Рисование в технике "Батик" поэтапно для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото. Что нужно знать художнику техники холодный батик? Что нужно для росписи батиком

Языческие корни азиатских (и не только) культур породили всевозможные техники нанесения рисунка на предметы быта.

Каждый узор, каждая его линия в те далекие времена носила свое сакральное значение. И любой посвященный мог прочитать в изображении информацию,заложенную исполнителем также, как сегодня мы читаем книгу.

Подобные послания на предметах быта считались о берегами, служили предупреждениями, повествовали о происхождении рода либо принадлежности вещи. В древнем Шумере, Китае, Японии, на острове Ява и африканском континенте носителем такой информации служила ткань.

Уникальность и самобытность рисунков одежды и домашнего текстиля аборигенов покорила сердца европейцев, утомленных консерватизмом собственной культуры. Поэтому волна нового увлечения росписи по ткани, захлестнувшая Европу в начале ХХ века, выплеснулась на цивилизованный берег в виде декоративной техники батик.

Правду говоря, аутентичная технология горячей росписи с помощью воска оказалась несколько сложной для широкого круга любителей батика и в эпоху модернизма был изобретен новый разделяющий краски состав, позволявший нанести рисунок на ткань «холодным» способом.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

На сегодняшний день батик – это не дань моде, а осознанное желание сделать мир вокруг себя цветными неповторимым. Стремление вырваться из массовости и многотиражности,порожденных прогрессом поощряется уникальным образом и стилем, который вы можете создать для себя и своего окружения.

Ведь расписать красками можно все:начиная от небольших текстильных аксессуаров в виде подушек, платков, шарфов,сумок и заканчивая более крупными предметами одежды и быта. Если говорить об интерьере, то область применения техники батик для декора распространяется практически на весь домашний текстиль.

Обучившись несложным приемам холодного батика можно создать единый ансамбль для гостиной,где рисунок может быть нанесен и на декоративные подушки, и просто натянут на деревянную раму в виде картины, став украшением стены.

Римская или вьетнамская шторы – идеальная плоскость для росписи по ткани. Расправленное полотно не только обогатит ваш интерьер ручной работой, но и станет наглядным доказательством неординарности хозяев.

Спальня – просто плацдарм для холодного батика. Но в данном случае ваше искусство будет скорее предназначено для того, чтобы потешить собственное самолюбие и повысить самооценку. Ведь нежиться на шелковой постели с элементами ручной росписи дано не каждому!

Интерьер спальной можно так же дополнить картиной на ткани,декоративными наволочками, покрывалом и изящным узором на шторах. Только нестоит все эти предметы украшать рисунком одновременно. Расположите их местами в виде цветовых пятен, уравновешивающих гармонию интерьера.

Кухня – это площадка для начинающих. Здесь будет простительна практически любая ошибка в рисунке, главное, суметь преподнести ее как оригинальную задумку и ваша неудавшаяся картинка станет уникальным изображением в технике примитивизма.

МАТЕРИАЛЫ

Качество работы в технике холодный батик напрямую зависит от правильно подобранных материалов. В первую очередь следует основательно подойти к выбору ткани.

ТКАНИ для БАТИКА. Для работы в декоративной технике холодный батик подходят исключительно натуральные ткани.это требование обусловлено общепринятой технологией нанесения рисунка. В качестве основы для изображения подойдут лен, хлопок и шелк. Шелк самая дорогая и«благодарная» ткань для росписи, но приобретать ее новичкам не рекомендуем.Лучше сначала «набить руку» на более доступных полотнах из тонкого хлопка,возьмите, к примеру, батист.

Перед приобретением ткани следует убедиться в ее 100% натуральности. Увы, веры продавцам мало, не столько потому, что лукавы, а скорее в силу их некомпетентности. Поэтому я всегда хожу в магазин тканей с …зажигалкой. Это единственный способ быть уверенным в своем выборе. Вытянуть пару нитей из образца ткани несложно. После их следует поджечь (не стоит это делать в магазине, а то могут выдворить) и оценить«останки». Если после сожжения нити образовались твердые остатки, то в ткани явно присутствует синтетика, поскольку органический материал образует рассыпающуюся между пальцев золу.

Итак, ткань приобретена, но не спешите натягивать ее на раму. При производстве тканей(особенно натуральных) выполняется аппретирование полотна – придание товарного вида путем пропитки «подкрахмаливающими» составами. Они могут исказить цвет либо вовсе не позволить лечь краске. Поэтому ткань тщательно прополаскивают в теплой воде. Заодно, рекомендуем сделать предварительное замачивание минут на15 при температуре не менее 600С, чтоб ткань «подсела» и не преподнесла неприятных сюрпризов в процессе эксплуатации.

