Все о народе майя. Краткая история древней цивилизации майя. Периодизация истории майя

МАЙЯ
исторический и современный индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира. Некоторые культурные традиции древних майя сохраняют ок. 2,5 млн. их современных потомков, представляющих более 30 этнических групп и языковых диалектов.
ДРЕВНИЕ МАЙЯ
Среда обитания. В течение I - начале II тысячелетия н.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.
Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.
Периодизация истории майя. В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н. "долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Обнаруженное в "Храме надписей" захоронение Пакаля, правителя Паленке, дало много ценных сведений о практике почитания царских предков. Надпись на крышке саркофага гласит, что Пакаль родился (по нашему летосчислению), в 603 и умер в 683. Усопшего украшали нефритовое ожерелье, массивные серьги (знак военной доблести), браслеты, мозаичная маска, сложенная более чем из 200 кусочков нефрита. Пакаль был захоронен в каменном саркофаге, на котором были высечены имена и портреты его прославленных предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик, имевшая немалую власть. В захоронения обычно помещали сосуды, по-видимому с едой и напитками, предназначенные для питания усопшего на его пути в загробный мир. В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас в Копане. Правители и их ближайшие родственники занимались исключительно государственными делами - организовывали и возглавляли военные набеги против соседних городов-государств, устраивали пышные празднества, принимали участие в ритуалах. Члены царской семьи становились также писцами, жрецами, прорицателями, художниками, скульпторами и архитекторами. Так, в Доме Бакабов в Копане проживали писцы высшего ранга. За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы. Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального двора, где производились совместные работы. Землевладение носило общинный характер. В поздний классический период (650-950) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек. В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений. К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье - области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.







Майяская игра в мяч. Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н.э. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп. Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания. Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть.
Последние города майя. Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950-1500), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. 900, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов "чи" ("рот") и "ица" ("стена"), но его архитектура в т.н. стиле Пуук нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200-1450) Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты - например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.





Календарь древних майя. В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления - т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием "тун", разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени - 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.
Майяские обычаи и социальная организация. Обряд кровопускания.
На семьи правителей возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств - будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.
Социальная организация. Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом - простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи. Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.



Письмо и изобразительное искусство. Испанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524-1579), прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов. Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались "гармошкой" под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок. Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар. Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета. Лучше всего стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики. Здесь изображены приготовления к битве, сама битва и воины с длинными копьями, сражающиеся бок о бок, принесение пленников в жертву и праздничный ритуальный танец.

Среда обитания.

В течение I – начале II тысячелетиян.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса .

Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи.

Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную – реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.

Ранние представления о древних майя.

Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями.

По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, – исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.

Периодизация истории майя.

В архаический (2000–1500 до н.э.) и в ранний формативный периоды (1500–1000 до н.э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000–400 до н.э.) – первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти.

Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. – 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения – стилоботы, пирамиды , площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль.

В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики – изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности.

В последующий ранний классический период (250–600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, – 292 н.э., что в соответствии с т.н. «долгим счетом майя» выражается цифрами 8.12.14.8.5.

Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии.

В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Обнаруженное в «Храме надписей» захоронение Пакаля, правителя Паленке, дало много ценных сведений о практике почитания царских предков. Надпись на крышке саркофага гласит, что Пакаль родился (по нашему летосчислению), в 603 и умер в 683. Усопшего украшали нефритовое ожерелье, массивные серьги (знак военной доблести), браслеты, мозаичная маска, сложенная более чем из 200 кусочков нефрита. Пакаль был захоронен в каменном саркофаге, на котором были высечены имена и портреты его прославленных предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик, имевшая немалую власть. В захоронения обычно помещали сосуды, по-видимому с едой и напитками, предназначенные для питания усопшего на его пути в загробный мир.

В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас в Копане. Правители и их ближайшие родственники занимались исключительно государственными делами – организовывали и возглавляли военные набеги против соседних городов-государств, устраивали пышные празднества, принимали участие в ритуалах. Члены царской семьи становились также писцами, жрецами, прорицателями, художниками, скульпторами и архитекторами. Так, в Доме Бакабов в Копане проживали писцы высшего ранга.

