Ошибки в построении спп. Ошибка в построении сложного предложения. Ошибки в структуре словосочетаний
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.
Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.
Задание: исправьте ошибки в построении сложного предложения.
1. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. 2. Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом. 3. Андрей сравнивал свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по которому он ехал. 4. Снега было много в лесу, который лежал на ветках и деревьях. 5 К работе подключили и школьников, во главе которой был учитель математики. 6. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. 7. Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
Ошибки при смешении прямой и косвенной речи
Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.
1. Прав был Васька Пепел, сказал о Василисе, что «души у тебя нет». 2. Осуждая своих современников, М.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 3. Хозяйка представила меня жильцу и сказала, я им очень довольна.4. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что «хочу поломать копьё о конец поля половецкого». 5. Упрекая князей в разорении земли Русской, автор «Слова» говорит, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». 6. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.
РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ
Задание: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Тест 1
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии. | 1)ошибка в нанизывании инфинитивов |
Б. Открыв окно, мне стало холодно. | 2) ошибка в согласовании иноязычных географических названий и определяемого слова |
В. К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека. | 3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Г. Я не решался обратиться просить написать заметку в газету. | 4) ошибка в построении предложения с причастным оборотом |
Д. В штате Техасе были проведены учения. | 5) ошибка в построении предложения с однородными членами |
6) неудачный порядок слов в предложении. | |
7) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Тест 2
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду. | |
Б. Выставка-просмотр открыт ежедневно. | |
В. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружье, привязал собаку, взял рюкзак и побежал за ним. | 3) нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов |
Г. Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует. | 4) ошибка, связанная с неправильным употреблением местоимений |
Д. Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских писателей- классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов. | 5) отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного |
7) смешение прямой и косвенной речи |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Тест 3
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. | 1) нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов |
Б. Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. | 2) пропуск члена предложения |
В. Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол. | |
Г. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими –оказали огромное влияние | 4) загромождение сложного предложения придаточными |
Д. Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. | 5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
6) нарушение границ предложения | |
7) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Тест 4
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
1) загромождение сложного предложения придаточными | |
Б. Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши. | 2) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота |
В. Копившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подлинно народное восстание. | 3) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Г. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. | |
Д. Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее. | 5) нарушением связи между подлежащим и сказуемым |
6) ошибка, связанная с нарушением норм управления | |
7) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Тест 5
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских. | 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Б. Много молодежи пришли на вечер танцев. | |
В. В майские дни толпы людей можно было видеть повсюду: на улицах, площадях, бульварах, скверах. | 3) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота |
Г. Эту селедку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала. | 4) ошибка, связанная с нарушением норм управления |
Д. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. | 5) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения |
6) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении | |
7) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Тест 6
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов | 1) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота |
Б. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась. | 2) ошибка в построении предложения с однородными членами |
В. Согласно приказа ректора университета переходит на шестидневную форму обучения. | 3) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения |
Г. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость. | 4)неправильное построение предложения с косвенной речью |
Д. Никто из пришедших не поздоровались с ней. | 5) неверное образование формы причастия |
6) нарушение связи между подлежащим и сказуемым. | |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Тест 7
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. | 1) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Б. Проходя по дачному поселку, на меня пахнуло свежесть жасмина. | 2) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения |
В. В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги. | 3) ошибка в употреблении действительного причастия вместо страдательного |
Г. Управляющий производства отклонил данное предложение. | 4) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении |
Д. В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена. | 5) ошибка, связанная с нарушением норм управления |
6) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах | |
7) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Тест 8
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. Он считал, что будто мы его неправильно поняли. | 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Б. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое. | 2) смешение прямой и косвенной речи |
В. Большинство учителей и методистов объединило свои усилия в решении важной проблемы. | |
Г. Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась. | 4) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов |
Д. Машина будет использована не только для решения задач, а также для контроля. | |
6) ошибка в образовании формы существительного | |
7) ошибка, связанная с нарушением норм управления |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Тест 9
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. По завершению урока учитель вышел из класса, чтобы отдохнуть. | 1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
Б. Моя сумка не так красива, чем у подруги. | 2) ошибка в построении сложного предложения: неоправданное повторение одинаковых союзов |
В. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. | 3) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах |
Г. Я впервые прочитал роман «Капитанскую дочку», когда учился в третьем классе | 4) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Д. В одной из комнат, разграбленный бандитами, стоял запыленный стол. | 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
6) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | |
7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Ошибка в построении сложного предложения – ошибка, которую часто требуется определить в .
Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.
Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:
- Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;
- Составные союзы не должны быть искаженными;
- В предложении нельзя употреблять лишние союзы.
Ошибка в построении сложного предложения: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении сложного предложения», и исправим их.
Предложение:
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.
Верный вариант 1:
Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Верный вариант 2:
Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Предложение:
Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».
Верный вариант:
Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.
Предложение:
Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.
Верный вариант:
Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
Предложение:
Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».
Верный вариант:
Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.
Предложение:
Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.
