§10. Религия древних египтян. Высшие суды. Суд Осириса Рисунок на папирусе суд осириса

В Египетской мифологии Анубис-Саб считался покровителем умерших и судьей богов (по-египетски "саб" - "судья писался со знаком шакала). Центром его культа был город Каса (греч. Кинопль, "город собаки"). В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых и, согласно "Текстам пирамид", был главным богом в царстве мертвых. Однако постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, и он становится судьей и богом загробного мира. Его земным воплощением был бык Апис, имя которого тоже буквально означает "судья". По верованиям египтян души умерших могли появляться на земле, переселяясь в тела разных животных и даже растений. Человек, которому удавалось оправдаться на суде Осириса, назывался Маа Хэру («правдивый голосом»). Фараоны Хуфу (Хеопс), Рамзес I и Шешонк I носили это звание еще при жизни. "Метод посвящения , к которому они прибегали, заключался в том, чтобы полностью пройти весь обряд суда, описанный в «Книге Мертвых » и «оправдаться» перед жрецами, которые будут изображать богов. Древнеегипетские мифы называют первым «Маа Хэру» Осириса". (9)

Мистерии Исиды, в которых разыгрывалась драматическая история Осириса после смерти, заканчивались описанием суда, который возглавлял уже оправдавшийся Осирис. Первоначально основанием для привлечения умершего к суду служило нарушение не нравственных принципов, а ритуала. Однако, начиная с Первого переходного периода, нравственному аспекту начинает уделяться все больше внимания в заупокойных записях, что свидетелствует о распространении требования соблюдения моральных норм и на загробный мир. Отныне недостаточно было достичь загробных благ только с помощью магических средств - на первый план начали выдвигаться нравственные требования, необходимость доказательства безупречно прожитой жизни. Вот краткое описание загробного суда, на котором оправдательный приговор будет зависеть от результата взвешивания сердца умершего и сравнения его веса с весом пера богини истины Маат, положенного на другую чашу весов: "Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот Чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с "великим богом", т. е. с Ра. Здесь же молча и пассивно присутствует царь преисподней, бог Осирис, и еще 42 сверхъестественных существа. …Вооруженный магическим знанием имен этих демонических существ, подсудимый обезоруживает их, и они не смеют выступить против него. Результат взвешивания записывает бог Тот или Анубис, провозглашающие решение суда - оправдательный приговор, освобождающий умершего от возможной страшной казни - быть окончательно истребленным страшным чудовищем ("пожирательницей"), присутствующим здесь же, рядом с весами". (10)

Царем Справедливости, судьей подземного мира в ведической Индии был Яма. Его представляли огромным, сидящим на буйволе с жезлом в руке. Перед душами грешников, представавших перед ним, Яма являлся в устрашающем виде: "Громыхающий, как туча во время пралайи, черный, как гора сажи, ужасающе сверкая оружием, как молниями, в своей тридцатидвухрукой форме, ростом с три йоджаны, с глазами, подобными колодцам, с зияющим ртом, из которого торчат огромные клыки, с красными глазами и длинным носом". (5)

В Древнем Китае в культе 5 священных гор особым почетом пользовалась гора Тайшань на востоке - на ней находился вход в загробный мир. Божеством-покровителем горы был дух, судья загробного мира. В апокрифических текстах этот дух рассматривался как внук верховного небесного государя, который призывает к себе души умерших. Считалось, что на горе Тайшань хранятся золотые шкатулки с нефритовыми пластинами, на которых записаны сроки жизни людей. В китайском буддизме известно представление о 10 залах подземного судилища (Диюй). В нем умершему назначали одну из 6 форм перерождения. Первые две - в людей, следующие в облике животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся. Кроме того, широко была распространена вера в духа домашнего очага Цзао-Вана или Цзао-шэня, который в ночь последнего дня месяца года, восходил на Небо докладывать о проступках человека. Считалось, что У Цзао шэня была семья и собственные слуги. "У одного из слуг была книга с надписью шань (добро) - для записи добрых дел членов семьи, у второго на книге стояла надпись э (зло), в которой записывались дурные дела".(11) В поздней народной китайской мифологии популярность получает образ Пань-Гуаня ("судья"). Он считается божеством, ведающим судьбами людей. Кроме того, под этим именем известна группа "секретарей" главы загробного мира Янь-вана, ведущих записи в Книге судеб. Пань-гуань часто рассматривался как помощник бога города - Чэн-хуана. Предполагалось, что последний творит суд над душами умерших, а Пань-Гуань - над душами живых людей.

В загробном мире японского буддизма судьей и властителем царства мертвых был Эмма, соответствовавший индийскому Яме. Он подытоживал все добрые и дурные деяния умершего и определял ему наказание. В мифологии вьетов имя владыки и судьи преисподней было Зием выонга ("государь Зием", от санскр. Yama), а в мифологических представлениях вьетнамских народностей нар и бинар богиней правосудия была богиня Йа Тьру Тьрей. Считалось, что она соблюдала справедливость в своеобразном «божьем суде», распространенном прежде у банаров: тяжущиеся стороны ныряли в воду, а правым считался тот, кто дольше умел продержаться под водой.

В тибетской мифологии судьей человеческих душ считался Циумарпо, представлявшийся в облике богатыря свирепого вида, скачущего на черном коне с белыми копытами. Его атрибутами были копье с красным флажком иверевка-цэн, которой он ловил «дыхание» жизни человека. В тибетском буддизме появляется образ с удьи умерших Дхармараджи. Он держит в руках «зеркало кармы», в котором видны поступки всех умерших. Справа и слева от него демоны, один с весами, на которых определяется мера содеянного в прошлой жизни, другой с костями, бросив которые, определяют судьбу умершего и ад, ему предназначенный.

В монгольской народной мифологии судьей загробного мира и владыкой царства мертвых является Эрлик, первое живое существо, созданное демиургом. В алтайской мифологии Эрлика называли Номун-хан - «царь закона», у кумандинцев суд над всеми вершит Бай-Ульген, главный дух, «имеющий 3 шапки» и сидящий среди белых туч.

В грузинской мифологии Гмерти - верховный бог неба, отец богов, творец мира, повелитель грома, обладатель испепеляющего небесного огня, является одновременно и богом правосудия. Он определяет судьбы людей, дарует урожай, долголетие, плодовитость и оберегает от всего дурного. Еще одним вершителем правосудия считалось божество Квириа, глава локальных общинных божеств - хвтисшвили , посредник между богом и людьми.

В мифологических представлениях вайнахов суд над душами умерших вершит владыка подземного мира мертвых Ел-да, сидящий на высоком троне из человеческих костей. Праведников он отправляет в рай, грешников в ад.

Древнейшие религиозные тексты рассказывают о том, что египтяне готовились к Страшному суду. Это описано на папирусах Книги Мертвых. Сердце их было центром всех чувств, желаний и страстей, где боролись добро и зло. Из него происходила жизнь. Две личности, связанные с внутренним миром, называемым «ка», находились в постоянной борьбе. В главах XXVI- XXXB описаны заклинания, которые помогали им справиться с злыми духами.