КРАСКИ для БАТИКА. Расписать ткань в технике холодного батика вам помогут краски, специально для этого предназначенные. Просто подойдите в художественный салон и поинтересуйтесь ассортиментом красок для батика. Проще всего, для начала будет купить готовый набор.

Учтите, что для того, чтоб добиться определенного оттенка вам потребуется смешивать между собой различные цвета. Поэтому не удивляйтесь, если в наборе не окажется зеленого цвета – его получают соединением желтого и синего. Минимальный цветовой набор – красный, синий, желтый, черный. Все остальные цвета – их производные.

СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ! Что до стоимости и предназначения красок. Для экспериментальных образцов и проб в технике холодного батика выберите более дешевые варианты. Учтите, что краски бывают как универсальные (для всех видов натуральных тканей), так и специализированные (исключительно для росписи по шелку).

РЕЗЕРВИРУЮЩИЙ СОСТАВ и КОНТУР. Для того, чтоб зафиксировать краску в определенных границах используют специальный состав –резерв. По химическому содержанию это клеящая смесь из натурального каучука и бензина. Суть «работы» резервирующего состава заключается в пропитывании ткани в месте нанесения. В этой точке ткань становится невосприимчивой к воде и тканевым красителям.

Хотя, это не означает, что она останется в своем первозданном цвете. Если вы пожелаете, линию, образованную резервом можно сделать цветной. Для этого либо выбирают резервирующий состав нужного оттенка, либо по окончании работ сверху наводят акриловый или масляный контур (продается в тех же магазинах).

СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ! Резерв может быть разной консистенции от жидкого до более густого – чем он реже, тем быстрее выливается, а следовательно должна быть выше скорость нанесения линий.

Тем, кто только пробует работать в технике холодного батика рекомендуем пользоваться более густыми составами и подбирать к ним трубочки для нанесения резерва с большим диаметром отверстия. Тонкие трубочки и жидкие составы предназначены для филигранной работы с шифоном и ему подобным тканями, а до работы с ними следует еще «дорасти».

ИНСТРУМЕНТЫ для БАТИКА. Как упоминалось выше, для нанесения контура холодным резервирующим составом потребуется специальное приспособление. Выглядит оно следующим образом: полая стеклянная трубочка с емкостью для наполнения резервом и загнутым под углом 1350 кончиком. Наполнение инструмента резервом происходит с помощью маленькой резиновой груши (купите в аптеке).

Для нанесения красок следует приобрести натуральные кисти разных размеров:

  • для росписи фона и больших участков — № 9,
  • мелкие и средние фрагменты расписываются кистями в диапазоне от № 2 до № 7, причем для тонкой прорисовки годятся кисти только с тонкими кончиками, иначе рисунок получится грубоватым.

Для высветления отдельных участков пригодится уайт-спирит и тампоны, а для равномерного растекания краски по поверхности ткани не обойтись без обычной чистой воды.

Заготовьте набор емкостей для воды, промывки кистей и смешивания красок.

Ткань перед началом росписи натягивается на деревянный подрамник ,который либо приобретается в салоне, либо изготавливается вручную их реек.

Крепление ткани на подрамник происходит посредством кнопок либо современной альтернативы – канцелярских гвоздиков. Купите их с запасом.

Для того, чтобы перенести рисунок на ткань нужен эскиз в натуральную величину, водоисчезающий фломастер или хотя бы очень мягкий простой карандаш (можно использовать, если контуры будут темными).

Закреплять рисунок вы будете с помощью парового утюга ивам дополнительно потребуется два чистых отреза хлопчатобумажной ткани.

ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА

Для комфортной работы вам понадобится подготовить стол, застелить его тканью. Освещение над столом может быть как естественным, так и искусственным, но обязательно хорошим. Вам ведь надо будет различать тонкие линии и оттенки красок. На столе либо рядом с ним отведите достаточно места для красок и баночек. Стул, в первую очередь, обязан быть удобным – детальная прорисовка потребует комфортной фиксации корпуса.

Подготовленную ткань натяните на подрамник. Во избежание образования перекосов рекомендуем вам делать это в следующей последовательности:

  • предварительно намочите ткань, после высыхания она даст необходимое натяжение,
  • сначала закрепите полотно по центру короткой планки,
  • сильно натяните полотно и закрепите его с противоположной стороны,
  • проделайте ту же процедуру, но уже на длинной планке,
  • далее, закрепите оставшиеся участки, но учтите, что никакие провисания полотна не допускаются
  • накалывайте ткань достаточно густо, каждые 5 см
  • дайте полотну высохнуть.

