Бархатные революции в восточной европе год. Период «Бархатных революций» в Восточной Европе. Какие силы пришли к власти

ГДР являлась ключевым объектом «бархатной» революции, поскольку именно здесь проходила западная граница советского геополитического блока. Здесь с особой остротой ощущался «демонстрационный эффект» западного образа жизни и западных потребительских стандартов, поскольку по обе стороны границы жили люди одного и того же народа. В условиях наступления общества массового потребления вся Восточная Европа проиграла соревнование с Западом в сфере «престижных» материальных условий жизни, что сыграло решающую роль в успехе революций 1989 г. В ГДР это проявилось крайне резко.

До конца 1980-х годов никаких массовых выступлений немцев не было. Приход к власти в СССР М.С.Горбачева и его политика перестройки кардинально изменили ситуацию - началась активная дестабилизация государственности ГДР. Передачи западногерманского телевидения, всегда свободно доступные в ГДР, широко освещали ход реформ в Восточной Европе. Все большее число людей решались написать заявление о выезде в ФРГ - только в первом полугодии 1989 года таковых было 125 тысяч. Многие представители интеллигенции и церковные деятели стали открыто критиковать режим за отсутствие политических и культурных свобод.

Правительство ответило изгнанием из страны некоторых видных диссидентов. Однако диссиденты ГДР все чаще ссылались на требования гласности и перестройки по примеру СССР. Влияла и ситуация у соседей - 17 апреля в Польше снова была разрешена «Солидарность», 2 мая Будапешт открыл границы для венгерских граждан, 4 июня в Польше оппозиция приняла участие в парламентских выборах.

Еще более сильным сигналом в середине июня послужил визит Горбачева в ФРГ, во время которого было подписано совместное заявление, в котором Горбачев провозгласил право каждого государства свободно выбирать собственную политическую и социальную систему. К этому времени в ГДР с той же целью уже регулярно совершались попытки организовать митинги, так как коммунальные выборы 7 мая, которые оппозиция объявила фальсифицированными, дали к этому повод. Внимательно следя за подаваемыми и советским руководством, и Западом сигналами, оппозиция все меньше боялась бросить режиму открытый вызов. В это же время в ГДР уже возникли первые независимые партии («Демократию - сейчас», «Новый форум», «Демократический выезд» и Социал-демократическая партия ГДР).



Непосредственной причиной дестабилизации стала проблема беженцев, вызванная открытием для последних венгерской границы. Решение об этом Венгрия приняла уже 24 августа 1989 г. в результате контактов между Г. Колем, премьер-министром и министром иностранных дел ВНР. 9 сентября 1989 г. Венгрия полностью открыла свои границы для граждан ГДР. До конца сентября около 25 тысяч немцев прошли через эту «брешь» в Австрию, а через нее в ФРГ. В Праге и Варшаве тысячи граждан ГДР выжидали на территории посольств ФРГ, пока Бонн не добился для них права на выезд. 4 октября поезда с опечатанными вагонами привезли на Запад более семи тысяч беглецов.

6 октября в Восточном Берлине состоялось официальное факельное шествие около ста тысяч членов организации социалистической молодежи, а двумя днями позже в Лейпциге на улицу вышли 70 тысяч противников режима под лозунгом «Мы - один народ». Все происходило дисциплинированно и мирно. Красноречива динамика: 25 сентября в Лейпциге на демонстрацию вышло пять тысяч человек, всего неделей позже уже 20 тысяч, а еще через неделю - 70 тысяч.

В начале октября на празднование 40-летия ГДР прибыл М.С. Горбачев, который дал понять, что Советский Союз не станет вмешиваться в дела ГДР. 7 октября 1989 г. Горбачев выступил в берлинском Дворце Республики со своей знаменитой речью, где он предупреждал руководство ГДР, что «жизнь его накажет, если оно будет опаздывать». Был пущен слух, будто Горбачев заявил руководству ГДР, что советские войска в ГДР выступят не на его стороне. Руководство ГДР, предоставленное само себе, разделилось. Хонеккер, только что оправившийся от серьезной операции, выступил за применение силовых методов. Большинство членов политбюро ЦК СЕПГ не согласилось, и в середине октября Хонеккер и его союзники были вынуждены уйти в отставку. Во главе партии стал Эгон Кренц. Перед общественностью он ни разу не появился.

В научных кругах уже обсуждались модели «чистки», которую могли бы возглавить умеренные кадры СЕПГ и представители правозащитных движений. 23 октября в Лейпциге на улицу вышло 300 тысяч человек, а 4 ноября на Александерплатц в Восточном Берлине - около миллиона. Одновременно росло число тех, кто бежал на Запад через другие страны восточного блока. В течение пяти дней почти 50 тысяч восточных немцев покинуло ГДР через ЧССР. Это уже не имело практического смысла и было частью спектакля «бархатной» революции. Как позже писали социологи, «демократические ориентации восточных немцев не в последнюю очередь объяснялись желанием жителей бывшей ГДР присоединиться к богатому западному собрату».

Совет министров во главе с премьер-министром Штофом ушел в отставку 7 ноября. Правительство возглавил Х. Модров, секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ. Новое руководство попыталось стабилизировать ситуацию, пойдя навстречу некоторым требованиям демонстрантов: было предоставлено право на свободный выезд из страны и провозглашены свободные выборы.

После того, как 9 ноября манифестанты разобрали стену, разделявшую Восточный и Западный Берлин, в массовое сознание стали внедрять идеюобъединения двух Германий . Эта, с геополитической точки зрения едва ли не главная проблема в тот момент, стала предметом крупномасштабных закулисных переговоров и махинаций. Начать с того, что когда переговоры по этому вопросу уже шли вовсю, внутри СССР Горбачев во всеуслышание категорически отрицал возможность ликвидации ГДР.

Эту установку официально поддерживала и ФРГ. 11 октября 1989 г. в телефонном разговоре с М.С. Горбачевым тогдашний канцлер Германии Г. Коль заявил: «Хотел бы заверить Вас, что ФРГ ни в коей мере не заинтересована в дестабилизации ГДР, не желает ей плохого. Мы надеемся, что развитие там не выйдет из-под контроля, что эмоции последнего времени улягутся. Единственное, чего нам хочется - это то, чтобы ГДР присоединилась к вашему курсу, курсу прогрессивных реформ и преобразований. События последнего времени подтверждают, что ГДР уже созрела для этого. Что касается ее населения, то мы за то, чтобы жители ГДР оставались у себя дома. Мы не собираемся их будоражить, склонять к каким-то действиям, за которые нас потом стали бы упрекать».

Однако 28 ноября 1989 г. в Бундестаге канцлер Коль заявил о курсе на воссоединение Германии. Тремя неделями позже, когда он прибыл в Дрезден на консультации с Модровом и вышел из самолета, его встретила ликующая толпа, над которой развевался флаг ФРГ.

Интенсивные переговоры по этому вопросу велись между Горбачевым, администрацией США и правительством Великобритании. Позиция Великобритании была изложена на встрече Горбачева с послом Р. Брейтуэйтом 17 ноября 1989 г. Эта позиция была очень осторожной, посол особо подчеркнул, что «со стороны всех - и моего правительства, и наших союзников - присутствует очень хорошее понимание, что нельзя вмешиваться в дела ГДР, даже не давать поводов, которые могли бы быть расценены как вмешательство или как посягательство на безопасность ГДР, вообще стран Варшавского Договора, на вашу безопасность. Это главное - чтобы не было вмешательства ни с чьей стороны». Фактически, Горбачева предупреждали, чтобы он не вздумал подталкивать ГДР к ее слиянию с ФРГ, не оказывал давления на руководство ГДР, «не посягал на ее безопасность».

Считается, что США тем более не хотели усиления Германии. 3 декабря, на переговорах, проходивших в расширенном составе, Буш, после консультаций со своими советниками, вернулся к германской проблеме. «Вчера в беседе с глазу на глаз, - сказал он, - мы обсудили, хотя и не вдаваясь в детали, проблему воссоединения Германии. Я надеюсь, вы понимаете, что от нас нельзя требовать, чтобы мы не одобряли германского воссоединения. В то же время мы отдаем себе отчет в том, насколько это деликатная, чувствительная проблема. Сформулирую эту мысль несколько по-другому: ни я, ни представители моей администрации не хотим оказаться в позиции, которая выглядела бы как провокационная. Подчеркиваю этот момент… Мы хорошо понимаем значение раздела Хельсинкского Акта о государственных границах в Европе».

11 декабря 1989 г. американская позиция по «германскому вопросу» была уточнена Л. Горовицем в его беседе с В.В. Загладиным. По словам Горовица, Буш «ни в коем случае не хочет допустить воссоединения Германии, но, с одной стороны, не считает для себя возможным открыто выступать с этой позицией, а, с другой - не знает, что реально можно предпринять». Собеседники в итоге констатировали, что руководители и СССР, и США едины в намерениях «сдержать немцев». На деле Горбачев делал все, чтобы объединение произошло как можно быстрее.