Глава СXXV Книги Мертвых посвящена описанию суда Осириса. Она делится на три части, начинаясь с гимна Осириса. Первая часть рассказывает о том, что говорят умершему, когда он входит в Царство Мертвых:

«О, Великий господин царства мертвых, Я пришел к тебе, господин мой! Будешь ли ты ко мне благосклонен. Знаю я тебя, известно мне твое имя и имена сорока двух, кто живет с тобой в потустороннем мире, защищающими грешников. Пришел я к тебе и принес маат (истину, честность) тебе. Я боролся с грехом ради тебя. Я не грешил против людей. Не угнетал моих родственников. Я не сделал ничего плохого в моей жизни. Я не обижал угнетенного. Я не сделал ничего, чего бы ты не пожелал. Я не причинял никому боль. Не оставлял никого голодным. Я не разрушал храмы, где совершились жертвоприношения. Я не совершал прелюбодеяние, не осквернял ни одно священное место моего города. Я не крал подношения. Я не посягал на поля (других). Я не обвешивал и не забирал молока у детей. Не сгонял скот от своих пастбищ. Я не делал плотину для канала. И не гасил огонь, когда он должен гореть. Я не употреблял запрещенного мяса. Я придерживался предписания бога. Я чист. Я чист. Я чист…»

Во второй части главы CXXV Книги Мертвых описано, как Осирис восседает в центре Судного зала в совпровождении Закона и Истины и сорока двух ангелов, которые помогает ему. Каждый из них представляет один из номов Древнего Египта и имеет символическое имя. Когда умерший заходит в зал суда, он видит два ряда ангелов, по 21 на каждой стороне зала. В конце его, рядом с Осирисом находятся Великие Весы Анпу (Анубиса) и Амемит, который сжирает тех, кто оказался нечестивцем и был осужден Осирисом. Умерший идет вдоль зала и обращаясь к каждому из 42 ангелов по имени говорит о том, что он не совершал грехов:

«О Усех-неммит, прибывший из Ану, я не совершил греха».
«О Фенти, прибывший из Хемену, я не грабил».
«О Неха-хуа, прибывший из Ре-Гнау, я не убивал людей».
«О Неба, я не брал с жертвенников».
«О Сет-кесу, прибывший из Хенсу, я не лгал».
«О Уаммти, прибывший от Хеби, я не осквернял жену любого из мужчин».
«О Маа-ануф, прибывший из Пер, я не осквернял».
«О Тм-Сен, прибывший из Тету, я не проклинал царя».
«О Нефер-Тем, прибывший вперед от Хет-ка-Птаха, я не действовал обманом и не совершал зла».
«О Нехен, прибывший из Хекат, я не глух к словам Закона (Истины)».

1. Боги и жрецы. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если не уго­дят люди богам, те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.

Люди строили для богов жилища - храмы. Они вытё­сывали из камня большие статуи богов, делали фигурки
из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселя­ется в изображение и слышит всё, что говорят люди, при­нимает их подарки.

При храмах находились жрецы - служители богов. Счи­талось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом - он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Он натирал статую душистыми маслами, одевал её, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной. Фараоны да­рили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочис­ленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитав­шим в храмах. Распоряжались же ими жрецы.

Жрецы были богаты и могущественны, потому что егип­тяне верили, что они говорят от имени самих богов.

2. Что рассказывали египтяне о своих богах. Самым главным, прекрасным богом египтяне считали Солнце. Бога Солнца называли Ра, Амбн или Амон-Ра. Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывёт по небу в своей великолепной ла­дье. На голове бога ослепительно сверкает круглый сол­нечный диск. Оживают растения, ликуют люди и звери,

птицы поют, прославляя Амона-Ра. Но вот день клонится к вечеру, потому что лодка Амона-Ра спускается с небес. На западном краю неба она вплывает в во­рота подземного царства. Здесь бог света Амон-Ра вступает в смертный бой с бо­гом тьмы, свирепым змеем, имя кото­рого Апбп. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен змей, снова бли­стает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.

Люди живут на земле, а над ними раскинулся огромный шатёр неба. Егип­тяне изображали бога земли по имени Геб в виде человека с головой змеи: ведь змея - самое «земляное» животное. Бо­гиню неба Нут представляли коровой с телом, усеянным звёздами.

Вначале Земля и Небо были нераздель­ны: Нут была женою, а Геб - мужем. Каждый вечер Нут рождала звёзды. И всю ночь они плыли по её телу, до края неба. А рано утром, когда появлялся Амон-Ра, Нут проглатывала всех своих детей. Геб гневался на супругу, говоря: «Ты - как свинья, пожирающая собственных поро­сят». Кончилось тем, что Геб и Нут стали жить раздельно: высоко поднялось небо над землёю.

Особым уважением пользовался бог муд­рости Тот - у него голова птицы ибиса с длинным клювом. Это он научил людей читать и писать. Богиня Бастет - гибкая кошка - по­кровительница женщин и их красоты.

Египтяне поклонялись животным - птицам, змеям, ры­бам, насекомым. При одном из храмов в Мемфисе содер­жали большого чёрного быка с белой отметиной на лбу. Его звали Апис. Вся страна погружалась в печаль, когда этот бык умирал. Жрецы тогда подыскивали нового Апи­са. Археологи находят в песках Египта целые кладбища священных быков, кошек, крокодилов, похороненных по особым правилам.

3. Миф1 об Осирисе и Исиде. Некогда царём в Египте был бог Осирис. Большие тёмные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и чёрными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил егип­тян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса - Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним ро­скошный гроб, украшенный изображениями и надпися­ми. «Кому этот драгоценный гроб придётся впору, - ска­зал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мёртвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слиш-

ком велик для них. Настала очередь Оси­риса. Едва он лёг на дно деревянного ящи­ка, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Горько плакала верная жена Осири­са - богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчи­ла там маленького сына - бога Гора. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единобор­ство и в жестокой схватке одолел против­ника. Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным об­разом оживила Осириса. Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царём и судьёй в «стране мёртвых», а Гор - покро­вителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жён и матерей.

В Египте самое трудное время года - за­суха в мае - начале июня. Египтяне ве­рили, что тогда и умирает Осирис. Но вот разлились воды Нила, зазеленели поля и деревья - это снова ожил Осирис.

4. Что рассказывали египтяне о «стране мёртвых». Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики на пальмах. Но не всякому разрешат жить в том царстве по­сле смерти.

Там распоряжается бог Анубис, которо­го изображали с телом человека и чёрной головой шакала. Взяв умершего за руку, ведёт он его на суд Осириса, который вос­седает на троне с жезлом и плетью в руках. Умерший, стоя в белых одеждах, клянётся:

«Я не делал зла. Я не убивал. Я не при­казывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слёз. Я не подни­мал руку на слабого. Я не завидовал.

Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист, я чист!»

Показания умершего записывает бог Тот. Правдивость клятвы проверяют: сердце че­ловека кладут на одну чашу весов, а на дру­гую - фигурку богини правды - Маат. Равновесие означает, что умерший не сол­гал: он был добрым и праведным челове­ком. Рядом с весами опирается на перед­ние лапы свирепое чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. Оно готово проглотить того, кто при жизни творил зло. А праведника пропустят на чудесные поля мёртвых.

Но для существования в «стране мёрт­вых» человеку нужно тело, в которое мог­ла бы вновь вселиться его душа. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Его высушивали, пропиты­вали смолой и обматывали тонкими бин­тами - оно превращалось в мумию. Затем мумию клали в гроб, украшенный рисунка­ми и надписями, - саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.


Суд Осириса. Древнеегипетский рисунок на папирусе.

