Как проводится служебная проверка в мвд. Образец приказа о служебном расследовании в отношении работника. Базовые задачи расследования

Главной целью реализации внутреннего служебного расследования в организации становится потребность в наложении на сотрудника при доказательстве его вины. Также расследование позволит защитить компанию от разбирательства в суде при .

По итогам проведения процедуры все действия должны быть зафиксированы документально.

Когда оно проводится?

Служебное расследование необходимо проводить при взимании с наказанного работника материального ущерба. Основной задачей его выполнения становится определение причин появления данного ущерба . Понятие причины даст возможность работодателю организовать профилактические меры по некоторым направлениям, остановить повторное появление схожих ситуаций в дальнейшем.

Расследование является серьезной процедурой, которая не выполняется для доказательства небольших нарушений.

Часто с нарушителем достаточно проведения профилактической беседы. При наличии подозрений нанесения сотрудником крупного материального ущерба или корыстного пользования служебными полномочиями необходимо предпринимать строгие меры.

Также специальная комиссия проводит проверку дисциплинарных нарушений, связанных с уклонением от медосвидетельствования (специалистами некоторых профессий), сдачи экзаменов по охране труда и технике безопасности, прохождением спецобучения в рабочее время, отказом от подписания (если это основная трудовая обязанность специалиста).

На допрос могут вызываться виновные и очевидцы случившегося события. Процедура добровольная, поэтому работники могут в ней не участвовать. Нельзя их принуждать к прохождению проверки на полиграфе или без полученного согласия делать осмотр или обыск.

Регламентация по ТК РФ

По сравнению с расследованием при дорожно-транспортном происшествии, четко определенном в соответствующем положении, в Трудовом кодексе не предусматривается служебное расследование. Но наложение дисциплинарной ответственности на работника может сравниваться с порядком выполнения расследования в организации. На основании ст. 189 ТК России данная процедура регламентируется нормами трудового распорядка в компании, а также специализированной инструкцией или положением.

Время выполнения проверки регламентируется ст. 193 ТК. На основании ч. 3 ст. 247 ТК у специалиста или его представителя есть право на изучение всех материалов расследования и их обжалование при несогласии с итоговым заключением.

Кто принимает участие?

Как правило, служебную проверку осуществляет служба безопасности , а также отдел внутреннего аудита . В компаниях с небольшой численностью этими вопросами может заниматься кадровая служба . Для проведения расследования могут привлекаться и другие специалисты (в том числе бухгалтеры, юристы ).

Обязательно принимает участие в работах начальник сотрудника, в отношении которого проводится проверка. Но для получения объективных результатов он не может входить в специальную комиссию. В результате этого в комиссию могут входить специалисты службы персонала и безопасности, в том числе профкома. В ее составе должно быть не меньше 3 человек . Во главе должен находиться руководитель службы безопасности.

Порядок и сроки проведения

Законодательно для расследования нарушений трудового распорядка отводится 30 дней . Этот период отсчитывается от времени приема решения или выпуска .

Если расследование проводят согласно работника, то завершать его необходимо в течение месяца от дня сдачи документа. В это время не включается длительность нахождения сотрудника в отпуске или его болезнь, период для учета сведений от представительной структуры работников (это время в общей сложности не должно превышать 6 месяцев). После 6 месяцев от даты совершения проступка дисциплинарное взыскание теряет свою силу.

У специалиста запрашивается объяснение в письменной форме, которое он должен составить в течение 2 дней после получения уведомления. При отсутствии ответа составляется акт об отказе от содействия в проверке.

После того, как был выявлен проступок, в течение суток выпускается приказ о внутреннем расследовании с подписью руководителя. Одновременно назначается комиссия, в состав которой должно входить не меньше 3-х незаинтересованных профессиональных работников компании. Они будут составлять протокол проверки.

На заключительном этапе проверочных работ руководителю предоставляется рапорт с указанием полученных результатов:

  • виновных людей и характера нанесенного ущерба;
  • условий и факторов, которые привели к нарушению;
  • рекомендуемых видов наказаний и советов для исключения подобных случаев в будущем.

Подробнее о порядке данной процедуры вы можете узнать из следующего видео:

Составляемые документы

Внутреннее расследование начинается с того, что начальник или любой работник компании выявляет факт проступка, который фиксируется в документах (служебной записке, акте на руководителя фирмы). В соответствии с этим документом назначается данная процедура. Важным является факт проведения и срок получения подобных сведений, иначе выполнение проверки может быть обжаловано в судебном порядке.

Записка должна быть принята к выполнению и зарегистрирована. Со времени, когда на ней ставится дата и номер, фиксируемый в журнале по документообороту, отсчитывается период выполнения проверки.

Также основанием для расследования может стать объяснительная записка, заявление от специалиста, жалоба или претензия потребителя, инвентаризационный акт, аудиторское заключение, обращение граждан с данными о проступке и пр.

Комиссия может потребовать оригиналы или ксерокопии другой документации, которая станет подтверждением правоты или вины работника.