За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы. Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального двора, где производились совместные работы. Землевладение носило общинный характер.

В поздний классический период (650–950) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек.

В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений.

К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье – области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.


Майяская игра в мяч.

Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н.э. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости – она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп.

Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания.

Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть.

Последние города майя.

Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950–1500), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. 900, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов «чи» («рот») и «ица» («стена»), но его архитектура в т.н. стиле Пуук нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200–1450) Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями.

В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты – например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.


Календарь древних майя.

В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления – т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием «тун», разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени – 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.

Майяские обычаи и социальная организация.

Обряд кровопускания.

На семьи правителей возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств – будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий.

Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.

Социальная организация.

Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом – простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи.

Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.

Письмо и изобразительное искусство.

Испанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524–1579), прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов.

Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались «гармошкой» под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок.

Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар.

Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета. Лучше всего стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики. Здесь изображены приготовления к битве, сама битва и воины с длинными копьями, сражающиеся бок о бок, принесение пленников в жертву и праздничный ритуальный танец.


Религиозные верования.

В пантеоне майя были представлены боги земли, дождя, ветра, молнии и прочих природных сил и явлений. С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки, четыре бога дождя. Их необходимо было задабривать, чтобы они не наслали ливень и град. В религии майя не присутствовало христианских концепций греха, наказания и искупления – она была предназначена поддерживать равновесие природных стихий и обеспечивать плодородие земли. Даже в 20 в. на севере Юкатана практикуется религиозный обряд Ча Чак с целью задобрить богов и вызвать дождь при засухе.

История цивилизации майя полна загадок. Одна из них - причина внезапного исчезновения этого древнего народа, достигшего удивительно высокого уровня развития культуры.

Происхождение и территория обитания

Майя, одна из цивилизаций Мезоамерики, начала формироваться примерно в 2000 г. до н. э. Она сложилась на территории мексиканских штатов Юкатан и Табаско, стран Гватемалы и Белиз, Гондураса и Сальвадора. Местность, на которой жили эти древние племена, делится на три климатические зоны: каменистую и засушливую горную территорию, тропическую сельву и районы с богатой фауной.

По поводу происхождения народа, как и о том, куда пропали майя, существует несколько теорий. Есть версия о том, что они пришли из Азии, и даже фантастическое предположение, что это потомки жителей мифической Атлантиды. Еще одна теория утверждает, что они выходцы из Палестины. В доказательство приводят тот факт, что многие элементы схожи с христианскими (идея прихода Мессии, символ креста). Кроме того, народа очень походит на египетскую, и это наводит на мысль, что он каким-то образом связан и с Древним Египтом.

Индейцы майя: история великой цивилизации

Исследователям повезло - сохранилось немало источников, по которым можно составить картину жизни этого древнего народа. Его историю делят на несколько больших периодов.

В доклассическую эпоху индейцы представляли собой небольшие племена, добывающие пропитание охотой и собирательством. Около 1000 г. до н. э. появляется множество мелких поселений земледельцев. Эль-Мирадор - один из первых городов майя, известный сейчас своим огромным пирамидальным комплексом высотой в 72 метра. Это была крупнейшая метрополия доклассического периода.

Следующая эпоха (400 г. до н. э. - 250 г. н. э.) характеризуется большими изменениями в жизни индейцев. Происходит бурный рост городов, возводятся монументальные архитектурные комплексы.

250-600 гг. н. э. - время классической эпохи развития народа Мезоамерики. В этот период сложились соперничающие друг с другом города-государства. Их архитектура была представлена пышными архитектурными сооружениями. Обычно здания располагались вокруг прямоугольной центральной площади и украшались масками богов и мифологических персонажей, вырезанными в камне. История племени майя говорит, что особенностью их поселений было наличие в центре городов пирамид высотой до 15 метров.

К концу классического периода население низменных областей Гватемалы достигло внушительной численности в 3 миллиона человек.