5. Египтяне обожествляли фараона и называли его сы­ном Солнца. Они верили, что Амон-Ра - царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей, населяющих Египет. Без фараона, так же как без Солнца, невозможна жизнь на земле. Египтяне молили фараона сделать так, чтобы на полях был хороший урожай, а домашний скот приносил потомство: коровы - телят, овцы - ягнят. Разливы Нила происходили регулярно в определённое время года, но египтяне говорили, что разлива не будет, если фараон не прикажет реке разлиться. Всё должно подчиняться воле фараона - не только люди, но и сама природа.

Объясните значение слов: храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия. Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Амон-Ра, Апоп, Геб и Нут, Бастет, Апис, Осирис и Исида, Сет, Тот, Гор, Анубис, Maar? Что расска­зывали египтяне о каждом из них? 2. Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе и Сете, о Гебе и Нут? 3. С какой целью тело умершего превращали в мумию? 4. Почему жрецы были богаты и могущественны?

Iі Опишите древнеегипетский рисунок на папирусе «Суд Осириса» »1 (см. с. 55) по плану - слева направо: 1) бог-шакал и умерший; 2) за­пись показаний умершего и взвешивание сердца; 3) бог Гор с оправдан­ным на суде; 4) облик Осириса - владыки «страны мёртвых». Подумайте, почему египтяне почитали Амона-Ра главным богом. Для ответа вспомните, как почитание Солнца связано с главным занятием египтян. Какую роль играют солнечный свет и тепло для роста расте­ний?

Погребение

Египтянин прожил долгую, счастливую жизнь, но вот Ба покинул его и он умер.

Оплакав умершего (илл. 199), родственники отнесут его тело к бальзамировщикам.

Мастера-бальзамировщики за 70 дней изготовят мумию - ведь Исида тоже в течение 70-ти дней собирала тело Осириса и мумифицировала его. Сперва парасхит вскроет тело Сах, омытое священной нильской водой; затем бальзамировщики извлекут внутренности и опустят их в погребальные сосуды - канопы, заполненные отварами из трав и другими снадобьями.

Канопы изготовлены в виде богов - сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа (илл. 200). Эти боги родились из цветка лотоса; они - хранители сосудов с мумифицированными внутренностями: Имсет - хранитель сосуда с печенью, Дуамутеф - с желудком, Кебехсенуф - с кишками и Хапи - с лёгкими.

Затем бальзамировщики приступают к самой мумификации (прилож. II-Ж). Бальзамировщики - это Анубис-Имиут (илл. 201 и илл. 94 на с. 123) и сыновья Хора, плакальщицы - Исида и Нефтида.

Илл. 199. Родственники покойного в знак скорби посыпают головы пылью.


Илл. 200. Канопы (сосуды для забальзамированных внутренностей), изготовленные в виде богов - сыновей Хора.
Слева направо: Дуамутеф, Кебехсенуф, Имеет, Хапи. XIX династия
.


Илл. 201. Маски. Справа: голова статуи бога Анубиса из раскрашенного дерева. «Нижняя челюсть подвижна, так как крючок, укреплённый в горле, позволял двигать челюстью шакала. Возможно, что челюсть статуи сдвигалась в то время, как скрытый вблизи жрец произносил соответствующие слова якобы от имени Анубиса» (Матье М. С. 166). XIII в. до н. э.; Лувр, Париж. Слева: Глиняная жреческая маска в виде головы Анубиса. VIII в. до н. э.; музей в Хильдесгейме .


Илл. 202. Плакальщицы. Рисунок из «Книги Мёртвых» («Папирус Ани»); XIX династия; Британский музей, Лондон .

Помимо родственниц покойного, изображавших богинь, в похоронах принимали участие профессиональные плакальщины некрополя (илл. 202).

Все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли из слез богов по убитому Осирису, с которым отождествился теперь умерший.

Бог ткачества Хедихати и богиня Таитет изготовят белое полотно, чтобы запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даст Анубису-Имиуту и сыновьям Хора масла и притирания для бальзамирования. После того, как умерший упокоится в своём вечном пристанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей гробниц и заботиться о нём самом в Дуате.

Родные и близкие усопшего должны внимательно следить, чтобы все обряды были надлежащим образом соблюдены. Ка покойного не простит обиды за пренебрежение к себе и будет преследовать свой род, насылая беды на головы потомков.

Очень часто египтяне писали письма к умершим родственникам и оставляли их вместе с жертвенными дарами в гробнице. Чаще всего в таких письмах содержатся просьбы о даровании потомства: «Даруй, чтоб родился мне здоровый младенец мужского пола <...> прошу я также второго здорового младенца мужского пола для твоей дочери » - должно быть, с точки зрения египтян, Ка усопшего предка не мог отказать в такой просьбе, ибо именно потомки, внуки и правнуки, должны были поддерживать его заупокойный культ, а с прекращением рода прекратятся и службы в гробнице. Встречаются в письмах просьбы об исцелении от болезни, о пресечении беззакония (см. с. 26) и т. д., и, кроме того, просьбы к Ка сменить гнев на милость и не преследовать живых родственников. «Что сделал я тебе плохого, - вопрошает вдовец свою покойную жену, - чтобы я дошёл до такого тяжкого состояния, в котором я нахожусь <...> а ты наложила на меня руки, хотя я не сделал тебе никакого зла. <...> Что я сделал тебе? Я был с тобою, когда я занимал всякие должности, я был с тобою, и я не огорчал твоего сердца! Когда я обучал военачальников для пехоты фараона и его конницы, я [заставлял] их приходить и простираться перед тобою на их животах, приносить всякие прекрасные вещи, чтобы положить перед тобою <...> И когда ты заболела, я [привёл] врача, и он лечил тебя и делал всё, о чём ты просила ». Далее вдовец пишет, что после смерти жены он самым надлежащим образом исполнил все похоронные ритуалы и так был убит горем, что целых три года не приводил в дом новой супруги. «Если же ты не прекратишь меня преследовать, - грозит он в завершение, - я обращусь к суду богов с жалобой на тебя».

Если умерший был небогат, его мумию положат в простой деревянный гроб. На стенках гроба с внутренней стороны должны быть написаны имена богов, которые проводят покойного в Дуат, а на крышке - обращение к Осирису: «О Уннефер, дай этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов пива».

Иногда изготавливали маленький гробик, в который вкладывали деревянное подобие мумии, и закапывали поблизости от богатого погребения, чтоб Ка бедняка имел возможность питаться жертвенными дарами богача.

Гроб богача роскошно отделают и в гробнице опустят ещё в каменный саркофаг.

Погребальная процессия, оглашая окрестности плачем и стонами, переплывёт Нил и высадится на западном берегу. Здесь их встретят жрецы, облачённые в одежды и маски богов Дуата. В сопровождении Муу, исполняющих ритуальную пляску, процессия двинется к некрополю.

«Первоначально танец Муу был связан с заупокойным ритуалом царей древнего Нижнеегипетского царства со столицей в городе Буто в Дельте. Муу изображали в этом ритуале царей - предков умершего царя, которого они встречали в момент его прибытия в Царство Мёртвых. Одним из характерных признаков этих персонажей на древнеегипетских изображениях были высокие суживающиеся кверху головные уборы из стеблей тростника».

Жрецы и Муу приведут процессию к гробнице, вырубленной в скале. У входа в это последнее, вечное пристанище гроб поставят на землю.