В декабре 1989 г. Кренц, пробыв на посту главы партии 46 дней, ушел в отставку. На съезде в январе 1990 г. СЕПГ была переименована в Партию демократического социализма (ПДС). Председателем партии стал Грегор Гизи, юрист, защищавший при Хонеккере восточногерманских диссидентов. На выборах в марте 1990 г. победу одержал блок партий, выступавших в союзе с западногерманским Христианским демократическим союзом (ХДС). Лотар де Мезьер, лидер восточногерманского ХДС, был избран премьер-министром ГДР. Под его руководством был осуществлен быстрый демонтаж прежнего аппарата управления. 3 октября 1990 ГДР перестала существовать, будучи присоединена к ФРГ. Достигнутые ранее договоренности об «объединении» двух Германий были просто отброшены.

«Бархатная» революция в ГДР произошла в кратчайшие сроки, буквально за один год. Восточные немцы смогли «влиться в Запад» моментально, скачкообразно - просто переступив через обломки стены. Они раньше других соседей по СЭВ испытали и потрясение от близкого знакомства с вожделенным Западом. Н.Коровицына пишет: «В 1990-1991 гг. во всех странах региона господствовало явное предпочтение общественной и экономической системы капитализма. Исключение составляла только Восточная Германия, где новый строй ассоциировался с коррупцией, эгоизмом, прибылью и лишь в перспективе - со справедливостью и благополучием. Отличие этой страны от остальных не в последнюю очередь объяснялось разочарованием восточных немцев в социальных последствиях разрушения Берлинской стены. Идеализированный образ капитализма, существовавший прежде у них, как и у остальных народов региона, сильно поколебало столкновение с реальной действительностью. Здесь это произошло раньше, чем в других странах».

Как считают немецкие социологи, либеральная модернизация Восточной Германии представляла собой особый на общерегиональном фоне путь наиболее стремительных и глубоких перемен - «трансформации через объединение». Это единственный в постсоциалистическом сообществе случай наиболее благоприятного развития при активном финансово-экономическом участии со стороны Западной Германии. Тем не менее, восточные немцы пережили свою шоковую терапию, включающую, как и везде, деиндустриализацию, скачкообразный рост безработицы (в 1990-1992 гг. треть занятых лишилась рабочих мест), небывалый демографический кризис. Несмотря на наступивший вскоре реальный рост благосостояния, сокращение различий в уровне жизни населения западной и восточной частей страны, динамика массовой адаптации к переменам во второй половине 1990-х годов замедлилась. «Внутреннего единства» Германии к концу десятилетия реформ так и не было достигнуто.

В самое последнее время 76% восточных немцев считает социализм «положительной идеей, которая была плохо воплощена в жизнь» - и лишь 1/3 удовлетворена тем, как работает «демократия».

Бархатные революции -- искусственные революции, результат воздействия современных политических технологий, примененных в отношении стран с неустойчивой элитой и слабыми историческими традициями суверенитета.

Как правило, бархатные революции выражаются в массовых выступлениях, поводом для которых являются якобы имеющие место нарушения демократических процедур. Итогом бархатных революций становится долгосрочное падение производства в стране, ухудшение инвестиционного климата, постоянная ротация элит, правительственная чехарда, сопровождаемая многократным перераспределением и разграблением ресурсов и активов, утрата доверия масс к демократическим процедурам, цинизм, десуверенизация страны, попадание ее в полную зависимость от других государств, от западных грантов и кредитов, от фондов, НГО и НКО, установление в стране режима управляемой демократии. бархатный революция политический европа

Словосочетание «бархатная революция», вошедшее в обиход в конце 1980-х - начале 1990-х гг., строго говоря, не вполне отражает истинный характер процессов, которые в социальных науках описываются термином «революция». Последний всегда обозначает глубокие, коренные, качественные изменения в экономической, социальной, политической сферах, приводящих к радикальной трансформации всей жизни социума, к смене модели общественного устройства.

«Бархатные революции» -- обобщающее название процессов, происходивших в странах Центральной и Восточной Европы в конце 1980-х -- начале 1990-х гг., когда кризис мировой социалистической системы обернулся распадом сначала Варшавского Договора, СЭВ и других наднациональных структур, крахом коммунистических режимов, а затем и самого СССР, ядра, системо- и смыслообразующего центра мирового социализма.

Своеобразным символом этих перемен стало крушение Берлинской стены в 1989 г. Свое название эти политические перевороты получили потому, что в большинстве стран т. н. «народной демократии» они произошли бескровно, относительно мирным путем (за исключением Румынии, где вылились в вооруженное восстание и расправу без суда и следствия над бывшим диктатором Н. Чаушеску и его женой).

Перевороты во всех без исключения социалистических европейских странах, кроме Югославии, произошли сравнительно быстро, почти одномоментно, в соответствии с пресловутым «принципом домино».

На первый взгляд, совпадение по времени и схожесть сценариев «революций» должны вызвать удивление, ведь социалистические страны Восточной и Центральной Европы заметно отличались друг от друга и уровнем экономического развития, и социально-классовым составом, да и традициями. У развитой в экономическом отношении Чехословакии больше было общего с соседней Австрией, нежели с, казалось бы, идеологически родственными Албанией -- самой бедной страной Европы, или аграрной Болгарией. Элементы рынка, которые Иосип Броз Тито вводил в югославскую экономику, делали ее непохожей на народное хозяйство Румынии, основанное на жестком планировании.

Хотя население всех стран соцлагеря испытывало общие для всех государств с плановой экономикой и авторитарным стилем правления проблемы, уровень жизни в некоторых из них был достаточно высоким, гораздо выше, чем в «метрополии». И вряд ли тысячи людей вышли на улицу из-за чувства социального протеста и невыносимо тяжелых условий жизни.

То, что все «бархатные революции» в столь различных государствах произошли почти одновременно и практически по одному и тому же сценарию, свидетельствует о том, что они были не следствием внутренних социальных противоречий, а исключительно результатом вмешательства извне.

В каждой из стран Восточной и Центральной Европы сложилась специфическая ситуация, но механизм разрушения был везде один и тот же. Еще в июне 1982 г. президент США Р. Рейган и Папа Римский Иоанн Павел II в ходе тайного совещания обсуждали, как ускорить процесс разрушения социалистического лагеря. Мишенью избрали Польшу и сделали ставку на «Солидарность» -- первый в социалистических странах независимый профсоюз, созданный летом 1980 г.

Вскоре «Солидарность» начала получать из-за рубежа существенную материальную и финансовую помощь через католическую церковь. Поставлялось техническое оборудование: факсы, печатные станки, ксероксы, компьютеры. Деньги поступали из фондов ЦРУ, из американского «Национального фонда демократии», из основанного Дж. Соросом фонда «Открытое общество», от западноевропейских профсоюзов и с тайных счетов Ватикана. Именно тогда же была разработана программа доведения до краха советской экономики. В 1989 г. «Солидарность» победила на первых в бывшем соцлагере свободных парламентских выборах, а в декабре 1990 г. президентом Польши был избран один из лидеров «Солидарности», электрик гданьской верфи Лех Валенса.

16 ноября -- 29 декабря 1989 г. в результате уличных акций протестов произошло бескровное свержение коммунистического режима и в Чехословакии. Начало революции положила студенческая демонстрация, к которой присоединилась театральная интеллигенция. 21 ноября оппозицию поддержал кардинал Чехии. И, наконец, 29 декабря 1989 г. парламент страны избрал на пост президента писателя-диссидента Вацлава Гавела.

Именно события в Чехословакии получили название «бархатная революция» (чешск. sametovа? revoluce), впоследствии применяемое к подобным способам бескровного свержения власти при участии западного капитала, политических технологий и «демократических институтов».

Подобный сценарий был успешно реализован и в других странах бывшего соцлагеря. Не удалось реализовать этот сценарий лишь в ГДР, где западным спецслужбам оказалось не под силу сформировать сколько-нибудь серьезную оппозицию: в Восточной Германии действовала одна из самых эффективных служб безопасности в мире.

Мощнейшее давление оказывала на немецкое социалистическое государство Федеративная Республика Германия, потратившая при поддержке США миллиарды марок и долларов на то, чтобы из Западного Берлина, расположенного в самом сердце Восточной Германии, сделать образцовую витрину капитализма.

На протяжении всех четырех десятилетий истории ГДР это оказывало исключительно сильное психологическое и идеологическое воздействие на население этой республики, исподволь размывало моральные устои восточногерманского общества. Противодействовать этому Германская Демократическая Республика могла исключительно при помощи своего главного союзника.