Результаты проверки

В , составленном в соответствии с собранными материалами, должно быть несколько частей:

  • в вводной части содержится факт проступка, время его совершения, срок выполнения проверки и список членов комиссии;
  • описание — включает в себя доказательства;
  • резюме — отражает виновных лиц, факт совершения ими инцидента, наличие ранее неснятых взысканий.

Также к акту прилагаются все необходимые документы, которые использовались в расследовании. Его подписывает вся комиссия, в делопроизводстве акту выдается порядковый номер с датой завершения проверки. Заключение подписывается руководителем и ставится печать.

Все материалы проведенной проверки подшиваются в папку «Дело», делается опись документации.

После этого работодатель должен принять решение о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания. В соответствии с Трудовым кодексом, предусматривается выговор, замечание или увольнение с соответствующими основаниями. Допускается и предупреждение или порицание .

В отражается решение о наложении взыскания с указанием виновных лиц, оснований и типа наказания. За каждое дисциплинарное нарушение делается одно взыскание.

Использование формулировки «утрата доверия» для расторжения служебных отношений в современной Российской Федерации, как уже упоминалась ранее, должно быть обосновано и доказано.

Наличие факта совершения сотрудником ОВД виновного деяния подтверждается, главным образом, в рамках служебной проверки.

Порядок проведения служебной проверки рассматривается в рамках Закона № 342-ФЗ. Кроме того действует Приказ МВД России от 26.03.2013 г. № 161Приказ МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2013 № 28587, ред. от 02.07.2014). (далее - Приказ о служебной проверке).

В Приказе о служебной проверке определяются полномочия должностных лиц МВД, территориальных подразделений ОВД по назначению служебной проверки, указываются возможные основания для проведения служебной проверки, сроки, полномочия участников правовых отношений и порядок оформления результатов.

Несмотря на то, что Приказом вопросы организации и проведения служебных проверок раскрыты подробно и последовательно, при проведении служебных проверок продолжают иметь место многочисленные недостатки. При проверке поступающих на правовую экспертизу материалов Главным управлением МВД России выявлен ряд особенно «популярных» недостатков, таких как:

Принятие решения о проведении служебной проверки не уполномоченным на то руководителем (начальником);

Проведение служебной проверки сотрудником, не получившим соответствующее поручение;

Принятие соответствующим руководителем (начальником) решения о проведении служебной по истечении двух недель с момента получения информации, являющейся основанием для проведения служебной проверки;

Нарушение сроков проведения служебной проверки;

Отсутствие в материалах служебной проверки значительного количества необходимых документов;

Отсутствие в заключении по результатам служебной проверки выводов о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в объяснении сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка;

Отсутствие выводов о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

Отсутствие справки кадрового подразделения с указанием сведений о нахождении сотрудника на службе, а также справки о членстве сотрудника в профсоюзной организации ГУ МВД России.

Отсутствует и единое определение понятия «служебная проверка» в научно-методической литературе и законодательстве.

Е.А. Никоноров определяет служебную проверку как деятельность, осуществляемую уполномоченными должностными лицами в целях своевременного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств происшествия, дисциплинарного проступка, причинения ими материального ущерба.

Н.А. Овчинников утверждает, что служебная проверка - это совокупность осуществляемых уполномоченными на то должностными лицами на основе законодательства, а также ведомственных нормативных правовых, локальных актов организационно-правовых действий, состоящих в выявлении виновных в нарушении законности и служебной дисциплины, а также причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных правонарушений, в том числе и коррупционного характера.

Е. А. Шурупова дает следующее определение: «служебная проверка

Это административно-процессуальная деятельность, осуществляемая уполномоченными должностными лицами в установленном законодательством порядке, по сбору, исследованию и оценке информации, необходимой для законного и объективного разрешения дисциплинарного дела, а также проведения профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка».

Для использования формулировки «утрата доверия» для расторжения служебных отношений сотрудников ОВД, по нашему мнению, служебную проверку следует определить как совокупность организационно-правовых действий в отношении сотрудников ОВД, направленных на выявление наличия виновного деяния, влекущего за собой наступление дисциплинарной ответственности в виде увольнения с использованием формулировки «в связи с утратой доверия».

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника ОВД осуществляется сбор документальных доказательств наличия виновного деяния, даты и времени его совершения, обстоятельств, определяющих степень и характер юридической ответственности сотрудника, факторы, способные оказать влияние на смягчение вины. В рамках проверки устраняются существующие противоречия в собранных доказательствах, определяются роли всех участников правовых отношений, в случае необходимости предлагаются профилактические мероприятия. По итогам служебной проверки в письменной форме готовится заключение и предоставляется руководителю для утверждения в установленном законом порядке.

Процессуальные действия при этом осуществляются, как правило, не субъектом дисциплинарной власти, а по его поручению другими лицами.

Выделяются различные способы установления обстоятельств совершения сотрудником ОВД виновного деяния:

Могут направляться необходимые запросы и поручения для истребования документов, подтверждающих прямо или косвенно совершение проступка, сниматься копии этих документов;

Используются данные оперативного учета и информационных систем МВД России;

Проводится опрос сотрудников, государственных служащих, различных категорий работников МВД России, осведомленных по вопросу граждан;

Осуществляется сбор документальных данных, других материалов, характеристики сотрудника ОВД;

От подозреваемого в совершении виновного деяния сотрудника берется письменное объяснение об обстоятельствах дела. В Законе № 342-ФЗ указывается, что в случае отказа от дачи объяснений составляется соответствующий акт (ст. 51).