Верный вариант:
Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса . Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе
Предложения, состоящие из двух или нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или один из главных членов), называют сложными. Части могут соединяться с помощью союзов или только с помощью интонации. В письменном тексте части сложного предложения обычно разделяются запятой или другими знаками препинания.
Ошибки в сложносочиненных предложениях
1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».
2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».
Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:
а) соединительных - для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».
б) противительных - для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки».
в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю».
г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда».
д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».
Ошибки в сложноподчиненных предложениях
1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».
4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:
а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи».
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».
7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».
8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».
Ошибки в бессоюзном сложном предложении
1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».
2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».
3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».
Ошибки в сложном предложении с различными видами связи
1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».
2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».
Ошибки в построении сложного предложения
Значительные речевые затруднения вызывает использование сложных предложений. Им и будут посвящены последние страницы нашего пособия.
Сложным принято называть предложение , имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое, к примеру: Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид?; Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес.
Части сложного предложения, соединяясь между собой сочинительной или подчинительной связью, образуют сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. Сложносочиненные предложения – такие сложные предложения, части которых связаны сочинительными союзами (а, но, и, зато, или … или, то … то и т.д.), к примеру: Ты сер, а я, приятель, сед; Сон одолел меня, и я заснул в каком-то блаженном упоении . Сложноподчиненные предложения – такие, части которых (ᴛ.ᴇ. главное и придаточные предложения) связаны подчинительными союзами или союзными словами (что, когда, который, как, потому что, хотя и т.д.): Крайнев поднял голову и увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин; Я мне могу точно сказать, когда это началось.
Часто встречающаяся синтаксическая ошибка – неупорядоченность структуры сложного предложения , которая затрудняет восприятие смысла высказывания, к примеру: На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности (нужно : На комбинате много сотрудников, работающих по специальности и хорошо показавших себя в труде ); Главное, чему крайне важно уделить внимание, - ϶ᴛᴏ художественной стороне произведения (нужно : Необходимо уделить внимание художественной стороне произведения. Это главное или: Главное, чему крайне важно уделить внимание, - ϶ᴛᴏ художественная сторона произведения ); Цитаты эти – неизвестно откуда автор их заимствовал (нужно : Автор не указывает источники цитат ); Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится в бывшем гараже (возможно : Комиссия осмотрела общежитие, оборудованное в здании бывшего гаража на выделенные руководством средства).
1.Иногда неточный порядок слов мешает верному осмыслению придаточного предложения:непонятно , к какому члену главного предложения оно относится, к примеру, в предложении: Вопрос к господину Руцкому, который не может не волновать всех нас, – не может не волновать относится к слову вопрос или к словам господин Руцкой? Очевидно, более точным будет: Вопрос, который не может не волновать всех нас, хотелось бы адресовать господину Руцкому или: Господин Руцкой! Позвольте Вам задать вопрос, волнующий всех нас. Ещё пример: Руководители, делая незначительные уступки работникам, которые нисколько не улучшили их положение, стараются предотвратить забастовку. Возможный вариант: Руководители, стараясь предотвратить забастовку, делают работникам незначительные уступки, нисколько не улучшающие их положение.
2. Средством связи частей сложноподчинённого предложения могут служить соотносительные слова – указательные местоимения, находящиеся в главном предложении и прикрепляющие к себе придаточное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ конкретизирует их значение, к примеру: Особенно страшно было то , что над огнём, в дыму летали голуби . Соотносительное слово крайне важно, если в главном предложении есть частица даже, только, лишь и т.п. и если придаточное предложение поясняет слово, с которым непосредственно не может сочетаться: Мы поняли только то , что Андрей провалил экзамен; Я всегда был за то , чтобы прекратить наши споры и найти разумное решение. В остальных случаях их использование необязательно или противопоказано.
В последние годы очень часто приходится сталкиваться с неоправданным или неправильным употреблением соотносительных слов . К примеру, в предложениях: Мы подумали то, что экзамен будет летом; Я мечтаю, то что я буду юристом – нет никаких оснований для употребления соотносительного слова то . Это грубая ошибка требует обязательного исправления : Мы подумали, что экзамен будет летом; Я мечтаю стать юристом. Соотносительное слово может быть употреблено в неправильной форме: Таня боялась то, что Егор догадается о ее планах. В этом предложении крайне важно исправление ошибки в управлении глаголом местоимением то : Таня боялась того , что Егор догадается о её планах. Но лучше совсем устранить соотносительное слово: Таня боялась, что Егор догадается о её планах , – так как в этом предложении использование соотносительного слова необязательно, поскольку оно не влияет смысл высказывания.
3. Ошибка зачастую возникает при использовании прямой речи и замене её косвенной . В предложении: Лермонтов печалится по поводу незавидной участи своих современников и говорит, что «Печально я гляжу на наше поколенье», – прямая речь неуместна. В случае если же крайне важно указать на стихотворение, то лучше его процитировать более полно. Высказывание может выглядеть, к примеру, так: Лермонтов глубоко переживает нравственную пустоту и душевную вялость своих современников. В стихотворении «Дума» он с горечью пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее иль пусто, иль темно, меж тем…» и т.д.
Другой пример: Как писала мать Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь брату. Надо : Мать писала Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь ему.