Сначала боги Дуата совершат обряд поисков Ока Уджат. Все 70 дней, покуда тело-Сах мумифицировали бальзамировщики, Ба покойного пребывал в Солнечном Оке. В этом обряде Око Ра становится одновременно и Оком Хора, которое изрубил на куски Сет, и жрецы ищут его, чтобы исцелить, как это сделал некогда мудрый Тот, и оживить этим Оком усопшего Осириса.

Когда Око Уджат будет найдено, над мумией совершат обряд «отверзания уст», символизирующий визит Хора к Осирису, - такой же, какой был прежде совершён над заупокойной статуей и саркофагом (см. с. 272-273). Жрец в маске сокола - Хор - коснётся волшебным жезлом (илл. 203) губ изображённого на деревянном гробе лица - и тем самым символически даст покойному, отождествляемому с Осирисом, проглотить Око Уджат. Это действо создаст Ах умершего и возвратит ему жизненную силу Ба, которую в обряде изображает наконечник жезла - голова барана. Умерший вновь станет зрячим и обретёт способность есть, пить и, главное, говорить: ведь по пути в Великий Чертог Двух Истин ему придётся заклинать стражей Дуата и называть их имена (илл. 204).

Совершив обряд «отверзания уст», жрецы отнесут гроб с мумией в усыпальницу и установят его в каменный саркофаг. У юж-


Илл. 203. Деревянный жезл с изображением головы барана, использовавшийся при обряде «отверзания уст». Новое царство; ГМИИ.


Илл. 204. Обряд «отверзания уст». «Справа видна гробница, увенчанная небольшой пирамидой. Перед входом в гробницу на тростниковой циновке стоит саркофаг, в котором находится мумия умершего писца Ани. Саркофаг сзади поддерживает жрец, исполняющий роль бога Анубиса; на его голове надета маска в виде головы шакала. Перед саркофагом, на коленях вдова Ани оплакивает мужа. За ней - жертвенник с приношениями. Слева от жертвенника - группа жрецов, из которых два первых совершают самый обряд: один протягивает к лицу саркофага особую палочку с головой барана на конце, которой жрец должен коснуться губ саркофага, в другой руке он держит тесло для такого же действия; второй жрец со шкурой, наброшенной на левое плечо, в правой руке держит сосуд, из которого он совершает возлияние на жертвы, а в левой - кадильницу, которую он протягивает к саркофагу. Третий, крайний слева, жрец держит в руках свиток с записью слов ритуала, которые он и произносит по ходу действия» (Матье М. С. 166.). Рисунок из «Книги Мёртвых» («Папирус Ани»); XIX династия; Британский музей, Лондон .


Илл. 205. Мумия на погребальном ложе и канопы. Над мумией - Ба .


Илл. 206. Богиня Серкет, охраняющая саркофаг Тутанхамона. Золотая статуэтка. Такие же статуэтки богинь-охранительниц Нефтиды, Исиды и Нейт (илл. 70) стояли у остальных трёх сторон саркофага. Гробница Тутанхамона; XVIII династия; Египетский музей, Каир .

ной стены погребальной камеры поставят канопу, изображающую Имсета, у северной - Хапи, у восточной - Дуамутефа и у западной - Кебехсенуфа (илл. 205).

Эти боги ассоциировались с Исидой, Нефтидой, Нейт и Серкет - защитницами и хранительницами умершего (илл. 206), изображавшимися на саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями.

Вход в гробницу тщательно завалят глыбами и щебёнкой и замаскируют, предварительно опечатав его печатью некрополя.

Воскресение и путь через Дуат

Меж погребальными пеленами бальзамировщики должны положить амулет в виде Ока Уджат, а на сердце - амулет в виде скарабея. Без этих амулетов не воскреснуть для вечной жизни.

Помогают воскрешению и амулеты в виде Ока Ра (илл. 38 на с. 59): ведь покойный воскреснет подобно солнечному диску на востоке, рождённому богиней Нут (илл. 207).

Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, в гроб следует положить деревянную статуэтку Шу.

В воскрешении умершего (илл. 208) принимут участие все боги, связанные с деторождением: Исида, Хатхор, Рененутет, Бэс, Таурт, Месхент и Хекет.

Воскреснув, египтянин окажется перед первыми вратами «Дома Осириса-Хентиаментиу», которые охраняет страж по имени «Тот, кто следит за огнём». Тут же стоят и грозный привратник - «Тот, кто склоняет [свой] лик к земле, [имеющий] многие облики »*, и глашатай - «Подающий голос».

При жизни покойный должен был изучить «Книгу Мёртвых» и узнать из неё имена всех стражей, охраняющих врата, и все волшебные заклинания. Если он знает имена привратников, он теперь может без страха приблизиться к вратам и сказать:

- Я - тот великий, кто создал свой свет, я пришёл к тебе, Осирис, я молюсь тебе, очищенный от всего оскверняющего <...> Слава тебе, Осирис, в твоей силе и мощи в Ро-Сетау. Поднимись в могуществе в Абидосе ,


Илл. 207. Изображение богини Нут на внутренней стороне крышки гранитного саркофага. Вероятно, считалось, что Нут заново рождает умершего подобно тому, как эта богиня рождает «воскресшее» Солнце. Из гробницы фараона Псусеннеса I в Танисе; XXI династия; Египетский музей, Каир .


Илл. 208. Магическое воскрешение умершего. Умерший, окруженный иероглифами «анх» - «жизнь», стоит между Анубисом и богом, имя которого не обозначено. Фрагмент росписи саркофага жреца храма Амона Аменемопа; XX династия; Лувр, Париж .


Илл. 209. «Карта» Дуата. В центре - река, по её берегам - две тропы, ведущие в Великий Чертог Двух Истин. Прорисовка изображения на саркофаге («Книга Двух Путей»); XI династия; Египетский музей, Каир .


Илл. 210. Огненное озеро с павианами и светильниками. Виньетка 126-й главы «Книги Мёртвых» («Папирус Та-уджа-Ра»); XXI династия; Египетский музей, Каир.

Осирис! Ты обходишь небо, плывёшь в присутствии Ра <...>. Слава тебе, Ра, плывущий по небу <...>, открой мне путь в Ро-Сетау <...>. Проложи ему путь в Большую Долину. Освети путь Осирису*.

Миновав первые врата, умерший встретит две извилистые тропы (илл. 209), разделенные огненным озером (илл. 210). На берегах этого озера обитают чудовища (илл. 211), и пройти по тропе может только тот, кто знает их имена и священные заклинания «Книги Мёртвых».

Чтоб облегчить умершему странствие, боги создали в Дуате ари ты - пристанища, где можно отдохнуть и набраться сил. Но войти в ариту может не всякий, а лишь знающий волшебные слова и имена богов, которые стоят у входа на страже (илл. 212).

Пройдя все врата и оставив позади четырнадцать холмов, умерший, наконец, достигнет Великого Чертога Двух Истин.

Суд Осириса и вечная жизнь в полях Иару

Прежде чем переступить порог Чертога, умерший должен обратиться к Ра:

- Слава тебе, великий бог, Владыка Двух Истин! Я пришёл к тебе, о господин мой! Меня привели, дабы я мог узреть твоё совершенство. Я знаю тебя, знаю имя твоё, знаю имена сорока двух богов, которые находятся с тобой в Чертоге Двух Истин, которые живут как стражи грешников, которые пьют кровь в этот день испытания [людей] в присутствии Уннефера .