Достаточно часто в правоприменительной деятельности возникают случаи необходимости истребования дополнительных объяснений, на получение которых должностные лица, осуществляющие дисциплинарное разбирательство, получают отказ. В данной связи С.А. Калужный отмечает, что в термин «объяснения» законодатель вложил определенный количественный критерий, заключающийся в обязанности нарушителя представить в случае необходимости неоднократные объяснения как по всем обстоятельствам дисциплинарного проступка в целом, так и по каждому из этих обстоятельств в отдельности, при этом неоднократно на протяжении всего дисциплинарного процесса, если такая потребность возникнет в связи с всесторонним и глубоким выяснением обстоятельств дисциплинарного проступка. Представляется, что отказ от дачи дополнительных объяснений также должен быть зафиксирован в акте.

Невыполнение обязанности по истребованию объяснений у нарушителя влечет признание юрисдикционного акта о наложении дисциплинарного взыскания незаконным и, соответственно, подлежащим отмене.

Согласно требованию Приказа о служебной проверке её результаты оформляются в виде заключения, состоящего из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. Заключение должно быть согласовано с кадровым и правовым подразделениями ОВД.

Сотрудники, участвовавшие в проведении служебной проверки, не имеют право разглашать информацию, полученную в ходе своего участия.

В существующем порядке проведения служебной проверки есть один существенный недостаток - сотрудник ОВД имеет право обратиться в суд только после проведения служебной проверки, что может ограничивать его возможности по доказательству собственной невиновности, мешает возможности эффективно работать. Ограничение срока проведения служебной проверки (не более 1 месяца) позволяет уменьшить воздействие данного недостатка на трудовую деятельность сотрудника ОВД.

Схема процесса служебной проверки сотрудников ОВД представлена на рис. 6.

Для повышения эффективности служебной проверки сотрудников ОВД можно предложить:

1. Позволить сотруднику обращаться в суд после составления резолюции о проведении служебной проверки, что позволит защитить права сотрудников ОВД и повысит эффективность служебных проверок, сократив их число за счет выявления доказательств невиновности сотрудника до начала проверки.

2. Ввести в Приказ о служебной проверке пункт о необходимости определения степени вины руководства сотрудника на предмет причастности или наличия нереализованных возможностей пресечения виновного деяния подчиненного.

3. Включить в качестве последнего этапа служебной проверки - «подведение итогов служебной проверки, определение возможностей недопущения подобной ситуации».

Рис. 6.

коррупция процессуальный доверие увольнение

Наличие эффективной правовой базы служебных проверок в ОВД позволит значительно сократить возникновение ошибок и нарушение прав сотрудников. Проведение служебной проверки в отношении сотрудников ОВД должно осуществляться с учетом принципа презумпции невиновности.

Юридическое доверие должно быть основано на презумпции невиновности: сотрудник ОВД не может быть уволен по причине «утраты доверия» без наличия достаточной доказательной базы его правонарушения.

Юридическое доверие в отношении участников правовых отношений должно быть по умолчанию, но при этом обязательно наличие доказательной базы для подтверждения обоснованности недоверия.

Типология доверия в юридическом смысле носит многовариантный характер. В основании одних типов доверия в среде участников правовых отношений преобладают внутренние структурообразующие факторы, другие конструируются под воздействием внешних факторов.

Юридическая ответственность является следствием неправомерного поступка со стороны объекта ответственности и выражается обязанностью виновного лица подвергнуться адекватным мерам государственного воздействия, получить определенные законом отрицательные последствия своего поступка.

Ну так значит, и бояться служебных проверок сотруднику полиции не следует, правильно?

Раз она не имеет решающего значения.

Странная у Вас логика. Любое разбирательство по факту (или отсутствия факта) правонарушения практически всегда неприятно, для любого его участника.

Цель служебной проверки - установить фактические обстоятельства деяния и дать им юридическую оценку. Если оное является дисциплинарным проступком - следует дисциплинарное наказание. Ежели в оном усматриваются признаки административного проступка или преступления - материалы передаются в орган соответствующей подведомственности или подследственности. При этом административное производство или уголовное дело, как я уже говорил, могут быть возбуждены независимо от результата служебной проверки.


Актив

Актив


Захотят отодрать то хоть ты трижды прав все равно будешь отодран

Вот,например,как сидят бывшие сотрудники:

Условия мало отличаются от пионерского лагеря времен СССР. Кормёжка 3 раза в день (в пионерлагере был еще полдник, т.е. 4 раза в день). За ворота выходить нельзя. Хотя у нас один пионер ночью сбежал из лагеря в лес в 1984г; вожатая там рыдала весь день.


Цель служебной проверки - установить фактические обстоятельства деяния и дать им юридическую оценку

Так а каким образом устанавливаются фактические обстоятельства деяния? Для этого как минимум необходимо предпринять как минимум некие действия, да?