Но к концу 1980-х гг. советское руководство во главе с М. Горбачевым предательски бросило ГДР на произвол судьбы, как и другие дружественные режимы в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке, и, более того, приветствовало насаждение Западом «демократий» в этих странах. Хотя ни для кого не было секретом, на чьи деньги «боролись с тоталитаризмом» вчерашние «узники совести». Предельно откровенно говорил об этом президент-диссидент тогда еще единой Чехословакии В. Гавел: «Запад не может сохранять безразличие к тому, что происходит в странах, которые западные демократии постоянно поощряли в борьбе».

По схожему сценарию события развивались и в Советском Союзе -- сначала в Прибалтике, затем в республиках Закавказья. Кульминацией управляемого развала стал августовский переворот 1991 г. -- типичная «бархатная революция».

Специфически российской (советской) чертой следует считать то, что «пятая колонна» формировалась не столько из маргиналов -- диссидентов и отказников, сколько из партийно-государственных деятелей, занимавших высшие посты страны: М. Горбачева, А. Яковлева, Э. Шеварднадзе, многочисленных работников идеологического фронта, контролировавших средства массовой информации, творческой интеллигенции.

После победы августовской «демократической революции» именно партийная элита выступила инициатором беспрецедентной антикоммунистической истерии, не уступавшей по размаху той, которой сопровождались расправы над коммунистами в Восточной и Центральной Европе в 1989-90 гг.

Принятый в ряде стран закон о люстрации, в общих словах сводящийся к запрещению занимать посты на госслужбе тем, кто раньше состоял в коммунистических партиях, был, пожалуй, самой безобидной из репрессивных мер, применявшихся к бывшим коммунистам этих стран.

Другое отличие от «бархатных революций» в Европе было обусловлено многонациональным характером нашего государства, его сложным, многоуровневым национально-территориальным устройством. Поэтому в Закавказье и на Северном Кавказе (Карабах, Абхазия, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Южная Осетия), в Приднестровье и в Средней Азии -- в отличие от Прибалтики, России, Белоруссии, Украины -- события стали развиваться не по «бархатному», а по югославскому сценарию.

Вторая волна «бархатных революций», которые принято называть «цветными», приходится на начало XXI в. Локализованы они были исключительно на пространстве бывшего СССР. Запад инициировал их только потому, что стала возрастать роль России в мировой политике в целом и ее влияние на пространстве СНГ, где она начала возвращть утраченные в начале 1990-х гг. позиции.

Не случайно первая из «цветных» революций, т. н. «Революция роз», произошла именно в Грузии, которая все годы существования СНГ являлась его наиболее слабым звеном. 2 ноября 2003 г. после проведения парламентских выборов представители грузинской оппозиции объявили их сфальсифицированными, что вызвало всплеск массовых акций протеста в столице Грузии. 22 ноября оппозиционеры во главе с М. Саакашвили сорвали первое заседание новоизбранного парламента и объявили о своей победе и «переходе на новый курс демократического развития страны». В январе 2004 г. на внеочередных президентских выборах Саакашвили одержал победу. С тех пор клика Саакашвили, сменившая режим Шеварднадзе, проводит откровенно проамериканскую политику и напрямую финансируется структурами Дж. Сороса (с марта 2004 г. Фонд развития и реформ выплачивает новому руководству Грузии дополнительную зарплату в размере 10 млн долларов в год) и деньгами американских налогоплательщиков.

Аналогичным образом развивались события на Украине, когда в нарушение всех демократических норм и Конституции под откровенным давлением США и европейских государств в 2004 г. был проведен третий тур президентских выборов на фоне «оранжевой революции».

Начало «оранжевой революции» пришлось на 22 ноября 2004 г. -- следующий день после второго тура президентских выборов. В тот день в 10.30 утра на главной площади Киева началась запланированная задолго до оглашения результатов выборов акция гражданского неповиновения. Общественное мнение было разогрето заранее по всем доступным «оппозиции» информационным каналам, прежде всего, по интернету, активно насаждавшим мысль, что если победит не В. Ющенко, значит, результаты народного волеизъявления сфальсифицированы и надо бросать работу и идти митинговать на площадь. В результате уже к концу первого дня «оранжада» на майдане вырос целый городок из 200 палаток, который населило более 10 тыс. лоботрясов.

С каждым днем народные гуляния все больше превращались в карнавал, приметами которого стали полумиллионные толпы, рок-фестиваль в режиме нон-стоп, отряды студентов, бойкотирующие учебу, чай и водка из пластмассовых стаканчиков, драки с «бело-голубыми», повальный промискуитет, оранжевые мячи на матче «Динамо» (Киев) -- «Рома» (Рим), оранжевые шапки и шарфы, оранжевые ленты на трусах В. Кличко в бою с Д. Уильямсом.

Однако уже вскоре стало понятно, что происходящее на Украине -- это не слом социально-экономического строя, а обычный перехват власти, драка за место у кормушки.

Кампания Ющенко, сыгравшего на надеждах простых людей на перемены к лучшему, оказалась вполне техничной. Ющенко грамотно навязал оппонентам повестку дня «власть против оппозиции», удачно обыграл историю с отравлением, собрал деньги западных инвесторов иБ. Березовского, щедро надавал обещаний, эффективно договорился с Л. Кучмой на знаменитой встрече в Мариинском дворце о легитимации третьего тура выборов взамен на значительное увеличение полномочий Верховной Рады и фактическое превращение Украины из президентскопарламентской республики в парламентско-президентскую.

Практически ни одного из своих многочисленных обещаний Ющенко не сдержал. Уже в течение 2005 г. рост ВВП, достигавший перед началом президентской кампании 12% в год, упал более чем в 4 раза, сократился из-за реприватизационных скандалов приток иностранных инвестиций в страну. А на парламентских выборах 2006 г. народ отверг американских ставленников -- «оранжевых», проголосовав за партию главного оппонента Ющенко -- В. Януковича.

Не удалась «революция» по-американски и в Узбекистане, где президент И. Каримов, сделавший было ставку на Запад, вскоре осознал свою ошибку и силой подавил в Андижане попытку переворота.

«Революция тюльпанов» в Киргизии тоже не достигла своих целей. Управляемая толпа «революционеров», свергнувшая А. Акаева в 2005 г., привела к власти К. Бакиева, который практически сразу позиционировал себя как политик, склонный к тесному союзу с Россией и другими государствами СНГ.

5 апреля 2009 г. после парламентских выборов в Молдавии, где победу одержала компартия, в Кишиневе начались акции протеста оппозиции, обвинявшей власть в фальсификации. Европейские наблюдатели признали выборы законными, честными, и даже «достойными подражания». Протесты переросли в массовые беспорядки, в ходе которых протестующие разгромили здания парламента и президентскую резиденцию. Несколько сотен человек получили ранения. 6 апреля молодежь на несколько часов захватила власть в Кишиневе. Манифестанты скандировали: «Мы -- румыны». Было взято штурмом здание парламента. Беспорядки были прекращены к утру 8 апреля. Президент Молдавии В. Воронин возложил вину за произошедшие погромы на Румынию. Позднее появились доказательства причастности к беспорядкам Госдепартамента США.

Причина успеха «бархатных революций» ХХ в. -- в слабости и капитулянтской политике «невмешательства» М. Горбачева и его клики. Провал большинства «цветных революций» на постсоветском пространстве впрямую обусловлен четкой позицией нынешнего российского руководства, укреплением экономической и военной мощи страны, ростом влияния в государствах СНГ сил, ориентированных на Россию.

Политическая ситуация в странах «победивших бархатных революций» красноречиво свидетельствует об истинных намерениях их лидеров. Проводившиеся под флагом демократических реформ, эти революции не привели к установлению в Грузии и на Украине подлинной демократии. Авторитарные правительства Саакашвили и Ющенко -- Тимошенко находят все меньше поддержки у населения, навязывая против его воли вступление в НАТО, раздувая антироссийские настроения, ущемляя в правах русскоязычное население, подавляя демонстрации протеста.

Подобная ситуация характерна для Чехии и Польши, где большинство населения протестует против установки на территории этих стран элементов американского ПРО, в то время как их правительства выполняют все указания своих заокеанских хозяев, наглядно иллюстрируя действие механизма управляемой демократии.

Рубеж 80-90 гг. XX века является особенно значимым в истории Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии. В это время прошли бархатные революции в Восточной Европе, коренным образом изменившие расстановку политических сил в этом регионе.

«Бархатной революцией» в исторической науке принято именовать политические перевороты в ряде восточноевропейских стран. Революционными они считаются, потому как принесли глубокие перемены в сфере экономики, политики, культуры, трансформировали модель общественного устройства. Бархатными их называют потому, что изменения совершались без массовых кровопролитий, за исключением событий в Румынии с жестоким убийством диктатора.

Румыния (1989г)

Бархатная революция в Чехословакии


Польша


Бархатные революции в восточной Европе произошли в достаточно короткие сроки и имели схожий сценарий развития. Этому есть объяснение: их вдохновители преследовали одни и те же цели, высказывали общее недовольство существующим режимом власти и ссылались на одни и те же причины неудовлетворительного уровня жизни.