ТЕХНИКА РОСПИСИ

Теперь, когда все необходимые подготовительные процедуры произведены, можно непосредственно приступать к росписи ткани в технике холодного батика.

ПЕРЕНОС РИСУНКА на ТКАНЬ

Как уже упоминалось, у вас должен быть эскиз в натуральную величину. В зависимости от собственных предпочтений вы можете воспользоваться следующими способами копирования рисунка на ткань.

Если ткань достаточно прозрачна, то эскиз подкладывают снизу и прикалывают булавками, после наводят контуры водорастворимым фломастером, мягким карандашом, профессионалы сразу же пользуются резервом.

Если прозрачность ткани оставляет желать лучшего, то эскиз накалывают сверху и переводят под копирку.

НАНЕСЕНИЕ РЕЗЕРВА

Стеклянную трубку наполняют резервирующим составом с помощью маленькой резиновой груши, повернув носик вверх. При нанесении контура носик опускают, точным и равномерным движением проводят линию.

Некоторые резервы продаются с горлышком-носиком,поэтому мастерицы рисуют прямо им, кому как удобнее… Линии должны быть непрерывными, не соединяться посередине, поскольку в начале линии часто происходит ее утолщение. Дайте резерву высохнуть.

СМАЧИВАНИЕ ФРАГМЕНТА ВОДОЙ

Вода нужна для того, чтоб краска, которой вы работаете растекалась по поверхности плавно и равномерно. Поэтому берем кисть, мочим и проводим по той части рисунка, которую будем заполнять цветом. Ткань в этом месте потемнеет, если при нанесении резерва произошел обрыв линии, вы это сразу же заметите – вода перетечет на соседний участок. Оставьте это место просыхать, а после наведите сплошную кривую. Фрагментов у вас достаточно, так что не теряя времени занимайтесь другими частями рисунка.

ПЛАВНЫЕ ПЕРЕХОДЫ ЦВЕТА


Краски наносятся кистью пока ткань не высохла. Сначала светлые, потом темные. Цвета растекаются, создавая плавные переходы. Работа продолжается пока ткань достаточно влажная. Если высохла – намочите и продолжайте работу.

Чтобы придать фрагменту объем (глубину) самые темные оттенки размещают вдоль контура и наносят тонкой кистью. Сейчас вы создаете цветовое заполнение, если потребуются тонкие и четкие линии – вы их сделаете на завершающем этапе работы.

РАЗМЫВАНИЕ КРАСКИ


Чтоб создать высветленную каплю на фоне достаточно капнуть в этом месте спиртом – краска плавно отступит к краям спиртового пятна.

Этот прием часто применяют для придания фону неоднородности.

Поэкспериментируйте с пятном на мокром и сухом фоне, чтоб понять суть «работы» эффекта.

АКВАРЕЛЬНЫЕ ПЯТНА


Интересно смотрятся на однотонном фоне акварельные пятна с контурами. Для их создания разбавленную краску наносят на сухую ткань и дают просохнуть перед нанесением следующего слоя пятен.

НАВЕДЕНИЕ КОНТУРА, ЛИНИЙ и ТОЧЕК


Когда все «малярные» работы завершены, наступает время для тонкой художественной прорисовки деталей. Здесь используют кисть №2 и работают по сухой ткани. Процесс очень кропотливый, поэтому займите на стуле положение поудобнее, чтоб ничто вам не помешало управлять кистью.

Если вы планируете закрасить резерв, то в конце работы используйте цветной акриловый либо масляный контур. Линии необязательно должны быть сплошными, прервите их пунктиром,проложите точками – найдите свою технику.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ РИСУНКА

Настал приятный момент оценки рисунка – если все, что задумали сделали, снимите полотно с рамы и разложите на утюжильной доске.

Выберите тепловой режим согласно составу вашей ткани. Обычно это «двоечка с паром». В течение 3-4х минут обрабатывайте доступный участок (размер гладильной доски) дайте остыть, переместите рисунок и повторите операцию, пока не зафиксируете краску на всем полотне.

Отложите батик на сутки: дайте ткани «отдохнуть, а краске закрепится. После прополощите в теплой воде с мягким моющим средством, чтоб удалить остатки и запах бензина от резерва. Не лишним будет чистое полотно опустить в подкисленную воду (добавьте уксус либо лимонную кислоту). Вам останется только просушить, проутюжить и обработать края вашего шедевра.

СОВЕТЫ для НАЧИНАЮЩИХ

Не беритесь сразу за объемные работы – «набивайте» руку и скорость на маленьких образцах. Создайте коллекцию миниатюр на ткани для размещения на стене, разместить их вам помогут статьи и .