Нельзя же это сделать,лежа на диване.

Так какие действия предпринимаются для установления обстоятельств?

в данный момент недоступен.

Он будет доступен:


Eder

Eder

Да даже если провинившегося сотрудника полиции посадят по закону, ничего страшного с ним/ней не произойдет.

А Вы полагаете, что с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, должно происходить что-то более страшное, чем изоляция от общества и правовые последствия в виде судимости???

К тому же, не очень понятна связь между результатом служебной проверки (дисциплинарная ответственность) и "посадкой" (уголовная ответственность).

Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс

Приказ МВД России от 26.03.2013 N 161 (ред. от 20.04.2015) "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2013 N 28587)

в данный момент недоступен.

Он будет доступен:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

И что именно Вас смущает??? Не желаете дожидаться указанного времени для "халявного" ознакомления - юзайте поиск. Реквизиты приказа указаны. Либо на странице, которую Вы частично копировали, оформите "халявный" заказ, который в течении пяти минут придёт на электронную почту.

Дата публикации: 16.01.2017 09:22:00

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФЕЛЬДЪЕГЕРСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 июля 2014 г. № 270
(в редакции приказа ГФС России от 18 ноября 2016 г. № 348)

Об особенностях применения в системе ГФС России приказа МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации»

В целях реализации статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7020; 2012, № 50, ст. 6954; 2013, № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014, № 49, ст. 6928, № 52, ст. 7542; 2015, № 7, ст. 1022, № 29, ст. 4356, № 49, ст. 5639; 2016, № 27, ст. 4160, ст. 4233, ст. 4238) и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 15, ст. 1726; 2015, № 4, ст. 641) приказываю:

1. При проведении служебных проверок в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ГФС России, применять приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 мая 2013 г., регистрационный № 28587) * с учетом особенностей, установленных настоящим приказом.

* С изменениями, внесенными приказами МВД России от 2 июля 2014 г. № 559 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» (зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2014 г., регистрационный № 33441), от 20 апреля 2015 г. № 447 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» (зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2015 г., регистрационный № 37310), от 22 сентября 2015 г. № 903 «О внесении изменений в Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161» (зарегистрирован в Минюсте России 22 октября 2015 г., регистрационный № 39418).

2. Утвердить прилагаемые особенности применения в системе ГФС России приказа МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ГФС России.

3. Руководителям (начальникам) структурных подразделений центрального аппарата ГФС России и территориальных органов ГФС России организовать изучение настоящего приказа, обеспечив реализацию его требований.

4. Признать утратившим силу приказ ГФС России от 15 сентября 2010 г. № 291 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в отношении лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 октября 2010 г., регистрационный № 18814).

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор
генерал-полковник
В.В. Тихонов

Особенности применения
в системе ГФС России приказа МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации»

I. Общие положения

1. Служебная проверка в системе ГФС России проводится:

1.1. При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел, прикомандированного к ГФС России (далее - сотрудник), дисциплинарного проступка.

1.2. Для подтверждения наличия или отсутствия следующих обстоятельств:

признание сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

осуждение сотрудника за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

прекращение в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел;

близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

выход из гражданства Российской Федерации;

приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу.

1.3. По заявлению сотрудника.

2. Служебная проверка проводится по решению руководства ГФС России, начальников подразделений центрального аппарата, начальников территориальных органов ГФС России (кроме начальников территориальных органов ГФС России, расположенных в г. Москве) и их заместителей, а также лиц, исполняющих обязанности по указанным должностям.

3. При проведении служебной проверки лица, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

4. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

вины сотрудника;

причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

5. Запрещается разглашать сведения личного характера, выявленные или ставшие известными лицу, проводившему служебную проверку.

6. В случае обнаружения в действиях сотрудника признаков состава преступления заключение и материалы служебной проверки направляются в органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

7. Результаты служебной проверки оформляются в виде письменного заключения и докладываются лицу, назначившему ее проведение.

II. Права и обязанности участников служебной проверки

8. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку:

8.1. Имеет право:

предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, давать объяснения в письменной форме на имя должностного лица, назначившего служебную проверку (рекомендуемый образец объяснения - приложение № 1), а также сообщать иную информацию по существу вопросов служебной проверки;

предлагать сотрудникам, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения;

выезжать на место совершения дисциплинарного проступка;

вносить соответствующим руководителям (начальникам) предложения о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей;

истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, от подразделений центрального аппарата или территориального органа ГФС России, направлять запросы в иные организации;

изымать в установленном порядке служебные документы, относящиеся к предмету проверки, на основании акта (рекомендуемый образец акта - приложение № 2), подписанного комиссией в составе не менее трех человек;

знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и, в случае необходимости, приобщать их копии к материалам служебной проверки;

ходатайствовать о проведении исследования, инвентаризации или ревизии;

ходатайствовать о привлечении должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

8.2. Обязан:

соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в служебной проверке;

обеспечивать сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения;

разъяснять заявителям и лицам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечивать условия для их реализации;

своевременно докладывать руководителю (начальнику), назначившему служебную проверку, поступившие заявления и ходатайства и проинформировать заинтересованных лиц об их разрешении;