Причины бархатных революций в странах Восточной Европы

Существует мнение, что начало бархатных революций в странах Восточной Европы связано с несколькими основными факторами:
  • Кризисное положение социалистической модели развития. Тоталитаризм и авторитарность власти стали тормозом в развитии научно-технического прогресса (НТП) и помехой для процветания в сфере экономики. Страны восточноевропейского региона значительно отставали от капиталистических государств, с которыми когда-то шли «рука об руку» по многим показателям. Различия были заметны и в уровне жизни людей: страдало качество медицины, наблюдался регресс социальной обеспеченности, духовной и образовательной сферы.
  • Ухудшение положения государств Восточной Европы на международной арене. Виной этому явилась командно-административная система управления, для которой характерно централизованное экономическое планирование и сверхмонополизм. Неповоротливость этой системы привела к неэффективности производства, его отставании, задержке научно-технической революции. С конца 1970-х гг. руководство стран Западной Европы и Соединенных штатов Америки относилось к странам социалистического лагеря как к второстепенной силе в мировой политике и экономике. Конкурировать на равных с капиталистическими державами восточноевропейские государства могли разве что в военной сфере, но и то за счет ресурсов военного потенциала Советского Союза.
  • «Перестройка». Прогрессивная восточноевропейская молодежь, наблюдая за процессом реформирования идеологии, политики и экономики в СССР, ожидала, что подобные преобразования коснуться и их родины, что приведет к улучшению ситуации в общественно-политической сфере.
  • Несостоятельность политических партий. Для проведения преобразований и улучшения уровня жизни населения страны Восточной Европы в годы бархатных революций нуждались в зрелой политической силе. К правящей партии доверие было утрачено: она воспринималась как часть советской бюрократической машины, внутри нее также наметились противоречия – началась борьба консерваторов и реформаторов, что также ослабило ее позиции.
  • Национальная гордость. Недовольство людей политикой Советского Союза в отношении внутренних процессов на территории Восточной Европы.
  • Формирование нового мирового порядка, вызванного завершением конфронтации между Западом и Востоком.
  • Идеологическое единообразие.

Последствия бархатной революции в Восточной Европе

  • Конец коммунистического режима. Компартии во всех странах-участниках революций претерпели распад. Часть из них преобразовалась в политические организации социально-демократического типа.
  • Смена идеологии. Социалистические идеалы утратили популярность. В экономике начался курс на капитализм: стартовала приватизация госсектора, поддержка бизнеса, началось создание рыночных отношений. В политике был взят курс на многопартийность.
  • Курс на демократизацию всех сфер жизни.
  • Улучшение уровня жизни людей. Поначалу переход к капитализму дался странам Восточной Европы нелегко – инфляция, производственный спад, бедность населения. Но уже к середине 90-х гг. удалось справиться с этими трудностями.
  • Интеграция восточноевропейских государств в Европейские организации, расширение НАТО, Евросоюза в восточные регионы.
  • Прекращение существования военно-политического альянса с СССР – Организации Варшавского договора, вывод войск Советского Союза с восточноевропейской территории.
Вывод войск Советского Союза из Польши

Бархатные революции в Восточной Европе: итоги

Помимо вышеописанных последствий политических переворотов, Бархатные революции в странах Восточной Европы привели к их вестернизации. Переняв опыт своих западных коллег, они встали на путь развития демократического общества, системы многопартийности и плюрализма в политике, был провозглашен принцип разделения властей.

В Восточной Европе утвердилась парламентская система. Ни в одном из государств до сих пор не наблюдается сильной президентской власти. Этому поспособствовало мнение политической элиты, что президентство, по типу тоталитарной власти, может затормозить демократизацию. Вся полнота власти сосредоточена в руках Парламента, исполнительная ветвь власти принадлежит правительству. Его состав утверждается парламентариями, они же контролируют его деятельность, принимают государственный бюджет и законы.

Многие историки считают, что бархатные революции в Восточной Европе можно назвать предвестниками распада Советского Союза на отдельные государства.

Особую роль бархатные революции сыграли в процессе завершения Холодной войны. Сменив свою идеологию, политические и экономические приоритеты, они пошатнули положение СССР, спровоцировали давление на Союз со стороны Штатов. В ходе встреч советского и американского лидера был подписан ряд двусторонних соглашений, ограничивающих гонку вооружений.

УДК 612. 821: 338.46

Бархатные революции в Польше, ГДР, Чехословакии. Хроника событий.

Постников Н.Д.

Кандидат исторических наук, доцент

Российский государственный Университет туризма и сервиса г. Москва

Аннотация.

Бархатные революции в странах Восточной Европы резко изменили политический ландшафт современной Европы. С падением коммунистических режимов в этих странах они вновь стали частью Европы. Особенности протекания бархатных революций в Польше, ГДР и Чехословакии дают возможность эксплицитно проследить какие социальные страты и политические силы были заинтересованы в крушении коммунистических режимов в данных странах. Какие внешние силы имплицитно являлись модераторами бархатных революций.

Ключевые слова. Бархатная революция. Демонстрация. Экономическая реформа.

Революция «Солидарности». Революция в Польше в 1989 году не была революцией события, которое развивались одномоментно. Это были революционные события, и они развивались на протяжении всех 1980-х годов. В чём и заключалось своеобразие польской бархатной революции.

В Польше перманентно существовал политический кризис, причина которого была в противостоянии коммунистического режима и польского общества. Во второй половине 70-х годов становиться ясно, что правящие в Польше коммунисты оказалась не способны гарантировать населению достаточно высокий уровень жизни, соизмеримый с уровнем жизни в странах Запада. Тем более что поляки сами могли убедиться в постоянно растущей пропасти уровней жизни в Польше и на Западе, ибо коммунистическое правительство разрешало посещать западные страны гражданам Польши с туристическими целями. Начиная с 1976 года и до падения коммунистического режима в 1989 году политическая ситуация в Польше была перманентно нестабильной. Хотя стороннему наблюдателю могло показаться, что после введения В.Ярузельским военного положения в стране с декабря 1981 по 1983 год ситуация в Польше нормализовалась и взята под контроль властей. Однако это было не так. Главный противник ПОРП (Польской объединённой рабочей партии) профсоюз «Солидарность» хотя и был запрещён в 1981году властями, но не был разгромлен и даже наоборот обладал значительным влиянием на поляков. В эти критические годы для «Солидарности» американское правительство через различные фонды, АФТ-КПП (Американская Федерация Труда --Конгресс Производственных Профсоюзов) и другие организации ежегодно оказывало помощь профсоюзу в размере 8 миллионов долларов. В 1988-1989 годах Конгресс США официально выделил «Солидарности» через АФТ-КПП 1 миллион долларов.

Польское общество оказалось втянуто в конфликт между коммунистической властью и антикоммунистической оппозицией, которая объединилась вокруг «Солидарности». Причём оппозиция отнюдь не была сломлена, она вела активную пропаганду своих взглядов, в том числе и с помощью издания пропагандисткой литературы. В период с 1982 года по 1985 год, нелегально издавались 1700 антиправительственных газет и журналов. Большая часть, которых существовало всего несколько недель или месяцев, а потом ликвидировались властями. В этот же период оппозицией было издано 1800 различных книг и брошюр антиправительственного содержания, тиражи таких изданий достигали временами 5-6 тысяч экземпляров. После некоторого улучшения ситуации в Польше, в 1986 году социально-экономическое положение вновь стало ухудшаться. Чтобы стабилизировать положение в стране правительство решило провести очередную экономическую реформу. Суть, которой состояла в эволюционном переходе от государственно-плановой модели хозяйствования к рыночной экономике. Осложнение обстановки в стране подтолкнуло процессы обновления и внутри ПОРП. Первые шаги на этом пути были сделаны на Х съезде партии, проходившем в июле 1986 года, в том числе и под влиянием политики перестройки проводившимся руководством СССР. Последствия незначительной либерализации внутри партийной жизни не замедлили сказаться и на действиях правительства. 17 сентября 1986 года министр внутренних дел Ч. Кищак объявил об освобождении из тюрем всех политических заключенных. Было освобождено 225 человек. С этого момента в Польше начинается процесс мирной трансформации коммунистической власти в демократию западного типа. 29 сентября 1986 года Л.Валенса создал Временный совет "Солидарности" по сути, легализовав «Солидарность». 6 декабря 1986 года правительство объявило о создании при председателе Государственного совета В.Ярузельском совещательного органа Консультативного совета, в рамках которого происходил свободный обмен мнениями по актуальным проблемам страны между различными политическими силами. Однако лидеры антикоммунистической оппозиции отказались войти в состав Совета. Из 56 членов Совета три четверти были беспартийные.