Вряд ли стоит спешить с покупкой подрамника либо откладывать обучение из-за его отсутствия.Возьмите большие пяльца – они отлично помогут вам освоить азы. А когда почувствуете силу и уверенность – переходите на более масштабные проекты.

Не бойтесь экспериментировать – ищите свою технику и манеру исполнения. Та информация,которая сейчас вам предоставлена – всего лишь основы, а секреты техники мастера предпочитают держать в тайне.

Поначалу выбирайте более густые резервы и трубочки с большим отверстием и лишь почувствовав уверенность в движениях рук, можно начать экспериментировать на образцах шелка с тонкими трубочками и более текучим резервом. Чем тоньше ткань – тем тоньше трубка.

При нанесении резерва, его носик должен упираться в ткань перпендикулярно, иначе состав будет растекаться линией неравномерной толщины.

Поворачивайте носик вверх сразу же по окончании линии, чтоб на полотне не появлялись случайные капли.

Не откладывайте работу после нанесения резерва надолго – после 24 часов жирный бензин начнет расплываться за пределы контура и краска уже не сможет заполнить фрагмент без светлых зазоров.

Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.

История техники

Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость - резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

Техники холодного батика

Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.

К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.

Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики .

Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.

Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.

Необходимые инструменты

Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

Стеклянная палочка

Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.

Кисти

При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

Выбор материалов

Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.

Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

Холодный батик — техника выполнения

Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.

Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.

Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

Мастер-класс — холодный батик на платке

На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.

Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому , но вы можете взять за основу любой другой рисунок.

Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.

  • На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.

  • Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.

  • Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.

  • Обведите контур черным резерватором.

  • Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.

  • Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.

  • С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.

  • Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.

  • Затонируйте части изображения в контуре.

  • Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие завершающие детали.

Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.

Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.

В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.

Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.

Мастер-класс для начинающих по технике "батик" от Elleplatz.

Е сли кто то думает, что в изготовлении батика самое трудное нанести краску на ткань, то он ошибается, - это самое легкое и интересное из всего процесса изготовления работы. А весь процесс - это несколько последовательных этапов. И не все из них являются очень интересными. Судите сами.

Этап первый. Натягиваем ткань.

Рамки. Они могут быть различными по размерам, от маленьких до больших, и даже простые пяльца для вышивания подойдут. Принцип один, на рамку должна закрепляться ткань таким образом, чтобы все пространство для рисования было на весу. То есть рамка должна иметь профиль, проще сказать, бордюрчик по краям, как на фото. И эта сторона с бордюрчиком и будет лицевой стороной работы.

У меня несколько рамок, самая большая из них 135х135 см, ее я использую для росписи одежды, другие, которые поменьше, использую для изготовления шарфов и картинок (50х100), для шарфа натягиваю в два приема и он получается в готовом виде длиннее метра, и есть маленькие для картинок.

Рамки многоразового использования!

На них мы рисуем, но готовую работу реализуем не на них, иначе весьма накладно получится. Но об этом позже, сейчас мы еще только ткань натягиваем.
Если Вы начинающий исполнитель батика, то Вам достаточно одной рамки, или можно попробовать на больших пяльцах.
Кнопки я использую обычные канцелярские. Они прокалывают ткань и оставляют следы. Поэтому, в тех местах, где ткань не будет впоследствии обрезана, нужно использовать зажимы. Это Вам понадобится только в случае изготовления росписи, превышающей размеры Вашей рамки. Вот, например, когда я расписываю длинную юбку-солнце, она даже на мою большую рамку 135 х 135 см не умещается, и я расписываю ее частями в четыре приема, или в два приема, в зависимости от длины изделия. Я использую простые канцелярские зажимы для бумаги. Продаются и специальные в магазинах для художников, они, наверняка, очень хорошие и удобные, только я не пробовала.
Этими простыми кнопками я накалываю ткань по периметру рамки с торца вгоняя кнопки, или с обратной стороны, как душе угодно, но ткань при этом должна быть натянута руками достаточно туго, чтобы не провисала на рамке .

Теперь ткань.

Все рекомендации написаны в защиту шелка натурального. Это правильно. Натуральный шелк - красивая дорогая ткань и т.п. Я ее использую только на одежду и только на заказ!
Я использую любую тонкую ткань! Любую синтетику, хлопок, лен, атлас, все что угодно, и что недорого. Сейчас качество синтетических тканей таково, что полиэстер по своим свойствам может храниться дольше натурального шелка. Для одежды, конечно, он не обладает всеми свойствами натуральных волокон, но для картинок самый раз, да и для шарфиков вполне, и для юбки тоже хорошо.
Все ткани по-разному воспринимают резерв и краску, На одних растекается мгновенно, на других замучаешься размазывать, но любую можно в итоге разукрасить. Для начинающих рекомендую ткань с названием креп. Это оптимальный вариант, на котором и резерв хорошо ложится, и краска хорошо растекается до контуров.