документально подтвердить время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности нарушителя, как отягчающие, так и смягчающие его вину;

изучить личное дело лица, в отношении которого проводится служебная проверка;

осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;

изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о ранее совершенных им дисциплинарных проступках;

предложить сотруднику дать объяснение по существу вопроса (при необходимости изложить вопросы в письменном виде), а в случае отказа от дачи письменных объяснений в установленном порядке составить соответствующий акт (рекомендуемый образец акта - приложение № 3), подписанный комиссией в составе не менее трех человек;

опросить очевидцев дисциплинарного проступка;

использовать результаты мониторинга социально-психологического климата в служебном коллективе;

немедленно доложить назначившему служебную проверку должностному лицу о выявленных нарушениях служебной дисциплины и законности, требующих незамедлительного пресечения;

предложить проведение профилактических мероприятий;

подготовить по результатам служебной проверки заключение и представить его в установленный срок на утверждение руководителю (начальнику), назначившему проведение служебной проверки;

по желанию сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, ознакомить его с утвержденным заключением служебной проверки.

9. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка:

9.1. Имеет право:

представлять заявления, ходатайства и иные документы;

обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю (начальнику), принявшему решение о проведении служебной проверки;

ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).

9.2. Обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя.

III. Порядок проведения служебной проверки

10. Основанием для проведения служебной проверки является наличие данных, указывающих на нарушение сотрудником установленного порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей и осуществлении имеющихся у него правомочий в ходе служебной деятельности, а также происшествия с его участием.

11. Поводом для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке руководителю (начальнику), имеющему право назначения служебной проверки, информация о дисциплинарном проступке сотрудника, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, рапортах сотрудников, заявлениях государственных гражданских служащих, рабочих, служащих, а также публикациях средств массовой информации.

12. Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа при проведении служебной проверки комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать:

причину и основания для ее назначения;

сроки проведения;

состав комиссии по проведению служебной проверки;

должностное лицо, на которое возлагается контроль за проведением служебной проверки.

13. В комиссию, в случае комиссионного проведения служебной проверки, включаются сотрудники подразделений, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председателем комиссии назначается сотрудник подразделения, к компетенции которого относится рассматриваемый вопрос.

14. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю (начальнику), принявшему решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки продлевается на десять дней.

15. Служебная проверка должна быть назначена не позднее двух недель со дня, когда руководителю (начальнику), имеющему право назначения служебной проверки, стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка.

16. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению директора ГФС России (лица, исполняющего его обязанности) или руководителя (начальника), назначившего служебную проверку, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

17. В случае, если последний день служебной проверки приходится на нерабочий день, то днем окончания проведения служебной проверки считается следующий за ним рабочий день.

IV. Оформление результатов служебной проверки

18. Результаты служебной проверки представляются руководителю (начальнику), принявшему решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем (начальником), принявшим решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

19. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

20. Во вводной части указываются:

должность, специальное звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии);

должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, и лиц, чья вина установлена в ходе ее проведения, а также год рождения, образование, время службы в федеральной фельдъегерской связи и в занимаемой должности.

21. В описательной части указываются:

основания проведения служебной проверки;

факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

сущность совершенного дисциплинарного проступка, его последствия и другие существенные обстоятельства;

материалы, подтверждающие или исключающие вину сотрудника;

обстоятельства, смягчающие или отягчающие его ответственность (в том числе количество поощрений, взысканий, наличие (отсутствие) неснятых дисциплинарных взысканий);

иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

22. Резолютивная часть должна содержать:

заключение о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в совершении дисциплинарного проступка;

выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарного проступка;

выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7020; 2012, № 50, ст. 6954; 2013, № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014, № 49, ст. 6928; № 52, ст. 7542; 2015, № 7, ст. 1022; № 29, ст. 4356; № 41, ст. 5639; 2016, № 27, ст. 4160, ст. 4233, ст. 4238);

предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания, иных мер воздействия, а также, при необходимости, предложения о передаче материалов в органы прокуратуры для принятия процессуального решения в установленном законом порядке;

предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины;

23. Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем (начальником), принявшим решение о проведении служебной проверки.

24. При наличии в заключении служебной проверки вывода о необходимости увольнения сотрудника из органов федеральной фельдъегерской связи оно согласовывается с правовым подразделением ГФС России или управления ГФС России по федеральному округу, регионального управления ГФС России (в территориальных органах ГФС России).

25. Копия заключения служебной проверки приобщается к материалам личного дела сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Приложение № 1






_____(наименование должности, специальное звание, _____
________ фамилия и инициалы должностного лица, _______
__________назначившего служебную проверку ___________
_________________(в дательном падеже) ________________

Объяснение

«___» __________ 20 ____ г. г. _________
Я, ___________________(фамилия, имя, отчество) ____________________________
Дата рождения __________________________________________________________
Место рождения _________________________________________________________
Место службы и номер служебного телефона _______________________________

Специальное звание сотрудника __________________________________________
Должность сотрудника __________________________________________
________________________________________________________________________
По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее:
_____(содержание вопросов, ответы на вопросы, текст пояснения) _____
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Объяснение написано собственноручно (объяснение с моих слов записано верно, мною прочитано) (исполняется лицом собственноручно).
__ _(подпись) _ _(фамилия и инициалы) _
«__» ________ 20___ г.
Объяснение получил:
_(должность, место службы, специальное звание) _ _(подпись) _ _(фамилия и инициалы) _
«__» ________ 20___ г.