Проведение объявленной экономической реформы сопровождалось значительным ростом цен: на потребительские товары и услуги на 40%, на продовольствие - на 110%, на квартплату и тарифы на тепло- и энергоснабжение жилья на 140-200%. В результате начиная с осени 1987года, в стране вновь усилилась социальная напряженность. Правительство, боясь нового социального взрыва соизмеримого с событиями 1980-1983 годов, решило провести всепольский референдум о поддержке экономической и политической реформ в стране. Второй пункт референдума ставил вопрос о «глубокой демократизации политической жизни, целью которой является укрепление самоуправления, расширение прав граждан и увеличение их участия в управлении страной». Власти объявили, что референдум будет считаться состоявшимся, если больше половины граждан имеющих право голоса проголосуют в поддержку реформаторского курса правительства. Лидер «Солидарности» Л.Валенса призвал к бойкоту референдума. Многие поляки поддержали призыв Валенсы, в результате, на референдуме, проходившем в ноябре 1987года, в поддержку правительственного курса реформ высказалось лишь более 40% граждан имеющих право голоса. Референдум провалился. Стало понятно, что без соглашения с оппозицией дальнейшие реформы в стране не возможны, ибо как показал референдум, коммунистическое правительство не имело прочную социальную базу среди населения. 1987 год стал во многом решающим в деле слома старой командно-административной системы в Польше и прихода к власти антикоммунистических сил. При этом трансформационные перемены в стране происходили мирно и внешне не заметно. ПОРП шаг за шагом уступала свою власть. Нельзя сказать, что внутри ПОРП не было сопротивления такой, так сказать политике уступок оппозиции. Однако эти силы оказались в меньшинстве в партии, да и они понимали, что противостоять нарастающим событиям невозможно. В партийных рядах начинался разброд и уныние, а у партийной верхушки апатия и неотвратимое предчувствие конца. Так, оценивая ситуацию, сложившуюся в это время, секретарь ЦК ПОРП М.Ожеховский, заявил "только после определенного времени мы начали отдавать себе отчет, что нельзя изменить экономическую систему без изменения системы политической, что нельзя создать современную рыночную экономику, оставляя анахроничную политическую систему, основанную на руководящей роли одной партии". Как бы подтверждая эти слова М.Ожеховского, различные оппозиционные группы, не встречая сопротивления со стороны властей, выходили из подполья и создавали оппозиционные организации, открывали политические клубы, издавали журналы и газеты. Приезд в июне 1987 года в Польшу папы римского, так же способствовал либерализации ситуации в стране и оказал моральную поддержку оппозиции. Оппозиция в течение всего 1987 года собиралась несколько раз на свои совещания (первый раз это произошло в мае 1987года по инициативе Валенсы) выдвигая к властям требования о проведения в стране политических реформ. С октября 1987 года «Солидарность» вышла из подполья. С 1 января 1988 года было прекращено глушение иностранных радиостанций вещавших на польском языке. Начиная с 1989 года, в Польше разворачивают свою работу неправительственные организации. Прежде всего, это относится к Amnesty International, Хельсинскому фонду по защите прав человека в Польше - независимый научно-исследовательский институт и другим организациям.

Проводимая правительством экономическая реформа не давала ощутимых результатов. В апреле и мае 1988 года по стране прокатилась новая волна забастовок. Правительство З.Месснера не справлялась с социально-экономической ситуацией в стране, в мае 1988 года оно ушло в отставку. Провал реформы окончательно показал, что дальнейшее экономическое и политическое реформирование страны в рамках социалистической модели общества исчерпало себя. Промышленность уже не могла работать в системе прежней социалистической экономики. Предприятия просто становились не рентабельными и останавливались. В этот момент реформистское крыло ПОРП во главе с В.Ярузельским стояло перед выбором пустить политический процесс на самотёк или реформировать политическую систему страны под контролем партии, включив в этот процесс оппозицию. Руководство партии выбрало второй путь.

26 августа руководство ПОРП официально предложило оппозиции провести т.н. «круглый стол». Оппозиция не сразу согласилась на его проведение. Потребовалось несколько месяцев переговоров, чтобы договориться о формате «круглого стола». Он начал свою работу 6 февраля 1989 года. Правительство выступило с предложением избрания нового парламента на основе «плюралистического общества» т.е. с участием в выборах представителей оппозиции, изменения конституции страны, но при сохранении в изменённой конституции положения о "нерушимости социалистических основ государства". Л.Валенса не согласился с предложениями правительства. Суть его требований заключалась в следующем. Власти ПОРП пришёл конец, необходимо демонтировать коммунистический режим в Польше и создать в стране демократическое государство с рыночной экономикой. Столь различные подходы к переговорному процессу обеих сторон потребовали долгих и сложных консультаций, которые завершились только 5 апреля 1989 года. Правительство и оппозиция договорились о проведении выборов в Сейм с участием оппозиции, легализации профсоюза «Солидарность» (20 мая Верховный суд в Варшаве зарегистрировал "Солидарность"), введение принципа разделения властей, обеспечение гражданских прав населения, прежде всего свободы слова. Договорённостями предусматривалось введение новой палаты парламента - Сената и учреждение поста президента с большими полномочиями. Правительство и оппозиция пришли к соглашению, что президентом станет В.Ярузельский. Также по решению «круглого стола» была установлена квота парламентских мест для ПОРП – 38%, а вместе с союзниками (Объединенной крестьянской партией, Демократической партией и светскими католическими организациями) в сумме 65%. На оставшиеся 35% мест в Сейме должны были заполниться в ходе свободных выборов. Решения принятые «круглым столом» были приемлемы для ПОРП, так как позволяли играть определяющую роль в политической системе страны, да и сама политическая система продолжала оставаться в рамках социалистической модели развития. Такой же ход развития реформ в стране, как показал социологический опрос, проведённый в Польше в мае 1989 года, предпочитало видеть и большинство поляков. На поставленный вопрос: В чем должен состоять смысл общественно-политических перемен в Польше? 22,4% респондентов ответили, что необходима реформа существующей модели социализма, 38,6% - во введении новой модели социализма, 22,4% - в отказе от социалистического строя, 17,3% опрошенных не дали ответа.

На выборах проходивших в июне 1989 года победу одержала оппозиция. «Солидарность» получила все места в Сейме в рамках отведённой 35% квоты для свободных выборов. В верхней палате парламента в Сенате из 100 мест оппозиция заняла 99. Попытка ПОРП сформировать коммунистическое правительство не была поддержана большинством парламентариев. В результате, избранный на пост президента страны В.Ярузельский, вынужден был предложить на пост премьер-министра представителя от «Солидарности» Т.Мазовецкого. Он и становится в августе 1989 года во главе коалиционного правительства, в котором министры коммунисты были в меньшинстве и уже не играли решающей роли в правительстве. Управление страной перешло к оппозиции, начался демонтаж прежней коммунистической системы. В декабре 1990 года была поставлена последняя точка в социалистическом периоде истории Польши. Новым президентом страны был избран Л.Валенса. В.Ярузельский последний символ социалистической Польши покидает свой пост. Однако, стремясь подчеркнуть историческую нелегитимность существовавшего 45 лет социалистического строя в Польше, примириться с эмигрантским правительством в Лондоне и просто унизить В.Ярузельского, Л.Валенса принимает президентские полномочия не от В.Ярузельского, а от польского президента в изгнании Р.Качоровского.

Бархатная революция в ГДР. Революция объединения. К 1989 году экономическое положение ГДР, несмотря на внешний благоприятный фон, было достаточно тяжёлым. Начались перебои поставок нефти из СССР, что негативным образом сказалось на экономике страны. Командно-административная система хозяйствования начала давать сбой, экономика замедлила темпы роста.

В политической сфере также не всё обстояло хорошо. Проходящие в Польше, ЧССР и Венгрии перемены, перестройка в СССР не способствовали стабильности в ГДР. Руководство Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), под руководством Э.Хонеккера, не желало ни каких перемен в общественной жизни ГДР, и всячески блокировала доступ населения к событиям, происходившим в других странах ЦВЕ и в СССР. В ГДР была введена цензура на печатные издания из этих стран, они изымались из продажи. Однако восточные немцы были достаточно хорошо информированы о событиях в этих странах из программ телевидения ФРГ. К осени 1989 года последствия экономического кризиса для жителей ГДР стали ещё более осязаемыми, из магазинов стали исчезать продукты. В обществе всё сильнее чувствовалось недовольство правящей СЕПГ. Несмотря на усиливающиеся недовольство в обществе руководство страны не предпринимало, каких сколько-нибудь значимых шагов направленных на поиск выхода из сложившейся ситуации. Наоборот руководство СЕПГ предпринимало попытки оказать давление на массовое сознание восточных немцев, в стиле не возможности даже в перспективе думать об изменениях политического режима в ГДР. С помощью статьи опубликованной 5 июня 1989 года в газете "Нойес Дойчланд", несогласным был дан однозначный посыл, любые антиправительственные действия будут жёстко пресекаться. В опубликованной статье партийное руководство ГДР оправдывало подавление антиправительственной студенческой демонстрации на площадиТяньаньмэнь в Пекине. В статье студенческая демонстрация была охарактеризована как "контрреволюционное восстание экстремистской группы заговорщиков ". Чуть позже правительство ГДР направило свои поздравления руководству Китая с сорокалетием китайской компартии. Однако последовавшие за этим события показали, что руководство ГДР недооценило всю глубину кризиса власти. Кризис приобрёл системный характер. Первое социалистическое государство на немецкой земле проиграло капиталистической ФРГ.

