляет перепончатые крылья и улетает на охоту, а нижняя остается на земле.
  3. Лилит - первая жена Адама, демон, убивающий младенцев. Во всех мифах непременной спутницей Лилит выступает ее сова, которая нашептывает хозяйке имя очередной жертвы. Демон известен своим жестоким обращением с грудными детьми: наводит порчу, пьет кровь и зверски убивает. В силах Лилит сделать женщину бесплодной и испортить мужское семя.
  4. Кали в мифологии Азии - это демон, сеющий разруху. Это голубая четырехрукая женщина с тремя глазами. 4 руки символизируют 4 стороны света, а 3 глаза - прошлое, будущее и настоящее. В руках Кали держит окровавленный меч и срубленную этим мечом голову. Одна рука демона постоянно выставлена для защиты, а другая поднята в знак благословения на ужасные деяния. Талию демона украшает пояс из голов загубленных ею жертв.
  5. Раху - демон, периодически заглатывающий солнце и месяц, вызывая затмения. В мифах Раху изображен в виде драконьей головы, которая передвигается в колеснице с 8 черными лошадьми. В мифологии Азии демон является покровителем интриг и обманов.
  6. Сурабхи - священная волшебная корова. Это единственное абсолютно доброе мифическое существо. Сурабхи вышла из Молочного океана и стала прислуживать мудрецу Васиштхе. Сурабхи еще называют «коровой желаний», потому что она может исполнить любое желание своего владельца.

Мифические существа в исламе

Отдельное место в азиатской мифологии занимает исламская мифология - совокупность мифологических представлений, описанных в Коране, и устных пересказов мусульман. Исламская мифология вводит понятие джиннов - духов, живущих параллельно с людьми.

Джинны - это духи, рожденные из бездымного огня. Они живут среди людей, но человек не способен уловить их ни одним из органов чувств. Жизнь джиннов подобна человеческой жизни. Они рождаются и умирают, только срок жизни у них гораздо длиннее, чем у людей. Для поддержания организма им необходимы пища, воздух и вода. Среди джиннов встречаются праведники и отступники (шайтаны). От людей их отличают сверхспособности, которыми они умело пользуются.

В Исламе существует 4 категории джиннов:

  1. Ифрит - злые существа, повелители огня.
  2. Гуль - падшие, живут на кладбищах и питаются падалью.
  3. Сипаты - обыкновенные джинны.
  4. Мариды - мудрые, повелители воздуха.

Согласно исламским убеждениям, мариды с сипатами периодически вступают в борьбу с ифритами и гулями.

Заключение

Отличительной чертой восточной мифологии является эвгемеризация - сакрализация истории, проявляющаяся во всех существах.



Похожие публикации