«Тот, чьи близнецы любимые - Два Ока, Владыка Двух Истин» - таково имя твоё. Я прибыл, дабы узреть тебя, я принёс тебе Две Истины, я устранил ради тебя грехи мои *.

Умершему будет внимать Великая Эннеада - боги, вершащие Суд, и Малая Эннеада - боги городов и номов. В Великую Эннеаду входят Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Исида, Хор, Хатхор, Ху и Сиа. Головы судей украшены пером Маат.


Илл. 211. Обитатели Дуата. Фрагменты виньетки из «Мифологического папируса Джед-Хонсу-иуф-анха»; XXI династия; Египетский музей, Каир.
Илл. 212.
Вторые врата Дуата и их стражи. Прорисовка росписи из гробницы царицы Нефертари в Долине Цариц; XIX династия.

Перед лицом Великой Эннеады умерший должен произнести «Исповедь отрицания» - перечислить сорок два преступления и клятвенно заверить богов, что ни в одном из них он не виновен:

Назвав все преступления, умерший должен поклясться:

- Я чист, я чист, я чист, я чист!
Моя чистота - это чистота Великого Бену, что в Ненини-сут. <...> Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там вместе с тобой
*.

После «Исповеди отрицания» умерший должен предстать перед Малой Эннеадой и точно так же, называя по имени каждого из сорока двух богов, заверить их в своей непричастности к преступлениям (см. прилож. 9-Б).

Примечательно, что в Новом царстве оправдываться перед Загробным Судом и иметь ушебти (см. далее) должен был и фараон.

Затем боги приступят к взвешиванию сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов положат сердце, на другую - перо богини Маат. Если стрелка весов отклонится, значит, покойный грешен, и Великая Эннеада вынесет ему обвинительный приговор. Тогда грешное сердце отдадут на съедение страшной богине Амт (Аммат) (илл. 213) - «Пожирательнице», чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии, покойного признают «правогласным» (илл. 214, 215).


Илл. 213. Амт .


Илл. 214. Суд Осириса. Слева: Анубис привёл покойного в Великий Чертог Двух Истин. В центре: Анубис взвешивает на Весах Истины, изображённых в виде богини Маат, сердце покойного; на правой чаше Весов - перо Маат, символическая «правда»; бог Тот записывает результат взвешивания и приговор; рядом с Весами - Амт. Наверху: умерший произносит оправдательную речь перед Великой Эннеадой, возглавляемой богом Ра. Справа: Хор привёл умершего после вынесения оправдательного приговора перед лицо Осириса. У изножия трона - сыновья Хора в цветке лотоса; наверху - крылатое Солнечное Око с пером Маат; позади трона - Исида и Нефтида. Рисунок из «Книги Мёртвых» («Папирус Ани»); XIX династия; Британский музей, Лондон .

Отчего греховное сердце должно было быть легче (или тяжелей) пера Маат, неизвестно. Ряд египтологов придерживается мнения (разделяемого и автором), что Весы служили для загробных судей своеобразным «детектором лжи»: взвешивание сердца производилось не после «Исповеди отрицания» и второй оправдательной речи, а одновременно с ними - на протяжении всего допроса сердце покоилось на чаше Весов, и если умерший оказывался виновным в каком-либо из преступлений, то, едва он начинал клятвенно утверждать обратное, стрелка немедленно отклонялась.

Автору представляется, что древнеегипетское мифическое действо взвешивания сердца символически выражает духовный смысл исповеди как таковой, - смысл, одинаковый, по-видимому, во всех религиях, независимо от различий внешней атрибутики исповедального обряда.

Известно, что человек, совершив противоречащий морали поступок, невольно (этот процесс бессознателен) ищет, а значит и находит, оправдание, суть которого обычно сводится к тому, что поступок был вынужден обстоятельствами, а не совершён свободной волей. Рассказывая о таком поступке или вспоминая о нём, человек испытывает потребность привести оправдывающие его доводы; если же у него отсутствует такая возможность, им сразу овладевает некое внутреннее беспокойство, неудобство.


Илл. 215. Суд Осириса. В центре верхнего ряда - умерший, под его вытянутыми руками - два глаза, символизирующие акт возвращения оправданному умершему зрения. Далее в верхнем ряду - орнамент из уреев, светильников и иероглифов «шу» (воздух) - аллегория возвращения умершему способности видеть свет и дышать; по краям - два павиана с весами. В среднем ряду: умерший произносит оправдательные речи перед Великой и Малой Эннеадами. В нижнем ряду справа налево: умерший в окружении «Двух Истин»; Анубис и Хор, взвешивающие сердце на Весах Истины, увенчанных изображением павиана; бог магии Хека, восседающий на изображении жезла - символа власти; Тот; Амт; сыновья Хора в цветке лотоса; Осирис на троне. Над Амт - два бога-покровителя, левый - Шаи. Между Амт и Тотом - имя Месхент и её изображение в виде родильного кирпича с женской головой. Рисунок из «Книги Мёртвых» («Папирус писца Несмина»); IV в. до н. э.; Эрмитаж.

В художественной литературе множество раз описано, как в такой ситуации хочется «отвести глаза», «сменить тему разговора» и т. п. Обряд же исповеди как раз и не допускает всякого рода оправданий - только «да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф., 5, 37). Таким образом, убедивший себя в собственной безгрешности (или, применительно к христианству, в искренности своего раскаяния в грехе) человек, заявив о своей безгрешности (раскаянии) вслух и будучи лишён возможности что бы то ни было добавить, сразу почувствует это самое внутреннее неудобство - «сердце изобличит ложь», и стрелка Весов отклонится.

После взвешивания сердца боги приступят к допросу умершего:

- Кто ты? Назови своё имя.

- Я нижний побег папируса. Тот, кто в своей Оливе. Вот моё имя .

- Откуда ты прибыл? <...>

- Я прибыл из города, что лежит к северу от Оливы*.

Когда допрос закончится, перед Ра-Хорахти и обеими Эннеадами предстанут Месхент, Шаи, богиня доброй судьбы Рененутет и Ба покойного. Они будут свидетельствовать о характере умершего и расскажут богам, какие он совершал в жизни добрые и дурные поступки.

Исида, Нефтида, Серкет и Нейт будут защищать покойного перед судьями.

Когда Великая Эннеада огласит оправдательный приговор, бог Тот запишет его. После этого умершему скажут:

- Итак, войди. Переступи порог Чертога Двух Истин, ибо ты знаешь нас *.

Умерший должен поцеловать порог, назвать его (порог) по имени и назвать по именам всех стражей - только после этого он сможет, наконец, войти под сень Великого Чертога Двух истин, где на троне восседает сам владыка мёртвых Осирис в окружении Исиды, Маат, Нефтиды и сыновей Хора в цветке лотоса.

О прибытии умершего объявит божественный писец Тот:

- Входи, - скажет он. - Зачем ты прибыл ?

- Я пришёл, дабы возвестили обо мне*, - должен ответить покойный.

- В каком состоянии ты пребываешь?

- Я очищен от грехов. <...>

- Кому я должен возвестить о тебе?

- Возвести обо мне Тому, Чей свод из огня. Чьи стены из змей живых и Чей пол - водный поток.

- Скажи, кто это?* - задаст Тот последний вопрос, на который надо ответить:

- Это Осирис .

- Воистину же, воистину [ему] скажут [имя твоё] *, - воскликнет Тот, ликуя, что умерший чист перед великим владыкой Дуата Осирисом и достоин воссоединиться с ним.