Приложение № 2
к особенностям применения в системе ГФС
России приказа МВД России от 26 марта 2013 г.
№ 161 «Об утверждении Порядка проведения
служебной проверки в органах, организациях и
подразделениях Министерства внутренних дел
Российской Федерации», утвержденным приказом
ГФС России от 30 июля 2014 г. № 270

__
сегодня ___(время) __ в__
в присутствии _(должность, место службы, специальное звание, фамилия, инициалы) _
составил акт изъятия ___________________________________________________
___________________(указываются изымаемые документы) ___________________
Составлен в двух экземплярах.
1-й экземпляр передан должностному лицу, ответственному за хранение служебных документов.
_(должность, место службы, специальное звание) _ _(подпись) _ _(фамилия и инициалы) _
2-й экземпляр приобщен к материалам служебной проверки, хранится в ________________ (место хранения изъятых документов) ________________
Член Комиссии, ответственный за их хранение:
_(должность, место службы, специальное звание) _ _(подпись) _ _(фамилия и инициалы) _
_(должность, место службы, специальное звание) _ _(подпись) _ _(фамилия и инициалы) _
_(должность, место службы, специальное звание) _ _(подпись) _ _(фамилия и инициалы) _
Настоящий акт составил
_(должность, место службы, специальное звание) _ _(подпись) _ _(фамилия и инициалы) _
«__» ________ 20___ г.

Приложение № 3
к особенностям применения в системе ГФС
России приказа МВД России от 26 марта 2013 г.
№ 161 «Об утверждении Порядка проведения
служебной проверки в органах, организациях и
подразделениях Министерства внутренних дел
Российской Федерации», утвержденным приказом
ГФС России от 30 июля 2014 г. № 270

г. _________ «___» __________ 20 ____ г.

_(должность, место службы, специальное звание, фамилия, имя, отчество)) _
составил настоящий акт о нижеследующем:
сегодня ___(время) __ в_(место, в том числе номер служебного кабинета) _
в присутствии _(должность, место службы, специальное звание, фамилия, имя, отчество) _
____(должность, место службы, специальное звание, фамилия, фамилия, имя, отчество) ____
отказался от дачи письменного объяснения по существу поставленных вопросов.
Свой отказ от письменных объяснений __(фамилия, инициалы) __
мотивировал следующим: __(в произвольной форме изложить причины отказа от дачи объяснений) __
Содержание данного акта подтверждают следующие должностные лица:
_(должность, место службы, специальное звание) _ _(подпись) _ _(фамилия и инициалы) _
_(должность, место службы, специальное звание) _ _(подпись) _ _(фамилия и инициалы) _
_(должность, место службы, специальное звание) _ _(подпись) _ _(фамилия и инициалы) _
Настоящий акт составил
_(должность, место службы, специальное звание) _ _(подпись) _ _(фамилия и инициалы) _
«__» ________ 20___ г.

Служебная проверка в органах и подразделениях МВД представляет собой деятельность, осуществляемую в рамках дисциплинарного производства уполномоченными должностными лицами. Она направлена на своевременный, всесторонний, полный и объективный сбор и исследование материалов по факту дисциплинарного нарушения или неисполнения функциональных обязанностей служащих. Порядок проведения служебных проверок в МВД определен в Приказе Министерства от 2013 г. № 161. Рассмотрим кратко его содержание.

Общие положения

161 Приказ МВД "О проведении служебных проверок" распространяется на подразделения центрального аппарата, территориальные органы, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные, санаторно-курортные организации, окружные управления материально-технического обеспечения, прочие подразделения и организации, созданные для выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на ОВД РФ. Установленный в документе порядок обязателен для соблюдения государственными гражданскими служащими, работниками органов, подразделений, организаций, входящих в систему МВД.

Нормативное регулирование

Проведение служебных проверок в МВД осуществляется в соответствии с Федеральными законами:

  1. "О полиции" (№ 3-ФЗ).
  2. "О службе в ОВД" (№ 342-ФЗ).

Кроме того, указанная деятельность регламентируется Дисциплинарным уставом ОВД, утвержденным 14.10.2012 г. Указом Президента № 13775.

Общие правила

По фактам разглашения служащим ОВД информации, составляющей гостайну, утраты ее носителей, других нарушений установленного режима секретности в подразделениях, организациях и органах МВД проводятся внутренние расследования в порядке, определенном правительственным постановлением № 3-1 от 2004 г.

Проверочные мероприятия проводятся по решению Министра ВД, замминистра, начальника (руководителя) соответствующего подразделения (органа, организации), его заместителя на региональном, окружном, межрегиональном уровне.