Этап второй. Рисунок.

Вот мы и добрались до резерва. Ткань натянута на рамочку, и на нее нужно нанести рисунок.
Уберите подложку из бумаги, отложите ее, может, еще понадобится.
Поскольку все нормальные люди есть нормальные люди, то я не рекомендую брать пример с меня и наносить рисунок резервом на ткань сразу без предварительного рисунка карандашом на бумаге.
Поэтому, берем лист бумаги такого размера, которого у нас должен получиться готовый рисунок. И рисуем рисунок карандашом на этом листе. Затем подкладываем этот рисунок под ткань так, чтобы он просвечивал через нее, закрепляем в нескольких местах булавками, чтобы не съезжал, и обводим по контуру. Через креп, шифон, и другие ткани рисунок будет просвечивать. И через тонкий хлопок будет. А плотные ткани - это несколько сложнее, для начинающих лучше пробовать на тонких. Для специалистов: под рамку с плотной тканью ставим лампу направленного света и сводим рисунок.
Теперь у нас ткань с рисунком на рамке. И этот рисунок мы будем обводить резервом.
Резерв - это состав, который не позволяет краске растекаться по ткани. Мы будем делать холодный батик, потому что это проще и доступнее всем желающим.
Небольшое отступление для информации: Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Чем же отличается холодный батик от горячего?

В технике Холодный батик роль резерва выполняет специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Узелковый - это когда ткань окрашивается анилиновыми красителями, а перед окрашиванием складывается определенным образом, завязывается узелками.
Свободная роспись - это чем кто хочет кто во что горазд и красителями и резервом и краской масляной все в кучу, у художников получаются замечательные оригинальные неповторимые результаты.

Продолжаем. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Их легче купить, чем приготовить. Было когда то советское время, и все было страшным дефицитом, и мешали мы бензин с парафином. А сейчас все просто - пошел и купил за 40 - 50 рублей баночку резерва бесцветного. Если хочется цветной, тоже пожалуйста, хотя я делаю цветные резервы путем добавления в бесцветный небольшого количества масляной краски. Цвет получить можно любой, если получился густой, то разбавляется бензиномочищенным (для зажигалок). Но это мой каприз, потому как выбор большой всех цветов в продаже есть. Они продаются в баночках и в тюбиках.

Из баночек наносятся на ткань рейсфедером - стеклянными трубочками с резервуаром, из тюбиков просто выдавливаются сразу на ткань. Резерв наносим непрерывной линией. Принцип такой: Лучше несколько раз по одному месту, чем ни разу! Если Вы первый раз, то возьмите подкрашенный или цветной резерв, его лучше видно, чем бесцветный.
Для картинок можно использовать любые резервы. А для одежды лучше те, что в баночках, потому как красивые объемные резервы из тюбиков могут облезть при стирке изделия. Кроме того, те, что наносятся рейсфедером, жидкие, хорошо пропитывают ткань насквозь, и вероятность дальнейшего протекания краски минимальна. А из тюбика резерв обычно объемный и красивый, он проще наносится, но сложнее контролировать сквозное пропитывание ткани. Есть, конечно, способы: например, мыльным раствором можно проверить, но начинающим рекомендую нанести контур жидким резервом, а объемным из тюбика, если хочется, обвести контуры в конце работы, поверх нанесенной краски.

Контуры рисунка должны быть замкнутыми!

От резерва до резерва растечется краска, и она заполнит всю огороженную для нее поверхность. Если контур не замкнуть, то потечет краска дальше куда сама захочет, и поймать ее будет очень трудно.
Нанесли контур и поставили его сохнуть. До полного высыхания жидкого резерва обычно час, густого из тюбиков три, пять часов. Но Вам торопиться некуда, поставьте работу до завтра и будьте спокойны, за ночь точно высохнет.
А потом возьмете краски для батика, палитру в виде тарелочки или формочек из коробок с конфетами, и разукрасите свой батик по своему вкусу, как Вам нравится.