Илл. 216. Ра-Хорахти, возглавляющий Загробный Суд. Роспись ящика для канопы; XX династия; Лувр, Париж.

Первоначально существовало другое представление - что Загробный Суд возглавляет Ра (илл. 216). Это представление просуществовало до Птолемеевского периода, но пользовалось значительно меньшей популярностью.

Суд на этом закончится, и египтянин отправится к месту вечного блаженства - в Поля Камыша, Поля Иару. Его проводит туда бог-хранитель Шаи. Путь в блаженную обитель преграждают врата, последнее препятствие на пути умершего. Их тоже придётся заклинать:

- Дайте путь мне. Я знаю [вас]. Я знаю имя [вашего] бога-хранителя. Имя врат: «Владыки страха, чьи стены высоки <...> Владыки гибели, произносящие слова, которые обуздывают губителей, которые спасают от гибели того, кто приходит». Имя вашего привратника: «Тот, кто [вселяет] ужас» *.

В Полях Иару «правогласного» покойного ждёт такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только счастливее и богаче. Ни в чём он не будет знать недостатка, ни в чём не испытает нужды. Слуги, изображённые на стенах гробницы, будут обрабатывать его поля (илл. 217), пасти скот, трудиться в мастерских. Семь Хатхор, Непри, Непит, Серкет и другие божества сделают его загробные пашни плодородными (илл. 218), а его скот - тучным и плодовитым.


Илл. 217. Земледельческие работы в Полях Иару. Фрагмент росписи гробницы Сенеджема в Дейр-эль-Медина; XIX-XX династии .


Илл. 218. Поклонение богам и сбор урожая в Полях Иару.
Фрагмент росписи гробницы Сенеджема в Дейр-эль-Медина; XIX-XX династии
.

Покойному не придётся работать самому - он будет только наслаждаться отдыхом! Ему не нужно будет обрабатывать поля и пасти скот, ибо в гробницу положат статуэтки слуг и рабов и фигурки ушебти.

Ушебти - «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, «как заставить ушебти работать»: когда в Полях Иару боги позовут покойного на работу, окликнув его по имени, ушебти должен выйти вперёд и откликнуться: «Здесь я!», после чего он беспрекословно пойдёт туда, куда повелят, и будет делать, что прикажут.

Фигурки и статуэтки, назначением которых было обслуживать в Дуате умершего - владельца гробницы, можно подразделить на две группы.

К первой группе, условно называемой «статуэтки слуг», относятся фигурки, изображающие людей за различными работами: пахарей, носильщиков, пивоваров (илл. 219), писцов (илл. 220),


Илл. 219. Служанка, готовящая пиво. Известняковая раскрашенная статуэтка; Археологический музей, Флоренция.
Илл. 220. Писцы. Деревянные раскрашенные статуэтки; Среднее царство; ГМИИ
.


Илл. 221. Ладьи с корабельными дружинами. Раскрашенное дерево; Среднее царство .


Илл. 222. Ушебти Нового царства. Слева: ушебти в виде мумифицированного человека; в вертикальном столбце - «формула ушебти». Справа так наз. «ушебти в одежде живых» с надписью «Осирис Хонсу» (то есть «покойный [египтянин по имени] Хонсу». Глиняные раскрашенные фигурки; XIX династия; ГМИИ.
Илл. 223. Ушебти фараона Тутанхамона с атрибутами царской власти - скипетром-посохом и тройной плетью в руках.
XVIII династия; Египетский музей, Каир
.

ткачей, корабельщиков (илл. 221), надсмотрщиков и т. д. Наличие таких фигурок в гробницах, возможно, восходит к древнейшему обычаю при похоронах вождя убивать его рабов, слуг и жён и хоронить их подле погребения господина.

В Старом царстве «статуэтки слуг» изготавливались из дерева и из камня, начиная со Среднего - почти исключительно из дерева. Все типы фигурок имеют достаточно строгий канон изображения: например, пивовары всегда изображаются замешивающими в ступке тесто для ячменных хлебцев (из которых готовили пиво), ткачихи - сидящими у станков на корточках, и т. д. В богатых погребениях с большим количеством «статуэток слуг» фигурки обычно объединялись в группы и укреплялись на доске; каждая группа поэтапно изображала весь процесс приготовления того или иного продукта - подобно композициям в гробничных росписях, изображающим ту или иную мастерскую вельможеского хозяйства (см., напр., илл. 184 на с. 284).


Илл. 224. Ушебти в саркофаге. XIX династия; ГМИИ.
Илл. 225. Ящик для ушебти с изображением покойного и его жены. XVIII династия; ГМИИ
.

Вторую группу составляют ушебти - фигурки из фаянса, дерева или глины в виде запелёнутых мумий с мотыгами в руках (илл. 222, слева) или в обычной одежде (так наз. «ушебти в одежде живых») (илл. 222, справа). Ушебти иногда изображали самого владельца гробницы (илл. 223), но чаще это были чисто условные изображения, без индивидуальных портретных черт (изготавливавшиеся в мастерских «поточным методом»). На ушебти-мумии делалась надпись - так наз. «формула ушебти» (цитата из 6-й главы «Книги Мёртвых»), полная либо сокращённая. Иногда ушебти-мумии клали в гробик (илл. 224).

Назначение ушебти, в отличие от «статуэтки слуги», - не работать в Дуате на владельца гробницы, а заменять его, когда самого владельца призовут, как гласит «формула», «перевозить песок с Востока на Запад». Что подразумевается под «перевозкой песка», неясно; возможно, это просто метафора, обозначающая или просто тяжёлую работу, или «загробный аналог» государственной трудовой повинности для свободных граждан Египта (каковой в разные времена были, например, работы на строительстве пирамид, в вельможеском или храмовом хозяйстве, перевозка статуй в гробницы и др.).

Ушебти появляются в Новом царстве, и с этого же времени из гробниц исчезают «статуэтки слуг».

«Ушебти в одежде живых» изготавливались только в период XIX династии. Объяснение такой иконографии затруднительно; некоторые исследователи связывают её с отголосками верований периода солнцепоклоннического переворота, когда считалось, что «душа» умершего проводит день среди живых (см. с. 183).

В гробнице ушебти складывались в специальные ящики (илл. 225).

Вельможи брали с собой в Дуат обычно 360 ушебти - по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. В Полях Иару при помощи магических заклинаний человечки, поименованные в списке, воплощались в ушебти и работали на своего хозяина (илл. 226).


Илл. 226. Поля Иару. Слева и наверху - сцены поклонения умершего богам Загробного Царства; в центре - земледельческие работы в Полях Иару; внизу - дневная и ночная Ладьи Солнца, на которых вместе со свитой Ра путешествует умерший(?). Рисунок из «Книги Мёртвых» («Папирус писца Несмина»); IV в. до н. э.; Эрмитаж .

Лившиц И. Г. Комментарии // Сказки и повести Древнего Египта / Пер. с древнеегипетского и коммент. И. Г. Лившица; Отв. ред. Д. А. Ольдерогге. Л., 1979 (Литературные памятники). С. 190.

Слова «баран» и «Ба» звучали одинаково.

Осирису, то есть умершему, отождествлённому с Осирисом.

В популярных изданиях по египтологии их иногда не различают и именуют общим термином «ушебти».