Решение об инициации проверки в отношении служащего СБ ОВД выносится Министром, руководителем ГУ СБ, а также начальником соответствующего территориального подразделения МВД по согласованию с руководством ГУСБ.

Ограничения

В ходе в МВД, служащим, ее осуществляющим, запрещается совершать действия, входящие в компетенцию органов предварительного следствия и дознания. Уполномоченные сотрудники не вправе разглашать любые выявленные или ставшие известными сведения, косвенно или прямо относящиеся к работникам, в отношении которых была инициирована процедура.

При обнаружении в действиях проверяемого сотрудника признаков преступления либо административного правонарушения, данная информация должна быть зарегистрирована и проверена в установленном законодательством порядке.

Правила организации процедуры

Основанием для проведения служебной проверки в МВД выступает необходимость установления обстоятельств, причин и характера дисциплинарного проступка, совершенного служащим, подтверждения наличия/отсутствия фактов, предусмотренных в 29 статье ФЗ № 3. Процедура может быть также инициирована по заявлению сотрудника.

Поручение уполномоченному работнику МВД проведение служебной проверки в соответствии с Приказом № 161 осуществляется путем оформления резолюции на свободном месте документа, описывающем основания ее проведения. Допускается составление отдельного акта или использование специального бланка с указанием даты и регистрационного номера документа, к которым он относится.

Сроки

В соответствии со 161 Приказом МВД "О проведении служебных проверок", решение должно быть вынесено в течение двух недель с даты получения соответствующим начальником сведений, являющихся основанием для ее инициации.

В период, отведенный для осуществления проверочных мероприятий, не включается время нетрудоспособности сотрудника, пребывания его в отпуске (командировке), отсутствия его на службе по другим уважительным причинам. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены документально - справкой из кадрового отдела соответствующего органа, подразделения, организации МВД.

Срок проведения служебной проверки не может превышать 1 месяца с даты вынесения соответствующего решения. Если последний день мероприятий выпадает на выходной либо праздник, днем их завершения будет считаться предшествующий рабочий день.

Нюансы

В соответствии с положениями Приказа МВД "О порядке проведения служебных проверок", при выявлении оснований, указанных во 2 части 52 статьи ФЗ № 342, работник, наделенный полномочиями на осуществление проверочных мероприятий, должен подать своему руководителю рапорт об освобождении его от участия в процедуре. В случае невыполнения данного требования полученные результаты будут признаны недействительными. В такой ситуации соответствующие полномочия возлагаются на другого сотрудника МВД. На проведение служебной проверки, в соответствии со 161 Приказом, отводится дополнительно 10 дней.

Особые случаи

Как установлено Приказом МВД РФ "О проведении служебных проверок", инициация процедуры в отношении работника, пребывающего в командировке, производится по решению руководителя подразделения, органа, организации, направившего его.

Если мероприятия осуществляются в отношении нескольких служащих, совершивших дисциплинарные нарушения, при невозможности завершить проверку в установленные законодательством сроки в силу пребывания в отпуске, временной нетрудоспособности, отсутствия на рабочем месте по другим уважительным причинам одного или нескольких из них, собранные в отношении этих лиц материалы могут быть выделены в отдельное производство. Соответствующее решение выносится руководителем, инициировавшим процедуру. Основанием для его принятия служит рапорт сотрудника, проводящего проверку.

При совершении дисциплинарного проступка служащими нескольких подразделений/органов МВД, заместитель Министра, начальника подразделения, организации, территориального органа на региональном, окружном, межрегиональном уровнях, в составе которого имеется отдел, вынесший решение об инициации проверки:

  1. В кратчайший срок извещает вышестоящее руководство о соответствующем факте для принятия постановления о начале служебной проверки.
  2. Информирует начальника подразделения, органа, организации, в которых служат сотрудники, о совершении ими дисциплинарного проступка.

Порядок проведения служебной проверки в МВД

В приказе о назначении проверочных мероприятий должны присутствовать следующие сведения:

  1. Основания проведения процедуры.
  2. Дата назначения.
  3. Состав комиссии.

В составе комиссии должно присутствовать не менее 3-х сотрудников. Они должны обладать необходимым опытом и знаниями. Из числа руководителей структурных подразделений органа МВД назначается председатель комиссии.

Поручение уполномоченному служащему о проведении проверки дается с учетом присвоенного звания и замещаемой должности работника, в отношении которого она инициирована.

Полномочия участников

О них говорится в гл. III Приказа МВД России "О проведении служебных проверок". Уполномоченный сотрудник (председатель, член комиссии) вправе:

  1. Предлагать сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным работникам системы МВД, которые могут располагать какой-либо информацией о фактах, подлежащих установлению, давать письменные объяснения по ним.
  2. Выехать на место на место совершения проступка для установления всех обстоятельств, имеющих значение для проверки.
  3. Вносить предложение о временном отстранении служащего от исполнения обязанностей на период проведения проверочных мероприятий. Оно направляется начальнику органа (подразделения), инициировавшему процедуру.
  4. Истребовать документы и иные материалы, относящиеся к предмету проверки, в установленном порядке, направлять запросы в организации, учреждения, госорганы.
  5. Использовать оперативные учетные данные, информационные При проведении служебных проверок в научно-исследовательских, образовательных учреждениях ОВД уполномоченный сотрудник может также использовать их базы данных.
  6. Знакомиться с содержанием документов, имеющих значение для выполнения проверочных мероприятий. При необходимости сотрудники вправе делать копии этих бумаг для последующего приобщения к материалам проверки.
  7. Ходатайствовать о проведении ревизии либо инвентаризации.
  8. Просить о привлечении специалистов по вопросам, решение которых требует особых научных, технических либо других знаний, консультироваться с ними в рамках проверки.
  9. Использовать технические средства для фиксации фактов совершения проступка в порядке, установленном законодательством.
  10. Вносить соответствующему начальнику (руководителю) предложения об оказании психологической и социальной помощи сотруднику, в отношении которого инициирована проверка.
  11. Предлагать проверяемым работникам давать объяснения с применением методов психофизического исследования.
  12. В случаях, закрепленных 22 пунктом Инструкции о проведении служебных проверок в МВД, докладывать рапортом начальнику о необходимости выделения части собранных материалов в отдельное производство.

Данный перечень не является закрытым. При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств дела он может быть дополнен.

Обязанности уполномоченных лиц

Согласно положениям Приказа МВД "О порядке проведения служебных проверок", председатель, члены комиссии, сотрудники, выполняющие проверочные мероприятия, должны:

  1. Соблюдать свободы и права служащего, в отношении которого инициирована процедура, а также иных граждан, участвующих в ней.
  2. Обеспечивать конфиденциальность сведений и сохранность собранных материалов, не разглашать информацию о результатах мероприятий.
  3. Разъяснять служащим, в отношении которых инициирована проверка, а также заявителям их права, обеспечивать условия их реализации.
  4. Своевременно докладывать соответствующему начальнику о поступивших заявлениях, жалобах, ходатайствах, информировать лиц, их подавших, о факте их разрешения. Результаты рассмотрения прошений сообщаются под расписку лично или направляются заказным письмом по месту проживания указанных лиц.
  5. Документально зафиксировать время и дату совершения проступка, обстоятельства, определяющие характер и степень ответственности служащего.
  6. Провести сбор документов и иных материалов, характеризующих профессиональные и личные качества работника, в отношении которого инициирована проверка.
  7. Исследовать результаты проверочных мероприятий, проводившихся ранее, а также сведения о фактах допущения сотрудником дисциплинарных нарушений.
  8. Предложить работнику, в отношении которого инициирована процедура, дать письменные объяснения по существу вопросов. Если через 2 дня после предложения объяснение не предоставлено или служащий отказался его дать, составляет акт о данном факте. Документ должен быть подписан как минимум тремя сотрудниками, привлеченными к проведению проверки.
  9. Немедленно докладывать начальнику или председателю комиссии о фактах вмешательства в процедуру, давления на лиц, участвующих в ней.
  10. Опросить военнослужащих внутренних подразделений МВД, госслужащих, иных работников МВД, которые могут располагать какой-либо информацией о фактах, подлежащих установлению в процессе проверки.
  11. При необходимости предложить профилактические мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, способствовавших совершению проступка.
  12. В случае выявления фактов совершения сотрудниками органов, организаций, подразделений МВД нарушений при проведении служебных проверок, в соответствии с п. 30.12 161 Приказа, доложить соответствующему руководителю рапортом о необходимости инициации проверки в отношении этих лиц либо об установлении отсутствия/наличия их вины в ходе осуществляемых проверочных мероприятий.
  13. В письменном виде составить заключение и предоставить его для утверждения по установленным правилам. С содержанием данного документа должен быть ознакомлен служащий, в отношении которого проводилась проверка.

Оформление результатов

На основании собранных материалов формируется заключение проверки. В его структуре выделяют вводную, описательную и резолютивную части.

В первом блоке указывают:

  1. Звание, должность, фамилию и инициалы служащего, выполнявшего проверку, либо состав комиссии (с указанием званий, должностей, фамилий и инициалов).
  2. Сведения о проверяемом лице. Здесь указывают должность, звание, Ф. И. О., дату, место рождения, информацию об образовании, стаже работы, количестве взысканий и поощрений, отсутствии/наличии неснятых дисциплинарных санкций.

В описательную часть включают сведения о:

  1. Основаниях проведения проверки.
  2. Объяснения служащего, совершившего проступок.
  3. Факте нарушения.
  4. Обстоятельствах, последствиях допущения проступка.
  5. Наличии/отсутствии обстоятельств, указанных в 29 статье ФЗ № 3.
  6. Фактах, выявленных в процессе проверки.
  7. Отягчающих/смягчающих обстоятельствах.
  8. Прочих фактах, имеющих значение для дела.

Резолютивная часть заключения должна содержать предложение о вменении служащему дисциплинарных или других мер ответственности, выводы об условиях и причинах совершения им проступка, наличии/отсутствии обстоятельств, закрепленных 29 статьей ФЗ № 3, предложение о направлении материалов дела в следственные органы СК РФ, рекомендации по оказанию служащему психологической и социальной помощи.



Похожие публикации