Если сомневаетесь, как его разукрасить, то достаньте отложенную бумагу с рисунком, возьмите акварельные или другие краски для бумаги и разукрасьте сначала бумагу. Посмотрите. Если понравилось, то также разукрашиваем ткань. Техника разукрашивания проста, кисточкой краску капнул - она течет себе до контуров. Это на крепе, на других хуже течет, но все равно растечется в итоге. Главное, не заехать кисточкой за контур на те места, где не должно быть краски.
Про краски. Они тоже разные. Есть такие, которые нужно запаривать, их лучше использовать для горячего батика, но можно и для холодного на картинки, которые стирать и мочить никто никогда не будет. А есть с меткой акрил, они запариваются утюгом. Вот их очень удобно использовать для росписи одежды. Они чуть дороже, но ассортимент!!! Даже если Вы никогда не умели и не умеете и не собираетесь учиться смешивать краски, то ими можно получить любой цвет в готовом виде за Ваши деньги. В моей палитре 10 баночек и этого достаточно много даже при моих бесконечных экспериментах.
Вот и все, самая приятная часть работы закончилась. Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками…

Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками. Быстро сохнет. Если Вы не захотели сверху на вашу картинку нанести контур из объемного резерва в тюбиках, или какой другой объемный контур, то через пару часов ваш батик высохнет. Если же нанесли какую обводку, то, соответственно, подольше будет сохнуть.
Когда рисунок высох его снимаем с рамки и проглаживаем утюгом очень хорошо для закрепления краски. Температура подбирается по максимальной температуре для данного вида ткани. Я еще потом через мокрую марлю утюжу, чтобы уж точно пропарилось хорошо. Если использовали объемный контур, то гладится изделие только с изнанки, эти контуры температуры совсем не любят, плавятся и могут прилипнуть к доске, так что удачи при утюжке.

Вот закрепили, а теперь все зависит от того, как вы собирались использовать данное изделие дальше. Это платок на голову? подол юбки? штора на окно? картина на стену? Понятно, что от этого зависит дальнейшая обработка и оформление изделия. Здесь я опишу самый сложный вариант - вариант картины на стену. Почему он для меня самый сложный? Да потому что он начинается так: Уговариваем два дня мужа, чтобы он сделал рамочку! Можно и три дня уговаривать. Вот для юбки или шторки проблем нет, села и сшила, а вот рамочку... Уговорили.

Вот он берет брус подходящего сечения и длины и делает из него рамку для батика. Подходящее сечение - это такое, чтобы как можно меньше, но готовая рамка бы при этом бы не вибрировала, а держалась жестко. Делать это так: Брус напиливаем на четыре части: по сторонам рамки, причем, концы спиливаем под углом 45 градусов, эти стыки и будем теперь склеивать. Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.

Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.

Обязательно выравниваем углы, чтобы все углы рамки были прямыми. На фото показан простой и всем доступный инструмент для выравнивания углов - это коробочка из под дисков.

Когда углы немного подсохли, вырезаем уголки из плотного картона и приклеиваем на углы, закрепляя их таким образом.

И теперь сушим рамку. Сохнет рамка на этом столе от пяти до десяти часов, много не мало, чтобы все хорошо приклеилось и закрепилось. А на следующий день, у меня обычно получается именно так, натягиваем на готовую рамку ткань с готовым рисунком. Это делается просто: намазывается клеем одна сторона и прикалывается ткань кнопками, потом противоположная сторона, а потом остальные. Если изделие большое, то первую сторону начинаем прикалывать с угла, а последующие от центра к краям. Теперь опять сушим. И опять сушим не менее пяти часов, а лучше 24 часа. Теперь кнопки можно убрать .

У нас получилась картина в технике батик на рамке, готовая для оформления ее багетом.

Тюльпаны в технике "Батик". Мастер-класс с пошаговыми фото

Автор: Максимова Надежда Юрьевна МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №239», г.Кемерово
Описание : данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
Назначение : сувенир может служить украшением интерьера или можно преподнести в качестве подарка.
Цель : знакомство детей с искусством батика.
Задачи:
1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества как «батик».
2. Учить правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и контуром.
3. Учить применять солевую технику.
4. Развивать умение поэтапно выполнять работу.
5. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, фантазию.
6. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
7. Вызвать желание сделать поделку своими руками.
Материалы и инструменты, необходимые для работы: деревянная рамка, кнопки, отрез шелковой ткани, акриловая краска по шелку, контур для рисования по ткани, эскиз рисунка на бумаге.

Расписать ткань в технике «батик» не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы выполненные в этой технике очень красивы и эффектны. К тому же процесс можно упростить, если наносить контур рисунка уже на затонированную ткань, а вместо специального резерва, который выдувается из специальных трубочек, можно использовать специальные контуры. Дети 5-7 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ конечно лучше выбрать попроще.