Поздний классический период - время наивысшего расцвета культуры древнего народа Мезоамерики. Тогда были основаны великие города - Ушмаль, Чичен-Ица и Коба. Численность населения каждого из них составляла от 10 до 25 тысяч человек. История племени майя не может не удивлять - в это же время в средневековой Европе не было таких крупных поселений.

Занятия и ремесла майя

Основными занятиями индейцев были земледелие (подсечно-огневое и ирригационное), пчеловодство и ремесло. Выращивали маис (основная культура), фасоль, томаты, тыкву, различные виды перца, табак, хлопок, батат и разнообразные приправы. Важной культурой было какао.

Занимались майя и выращиванием фруктов. Сейчас сложно сказать, какие из плодовых деревьев были культурными. Жители использовали в пищу папайю, авокадо, рамон, чикосапоте, нансе, мараньон.

Несмотря на высокий уровень развития, майя никогда не прекращали заниматься собирательством. Листья пальм использовались как материал для кровли крыш и сырье для плетения корзин, собранную смолу применяли как благовоние, а из коросо готовили муку.

Охота и рыболовство тоже входили в число основных занятий индейцев.

Из археологических исследований ясно, что на Юкатане и в Гватемале жили искусные ремесленники: оружейники, ткачи, ювелиры, скульпторы и зодчие.

Архитектура

Майя известны своими величественными постройками: пирамидальными комплексами и дворцами правителей. Кроме того, они создавали прекрасные скульптуры и барельефы, основными мотивами которых были антропоморфные божества.

Жертвоприношения

Среди сохранившихся до наших дней построек основную часть занимают здания религиозного характера. Этот факт и другие источники позволяют сделать вывод, что религия занимала в жизни майя центральное место. Они известны своими обрядами кровопускания и человеческими жертвами, приносимыми богам. Самыми жестокими из обрядов было закапывание жертвы заживо, а также вспарывание живота и вырывание сердца из тела еще живого человека. В жертву приносились не только пленники, но и соплеменники.

Тайна исчезновения народа

Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. Известно, что к IX веку южные территории проживания индейцев стали пустеть. По какой-то причине жители стали покидать города. Вскоре этот процесс распространился и на центральный Юкатан. Куда пропали майя и по какой причине они оставили насиженные места? На этот вопрос пока нет ответа. Есть гипотезы, которые пытаются объяснить внезапное исчезновение одного из народов Мезоамерики. Исследователи называют следующие причины: вражеские нашествия, кровопролитные восстания, эпидемии и экологическая катастрофа. Возможно, майя нарушили баланс между природой и человеком. Быстрорастущее население окончательно истощило природные ресурсы и стало испытывать серьезные проблемы с нехваткой плодородных почв и питьевой водой.

Последняя гипотеза об упадке цивилизации майя предполагает, что это произошло из-за сильной засухи, которая и привела к опустошению городов.

Ни одна из этих теорий не получила серьезного подтверждения, и вопрос о том, куда пропали майя, до сих пор остается открытым.

Современные майя

Древний народ Мезоамерики не исчез бесследно. Он сохранился в своих потомках - современных индейцах майя. Они продолжают жить на родине своих знаменитых предков - в Гватемале и Мексике, сохранив язык, обычаи и образ жизни.

Немногим раньше по времени, по соседству с ацтеками (на территории нынешних Юкатана-Гватемалы-Сальвадора-Гондраса) существовала более обширная цивилизация индейцев майя.

Цивилизация Майя

Майя - группа индейских народов, родственных по языку. Откуда взялись эти народы? Как они появились в джунглях Центральной Америки? Точного ответа на эти и другие вопросы не существует. На сегодняшний день одна из основных точек зрения по этому вопросу состоит в том, что Америка была заселена из Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т.е. приблизительно 30 тысяч лет назад.

Майя – одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. Это «культура-загадка», «культура-феномен» полная противоречий и парадоксов. Она породила огромное количество вопросов, но не на все есть ответы. Майя, живя практически в каменном веке (не знали металлов до X века н.э., колесных повозок, плуга, вьючных и тягловых животных), создали точный солнечный календарь, сложнейшую иероглифическую письменность, использовали понятие нуля раньше арабов и индусов, предсказывали солнечные и лунные затмения, вычислили движения Венеры с ошибкой лишь на 14 секунд в год, достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и производстве керамики. Поклонялись своим богам и в то же время подчинялись царям и жрецам, строили под их руководством храмы и дворцы, совершали ритуальные обряды, приносили себя в жертву, воевали с соседями.