Погребение, путь через Дуат и суд Осириса. Суд Осириса и вечная жизнь в полях Иару. Египетская мифология

Прежде чем переступить порог Чертога, умерший должен обратиться к Ра:
- Слава тебе, великий бог, Владыка Двух Истин! Я пришёл к тебе, о господин мой! Меня привели, дабы я мог узреть твоё совершенство. Я знаю тебя, знаю имя твоё, знаю имена сорока двух богов, которые находятся с тобой в Чертоге Двух Истин, которые живут как стражи грешников, которые пьют кровь в этот день испытания [людей] в присутствии Уннефера.
«Тот, чьи близнецы любимые - Два Ока, Владыка Двух Истин» - таково имя твоё. Я прибыл, дабы узреть тебя, я принёс тебе Две Истины, я устранил ради тебя грехи мои.
Умершему будет внимать Великая Эннеада - боги, вершащие Суд, и Малая Эннеада - боги городов и номов. В Великую Эннеаду входят Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Исида, Хор, Хатхор, Ху и Сиа. Головы судей украшены пером Маат.
Перед лицом Великой Эннеады умерший должен произнести «Исповедь отрицания» - перечислить сорок два преступления и клятвенно заверить богов, что ни в одном из них он не виновен:

Я не совершал несправедливости против людей.
Я не притеснял ближних. <…>
Я не грабил бедных.
Я не делал того, что не угодно богам.
Я не подстрекал слугу против его хозяина.
Я не отравлял <…>

Назвав все преступления, умерший должен поклясться:
- Я чист, я чист, я чист, я чист! Моя чистота - это чистота Великого Бену, что в Ненини-сут. <…> Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там вместе с тобой.
После «Исповеди отрицания» умерший должен предстать перед Малой Эннеадой и точно так же, называя по имени каждого из сорока двух богов, заверить их в своей непричастности к преступлениям.
Примечательно, что в Новом царстве оправдываться перед Загробным Судом и иметь ушебти (см. далее) должен был и фараон.
Затем боги приступят к взвешиванию сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов положат сердце, на другую - перо богини Маат. Если стрелка весов отклонится, значит, покойный грешен, и Великая Эннеада вынесет ему обвинительный приговор. Тогда грешное сердце отдадут на съедение страшной богине Амт (Аммат) (рис. 213) - «Пожирательнице», чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии, покойного признают «правогласным» (рис. 214, 215).

Рис. 213. Амт.

Рис. 214. Суд Осириса.
Слева: Анубис привёл покойного
в Великий Чертог Двух Истин.
В центре: Анубис взвешивает на Весах Истины,
изображённых в виде богини Маат,
сердце покойного; на правой чаше Весов -
перо Маат, символическая «правда»;
бог Тот записывает результат взвешивания
и приговор; рядом с Весами - Амт.
Наверху: умерший произносит оправдательную
речь перед Великой Эннеадой, возглавляемой
богом Ра. Справа: Хор привёл умершего
после вынесения оправдательного приговора
перед лицо Осириса. У изножия трона -
сыновья Хора в цветке лотоса; наверху -
крылатое Солнечное Око с пером Маат;
позади трона - Исида и Нефтида.
Рисунок из «Книги Мёртвых» («Папирус Ани»);
XIX династия; Британский музей, Лондон.

Рис. 215. Суд Осириса.
В центре верхнего ряда - умерший,
под его вытянутыми руками - два глаза,
символизирующие акт возвращения
оправданному умершему зрения.
Далее в верхнем ряду - орнамент из уреев,
светильников и иероглифов «шу» (воздух) -
аллегория возвращения умершему способности
видеть свет и дышать; по краям - два павиана
с весами. В среднем ряду: умерший
произносит оправдательные речи перед
Великой и Малой Эннеадами. В нижнем ряду
справа налево: умерший в окружении «Двух Истин»;
Анубис и Хор, взвешивающие сердце на Весах Истины,
увенчанных изображением павиана;
бог магии Хека, восседающий на изображении жезла -
символа власти; Тот; Амт; сыновья Хора в цветке лотоса;
Осирис на троне. Над Амт - два бога-покровителя,
левый - Шаи. Между Амт и Тотом - имя Месхент
и её изображение в виде родильного кирпича
с женской головой. Рисунок из «Книги Мёртвых»
(«Папирус писца Несмина»); IV в. до н. э.; Эрмитаж.

Отчего греховное сердце должно было быть легче (или тяжелей) пера Маат, неизвестно. Ряд египтологов придерживается мнения (разделяемого и автором), что Весы служили для загробных судей своеобразным «детектором лжи»: взвешивание сердца производилось не после «Исповеди отрицания» и второй оправдательной речи, а одновременно с ними - на протяжении всего допроса сердце покоилось на чаше Весов, и если умерший оказывался виновным в каком-либо из преступлений, то, едва он начинал клятвенно утверждать обратное, стрелка немедленно отклонялась.

Автору представляется, что древнеегипетское мифическое действо взвешивания сердца символически выражает духовный смысл исповеди как таковой, - смысл, одинаковый, по-видимому, во всех религиях, независимо от различий внешней атрибутики исповедального обряда.
Известно, что человек, совершив противоречащий морали поступок, невольно (этот процесс бессознателен) ищет, а значит и находит, оправдание, суть которого обычно сводится к тому, что поступок был вынужден обстоятельствами, а не совершён свободной волей. Рассказывая о таком поступке или вспоминая о нём, человек испытывает потребность привести оправдывающие его доводы; если же у него отсутствует такая возможность, им сразу овладевает некое внутреннее беспокойство, неудобство.
В художественной литературе множество раз описано, как в такой ситуации хочется «отвести глаза», «сменить тему разговора» и т. п. Обряд же исповеди как раз и не допускает всякого рода оправданий - только «да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф., 5, 37). Таким образом, убедивший себя в собственной безгрешности (или, применительно к христианству, в искренности своего раскаяния в грехе) человек, заявив о своей безгрешности (раскаянии) вслух и будучи лишён возможности что бы то ни было добавить, сразу почувствует это самое внутреннее неудобство - «сердце изобличит ложь», и стрелка Весов отклонится.
После взвешивания сердца боги приступят к допросу умершего:
- Кто ты? Назови своё имя.
- Я нижний побег папируса. Тот, кто в своей Оливе. Вот моё имя.
- Откуда ты прибыл? <…>
- Я прибыл из города, что лежит к северу от Оливы.
Когда допрос закончится, перед Ра-Хорахти и обеими Эннеадами предстанут Месхент, Шаи, богиня доброй судьбы Рененутет и Ба покойного. Они будут свидетельствовать о характере умершего и расскажут богам, какие он совершал в жизни добрые и дурные поступки.
Исида, Нефтида, Серкет и Нейт будут защищать покойного перед судьями.
Когда Великая Эннеада огласит оправдательный приговор, бог Тот запишет его. После этого умершему скажут:
- Итак, войди. Переступи порог Чертога Двух Истин, ибо ты знаешь нас.
Умерший должен поцеловать порог, назвать его (порог) по имени и назвать по именам всех стражей - только после этого он сможет, наконец, войти под сень Великого Чертога Двух истин, где на троне восседает сам владыка мёртвых Осирис в окружении Исиды, Маат, Нефтиды и сыновей Хора в цветке лотоса.
О прибытии умершего объявит божественный писец Тот:
- Входи, - скажет он. - Зачем ты прибыл?
- Я пришёл, дабы возвестили обо мне, - должен ответить покойный.
- В каком состоянии ты пребываешь?
- Я очищен от грехов. <…>
- Кому я должен возвестить о тебе?
- Возвести обо мне Тому, Чей свод из огня. Чьи стены из змей живых и Чей пол - водный поток.
- Скажи, кто это? - задаст Тот последний вопрос, на который надо ответить:
- Это Осирис.
- Воистину же, воистину [ему] скажут [имя твоё], - воскликнет Тот, ликуя, что умерший чист перед великим владыкой Дуата Осирисом и достоин воссоединиться с ним.
Первоначально существовало другое представление - что Загробный Суд возглавляет Ра (рис. 216). Это представление просуществовало до Птолемеевского периода, но пользовалось значительно меньшей популярностью.