Основные этапы создания картины в технике «холодного батика»:
- подготовка всех материалов для росписи
- подбор ткани (лучше шёлк, крепдешин, можно искусственный)
- создание эскиза на бумаге
- натяжка ткани (предварительно постиранной, чтобы не было проблем в дальнейшем с «усадкой») на рамку
- заливка фона
- перенос эскиза на ткань
- обводка контуром эскиза
- проверка, чтобы не было протёков
- заливка цветом основных элементов
- закрепление картины утюгом (иногда это не требуется, всё зависит от красок)

Обычно для батика используют тонкие, плотные и гладкие ткани, такие как хлопок и шелк. Но можно поэкспериментировать и с синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.

Ткань натягиваем на раму. Я использую раму, в которую потом буду вставлять готовую работу. Но ее необходимо перевернуть,чтобы не замарать краской лицевую сторону. Оставьте припуски на ткани 2-3см.


Я пользуюсь кнопками.


Сначала закрепляю верхний угол и противоположный ему.


Затем нижний угол, и противоположный ему. Ткань при этом слегка натягиваю. Детям конечно на этом этапе необходимо помочь. От того как правильно натянута ткань, зависит насколько красиво и ровно ляжет краска.


Затем втыкайте кнопки на небольшом расстоянии друг от друга.


Для того что бы краска красиво растекалась, мочим ткань кистью. Выбираем кисточку пошире.


Делаем фон для нашей картинки. С помощью зеленой и желтой акриловой краски.


Наносим зеленую краску полосами. На расстоянии друг от друга.


Желтые полоски рисуем, заступив уже на окрашенные зеленые. Влажные краски сольются и образуют плавный переход.



Очень красиво выглядит солевой эффект. Пока краска не высохла, ею посыпают необходимый участок. Кристаллы соли частично впитают пигмент, появятся размытые белые пятнышки.



Заранее подготовленный эскиз подкладывают под раму. Рисунок должен просвечивать через материал. Карандашом перерисовываем его на ткань. Но можно и сразу рисовать контуром, если рисунок не сложный. Движения руки в этом случае более уверенные, и мы избегаем эффекта дрожащей линии. Хотя, кому как удобно!


Обводим рисунок с помощью черного контура, который не даст краске выйти за пределы рисунка. Важно чтобы контур хорошо проникал в ткань и линии были замкнутыми.



Начинаем роспись цветов. Работайте кистью, немного отступив от линии контура, чтобы краска растекаясь, не прошла за его пределы. Можно предварительно смочить чистой водой участок, с которым будете работать. Это дает более эффектное размытие красок.


Сначала используйте более светлую красную красочку, не дав ей подсохнуть, поверх наложите краску более темного оттенка.


Можно посыпать солью.



Раскрашиваем стебли и листочки, так же используя краски нескольких оттенков. Можно добавить и другой цвет, например желтый.

Батик — это разновидность творчества, когда на ткань наносят рисунок. История возникновения техники батик насчитывает много столетий. Предметы, которые сделаны с помощью батика, были очень популярны в свое время. Как правило, совершенству в этом случае, тоже не было предела.

Во многих странах, в таких, как — Африка, Индия, Индонезия, Япония — занимались подобным творчеством в основном женщины. Скорее всего потому, что такое занятие требует усидчивости кропотливого труда.

Виды батика

Есть несколько видов росписи, и многое зависит от используемого материала, техники и желаемого результата. Свойство любого вида в том, что один способ необходимо применить к шёлку, а другой подойдет для синтетики.

Теперь осталось узнать более детально, что можно выполнить техникой батик:

Горячи вид. В качестве основного материала применяется воск. Чтобы его нанести, нужен специальный инструмент — чантинг. Воск препятствует распространению красящего вещества, потому что не впитывает его.

Чтобы использовать воск для этих целей — его расплавляют. Именно поэтому такой вид батика и называются горячим. Наносится краска в несколько слоев, а воск удаляют после того, как все сделано. В основном для этого подойдет хлопчатобумажная ткань.

Холодный батик. Такой способ подходит для украшения шелка. Используется краска, сделанная на основе анилина. Резерв может быть густым, если в нем есть жидкие резиновые составляющие, для разбавления используют бензин.


В основном резину выдавливают из тюбиков, бензиновые же используют с помощью стеклянных трубочек. Применяются цветные и прозрачные резервы. Холодный вид предполагает нанесение в один слой, именно поэтому нужна особая аккуратность, в отличие от горячего метода.

Свободная роспись. Как правило, используется на натуральном шелке и искусственной ткани. Применяют для такого декора в основном масляные краски и анилиновые красители.

Складной батик «сибори». Принцип такой технологии состоит в перевязывании матери специальным способом, после чего наносится краска.

Узелковый вид. Это тот случай, когда на декорированной ткани делают много узелков, перевязывая их ниткой. Когда краска нанесена, узелки убирают.