Руководство ГДР не правильно оценило возможность недовольства восточных немцев, перерасти в организованную оппозиционную силу. На волне событий в Польше, в Венгрии и в Чехословакии, где слом прежних коммунистических режимов шёл полным ходом и отказа политического руководства СССР и, прежде всего М.С. Горбачева, от поддержки СЕПГ, ситуация стала выходить из-под контроля партийных функционеров.

У оппозиционеров не было возможности донести свою точку зрения до населения, т.к. все СМИ были под контролем государства, но как оказалось, информационная лазейка всё-таки была. Неподконтрольные государству церковные издания стали предоставлять свои страницы для оппозиционеров. Такие публикации достаточно быстро привели к организационному объединению оппозиции. В прочем и тогда партийно-государственное руководство ГДР не принимало в расчёт крепнувшую оппозицию. В начале осени 1989 года министерство безопасности ГДР (Штази) сообщило руководству станы, что всего в различные оппозиционные группы и движения входит около 2500 человек.

1 июля 1989 года небольшая группа, объединённая под названием "Отказ от практики и принципов отмежевания" выступили с открытым письмом, поводом для которого стала фальсификация итогов коммунальных выборов. В письме содержались политические требования к властям ГДР. Прежде всего, члены группы требовали соблюдения тайны выборов, выполнения на деле положения Конституции ГДР права создавать независимые группы по интересам, общественные объединения и движения. Такое требование было, несомненно, законно, но в условиях нарастающего политического кризиса в стране опасно для власти СЕПГ. Более того, оно открывало возможность для оппозиции создания организаций, которые и стали той силой, что свергла коммунистический режим в ГДР. Процесс был запущен. 9 сентября 1989 года 30 представителей ряда оппозиционных, по большей части церковных организации объединились в группу "Новый форум", в регистрации которого властями было отказано. Тогда же возникло гражданское движение "Демократия сегодня". Существование неподконтрольных властям организаций являлось только одним из направлений борьбы оппозиционеров с коммунистическим режимом в Восточной Германии. Другим направлением стало бегство восточных немцев из ГДР в ФРГ через третьи страны. После открытия Венгрией границы с Австрией из ГДР через эти две страны только за месяц выехало в ФРГ около 30 тысяч человек. Сотни восточных немцев обратились в посольства ФРГ в Варшаве и Праге с просьбой о политическом убежище. Ситуация в стране стала выходить из-под контроля партийного руководства ГДР. Улицы городов заполнились демонстрантами, требовавшими отмены закона о выезде, а вслед за этим требования демонстрантов шли уже по нарастающей от призыва к проведению реформ в области демократии и политических свобод, до требования об отставки руководства страны. Столь значительный всплеск активности оппозиционеров случайно или нет, произошёл накануне государственного праздника ГДР Дня республики -- 7 октября. В этот и в два последующих дня, 8 и 9 октября, в Берлине, Лейпциге, Дрездене и в других городах республики на улицы вышли десятки тысяч человек, которые требовали реформ под лозунгом «обновления социализма». Пытаясь переломить ход событий в свою пользу, руководство страны приказало разогнать демонстрации, а в Лейпциге был отдан устный приказ открывать огонь по демонстрантам. Только с помощью силы демонстрации были разогнаны, более трех тысяч человек арестовано. Однако время было упущено политическому и партийному руководству страны уже не удалось взять под контроль ход событий. Они приобретают необратимый характер. Пытаясь вновь овладеть ситуацией, часть руководства ГДР согласилось обсудить требования демонстрантов, но моховик бархатной революции уже был запущен, эти уступки уже не удовлетворяли оппозиционеров. Пытаясь хоть как-то удержаться у власти, партийные функционеры СЕПГ пошли на кардинальный шаг, который ещё так недавно считался невообразимым. 17 октября 1989 года решением Политбюро ЦК СЕПГ Э.Хонеккер был снят с поста генерального секретаря. Его приемником стал Эгон Кренц. Новое руководство страны провозгласило курс на демократизацию и проведение реформ. Но на деле в этом направлении ничего сделано не было. Э.Кренц попытался стабилизировать обстановку в стране с помощью внешнеполитических демаршей.

26 октября состоялся телефонный разговор Э.Кренца с канцлером ФРГ Г.Колем. В ходе разговора лидер ГДР предложил поднять межгосударственные отношения с ФРГ на «новую ступень» развития в таких областях сотрудничества как безопасность, экономика, экология, гуманитарная сфера. Симптоматичным, в ходе телефонного разговора, стало заявление Э.Кренца о финансовой поддержке ФРГ нового закона о выезде. По сути это был не прикрытый сигнал о сдаче своих позиций, если говорить ещё жестче капитуляция коммунистического режима ГДР перед ФРГ. Г.Коль естественно согласился расширить сотрудничество с ГДР и его руководством во всех областях. Блиц визит Э.Кренца в СССР 1 ноября уже не мог переломить ситуацию. М.С.Горбачев, что видно по скорости разворачивания событий в последующие дни в ГДР отказался поддержать новое руководство ГДР. Оппозиция наоборот усиливала давление на власть. 23 и 24 октября в Берлине, Лейпциге, Дрездене, Магдебурге прошли многотысячные демонстрации протеста оппозиции против избрания Э.Кренца Народной палатой (парламент страны) на пост председателя Госсовета и Национального совета обороны ГДР. Значительно изменились лозунги демонстрантов. Появились требования о лишении СЕПГ её правящего статуса и отставки всех прежних партийных руководителей, проведении свободных выборов. Это был уже призыв к свержению государственной власти в стране. Однако дезорганизованное партийное руководство, потерявшее волю к сопротивлению, уже не могло повлиять на ход событий, став статистом происходящего политического процесса. Не видя выхода из углубляющегося кризиса и пытаясь хоть как-то повлиять на события, Э.Кренц заявляет об открытии проходов в Берлинской стене, что ещё совсем недавно считалось невероятным. Граница между двумя Германиями перестаёт существовать. 22 ноября началось разрушение и самой Берлинской стены. 18 ноября Х.Модров становится главой правительства, прежнее руководство СЕПГ отстранено от власти.

28 ноября канцлер ФРГ Г.Коль огласил в бундестаге свою известную программу поэтапного слияния обоих германских государств, получивших название «10 пунктов Г.Коля». Программа Г.Коля, по сути, являлось вмешательством во внутренние дела ГДР, но это обвинение канцлер ФРГ отмёл как абсурдное. Заявление Г.Коля только ускорило процесс распада ГДР. Вот хроника событий.

1 декабря 1989 года парламент ГДР исключил из конституции страны статью о руководящей роли СЕПГ, что лишило партию монополии на власть. 6 декабря Э.Кренц был лишён постов председателя Государственного совета и председателя Национального совета обороны ГДР. Через два дня 3 декабря 1989 года руководство партии её ЦК в полном составе ушло в отставку, а Э.Хонеккер исключён из партии. Сама партия вступила в период распада. На проходившем в декабре 1989 года чрезвычайном съезде СЕПГ было изменено название партии на СЕПГ-ПДС (партия демократического социализма). Председателем партии был избран Г.Гизи, его заместителем стал Х.Модров. 4 февраля 1990 года из названия партии было убрано прежнее название СЕПГ. 1 февраля 1990 года Х.Модров озвучил свой план по достижению национального единства: «За Германию, единое отечество». Его план, по сути, являлся планом ускоренного включения ГДР в состав ФРГ на правах создания из двух немецких государств конфедерации. Однако в ходе визита Х.Модрова в ФРГ 13-14 февраля 1989 года Г.Коль предложил сделать западногерманскую марку единой волютой объединённой Германии. Стало окончательно понятно, что руководство ГДР не контролирует переговорный процесс и вынуждено, сдавая свои позиции, подчиняться политической воле своего западного соседа.

Начиная, со второй половины февраля 1989 года процесс поглощения ФРГ ГДР вступил в завершающий этап. 27 февраля парламент ГДР принял решение об объединении Германии. Все преграды для объединения Германии были устранены. 18 марта 1990 года состоялись выборы в парламент ГДР. На выборах победу одержал блок «Альянс за Германию», который открыто, поддерживал канцлер ФРГ Г.Коль. Блок получил 48,1% голосов избирателей. В этот же день ФРГ и ГДР подписали договор о создании валютного, экономического и социального союза. Оставалось урегулировать только международные вопросы объединения. Они были обсуждены и решены в ходе переговоров в формате 2+4 (ФРГ, ГДР + СССР, США, Англия, Франция), которые проходили в Москве 12 сентября 1990 года. По итогам переговоров был подписан Договор об окончательном урегулировании германского вопроса. СССР, США, Англия, Франция соглашались на объединение Германии.