Рис. 216. Ра-Хорахти, возглавляющий
Загробный Суд.
Роспись ящика для канопы; XX династия;
Лувр, Париж.

Суд на этом закончится, и египтянин отправится к месту вечного блаженства - в Поля Камыша, Поля Иару. Его проводит туда бог-хранитель Шаи. Путь в блаженную обитель преграждают врата, последнее препятствие на пути умершего. Их тоже придётся заклинать:
- Дайте путь мне. Я знаю [вас]. Я знаю имя [вашего] бога-хранителя. Имя врат: «Владыки страха, чьи стены высоки <…> Владыки гибели, произносящие слова, которые обуздывают губителей, которые спасают от гибели того, кто приходит». Имя вашего привратника: «Тот, кто [вселяет] ужас».
В Полях Иару «правогласного» покойного ждёт такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только счастливее и богаче. Ни в чём он не будет знать недостатка, ни в чём не испытает нужды. Слуги, изображённые на стенах гробницы, будут обрабатывать его поля (рис. 217), пасти скот, трудиться в мастерских. Семь Хатхор, Непри, Непит, Серкет и другие божества сделают его загробные пашни плодородными (рис. 218), а его скот - тучным и плодовитым.

Рис. 217. Земледельческие работы в Полях Иару.

Рис. 218. Поклонение богам и сбор урожая
в Полях Иару.
Фрагмент росписи гробницы Сенеджема
в Дейр-эль-Медина; XIX-XX династии.

Покойному не придётся работать самому - он будет только наслаждаться отдыхом! Ему не нужно будет обрабатывать поля и пасти скот, ибо в гробницу положат статуэтки слуг и рабов и фигурки ушебти.
Ушебти - «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, «как заставить ушебти работать»: когда в Полях Иару боги позовут покойного на работу, окликнув его по имени, ушебти должен выйти вперёд и откликнуться: «Здесь я!», после чего он беспрекословно пойдёт туда, куда повелят, и будет делать, что прикажут.
Фигурки и статуэтки, назначением которых было обслуживать в Дуате умершего - владельца гробницы, можно подразделить на две группы (В популярных изданиях по египтологии их иногда не различают и именуют общим термином «ушебти»).
К первой группе, условно называемой «статуэтки слуг», относятся фигурки, изображающие людей за различными работами: пахарей, носильщиков, пивоваров (рис. 219), писцов (рис. 220), ткачей, корабельщиков (рис. 221), надсмотрщиков и т. д. Наличие таких фигурок в гробницах, возможно, восходит к древнейшему обычаю при похоронах вождя убивать его рабов, слуг и жён и хоронить их подле погребения господина.

Рис. 219. Служанка, готовящая пиво.
Известняковая раскрашенная статуэтка;
Археологический музей, Флоренция.

Рис. 220. Писцы.
Деревянные раскрашенные статуэтки;
Среднее царство; ГМИИ.

Рис. 221. Ладьи с корабельными дружинами.
Раскрашенное дерево; Среднее царство.

В Старом царстве «статуэтки слуг» изготавливались из дерева и из камня, начиная со Среднего - почти исключительно из дерева. Все типы фигурок имеют достаточно строгий канон изображения: например, пивовары всегда изображаются замешивающими в ступке тесто для ячменных хлебцев (из которых готовили пиво), ткачихи - сидящими у станков на корточках, и т. д. В богатых погребениях с большим количеством «статуэток слуг» фигурки обычно объединялись в группы и укреплялись на доске; каждая группа поэтапно изображала весь процесс приготовления того или иного продукта - подобно композициям в гробничных росписях, изображающим ту или иную мастерскую вельможеского хозяйства (см., напр., рис. 184).
Вторую группу составляют ушебти - фигурки из фаянса, дерева или глины в виде запелёнутых мумий с мотыгами в руках (рис. 222, слева) или в обычной одежде (так наз. «ушебти в одежде живых») (рис. 222, справа). Ушебти иногда изображали самого владельца гробницы (рис. 223), но чаще это были чисто условные изображения, без индивидуальных портретных черт (изготавливавшиеся в мастерских «поточным методом»). На ушебти-мумии делалась надпись - так наз. «формула ушебти» (цитата из 6-й главы «Книги Мёртвых»), полная либо сокращённая. Иногда ушебти-мумии клали в гробик (рис. 224).

Рис. 222. Ушебти Нового царства.
Слева: ушебти в виде мумифицированного человека;
в вертикальном столбце - «формула ушебти».
Справа так наз. «ушебти в одежде живых»
с надписью «Осирис Хонсу» (то есть «покойный
[египтянин по имени] Хонсу».
Глиняные раскрашенные фигурки;
XIX династия; ГМИИ.

Рис. 223. Ушебти фараона Тутанхамона
с атрибутами царской власти -
скипетром-посохом и тройной плетью в руках.
XVIII династия; Египетский музей, Каир.

Рис. 224. Ушебти в саркофаге.
XIX династия; ГМИИ.

Назначение ушебти, в отличие от «статуэтки слуги», - не работать в Дуате на владельца гробницы, а заменять его, когда самого владельца призовут, как гласит «формула», «перевозить песок с Востока на Запад». Что подразумевается под «перевозкой песка», неясно; возможно, это просто метафора, обозначающая или просто тяжёлую работу, или «загробный аналог» государственной трудовой повинности для свободных граждан Египта (каковой в разные времена были, например, работы на строительстве пирамид, в вельможеском или храмовом хозяйстве, перевозка статуй в гробницы и др.).
Ушебти появляются в Новом царстве, и с этого же времени из гробниц исчезают «статуэтки слуг».
«Ушебти в одежде живых» изготавливались только в период XIX династии. Объяснение такой иконографии затруднительно; некоторые исследователи связывают её с отголосками верований периода солнцепоклоннического переворота, когда считалось, что «душа» умершего проводит день среди живых (см. с. 183).
В гробнице ушебти складывались в специальные ящики (рис. 225).

Рис. 225. Ящик для ушебти
с изображением покойного и его жены.
XVIII династия; ГМИИ.

Вельможи брали с собой в Дуат обычно 360 ушебти - по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. В Полях Иару при помощи магических заклинаний человечки, поименованные в списке, воплощались в ушебти и работали на своего хозяина (рис. 226).

Рис. 226. Поля Иару.
Слева и наверху - сцены поклонения
умершего богам Загробного Царства;
в центре - земледельческие работы в Полях Иару;
внизу - дневная и ночная Ладьи Солнца,
на которых вместе со свитой Ра путешествует умерший(?).
Рисунок из «Книги Мёртвых» («Папирус писца Несмина»);
IV в. до н. э.; Эрмитаж.



Похожие публикации