Майя создали необыкновенные сами по себе города, построенные только на мускульной силе. И почему-то, почти все города классического периода несут на себе следы насильственного разрушения. В настоящее время известно более 200 развалин древних городов. Полный список известных городов майя .

Вдревности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В связи с этим, характеристики их культур были сходными, физические черты совпадали, и говорили они на языках, относящихся к одной лингвистической ветви. При изучении цивилизации майя, выделяют несколько периодов. Их названия и хронология таковы:
- ранний доклассический (около 2000 – 900 годы до н.э.)
- средний доклассический (900 – 400 годы до н.э.)
- поздний доклассический (400 год до н.э. – 250 год н.э.)
- ранний классический (250 – 600 годы н.э.)
- поздний классический (600 – 900 года н.э.)
- постклассический (900 – 1521 годы н.э.)

Эта строгая научная информация, ни в коей мере не объясняет, почему города майя начали приходить в упадок, их населения сокращаться, а междоусобица усиливаться. А вот процессы, окончательно погубившие великую цивилизацию, проходившие в колониальный период, длившийся с 1521-го по 1821 год, совершенно очевидны. Великие гуманисты и христиане - мало того, что завезли грипп, оспу и корь, - огнем и мечом образовывали на американском континенте свои колонии. То, что раньше не шло на пользу майя, – разрозненность и отсутствие единого управляющего центра государства, не пошло на пользу и завоевателям. Каждый город являл собой отдельное воинственное государство, и приходилось прилагать все новые и новые усилия, чтобы захватить территорию.

А города майя строили с большим умением и размахом. Стоит упомянуть Ламанай, Кахаль Печ, Эль Мирадор, Калакмуль, Тикаль, Чичен-Ицу, Ушмаль, Копан. Некоторые из этих городов существовали более тысячелетия. Развалины каждого из них - подарок археологам, историкам и туристам.

Большой интерес вызывают представления угасшей цивилизации о времени и космосе. Цикличное время майя, связанное с природными и астрономическими явлениями, отображалось в различных календарях. Согласно одному из предсказаний, очередной (последний) цикл завершится 22 декабря 2012 года. Конец цикла будет ознаменован наводнением, после чего погибнет этот мир, родится новая вселенная и начнется новый цикл… Что ж, у нас есть все шансы убедиться в достоверности предсказаний майя.

В течение I - начале II тысячелетия н.э., народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен, дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.

Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.

В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи, в низменных районах Гватемалы, обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время, появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.), в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор).

Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода, развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время, впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи, майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования, обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь). Начало раннего классического периода, приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н. "долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи, простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории.


Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майянского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26, в Яшчилане, изображена супруга правителя, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи, возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Ритуальная игра в мяч, имела важное значение в религии майя. Практически в каждом крупном поселении майя была одна или более подобная площадка. Она представляет собой, как правило, небольшое прямоугольное поле, по бокам которого расположены пирамидальные платформы, с которых жрецы наблюдали за отправлением ритуала. Между тем существовал культ игры. В "Пополь-Вух", бесценном своде мифов майя, игра в мяч упоминается, как игра богов: в ней состязались божества смерти Болон Тику (или как их называют в тексте Владыки Шибальбы, т.е. преисподней) и два брата полубога Хун - Ахпу и Шбаланке. Таким образом, игроки инициировали на сцене один из эпизодов борьбы между добром и злом, светом и тьмой, мужским и женским началом, змеем и ягуаром. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами.

Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950-1500 годы), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 века. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками около 900 года, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов "чи" ("рот") и "ица" ("стена"), но его архитектура в т.н. стиле Пуук, нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200-1450), Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты - например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период, майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.

В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления - т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием "тун", разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени - 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.

На семьи правителей, возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств, будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.

Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале, в 8 веке. На самом верху социальной лестницы, находились правитель и его ближайшие родственники. Далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом - простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках, находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи.

Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.
До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения на счёт исчезновения цивилизации майя - экологическая и неэкологическая гипотезы.

Экологическая гипотеза основана на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком.

Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки - тольтекам. Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха, высказывает геолог Геральд Хауг (Gerald Haug), занимающийся вопросами изменения климата. Также некоторые учёные связывают крах цивилизации майя с концом Теотиуакана в Центральной Мексике. Некоторые учёные полагают, что после того как Теотиуакан был покинут, образовав вакуум власти, имеющий воздействие и на Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге к упадку цивилизации.

В 1517 году, на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы. Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году, колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году, последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании. Так закончилась одна из самых интересных цивилизаций древней Месоамерики.

Города Майя :

Гватемала : Агуатека - Балберта - Гумарках - Дос Пилас - Ишимче - Ишкун - Йашха - Каминальхуйу - Канкуэн - Киригуа – Ла Корона - Мачакила – Мишко Вьехо - Наачтун - Накбе - Наранхо – Пьедрас Неграс - Сакулеу – Сан Бартоло - Сейбаль - Сиваль - Тайясаль – Такалик Абах - Тикаль - Топоште - Уашактун - Эль Бауль - Эль Мирадор - Эль Перу

Мексика : Аканмуль - Акансех - Баламку - Бекан - Бонампак - Ичпич - Йашчилан - Кабах - Калакмуль - Коба - Комалькалько - Кохунлич - Лабна - Майяпан - Мани - Нокучич - Ошкинток - Паленке – Рио Бек - Сайиль - Сакпетен – Санта Роса Штампак - Танках - Тонина - Тулум - Ушмаль - Хайна - Цибильчальтун - Чакмультун - Чакчобен - Чиканна - Чинкультик - Чичен Ица - Чунчукмиль - Шкипче - Шпухиль – Эк Балам - Эдзна

Белиз : Алтун Ха - Караколь - Кахаль Печ - Куэйо - Ламанай - Лубаантун – Ним Ли Пунит - Шунантунич

Гондурас : Копан – Эль Пуэнте

Сальвадор : Сан Андрес - Тасумаль – Хойя де Серен

Когда на полуостров Юкатан, что в Центральной Америке, в начале XVI века прибыли испанские конкистадоры во главе с Эрнандесом де Кордобой, они встретились здесь с легендарными индейцами майя. На тот момент их цивилизация находилась уже в серьёзном упадке и кризисе. Но так было не всегда...

Доклассический и классический период

Считается, что история цивилизации майя началось ещё в третьем тысячелетии до н. э. Традиционно учёные выделяют доклассический, классический и постклассический период её развития.

В доклассическом периоде (то есть примерно до 250 года н. э.) на Юкатане возникают первые города-государства, происходит освоение технологий подсечного земледелия, технологий создания тканей, инструментов, орудий и т. д. В качестве примеров крупных городов доклассического периода стоит назвать Накбе и Эль-Мирадор. Именно в Эль-Мирадоре была обнаружена самая большая пирамида майя. Её высота составляла 72 метра.

Что касается письменности, то она появилась у майя около 700 года до н. э. В целом этот народ имел одну из самых продвинутых систем письма. Майя оставляли надписи повсюду, в том числе на стенах своих строений. Эти надписи помогли впоследствии пролить свет на многие аспекты их жизни.

В классический период цивилизация майя - это множество крупных и оживлённых городов, и в каждом из них правил свой правитель. Культура майя в это время распространилась на весь полуостров Юкатан. Также в это время возникли новые великолепные города - Коба, Чичен-Ица, Ушмаль и т. д.

В эпоху расцвета в майянских городах возводились акрополи - церемониальные комплексы высотой в десятки метров, включающие в себя пирамиды, дворцы и другие объекты. А на самом верху акрополей обязательно строились маленькие квадратные храмы без окон. В некоторых городах существовали ещё и обсерватории - башенки с местами для наблюдения за другими планетами и звёздами.


Города, храмы и крупные посевные участки были соединены между собой дорогами, так называемыми сакбе. Сакбе делали из щебня, гальки и известняка - то есть это были не просто просёлочные дороги, а нечто гораздо более продвинутое и совершенное.