Подготовка к работе

Занятие батиком всегда вызывает самые приятные эмоции, особенно когда появляются положительные результаты от работы. В дальнейшем, появиться свой стиль и уникальность. В самом начале лучше использовать холодную технику, потому что горячий вид будет намного сложнее.

Перед тем как приступить к работе необходимо к ней хорошо подготовиться. Буквально все зависит от качества красок. Стирать одежду с батиком необходимо в холодной воде с добавлением в нее уксуса. Далее будет перечень того, что нужно для творчества.


Пяльцы и рама

Если нужно сделать рисунок на маленького размера ткани, то для этого будут нужны пяльцы для вышивания. Но при больших масштабах, нужна рама или подрамник, на котором крепиться ткань.

Фиксируется материя на раме специальными крючками, которые имеются в комплекте. На подрамнике все делается проще, и закрепить материал можно с помощью иголки и нитки, только так, чтобы рама не касалась ткани.

На самом деле делается все намного проще, и закрепить материал можно простыми кнопками. Но шелк будет исключением в этом случае.

Бумага и ткань

Чтобы сделать проект, необходим обычный лист бумаги, такого же масштаба, как и рисунок на батике. Для того, чтобы нанести рисунок, нужна натуральная ткань: шелк, батист, двунитка.

Обратите внимание!

Не стоит использовать для этих целей толстый и плотный материал, так как красящий состав, может не пропитать волокна, что вызовет «взрыв» краски, и цвета могут перемешаться.

Материалы и инструменты

Резервирующее вещество, стеклянная трубочка для него и краски, все это имеется в наборе для батика. Также, есть контурная вода с дозатором, готовая к использованию. В этом случае стеклянная трубочка не нужна.

Если есть желание, то можно усложнить процесс и приготовить резерв дома, и не использовать трубочки, а найти насадки, которые потом одеть на бутылочку. Только варить смесь в состав которой входит бензин и резиновый клей не рекомендуется, так как кроме неприятного запаха, это занятие может стать причиной пожара.

Лучше просто купить готовый набор из всего что нужно для росписи ткани. Краски в нем бывают в жидком состоянии, иногда в виде порошка, который нужно растворить. Использовать лучше синтетические кисти.

Чтобы работать с батиком, нужно одевать старую, но удобную одежду, которую не жаль запачкать. Потому что краска, как правило, не выводится.

Обратите внимание!

От слов к творчеству

Теперь разберем подробно — как научиться рисовать техникой батик:

Сначала нужно туго натянуть ткань, чтобы она не провисала. Лучше всего использовать мокрое полотно, потому что после его высыхания появиться упругость у заготовки.


Подготовить эскиз, нарисовать сначала на бумаге карандашом, хорошо прорисовывая каждую деталь.

Закрепить бумагу под тканью, чтобы рисунок можно было перенести с бумаги на материю. Использовать для этого, лучше мягкий карандаш.

Обрисовать линии резервом. Резерв набирается так, чтобы носик трубочки опустился в емкость с контурной жидкостью, а на другом конце должна быть резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость втягивается в трубочку.

Надо проверить контур, после того, как высох полностью резерв. Нужно на батике мокрой кистью провести по рисунку по одной из сторон контура, и чуть позже проверить не пропиталась ли вода за линию резерва. Если есть места, где контур плохо просматривается, то необходимо после высыхания, снова прочертить для хорошей видимости.

Обратите внимание!

В конце процесса резерв необходимо выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине. Если этого не сделать, то частички резервирующего вещества застынут, и инструмент станет непригоден для использования. Готовое изделие можно оформить в рамку.

Бывает, что мастера не пользуются резервом, а просто наносят соль на еще не высохшую краску, она пропитывается ею и получаются интересные разводы. Это дает отличный эффект, а потом и уникальные композиции.

Ниже будут фото техники рисования батиком.

Профессиональное увлечение

Рано или поздно рисуя на ткани, можно почувствовать что техника батик стала намного лучше, и уже получается своими руками, создавать шедевры.


На сегодняшний день, многих людей интересует возможность заниматься росписью ткани. Ведь это дает шанс начинающему художнику использовать свой потенциал. Во время такого творчества, появится стиль и новые идеи. Со временем занятие батиком, станет намного интересней, чем просто рисовать на бумаге.

Если серьезно отнестись к этому делу, то можно получить хороший опыт и стать специалистом в этой области. Многие, кто имеет основной доход с этого творчества, в самом начале своего пути, не думали что будут успешными в этой сфере. В дальнейшем можно и самому давать мастер классы по технике батик.

Именно роспись на шелке очень хорошо оплачивается, и если начать этим заниматься, то можно в дальнейшем можно получать хороший гонорар на таком увлечении.

Фото техники батик



Похожие публикации