На своём ночном заседании 23 августа 1990 года парламент ГДР - Народная палата приняла историческое решение о вхождении республики в состав ФРГ 3 октября, на основе западногерманской конституции. 3 октября 1990 года ГДР перестала существовать.

Бархатная революция в Чехословакии. Изменение политического климата в СССР после начала перестройки, несомненно, повлияло на общественную жизнь Чехословакии. В сознании масс после событий 1968 года продолжала жить мысль о необходимости реформирования существующей социалистической модели общества. Однако какой-нибудь организованной оппозиции существовавшей коммунистической власти в стране не существовало. Действовала только не большая группа под названием «Хартия-77». Положение не изменилось даже после ухода с поста КПЧ Г.Гусака в 1987 году. Страна продолжала жить без социальных потрясений. Ситуация резко изменилась и стала выходить из под контроля властей в 1988 году, когда оппозиционные группы, как по команде перешли в наступление на власть. Благо формальных поводов для проведения демонстраций под антиправительственными лозунгами было достаточно. В августе в Праге и других городах страны прошли демонстрации, посвящённые 20-ой годовщине ввода войск стран ОВД в Чехословакию. Эти демонстрации стали пробным шаром оппозиции, показавшие, что народ Чехословакии готов к переменам. Осенью деятельность оппозиционного движения вспыхнула с новой силой, чему в немалой степени способствовал благоприятный внешнеполитический фон, разворачивавшиеся события бархатных революций в Польше, в Венгрии и в ГДР, отказ советского партийного руководства поддержать своих союзников по социалистическому лагерю. В конце октября 1988 года прошла демонстрация, посвящённая 70-летию образования независимой Чехословакии. В январе 1989 года оппозиция провела демонстрацию в память двадцатилетней годовщины протестного сожжения Я.Палаха. Проведённые с августа 1988 года по январь 1989 года демонстрации имели антиправительственный характер. Причём размах и антиправительственная направленность усиливались от демонстрации к демонстрации, расшатывая стабильность государственной системы. Осознав, что власть не способна переломить ход разворачивающихся событий оппозиция переходит в наступление, используя хрестоматийные средства бархатных революций:

    хорошо скоординированные и дисциплинированные протесты населения в виде массовых шествий;

    подключение к массовым протестам наиболее активной страты общества-студентов;

    провокации против структур государственной власти;

    театрализация действия;

    использование психологических методов борьбы;

    неприменение насилия.

Поворотным событием бархатной революции в Чехословакии стала студенческая демонстрация, проведённая 17 ноября 1989 года. О том, что демонстрация была хорошо спланирована, говорит маршрут, проложенный демонстрантами: от района Альбертов к символу чешской государственности вышеградскому холму, где студенты отдали дань памяти поэту Карелу Гынеку Махи.Церемония завершилось пением студентами и примкнувшими к демонстрации обывателями государственного гимна, возложением цветов и зажжением множества маленьких свечек (театрализация действия). До этого момента демонстрация была санкционирована властями. Однако студенты, всего 15 тысяч человек, продолжили демонстрацию и направились к центру Праги. Полиции удалось блокировать демонстрацию и не пустить в к Вацлавской площади. Демонстранты, пытаясь подорвать стойкость духа полицейских, скандировали: «Ваша задача защищать нас», «Мы безоружны» (использование психологических методов борьбы). Однако полицейские в течение 40 минут разогнали несанкционированное шествие. Демонстранты не вступали в противоборство с полицейскими. В ходе разгона демонстрации ранения разной степени тяжести получили более 500 человек. На следующий день был пущен слух, что в ходе разгона шествия оппозиции органами правопорядка был убит один студент Пражского университета Мартин Шмид (психологический метод борьбы и провокация) и, хотя слух в последствие не подтвердился, известие о смерти Шмида вызвало волну протестов, направленных против коммунистического режима, и послужило своего рода катализатором для антиправительственных действий со стороны оппозиции. (Как выяснилось позже, роль убитого студента в ходе разгона демонстрации сыграл лейтенант государственной безопасности ЧССР).

Кризис «режима СЕПГ». Массовый выезд из ГДР летом 1989 г. стал катализатором движения протеста. В Лейпциге каждый понедельник стали проходить массовые демонстрации с участием нескольких тысяч, а затем десятков тысяч человек.

Эти «демонстрации по понедельникам» стали продолжением традиции коллективных молитв о мире, проводимых с начала 1980-х в церкви св. Николая группой участников пацифистского движения. Антивоенные лозунги все больше дополнялись политическими, прежде всего требованиями свободы выезда. Органы госбезопасности, оказавшись не в состоянии предотвратить проведение демонстраций, пытались разгонять их с помощью силы, проводили массовые аресты, но это только еще больше накаляло обстановку.

В сентябре 1989 г. представители около 30 различных оппозиционных групп объявили о создании «Нового форума» - общественной организации для «демократического диалога». Министерство госбезопасности отказало ему в регистрации, усмотрев опасность «антигосударственной деятельности». Призыв «Нового форума» к дискуссиям о жизненно важных общественных проблемах за короткое время подписали более 200 тыс. человек. В течение нескольких недель образовались и другие общественно-политические движения и партии: «Демократия сейчас», «Демократический прорыв», Социал-демократическая партия, «Зеленая партия», Независимый союз женщин и др. Их создание символизировало начало общественных перемен и одновременно нарушило политическую монополию СЕПГ.

Внутриполитическая ситуация обострилась в связи с празднованием 40-летия ГДР, которое по решению СЕПГ проводилось с большим размахом. К нему велась тщательная подготовка, органы госбезопасности, народная полиция и части Национальной народной армии должны были обеспечить порядок и не допустить «провокаций» во

2. ГДР в 1970-1980-е гг.: *зра Хонеккера»

время торжеств. Речь Хонеккерз 6 октября была выдержана в традициях официальной пропаганды СЕПГ: он представил радужную картину «успехов и достижений социализма» и ни слова не сказал о массовом выезде и акциях протеста. Почетным гостем юбилейных мероприятий был М. С. Горбачев, который дал понять руководству ГДР, что рассчитывать на поддержку СССР оно может только при условии проведения реформ.

Это было воспринято рядом членов политбюро, которые понимали необходимость изменений в политике СЕПГ, как сигнал к смещению Хонеккера для спасения режима. 17 октября было объявлено об отставке Хонеккера «по состоянию здоровья» и избрании новым генеральным секретарем СЕПГ 42-летнего Эгона Кренца (род. 1937), секретаря ЦК по безопасности, одного из самых молодых членов политбюро, представителя «реформаторов».

На следующий день новый лидер выступил с заявлением, в котором объявил о «повороте» в политике СЕПГ и ее «готовности к диалогу» с другими общественно-политическими движениями. В то же время Кренц повторил тезис о ведущей роли СЕПГ и приверженности социализму. Очевидным было стремление СЕПГ с помощью «косметических» мер сохранить позиции партии и даже попытаться встать во главе общественного движения за обновление.

Однако политические маневры нового руководства не имели успеха, поскольку в способность СЕПГ к проведению демократических реформ уже мало кто верил.

Кроме того, набиравшее силу дпижение протеста обрело собственную логику развития. После десятилетий политического безмолвия пришло осознание значимости и силы общественного движения «Мы - народ!». В Лейпциге, Дрездене и других городах проходили массовые демонстрации с требованием демократизации, 4 ноября в Берлине состоялась демонстрация с участием от 500 тыс. до 1 млн человек, в ходе которой звучали требо

вания демократии, свободы и даже отказа от «социализма ГДР». Попытки руководства СЕПГ вступить в диалог с участниками демонстрации закончились провалом. Политбюро СЕПГ разработало и представило общественности обширную программу действий. В нее входило принятие новых законов о выезде, о СМИ, а также проведение реформы управления, повышение роли местных органов власти, начало широкой экономической реформы, модернизация системы образования и др. Однако, эта программа не убедила участников оппозиционного движения, которые выдвигали радикальные требования - в первую очередь, отказа СЕПГ от монополии на власть, что означало бы крушение политической системы ГДР.

Подтверждением мнения большинства граждан о том, что СЕПГ не способна на глубокие реформы, стала публикация 6 ноября проекта нового закона о выезде. Неясные формулировки и бюрократические правила вызвали широкое возмущение, перед которым СЕПГ была вынуждена капитулировать. 9 ноября на пресс-конференции, которая транслировалась по телевидению, член политбюро ЦК СЕПГ Понтер Шабовски (род. 1929) объявил об упрощении правил выезда и заверил, что «разрешения будут выдаваться незамедлительно». При этом руководство СЕПГ вовсе не собиралось отменять контроль на границе с ФРГ и Западным Берлином. Однако выступление Шабовски было интерпретировано населением как разрешение свободного выезда, и десятки тысяч восточных берлинцев вечером 9 ноября стали стекаться к контрольно-пропускным пунктам. Растерянные пограничники, не имея никакого приказа о действиях в этой ситуации, под напором огромной толпы людей, открыли шлагбаумы. Со стороны Западного и Восточного Берлина началось стихийное крушение ненавистной стены. В ту ночь, получившую название «ночи встреч», на улицах и площадях Западного Берлина праздновали сотни тысяч человек из обеих частей города.