Сферы, в которых майя достигли значительных успехов

Индейцам майя удалось создать поистине уникальную цивилизацию. Они не знали колеса и не умели обрабатывать железо. В производстве оружия эти индейцы тоже не преуспели. На протяжении долгих столетий их образцы оружия не слишком изменились (и, вероятно, это одна из причин, почему европейцы в итоге оказались сильней). Но это не помешало индейцам майя хорошо понимать математику, геометрию и астрономию, строить высокие пирамиды и храмы. Значимым элементом всех строений был «майяский свод» - оригинальное арочное сужение крыши, не встречающееся больше практически нигде.

Древние майя умели делать и сложные гидравлические системы орошения. Благодаря этому на достаточно непростых с точки зрения земледелия почвах они растили полезные сельскохозяйственные культуры.

Медицина у древних майя тоже была развита великолепно. Лечением людей у них занимались прошедшие определённое обучение люди. Местные врачеватели с точностью определяли множество недугов (в том числе астму, туберкулёз, язвы и т. д.) и боролись с ними посредством ингаляций, снадобий, приготовленных из естественных ингредиентов лекарственных средств.

Индейцы майя в подробностях знали человеческую анатомию, и поэтому местные врачи были способны делать сложнейшие операции. Поражённые участки тела или участки, на которых развивалась опухоль, удаляли ножами, раны зашивали иголкой с волосом, а для анестезии использовались вещества с наркотическим эффектом.

В распоряжении майянских врачей были инструменты из вулканического стекла и камней. Кстати, не только медицинские, но и многие другие инструменты и приспособления, майя создавали именно из этих материалов. И некоторые из них, по мнению современных учёных, были даже совершеннее европейских металлических аналогов.


Искусство майя в классический период тоже поражало своей сложностью, изощрённостью и изяществом. Оно нашло своё выражение в барельефах, росписях на стенах, керамических изделиях, скульптурах. Произведения искусства, оставленные майя, отличает тяготение к мифологической тематике, сложные гротескные образы. Ключевые мотивы - антропоморфные божества, змеи и выразительные маски.


Календарь и майянская система счёта

Календарь, созданный майя, достоин отдельного разговора - он был действительно очень замысловатый и длинный. Год, согласно этому календарю, делился на восемнадцать месяцев по двадцать суток. Впрочем, таких понятий, как «начало года» или «конец года», у майя не было - индейцы просто рассчитывали циклы и ритмы движения планет. Время для майя двигалось по кругу, всё повторялось вновь и вновь. В этом удивительно точном календаре содержались ещё и подробные сведения о передвижениях небесных тел.

И ещё один забавный факт, связанный с календарём майя. Однажды учёные на юго-востоке Мексики нашли стелу, оставшуюся от древних индейцев. Согласно надписям на этой стеле, календарь майя заканчивался датой 21 декабря 2012 года. Многие почему-то стали считать эту дату датой конца света. В итоге всё обернулось фарсом - ничего особенного ни 21, ни 22 декабря 2012 года не случилось.


То, что год у майя делился на месяцы по 20 суток, не случайно. Местная система счёта была именно двадцатиричной. При счёте индейцы Центральной Америки (Мезоамерики) издревле использовали пальцы и рук, и ног одновременно. Каждая двадцатка дополнительно делилась на пятёрки, что соответствует числу пальцев.

Для удобства расчётов майя даже ввели обозначение нуля. Его представляли как полую раковину от улитки (этим же символом выражалась и бесконечность). Ноль действительно нужен во многих математических вычислениях, однако, например, в античной Греции эту цифру не использовали - просто не додумались до этого.

Жертвоприношения и другие жестокие обычаи майя

Древние майя действительно весьма активно практиковали человеческие жертвоприношения - это один из наиболее известных фактов об этой индейской цивилизации. В жертву людей приносили поистине варварскими способами, в том числе путём вырывания сердца из грудной клетки и путём захоронения заживо.

Считалось, что человеку, которого выбрали жертвой, оказывали высочайшую честь - он получал статус посланника к божествам. Математики и астрономы делали специальные подсчёты, чтобы узнать, когда наступит наилучшее время для принесения жертвы и кто наилучшим образом подойдёт для этой роли. В связи с этим жертвами нередко становились свои же соплеменники, а не ацтеки и не ольмеки.