Руководство СЕПГ не предполагало, какие последствия будет иметь либерализация правил выезда. В течение двух недель Западный Берлин посетили более 13 млн восточных немцев, сравнение условий жизни стало для них настоящим шоком. Эти события стали поворотным пунктом в развитии общественно-политической ситуации в ГДР. Большинство участников оппозиционного движения от лозунга «Мы - народ!» переходит к другому - «Мы - один народ."», что отразило стремление к объединению с ФРГ. Часть оппозиции по-прежнему выступала за демократизацию в рамках социализма и сохранения ГДР. Эта позиция нашла отражение в воззвании «За нашу страну», подписанном рядом известных представителей творческой интеллигенции - писателя

ми Кристой Вольф (род. 1929), Стефаном Хеймом (1913-2001) и др., но большинство населения не поддержало этот призыв. Экономические и политические условия жизни в ФРГ были притягательным образцом и стали решающим аргументом в пользу объединения. Кроме того, были сильны опасения реставрации всевластия СЕПГ.

Руководство СЕПГ пыталось удержать ситуацию под контролем. 13 ноября новым главой правительства стал Ханс Модров (род. 1928), бывший первым секретарем окружного комитета партии в Дрездене, один из тех, кто понимал необходимость проведения реформ. Его назначение должно было подать знак оппозиции о готовности начать необходимые преобразования. Кроме членов СЕПГ, сохранивших ключевые посты, в правительство Модрова были включены представители «блоковых» партий. В заявлении правительства 17 ноября содержалась обширная программа намеченных действий: предполагалось ослабить централизованное управление и планирование экономики, дать предприятиям больше самостоятельности, осуществить реформу правовой системы, усилить внимание к проблемам экологии, образования, а также провести свободные парламентские выборы в 1990 г.

«10 пунктов» X. Коля

Драматичные события осени 1989 г., обусловившие серьезную общественно-политическую дестабилизацию в ГДР, а также продолжавшийся массовый выезд в ФРГ, побудили правительство Коля определить свою позицию. 28 ноября федеральный канцлер выступил в бундестаге с речью, получившей название «Программа 10 пунктов». В ней было обещано оказать ГДР финансовую и экономическую поддержку при условии проведения демократических реформ. Конкретно речь шла лишь о ликвидации политической монополии СЕПГ и проведении свободных выборов, создании демократически-правовых основ государственного и общественного порядка, отказе от планово-бюрократической модели экономики и ее переходе на рыночные механизмы. 10-й пункт программы предусматривал возможность создания конфедерации двух государств. Восстановление государственного единства Германии предполагалось в рамках процесса европейской интеграции.

О том, сколько времени займет этот процесс, в программе Коля не говорилось. В целом, несмотря на осторожные оценки и прогнозы о перспективах объединения Германии, был очевиден переход ФРГ от роли заинтересованного наблюдателя на позиции активного участника событий в ГДР.

Глава VII. ГДР в 1949-1989 гг.

Крах «режима СЕПГ»

Народная палата ГДР, бывшая послушным исполнителем воли СЕПГ, под давлением общественных настроений 1 декабря 1989 г. вынесла решение об отмене 1-й статьи конституции ГДР, в которой говорилось о руководящей роли СЕПГ. После этого «блоковые» партии - ХДС, ЛДПГ, НДПГ и ДКПГ - вышли из «Национального фронта». Это означало крушение основы политической системы ГДР. Для СЕПГ насущной задачей стало самосохранение в новых условиях. Политбюро заявило о намерении созвать съезд партии для обсуждения сложившейся в стране ситуации и принятия соответствующих решений. 3 декабря члены политбюро и ЦК подали в отставку, Хонеккер и еще ряд высокопоставленных деятелей были исключены из рядов СЕПГ.

7-9 декабря состоялся чрезвычайный съезд СЕПГ, на котором решался вопрос о будущем партии. К этому времени число ее членов сократилось с 2,3 млн до 1,8 млн. Это отражало смятение и разочарование многих рядовых членов партии, стало известно о фактах коррупции и злоупотреблений властью со стороны партийных функционеров разного уровня. На съезде определились две точки зрения: часть делегатов выступила за радикальное обновление, вплоть до роспуска СЕПГ и создания новой социалистической партии; другая позиция сводилась к предложению о частичном пересмотре позиций СЕПГ и ее переименовании. После острых дискуссий делегаты приняли решение о новом названии СЕПГ - Партия демократического социализма (ПДС), ее председателем был избран берлинский адвокат Грегор Гизи (род. 1948). Это была попытка путем тактических изменений сохранить позиции партии, в том числе удержать в руках ее огромное имущество: недвижимость, научные институты, издательства и т. д. С новым реформаторским руководством СЕПГ - ПДС хотела сохранить влияние на политические процессы в стране.

Внешняя политика ГДР

Интеграция ГДР в Восточный блок. Как и ФРГ, ГДР после своего образования не обладала возможностью проводить самостоятельную внешнюю политику. До июня 1953 г. она находилась в ведении военного органа - Советской контрольной комиссии, а затем (после событий 17 июня) - в ведении органа гражданского контроля - института Верховного комиссара СССР.

После неудачных переговоров СССР и западных держав по германскому вопросу в 1952-1955 гг. и вступления ФРГ в НАТО произошла окончательная интеграция Восточной Германии в советский

2. ГДР в 1970-1980-е гг.: «эра Хонеккера»

блок. В марте 1954 г. Советское правительство заявило, что оккупационный режим в Восточной Германии упраздняется, и ГДР располагает отныне полным суверенитетом. На самом деле этот суверенитет в условиях «холодной войны» был формальным и ограниченным. 14 мая 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (ОВД) - военно-политический блок социалистических стран Восточной Европы во главе с СССР, куда вошла и ГДР.

20 сентября 1955 г. был подписан договор об отношениях между ГДР и СССР, который предоставил Восточной Германии формально «полный государственный суверенитет». Советский Союз признал независимость ГДР во всех вопросах внешней и внутренней политики. Вместо ведомства Верховного комиссара было учреждено посольство СССР в ГДР. Вместе с тем Советский Союз выполнял обязательства по контролю над безопасностью и внешней политикой ГДР, на ее территории по-прежнему оставались советские войска. Двусторонние соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи были заключены ГДР с большинством социалистических стран. Наряду с членством в ОВД и Совете экономической взаимопомощи (СЭВ), созданном в 1949 г., это создавало дополнительные договорные гарантии неотъемлемости ГДР от социалистической системы.

В январе 1956 г., после согласования с советским руководством, правительство ГДР обнародовало закон, в соответствии с которым прежние гарнизонные полицейские соединения подвергались реорганизации и официально учреждались Национальная народная армия численностью в 120 тыс. человек и министерство обороны. Командующий группировкой советских войск в ГДР выполнял полный оперативный контроль над восточногерманскими вооруженными силами, которые практически полностью зависели от СССР, в том числе в вопросах обеспечения оружием.

ГДР, как «западное прифронтовое государство» ОВД, становится основным стратегическим союзником СССР в военно-политической, научно-технической, экономической и идеологической сферах. Она занимала в рамках советского блока несколько привилегированное положение, имея в виду существование двух германских государств, и получала более значительную помощь, чем другие его члены. Ее успехи рассматривались как прямое доказательство преимуществ социал истического строя. Вместе с тем Восточная Германия сильно зависела от СССР в военном, политическом и отчасти экономическом отношениях.

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и ГДР, подписанный 12 июня 1964 г., гарантировал «непри

Глава VII. ГДР в 1949-1989гг.

косновенность границ ГДР» и предусматривал «существование двух суверенных немецких государств». Обе стороны подтвердили решимость и в дальнейшем всесторонне развивать связи на принципах социалистического интернационализма. Они обязались в случае вооруженного нападения на одну из них оказать друг другу немедленную помощь. В 1967-1968 гг. подобного содержания договоры были заключены между ГДР и Польшей, Чехословакией, Монголией.

Постоянно существовавший среди восточногерманского руководства страх перед тем, что советская политика в германском вопросе может измениться, что СССР может использовать ГДР в своих целях, обусловливал безоговорочную, полную поддержку руководством Восточной Германии всех действий Советского Союза, прежде всего в рамках ОВД. Так, ГДР одобряла советскую позицию в конфликте с Китаем с начала 1960-х гг., а в 1968 г. Ульбрихт поддержал самые жесткие шаги в отношении Чехословакии.



Похожие публикации