В политеистической религии майя боги считались смертными сущностями. И это доказывают изображения богов-детей и богов-стариков, оставленных индейцами. И можно сделать вывод, что жертвоприношения были призваны ещё продлить срок жизни того или иного бога.

А ещё майя верили, что человек должен пройти через тринадцать кругов испытаний, прежде чем попасть в рай. Этот путь считался очень трудным, считалось, что пройти его до конца способны не все души. Однако умершие при родах женщины, воины, погибшие в бою, и ритуальные жертвы попадали, согласно верованиям древних майя, к богам сразу, минуя все круги.

Также считалось, что в лучшем мире без лишних испытаний оказывались и те, кто проигрывал в своеобразной игре в мяч. Эта спортивная игра представляла собой смесь регби, футбола и баскетбола. Играли в неё мужчины в шлемах и в защите на локтях и коленях. Цель игры была предельно проста - необходимо было забросить каучуковый мячик в обруч, расположенный на шестиметровой высоте. К мячу можно было прикасаться только плечами, бёдрами и ступнями. Всю команду проигравших или нескольких её членов по завершении игры умерщвляли.


Постклассический период

Примерно в 850 году н. э. майя начали покидать свои величественные города, один за другим, и причины этого явления по-прежнему не ясны. Сложные постройки и системы водоснабжения стали приходить в негодность. Через какое-то время майя в принципе перестали строить новые высокие здания, проводить торжественные церемонии и заниматься астрономией.

Меньше чем за два века величие цивилизации в значительной степени сошло на нет. Остались отдельные процветающие населённые пункты, но уже никогда майя не суждено было вернуть своё былое величие. Так цивизилизация вступила в свой постклассический период (987 год - конец XVI века). Это время ознаменовалось принятием новых суровых законов, новыми стилями в искусстве, перемешиванием культур, междоусобными войнами и в конце концов прибытием конкистадоров.

Причины упадка цивилизации

О причинах того, почему цивилизация майя так быстро деградировала, по-прежнему спорят исследователи. Все гипотезы насчёт фактического исчезновения цивилизации майя делятся на две группы - экологические и неэкологические.

Экологические гипотезы основаны на следующем посыле: майя нарушили на баланс с той природной средой, в которой они обитали. То есть стремительно растущее население столкнулось с нехваткой качественных почв, годящихся для земледелия, а также с засухой и дефицитом питьевой воды.

Есть учёные, которые весьма активно отстаивают версию о страшной засухе, вынудившей майя уйти из городов (в частности, геолог Геральд Хауг). А в начале 2012 года учёные из Университета Саутгемптона опубликовали итоги своих скрупулёзных исследований, которые тоже подтверждают эту версию. Согласно этим исследованиям нехватка пресной воды на Юкатане могла стать ощутимым при понижении уровня осадков на 40 процентов (и такое понижение, вероятно, имело место между 810 и 950 годами н. э.). Данная аномалия привела к тому, что питьевой воды стало не хватать, привычный образ жизни майя стал рушиться и они в массовом порядке покинули свои города.


Неэкологические гипотезы - это гипотезы о междоусобных войнах, завоеваниях другими племенами индейцев, эпидемиях, неких социальных катастрофах. И, например, версию о завоевании майя подтверждают некоторые археологические находки на Юкатане. Если говорить конкретней, в поселениях майя были найдены артефакты, принадлежавшие тольтекам - другому народу Мезоамерики. Как бы там ни было, когда в 1517 году испанцы прибыли на Юкатан, индейцы майя уже жили преимущественно в сельскохозяйственных общинах.


Конкистадоры приплыли с недобрыми намерениями, да ещё и вдобавок ко всему завезли со Старого Света в Америку болезни, которые до этого были не известны майя (к примеру, оспу и корь). И в итоге к концу XVII века майя потерпели полное поражение - последний свободный майянский город Тайясаль пал в 1697 году.

Документальный фильм от History Channel «Загадки майя. Тайны древности».



Похожие публикации